Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

inna_lina92 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.04.2019
В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по формированию математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Проведенная работа по формированию математических представлений детей старшего дошкольного возраста подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения изучаемой проблемы.
Введение

Актуальность исследования. Для умственного развития детей существенное значение имеет получение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь нужных для познания окружающего мира. Проблема формирования и развития математических способностей детей ? одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. [11]. Традиционно проблему освоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счет, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Математическое развитие дошкольника ? это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий. Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. В соответствии с ФГОС ДО основных целей математического развития детей дошкольного возраста являются: – развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях); – развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; – освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация); – развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация); – овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления; – развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач; – развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; – развитие активности и инициативности детей; – воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки. Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Математическое образование дошкольника – целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка. Цель исследования: изучить эффективность кружковой деятельности в ДОУ по формированию математических представлений у старших дошкольников. Объект исследования: математические представления старших дошкольников. Предмет исследования: кружковая деятельность в ДОУ как средство формирования математических представлений у старших дошкольников. Гипотеза исследования: предполагается, что специально организованная кружковая деятельность в ДОУ посредством дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная математика», способствует формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Поставленная цель и выдвинутая гипотеза определяют следующие задачи: – провести анализ научной литературы по проблеме исследования; – подобрать комплекс методов и методик, отвечающий цели и логике исследования; – разработать и апробировать дополнительную общеразвивающую программу «Занимательная математика» для кружковой деятельности в ДОУ, направленную на формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста; – проанализировать динамику развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Методологическая основа исследования: в качестве методологической основы исследования выступили принципы отечественной психологии: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип активности, принцип системности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Я. Рубинштейн и др.). Теоретическим обоснованием темы выступили научные труды ряда отечественных и зарубежных ученых. Так, проблемой развития математических представлений детей дошкольного возраста занимались такие отечественные авторы, как: А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, Р. Грин, В.В. Данилова, Т.И. Ерофеева, Дж. Кюизенер, В. Лаксон, А.М. Леушина, Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, А.А. Столяр, Е.И. Щербакова и другие. Методы исследования: в соответствии с поставленной целью и определившимися задачами научного исследования в работе был подобран комплекс методов, отвечающий научным подходам отечественной психологии, целям, задачам и логике исследования: – метод теоретико-методологического анализа научной литературы; – организационная группа методов представлена методом сравнительного анализа; – эмпирическая группа методов включала наблюдение, тестирование, эксперимент; – интерпретационная группа методов представлена количественным и качественным анализом фактического материала; – метод математической обработки данных представлен методами описательной и индуктивной математической статистики с применением непараметрического критерия G – Оуэна. Методики исследования: – экспресс – диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста (И.Н. Чеплашкиной, Л.Ю. Зуевой); – методика «Исследования уровня развития логического мышления» (Э.Ф. Замбацявичене); – тест «Абстрактное логическое мышление» (Л.А. Ясюковой). База исследования: работа проводилась на базе МБДОУ «ДСОВ № 88» г. Братска. Всего в исследовании приняли участие 24 ребенка в возрасте 6-7 лет. В экспериментальную группу вошли 12 детей (группа «Солнышко»), контрольную группу составили 12 детей (группа «Звездочки»). Практическая значимость: полученные результаты эмпирического исследования и разработанная нами образовательная программа «Занимательная математика» можно рекомендовать к работе воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста для организации совместной деятельности в дошкольные образовательные учрежденья, а также для дополнительной образовательной деятельности. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 57 источников и трех приложений. Основной текст изложен на 68 страницах, содержит 15 таблиц и 3 рисунка. Общий объем работы составил 78 страниц.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ 8 1.1. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 1.2. Проблема развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 1.3. Кружковая деятельность в ДОУ как средство развития математических представлений у старших дошкольников 8 11 16 Выводы по первой главе 24 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ 27 2.1. Организация и ход экспериментальной работы по формированию математических представлений у старших дошкольников в ДОУ 27 2.2. Особенности кружковой деятельности в ДОУ по формированию математических представлений у старших дошкольников 30 2.3. Представление и анализ результатов экспериментальной работы по формированию математических представлений у старших дошкольников посредством кружковой деятельности в ДОУ 40 Выводы по второй главе 59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 ЛИТЕРАТУРА 64 ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Список литературы

1. Баишева, М.И. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно - методический комплекс // Институт развития образования. Пед.институт ЯГУ -Якутск: Изд. ИРОМА РС (Я). - 2000. 144 с. 2. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. М.: Эксмо, СКИФ, 2009. 3. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников. / А.В. Белошистая. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. 256 с. 4. Белошистая А.В. ст. Новый взгляд на традиционную тему один-много. // Дошкольное воспитание. М.: «ВЛАДОС», 2009. - № 9. С. 36 - 42. 5. Белошистая А.В. ст. Игровая ситуация на занятиях по математике. // Дошкольное воспитание. М.: «ВЛАДОС», 2007. - № 10. С. 6 - 10. 6. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений: В 2 кн. М.: «ВЛАДОС», 2004. - Кн. 1: Конспекты занятий. Методические рекомендации. Программа. 120с. 7. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций. / Под. ред. Будько Т.С.; Брест: «Издательство БрГУ», 2006. 46 с. 8. Венгер, Л.А. Развитие мышления дошкольника /Л.А. Венгер, В.С. Мухина. Дошкольное воспитание. 1974. № 7. 26 с. 9. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию 10. умственных способностей у детей дошкольного возраста. /А. Л. Венгер, О.М. Дьяченко. М.: «Просвещение», 1989 г. 175 с. 11. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 368 с. 12. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. / Пер с англ. Р. Грин, В. Лаксон. М.: «Педагогика», 1982. 192 с. 13. Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. /О. Е. Громова. М.: «Сфера», 2005. 48 с. 14. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. /В.В. Данилова. М.: «Просвещение», 1987. 234 с. 15. Данилова В.В., Рихтерман, Т.Д., Михайлова, З.А. Обучение математике в детском саду: практические семинарские и лабораторные занятия. /В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. М.: «Академия», 1998. 160 с. 16. Доман Г. Как обучить ребенка математике. / Г. Доман. М.: «Аквариум», 2000. 320 с. 17. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М: Академия, 2000. 18. Дошкольный возраст. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Дошкольный возраст (дата обращения: 15.10.2018). 19. Дьяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. М.: Эксмо, 2009. 176 с. 20. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Ерофеевой Т.И. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. 128 с. 21. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. М.: «Просвещение», 2005. 215 с. 22. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2003. 384с 23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. 15-е изд., исправ. и доп. М.: Академия, 2015. 432 с. 24. Колесникова У.В. Математика для детей. М. ТЦ Сфера, 2013. 80 с. 25. Корнеева, Г.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусеибова; М.: 2000. 26. Клементовича Т.Ф. Я учусь математике. Для детей 5-7 лет - «Литера», 2016. 96 с. 27. Левашева И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников / И.И. Левашева. Вектор науки ТГУ. // Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 3(6). С. 182 с. 28. Леушина А.М. Занятия по счету в детском саду. /А.М. Леушина. ? М.: «Просвещение», 1965. 190 с. 29. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология». М.: Просвещение, 1974. 303 с. 30. Математика от трех до семи: Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. М.: Академия, 2001. 31. Методика Кюизенера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vershina-corp.ru/fishki-dlya-malyshki/razvivayushie-metodiki/metodika-kyuizenera/ (дата обращения:16. 10. 2014) 32. Михайлова З.А. Математика – это интересно. 2006. 33. Михайлова 3.А., Носова, E.Д., Столяр, АА., Полякова, М. Н., Вербенец А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. // «Детство-пресс». - СПб.: «Питер», 2008. С. 24 -35. 34. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З.А. Михайлова. М.: «Просвещение», 2001. 201 с. 35. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей. М.: Педагогика, 2011. 36. Новикова В. ст. Математика для малышей. // Дошкольное воспитание. М.: «Просвещение», 1982. - № 3. С. 77 -79. 37. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. /Е.А. Носова. - Л.: «Знание», 1990. С. 24 - 37.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ 1.1. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство – это короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируется определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей – переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логическим, от практического мышления – к творческому. В старшем дошкольном возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключений [16]. К старшим дошкольникам относят детей в возрасте 5-7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада. Данный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе [19].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg