Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

inna_lina92 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 101 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.04.2019
В ходе проведенного исследования, целью которого было теоретическое и экспериментальное изучение состояния пространственных представлений у дошкольников с дизартрией, а также разработка и содержание коррекционной работы по формированию пространственных представлений и пространственной лексики у дошкольников с дизартрией, были сформулированы следующие выводы: Пространственные представления и восприятия – емкие понятия, отражающие многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве представляют собой различные пространственные категории .На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве.
Введение

Пространственные представления играют важную роль для всех видов деятельности человека, охватывая все стороны их взаимодействия с действительностью. Формирование пространственных представлений связано с развитием познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Развитие детей с речевыми нарушениями происходит с некоторыми отличиями от развития детей в норме. Нарушение речи во многом оказывает влияние на различные стороны развития детей, в зависимости от дефекта, возникают трудности в общении, в эмоционально-волевой сфере, возникают трудности при формировании познавательных процессов, при развитии мыслительных операциях, при формировании оптико-пространственных представлений. Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, а также о величине, форме и относительном расположении объектов. Чтобы обучение ребенка в школе было успешным, ему необходимо свободно ориентироваться в пространстве, а также владеть основными пространственными понятиями, такими как: право, лево, спереди, сзади, вверху, внизу и пр. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, основанными на установлении отношений между предметами и явлениями, их последовательности, а также, их пространственных взаимосвязей. В настоящее время проведено много психолого-педагогических исследований (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Ж. Пиаже и др.), раскрывающих важное значение освоения предметного и социального пространства в формировании у ребенка целостной картины мира. Пространственная ориентировка охватывает все сферы взаимодействия ребенка с окружающей и является неотъемлемой частью процесса социализации ребенка. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. В структуре дефекта при дизартрии ведущим симптомом является двигательное расстройство. А ведь именно двигательная активность являются необходимым фактором успешного формирования пространственных представлений и пространственной лексики. Умение ребенка с дизартрией представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, умозаключения и др. Раскрытие проблемы формирования пространственных представлений и пространственной лексики у дошкольников с дизартрией на практике будет способствовать развитию речедвигательной и познавательной деятельности. Анализ исследований, показал, что логопеды в процессе коррекционной работы с детьми с дизартрией не только формируют правильное звукопроизношение, но и развивают оптико-пространственное восприятие. Формирование пространственных представлений с одной стороны развивает двигательные функции детей, с другой стороны пополняет их активный словарь. Недостаточная изученность особенностей развития пространственных представлений, их взаимосвязи с нарушениями речи у дошкольников с дизартрией, неразработанность методов и программ профилактики и коррекции нарушений речи, сочетающихся с недоразвитием указанного психического процесса, определяют актуальность данного исследования. Анализ литературы и практики позволил сформулировать проблему исследования: с одной стороны вопросы коррекционной работы с дошкольниками с дизартрией изучались разными учеными и отражены в литературе, доказана необходимость формировании пространственных представлений, значимость оптико-пространственного восприятия в дошкольном возрасте подчеркивается всеми исследователями; с другой стороны, логопеды нуждаются в систематизации методических рекомендаций, где были бы описаны методы, приемы и условия формирования пространственных представлений и пространственной лексики у детей дошкольного возраста с дизартрией. Объект исследования: пространственные представления и пространственная лексика у детей дошкольного возраста с дизартрией. Предметом исследования: формирование пространственных представлений и пространственной лексики дошкольников с дизартрией. Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация программы по формированию пространственных представлений и пространственной лексики у дошкольников с дизартрией. Гипотеза исследования: предполагается что, у детей с дизартрией страдает пространственные представления и пространственная лексика; формирование пространственных представлений и пространственной лексики будет рузультативным если использовать в процессе логопедической коррекции двигательные упражнения, направленные: - на формирование умения определять взаиморасположение предметов «от себя», «от объекта», «между предметами», - на употребление слов, обозначающих пространственное взаиморасположение предметов; - на формирование навыка ориентировки в пространстве. Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать специальную лингвистическую, психолого-педагогическую, логопедическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Подобрать методики, позволяющие выявить особенности и уровень сформированности пространственных представлений и пространственной лексики у детей с дизартрией; 3. Разработать и реализовать программу формирования пространственных представлений и пространственной лексики детей дошкольного возраста с дизартрией. 4. Проанализировать результативность осуществленной коррекционной работы по формированию пространственных представлений и пространственной лексики у детей дошкольного возраста с дизартрией. Теоретико-методологическую основу исследования составили: – положение о ведущей роли обучения в процессе развития (Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев). – Психолого–педагогические исследования аспектов формирования пространственных представлений, Б.Г. Ананьева, И.П. Павлова, Т.А. Павловой, Н.Н.Семаго, Н.Я. Семаго, А.В. Семенович, С.О. Умрихина. – Работы Е.Ф. Архипова, А.В. Семенович, С.О. Умрихин, раскрывающие особенности развития пространственных представлений у детей с дизартрией. В данной работе мы использовали следующие методы исследования: - теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, моделирование; - эмпирические: педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент; - интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов диагностики. База исследования: МАДОУ № 153. В исследовании приняли участие 10 детей от 5 до 6 лет с дизартрией. Этапы исследования: 1. Ориентировочно-поисковый: выбор темы исследования, научного руководителя, подбор, анализ литературы по теме исследования, составление плана работы. 2. Диагностический: подбор диагностических методик по проблеме исследования, определение базы исследования, экспериментальной группы, проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных результатов. 3. Методический этап: подбор принципов, методологической основы проекта, логопедических игр и упражнений, разработка и написание программы формирования пространственных представлений и пространственной лексики у детей дошкольного возраста с дизартрией. 4. Завершающий этап: проведение контрольного эксперимента, анализ результативности логопедической работы. Выводы по работе. Практическая значимость заключается в выявлении особенностей пространственных представлений и пространственной лексики у дошкольников с дизартрией, в разработке коррекционно-логопедической программы по формированию пространственных представлений и пространственной лексики дошкольников с дизартрией в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения. Разработка рекомендаций по формированию пространственных представлений и пространственной лексики у детей с дизартрией Апробация результатов Крутова, Г.Д. Особенности пространственных представлений и пространственной лексики у дошкольников с дизартрией// Всероссийская научно-практическая конференция памяти В.В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» 26-27.04.2018 года. – г. Екатеринбург. Структура исследования: работа состоит из введения, трёх глав, теоретического анализа исследований по выбранной тематике, описания констатирующего эксперимента, описания коррекционной программы и ее результатов, выводов, заключения, списка литературы и приложений. В работе 81 страницы печатного текста, 8 диаграммы, 7 таблиц, список литературы содержит 52 наименование авторов.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретический аспект изучения пространственных представлений и пространственной лексики у детей дошкольного возраста с дизартрией 9 1.1. Понятие об пространственных представлениях и пространственной лексики и их онтогенез у детей дошкольного возраста 9 1.2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с дизартрией 15 1.3. Особенности пространственного восприятия и пространственной лексики у детей дошкольного возраста с дизартриепй в научных исследованиях 21 ВЫВОД ПО ПОРВОЙ ГЛАВЕ 27 ГЛАВА 2. Изучение особенностей развития пространственных представлений и лексики у детей дошкольного возраста с дизартрией 29 2.1 Организация, цель, задаччи и методики узучения особенностей пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с дизартрией 29 2.2. Анализ результатов исследования особенностей пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с дизартрией 43 ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 54 ГЛАВА 3. Корекционная работа по формированию пространственных представлений и пространственной лексики у детей дошкольного возраста с дизартрией 56 3.1 Содержание коррекционной работы по формированию пространственных представлений и пространственной лексики у дошкольников с дизартрией 56 3.2. Анализ результатов корекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений и пространственной лексики у детей с дизартрией 65 3.3. Методические рекомендаии по развитию пространственных представлений и пространственной лексики у дошкольников с дизартрией 70 ВЫВОД ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78 ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / БГ. Ананьев. – М.: Просвещение, 1964. – 302с. 2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению дизартрии. – М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254с. 3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331с. 4. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В.Ахутина, Н.М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с. 5. Ахутина, Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно- вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/Т.В. Ахутина. - М.: Академия, 2003. - 64 с. 6. Бадалян, Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 384с. Белякова Л.И. Дифференциальные признаки сходных форм нарушений речи / Л. И. Белякова, А. М. Шацкова // Логопед. – 2012. – № 5. – С. 10–13. 7. Брюховских, Л.А. Недоразвитие пространных представлений и понимания логико-грамматических структур языка у младших школьников с дизартрией / Л.А. Брюховских // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2008. –№1 – С. 106–110. 8. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, - М..: Просвещение: Владос, 2009. – 287 с. 9. Бурачевская, О.В. Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О.В. Бурачевская // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 1235–1238. 10. Бурачевская О. В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 55-57. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/6/185/ 11. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми: логопедическое пособие /А.И. Богомолова - СПб. ТОО «Издательство «Библиополис», 1994. - 208 с. 12. Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 13. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (собрание трудов) / Л.С.Выготский. – М.: Лабиринт, 2001. – 368 с. 14. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с. 15. Дмитриев, А.А. Структуризация зрительного гнозиса как компонента графомоторной компетенции у детей 6-7-летнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня / А.А.Дмитриев, А.А. Турышева // Специальное образование. – 2015. – №3. – С. 17-24. 16. Елецкая, О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей/О.В.Елецкая. - М.: Школьная Пресса, 2004. – 78 с. 17. Зайцева, Л.А. Коррекция зрительного восприятия у детей с дизартрией / Л.А. Зайцева, Т.В. Горудк // Дэфекталогiя. – 2003. – № 1. – С. 13 – 28. Защиринская, О.В. Пространственно-временные представления как основа формирования навыков письма у детей с задержкой психического развития / О.В.Защиринская, О.Л. Курчигина // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология, 2012. – №1. – С.9-16. 18. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2017. – 279 c. 19. Иванова, О.Н. Особенности пространственных представлений и восприятие времени у детей с общим недоразвитием речи О.Н.Иванова // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 сборник научных трудов практической конференции 31 января 2012 г. Часть 5. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2012. – С.69-71. 20. Карпова, Е.В. К вопросу о восприятии пространства / Вестник Челябинского государственного университета. – 2016. – 13. – С. 34 – 36, 2009. 21. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 2005. – 173с. 22. Логопедия / Под ред. Волковой, С.Н. Шаховской Л.С. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 680с. 23. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции / А.Р.Лурия. – М.: Изд-во МГУ, 1969. 24. Лобачева, Е.К. Развитие пространственных представлений в системе коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи // Логопедия: методические традиции и новаторство. -М.: МСПИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2003. – С. 152 –159. 25. Люблинская, А.А. Умственные способности и возраст / А.А.Люблинская. – М.: Педагогика, 1971. – 218 с. 26. Манелис, Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе / Н. Г. Манелис // Методы нейропсихологической диагностики: хрестоматия: учебное пособие / ред. Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина. – Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2014. – С. 425-447. 27. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М..: Просвещение, 1992. – 95 с. 28. Моргачева, И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений / И.Н.Моргачева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 29. Павлов, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. - М.: Школьная Пресса, 2004. — 60 с. М.: Школьная Пресса, 2004. — 60 с. 30. Патология речи / Сост. А.И.Ахметзянова, Т.Ю.Корнийченко, Л.Н.Суздальцева и др. // Под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: ФГАОУ ВПО КФУ, 2012. – 167 с. 31. Пичугина, Г.А. Развитие зрительно-пространственного восприятия у дошкольников с ОНР / Г.А. Пичугина, Ю.А. Харебашвили // Логопед. – 2006. – № 3 – С. 64–67. 32. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 448с. 33. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с. 34. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М., "Просвещение", 1973. – 272 с. 35. Приходько, О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько //Специальное образование. – 2012. – №2. – С.68-81. 36. Прищепова, И.В. Особенности зрительно-пространственных функций школьников с общим недоразвитием речи / И.В.Прищепова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – №148. – С.86-95. 37. Пылаева, Н. М. Трудности зрительно-предметного восприятия: диагностика и коррекция // Школа здоровья. – 2015. – № 4. – С. 42 38. Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. – 8-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 173 c. 39. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. С. 118–130 40. Семаго, И.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы / Дефектология, №1, 2000. – С. 12-18. 41. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие / А.В.Семенович. – М.: Генезис, 2015. – 474 с. 42. Семенович, А.В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии / А.В.Семенович, С.О.Умрихин. – М.,1998. – 6с. 43. Сивцова, В.А. Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении / В.А.Сивцова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. Конф. Санкт- Петербург: СатисЪ, 2014. – с. 93-100. 44. Сизова, Л.В. Исследование особенностей зрительно-пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста / Л.В.Сизова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2015. – № 1 . – С. 97-107 . – Режим доступа: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1380360 . 45. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г.Симерницкая. – М. Изд-во МГУ, 2005. – 190 с. 46. Скребец, Т. В. Сравнительный анализ результатов исследования оптико-пространственной функции у учеников 2, 3, 4-х классов / Т.В.Скребец // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология, 2013. – №1. – С.120-122. 47. Словарь практического психолога. – М.: АСТ / С.Ю. Головин. 1998. – 800с. 48. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под ред. Власовой Т.А. и др. – М.: 1982. – 72 с. 49. Судиловская, А.В. Проблема формирования пространственных представлений у дошкольников / А.В. Судиловская // ВесТИ БДПУ. – 2014. – № 4. – С. 12 - 15. 50. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова, О.С.Орлова. – М.: Эксмо, 2015. – 320с. 51. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / М.Е.Хватцев. – М., 2013. –272с. 52. Ченцов Н.Ю., Симерницкая Э.Г., Обухова Л.Ф. Нейропсихологический анализ нарушений пространственных представлений у детей и взрослых //Вестник Московского университета. – 2015. – № 3. – С. 13 – 23
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретический аспект изучения пространственных представлений и пространственной лексики у детей дошкольного возраста с дизартрией 1.1. Понятие об пространственных представлениях и пространственной лексики и их онтогенез у детей дошкольного возраста В рамках нашего исследования внимание направлено на изучение проблемы пространственных представлений и пространственной лексики, тем самым, необходимо рассмотреть, как данные понятия освящены в литературных источниках. Пространственные представления изучались учеными разных направлений и на сегодняшний день является дискуссионным вопросом. В современных отечественных исследованиях пространственные представления рассматриваются с разных сторон. Исследования пространственных представлений в отечественных исследованиях имеют сравнительно короткую историю. Данным вопросом занимались такие ученые как В.Л. Деглина, М.С. Лебединский, А.Р. Лурия, Л.И. Московичюте, Н.Н. Николаенко, А.В. Семенович и другие ученые в данной области. В этих исследованиях пространственное восприяти относят к базису, над которым настраиваюся все высшие психические процессы. Полноценное формирование пространственной ориентации обеспечивает в дальнейшем правильное развитие речевых функций, письма, чтения. Нарушения пространственной ориентации затрудняют формирование высших психических функций и препятствуют нормальному развитияю личности в целом. Пространственные представления выступают основными базовыми составляющими психического развития. В своих работах Е.В. Карпова утверждает что до 95% информации о пространстве человек получает с помощью зрения, хотя в процессе восприятия пространства и задействованы все органы чувств, что обеспечивает чувственное отражение в сознании действительности и целостный образ, который возникает под воздействием окружающей среды [20].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 47 страниц
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg