Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Проблемы закрепления и реализации принципов избирательного права в международном и внутригосударственном праве.

natalya1980er 2025 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.04.2019
Целью работы является всестороннее исследование законодательной базы в сфере закрепления и реализации принципов избирательного права в зарубежных странах и на внутригосударственном уровне. Задачи исследования. Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач, отражающих структуру и логическую последовательность научного исследования: - дать характеристику основных понятий выборов и избирательного права в различных источниках; - рассмотреть виды принципов избирательного права; - изучить международные избирательные стандарты и особенности закрепления в них избирательных принципов; - рассмотреть особенности закрепления и реализации принципов избирательного права на примере зарубежных стран и Российской Федерации; - предложить изменения по совершенствованию законодательства в области закрепления принципов избирательного права. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации принципов избирательного права. Предметом исследования выступают нормы права, обеспечивающие избирательные права граждан; доктринальные источники, исследующие закрепление и реализацию принципов избирательного права. Теоретическую основу исследования составили идеи, концептуальные положения, научные обобщения ученых по общим вопросам теории избирательного права, отраженные в работах ученых-правоведов: Автономова А.С., Веденеева Ю.А., Лугового С., Вискуловой В.В., Москаленко В.Н., Топычканова П.В., Цыцаревой Л.В. и др. Методологическая основа исследования состоит из общенаучных методов научного познания (анализ, включая системный и контент-анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), а также частно-научных методов научного познания (сравнительно-правовой, формально-юридический, юридико-телеологический (целевой), юридико-лингвистический и др.). Задействование сравнительно-правового метода позволило выявить и сравнить документы зарубежного нормативно-правового материала с российскими законодательными актами. Метод анализа использовался в сочетании с другими методами исследования по всему тексту диссертации. Формально-юридический метод употреблялся при непосредственном исследовании конкретных нормативных источников. Нормативная база исследования. Нормативную, эмпирическую и иную источниковую основу настоящего диссертационного исследования составили: Конституция, законодательство и официальные документы Российской Федерации; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные правовые документы и документы международных организаций; Конституции, законодательство и официальные документы зарубежных государств в первоисточниках. Кроме того, был просмотрен и изучен большой круг зарубежной и отечественной научной литературы по теме диссертации. Эмпирическая база исследования состоит из аналитических данных, которые раскрывают особенности законодательного регулирования и реализации принципов избирательного права на международном уровне и в Российской Федерации. Научная новизна темы исследования заключается в комплексном изучении правовой политики в сфере законодательного регулирования и реализации принципов избирательного права на международном и внутригосударственном уровне на примере выборных кампаний в различных странах мира. Наиболее важные результаты, содержащие научную новизну, состоят в следующем: - изучены определения понятий «избирательное право», «принципы избирательного права» в различных источниках; - дана общая характеристика принципов избирательного права; - рассмотрены формы закрепления принципов избирательного права в международном праве и законодательстве РФ; - изучены особенности закрепления принципов избирательного права на законодательном уровне в различных странах, в том числе на примере Российской Федерации; - рассмотрены особенности реализации принципов избирательного права во время проведения выборов в различных странах мира; - предложены меры по совершенствованию законодательства в области закрепления принципов избирательного права. Положения, выносимые на защиту: 1). Для обеспечения равенства кандидатов в ходе агитационной кампании считаем целесообразным: обязать избирательные комиссии осуществлять во время избирательной кампании мониторинг средств массовой информации и предпринимать необходимые меры в случае нарушения ими требований избирательного законодательства; включить в законодательства нормы, предусматривающие равные права кандидатов на предоставление им бесплатного эфирного времени и печатной площади для рекламы в СМИ. 2). Для обеспечения честного подсчета голосов, гарантий от фальсификации итогов голосования считаем важным принятие законодательных норм, обеспечивающих эффективный контроль за подсчетом голосов. 3). В связи с выходом на новый уровень электронного голосования во многих странах необходимо законодательно урегулировать процесс данного голосования и учесть его особенности. 4). Много нарушений и споров происходит в связи с регистрацией граждан. Считаем необходимым установить упрощенную подлинно заявительную систему регистрации граждан, позволяющую им быть зарегистрированными и принимать участие в выборах там, где они реально проживают. 5). В связи с отсутствием в Конституции главы об избирательном праве появляются определенные препятствия в процессе совершенствования избирательного законодательства. Считаем необходимым разработать Избирательный кодекс Российской Федерации, основанный на приоритете избирательных прав граждан, международных избирательных стандартах, принципах народовластия и федерализма. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы проведенного исследования вносят существенный вклад в изучении теоретических особенностей законодательного регулирования права отдельных категорий граждан на обеспечение жильем в историческом разрезе. А также особенностью исследования норм регулирования и реализации права граждан на жилище на примере конкретного региона – Северо-Кавказского Федерального округа. Практическая значимость исследования определяется тем, что диссертантом проанализированы многочисленные источники, прежде всего – зарубежные и российские законодательные акты и документы в рассматриваемой области, что делает работу ценной для последующих научных разработок в области избирательного права. Результаты диссертации могут быть также применены в рамках преподавания курсов и дисциплин избирательного и конституционного права, при подготовке соответствующих учебных и научно-методических пособий, в том числе в системе семинарских занятий и научных советов. Апробация исследования. Теоретические положения и выводы диссертации одобрены на учебно-методических семинарах в Северо-Кавказском федеральном университете и рекомендованы к защите на заседании кафедры, а также отражены в выступлениях на научно-практических конференциях и публикации автора. Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех разделов, включающих пять подразделов, заключения, списка используемых источников.
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблемы закрепления принципов избирательного права в законодательных актах и особенности их реализация в различных странах недостаточно полно разработаны в юридической литературе. Во многих странах мира выборы признаны неотъемлемой частью общего политического процесса, урегулированы законодательно и не вызывают к себе того особо негативного отношения, которое все еще характерно для российского общества и, в частности, его политической составляющей. Полнота реализации принципов избирательного права позволяет определить степень развития государства и его законодательной системы. Выборы – это один из старейших и традиционнейших институтов (и элементов) конституционного права. Самые первые выборы появились в глубокой древности. Нам известны из истории правила, которые существовали в древних демократиях (Древнем Риме и Древней Греции), где участие свободных людей в голосованиях было обязательным, и за это даже платили. Древние республики без выборов не могли существовать. Затем этот институт практически исчез на многие сотни лет, поскольку в мире воцарился абсолютизм, и в государственные органы никто никого не избирал. Возродились выборы и избирательное право, которое их регулирует только в эпоху буржуазных революций – это XVIII век, это создание первых писаных конституций. Свое дальнейшее развитие выборы и избирательное право получили в XIX веке и сформировались уже в виде современного института только в XX веке. Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или аналогичных административно-территориальных единиц, а также выборы некоторых местных должностных лиц (судьи, присяжные, шерифы и др.). Люди выдвигают из своей среды представителей, пользующихся их доверием, и добровольно передают им часть своих прав решать общественные проблемы. Власть, избранная самими людьми, является легитимной, признанной населением, а выборы выступают инструментом легитимности власти. Таким образом, выборы представляют собой политический рынок, на котором претенденты на занятие определенных должностей и мест предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия, получаемые от избирателей. Как и на любом рынке, здесь также существует обман, спекуляция на доверии избирателей. Потому выборы эффективны тогда, когда в государстве действует избирательное право как система законов, регулирующая процедуру выборов, а также существует гражданское общество как совокупность негосударственных образований, способствующих реализации интересов граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей и т.д.). В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы – это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей другим мирным путем, через волеизъявление народа. Успешное проведение выборов и признание обществом их результатов является важным признаком демократичности такого общества, его способности решать назревшие проблемы мирными политическими средствами. Основными принципами избирательного законодательства являются принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, а также принципы обязательности и периодичности выборов, принцип свободного и добровольного участия в выборах, альтернативность выборов, открытость и гласность выборов на всех стадиях избирательного процесса. Степень научной разработанности темы. Некоторые аспекты правовой политики были рассмотрены многими авторами, но в основном, вопросы правовой политики на общетеоретическом уровне разработаны все еще слабо. Истории развития и особенностям реализации принципов избирательного права в зарубежных странах посвящены работы Чиркина В.Е., Таровика С.С., Кима А.И., Нудненко Л.А. Теоретические вопросы понятийного аппарата выборов и принципов избирательного права рассмотрены в работах Руппеля А.Х., Автономова А.С., Веденеева Ю.А., Кима А.И. и др. Общие вопросы закрепления и реализации принципов избирательного права в Российской Федерации исследовались в трудах Ю.А. Веденеева, А.А. Вешнякова, В.Г. Вишнякова, Н.А. Емельянова, А.В. Иванченко, В.Т. Калмыкова, С.Д. Ковлера, А.И. Князева, Е.И. Колюшина, О.Е. Кутафина, В.И. Лысенко, В.В. Маклакова, Ю.А. Новикова, Г.М. Петрова, В.И. Платова, А.Е. Постникова, М.В. Титова, М.К. Треушникова, С.Д. Князева, М.С. Матейковича, С.А. Авакьян, М.В. Баглая, Е.С. Трощего и др.
Содержание

Введение……………………………………………………………………......…3 1. Теоретические основы принципов избирательного права…………….....10 1.1 Определение основных понятий выборов и избирательного права в различных источниках………….………………………………………………….10 1.2 Понятие и виды принципов избирательного права ………………….……...20 2. Закрепление основных принципов избирательного права в международных стандартах и законодательстве отдельных государств…………….………………………………………...……………….....25 2.1 Виды международных избирательных стандартов и закрепление избирательных принципов в основных международных стандартах………..25 2.2 Особенности закрепления принципов избирательного права в законодательстве зарубежных стран и Российской Федерации……………….31 3. Особенности и проблемы, связанные с реализацией принципов избирательного права в выборных кампаниях стран мира………………55 Заключение………………………………………………………………..………68 Список используемых источников……………………………..……………..72
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: основной закон. М.: Юрайт-издат, 2018. 36 с. 2. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств // Науч.-практич. комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на и участие в референдуме граждан Российской Федерации. М., 2003. С. 773. 3. Конституция Испании: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 4. Конституция Федеративной Республики Германии: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 5. Конституция США: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 6. Конституция КНДР: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 7. Конституция Бразилии: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 8. Конституция Ирана: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 9. Конституция Кубы: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 10. Конституция Никарагуа: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 11. Конституция Японии: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 12. Конституция Италии: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 13. Конституция Бразилии: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 14. Конституция Чили: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 15. Конституция Аргентины: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 16. Конституция Мексики: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 17. Конституция Перу: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 18. Конституция Республики Чад: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 19. Конституция Италии: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 20. Конституция Албании: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 21. Конституция Греции: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 22. Конституция США: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 23. Конституция Бразилии: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 24. Конституция Аргентины: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 25. Конституция Индии: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 26. Конституция Египта: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 27. Конституция Буркина-Фасо: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 28. Конституция Кувейта: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 29. Конституция Саудовской Аравии: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 30. Конституция Аргентины: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 31. Конституция Мексики: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 32. Конституция Чили: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 33. Конституция Албании: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 34. Конституция Индии: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 35. Конституция Ирана: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 36. Конституция Исламской Республики Пакистан: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 37. Конституция Ватикана: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 38. Конституция Мексики: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 39. Конституция Республики Чад: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 40. Конституция Эквадора: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 41. Конституция Пакистана: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 42. Конституция Бангладеш: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 43. Конституция Бельгии: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 44. Конституция Египта: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 45. Конституция Аргентины: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 46. Конституция Австралии: [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 16.07.2018). 47. Конституция Российской Федерации: основной закон. – М.: Юрайт-издат, 2018. 48. Федеральный закон № 67-ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: принят Государственной Думой 22.05.2002: утв. 12.06.2002: в ред. 03.07.2018 // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. 49. Федеральный закон. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: утв. 25.07.2002 // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. 50. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: утв. 06.10.2003 // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. 51. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. 52. Федеральный закон от 22 июня 1998 г. N 85-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. 53. Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. 54. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. 55. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. 56. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. 57. Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. 58. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. 59. Уголовный кодекс Российской Федерации (ГК РФ) № 51-ФЗ Ч.1: Принят Государственной Думой РФ 30.11.1994 // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. 60. Сборник законов Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. Судебная практика: 61. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Читинской областной Думы как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 1996 г. № 91-O // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. Учебная и научная литература: 62. Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой С. Сравнительное избирательное право. М: Норма, 2003. С. 70. 63. Баглай М.В. и др. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. М.: Норма, 2004. 832 с. 64. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России): [Электронный ресурс]. URL: Режим доступа: http://nicbar.ru/politology/study/kurs-politicheskaya-sotsiologiya/342-lektsiya-10-gruppy-interesov-i-lobbizm-v-politike (дата обращения 27.10.2018). 65. Большой юридический словарь: [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/law (дата обращения 19.07.2018). 66. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2001. 1456 с. 67. Википедия: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B (дата обращения 19.07.2018). 68. Всеобщее избирательное право: [Электронный ресурс]. URL: // Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B5_%D0%B8%D0%B7%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE (дата обращения 19.07.2018). 69. Зарубежное избирательное право: учеб. пособие. M.: НОРМА, 2003. С 76. 70. Избирательное законодательство и выборы в современном мире. Американский континент / В.И. Лысенко; под общ. ред. В.Е. Чурова // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Вып. 2. М.: Медиа-Пресс, 2010. С. 307. 71. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / отв. ред. А.В. Иванченко. М.: НОРМА, 2015. С. 33. 72. Избирательное законодательство и выборы в современном мире / В.И. Лысенко, А.Г. Головин; под общ. ред. В.Е. Чурова. М.: Медиа-Пресс, 2009. С. 31. 73. Ким А.И. Советское избирательное право. Вопросы теории избирательного законодательства и практика его применения. М.: Юрид. лит., 1965. С. 57. 74. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть общая: конституционное (государственное) право и его основные институты. Т. 1–2 // отв. ред. Б.А. Страшун. М.: БЕК, 2000. 75. Краткий словарь-глоссарий по политологии: [Электронный ресурс]. URL: http://politike.ru/slovari/kratkii-slovar-glossarii-po-politologii.html (дата обращения 26.10.2018). 76. Маклаков В.В. Конституция зарубежных государств: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М: Издательство БЕК, 2016. 564 с. 77. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М.: Юрайт-издат, 2018. 425 с. 78. Матейкович М.С. Избирательное право и избирательный процесс. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2010. С. 97–98. 79. Международные избирательные стандарты: сб. документов / отв. ред.: доктор юрид. наук В.И. Лысенко. М.: ЦИКРоссии, 2018. С. 23. 80. Политический словарь: [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/politics_dict (дата обращения 19.07.2018). 81. Политико-терминологический словарь: [Электронный ресурс]. URL: http://politike.ru/slovari/politiko-terminologicheskii-slovar.html (дата обращения 26.10.2018). 82. Современные избирательные системы. Вып. 2: Аргентина, Германия, Швеция / А.Г. Орлов, Ю.И. Лейбо, И.А. Ракитская; науч. ред. Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко. М. : РЦОИТ: Норма, 2007. С. 43. 83. Современные избирательные системы. Вып. 4: Автралия, Венесуэла, Дания, Сербия / Т.И. Чурсина, А.Г. Орлов, И.А. Ракитская, К.А. Половченко; науч. ред. А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. М.: РЦИОТ: Ин-октаво, 2009. С. 55-56. Периодическая печать: 84. Борзова Е.П. Индия. Политическая и избирательные системы // Журнал о выборах. 2006. № 3. С. 15. 85. Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал Российского права. 2006. №6. С. 56. 86. Вискулова В.В. Гарантирование избирательных прав граждан в свете принципов избирательного права и правовой самостоятельности субъектов Российской Федерации: Монография. Благовещенск: Изд-во АмГУ,2013. 300 с. 87. Данненберг А.Н. Безальтернативная демократичность кубинских выборов // Журнал о выборах. 2006. № 3. С. 29. 88. Вискулова В.В Москаленко В.Н., Топычканов П.В. Исламская республика Пакистан. Эволюция избирательной системы // Журнал о выборах. 2006. № 3. С. 20-25. 89. Любарев А.Е. Проблемы систематизации международных избирательных стандартов // Московский журнал международного права. 2009. № 3. С. 5-25. 90. Нудненко Л.А. Некоторые проблемы реализации принципа открытости и гласности выборов в Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/17879 (дата обращения 26.10.2018). 91. Цыцарева Л.В. Сравнительный анализ избирательных систем на примере стран Латинской Америки / Бюллетень Санкт-Петербургской избирательной комиссии. 2009. № 2 (20), октябрь. Диссертации и авторефераты диссертаций: 92. Руппель А.Х. Принципы избирательного права как критерий демократичности избирательных систем: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Москва. 1993. С. 10–11. 93. Трощий Е.С. Проблемы реализации избирательных прав граждан в условиях современной России и механизмы их разрешения: диссертация ... кандидата юридических наук: 23.00.02. / Москва, 2005. 162 с. Литература на иностранном языке: 94. Всеобщая декларация прав человека: принята резолюцией Генер. Ассамблеи ООН от 10 дек. 1948 г. A/RES/217A (III) // Официальный отчет первой части третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН: резолюции, 21 сентября - 12 декабря 1948 г. A/810. С. 39-42.: [Электронный ресурс] URL: http://documents.un.org/advance.asp (дата обращения: 27.03.2013). 95. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН: [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/ (дата обращения 19.07.2018). Электронные источники: 96. Великобритания: анализ избирательного законодательства в контексте соблюдения общедемократических стандартов / Международная мониторинговая организация CIS-EMO CIS-Europe Monitoring Organization: [Электронный ресурс]. URL: http://www.cis-emo.net/ru/materials/demokraticheskie-processy/velikobritaniya-analiz-izbiratelnogo-zakonodatelstva-v-kontekste-soblyudeniya (дата обращения 19.09.2018). 97. Венгрия: анализ избирательного законодательства в контексте соблюдения общедемократических стандартов и прав человека / Международная мониторинговая организация CIS-EMO CIS-Europe Monitoring Organization: [Электронный ресурс]. URL: http://www.cis-emo.net/ru/materials/demokraticheskie-processy/vengriya-analiz-izbiratelnogo-zakonodatelstva-v-kontekste-soblyudeniya-obshchedemokraticheskih (дата обращения 19.09.2018). 98. Германия: анализ избирательного законодательства в контексте соблюдения общедемократических стандартов и прав человека / Международная мониторинговая организация CIS-EMO CIS-Europe Monitoring Organization: [Электронный ресурс]. URL: http://www.cis-emo.net/ru/materials/demokraticheskie-processy/germaniya-analiz-izbiratelnogo-zakonodatelstva-v-kontekste-soblyudeniya (дата обращения 19.09.2018). 99. США: анализ избирательного законодательства в контексте соблюдения общедемократических стандартов и прав человека / Международная мониторинговая организация CIS-EMO CIS-Europe Monitoring Organization: [Электронный ресурс]. URL: http://www.cis-emo.net/ru/materials/demokraticheskie-processy/ssha-analiz-izbiratelnogo-zakonodatelstva-v-kontekste-soblyudeniya-obshchedemokraticheskih (дата обращения 19.09.2018). 100. Хорватия: анализ избирательного законодательства в контексте соблюдения общедемократических стандартов и прав человека / Международная мониторинговая организация CIS-EMO CIS-Europe Monitoring Organization: [Электронный ресурс]. URL: http://www.cis-emo.net/ru/materials/demokraticheskie-processy/horvatiya-analiz-izbiratelnogo-zakonodatelstva-v-kontekste-soblyudeniya (дата обращения 19.09.2018).
Отрывок из работы

1.1 Определение основных понятий выборов, избирательного права и его принципов в различных источниках Сущность выборов в любом государстве – это определение партий и должностных лиц, которые в течение определенного срока будут управлять государством, государственным образованием или административно-государственной единицей. Это средство реализации народного суверенитета, способ выражения общественного мнения, форма непосредственной демократии. Рассмотрим основные понятия, составляющие категориальный аппарат избирательного права. В юридическом словаре выборы определены, как «важнейший механизм функционирования демократии, мирный способ смены правящих элит, передачи власти от одних индивидов другим посредством выражения волеизъявления народа» . В политическом словаре выборы – это «тот механизм, который обеспечивает подотчетность власти» . В электронной энциклопедии Википедия выборы определены так: «одна из наиболее распространенных форм участия людей (граждан и так далее) в общественно-политической жизни государства, страны, организации …, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности» . Веденеев Ю.А. отмечает, что выборы часто «рассматриваются также как форма контроля масс за правящей элитой» . Также он отмечает, что «если власть не выражает интересы избирателей, то выборы дают возможность сменить ее, привести к власти оппозицию, которая, как правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. Однако и само правительство также может изменить политический курс под давлением избирателей, чтобы заручиться их поддержкой на очередных выборах» . Сами по себе выборы в общем смысле – э?? сложная процедура, которая строго регулируется специальным избирательным правом – как на уровне каждого государства, так и в мировом масштабе. В узком смысле выборы – это «участие граждан в осуществлении государственной власти путем выдвижения из своей среды кандидатов и избрания их в органы государственной власти и органы самоуправления» . Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, выражает им полное доверие по осуществлению принадлежащей ему государственной власти. Народ посредством выборов предоставляет своим избранникам лишь право на осуществление государственной власти, в то время как сама власть принадлежит народу, как источнику и носителю этой суверенной власти. Рассмотрим виды выборов, чтобы более полно представить саму процедуру их проведения. Это необходимо для того, чтобы потом рассмотреть особенности реализации принципов избирательного права. 1 вид. Прямые и непрямые. Прямые выборы отличаются тем, что вопрос об избрании кандидатов решают непосредственно граждане, имеющие избирательные права. Непрямые выборы отличаются тем, что осуществляются не самими гражданами, а избранными ими лицами – это могут быть депутатами и т.п. лица. Существуют два типа непрямых выборов: косвенные и многоступенчатые (иногда в правовой литературе встречается понятие многостепенные). Косвенные выборы могут проводиться двумя вариантами. В первом варианте выборы проводятся избирательной коллегией, которая специально создается для их проведения. Например, такая коллегия создается при избрании президента США. Во втором варианте выборы проводятся каким-либо постоянно действующим органом. Например, избрание президентов Греции и Турции осуществляется действующими парламентами этих стран. Во время же многоступенчатых выборов представительные органы низовые избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы выбирают депутатов в уже вышестоящие представительные органы, последние же избирают вышестоящее звено, и так вплоть до верхушки – парламента. Например, по настоящее время такая система выборов действует в Китае. 2 вид. Всеобщие и частичные (дополнительные). На всеобщих выборах обязаны принимать участие все избиратели страны. Чаще всего это могут быть референдумы, выборы президента, парламента или его частей. Частичные выборы проводятся обычно для изменения, дополнения или выбора нового состава представительных органов государства. Например, это могут быть выборы нового депутата вместо по какой-то причине выбывшего. 3 вид. Национальные и местные. Национальные выборы отличаются тем, что проводятся по всей территории страны. На местных же выборах выбираются органы местного самоуправления, например, сельские, городские. 4 вид. Очередные и внеочередные. Очередные выборы проводятся в сроки, которые устанавливаются в Конституции или в законе государства по причине истечения срока полномочий избираемого органа. Периодичность выборов определяется сроком полномочий самих выборных органов. Внеочередные выборы проводятся в том случае, если полномочия избираемого органа досрочного прекращены. Правовое регулирование процесса подготовки и проведения выборов непосредственно связано с понятием избирательного процесса. Избирательный процесс – это «урегулированная законом и другими специальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций, а также групп избирателей по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и самоуправления» . Избирательный процесс делится на 2 стадии: - назначение выборов, то есть установление самой даты голосования (чаще всего даты очередных выборов или сроки назначения внеочередных выборов устанавливаются в Конституции страны), - установление избирательных округов на территории страны (или ее части, если выборы местные). Избирательные округа – это «территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания в представительные органы государства и местного самоуправления одного или нескольких депутатов» . Территория округов может создаваться не только по территориальному принципу. Например, в Китае избирательные округа создаются по производственному принципу, но они всегда сочетаются в масштабе всей страны или административно-территориальной единицы с территориальными округами. Например, в странах Сингапур и Фиджи округа создаются по этническому признаку, то есть национальности. Для процедуры проведения выборов необходимо создать избирательные органы – избирательные комиссии. Они руководят организацией и проведением выборов, осуществляют контроль за соблюдением норм избирательного законодательства, подводят итоги выборов. Различают следующие виды избирательных комиссий: - общегосударственные (их компетенция распространяется на всю страну, а, например, в федеративных государствах комиссии создаются и в субъектах федерации), - территориальные (создаются в административно-территориальных единицах), - окружные (создаются в избирательных округах), - участковые (создаются на самих пунктах голосования). Для проведения выборов проводится регистрация избирателей – включение лиц, которые примут участие в выборах, в списки избирателей. Регистрация избирателей может быть: - публичная (обязательная) осуществляется двумя способами: власти составляют списки на основе сведений о проживающих лицах на территории избирательного участка; списки составляются путем обхода избирателей или личной (добровольной); - личная, когда избиратель сам приходит в соответствующее учреждение и заявляет о желании участвовать в голосовании. Далее следует процедура выдвижения и регистрация кандидатов для выборов. Выдвижение кандидатов может осуществляться в следующих основных формах: самовыдвижение, выдвижение группами избирателей, выдвижение политическими партиями либо иными общественными объединениями страны. Весь порядок регистрации кандидатов устанавливается избирательным законодательством государства. Как правило, для процедуры регистрации кандидат должен внести избирательный залог. Для рекламы выборов проводится агитационная кампания, которая начинается после официальной регистрации кандидатов. Кандидаты получают график агитационной кампании и доступа к средствам массовой информации. Особое внимание уделяется соблюдению равенства прав всех кандидатов. Законодательство большинства демократических государств достаточно жестко регулирует вопросы, связанные с финансированием избирательной кампании и предусматривает ответственность за подкуп лиц из числа избирателей. Это главная стадия выборов – голосование, во время которого совершается народное волеизъявление. Голосование может быть очным, когда сам избиратель является сам в избирательную комиссию и получает бюллетень. При заочном же голосовании, волю избирателей реализуют другие лица, например, по доверенности. Например, в Великобритании и Германии разрешено голосование по почте. А в России можно только заранее проголосовать на избирательном участке или же вызвать на дом представителей избирательной комиссии. Далее осуществляется подсчет голосов и установление результатов выборов. Возможно также проведение 2 тура голосования или новые выборы. Затем следует окончательное подведение итогов и опубликование результатов выборов. Основными функциями выборов в политической системе любого общества являются следующие: - креативная (от англ. create – создавать), или легитимизирующая функция, суть которой в том, что благодаря выборам формируются представительные и ряд исполнительных органов власти; - функция делегирования народного суверенитета органам власти, суть которой составляет выражение воли избирателей; - контрольная функция обеспечивается тем, что периодические выборы позволяют народу контролировать исполнительные органы власти. Понятие «избирательное право» многозначно и имеет, как минимум, два значения. Первое и основное значение – это «совокупность норм, регулирующих порядок избрания представительных органов и должностных лиц в государстве» . Такое определение обычно называется избирательным правом в объективном смысле слова. Еще избирательное право понимается в субъективном значении – это «право граждан участвовать в образовании представительных органов – т.е. избирать эти органы и быть избранными» . Поэтому избирательное право определяется и как субъективное право личности, причем в двух значениях: активное избирательное право (право избирать) и пассивное избирательное право (право быть избранным). Например, в ст. 2 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что «избирательные права граждан включают в себя не только право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, предусмотренном законодательством о выборах» . Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. В общем смысле избирательное право можно рассматривать, как «совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов» . Избирательное право регламентирует в нормативных актах вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования. Избирательное право – отрасль конституционного права, регулирующая отношения, связанные с реализацией прав граждан страны выбирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избирательное право изучает право граждан участвовать в образовании выборных органов, а с другой – система юридических норм, регулирующих порядок формирования выборных органов. 1.2 Понятие и виды принципов избирательного права Основу избирательного права составляет закрепление в нормативных актах принципов избирательного права, которые являются главными для проведения процедуры любых выборов. На них основывается весь механизм правового регулирования конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти любой страны и местного самоуправления, закрепляют принципы избирательного права. Они не только лежат в основе законодательства о выборах, но и служат главным критерием законности и правомерности действий избирателей, кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий и других участников выборов, свидетельствуют о приоритетах правового регулирования отношений, связанных с осуществлением и защитой избирательных прав граждан. Принципы избирательного права – это «те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением» . В научной литературе предлагается довольно много классификаций принципов избирательного права. Например, Ким А.И. разделил принципы избирательного права на принципы внешней и внутренней организации избирательного корпуса. К первой группе он относил всеобщность выборов. Ко второй – равные, прямые выборы . Руппель А.Х. выделял основные (классические) принципы (всеобщее избирательное право, прямых выборы и др.) и дополнительные принципы (ответственность депутатов перед избирателями, проведение выборов специальными органами и др.) . Матейкович М.С. предлагает принципы реализации избирательных прав граждан классифицировать следующим образом.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
1850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 74 страницы
5500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
1625 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg