Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с нарушением речи

inna_lina92 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.04.2019
После проведённого исследования следует отметить, что нарушение звуко-слоговой структуры слова у ребенка безусловно вызывает проблемы с обучением в общеобразовательной школе. Это выражается в низком уровне грамотности, скудном словарном запасе, проблемах с орфографией и прочее. Ученик не может выполнить стандартные задания для начального уровня школы: провести слоговый анализ, расставить ударения в словах, переписать предложение из учебника или на записать на слух.
Введение

В специальных исследованиях, проведенных в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1/3 учащихся с нарушениями речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и патологическое овладение звуковым составом слова. Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе. Учения о нарушениях звуко-слоговой структуре слова существует уже более века. Впервые о такой проблеме в конце 19-в начале 20 веков заговорили ученые как А. Куссмауль, В Морган, О. Беркан, Ф. Варбурт, П. Рамбург и другие. Это было связано с ростом требований к образованности граждан, усложнению социальных процессов, переходу к массовому промышленному производству. Повышение грамотности, программа «ликбез», проводимая в советские времена, подтолкнула исследования в данном направлении. Среди отечественных авторов, посвящавших свои работы вопросам изучения нарушений чтения у детей следует отметить такие имена: Р.А. Ткачева, С. Р. Мухина, М. Е. Хватцева, Р. Е. Левина, А. И. Корнев, Р. И. Лалаева и другие. [21, c.55]. Большинство детей к началу обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития [13, c.77]. В настоящее время учителя начальных классов общеобразовательной школы часто сталкиваются с проблемами нарушений письменной речи. Дети путают буквы, пропускают их, пишут в зеркальном отражении либо добавляют ненужные буквы в слове. Очень часто учителя списывают такие ошибки на невнимательность учеников или на их излишнюю лень, приплюсовывают эти ошибки к орфографическим и пунктуационным и выводят твердое «два» в конце четверти. А между тем, это очень серьезное нарушение, которое требует долгой коррекционной работы, и если вовремя не начать корректировать эту проблему, то в дальнейшем письменная речь ребенка будет только ухудшаться [13, c.84]. Целью данной работы является доказательство эффективности логопедических занятий при формировании звуко-слоговой структуры у младших школьников с нарушением речи. Объектом исследования является процесс формирования звуко- слоговой структуры у младших школьников с нарушением речи. Предмет исследования – это логопедические занятия. Гипотеза: формирование звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с нарушениями речи будет проходить более эффективно, если использовать системный подход на уровне упражнений для письменной речи и отработке звучания слов с постепенным усложнением задания и слоговой структуры по методике Марковой А.К. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить и провести теоретический анализ необходимой научно-методической литературы по проблеме исследования. 2. Выявить уровень и особенности звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с нарушением письменной. 3. Разработать и апробировать систему логопедических занятий по коррекции звуко-слоговой структуры слова у младших школьников и проверить ее эффективность. Структура работы включает в себя 2главы: - теоретические основы формирования звуко-слоговой структуры у младших школьников с нарушениями письменной речи. - практическое рассмотрение проблемы особенностей звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с нарушениями речи.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования звуко-слоговой структуры у младших школьников с нарушениями письменной речи. 1.1 Понятие звуко-слоговой структуры и ее формирование при нормальном речевом развитии детей 6 6 1.2 Особенности формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с нарушением речи 13 1.3 Проявления нарушений звуко-слоговой структуры слова в письменной речи у младших школьников 1.4 Система коррекционной педагогической работы при нарушениях звуко-слоговой структуры слова 26 Глава 2. Исследование особенностей звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с нарушениями письменной речи (по методике Марковой А.К.) 2.1 Констатирующий эксперимент 32 2.2 Формирующий эксперимент 2.3. Контрольный эксперимент (диктант) 34 Заключение 48 Список используемых источников 52 Приложение 1 55 Приложение 2 55 Приложение 3 56
Список литературы

1. Базжина Т.В. Становление речи и усвоение языка ребенком // Становление речи и усвоение языка ребенком. - М., МГУ, 2012. – 350 с. 2. Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми // Методическое пособие. – М., Сфера, 2013. – 421 с. 3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). Научные исследования. - М.: Педагогика, 2010. – 300 с. 4. Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития. М., Сфера, 2012. – 378 с. 5. Буковцова Н.И. Исследование роли лингвистических факторов в механизмах дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа, синтеза и представлений у умственно отсталых детей. // Материалы межвузовской конференции «Проблемы детской речи», 2013. – 400 с. 6. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 2012. – 280 с. 7. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. Научные исследования. - М., СПб, Питер, 2011. – 350 с. 8. Грушевская М.С. Результаты массового изучения письма младших школьников. // Пособие для дефектологов. – М., Академия, 2014. – 438 с. 9. Жинкин Н.И. Механизмы речи: монография. - М., Просвещение, 2014. – 467 с. 10. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: монография. - СПб.: Речь, 2013 – 341 с. 11. Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи. // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 2014. – 455 с. 12. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб., Союз, 2013. – 250 с. 13. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. Методическое пособие - М., Сфера, 2012. – 300 с. 14. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). - М.: Изд-во МГУ, 2015. – 421 с. 15. Лямина Г.М. К вопросу о механизме овладения произношением слов у детей второго и третьего года жизни // Вопросы психологии. – М., Просвещение, 2012. – 389 с. 16. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. канд. пед. наук. - М, 2011. – 378 с. 17. Носиков СМ. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и ритмической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребенком. -М., МГУ, 2013. – 542 с. 18. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей: Дисс. канд. пед. наук.. – СПб.: Союз, 2011. – 279 с. 19. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Научно-методическое пособие. - М.: Владос, 2012. – 312 с. 20. Салахова А.Д. Звуковой состав лепета слышащего ребенка // Пособие для дефектологов. СПб, Питер, 2012. - 341 с. 21. Сикорский И.А. Развитие речи у детей // Сб. научно - литературных статей. - Киев, Книга, 2010. – 300 с. 22. Усанова О.Н., Синякова Т.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи: научно-литературная статья. М., Владос, 2011. – 117 с. 23. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Айрис – пресс, 2014. – 200 с. 24. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: научно-методическое пособие. - М., Сфера, 2013. – 400 с. 25. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте. – СПб, Питер, 2012. – 300 с. Электронные ресурсы: 26. Логопед и психолог онлайн: https://sites.google.com/site/logopedonlain/ 27. Логопедические упражнения и игры: https://sites.google.com/site/logopedonlain/logopediceskie-upraznenia 28. Логопедический сайт: http://www.logopedprofi.ru/rekomenduem
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования звуко-слоговой структуры у младших школьников с нарушениями письменной речи. 1.1 Понятие звуко-слоговой структуры и ее формирование при нормальном речевом развитии детей Многие авторы разделяют понятие «звуко-слоговая структура слова» на понятия «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова». Такое разведение исторически восходит к наблюдениям И.А. Сикорского [21], который условно разделил всех детей на «звуковых» и «слоговых». Это же явление отмечают в своих работах Н.Х. Швачкин [25], А.Н. Гвоздев [7] и др. Однако в работах Н.И. Жинкина [9] подчеркивается единство звуковой и слоговой структур. С одной стороны, вне слога не может быть произнесен ни один звук речи и без него не может образоваться ни одна языковая единица. Вместе с тем звуки, синтезируясь в слоговом составе, обеспечивают не только узнавание слов, но и облегчают сцепление самих слогов путем слияния. Взаимосвязь и взаимопроникновение звукового и слогового состава слова показана и в первом фундаментальном исследовании процесса формирования слоговой структуры слова А.К. Марковой [16]. В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова. Овладение звукопроизношением. Уже в крике ребенка наблюдаются гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Ребенок издает и звуки, приближенно напоминающие согласные (г, к, н). По мнению Т.В. Базжиной [1] все эти звуки носят рефлекторный характер и не рассматриваются исследователями детской речи как предшественники фонем.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg