Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Профилактика девиантного поведения подростков в системе деятельности социального педагога

inna_lina92 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 98 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.04.2019
Для современного российского общества характерно развитие и проявление различных девиаций в подростковой среде. Подростковый возраст является одним из самых опасных для возникновения девиантного поведения периодов человеческого развития. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, поэтому актуальной является проблема профилактики подростковых девиаций.
Введение

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, глубинно воздействующей на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, в связи с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая от-чужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере внесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы. Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения обычно характеризуются повышенной кон-фликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрос-лых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изме-няется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подрос-ток пытается перейти в позицию равенства. Пропасть непонимания между родителями и детьми с каждым днем становится все шире и шире. Дети, не получившие внимания, ласки, вос-питания в своей семье стремятся к общению со своими сверстниками, в дворовых компаниях, которые не всегда свое свободное время предпочи-тают посвятить какой-нибудь полезной деятельности. В результате пре-доставленные сами себе дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой это ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества с другой, служит реальным источником девиации. Все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, избиения, угон автомашин, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и др., что является высокой степенью риска, как для самого подростка, так и для общества в целом. Интенсивный рост девиантного (в том числе криминогенного) сознания и поведения подростков справедливо отнесен к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества. Основная задача специалистов организаций дополнительного обра-зования, а также других специалистов, работающих с трудными подрост-ками – помочь найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути. Профилактика различных форм девиантного поведения и реабилитации подростков групп социального риска является сегодня исключительно важным и актуальным направлением. Задачи профилактики сводятся к предупреждению отклонений, где наиболее важным является недопущение первого опыта правонарушений, а также минимизация социального вреда девиантного поведения подрост-ков для общества. Решение этих задач требует высокого профессионализ-ма и специальных навыков. Важнейшим социальным заказом общества является воспитательно-профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению правонарушений. Профилактика является одним из основных и перспек-тивных направлений деятельности в системе дополнительного образования детей. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности, не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями. Проблема девиантного поведения – это проблема общества в целом, и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства. Высокая научная и общественная значимость проблемы девиантного поведения находит подтверждение в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях этого вопроса. Изучение имеющейся по данной проблеме литературы показало, что в целом в области предупреждения и преодоления девиантного поведения существуют значительные теоретические достижения. Проблемами преодоления и профилактики различных проявлений девиантного поведения занимались такие зарубежные ученые, как: Э. Дюркгейм, Р. Мертон, И. Гофман, Э. Лемерт, Г. Беккер, Н. Смелзер А. Коэн, З. Фрейд, Ч. Ломброзо, У. Шелдон и др.; в России различные аспекты девиантного поведения изучались и изучаются рядом исследователей и ученых, таких, как: Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, Л.Б. Шнейдер, В.И. Кудрявцев, И.С.Кон. В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, С.А. Беличеваи др. Ими созданы теории и концепции, рассматривающие девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. Прежде всего, это теория социальной аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон), объясняющая отклоняющееся поведение как следствие общественной дезорганизации, радикальных социальных перемен. Одной из известных социологических концепций объяснения причин девиации является теория стигматизации (Г. Беккер, И.Лемерт, И. Гофман) доказывающая, что сущность девиантного поведения раскрывается как следствие способности влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов на некоторые социальные или национальные группы. Теория девиантной субкультуры (А. Коэн) рассматривает отклоняющееся поведение как результат несоответствия между стремлением молодежи к успеху и ее реальными возможностями его достижения. Наше исследование опирается на методологические основы, зало-женные Э. Дюркгеймом, Г. Беккером, Т. Парсонсом, исследовавшими как типы девиантного поведения, так и группы девиантов. Все они подчерки-вали социальную природу девиации. Так, Т. Парсонс считал, что «девиа-ция вытекает из неадекватной социализации»; Г. Беккер утверждал, что «действия девиантов определяют не столько их личные качества, сколько взаимодействия между ними, другими девиантами и агентами социального контроля». В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Причины и последствия девиантного поведения выявлены и изучены М.А. Галагузовой, Л.М. Шипициной, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейбергом и др., анализ работ которых позволил выделить в числе основных факторов девиантного поведения подростков такие, как отклонения от нормы в состоянии здоровья, нарушения в сфере межличностных взаимоотношений, ошибки педагогов, ошибки семейного воспитания, социальные причины, психотравмирующие ситуации и т.п. Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект – подростковая девиация – изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер. Работы перечисленных специалистов, достаточно широко использовавшиеся при проведении исследования, не снижают актуальности рассматриваемой темы. Актуальность исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, современное состояние российского общества в целом характеризуется экономической, демографической, социальной и политической нестабильностью, что ведет к росту количества проявлений девиантного поведения. Во-вторых, вследствие напряженной и неустойчивой обстановки в обществе девиантное поведение, которое раньше имело место в существенно меньших масштабах распространения, начинает перерастать в криминальное, преступное поведение. В-третьих, с каждым годом растет число несовершеннолетних, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, что также способствует ухудшению криминогенной обстановки в стране. Таким образом, изучению данной проблемы следует уделить больше внимания, особенно вопросам профилактики, направленной на искоренение различных отклонений в поведении подростков. Анализ ряда теоретических источников, монографий, научных ста-тей по проблеме девиантного поведения, многочисленные примеры, которыми переполнена наша повседневная жизнь, актуальность обусловили выбор данной темы дипломной работы – «Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков». Объект исследования – девиантное поведение подростков. Предмет исследования – профилактика девиантного поведения в подростковой среде. Цель исследования – рассмотрение социально-негативных проявлений подростков и изучение процесса социально-профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков в рамках организаций дополнительного образования. В процессе изучения выбранной темы мы определили следующую гипотезу исследования: профилактика отклоняющегося поведения может быть реализована при следующих условиях: ? скоординированной работе всех специалистов (психолог, соци-альный педагог, специалист по социальной работе, юрист, учитель); ? серьезном внимании (приоритет) к проблеме первичной профи-лактики отклоняющегося поведения; ? выделении специфических особенностей подростков, влияющих на формирование противоправного поведения. Задачи исследования: 1) рассмотреть теоретические подходы изучения девиантного пове-дения; 2) дать характеристику девиантного поведения подростков, причин, способствующих формированию девиантного поведения; 3) изучить характерные особенности личности подростков с деви-антным поведением; 4) рассмотреть технологии социальной профилактики девиантного поведения подростков в организациях дополнительного образования. В исследовании применялся комплекс методов, использование которых обусловлено спецификой исследовательских задач: теоретические (анализ источников и литературы, анализ законодательной и нормативной базы по профилактике и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением) и практические (анкетирование девиантных подростков, анализ документации, полустандартизированное интервью). База исследования: МБОУ ДО «Центр детского творчества» г. Мичуринска Тамбовской области.
Содержание

Введение………………………………………………………………. 4 Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения деви-антного поведения подростков ……………………………………. 11 1.1 Понятие и причины девиантного поведения подрост-ков ………………………………………………………………… 11 1.2 Теории и основные подходы к изучению девиантного поведения ………………………………………………………... 20 1.3 Социально-психологические особенности девиантных подростков ………………………………………………………. 26 Глава 2 Профилактика девиантного поведения подростков …. 33 2.1 Профилактика девиантного поведения подростков как социальная проблема ………………………………………….. 33 2.2 Социально-педагогические технологии в профилактике девиантного поведения подростков ………………………. 39 2.3 Меры по предупреждению девиантного поведения подростков …………………………………………………………… 49 Глава 3 Эмпирическое исследование по профилактике деви-антного поведения подростков ……………………………………. 64 3.1 Программа и результаты исследования по профилак-тике девиантного поведения ………………………………….. 64 3.2 Организация профилактики девиантного поведения подростков в рамках организаций дополнительного образования …………………………………………………………... 79 Заключение …………………………………………………………... 84 Список литературы ………………………………………………… 88 Приложение ………………………………………………………… 93
Список литературы

1. Агапова, Н. Здоровые дети – здоровая Россия / Н. Агапова // Здоровье школьника. – 2007. – № 4 . – С. 18. 2. Андреева, С.Н.Семья в России / С.Н. Андреева // СОЦИС. – 2012. – № 2. – 233 с. 3. Аристова, Н.Г. Виртуальное общение и социализация / Н.Г.Аристова // Девиантное поведение и Интернет. – М.: Институт социо-логии РАН, 2008. – С. 54 – 72. 4. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2008. – 199 с. 5. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / под ред. М.И. Рожкова: учеб. метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 240с. 6. Гилинский, Я.И. Девиантность, преступность, социальный кон-троль / Я.И. Гилинский. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. – 322 с. 7. Голубева, Г.А. Социология: учебное пособие для вузов / Г.А.Голубева, А.В. Дмитриев. – М.: ТетраСистемс, 2010. – 224 с. 8. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В.Змановская. – М.: Академия, 2013. – 288 с. 9. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с. 10. Девиантное поведение: методология и методика исследования / под ред. М.Е. Поздняковой. – М.: Реглант, 2011. – 195 с. 11. Дети улиц. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей / под ред. А.Н. Майорова. – М.: Интеллект-Центр, 2011. – 192 с. 12. Дивицина, Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска / Н.Ф. Дивицина. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 351 с. 13. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / пер. с фр. с сокр.; под ред. В.А. Базарова. – М.: Мысль, 2008. – 399 с. 14. Каминер, А.М. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи / А.М. Каминер, Е.А. Майорова. – М.: АПК и ПРО, 2013. – 183 с. 15. Карпинский, К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: монография / К.В. Карпинский; под ред. Т.К. Комаровой. – СПб.: Питер, 2009. – 139 с. 16. Клейберг, Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: учеб.пособие / Ю.А. Клейберг. – М.:НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 304 с. 17. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с. 18. Климова, Р.С. Кризис российской семьи / Р.С. Климова // СО-ЦИС. – 2008. – № 6. – С. 25-31. 19. Ковальчук, М.А. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 240 с. 20. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко. – М.: Академия, 2010. – 328 с. 21. Личко, А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. – 416 с. 22. Макартычева, Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей / Г.И. Макартычева. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с. 23. Медведева, Е.С. Сущность и существование девиантного пове-дения: монография / Е.С. Медведева. – Красноярск: СибГТУ, 2009. – 192 с. 24. Мельникова, Э.И. Профилактика безнадзорности детей и подростков / Э.И. Мельникова. – М.: Флинта, 2008. – 159 с. 25. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. – М .: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2009. – 873 с. 26. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершенно-летних: учеб.пособие / под ред. И.С. Ганишиной, А.И. Ушатикова. – М.: НПО «МОДЭК», 2008. – 288с. 27. Основы социальной работы: учеб. / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 395 с. 28. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы / П.Д. Павленок. – М.: Дашков и К, 2009. – 214.с. 29. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами деви-антного поведения: учеб.пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 185 с. 30. Перешеина, Н.В. Девиантный школьник: Профилактика и кор-рекция отклонений / Н.В. Парешеина, М.Н. Заостровцева. – М.: ТЦ СФЕ-РА, 2008. – 192 с. 31. Позднякова, М.Е. Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция / М.Е. Позднякова, А.Л. Салагаева. – М: Институт социологии РАН, 2009. – 306 с. 32. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / под ред. Е.Ю. Ляпиной. – Волгоград: Учитель, 2008. – 231 с. 33. Пэйн, М. Социальная работа. Современная теория / М. Пэйн. – М.: Академия, 2010. – 526 с. 34. Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. – Вып. 8. – М.: Институт социологии РАН, 2009. – 458 с. 35. Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодежи / П.С. Самыгин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 440 с. 36. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб.пособие / Л.М. Семенюк. – М.: Флинта, 2008. – 196 с. 37. Скорнякова, Л.М. Проблемы школьной дезадаптации / Л.М.Скорнякова // Воспитание школьника. – 2008. – № 6. – С. 22-29. 38. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2010. – 424 с. 39. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 2011. – 688с. 40. Солдатов, Н.С. О взглядах на проблему девиантного поведения в среде школьников / Н.С. Солдатов // Социология образования. – 2007. – № 1. – С. 58-62. 41. Социальная педагогика: Курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Академия, 2011. – 416 с. 42. 49. Социальная работа: учеб. пособие / под общей ред. В.И.Курбатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 480 с. 43. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. – М.: Союз, 2007. – 643 с. 44. Социальная работа с молодежью: учеб.пособие / под ред. Е.И.Холостовой. – М.: Дашков и К, 2009. – 311 с. 45. Социально-педагогическая работа школы / под ред. Н.И. Гри-бенчук, С.В. Ивановой. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 220с. 46. Социальные отклонения / под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридическая литература, 2009. – 213 с. 47. Технология социальной работы: учеб. / А.А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 400 с. 48. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедея-тельности: учеб.пособие / под ред. П.Д. Павленок. – М.: «Дашков и К», 2009. – 596 с. 49. Хомич, А.В. Психология девиантного поведения: учеб.пособие / А.В. Хомич. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 140 с. 50. Шипицина, Л.М. Психология детского воровства: учеб.пособие / Л.М. Шипицина. – СПб.: Речь, 2007. – 276 с. 51. Шишковец, Т.А. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы/ Т.А. Шишковец. – М.: Академия, 2010. – 192 с. 52. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б.Шнейдер. – М.: Академический проект, Трикста, 2009. – 336 с. 53. Щепетов, В.В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления / В.В. Щепетов // Классный руководитель. – 2008. – № 3. – С. 43-50.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения девиантного поведения подростков Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявле-ниями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными при-вычками, противозаконными действиям. Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме отклоняющегося поведения подростков. Раскрытие сути отклоняющегося поведения предполагает поиск его источников. Необходимо понимать причины возникновения девиаций и психологические особенности несо-вершеннолетних, а также особенности их окружения. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии. 1.1 Понятие и причины девиантного поведения подростков В любом обществе всегда существуют социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Девиантные формы поведения в подростковой среде обнаруживают за последние десятилетия тенденцию стремительного увеличения, проявляющиеся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных действиях таких как: драки, воровство, алкоголизация, наркомания, сквернословие, ху-лиганство, нарушение общественного порядка, отсутствии интереса к учебе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg