Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"

inna_lina92 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.04.2019
Проблема развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста является актуальной проблемой педагогической науки. Многие отечественные и современные исследователи рассматривали его в разных аспектах. Главной особенностью познавательного интереса является его способность активизировать и обогащать процесс не только лишь познавательной, но также любой деятельности человека, так как в каждой из них имеется познавательное начало. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает системно - деятельностный подход в обучении и становлении личности ребенка как субъекта учебной деятельности, вследствие чего требуется применять как можно больше разнообразных форм и методов обучения. На наш взгляд, метод создания реальных проблемных ситуаций является одним из наиболее эффективных в развитии познавательного интереса .
Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Одной из личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы") является любознательность, активность и заинтересованность в познании окружающего мира. Если прежде обучающиеся должны были обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то теперь особое внимание уделяется развитию способности к самостоятельному получению знаний и способов решения учебно-практических и учебно-познавательных задач. Формирование навыков самостоятельного поиска новых знаний и способов действий является актуальным и основано на развитии у детей способности анализировать нестандартные ситуации, ставить цели, планировать и оценивать результаты своей деятельности, что позволяет школьникам принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях. Урок должен предполагать организацию учебной деятельности таким образом, чтобы ученик оперировал учебным содержанием, которое ведет к более прочному и осознанному усвоению учебного материала. Учитель на уроках должен выступать в роли организатора, действуя больше как руководитель и партнер, чем как источник готовых знаний. Учебную деятельность необходимо строить на основе субъект - субъектных взаимоотношений между учителем и учениками, а также между самими обучающимися, что будет способствовать благоприятной среде для развития, самопознания и самовыражения личности [4, с.131]. В настоящее время проблема развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста как средства, активизирующего интеллектуальную деятельность обучающихся является актуальной для всех учителей. Её решение важно, с точки зрения успешного овладения содержанием школьного образования, необходимого для эффективного процесса обучения в направлении учебно-познавательной деятельности обучающихся. Дети на начальной ступени обучения не способны длительное время самостоятельно удерживать свое внимание. В этом возрасте присутствует сильная реакция на все яркое и новое. Произвольное внимание развивается одновременно с развитием мотивов учения, которые тесно связаны с познавательным интересом. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и реализация её в практике обучения. Исследованием вопросов формирования и развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста занимались такие ученые, как: Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.К. Дусавицкий, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, В.Ф. Одоевский, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др. Таким образом, одним из важнейших направлений в решении этой задачи выступает создание условий, обеспечивающих развитие познавательного интереса детей. В связи с этим ведется усовершенствование методических систем, с целью максимально активизировать познавательную деятельность обучающихся в процессе обучения. Великий педагог Василий Сухомлинский говорил, что обучение не должно представлять собой обычное накопление знаний или служить для тренировки памяти. Он учил детей, что посредством наблюдения, мышления, умения рассуждать можно стать и созидателем, и путешественником, и открывателем [2, c.251]. Изменение процесса обучения заключается в использовании новых методов обучения, предусматривающих использование разнообразных стимулирующих воздействий, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников. На сегодняшний день одним из таких методов является использование на уроках проблемных ситуаций. Вопросу изучения проблемных ситуаций посвящены исследования В. Оконь, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина и др. Однако, в психолого-педагогической литературе остается недостаточно исследованной проблема развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, педагогических условий использования реальных проблемных ситуаций на уроках по предмету "Окружающий мир", в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта не конкретизирован развивающий потенциал реальных проблемных ситуаций, не достаточно определены критерии и способы оценки развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по использованию реальных проблемных ситуаций на уроках по предмету "Окружающий мир", которое обусловило выбор темы исследования: "Развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством использования реальных проблемных ситуаций на уроках по предмету "Окружающий мир". Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету "Окружающий мир". Предмет исследования: педагогические условия использования реальных проблемных ситуаций на уроках по предмету "Окружающий мир", как средства развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Цель исследования: теоретическое обоснование и методическое обеспечение процесса развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством использования реальных проблемных ситуаций на уроках по предмету "Окружающий мир". Задачи исследования: 1. Раскрыть содержание понятия "познавательный интерес у детей младшего школьного возраста"; 2. Рассмотреть методы развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету "Окружающий мир"; 3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством использования реальных проблемных ситуаций на уроках по предмету "Окружающий мир". 4. Провести диагностику уровня развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. 5. Разработать методические рекомендации педагогам начальных классов по развитию познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством использования реальных проблемных ситуаций на уроках по предмету "Окружающий мир". Теоретико-методологические основы исследования: теория развития познавательного интереса Г.И. Щукиной, теория деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, концепции проблемного обучения А.М.Матюшкина, М.И. Махмутова. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические методы: сравнительно-сопоставительный анализ и изучение законодательных документов, стандартов, программ, научной литературы, учебных пособий и учебно-методических комплексов по развитию познавательного интереса младших школьников; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ и обработка данных, полученных в результате исследования; описательно-аналитические методы: качественный и количественный анализ результатов опытно-исследовательской работы. Теоретическая значимость работы заключается в обосновании понятий «познавательный интерес», «реальные проблемные ситуации», составляющих и компонентов познавательного интереса, особенности процесса развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста, раскрытия условий создания «реальных проблемных ситуаций». Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов и студентами при проведении уроков окружающего мира в начальной школе с целью развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством использования реальных проблемных ситуаций. Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.
Содержание

Введение 2 Глава I. Теоретические основы использования развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством использования реальных проблемных ситуаций на уроках по предмету "Окружающий мир" 8 1.1. Сущность понятия "познавательный интерес у детей младшего школьного возраста" 8 1.2. Методы развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету "Окружающий мир" 20 1.3. Педагогические условия развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством использования реальных проблемных ситуаций на уроках по предмету "Окружающий мир" 32 Выводы по 1 главе 40 Глава II. Опытно - исследовательская работа по изучению уровня развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством использования реальных проблемных ситуаций на уроках по предмету "Окружающий мир" 42 2.1. Диагностика исходного уровня развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста 42 2.2. Методические рекомендации по развитию познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством использования реальных проблемных ситуаций на уроках по предмету "Окружающий мир" 56 Выводы по 2 главе 62 Заключение 64 Список использованной литературы 67 Приложение 1. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса по Г. Ю. Ксензовой 72 Приложение 2. Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Г.Н. Казанцевой. 74 Приложение 3. Анкета "Использование реальных проблемных ситуаций на уроках по предмету окружающий мир ". 76 Приложение 4. Комплекс реальных проблемных ситуаций по предмету "Окружающий мир" 78
Список литературы

1. Алексеева, О. В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе. : учебное пособие [Текст] / О. В. Алексеева, А. А. Арасланова. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. - 144 с. 2. Асмолов, А.Г.Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для вузов по специальности «Психология» [Текст] : / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с. 3. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] / Известия АПН РСФСР. 1995. Вып. 73. С.1-14. 4. Брушлинский, А. В. О процессе поисков неизвестного в ходе решения мыслительной задачи [Текст] / А. В. Брушлинский // Новые исследования в педагогических науках: сб. ст. - М., 1983. - С. 131-133. 5. Брызгалова, С. И. Проблемное обучение в начальной школе [Текст]: учеб. пособие изд. 2-е, испр. и доп. / С. И. Брызгалова. - Калинингр. ун-т. - Калининград, 2011. — 72 с. 6. Вахрушева, Л. Н. Развитие познавательного интереса к природе у второклассников [Текст] / Л. Н. Вахрушева, Л. М. Негру // Начальная школа. - 2015. - №7. - С 68-69. 7. Виницкая, Т. Г. "Познавательная активность ребенка" [Текст] / Виницкая Т. Г. - М. 2015. 8. Виноградов, Ю. В. Формирование экологической культуры младших школьников [Текст] / Ю. В. Виноградов - Ханты-Мансийск. - 2002. - С 6-7, 32-33. 9. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. Методика обучения: 1-4 классы [Текст] / Н. Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Графф, 2004. - 240с. 10. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А. С. Воронин. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с. 11. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. М.: Изд-во Акад. Пед. Наук РСФСР, 1956. - 519с. 12. Галицын, В. Б. Познавательная активность школьников [Текст] / В. Б. Галицын - М. : 2013. 13. Журавлев, Д. Мотивация и проблемы в обучении [Текст] / Д. Журавлев // Методическая работа в школе. - 2012. - №3. - С. 3-11. 14. Задунова, Е. В. Формирование учебной мотивации младших школьников [Текст] / Задунова Е. В., Омельченко А. А. // Начальная школа. - 2014. - 196 с. 15. Згурская, Т. В. Содержание познавательных потребностей младших школьников [Текст] / Т. В. Згурская // Начальное образование. - 2016. - №2. - С 21-26. 16. Зимняя, И. А. Личностно-деятельностный подход в структуре существующий подходов к обучению [Текст] / И. А. Зимняя // Современные подходы к обучению: теория и практика: материалы I Московской междунар. конф. "Образование в 21-ом веке - глазами детей и взрослых, Москва, 9 февр., 2001 г. - М.: Лингвастарт, 2001. - С. 5-6. 17. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для вузов / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 1999. - 384 с. 18. Ильина, Т. А. Проблемное обучение - понятие и содержание [Текст] / Т.А. Ильина // Вестник высшей школы. - 1976. - №2. - С. 39-48. 19. Каптерев, П. Ф. Педагогический прогресс [Текст] / П. Ф. Каптерев . - Пб., 1995. 20. Килпатрик, В. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе [Текст] / В. Х. Килпатрик - М., 2014. 21. Клепинина, З. А. Методика преподавания предмета "Окружающий мир" : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. - М. : Издат. центр "Академия", 2013. - 336с. 22. Клепинина, З. А. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие для пед. вузов [Текст] / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. - М. : Издат. центр "Академия", 2008. 23. Константинова, Н.И. Динамика развития учебной мотивации школьников в современной начальной школе [Текст] / Н. И. Константинова // Начальная школа плюс до и после. - 2014. №1. - С 73-77. 24. Краевский, В. В. Общие основы педагогики [Текст] : учеб. пособие [для студ. высш. учеб. заведений] / В. В. Краевский. - М.: Издательский центр Академия, 2008. - 256 с. 25. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова - М. : Педагогическое общество России, 2000 - 224с. 26. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы [Текст] / В. Т. Кудрявцев. - М.: Знание, 1991. - 80 с. 27. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. - 583 с. 28. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Маленкова - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 480 с. 29. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / Маркова А. К. - М.: Просвещение, 2012. 30. Матюшкин, А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения [Текст] / А. М. Матюшкин // Основы проблемного обучения / В. Оконь. - М.: Просвещение, 2012. - С. 186-203.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы использования развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством использования реальных проблемных ситуаций на уроках по предмету "Окружающий мир" 1.1. Сущность понятия "познавательный интерес у детей младшего школьного возраста" Одним из показателей становления личности младшего школьника является познавательный интерес, уровень развития которого, определяет продуктивность его работы. Вопрос о том, как достигнуть наибольших результатов в его развитии, до сих пор остается открытым. Определение путей решения данной проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия "познавательный интерес" [3, с.8]. Интерес, как очень значимое и сложное для человека образование имеет много трактовок. В психологии он рассматривается как: - проявление эмоциональной и умственной активности человека (С.Л. Рубинштейн) [38, с.163]; - избирательная внимательность внимания самого человека (Т. Рибо, Н. Ф. Добрынин); - активатор разнообразных чувств (д. Фрейер); - специфическое отношение человека к объекту, которое вызвано сознанием его жизненного значения, а также эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев); - активное эмоциональное отношение личности к миру (Н. Г. Морозова) [38, с.165]. Таким образом, интерес - это проявление различных эмоциональных чувств индивида к тому или иному объекту. Очень важная область феномена интереса - это познавательный интерес. Предметом его является значительное свойство человека: познать мир не только лишь с целью социальной и биологической ориентировки в действительности, но также и в существенном отношении человека к окружающему миру - в стремлении проникать во всё его многообразие, отражать сущностные стороны в сознании, причинно-следственные связи, противоречивость, закономерности. Само понятие «познавательный интерес» трактуется в психолого-педагогической литературе по-разному. Некоторые ученые относят познавательный интерес к мотивационной сфере, другие отождествляют его с направленностью личности в целом. Понятие «познавательный интерес» изучали в своих работах многие зарубежные психологи и педагоги. Прежде всего это Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Ф. Гербарт, А. Дистерверг. Чешский педагог Я.А. Коменский в своих работах писал, что нужно прежде всего возбудить у школьников серьезную любовь к предмету, доказав его превосходство. Он считал, что нужно создавать для обучающихся светлую радостную обстановку обучения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg