Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛАХ ТАДЖИКИСТАНА

inna_lina92 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 89 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.04.2019
Решение проблемы сокращения русскоязычной языковой среды в Таджикистане имеет особую значимость в условиях современного мира. О значимости русского языка в Таджикистане говорит и действующий президент республики Таджикистан, Э.Рахмон: «Огромное значение русского языка для нашего общества носит не декларативный, а реальный характер. Думаю, нет необходимости подробно говорить здесь о роли и месте русского языка в современном мире. Подчеркну лишь то, что он является одним из официальных языков ООН и ряда других авторитетных международных и региональных организаций. На нем созданы шедевры мировой литературы, и сегодня русский язык, играя важную роль в развитии науки, техники и образования, служит мостом для сближения и взаимообогащения разных народов и культур» .
Введение

Актуальность исследования. Общеизвестно, что не так давно Таджикистан являлся одной из наиболее многонациональных социалистических республик. Весь этот период в Таджикистане, как и в других республиках СССР, языком межнационального общения и государственным языком был русский язык. После распада Советского Союза Таджикистан, как и другие бывшие социалистические республики, в корне изменил свою языковую политику, объявив таджикский язык единственным государственным языком, что вполне естественно и закономерно. За годы независимости республики и годы гражданской войны произошел отток значительной части русскоязычного населения на свою историческую родину и в другие страны. Этот процесс продолжается и в наше время, что в большой степени влияет на положение русского языка в Таджикистане: число русскоязычных общеобразовательных школ, колледжей и университетов уменьшилось, сильно сократилось и количество обучающихся на русском языке, уменьшился тираж русскоязычных газет и журналов, какие-то СМИ и вовсе закрылись, был сведен к минимуму перечень книг, издаваемых на русском языке, лишь в минимальном объеме сохранились теле- и радиопередачи. Существовавшая ранее русскоязычная среда исчезла. По этим причинам в настоящее время молодое поколение Таджикистана начинает знакомство с русским языком только со школьной скамьи. Несмотря на то, что Таджикистан является единственной страной постсоветского зарубежья, в ко¬торой русский язык имеет не только фактический, но и юридический статус язы¬ка межнационального общения, для многих школьников он приравнивается ко второму иностранному языку. Большая часть таджикских обучающихся имеет возможность общения на русском языке лишь на уроках русского языка. Сама жизнь сегодня выдвигает задачи: совершенствовать изучение иностранных языков, в частности русского языка как иностранного, особенно в отсутствие языковой среды. В связи с этим назрела необходимость создания кружков, внеурочных занятий, проводимых на русском языке. Ведь основная цель обучения иностранному языку ? это обучение речи как средству общения. Устная речь занимает особое место в обучении живому иностранному языку: она является, как правило, и основным стимулом изучения языка, и основным критерием уровня владением языком. Само же сочетание «обучение живому языку» вызывает сомнения. В школах учащиеся изучают лексику, грамматику, письмо, но не всегда могут применить полученные знания. Мы не можем назвать таких учащихся владеющими живым русским языком, для этого они должны говорить на нем, свободно выражать свои мысли. В данной работе представлена возможность обучения речи как средству общения через театральную деятельность. Перед преподавателями стоит задача «погружения» обучающихся в стихию русской речи с помощью моделирования речевых ситуаций, характерных для реального общения в русскоязычной среде. Данная задача требует от преподавателя включения в учебный процесс всей совокупности компонентов, составляющих коммуникативную компетенцию обучающихся. Кроме того, обучение русскому языку за пределами России ставит перед преподавателем задачу учета специфики формирования и поддержания мотивации обучающихся на высоком уровне при отсутствии языковой среды. Если в русском лингвокультурном окружении мотивация в значительной степени обеспечивается практической ценностью, востребованностью приобретаемых коммуникативных умений, то вне языковой среды возможность использования приобретенных знаний, сформированных навыков и умений в устной разговорной речи существенно ограничена. Все вышеизложенное определяет актуальность данного исследования, в котором рассматриваются возможности обучения русскому языку посредством театральной педагогики, понимаемые как коммуникативное обучение русскому языку с опорой на средства театральной педагогики, сочетающей в себе методическую эффективность и привлекательность для обучающихся. Данная система обучения относится к альтернативным направлениям иноязычного обучения, которые используются главным образом во внеурочное время. Степень научной разработанности проблемы исследования. Различные аспекты рассматриваемой в данной работе проблемы исследовались многими отечественными и зарубежными учеными: - вопросы обучения иностранному языку вне языковой среды рассматриваются в работах А.Л. Бердичевского, В.Г. Будай, О.П. Быковой, И.В. Назаровой, З.Н. Пономаревой, Л.О. Свириной, Т.Г. Ткач, И.П. Чесноковой и др.; - вопросы применения принципов театральной педагогики в образовании рассматривались в работах О.А. Антоновой, В.М. Букатова, В.А. Ильева, А.В. Страхова, И.В. Юстус; Г. Болтона, П. Слэйда, Д. Хиткоут и др.; - использование театральных технологий в преподавании иностранных языков и лингводидактический потенциал театрального искусства освещались в работах Н.М. Андронкиной, Л.В. Бухалиной, В.В. Вартановой, Е.А. Железняк, Т.А. Пырковой, Т.В. Самосенковой, Р.В. Фастовец, М. Алмонда, К. Байрона, Р. Ди Пьетро, Г. Каркина, М. Алмонда, М. Флеминга, М. Шеве и др.; - основополагающие принципы театральной педагогики разрабатывались П.М. Ершовым, В.Э. Мейерхольдом, М.О. Кнебель, К.С. Станиславским, М.А. Чеховым и др.; В настоящее время в странах Европы наблюдается тенденция к признанию самостоятельности и самодостаточности театральной педагогики как методики обучения языку. Это подтверждается ростом числа публикаций, международных семинаров и конференций в области использования методик иноязычного обучения с опорой на театральные приемы, а также появлением различных электронных ресурсов, содержащих практические предложения по использованию театральных приемов в обучении иностранному языку. В то же время анализ научно-методической литературы показывает недостаточную разработанность этой проблемы и отсутствие каких-либо методических разработок по применению театральной педагогики в обучении русскому языку в школах Таджикистана. В связи с этим проблемой настоящего исследования является необходимость эффективного методического обеспечения внеурочной деятельности, направленной на обучение русскому языку посредством потенциала театральной педагогики в школах Таджикистана. Объектом данного исследования является процесс преподавания русского языка как иностранного в школах Таджикистана. Предметом исследования является методическая организация процесса формирования и развития коммуникативной компетенции обучающихся вне языковой среды посредством театральной педагогики. Целью диссертационной работы является разработка методического сопровождения обучения русскому языку в школах Таджикистана во внеурочной деятельности посредством театральной педагогики. Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность обучения русскому языку обучающихся в школах Таджикистана посредством театральной педагогики значительно возрастет, если: - будут охарактеризованы приемы театральной педагогики, применяемые в обучении русскому языку; - будет представлена система организации обучения русскому языку в школах Таджикистана; - будет разработано методическое сопровождение по работе над постановками сказок таджикского народа, базирующееся на театральных приемах; Достижение поставленной цели и подтверждение гипотезы исследования обусловили постановку следующих задач: • охарактеризовать приемы театральной педагогики, применяемые в обучении русскому языку; • представить систему организации обучения русскому языку в Таджикистане; • разработать методическое сопровождение по работе над постановками сказок таджикского народа, используя театральные приёмы. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих ученых в следующих областях научного знания: - психолого-педагогические исследования российских и зарубежных ученых, посвященные теоретическим аспектам личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин); - труды отечественных и зарубежных исследователей, разработавших принципы коммуникативного иноязычного обучения (И. Л. Бим, В.Г. Костомаров, Д. Нунан, У. Литлвуд, С. Савиньон, Т. Роджерс, Г. Джейкобс, Т. Фаррелл и др.); - исследования в области лингводидактики и методики обучения иностранным языкам и РКИ (Т.М. Балыхина, И.Б. Игнатова, Г.А. Китайгородская, Н.М. Румянцева, Т.В. Самосенкова, Л.В. Фарисенкова, Т.Т. Черкашина, В.М. Шаклеин, А.Н. Щукин и др.); - работы, в которых нашли отражение теоретические и общедидактические положения театральной педагогики (К.С. Станиславский, О.А. Антонова, Г. Болтон, Д. Хиткоут, М. Флеминг и др.). Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования рекомендации по организации театральной деятельности в школе позволят результативно применить средства театральной педагогики при обучении русскому как иностранному школьников Таджикистана. Изучены специфика, возможности и формы театральной педагогики, способствующие повышению уровня профессионализма учителей русского языка как иностранного. Описанная методика постановки спектакля может быть использована в качестве методического пособия для педагогов во внеурочной деятельности средних общеобразовательных школ и других языковых учреждениях. Структура работы. Логика исследования обусловила структуру работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (54 источника) и приложений (3). Общий объем диссертации – 68 страниц. Во введении определены предмет и объект исследования, обосновываются актуальность, формулируются цель и задачиисследования, определяется практическая значимость работы. В первой главе раскрыта сущность театральной педагогики (§1), выявлены приемы театральной педагогики в процессе обучения русскому языка (§2) ипредставлена организация обучения русскому языку в Таджикистане (§3). Во второй главе представлено учебно-методическое пособие «Русская речь-4» для четырёхлетней начальной школы с таджикским языком обучения (§1), разработано методическое сопровождение постановки спектакля по таджикской народной сказке «Аист-табиб» (§2), разработано методическое сопровождение постановки спектакля по таджикской народной сказке «Аист-табиб» (§3) и разработано методическое сопровождение постановки спектакля по таджикской народной сказке «Дехканин и кувшин золота» (§4). В заключении сформулированы результаты представленного в настоящей работе исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 9 1.1. Сущность театральной педагогики 9 1.2. Приемы театральной педагогики в процессе обучения русскому языку 13 1.3. Организация обучения русскому языку в школах Таджикистана 34 Выводы к Главе I 38 ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ ПОСТАНОВОК СПЕКТАКЛЕЙ ПО ФОЛЬКЛОРУ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА 41 2.1. Представление учебно-методичекого пособия «Русская речь-4» для четырёхлетней начальной школы с таджикским языком обучения 41 2.2. Методическое сопровождение постановки спектакля по таджикской народной сказке «Аист-табиб» посредством лингвотеатральной методики «Глоттодрама» 44 2.3. Методическое сопровождение постановки спектакля по таджикской народной сказке «Тыква-путешественница» на основе приемов театральной педагогики 51 2.4. Примеры невербальной формы драматизации в работе над спектаклем по таджикской народной сказке «Дехканин и кувшин золота» 58 Выводы к Главе II 62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64 Список использованных источников 67 ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Список литературы

1. Андронкина Н.М. Применение психодрамы в обучении иноязычному общению. URL: http://www.psihodrama.ru/t483.html (дата обращения: 04.06.2018). 2. Антонова О.А. Школьная театральная педагогика как культурный феномен: автореф. дис. на соискание ученой степени доктора пед. наук. – СПб, 2006. – 26 с. 3. Афанасьева Т.Ю. Театральная педагогика в обучении иностранному языку. Применение приемов театральной педагогики во внеурочной деятельности. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21352457& (дата обращения: 18.06.2018). 4. Бердичевский, А.Л. Современные тенденции в обучении иностранному ? №2. ? 2002. ?языку в Европе / А.Л. Бердичевский // Русский язык за рубежом. 65.?С. 60. 5. Будай В.Г. Особенности обучения иностранному языку в условиях отсутствия языковой среды. Эрджиесский университет, Турция. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/50213/1/Будай%20В.Г.%20Особенности%20обучения%20иностранному%20языку%20в%20условиях%20отсутствия%20языковой%20среды.pdf (дата обращения: 04.06.2018). 6. Бухалина Л.В. Творческий аспект в системе созидательной лингвистики. // Вестник БФУ им. И.Канта, Вып. 8. Сер. Филологические науки. Калининград: Изд-во БФУим. И. Канта, 2012. 7. Boal A, Jackson, A, The Aesthetics of the Oppressed London: Routledge. 2006. 144 pages. URL: https://www.routledge.com/The-Aesthetics-of-the-Oppressed/Boal-Jackson/p/book/9780415371773 (дата обращения: 07.06.2018). 8. Быкова О.П. Обучение русскому языку как иностранному в иноязычной среде. Методы, приёмы, результаты. — Русский язык. Курсы, 2014. – 200 с. 9. Вартанова В.В. Использование потенциала театральной деятельности в обучении студентов иностранному языку // Инновационные процессы в сфере образования и проблемы повышения качества подготовки специалистов: Сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф., Ижевск, 2005 г. / Удмурт. гос. ун-т. – Ижевск, 2005. – С. 45. 10. Назарова И.В. Методические особенности преподавания дисциплины «Основы филологии» в иностранной аудитории. // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: Сборник материалов IV-ой международной конференции. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. – 467 с. 11. Булатова О.С. Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя: автореф. дис. на соискание ученой степени канд.пед.наук, Тюмень, 1999. URL: http://www.dissercat.com/content/ispolzovanie-vozmozhnostei-teatralnoi-pedagogiki-v-protsesse-stanovleniya-lichnosti-uchitely (свободный, дата обращения: 05.06.2018). 12. Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2004. – 480 с. 13. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. 14. Джонмахмадова Г.Ш., Розикова Г.Г. Руководство для учителей начальных классов общеобразовательных школ по предмету русский язык для 4 класса (с учетом компетентного подхода для 4 класса средних общеобразовательных учреждений с таджикским языком обучения). Душанбе, Маориф, 2016. – 224 с. 15. Ершова А.П., Букатов В. М. “Театральные подмостки школьной дидактики”, История социоигровой педагогики, драмогерменевтика. URL: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/page/ershova-ap-bukatov-v-m-teatralnye-podmostki-shkolnoy-didaktiki-istoriya-socioigrovoy-pedagogiki (дата обращения: 07.06.2018). 16. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании замысла школьного урока: Учебное пособие для учителей средних школ и студентов педагогических институтов. – М.: Прогресс, 1993. – 376 с. 17. Климова Т.А., Косинец Е.И., Никитина А.Б. Возможности театральной педагогики в контексте новых образовательных стандартов // Вестник Московского образования. – 2013. – №11. – С. 3-8. 18. Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. – СПб. : КАРО. Мн. : Издательство «Четыре четверти», 2006. – 192 с. 19. Кострикова М.В. Русская речь. Учебник для 4-го класса с таджикским языком обучения. Душанбе, Маориф, 2017. – 288 с. 20. Kuzmenrova, J., ELT Thearte – a New Approach to Drama Activities / J. Kuzmenrova, A. Kuzmenkov. // Вестник Московского университета. – Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2002. - №3. – с. 50-54. 21. Лапина О.А. Школьная театральная педагогика - опыт междисцип-линарного синтеза. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium». Выпуск 22. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. 22. Мухин А. Роль театральной деятельности в учебно-воспитательном процессе современной школы // Итоговая науч. конференция. 2002. Тез.докл. Педагогика. Психология / Астрахань. 2002. – С.4. 23. Нельзина Е.Н., Панина Е.Ю., Луговцева Е., Драматическая и театральная педагогика на уроках иностранного языка. // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dramaticheskaya-i-teatralnaya-pedagogika-na-urokah-inostrannogo-yazyka (свободный, дата обращения: 05.06.2018). 24. Никитина А.Б. Школьная театральная педагогика в контексте современного российского образования // Учительская газета. – 2012. №50. – С. 23 25. Никитина А.Б. Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. URL: http://docplayer.ru/34967272-Teatr-gde-igrayut-deti-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-rukovoditeley-detskih-teatralnyh-kollektivov.html (дата обращения: 11.05.2018). 26. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М, 1991. – 223 с. 27. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений с таджикским языком обучения (2—11 классы). — Душанбе, 2008. URL: http://www.maorif.tj/storage/Dokument's/Kitobho/Sinfi2/47f8366c18e6b9842658512b519dcdba.pdf (дата обращения: 05.06.2018). 28. Пыркова Т.А. Театрализация как интегрированная педагогическая технология обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе. // Педагогическое образование в России. Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика». 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizatsiya-kak-integrirovannaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 02.06.2018). 29. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. // Просвещение. 1998. – 132 с. 30. Русский язык в новых независимых государствах: результаты комплексного исследования. – М.: Наследие Евразии, 2008. 31. Савкова З.В. Искусство оратора: Учеб. пособие. СПб.: Знание, 2000. – 188 с. 32. Савостьянов, А.И. Общая театральная психология. / А.И. Савостьянов. – СПб.: КАРО, 2007. – 256 с. 33. Самосенкова Т.В. Интегрированное использование арттехнологий в преподавании иностранного языка: стратегии переработки информации // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: Лингвистика и педагогика. - 2016. - № 3 (20). - С. 93-102.
Отрывок из работы

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 1.1. Сущность театральной педагогики Театральная педагогика сравнительно недавно стала самостоятельной педагогической дисциплиной — в 1970-х годах она выделилась из области педагогики взаимодействия, театральные методы начали применяться в педагогике и терапии. Примерами тому являются педагогическая ролевая игра, психодрама Морено и так называемый форумный театр бразильца Аугусто Боала, который сделал театр площадкой социальных дискуссий и даже законодательных инициатив. Многим театральным деятелям недоставало в этом подходе художественно-эстетического содержания. В связи с этим к концу 1980-х возникли новые формы, в которых театр снова вышел на первый план. В 1990-х театральное мастерство стало играть еще более важную роль. Боал одним из первых заявил: «Зрители должны стать участниками процесса» . Этот принцип был перенесен в педагогику. К основоположникам театральной педагогики, помимо Брехта и А.Боала, относится К.С. Станиславский, его система, где творческий процесс основан на переживании. Принцип «магического „если бы“» также используются в театральной педагогике. В течение последних лет эта дисциплина представляет собой не только теоретическую базу театра, но и практическую опору, позволяющую разгадывать тайны творчества. Кроме того, театральная педагогика – это методологический фундамент воспитания человека-творца. В ней применяются различного рода способы, направленные на развитие у детей фантазии, восприятия, образного мышления и творческого духа. Эти качества в большинстве своем и являются основополагающими в процессе изучения любого языка. В нашем случае – русского как иностранного. Применение методов театральной педагогики тесно связано с теорией проблемного обучения, его развивающим потенциалом (А.В. Брушлинский, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, A.M.Матюшкин и др.).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языкознание и филология, 74 страницы
1850 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 50 страниц
1250 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 74 страницы
700 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 52 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg