Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Внеклассная работа над житийными произведениями в начальной школе

inna_lina92 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.04.2019
Изучение эмоциональной отзывчивости у детей позволило выявить новые аспекты теоретического и практического осмысления проблемы воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников при организации внеклассной работы над житийными произведениями, которая рассматривалась в контексте целостного развития личности. В связи с возрастающими требованиями к эффективности обучения, коренному улучшению подготовки молодежи к самостоятельной жизни, особую актуальность приобретает внеклассная работа над житийными произведениями в начальных классах.
Введение

Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве приоритета обозначает воспитание высоконравственных, творческих компетентных и успешных граждан России [3]. Это становится возможным при условии организации целостного личностно-развивающего пространства. Урочная, внеурочная, внешкольная, семейная воспитательная деятельность образует контуры личностно-развивающего пространства. Поэтому учитель теперь не носитель знаний – он помощник, координатор обучающегося. Важной частью работы учителя является развитие личности учащегося, выявление потенциальных возможностей ребенка. Важнейшая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки, умения, применять их на практике. В связи с этим нужна такая организация обучения, при которой бы дети включались в работу. Многое зависит от учителя: как он организует работу, в том числе и с учетом уровня подготовленности класса, их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей каждого обучающегося, выделяя целесообразность той или иной формы внеклассной работы. Если учитывать все эти моменты, то можно так организовать внеклассную работу, что при ее проведении легко будет добиться высоких результатов. Инновационные процессы, постоянно присутствующие в образовательном пространстве современной школы, требуют усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей. Большими резервами в решении поставленной задачи обладает взаимосвязанная урочная и внеурочная деятельность обучающихся по разным предметам, в частности, по литературному чтению. Внеклассная работа определяется как составная часть работы школы, как одна из форм организации досуга учащихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. Образовательной по содержанию является внеклассная работа по литературному чтению. Внеклассные занятия по литературному чтению в начальных классах могут быть разных видов. Перестройка начального литературного образования и реформа школы связаны с новыми целями обучения, где основная школа становится главным звеном в образовании. Новые цели обучения вызывают изменение содержания, методов и форм обучения. Но процесс перестройки методов, форм и средств обучения идет сложнее и медленнее, чем перестройка содержания обучения. Особенно медленно, по нашему мнению, перестраивается внеклассная работа по литературному чтению в начальных классах – одна из форм организации обучения младших школьников. Научные исследования педагогов подчеркивают многоплановость и сложность решения вопросов, связанных с организацией внеклассной работы в школе. Однако, вопросы организации внеклассной работы с младшими школьниками по литературному чтению ограничиваются описанием работы литературных кружков, на которых рассматривается, в основном, оригинальный внепрограммный материал. Такой подход не может обеспечить массовость внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах, включение в нее «слабых» и «средних» обучающихся. Современные идеи организации массовой внеклассной работы по литературному чтению высказаны в трудах Н.А. Клиншовой [33]. Но и в ней проблема внеклассной работы не была основной и не исследовалась специально, целенаправленно. До настоящего времени внеклассная работа по литературному чтению чаще всего строилась на принципах занимательности, развлекательности, в нее вовлекалась часть школьников из числа лучших обучающихся. Об этом мы судим на основании длительного изучения состояния постановки различных форм внеклассной работы по литературному чтению. Отдельные учителя даже отвергают необходимость ведения внеклассной работы в начальных классах. Изучение состояния школьной практики убеждает в том, что внеклассная работа с младшими школьниками ведется, главным образом, не систематически, стихийно. Учителя не ориентируются на организацию внеклассной работы по литературному чтению, которая может заинтересовать «слабо» успевающих и «средних» учащихся. Методика проведения внеклассных занятий недостаточно разработана, поэтому эффективность внеклассной работы весьма низкая. Необходимость массовой внеклассной работы по литературному чтению с обучающимися начальных классов вызвана тем, что наше общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения в жизни. Без формирования интереса к чтению, без образования и воспитания учащихся средствами художественных произведений, начиная с младшего школьного возраста, без взаимосвязи классной и внеклассной работы школа не сможет с надлежащей полнотой выполнить этот заказ общества. Внеклассную работу по литературному чтению нужно рассматривать как одно из важных средств совершенствования литературоведческих и языковых знаний в начальных классах общеобразовательной школы. Внеклассная работа может влиять на качество знаний непосредственно через содержание заданий, в частности, в результате поддержания интереса к предмету. Внеклассная работа по литературному чтению создает дополнительные возможности учителям начальных классов по осуществлению дифференцированного подхода к «средним» и «слабым» обучающимся для достижения планируемых результатов обучения. В этом случае она может способствовать совершенствованию литературоведческих компетенций. Однако внеклассная работа по литературному чтению в начальных классах как теоретически, так и практически не обеспечена. Методических пособий по проведению внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах катастрофически мало, можно сказать с уверенностью, что их нет. В некоторых источниках (статьях, тезисах) содержатся общие указания к проведению внеклассной работы. Будущие учителя начальных классов не получают достаточной подготовки в вузах к проведению данной работы. Возникло противоречие между необходимостью проведения внеклассной работы с младшими школьниками и недостаточным уровнем разработанности методических вопросов ее организации и проведения. Этим объясняется актуальность проблемы методики проведения внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах общеобразовательной школы. В связи с этим для исследования мы избрали тему «Внеклассная работа над житийными произведениями в начальной школе». Целью выпускной квалификационной работы является разработка методики организации и проведения внеклассной работы над житийными произведениями в начальной школе. Объект исследования – внеклассная работа в начальных классах общеобразовательной школы. Предмет исследования – процесс организации внеклассной работы над житийными произведениями в начальной школе как средства развития эмоциональной отзывчивости младших школьников. Цель, объект и предмет исследования позволили нам выдвинуть следующую гипотезу: если внеклассную работу организовать на основе разработанной нами методики, учитывающей групповые и индивидуальные формы организации, то это будет способствовать: а) развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников; б) повышению интереса детей к читательской деятельности. Для реализации поставленной цели, проверки гипотезы исследования необходимо было решить ряд задач: - раскрыть сущность понятия внеклассной работы и особенностей ее организации в начальной школе на основе анализа психолого-педагогических взглядов и методической литературы; - изучить особенности эмоциональной отзывчивости детей 7-9 лет; - выявить нереализованные возможности внеклассной работы над житийными произведениями в начальной школе для практики воспитания эмоциональной отзывчивости у учащихся начальных классов; - разработать несколько методических приемов воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников при проведении внеклассной работы над житийными произведениями в начальной школе. Методологической базой исследования стали концепции и подходы к воспитанию, всесторонне исследуемые учеными при рассмотрении воспитания как основной части образования (Т.В. Волосовец, Л.Г. Данилюк и др.), современные теории воспитания (М.Г. Яновская и др.), концепции построения воспитательной среды как сложной и многообразной системы Н.Е. Щуркова и др.) и психолого-педагогические теории общей стратегии воспитания. Теоретическую основу исследования составили фундаментальные работы Гребенюк О.С., Инавайской Т.Л., Клиншовой Н.А., в которых выявляется сущность основных понятий организации внеклассной работы; мы также опирались на нормативную базу РФ в области образования, а именно ФГОС НОО, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»), Концепция духовно-нравственного воспитания и развития школьников и другие документы. Для решения поставленных задач применялись следующие методы: - теоретические (анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов; материалов периодической печати; программно-методических материалов: образовательных программ, учебных пособий; материалов ФГОС НОО, обобщение свойств исследуемых явлений; - эмпирические (беседа, анализ школьной документации). База исследования. Исследование проводилось с 2016 по 2018 годы в несколько взаимосвязанных этапов. Основная исследовательская работа осуществлялась на базе МБОУ СОШ № 18 имени Героя Советского Союза Э.Д. Потапова г. Мичуринска Тамбовской области. В экспериментальной работе приняли участия дети младшего школьного возраста. Всего на разных этапах было задействовано 60 обучающихся, а также 4 педагога и 96 родителей. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что предлагаемая методика организации и проведения внеклассной работы по изучению житийных произведений в начальной школе, охватывающей всех обучающихся начальных классов, расширяет и углубляет понимание путей влияния обучения чтению на общее развитие и развитие индивидуальных способностей младших школьников. Практическая значимость определяется тем, что предложенная методика организации и проведения внеклассных занятий по изучению житийных произведений со всем классом и с отдельными обучающимися, методические рекомендации и разработки внеклассных занятий дают возможность учителю, опираясь на них, правильно использовать историко-культурный материал, обеспечив тем самым, оптимальное развитие нравственно-духовных качеств обучающихся. Структура выпускной квалификационной работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Апробация материалов работы. Основные положения выпускной квалификационной работы были представлены на городских (2016 г.) конференциях, на методических семинарах учителей начальных классов г. Мичуринска (2017 г.), нашли отражение в практической работе учителя начальных классов МБОУ СОШ № 18 имени Героя Советского Союза Э.Д. Потапова г. Мичуринска Тамбовской области.
Содержание

Введение…………………………………………………………………...............4 Глава 1 Теоретические основы проблемы организации внеклассной работы в начальной школе…………………………………………………………………10 1.1 Проблема определения понятий «внеклассная работа» и «внеурочная деятельность»…………………………………………………………………….10 1.2 Об изучении агиографического наследия при получении начального общего образования……………………………………………………………..18 Глава 2 Педагогические условия организации внеклассной работы над житийными произведениями в начальной школе……………………………..23 2.1 Анализ образовательных программ по литературному чтению для начальной школы в контексте духовно-нравственного воспитания…………23 2.2 Содержание и методика внеклассной работы над житийными произведениями в начальной школе как средства развития эмоциональной отзывчивости младших школьников…………………………………………...31 2.3 Влияние педагогической работы на развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников посредствам организации внеклассной работы над житийными произведениями……………………………………...46 Заключение……………………………………………………………….............52 Список литературы................................................................................................55 Приложения……………………………………………………………………...61
Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru 2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. 4. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru 5. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. – М.: Изд-во СПН РСФСР, 1960. – 486 с. 6. Банщиков, В.М. Эмоции и воображение: (Клинико-психологические исследования) / В.М. Банщиков, В.Ю. Завьялов, Ц.П. Короленко. – М.: Наука, 1975. – 194 с. 7. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Педагогика, 1982. – 123 с. 8. Божович, Л.И. Психическое развитие ребенка / Л.И. Божович, С.Л. Славина. – М.: Знание, 1972. – № 12. – 114 с. 9. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с. 10. Вайнер, М.Э. Учителю об эмоциональном развитии младшего школьника / М.Э. Вайнер // Начальная школа. – 1997. – № 3. – С. 21-24. 11. Вербовская, В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия/ В.С. Вербовская // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2013. – № 4. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-otzyvchivost-soderzhanie-i-struktura-ponyatiya 12. Вилюнас, В.Н. Психология эмоциональных явлений / В.Н. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 142 с. 13. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. – М.: Наука, 1973. – 288 с. 14. Волосовец, Т.В. Федеральный государственный образовательный стандарт: ориентиры воспитания школьников / Т.В. Волосовец, М.И. Рожков // Воспитание школьников. – 2016. – № 7. – С. 3-8. 15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Прогресс, 1991. – 536 с. 16. Гиппенрейтер, Ю. Психология мотивации и эмоций / Ю. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2009. – 512 с. 17. Гребенюк, О.С. Общая педагогика: Курс лекций / О.С. Гребенюк. – Калининград: Изд0во Калининградского ГУ, 1996. – 238 с. 18. Додонов, Б. Эмоция как ценность / Б. Додонов. – М.: Прогресс, 1978. – 32 с. 19. Данилюк, Л.Г. Воспитание эмоциональной отзывчивости на уроках чтения / Л.Г. Данилюк // Начальная школа. – 2007. – № 1. – С. 10. 20. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского. Т. 1 (Сентябрь). – Киев: Издание Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, 2006. – 675 с. 21. Еремин, И.П. Житийная литературы / И.П. Еремин. // Древнерусская литература. – М.: Олимп, 1996. – 608 с. 22. Заболотнова, Т.И. Воспитательные возможности изучения житий святых / Т.И. Заболотнева // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.prosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php?id_site=1&id_article=114&id_page=30 23. Земская, Л.И. Выработка эмоциональной окрашенности речи / Л.И. Земская // Начальная школа . – 1985. – № 11. – С. 22-27. 24. Иванайская, Т.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента / Т.Л. Иванайская. – Оренбург: б.и., 2009. – 24 с. 25. Изард, К.Е. Психология эмоций / К.Е. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 460 с. 26. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 288 с. 27. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2002. – 752 с. 28. Карпене, Т.И. Учебно-исследовательская деятельность как универсальная основа развития познавательных способностей учащихся / Т.И. Карпене // Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 1. – С. 34-47. 29. Касьяненко, А.И. Опыт реализации программы «Народные и православные праздники и традиции» в начальной школе / А.И. Касьяненко // Начальная школа. – 2016. – № 9. – С. 18-20. 30. Катышева, И.Б. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методич. пособие. РИТМ. ФГОС / И.Б. Катышева, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова. – М.: Дрофа, 2013. – 75 с. 31. Кедрова, Н. Азбука эмоций / Н. Кедрова. – М.: Феникс-Премьер, 2015. – 437 с. 32. Киселева, М.В. Анализ учебных программ по литературному чтению для начальных школ в контексте культурно-нравственного воспитания / М.В. Киселева, И.В. Лошкарева, А.А. Анисимова // VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» – 2016 // Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1565/22377 33. Клиншова, Н.А. Внеклассная работа над житийными произведениями в начальной школе / Н.А. Клиншова // Начальная школа. – 2017. – № 5. – С. 56-69. 34. Ковалёв, А. Психология личности / А. Ковалёв. – М.: Просвещение, 1970. – 391 с. 35. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Кождаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: АСТ, 2000. – 173 с. 36. Кураев, А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник. ФГОС / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2017. – 149 с. 37. Курносова, С.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости к природе у младших школьников / С.А. Курносова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 75. – С. 220-230. 38. Курносова, С.А. К вопросу о воспитании у младших школьников эмоциональной отзывчивости / С.А. Курносова // Начальная школа: плюс-минус. – 2008. – № 4. 39. Курносова, С.А. Взаимосвязанное развитие эмоциональной отзывчивости школьника и учителя – основа гуманистического воспитания / С.А. Курносова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2009. – № 2. – С. 60-70. 40. Курносова, С.А. Модель воспитания эмоциональной отзывчивости младших школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 10. – С. 193-200. 41. Ланина, И.Я. Развитие интереса школьника к предмету / И.Я. Ланина. – М.: Просвещение, 2001. – С. 24. 42. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с. 43. Небылицин, В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / В.Д. Небылицин. – Воронеж: МО ДЕК, 2000. – 688 с. 44. Никитина, Н.Б. Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Б. Никитина // Гуманитарный вектор. Сер.: Педагогика, психология. – 2011. – № 1. – С. 134-140. 45. Психология развития / В.В. Абраменкова [и др.]; ред. А Л. Венгер. – М.: ПЕРСЭ, 2005. – 176 с. 46. Рожков, М.И. Стратегия развития воспитания в России – новые ориентиры воспитательной деятельности / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 3. – С. 7-11. 47. Сергеева, Н. Модель деятельности педагога по обеспечению эмоционального благополучия младших школьников / Н. Сергеева // Воспитание школьников. – 2003. – № 4. – С. 42-46. 48. Трофимова, А.Л. Взаимосвязь видов деятельности школьников и ее влияние на информатизацию образования / А.Л. Трофимова // Сборник научных трудов математического факультета МГПУ. – М.: МГПУ, 2003. – С. 106-109. 49. Ульянова, Н.С. Развитие эмоциональной культуры младших школьников / Н.С. Ульянова // Искусство и образование. – 2005. – № 5. – С. 29-33. 50. Цагарелли, Ю.А. Объективные методы измерения уровня эмоциональности Текст. / Ю.А. Цагарелли // Теоретические и прикладные исследования по психологии. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1977. – С. 156-163. 51. Чернышкова, Л.В. Анализ и изучение качества гражданско-патриотического воспитания и социокультурных потребностей обучающихся / Л.В. Чернышкова, Е.И. Артамонова // Воспитание школьников. – 2016. – № 7. – С. 8-13. 52. Шадриков, В.Д. Введение в психологию. Эмоции и чувства / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2002. – 549 с. 53. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 257 с. 54. Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание / П.М. Якобсон. – М.: Знание, 1976. – 64 с. 55. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. – М.: Просвещение, 1966. – 291 с. 56. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская // Классный руководитель. – 2003. – № 4. – С. 56-59. 57. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_ch1/5.html#_ftnref1// Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова / Школа России. Часть 1 Литературное чтение 58. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mounoch8.ucoz.ru/load/programmy/shkola_rossii/literaturnoe_chtenie // ШатохинаС.Б. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения 59. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsc.1september.ru/2004/02/4.htm // Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская / Литература как предмет эстетического цикла
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы проблемы организации внеклассной работы в начальной школе 1.1 Проблема определения понятий «внеклассная работа» и «внеурочная деятельность» Первый этап исследования поставил перед нами проблему толкования понятий. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Анализ различной методико-педагогической литературы показал, что помимо множества определений внеурочной деятельности, существует проблема с использованием в данной тематике таких смежных понятий, как «внеклассная» и «внеучебная» деятельность. Попробуем разобраться в этом вопросе, рассмотрев различные виды деятельности школьников и их взаимосвязь. Для этого в процессе изучения методико-педагогической литературы была составлена таблице 1, в которой представлены различные трактовки трёх выше обозначенных понятий.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 49 страниц
1225 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg