Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологическое сопровождение профессионального выбора подростков в системе профориентационного консультирования

inna_lina92 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.04.2019
В результате проделанной работы решены задачи исследования по изучению научных и теоретических основ профоиентирования, по рассмотрению особенностей формирования личности подростка, а также мотивов выбора профессии подростками в первой главе работы. Во второй главе описаны: структура работы по профориентационному психологическому консультированию; существующие методы и методики профконсультационной работы; представлены результаты исследования влияния психологического консультирования на выбор профессии подростками.
Введение

Профессиональная ориентация – это целостная система, состоя-щая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности – игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание [7, с.15]. Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ и системой реально действующих мотивов старшеклассников [2, с.5] . Главное в формировании мотивационной сферы школьников не в том, что они формально овладели моральными ценностями, заключёнными в требованиях общества, нормах и правилах поведения и т.п., а в осознании этих требований, норм и правил, образовании на их основе индивидуальной убеждённости, обеспечивающей социальную активность, деятельную позицию каждого школьника по отношению к своему будущему. Итак, только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии [17, с.13]. В исследованиях и практических разработках по профориента-ции с середины прошлого века до наших дней, особенности человека характеризовались исходя из требований профессии, а не из природы индивидуальности: обладает ли человек тем мышлением, которое нужно профессии, тем вниманием и памятью, моторикой, скоростью реакции. То есть отношение «человек – профессия» анализировалась только в направлении от профессии к человеку; на этом строились отбор и профессиональная тренировка. Понятия и термины, которые характеризовали бы индивидуальные особенности, как природные, так и приобретённые человеком до вступления в данную профессию и независимо от неё, по-пулярностью не пользовались. Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск соот-ветствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Такой подход стали называть «диагностическим» и отнесли к разряду директивных форм профконсультации и профориентации [28, c.138]. При этом полностью игнорировался тот факт, что мир профес-сий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые или к человеку, неуклонно меняются. И, наряду с этим, сама индивидуальность человека так же рассматривается, как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное и связанное с профессиональными требованиями [28, с.139]. В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе, человек вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворённость полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительности труда, смены трудовой деятельности. Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования направленного на помощь под-ростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной. Профессиональная ориентация учащихся была и остаётся важ-ной задачей школы. На деле всё обстоит иначе. Профориентационная работа если и проводится, то чаще всего от случая к случаю. Ликвидированы кабинеты профориентации, распались связи с предприятиями. В результате неграмотной профконсультационной работы или отсутствия таковой вообще, профессиональное самоопределение выпускников школ происходит зачастую стихийно. Основное противоречие состоит в том, что несмотря на то, что вопрос профориентации изучен достаточно подробно, существует множество методик по выявлению способностей к той или иной профессии, зачастую профориентационная и профконсультационная работа осуществляется в отрыве от реальной потребности в рабочей силе и не способствует развитию навыков самостоятельного выбора профессии. Это противоречие обусловлено недостаточной обеспеченностью педагогической практики: нормативными документами; методической литературой; обменом конкретным опытом профориентационной работы. Наличие данного противоречия определяет цель исследования: изучение влияния психологического консультирования на выбор подростками профессии. Объект исследования: процесс профориентационной работы с подростками. Предмет исследования: содержание, методы и условия психологического консультирования, направленного на выбор профессии подростками. Гипотеза исследования. Профориентационная работа с подрост-ками будет эффективнее, если: – определить, выявить оптимальные социально-педагогические условия для самостоятельного профессионального выбора подростков; – организовать психологическое консультационное воздействие, направленное на поддержку подростка в выборе профессии; – оказать помощь подростку в ознакомлении со своими способ-ностями, возможностями и в постановке реальных целей в выборе профессии с использованием принципа. Задачи исследования: – изучить научные и теоретические основы профориентирования; – охарактеризовать возрастные особенности старшеклассников и их взаимосвязь и влияние на выбор подростками профессии, а так же дать определение основным характеристикам влияющим на выбор профессии: цели и идеалы, временная перспектива, специфика целеполагания, воля, самоопределение, самооценка, жизненные планы. – рассмотреть особенности формирования мотивационной сферы личности, потребностей, мотивов и целей, а также определить мотивы выбора профессии; – описать структуру профориентационного психологического кон-сультирования и профессиональной диагностики; – исследовать влияние профориентационного психологического консультирования на выбор подростками профессии. Методологические основы исследования составили: – социально-экономические, теоретические и научные подходы к профориентации (Калугин Н.И., Крупская Н.К., Луначарский А.В., Максимов В.Г., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Шацкий С.Т.); – личностно-ориентированный подход, рассматривающий взаимосвязь возрастных особенностей с выбором профессии подростком (Абрамова Г.С., Божович Л.И., Воробьёва А.И., Кон И.С., Немов Р.С., Обухова Л.Ф., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. и др.); – этапно-уровневый подход к формированию мотивационной структуры ребёнка и формированию мотивов профориентации (Ах-метжанова Г.В., Купцов И.И., Леонтьев А.Н., Максимов В.Г., Мудрик А.В., Немов Р.С., Павлютенков Е.М., Реан А.А., Чирков В.И. и др.); – системный подход в решении проблемы профориентации (За-харов Н.Н., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д.). Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы: – теоретические: междисциплинарный анализ и синтез методоло-гической, педагогической, психологической литературы по вопросам профессиональной ориентации подростков, инструкций и методических рекомендаций по проблемам исследования; – эмпирические: анкетирование, интервью, тестирование, методы профессионального консультирования; – статистические методы обработки экспериментальных дан-ных, графическое представление результатов. База исследования: СП МБОУ гимназия г. Мичуринска.
Содержание

Введение……………………………………………………………… 4 Глава 1 Теоретические основы профессиональной ориентации подростков …………………………………………………….. 9 1.1 Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества ……………………… 9 1.2 Возрастные особенности формирования личности подростка ……………………………………………………….. 17 1.3 Мотивы выбора в профессии ……………………………. 31 Глава 2 Содержание, методы и социально-педагогические условия профориентационного психологического консультирования ………………………………………………………………… 48 2.1 Структура профориентационной работы ………………. 48 2.2 Профессиональная психологическая консультация …. 58 Заключение ………………………………………………………….. 63 Список литературы ………………………………………………... 65
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2009. – 321 с. 2. Ахметжанова, Г.В. Формирование мотивации школьников к педагогической профессии / Г.В. Ахметжанова. – СПб.: Питер, 2008. – 145 с. 3. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2007. – 463 с. 4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. М.: Академия, 2007. – 278 с. 5. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации че-ловека / В.К. Вилюнас. – М.: Академия, 2010. – 169 с. 6. Воробьёва, А.И. Психологическая роль и место подростка в онтогенезе / А.И. Воробьева, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн. – М.: Владос, 2011. – 249 с. 7. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. – М.: Флинта, 2009. – 175 с. 8. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – М.: Академия, 2009. – 280 с. 9. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Академия, 2008. – 275 с. 10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М.: Владос, 2009. – 310 с. 11. Купцов, И.И. Психологическая характеристика интеллекту-ально-волевых действий школьников в учебной деятельности / И.И.Купцов. – СПб.: Питер, 2012. – 257 с. 12. Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. – СПб.: Речь, 2010. – 242 с. 13. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – М.: Академия, 2010. – 476 с. 14. Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодёжи / под ред. Н.Н. Захарова. – М.: Флинта, 2011. – 198 с. 15. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Академия, 2007. – 542 с. 16. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории; факты; проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2009. – 265 с. 17. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. – СПб.: Питер, 2010. – 214 с. 18. Петрова, А.С. Профессиональная ориентация учащихся об-щеобразовательных школ на обучение в юридических учебных заведениях МВД России / А.С. Попова. – М.: Владос, 2011. – 179 с. 19. Практикум по психодиагностике / под ред. Р.С. Немова. – М.: Академия, 2009. – 310 с. 20. Практикум по возрастной психологии / под ред. Г.С. Абрамовой. – СПб.: Речь, 2011. – 270 с. 21. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В.Петровский. – М.: Академия, 2008. – 280 с. 22. Профессиональная ориентация молодёжи / под ред. В.Г. Максимова. – М.: Гардарики, 2009. – 169 с. 23. Профессиональная диагностика школьников / под ред. А.С.Карелина. – СПБ.: Речь, 2011. – 259 с. 24. Профессиональная ориентация в обществе / под ред. А.В.Петровского. — М.: Экономика, 2009. – 175 с. 25. Профессиональная ориентация учащихся / под ред. А.С. Ка-релина. – СПб.: Речь, 2010. – 210 с. 26. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Академия, 2009. – 310 с. 27. Психологические средства выявления особенностей лично-стного развития подростков и юношества / под ред. И.С. Кона. – М.: Академия, 2009. – 217 с. 28. Психологическая диагностика детей и подростков / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2008. – 307 с. 29. Психологические тесты / под ред. А.С.Карелина. – М.: Вла-дос, 2010. – 264 с. 30. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дуб-ровиной. – М.: Академия, 2008. – 238 с. 31. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2010. – 300 с. 32. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.П. Коломинский. – СПб.: Питер, 2009. – 425 с. 33. Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией / Э.Р. Саруханов. – СПб.: Речь, 2012 – 176 с. 34. Формирование личности старшеклассника / под ред. И.С. Кона. – М.: Академия, 2009. – 258 с. 35. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х Хекхаузен. – М.: Флинта, 2009. – 179 с. 36. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. – М.: Академия, 2011. – 189 с. 37. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И. Чир-ков. – СПб.: Речь, 2011. – 190 с. 38. Шавир, Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Л.Ф. Шавир. – М.: Гардарики, 2010. – 169 с. 39. Школа и производство / под ред. И.П. Арефьева. – М.: Вла-дос, 2010. – 108 с. 40. Школа и производство / под ред. Н.С. Пряжникова – М.: Академия, 2010 – 246 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы профессиональной ориентации подростков 1.1 Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества Слово «профессия» в переводе с латинского языка означает официально указанное занятие, специальность. Профессия – это вид трудовой деятельности, занятий, требующих от человека опредёлённой подготовки и соответствующих качеств личности. Проблема подготовки подрастающих поколений к труду – извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике. Первоначальное разделение труда (половое и возрастное) носило естественный характер. В дальнейшем оно в совокупности с действием других факторов, например, ростом имущественного неравенства, привело к возникновению классов, противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом. Рост и углубление разделения труда влияют на развитие произ-водственных отношений. В первобытно-общинном строе произошло первое крупное общественное разделение труда (выделение пастуше-ских племён). Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса – гос-под и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. В результате появилась вторая общественно-экономическая формация – рабовладельческий строй.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg