Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Диагностика причин неуспеваемости младших школьников и пути ее преодоления.

natalya1980er 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.04.2019
Объект исследования: является неуспеваемость младших школьников. Предмет исследования: причины школьной неуспеваемости детей младшего школьного возраста и пути их устранения. Целью исследования является теоретическое выявление и проверка путем опытно-экспериментальной работы эффективности путей устранения причин неуспеваемости младших школьников. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи: 1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть понятие "неуспеваемость" и 3. Определить причины неуспеваемости младших школьников. 4. Выявить пути устранения неуспеваемости у детей младшего школьного возраста. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что устранение причин неуспеваемости младших школьников будет осуществляться успешнее, если своевременно проводить психологическую и педагогическую профилактику, психодиагностику причин неуспеваемости школьников, при наличии воспитательного воздействия. С неуспевающими же учениками должна вестись планируемая индивидуальная воспитательная работа, которая включает в себя работу и с семьей школьника. Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования школьной неуспеваемости в работах И.В. Дубровиной, Ю.К. Бабанского, В.П. Зинченко и других. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: • Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. • Наблюдение, интервьюирование учеников и учителя, анализ продуктов деятельности учащихся; • Сравнение и изучение документации; • Организация и проведение эксперимента с целью проверки гипотезы. Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений. Структура курсовой работы представляет собой исследование, состоящее из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 30 наименований. Общий объем работы 31 страница компьютерного текста.
Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что долгое время проблемой многих образовательных организаций была и остаётся слабая успеваемость школьников. Причиной является не только несовершенство методов работы школьного образования, но и особенность возраста, психологическая подготовленность ребёнка к обучению в начальной школе. Анализ научной литературы по данной теме показал, что многими авторами изучается данная проблема. К примеру, в учебном пособии П.И Пидкасистого даётся следующее определение неуспеваемости: «Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы». Далее, нами было выявлено следующее противоречие: большое количество психолого-педагогической литературы по проблеме неуспеваемости младших школьников, с одной стороны, и малое количество методических разработок путей устранения этих причин– с другой. Данное противоречие позволило обозначить нам проблему исследования: изучение причин неуспеваемости младших школьников и путей устранения этих причин. Далее, мы сформулировали тему исследования: "Причины неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин".
Содержание

Введение……………………………………………………………....................3-5 Глава I Теоретические аспекты неуспеваемости младших школьников………………………………………………………………….....6-18 1.1 Понятие "неуспеваемость" в психолого-педагогической литературе………………………………….……………………......................6-11 1.2 Психологические особенности неуспевающих школьнико…………..6-17 Вывод по I главе……………………………………………………....................18 Глава II Пути преодоления неуспеваемости младших школьников……………………………………………………………….…..19-27 2.1. Рекомендации учителю для работы с неуспевающим школьником…………………………………………………………………..19-24 2.2 Рекомендации по преодолению неуспеваемости младших школьников для родителей…………………………………………………………………......24-27 Вывод по II главе……………………………………………………………...…27 Заключение……………………………………………………………………….28 Список использованной литературы……………………………………..…29-31
Список литературы

1. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина – М.: Издательство «Ось – 89», 1997. – 224 с. 2. Аркин, Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребёнка в семье от года до зрелости / Е.А. Аркин – М.: Учдетигз, 1957. – 347 с. 3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 1982. – 192 с. 4. Бардин, К.В. Чтобы ребёнок успешно учился / К.В. Бардин – М.: Педагогика, 1988. – 176 с. 5. Блонский, П.П. Психология младших школьников / П.П. Блонский – М.: Воронеж: Институт практической психологии, 1997. – 574 с. 6. Борисов, П.П. Современные средства и методы обучения детей младшего школьного возраста / П.П. Борисов, Т.В. Барлас // Псих. журн. им.С. С. Корсакова. – 2015. – №4. – С. 38-42. 7. Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Б.С. Волков – М.: Академ. Проект, 2004. – 144 с. 8. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей / под ред. Ю.К. Бабанского. – Ростов-на-Дону, 1972. – 77 с. 9. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях её преодоления / А.М. Гельмонт – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1954. – 92 с. 10. Гильбух, Ю.З. Психодиагностика в школе / Ю.З. Гильбух – М.: Знание, 1989. – 79 с. 11. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов / И.В. Дубровина – М.: Питер, 2004. – 588 с. 12. Есипов, Б.П., Данилов, М.А. Дидактика / Б.П. Есипов, М.А. Данилов; под ред. Б.П. Есипова – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1957. – 518 с. 13. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков – М.: Педагогика, 1990. – 418 с. 14. Зинченко, В.П. Психологическая теория учебной деятельности: монография / В.П.Зинченко. – СПб.: Гриф, 2013. – 98 с. 15. Коломенский, Я.Л., Панько, Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько – М.: Просвещение, 1989. – 190 с. 16. Кондрашина, И.Н. Применение средств обучения в младшем школьном возрасте: монография / И.Н. Кондрашина. – М.: Академ, 2013. – 324 с. 17. Костромина, С.Н., Ануфриев, А.Д. Методические рекомендации / С.Н. Костромина, А.Д. Ануфриев – М.: 1999. – 174 с. 18. Круглова, Н.И. Как помочь ребёнку успешно учиться в школе / Н.И. Круглова – СПб.: Питер, 2004. – 128 с. 19. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику / Н.П. Локалова – М.: Ось – 86, 2005. – 142 с. 20. Майорова, Н.П. Неуспеваемость / Н.П. Майорова – СПб, 1998. – 216 с. 21. Менчинская, Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Н.А. Менчинская – М.: Педагогика, 1971. – 272 с. 22. Мурачковский, Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н.И. Мурачковский – Минск: Народная асвета, 1977. – 80 с. 23. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / под ред. З.И.Калмыковой, И.Ю. Кулагиной – М.: 1996. – 558 с. 24. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов: В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания / И.П. Подласый – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с. 25. Славина, С.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам / С.С. Славина – М.: 1959. – 213 с. 26. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011. – 158 с. 27. 17. Смирнов, А.А. Избранные психологические труды: учебное издание / А.А. Смирнов. – М.: Мир, 2015. – 382 с. 28. Цетлин, В.С. Неуспеваемость и её предупреждение / В.С. Цетлин – М.: Педагогика, 1977. – 120 с. 29. Цукерман, Г.А. Школьные трудности благополучных детей / Г.А. Цукерман – М.: 1994. – 133 с. 30. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения / С.Т. Шацкий – М.: Педагогика, 1980. – 304 с
Отрывок из работы

1.1 Понятие "неуспеваемость" в психолого-педагогической литературе. Чтобы мы могли начать говорить о причинах школьной неуспеваемости, необходимо в первую очередь изучить встречающиеся в литературе определения, которые употребляют как синонимы понятия «неуспеваемость»: школьные трудности, школьная дезадаптация, педагогическая запущенность. К примеру, под школьными трудностями Дубровинская Н.В. имеет в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребёнка в связи с началом систематического обучения в школе. Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья ребёнка, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения. Многие специалисты считают, что школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году. Она выражается в том, что обучающийся имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями. В свою очередь, систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы и общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной и экономической точки зрения. Педагогически запущенные дети часто бросают школу и пополняют группы риска. Неуспеваемость является сложным и многогранным явлением школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении [11, с.234]. При оценке успеваемости педагог ориентируется на формальные показатели усвоения знаний - воспроизведение правил, определений, умение решать типовые задачи и на достигнутый уровень умственного развития, от которого зависит фонд действенных знаний и умений, т.е. возможность самостоятельно, творчески оперировать ими. Именно невозможность самостоятельного оперирования информацией отличает неуспевающих учеников. Среди обучающихся любого класса обычной общеобразовательной школы всегда есть дети, которые не усваивают материал программы по какому-то предмету, даже можно выделить целую группу неуспевающих школьников. Так что же такое школьная неуспеваемость и каковы её основные проблемы? На первый взгляд, проблема одна – обучающийся трудно усваивает программные знания и получает низкие отметки. Это, конечно, волнует и огорчает родителей, учителей и самого ребёнка. То есть получается, что, неуспеваемость - это сложнейшая социально-психологическая ситуация, в которую включён сам ребёнок и все его ближайшее окружение. Без должной коррекционной работы эта ситуация неразрешима. Помимо субъектов ситуации неуспеваемости, в неё включена также сама технология обучения. М.А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения, а именно его противоречиями. Он считает, что неуспеваемость возникает в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушаются. В. Оконь солидарен с М.А. Даниловым. Он определяет неуспеваемость, как нарушение взаимодействия между участниками учебного процесса и внешними условиями. Частные характеристики учебного труда даны в работе А.М. Гельмонта. Он указывает на разные уровни усвоения учебного материала. Под учебным материалом понимаются параграфы учебника, а разные типы усвоения соотносятся с определённым уровнем смысловой переработки текста. А.М. Гельмонт делит учащихся на следующие группы [12, с.326]: 1. Неуспевающие ученики, которые не могут следить за ходом объяснения педагога, имеют большие трудности при понимании текста учебника. 2. Неуспевающие учащиеся, которые частично справляются анализом-синтезом, например, только тогда, когда речь идёт о конкретных предметах и явлениях. Общим этих групп является нежелание напрягать свои умственные силы, негативное отношение к более сложным формам и методам работы. К сожалению, в педагогике больше исследований сосредоточено на уже сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости. Но чтобы знать и применять на педагогической практике методы и формы работы, направленные на предупреждение неуспеваемости, необходимо уловить момент, когда она только зарождается. Как говорил известный древнегреческий целитель, врач и философ Гиппократ: “Болезнь легче предупредить, чем лечить”. Данное высказывание применимо не только к физическим недугам, но и к такому педагогическому явлению, как неуспеваемость. Наилучшие определение неуспеваемости мы нашли в книге В.С. Цетлина “Неуспеваемость школьников и ее предупреждение". Автор пишет: “Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года”. Здесь же В.С. Цетлин даёт определение отставанию. “Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово “отставание" обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай того невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Отставание - это перерыв непрерывности”. Далее он указывает, что в неуспеваемости как продукте, синтезированы отдельные отставания. Если они не преодолены, то разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счёте, неуспеваемость. В связи с этим задача предупреждения неуспеваемости состоит в том, чтобы не допустить эти разрастания, сразу устранить их [9, с.116]. Возникает вопрос: «Почему возможно отставание?». Чтобы ответить на него мы должны, прежде всего, разобрать факторы успеваемости. Изучение соответствующих научных данных позволило выделить три основных фактора успеваемости: требования к учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические возможности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы. Требования к обучающимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают психических и физических возможностей школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей. В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны - психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания) и физические возможности (состояние организма его развитие). При разработке требований к учащимся специалисты каждого учебного предмета ориентируются на некую норму возможностей детей того или иного возраста. Психофизические возможности детей изменяются и совершенствуются под влиянием социальных условий, в том числе и влиянием учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают (а иногда задерживают и понижают) возможности учащихся [15, с.50]. Социальные условия, как фактор успеваемости, также взаимодействуют с возможностями ребёнка. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы и многое другое. И этот фактор так или иначе учитывается при определении содержания обучения. Одни и те же условия обучения и воспитания по-разному воздействуют на детей, воспитывающихся в разных условиях, имеющих различия в организме, в общем развитии. Не только обучение, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и развитие личности не совершается под влиянием одних внешних условий. В определении элементов неуспеваемости необходимо опираться на дидактическую, методическую и психологическую литературу, использовав программы и учебники, а также результаты наблюдений педагогического процессов [21, с.12]. Необходимо исходить из того, что предписанное школе содержание обучения выражено не только в программах и учебниках, но и в разъясняющей их литературе. Методические материалы, программы и учебники раскрывают конкретное содержание каждого предмета и частично - общие принципы и идеи, положенные в их основу. Психологическая и педагогическая литература разъясняет цели и задачи, нового содержания, его особенности. Система показателей успеваемости [21, с.15]: 1. Делать хотя бы один опосредованный вывод, комбинировать имеющиеся знания, умения и навыки при добывании новых знаний; 2. Применять имеющиеся знания, умения и навыки в новой ситуации, отбирая их и комбинируя, выполняя отдельные опосредованные выводы; 3. Стремиться к знаниям теоретического характера, к самостоятельному их добыванию 4. Активно преодолевать трудности в процессе творческой деятельности; 5. Стремиться к оценке своих достижений в познавательной деятельности. Невыполнение совокупности указанных требований характеризует неуспеваемость школьников. В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности школьника: 1. Не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков); 2. Не стремится получать новые знания теоретического характера; 3. Избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними; 4. Не стремится к оценке своих достижений; 5. Не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки; 6. Не усвоил понятий в системе. Указанные черты составляют признаки понятия "неуспеваемость" для тех учебных предметов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и навыках. Неуспеваемость, как итог, характеризуется наличием всех элементов. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные ее элементы, они и предстают как отставания. Чтобы учитель мог выделить процесс неуспеваемости у школьника, ему необходимо знать психологические особенности неуспевающих школьников, которые мы рассмотрим в следующем параграфе. 1.2 Психологические особенности неуспевающих школьников. Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 51 страница
1250 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 43 страницы
516 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 31 страница
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg