Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое регулирование светского государства.

natalya1980er 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.04.2019
Целью работы является конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светского государства. Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи: 1) изучить понятие и признаки светского государства 2) рассмотреть положение церкви в политической системе общества 3) узнать о положение государства в политической системе общества 4) проанализировать проблемы и принципы взаимодействия государства и церкви в современном мире. Объектом данной работы являются правовые отношения, складывающиеся в области взаимоотношений «государство-церковь». Предметом исследования является понятие светского государства в Российской Федерации. Нормативную базу работы составили нормы Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов, имеющих значение в рассматриваемой области. При выполнении курсовой работы использовались статистические методы обработки информации.
Введение

После 1997 года в Российской Федерации сформировалась солидная законодательная база взаимоотношений между государством и религиозными объединениями. Впрочем, продолжается общественная дискуссия о месте и роли религии в жизни страны, о перспективах партнёрства религиозных организаций и государства. Согласно ст. 14 Конституции РФ 1993 г [1], страна является светским государством. «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». В федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 30 ноября 2010 г. [3]) поддерживается и развивается эти конституционные положения. Темой данной курсовой работы является достаточно актуальной в настоящее время, так как, светское государство в общем смысле – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира. В Российской Федерации светскость государства закреплена частью 1 статьи 14 Конституции как одна из основ конституционного строя России. В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно. Недостаточно четкая определенность правового содержания принципа светского характера государства зачастую способствует нарушениям этого принципа в деятельности некоторых органов государственной власти, в частности ведет к нарушениям прав и свобод человека и гражданина, дискриминации граждан по признаку их убеждений. Актуальность исследований в данной сфере проявляется в продолжающихся общественных дебатах как в России, так и в других европейских странах по многим важным вопросам: относительно возможности преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, возможности оказания государством поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций. Решения этих и многих других, связанных с ними, вопросов основываются на ответе на главный в этой сфере вопрос: что такое светское государства и какие особенности его проявления в российском государстве.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. правовое регулирование светского государства 5 1.1. Понятие и признаки светского государства 5 1.2. Российская Федерация как светское государство 7 2. РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА 12 2.1. Положение церкви в политической системе общества 12 2.2. Положение государства в политической системе общества 18 3. ПРОЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 24 3.1. Проблемы взаимоотшений 24 3.2. Принципы взаимодействия государства и церкви в современном мире 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 2. Концепция государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации. Проект Института государственно- конфессиональных отношений и права (И.В. Понкин, А.В. Ситников) и Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве (В.Н. Жбанков) от 19 июня 2001 года // Независимая газета. Религии. 2001. 22 августа. 3. О свободе совести: Постановление Временного Правительства от 14 июля 1917 года // URL: http://constitution.garant.ru/history/ act1600-1918/5412/ (дата обращения: 12.11.2017) 4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утверждена Указом Президента от 12.05. 2009 г. № 537 //"Собрание законодательства РФ". – 2009. – 18 мая. – №20. – Ст.2444. 5. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // "Собрание законодательства РФ", 29.09.1997, N 39, ст. 4465. Периодическая литература и учебники 6. Балодис Р. Религиозные организации и Латвийское государство // Религия и право. 2016. № 6. – С. 13-15. 7. Воронкова М.Л. Конституционные основы светского государства в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2014. –86 с. 8. Деникаева С.Э. Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства: дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2016. – 95с. 9. Дозорцев П.Н. Развитие России как светского государства: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб. 2015. – 124 с. 10. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Спарк, 2016. – 371 с. 11. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат. сб. / Росстат. - М., 2016. – 725 с. 12. Тарасевич И.А. Конституционно-правовые основы религиозной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Тюмень, 2015. – 78 с. 13. Тощенко Ж.Т. Современные лики теократии // Мир России. Социология. Этнология. 2016. № 2. Т. 19. – С. 19-58. 14. Хижняк В.С. Взаимодействие национального права России и международного права: конституционные основы. Саратов, 2017. – 127 с.
Отрывок из работы

1.1. Понятие и признаки светского государства Светское государство — государство с устройством, где религия отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. «В настоящее время в науке доминирует представление о светском государстве как о государстве, в котором не существует какой-либо официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признаётся обязательным и предпочтительным. Соответственно, светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от друга и не вмешиваются в дела друг друга». Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее — медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками [6, с.13]. В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой государства. В светском государстве последователи всех религий равны перед законом. Большинство мусульманских стран не отвечают критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально являются теократическими государствами, в конституциях большинства арабских стран записано, что их законодательство основано на Коране и шариате, религиозная форма брака является единственно возможной. В Малайзии в последние годы произошёл отход от светского государства (появилась религиозная полиция, разбирающая дела мусульман). Из государств с преобладанием мусульманского населения светскими являются, например, Турция, Кыргызстан и Азербайджан. Кроме того, бывают случаи, когда государство имеет государственную религию и вместе с тем провозглашает себя светским (Англия, Дания, Египет, Тунис, Бангладеш и так далее). Не полностью религия отделена от государства и в Израиле. Принцип светскости предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Также он способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства, как основной формы организации общественно-политической власти. В социологической науке представлена типология светских и несветских государств по различным основаниям. Критерии классификации светских государств: 1) наличие партнёрства государства и религиозных организаций и 2) степень влияния религии на правовую систему государства. Данные критерии позволяют выделить 4 типа светских государств: преференциальный, эквипотенциальный (государство стремится к максимально возможной изоляции религиозных организаций от государственной жизни), контаминационный, идентификационный (сотрудничество государства с религиозными организациями). Разные типы светских государств, существующие в современном мире, являются закономерным итогом развития общества. Формирование определённого типа светского государства обусловлено конкретными историческими, политическими, культурными и иными особенностями общественной динамики. Светское государство – это государство, в котором отсутствует официальная религия, все религиозные объединения отделены от государственной власти и равны между собой. Признаки светского государства: 1) отсутствие какой-либо обязательной (государственной) религии; 2) невмешательство церкви в государственные функции; 3) выполнение церковью исключительно духовной функции, направленной на удовлетворение религиозных нужд общества; 4) отсутствие контроля об отношении граждан к религии; 5) охрана государством законной деятельности религиозных объединений; 6) отрицание религиозных норм в качестве источников права; 7) гарантия свободы религии, обеспечение равенства всех религиозных объединений перед законом; 8) отграничение религиозных организаций от государства [6, с.14]. 1.2. Российская Федерация как светское государство Сегодня характеристика стран и народов как христианских, мусульманских, буддистских и др. уже недостаточна, ибо в рамках этих религий существуют различные направления, секты, толки. Поэтому большинство стран современного мира являются поликонфессиональными, т.е. их население исповедует различные верования - ФРГ, Италия, Япония и др. Однако и в этих странах наблюдается стремление одной из церквей, использую свое исторически сложившееся влияние на население, добиваться предпочтительного положения в стране. Что касается Российской Федерации, то в настоящее время в нашем государстве вопросы свободы и совести и религиозных объединений урегулированы Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", который был принят Государственной Думой 19 сентября 1997 г. В вводной части (преамбуле) этого Федерального закона, в частности, что признавая особую роль православия в России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, в Российской Федерации уважаются христианство, ислам, буддизм, индуизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов Российской Федерации. Тем самым подтверждается отсутствие единой государственной религии и в Российской Федерации признается поликонфессионализм [7, с.86]. Посмотрим, в чем же заключается светский характер Российской Федерации. Во-первых, светский характер государства подразумевает признание ряда принципов в сфере отношений государства с религиозными объединениями граждан. Основой этих отношений является свобода совести, поскольку, согласно ч. 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации, никакая религия в Российской Федерации не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В статье 28 Конституции Российской Федерации под свободой совести подразумевается свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально ли совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать ("менять" - в тексте п. 1 ст. 3 Федерального закона), иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними; Во-вторых, светский характер государства означает отсутствие определенной церковной иерархии, стоящей над государственной властью. Он проявляется и в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанности исповедовать определенную религию, а также в гражданском статусе верующих. Согласно ч. 4 статьи 3 Федерального закона граждане Российской Федерации равны перед законом, во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Указание в официальных документах на отношение к религии не допускается (п. 5 ст. 3 ФЗ). В п. 6 ст. 3 Федерального закона закреплено положение о том, что воспрепятствование осуществлению свобод совести и права на свободу вероисповедания, в том числе сопряжено с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувства граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом [7, с.86]. (Ст. 5.26 КоАП РФ; ст. 148 УК РФ). В тоже время запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону; В-третьих, как светское государство Российская Федерация опирается на принцип отделения религиозных объединений от государства. В соответствии с этим принципом, в п. 2 ст. 4 Федерального закона определено, что государство не возлагает на религиозные объединения функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями; В-четвертых, светский характер государства характеризуется также светским характером государственной системы образования и воспитания. Согласно ст. 5 Федерального закона по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления предоставляют религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы, т.е. факультативно. В то же самое время, дисциплины религиозного и религиозно-философского характера, не сопровождающиеся совершением религиозных обрядов, могут включаться в программу государственных и муниципальных учреждений [7, с.86]. Таковы основные принципы, характеризующие государство в качестве светского. Светский характер государства не означает, что оно не взаимодействует с религиозными организациями. Государство издает законы, обеспечивающие претворение в жизнь свободы вероисповедания и устанавливает ответственность за ее нарушение. Федеральный закон закрепил регистрационный порядок создания религиозных объединений с учетом участников не менее 10 человек. Вместе с тем следует отметить, что в условиях отделения религиозных объединений от государства серьезным нарушением законодательства является практика организации богослужения в государственных учреждениях, помещение в них икон или иных предметов религиозной символики, религиозные благословения лиц при занятии государственных должностей, финансирование деятельности религиозных объединений за счет государственных органов. В Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 5 июля 1995 г. прямо подчеркивается положение о том, что государственный служащий не вправе использовать в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных объединений для пропаганды отношений к ним (п. 11 ст. 11). Аналогичные ограничения распространяются и на муниципальных служащих в соответствии с п. 11 ст. 11 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г [3]. Федерации. Для регистрации необходимо подать заявление в регистрирующий орган с просьбой зарегистрировать соответствующее религиозное объединение, устав религиозной организации и иные документы. Кроме того, учитывая, что в последние годы в Российской Федерации действует большое количество новых религиозных организаций, в том числе деструктивных, обязательным условиям для религиозного объединения является предоставление сведений об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей (п. 5 ст. 11).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
222 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 47 страниц
222 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 38 страниц
456 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg