Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МУЗЫКА

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

inna_lina92 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 103 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.04.2019
Представленная выпускная квалификационная работа на тему «Теоретические аспекты развития интереса у младших подростков к певческой деятельности средствами татарского музыкального фольклора», позволила определить актуальность проблемы исследования и подтвердить эффективность выдвинутой гипотезы исследования.
Введение

В последние годы развития демократической России произошли качественные изменения в духовной культуре России, образе жизни народа. Эти изменения оказывают существенное влияние на развитие всей системы воспитания подрастающего поколения, в том числе и музыкального. В связи с этим, особую ответственность несут сегодня образовательные учреждения, призванные обучать детей, формировать их мировоззрение, интересы и творческие потребности. Перед педагогической наукой стоит вопрос о создании такой системы образования, которая была бы направлена на потребности личности, ее разностороннее и глубокое развитие. Духовно-нравственное, художественно-эстетическое, музыкальное воспитание подрастающего поколения не может обойтись без глубокого освоения духовной культуры, фольклора, традиционной музыки, которое начинается с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются знания, умения и навыки, развиваются речь и мышление, творческие способности, эмоционально - волевая сфера. В «Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации», утвержденной в 2000 г., подчеркивается задача обеспечения исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, в системе образования. Фольклор, и в частности музыкальный фольклор, может стать альтернативой увлечению продуктами «поп-индустрии», вредному воздействию которой может противодействовать только личность, обладающая высокой духовной культурой, устойчивыми художественно- нравственными и эстетическими представлениями, умеющая понимать и оценивать подлинную художественную ценность предметов и явлений, воспитанная на лучших образцах классического и народного музыкального искусства. Актуальность исследования. Как известно, музыка, в том числе и пение, в современном мире - это не только предмет развлечения, но и могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Изучая музыкальные интересы подростков, можно заметить, что большинство увлекается эстрадной вокальной музыкой и современными музыкальными электронными и компьютерными технологиями. Эти интересы уже сформированы социумом, средствами массовой информации, отражая дух времени. Следует отметить, что в настоящее время программы массовых средств вещания изобилуют «взрослой», к сожалению, не всегда высокохудожественной и доступной для школьников развлекательной музыкой. Учитывая, что огромный интерес сейчас у подростков возникает к современной музыке, и, особенно к песенному эстрадному жанру, педагогам нужно формировать их музыкальный вкус на основе классической и народной музыки, совершенствовать их исполнительские способности на основе работы по постановке голоса и развитию слуха учащихся; стимулировать их творческую активность, потребность в общении с музыкой других жанров и т.д. Степень изученности проблемы. Анализ научной литературы показал, что упоминания об обучении пению представлены в античной культуре: в трудах Аристотеля, Аристоксена, Пифагора, Платона, и др. Немалое значение данной проблеме уделено и в трудах философов XVII века Т. Гоббса, Г. Гегеля, Р.Декарта, И. Канта, которые рассматривали духовные основы творческой деятельности. В настоящее время проблема развития интереса к музыке является одной из наиболее актуальных, в теории и практике музыкального образования: в области музыкальной педагогики Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, В.К.Белобородова, Г.С.Ригина, Е.В.Назайкинский и др. Проблема развития интереса так же освещена в ряде диссертационных работ, посвященных данной проблеме. Это диссертации А.Н.Байчоровой, Е.В.Бояковой, Н.И.Буториной, Т.В.Красноперовой, Н.А.Меньшиковой, Т.П.Плесниной, Н.Е.Судаковой, Ю.В.Талановой, Р.А.Тельчаровой, З.М.Явгильдиной, В.Л.Яконюка и др. Существенный вклад в теорию и практику постановки певческого голоса внесли труды виднейших отечественных и зарубежных теоретиков и педагогов-мастеров вокального искусства, таких как: Д.Л.Аспелунд, В.А.Багадуров, Б.Бочев, А.М.Вербов, Ф.Ф.Витт, М.Гарсиа, Л.Джиральдони, Л.Б.Дмитриев, Ф.Ф.Заседателев, И.И.Левидов, А.И.Лукишко, Ф.Лысек, Е.М.Малинина, И.К.Назаренко, Т.Н.Овчинникова, Н.Д.Орлова, Л.Д.Работнов, Е.Седлачкова, Сет Риггс, Г. Стоянова, Л.К.Ярославцева и др. Первые комплексные исследования детского певческого голоса и эффективности методов вокальной работы с детьми, были произведены Р.И.Гиммельфарбом, И.И.Левидовым, Е.М.Мажениной. Как показывает практика и свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, проблеме развития интереса к певческой деятельности у младших подростков не достаточно уделяется должного внимания. Несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления о данной проблеме. Таким образом, существуют противоречия между имеющимися традиционными методами и формами музыкального образования и необходимостью поиска современных подходов к развитию интереса к певческой деятельности у младших подростков; значительным развивающим потенциалом музыкального фольклора и его недостаточным использованием в процессе развития интереса к певческой деятельности у младших подростков. Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические аспекты, особенности, методики развития интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности средствами татарского музыкального фольклора. Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Развитие интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора». Объект исследования. Образовательный процесс в детской музыкальной школе. Предмет исследования. Процесс развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора. Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность методической разработки по развитию интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора. Исходя из объекта, предмета и цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: процесс развития интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности будет более эффективным, если будут: - рассмотрены теоретические аспекты развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора; - выявлен воспитательный потенциал татарского музыкального фольклора в развитии интереса к певческой деятельности у младших подростков; - определены особенности развития интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности; - представлена методическая разработка занятий по развитию интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности средствами татарского музыкального фольклора. В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие основные задачи: 1) дать характеристику основным понятиям исследования: интерес, певческая деятельность, музыкальный фольклор; 2) выявить воспитательный потенциал татарского музыкального фольклора в развитии интереса к певческой деятельности у младших подростков; 3) рассмотреть особенности развития интереса к певческой деятельности у младших подростков; 4) представить авторскую разработку занятий по развитию интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности средствами татарского музыкального фольклора. Методологическую основу исследования составляют: - философские, психологические, педагогические концепции интереса как фактора эстетически-ценностного становления и творческой самореализации личности в пространстве культуры (Л.И.Божович, М.С.Каган, И.Кант, Г.И.Щукина и др.); формирование и развитие музыкального интереса (Е.Ф.Гнесина, В.К.Крючек, Г.С.Нейгауз, В.В.Путиловская и др.); - научные положения психологии творчества (Г.С.Батищев, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Д.Б. Эльконин), возрастной психологии (JI.C.Выготский, А.Н.Леонтьев, Р.С.Немов, Ж.Пиаже), психологии музыкальных способностей личности (Б.В.Асафьев, М.П.Блинова, С.Н.Беляева-Экземплярская, Е.В.Назайкинский, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин и др.); - идеи этнопедагогики о саморазвитии, самовоспитании, самообразовании личности в процессе изучения музыкального фольклора (Г.Н. Волков, Н.Н. Гилярова, М.А. Картавцева, Г.М. Науменко) и т.д. Методы исследования. Теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования, в том числе междисциплинарных диссертационных исследований; анализ и обобщение передового педагогического опыта; эмпирические - эксперимент. Экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в детской музыкальной школе № 6 им. Салиха Сайдашева г. Набережные Челны. Этапы проведения исследования: Подготовительный этап (2017 г.): проведение теоретического анализа социологической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по рассматриваемой проблеме; обоснование темы и определение содержания исследования. Этап организации и проведения исследования (2017-2018 г.г.): изучение педагогического опыта процесса развития интереса у детей младшего подросткового возраста в процессе певческой деятельности, осуществление экспериментальной работы. Этап завершения исследования (2018 г.): анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, оформление исследования. Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: материалы исследования расширяют базу знаний в области музыкально-эстетического развития детей, а также дополняют содержательную и технологическую составляющие педагогики музыкального образования. Теоретически углублены представления о развитии интереса к певческой деятельности у младших подростков, выявлен воспитательный потенциал татарского музыкального фольклора в развитии интереса к певческой деятельности у младших подростков. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ на уроках музыки, преподавателями учреждений дополнительного образования, студентами музыкально-педагогических вузов и ссузов. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, выводов, заключения, списка литературы(32), приложений (8).
Содержание

Введение 3 ГЛАВА I. Теоретические аспекты развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора 10 1.1 Характеристика основных понятий исследования: интерес, певческая деятельность, музыкальный фольклор 10 1.2 Воспитательный потенциал татарского музыкального фольклора в развитии интереса к певческой деятельности у младших подростков 23 1.3 Особенности развития интереса к певческой деятельности у младших подростков 36 Выводы по главе I 48 Глава II. Практическая реализация процесса развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора 56 2.1 Методическая разработка по развитию интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора 56 2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора 70 Выводы по главе II 83 Заключение 86 Список литературы 92 Приложение 95
Список литературы

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с. 2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта./ Ю.Б.Алиев — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с. 3. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.А.Апраксина — М.: Просвещение, 1983. — 224 с. 4. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В.Асафьев – Л.: Музыка. – 1973. 5. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.:1974. – 123с. 6. Бекина, С.И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей)/ – М.: Просвещение, 1984г. – 158с. 7. Большая российская энциклопедия: В 30 т / Председатель Науч.- ред. совета Ю.С.Осипов отв. ред. С.А.Кравец, т 7.-М.: Большая российская энциклопедия, 2007.-767с. 8. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности/– М.: изд. дом «Классика -XXI» 2006. - 138 с. 9. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / – М.: Просвещение. – 1968. – 415 с. 10. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. 11. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.:1961. -188с. 12. Дмитриева, Л.Г., Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко,– М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 240 с. 13. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности./ - СПб.: Питер, 2009. - Серия: «Мастера психологии». – 434с. 14. Кабалевский, Д.Б.?Как?рассказывать?детям?о?музыке? / Д.Б.Кабалевский.?–?2­е?изд.?–?М.?:?Советский?композитор,?1982.?–?214?с. 15. Кабалевский, Д.Б. Дело всей жизни: сборник / Д.Б. Кабалевский; сост. Е.Д.Критская, М.: Искусство, 1995. - 296 с. 16. Кодай, З. Избранные статьи / З. Кодай. – М.,1982 – 271 с 17. Коменский, Я. А. Педагогическое наследие. / Я.А.Коменский,: Педагогика, 1989 г., 416 с. 18. Кочнева, И. Вокальный словарь. - 2-е изд. / Кочнева, И., Яковлева, А. - Л.: Музыка: Ленингр. отд., 1988. - 68с. 19. Кашапова, Л.М. Национальное музыкальное образование,дополнительного профессионального педагогического образования и студ. муз.фак. пед. колледжей и вузов / Л.М.Кашапова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - 187 с. 20. Мальцев, А.П. Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей/ Мальцев, Александр Павлович — 13.00.01 — Оренбург, 2003. - 187с. 21. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники/ М., 2002. – 592с. 22. Нургаянова, Н.Х. Формирование вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки на основе татарских певческих традиций, общая педагогика, история педагогики и образования, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»/ Нургаянова, Неля Хабибуловна, 2012. - 23с. 23. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов – М.: Русский язык, 2008. -748 с. 24. Ожегов, С.И. Толковый словарь Ожегова / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. 1949-1992. 25. Папура, А.А. Формирование уверенности в себе у подростков/ Вестник ТГПУ, 2010. с.110-113. 26. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики. /В.Г.Ражников. — М.: Знание, 1980. — 96 с. 27. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / М.: Прометей, 1992. 270 с. 28. Танхасаева, А.С. Роль фольклора в совершенствовании образования./ А.С.Танхасаева. – М: Школьные дни, Улан-Удэ.: 1998. - 185 с. 29. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т./ Б.М.Теплов, - М.: Педагогика,1985. - Т.1. - 328 с. 30. Тукай, Г. Избранное / Г.Тукай. – М., 1975. – 139с. 31. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д.Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. – 256 с. 32. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе/- 1987. – 320с. 33. Школяр, Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений/ М.: Флинта-Наука, 1999. – 243с. 34. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студентов муз. факультетов и отделений высш. и сред. пед. учеб …/ Л.В.Школяр – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232 с. 35. Явгильдина, З.М. Использование фольклора в музыкальном образовании: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов. З.М.Явгильдина - Казань: КФУ, 2012. - 110 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические аспекты развития интереса к певческой деятельности у младших подростков средствами татарского музыкального фольклора 1.1 Характеристика основных понятий исследования: интерес, певческая деятельность, музыкальный фольклор Обращаясь к раскрытию основного понятия исследования «интерес» необходимо отметить, что данное понятие является первоосновой музыкального воспитания, обязательным условием занятий музыкой. По-мнению видного польского пианиста И.Гофмана, интерес является неотъемлемой частью процесса работы. Известный музыкант советовал молодым музыкантам заниматься творчеством серьезно и с интересом, «ища наслаждение в труде», а не в том, что будет достигнуто посредством него. Отвечая на вопрос о развитии таланта, он пишет: «Наслаждение и интерес, какие доставляет самый процесс работы - в этом должно состоять вознаграждение человека»[9]. Выдающийся композитор, педагог и пропагандист Д.Б.Кабалевский развитие интереса к музыке считает главной задачей музыкального образования, без решения которой невозможно достичь успеха на этом поприще. Его педагогическая концепция направлена на раскрытие и обогащение духовного мира человека. «Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней, - пишет Д.Б.Кабалевский, - обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль... Любые же попытки воспитывать и обучать того, кто музыкой не заинтересовался, не увлекся, не полюбил ее, обречены на неуспех»[11]. Изучением проблемы интереса занимаются многие ученые, в различных областях наук. Соответственно существует множество трактовок в определении понятия «интерес». В словаре С.И.Ожегова дается определение интереса «как внимание, возбуждаемое чем-нибудь значительным, привлекательным» [15]. Большая советская энциклопедия рассматривает интерес, как «эмоционально окрашенное повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению»[6, с.567].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg