Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое регулирование возмездного оказания услуг.

natalya1980er 2475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 99 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.04.2019
Объект - совокупность гражданско-правовых отношений, возникающих при возмездном оказании медицинских услуг. Предмет квалификационной работы - правовые нормы, регламентирующие договорное регулирование взаимоотношений согласно возмездному оказанию медицинских услуг в Российской, практика их использования, положения российской теории и соответствующая судебная практика. Цель работы - комплексное исследование теоретических и практических нюансов договорного регулирования отношений согласно возмездному оказанию медицинских услуг. Задачи: 1) раскрыть характерные черты медицинской услуги как объекта гражданских прав; 2) выяснить правовую природу договора возмездного оказания медицинских услуг; 3) исследовать значимые условия договора возмездного оказания медицинских услуг; 4) раскрыть специфику гражданско-правовой ответственности сторон согласно договору возмездного оказания медицинских услуг; 5) установить порядок и выявить специфику исполнения, изменения и расторжения договора возмездного оказания медицинских услуг; 6) выработать и аргументировать предложения и рекомендации по части совершенствования функционирующего законодательства в области регулирования договора возмездного оказания медицинских услуг и практики его использования.
Введение

Одним из приоритетных направлений социальной политики Российского государства является охрана здоровья граждан. Как закреплено в ст.41 Конституции РФ, одним из важнейших прав человека является право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. В то же время в Российской Федерации принимаются меры по развитию не только государственной и муниципальной, но и частной системы здравоохранения (п. 1,2 ст. 41 Конституции РФ). Бесплатное оказание медицинской помощи и развитие платной медицины представлены взаимодополняющими институтами, разумная комбинация которых формирует необходимые предпосылки с целью осуществления гражданами права на охрану здоровья и получения врачебной помощи, как ясно показывает зарубежный опыт в данной области. В последние годы замечено резкое увеличение рынка возмездных медицинских услуг в Российской федерации. Прослеживается прогресс оплачиваемых медицинских услуг, равно как в абсолютном и относительном выражении. Отчетливо проявляется характер повышения доли медицинских услуг в общем размере оплачиваемых услуг, оказанных жителям Российской федерации. В связи с этими данными эксперты фиксируют то, что платная медицина в нашей стране стала реальностью. Возмездное оказание медицинских услуг предполагает собой реализацию гарантируемой в РФ независимости экономической деятельности, права любого на свободное использование собственных возможностей и имущества с целью предпринимательской и другой никак не запретной законодательством экономической деятельности (статья 8, часть 1; статья 34, часть 1, Конституции РФ). Договор возмездного оказания медицинских услуг применяется равно как муниципальными, так и частными организациями здравоохранения. Совместно с этим исследования указывают на то, что в России единый договорный порядок взаимоотношений между исполнителем медицинских услуг и пациентом пока не основан. На сегодняшний день проблемы предоставления жителям возмездных медицинских услуг в полной мере законодательно далеко не урегулированы. Это приводит к замещению ими бесплатной медицинской помощи, формированию теневого рынка медицинских услуг и понижению доступности людей к получению бесплатной медицинской помощи в медицинских организациях. С целью устранения отмеченных недочетов нужно установить единые требования оказания возмездных медицинских услуг жителям страны. В связи с этим представляет теоретическое и практическое внимание изучение ряда проблематичных вопросов, образующихся при выявлении правовой природы договора возмездного оказания медицинских услуг, установлении определения этого договора, его структуры и содержания. Помимо этого, в последнее время отмечается подъем количества гражданских исков, вызванных качеством оказания медицинских услуг. По всей видимости, предпосылкой этому служит отсутствие единого законного пространства, позволяющего установить принципы поведения участников правоотношений, возникающих при оказании возмездных медицинских услуг. В ГК РФ взаимоотношения, возникающие при возмездном оказании медицинских услуг, регулируются положениями гл. 39 «Возмездное оказание услуг», однако в ней не раскрываются характерные черты, свойственные данным взаимоотношениям в силу особенности медицинской деятельности. К тому же работающие законы в данной области довольно беспорядочны, в них немало изъянов и противоречий.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1 ОБЩАЯ ХАРАТКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ОКАЗАНИЮ ВОЗМЕЗДНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 1.1 Юридическая квалификация медицинской услуги 1.2 Юридическая квалификация отношений по оказанию медицинских услуг 1.3 Правовой статус исполнителя медицинской услуги 1.4 Правовой статус пациента как потребителя медицинской услуги 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 2.1 Понятие, правовая природа и содержание договора на возмездное оказание медицинских услуг 2.2 Признаки и виды договора возмездного оказания медицинских услуг 2.3 Сторона и форма договора на возмездное оказание медицинских услуг 2.4 Механизм заключения, изменения, расторжения и прекращения договора возмездного оказания медицинских услуг 3 УРОВНИ И СПОСОБЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 3.1 Понятие охраны и защиты прав потребителей медицинских услуг. Уровни охраны и защиты прав потребителей медицинских услуг. 3.2 Понятие, характеристика способов защиты прав потребителей медицинских услуг. 3.3 Проблемы законодательства в области правового регулирования оказания медицинских услуг. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 25.12.1993 г. - № 237 2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301. 3. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410. 4. Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4552. 5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954. 6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823. 7. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3824. 8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3012. 9. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (ред. от 02.07.2013) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 15. - Ст. 766. 10. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 2 июля 1992 г. // ВВС РФ. - 1992. - № 33. - Ст. 1913. 11. 0 почтовой связи: Федер. закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 29. - Ст. 3697. 12. 06 основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федер. закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 49. - Ст. 5491. 13. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федер. закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 30.11.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 4850. 14. О защите конкуренции: Федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3434. 15. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон от 8 августа 2001 № 129-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13.08.2001. - № 33 (Часть I). - Ст. 3431. 16. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 06.12.2010. - № 49. - Ст. 6422. 17. О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»): постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012г. № 291 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 17. - Ст. 1965. 18. Об утверждении критериев, при соответствии которым медицинским профессиональным некоммерческим организациям может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 10 сентября 2012г. № 907 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 38. - Ст. 5119. 19. Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека: постановление Правительства РФ от 20 сентября 2012г. № 950// Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 39. - Ст. 5289. 20. Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: постановление Правительства РФ от 4 октября 2012г. № 1006 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 41. - Ст. 5628. 21. Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности: постановление Правительства РФ от 12 ноября 2012г. № 1152 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 47. - Ст. 6501. Судебная практика 22. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 104 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2006. - № 4. 23.Определение ВАС РФ от 12.05.2010 № ВАС-2715/10 [Электронный ресурс] // СПС Гарант [Справочно-поисковая система]. 24. Постановление ВАС РФ от 07.09.2010 № 2715/10 [Электронный ресурс] // СПС Гарант [Справочно-поисковая система]. 25. Постановление ФАС МО от 04.06.2009 № КГ-А40/4745-09 [Электронный ресурс] // СПС Гарант [Справочно-поисковая система]. 26. Постановление ФАС ВВО от 03.02.2010 № А82-3770/2009-8 [Электронный ресурс] // СПС Гарант [Справочно-поисковая система]. 27. Постановление ФАС УО от 16.06.2010 № Ф09-3663/10-С3 [Электронный ресурс] // СПС Гарант [Справочно-поисковая система]. 28. Постановление ФАС УО от 01.04.2010 № Ф09-1264/10-С2 [Электронный ресурс] // СПС Гарант [Справочно-поисковая система]. 29. Постановление ФАС СЗО от 11.06.2010 № А66-12587/2009 [Электронный ресурс] // СПС Гарант [Справочно-поисковая система]. 30. Постановление ФАС ВВО от 11.03.2010 № А79-6767/2009 [Электронный ресурс] // СПС Гарант [Справочно-поисковая система]. 31. Постановление ФАС ЗСО от 29.04.2010 № А46-23676/2009 [Электронный ресурс] // СПС Гарант [Справочно-поисковая система]. 32. Постановления ФАС ДВО от 29.01.2010 № Ф03-8393/2009 [Электронный ресурс] // СПС Гарант [Справочно-поисковая система]. 33. Постановления ФАС ДВО от 22.01.2010 № Ф03-8321/2009 [Электронный ресурс] // СПС Гарант [Справочно-поисковая система]. 34. Постановление ФАС УО от 26.04.2010 № Ф09-2729/10-С5 [Электронный ресурс] // СПС Гарант [Справочно-поисковая система]. 35. Постановление от 11.01.2010 № Ф10-5857/09 [Электронный ресурс] // СПС Гарант [Справочно-поисковая система]. Литература 36. Арсланов К.М. К вопросу о правовой природе договора возмездного оказания услуг // Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 151, Кн. 4. - Казань: Каз. гос. ун-т, 2009. - С. 82-90. 37. Абдуллина, В.С. Гражданско-правовая ответственность за нарушения в сфере оказания медицинских услуг: некоторые вопросы теории и практики: дисс. ... канд. юрид. наук:12.00.03 / Абдуллина Венера Салиховна. - Казань, 2007. - 171 с. 38. Акопов, В.И. Медицинское право в вопросах и ответах / В.И. Акопов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000. - 208 с. 39. Акопов, В.И. Медицинское право: книга для врачей, юристов и пациентов / В.И. Акопов. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 368 с. 40. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - М., 2002. - 712 с. 41. Баринов, Е.Х., Косухина, О.И., Ромодановский, П.О. Изучение дефектов ведения медицинской документации в терапевтической практике / Е.Х. Баринов, О.И. Косухина, П.О. Ромодановский // Медицинское право. - 2012. - № 2. - С. 40 - 43. 42. Баринов, С.А. Понятие медицинской услуги как объекта гражданского права / С.А. Баринов // Современное право. - 2012. - № 1. - С. 91 - 95. 43. Блинов, А.Г. Юридический статус пациента как субъекта здравоохранительных правоотношений / А.Г. Блинов // Журнал российского права. - 2011. - № 4. - С. 18 - 26. 44. Внуков Н.А. Отдельные виды потребительского договора возмездного оказания услуг: правовые и экономические проблемы // Пробелы в российском законодательстве. - 2011. - № 2. - С. 89-93. 45. Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. I / Отв. ред. Е.А. Суханов. - М., 2008. - 698 с. 46. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. - М., 2011. - 712 с. 47. Кузнецова Д.М. Обязанности туроператора по договору возмездного оказания услуг по туристическому обслуживанию // Закон и право. - 2009. - № 1. - С. 103-105. 48. Куприянов А.Н. О договоре возмездного оказания услуг // Государство и право: теория и практика: Сборник научных трудов (Материалы научнопрактической конференции: «Проблемы юридической науки и образования в современной России» 5 ноября 2009 года. Часть 2. Вып. 6. - СПб.: Лемма, 2009. - С. 315-318. 49. Ломакина К.Г. Особенности защиты прав потребителей по договору возмездного оказания услуг в российском законодательстве // Актуальные проблемы частного права: сборник научных статей. - Новосибирск: НГТУ, 2011. - С. 91-102. 50. Ситдикова, Л.Б. Правовые критерии оценки качества медицинских услуг / Л.Б. Ситдикова // Медицинское право. - 2010. - № 4. - С. 22-26. 51. Трепель, В.Г., Шишов, М.А., Шумилина, Е.В. Актуальные вопросы контроля качества медицинской помощи / В.Г. Трепель, М.А. Шишов, Е.В. Шумилина // Медицинское право. - 2012. - № 1. - С. 11 -16. 52. Труханова, Э.Ф. Институализация медицинского права в качестве самостоятельной отрасли: теоретико-правовой анализ / Э.Ф. Труханова // Медицинское право. - 2011. - № 2. - С. 7 - 12. 53.Черных, А.Е. Конституционное право граждан на охрану здоровья и проблемы его реализации в Российской Федерации: автореф. дисс. ...канд. юрид. наук:12.00.02 / Черных Александр Евгеньевич. - М., 2012. - 18 с. 54.Чулюков, Ю.В. Развитие законодательства о саморегулировании в сфере паевых инвестиционных фондов / Ю.В. Чулюков // Законодательство. - 2007. - № 4. - С. 39-45. 55. Шаблова, Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: автореф. дисс. . доктора юрид. наук: 12.00.03 / Шаблова Елена Геннадьевна. - Екатеринбург, 2003. - 45 с. 56. Шаяхметова, А.Р. О соотношении возмездных и бесплатных медицинских услуг / А.Р. Шаяхметова // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: материалы международной научно-практической конференции (г. Уфа, 21 февраля 2011г.): часть 2 / под общ. ред. А.В. Рагулина, М.С. Шайхуллина; Евразийский научно-исследовательский институт проблем права. - Уфа, 2011. - С. 318-321. 57. Шершень, Т.В. Гражданско-правовые средства защиты прав и интересов потребителей / Т.В. Шершень // Вестник Пермского университета. - 2012. - № 3. - С. 198-205. 58. Ширманов, И.А. Эвтаназия и предотвращение злоупотреблений / И.А. Ширманов // Медицинское право. - 2012. - № 1. - С. 31 - 34.
Отрывок из работы

1.1 Юридическая квалификация медицинской услуги Юридическая квалификация представляет собой правовую оценку жизненного явления, объекта, заключающуюся в установлении соответствия его признаков признакам правового явления, объекта правового регулирования. Необходимость в проведении юридической квалификации медицинских услуг заключается в том, что медицинские услуги относительно недавно были включены в гражданский оборот, и в науке гражданского права еще не сформировался единый подход к пониманию этого объекта. В советском законодательстве[1] термин «медицинская услуга» не использовался, вместо него употреблялось понятие медицинской помощи. Однако эти термины по содержанию не равнозначны. Основной задачей законодателя было обеспечение населения общедоступной бесплатной медицинской помощью, оказывавшейся в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения. Оборот в том или ином виде медицинских услуг не допускался, и они не рассматривались как объекты гражданских прав и не попадали в сферу гражданско-правового регулирования, хотя уже тогда появились работы, обосновывающие гражданско-правовой характер отношений между гражданами и лечебными учреждениями.[2] С принятием Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года[3] и Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г.[4] медицинские услуги стали частью гражданского оборота. Этому способствовали нормы о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 ГК), положения Основ о государственной, муниципальной и частной системах здравоохранения. Вместе с тем в гражданском законодательстве нет определения медицинской услуги. В науке гражданского права используется вместе с тем понятие услуги,[5] достаточно подробно исследованное, вполне применимое и к медицинским услугам как разновидности этого объекта гражданских прав. Глава 39 ГК является с позиции ее применения «исключительной», в ней объединены различные договоры, которые не могут быть эффективно регламентированы нормами о подряде или другими, упомянутыми в п. 2 ст. 779 ГК, нормами кодекса. Но при этом каждый из них не может быть выделен в специальный договорный тип.[6] Поэтому Кодекс устанавливает несколько принципов (личного исполнения обязательства - ст. 780, возможности одностороннего отказа от договора - ст. 782, оплаты услуг - ст. 781) не вмешиваясь во внутреннее содержание договоров возмездного оказания различных услуг. Указанные принципы распространяются и на отношения по оказанию медицинских услуг. Из них видно, что законодатель преследует цель особой защиты прав заказчика - пациента. В современной литературе принято проводить характеристику услуг через отграничение их от работ. Поскольку работы также представляют собой действия исполнителя по заданию заказчика (ст. 702 ГК[7] [8] [9]), предлагается использовать критерий результата. Налоговый кодекс РФ[10], в частности, придерживается именно такого критерия (ст. 38)[11]. Однако, на мой взгляд, использование определений Налогового кодекса для целей гражданского законодательства не представляется возможным. Отграничение услуг от работ имеет практическое значение: в зависимости от того, как квалифицируется деятельность исполнителя, применяются различные правила - главы 37 или 39 ГК. Это существенно, так как глава 39 ГК предоставляет заказчику гарантии его прав, например, в виде возможности одностороннего отказа от договора (ст. 782 ГК). На мой взгляд, отделение услуг в главу 39 ГК от работ (в главе 37) было вызвано стремлением законодателя защитить интересы заказчика (как заведомо слабой стороны в договоре) путем предоставления определенных прав в ст. 780782 ГК. Необходимость в такой защите продиктована тем, что в отличие от договора подряда при отсутствии овеществленного результата сложно объективно определить качество оказанной услуги.[12] Помимо вышеуказанного признака услуги от прочих объектов гражданских прав отличают следующие свойства: свойство осуществимости услуги; от объектов материального мира (вещей) услугу позволяет отличать свойство неосязаемости; услугам присуще свойство трудности обособления, неотделимости от источника; синхронность оказания и получения; свойство несохраняемости услуг; свойство неформализованности, непостоянства качества услуги и сложности его определения. Приведенная выше характеристика услуг в целом как объектов гражданских прав в полной мере относится и к медицинским услугам. Однако медицинским услугам присущи и особенные признаки, на них и остановимся. В первую очередь, следует обратиться к нормативным правовым актам. В Гражданском кодексе определения медицинской услуги нет. Следует обратить внимание, что акты публичного права не содержат словосочетания «медицинская услуга», они оперируют понятием «медицинская помощь» или «медицинская деятельность» (например, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[13] [14]), в то время как в Гражданском кодексе однозначно употребляется термин «медицинская услуга» («медицинские услуги» в ст. 779, «медицинское обслуживание» в ст. 426 ГК). Впервые на уровне федерального закона понятие медицинской услуги дает Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[15]. Согласно ст. 2 названного закона медицинская услуга - «медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение». Медицинская помощь - это «комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг». Медицинской деятельностью является «профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях». Из приведенных определений следует, что понятие медицинской деятельности включает в себя медицинскую помощь, а последняя шире понятия медицинской услуги.[16] [17] [18] В литературе даются различные определения медицинской услуги, например: Медицинская услуга - это действие или деятельность, направленные на удовлетворение потребности человека в диагностической, лечебнопрофилактической помощи или реабилитации в целях сохранения и укрепления здоровья человека или изменения его психофизического состояния ; Под медицинской услугой следует понимать осуществляемые медицинским персоналом от имени медицинской организации при наличии специального разрешения профилактические, диагностические, лечебные, восстановительнореабилитационные мероприятия или их комплекс, имеющие определенную стоимость, направленные на улучшение состояния здоровья пациента ; Медицинская услуга - это совокупность профессиональных возмездных, целесообразно необходимых действий исполнителя, в отдельных случаях - встречных со стороны пациента (заказчика, потребителя), направленных на удовлетворение потребностей последнего в форме определенного состояния здоровья ; Под услугой понимается конкретная деятельность конкретного врача или медицинского учреждения по отношению к определенному гражданину или кругу лиц, направленная на сохранение и восстановление их здоровья[19] [20]. В целом приведенные определения используют существенные признаки медицинской услуги: профессиональная деятельность, направленность на поддержание и улучшение состояния здоровья. На мой взгляд, нормативное определение следовало бы дополнить указанием на основные свойства медицинской услуги и сформулировать следующим образом: Медицинская услуга - профессиональная деятельность специальных субъектов (медицинских организаций или частнопрактикующих врачей), направленная на диагностику, профилактику, лечение заболеваний, реабилитацию, помощь при определенных состояниях (беременность, роды) путем воздействия на здоровье человека (в виде нарушения целостности человеческого организма или иного вмешательства в биологические процессы его функционирования). В литературе, как и в нормативных актах, наряду с термином «медицинская услуга» встречается и понятие медицинской помощи. Так, например, под медицинской помощью понимается: «социально и доктринно обусловленный комплекс организационных, тактических, реабилитационных, деонтологических действий, обеспечивающих в оптимально короткий срок полный или частичный переход от состояния болезни к преморбидному состоянию физического, душевного и социального благополучия человека в системе его жизнедеятельности»[21]. Медицинская помощь - деятельность медицинского учреждения (медицинского работника) по оказанию услуг в целях сохранения, укрепления, предупреждения, лечения либо восстановления физического и психического здоровья человека, регулирования, управления и конструирования жизнедеятельности человеческого организма с использованием всех дозволенных методов и технологий . Медицинская помощь - это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на диагностику, профилактику, лечение заболеваний человека, а также предотвращение нежелательной беременности, осуществляемых специально подготовленным для этих целей лицом (врач, фельдшер, медицинская сестра и т.д.) . Необходимо остановиться на этом подробнее. Помазкова С.И. отождествляет два понятия «медицинская помощь» и «медицинская услуга». Сидорова В.Н., напротив, противопоставляет указанные понятия, относя к медицинским услугам только возмездные услуги, а медицинскую помощь рассматривает только в рамках ст. 41 Конституции РФ.[22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] Тихомиров А.В. указывает, что медицинская помощь является более широким понятием, поскольку медицинская помощь может оказываться и вне медицинской услуги. Это характерно для экстренных ситуаций («нештатные обстоятельства»). «Не является медицинская помощь медицинской услугой, как и экономическим отношением вообще. Прежде всего, в медицине осуществляются не только услуги, но и работы. Кроме того, медицинская помощь оказывается не только в договорном порядке в форме услуги или работы, но и в форме действий в чужом интересе без поручения (глава 50 ГК РФ) - в случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно». Этой же позиции придерживается и Данилочкина Ю.В. Такой подход не противоречит определению медицинской помощи, данному в Законе об основах охраны здоровья. В результате анализа выявляются следующие признаки медицинских услуг. Во-первых, отличительной чертой медицинских услуг является то, что объектом воздействия в процессе их оказания становится здоровье человека (и как следствие может быть и жизнь). В Гражданском кодексе РФ здоровье относится к числу объектов гражданских прав в виде защищаемых законом нематериальных благ, принадлежащих гражданам от рождения, неотчуждаемых и не передаваемых иными способами (ст. 150). Поскольку здоровье - это состояние организма, то действия, составляющие медицинскую услугу и направленные на улучшение здоровья (нематериальный объект, благо), непосредственно воздействуют на организм человека (материальный объект). Во-вторых, с этим свойством медицинских услуг связано еще одно - профессионализм исполнителя. Содержанием медицинских услуг являются не всякие действия, а совокупность профессиональных действий, специальная деятельность в отношении здоровья человека. Для оказания медицинских услуг требуются специальные познания в медицинской науке, поэтому допуск к медицинской деятельности особо контролируется[30] [31] [32] [33] [34] , как указывает Лаптев В.А., «законодатель ставит акцент на профессионализме как определяющем признаке медицинской деятельности». В-третьих, медицинским услугам присущи физические риски.[35] [36] [37] [38] [39] Заказчик (потребитель) ради достижения эффекта медицинской услуги идет в определенной степени на риск причинения вреда его жизни и здоровью самим медицинским воздействием. Это объясняется тем, что практическая медицина не основывается на точных науках; в медицине используются наиболее выверенные способы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, однако они не могут уловить отклонения в течении патологического процесса. Имеет значение и ответная реакция организма на медицинское вмешательство. С риском причинения вреда жизни и здоровью человека связано понятие безопасности услуги. Под безопасностью услуги Л.А. Шашкова предлагает понимать такое состояние, при котором отсутствует риск либо недопустимый риск во время оказания услуги. Как видно из приведенного определения, требования безопасности к услугам предъявляются лишь в процессе их оказания. Поэтому безопасность медицинской услуги можно определить следующим образом: Безопасность медицинской услуги - отсутствие недопустимого риска, связанного с вероятностью причинения вреда жизни и здоровью, имуществу потребителя медицинской услуги (пациента) в процессе ее оказания. В-четвертых, неразрывно с безопасностью медицинской услуги связано понятие ее качества. Селянин А.В. дает следующее определение качества товара, работ, услуг. Это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. [40] Согласно Закону об основах охраны здоровья (ст. 2) качество медицинской помощи - это «совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата». Показателем доброкачественности услуги может служить ее эффект. Можно ли говорить о качестве оказанной услуги, если нет ожидаемого эффекта или эффект неполный (состояние улучшилось, но заболевание не излечено полностью)? Что считать эффектом для медицинских услуг, оказываемых по поводу неотложных состояний, острых и хронических заболеваний? Думается, для каждой из этих групп медицинских услуг должны быть свои показатели наступления эффекта. Более того, для медицинских услуг характерна предельная индивидуализированность результата (эффекта) и его высокая непредсказуемость.[41] Также следует отметить, что на эффект медицинской услуги влияет и своевременность ее оказания, поскольку патологический процесс может прогрессировать, тем самым усложняя достижение полезного эффекта услуги.[42] Мне представляется удачным определение, сформулированное Нагорной С.В.: «Под качеством медицинской услуги следует понимать совокупность свойств и характеристик медицинской услуги, соответствующих уровню современной медицинской науки и оснащенности медицинской организации, отражающих ее соответствие медицинским технологиям, способных снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса».[43] Данное определение позволяет учесть и стандарты оказания медицинской помощи, и возможности медицинской организации- исполнителя, и достижения медицинской науки, а также оценить безопасность и результат оказанной услуги. Именно данный признак - невозможность стандартного управления качеством услуги - является ключевым для включения медицинских услуг в область регулирования главы 39 ГК. Шестым свойством медицинских услуг является возможное использование при их оказании последних достижений науки и техники, различных инструментов, лекарственных средств, аппаратуры и т.д. В связи с этим необходимо отметить, что некоторые такие средства сами по себе также могут причинить вред здоровью человека В-седьмых, для квалификации медицинской услуги важной является ее цель. Целью медицинских услуг является диагностика, восстановление и поддержание здоровья человека, профилактика заболеваний и реабилитация. Восьмое свойство медицинских услуг связано с тем, что личность исполнителя имеет особое значение. Заказчик выбирает медицинскую организацию по сложившейся репутации, рекомендациям и авторитету, профессиональным качествам ее медицинских работников. При этом личность исполнителя (как самой организации, так и медицинского работника) может быть более значимой, а может быть менее значимой для заказчика/получателя услуги в зависимости от вида медицинской услуги. Это свойство связано с таким общим свойством услуг как эксклюзивность. Существенным признаком медицинской услуги является тот факт, что ее потребитель приобретает не ради самого процесса оказания услуги, а ради эффекта, однако последний не может быть гарантирован. Можно сказать, что медицинская услуга обладает алеаторным характером, при котором пациент несет риск случайной невозможности исполнения договора. Следует отметить, что законодательство об охране здоровья разделяет медицинскую деятельность на официальную и народную медицину. При этом вышеуказанные признаки медицинских услуг характерны и для услуг народной медицины. Народной медициной являются «методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и [44] [45] практических навыков по оценке и восстановлению здоровья» (ст. 50 Закона об основах охраны здоровья). В отличие от прежних Основ[46] новый Закон к народной медицине относит только методы оздоровления, хотя фактически методики народной медицины могут и лечить заболевания. У некоторых из них тысячелетняя история (акупунктура, фитотерапия), а также серьезные научные основы (гомеопатия). Но проблема в том, что ни у одной из этих методик нет надежной системы стандартизации, то есть оценки эффективности, безопасности и т.д.[47] Поэтому эти методики и отнесены к народной медицине. При этом Закон указывает, что не относится к народной медицине оказание услуг оккультно-магического характера и совершение религиозных обрядов, отграничив тем самым признанную государством (официальную и народную) медицину от услуг различных магов, колдунов, экстрасенсов и тому подобных «целителей». Правда, это не решило проблему, состоящую в том, что деятельность лиц, практикующих сомнительные методы воздействия на людей, может деформировать духовное и психическое здоровье граждан,[48] задержать своевременное обращение к врачу при лечении болезней. Таким образом, медицинская услуга представляет собой разновидность услуг, имеющую публичную значимость в силу ее особого объекта воздействия - здоровья граждан. Наличие у объекта рассмотренных выше признаков влечет признание его медицинской услугой. Одним из основных квалифицирующих признаков правоотношения по оказанию медицинских услуг является его объект - медицинская услуга. Поэтому признание объекта общественного отношения медицинской услугой влечет квалификацию самого отношения как правоотношения по оказанию медицинских услуг. 1.2 Юридическая квалификация отношений по оказанию медицинских услуг. В литературе исследован вопрос о «договоре возмездного оказания медицинских услуг»[49] [50], однако анализа отношений по оказанию медицинских услуг (как возмездных, так и безвозмездных) не проводилось. На мой взгляд, следует определить, что представляет собой правоотношение по оказанию медицинских услуг, каковы его признаки, особенности объекта и субъектного состава, характер юридической связи между сторонами правоотношения. Правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение. Правоотношения по оказанию медицинских услуг складываются в рамках обязательств, а объектом последних являются «действия, которые в то же время составляют содержание обязательства».[51]Следовательно, взаимодействие исполнителя, совершающего действия, входящие в содержание медицинской услуги, и пациента по ее потреблению и составляют объект правоотношений по оказанию медицинских услуг. Непосредственным объектом воздействия становится здоровье человека, обратившегося за медицинской услугой. С этим связана и такая особенность правоотношений по оказанию медицинских услуг как риск причинения вреда в силу вмешательства в биологические процессы человеческого организма. А поскольку вред при оказании медицинской услуги может быть причинен не только здоровью, но и жизни, справедливо говорить, что объектом воздействия являются здоровье и жизнь, представляющие собой самостоятельные охраняемые правом объекты. Поэтому следует признать объектом правоотношений по оказанию медицинских услуг профессиональные действия исполнителя (медицинской организации, частнопрактикующего врача) в отношении здоровья, организма человека, обратившегося за медицинской услугой, и тем самым удовлетворяющие нематериальную потребность последнего и способствующие осуществлению личного неимущественного права - права на здоровье.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 82 страницы
2050 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 56 страниц
1400 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
1625 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 64 страницы
1600 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
1850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg