Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИМЕННЫЕ КОНФИКСАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

inna_lina92 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.04.2019
Развитие конфиксального способа русского словообразования привлекает к себе особое внимание благодаря активному пополнению лексического состава русского языка конфиксальными образованиями, во-вторых, благодаря разнообразию языковых процессов, результатом которых является укрепление и развитие данного способа словопроизводства. Словарные материалы языка интернета, разговорной речи, периодических газет дают большое количество слов, образованных при помощи уже известных конфиксов.
Введение

Современная русская лексика представляет собой постоянно изменяющийся и развивающийся процесс в системе языка. Словарный запас, связанный с различными технологичными, политическими преобразованиями в стране изменяется и пополняется непрерывно. Данный процесс возникновения новых слов осуществляется при помощи заимствования лексических единиц и различных способов деривации. В большей степени словарный состав языка пополняется путем словообразования, а именно создание новых слов на базе существующего в языке лексического материала. Без деривации язык не мог бы иметь словарного состава, который соответствовал бы развитию современного общества. В современном русском языке наблюдается активное использование такого способа русской деривации, как конфиксация. «Первое место разобранных среди новообразований традицией занимают процессе конфиксальные имена существительные, прилагательные» [Жданова 2010: 57]. Это связано прежде явление всего с тем, что именные неологизмы выполняют функцию наименования и характеристики новых предметов и явлений окружающей стыд действительности. Кроме функциональной прикасаться, есть и другие экстралингвистические причины, способствующие увеличению только числа неологизмов именно этих частей речи. Г.О. Винокур и другие какое исследователи суффикс отмечают, что «по мере конфиксацию развития абстрактного мышления дело увеличивается зовет частотность употребления разбор существительных и прилагательных» [Винокур 2005: 8]. Среди них замечено большое количество конфиксальных структур. В настоящее время конфиксальные образования представляют собой динамично развивающийся пласт лексики, это подтверждается активным использованием данной словообразовательной модели в языке СМИ, разговорной речи, литературных произведениях. Однако конфиксальные образования и сами конфиксы имеют противоречивый характер, так как ученые-лингвисты не придерживаются единых точек зрения, касающихся конфиксов, конфиксальных структур. Актуальность исследования определяют следующие факторы: Во-первых, словообразование представляет собой динамический аспект языка, его лексического состава. Словарный состав языка пополняется постоянно и прежде всего – за счет процессов словообразования. В разные периоды истории русского языка словопроизводством управляли определенные тенденции. Изучение данных тенденций представляет большой интерес, так как они являются обобщением различных словообразовательных процессов, среди которых и конфиксация. Во-вторых, явление конфиксации до сих пор остается недостаточно изученным и осмысленным как в теоретическом, так в практическом планах. Несмотря на то, что термин «конфикс» был введен еще в 1928 году, до настоящего момента в современном языкознании нет единства взглядов на сущность явления конфиксации. Научная новизна исследования заключается в том, что именные конфиксальные структуры рассматриваются на этапе новейшего периода русского языка. Цель исследования – изучение продуктивных словообразовательных типов конфиксации в сфере конфиксального русского словообразования. Достижение поставленной цели предполагает решение слудующих задач: 1) проанализировать статус конфиксального словообразования в теории русского языкознания; 2) проследить эволюцию формирования конфиксальных структур; 3) рассмотреть взаимодействие словообразовательной и морфемной структуры слова в процессе формирования конфиксальных структур; 4) осмыслить роль потенциальных слов в формировании конфиксальных структур; 5)представить круг именных конфиксальных образований, функционирующих в современном русском языке; 6) проанализировать действующие программы и учебники по русскому языку с точки зрения подачи в них материала о конфиксальном словообразовании; 7) наметить возможные пути использования результатов исследования в практике школьного преподавания русского языка. Объект исследования – именные конфиксальные слова, образованные способом конфиксации. Предметом изучения выступает именная конфиксальная деривация как феномен современного русского языка. В работе использованы такие методы, как: метод сплошной выборки языковых примеров из текста в соответствии с заявленными задачами исследования; описательный, включающий приемы наблюдения, описания, обобщения и классификации анализируемого материала; словообразовательный. Материалом исследования послужили современные федеральные и региональные газеты, материалы инетернет-форумов, речь спикеров, теле- и радио-ведущих. Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут расширить и углубить теоретические представления о конфиксации как языковом явлении. Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в вузовских курсах по словообразованию, лексикологии, неологии, стилистике; на занятиях по русскому языку в школе при изучении тем: «Способы русского словообразования»; «Неологизмы современного русского языка» и др. Результаты нашего исследования были апробированы в ходе выступлений с докладом на ежегодных научно-практических конференциях студентов КФУ (Казань, 2016; 2018), а также отражены в наших публикациях. Структура работы включает введение, 3 главы, заключение, литературу и источники.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФИКСАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 1.1. Понятие о конфиксальных структурах в теории языкознания……………... 7 1.2. Эволюция формирования конфиксальных структур ……………………….. 12 1.3. Взаимодействие словообразовательной и морфемной структуры слова в процессе формирования конфиксальных структур ……………………………... 17 1.4. Роль потенциальных слов в формировании конфиксальных структур……. 20 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………………………………………... 29 ГЛАВА II. ИМЕННЫЕ КОНФИКСАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. Конфиксальные структуры в сфере имен существительных ………............ 31 2.1.1. Конфиксальные субстантивы со значением лица…………………............. 31 2.1.2. Конфиксальные субстантивы со значением не-лица …………………….. 36 2.2. Конфиксальные структуры в сфере имен прилагательных ………………... 41 2.2.1. Конфиксальная деривация адъективов, характеризующих то, что имеет отношение к человеческой деятельности…………………………........................ 41 2.2.2. Конфиксальные адъективы, характеризующие неодушевленные предметы……………………………………………………………………............ 43 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………………………………………... 48 ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕННЫХ КОНФИКСАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3.1. Методические рекомендации по изучению темы «Способы словообразования»………………………...………………………………............. 50 3.2. Технологическая карта урока русского языка в 6 классе …………………... 57 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III………………………………………………………….. 70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. 71 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………............ 73 ИСТОЧНИКИ………………………………………………………………............ 77
Список литературы

1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: учебник / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. ?7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 319 с. 2. Балалыкина Э.А. Русское словообразование: учеб. пособ. / Э.А. Балалыкина, Г.А.Николаев. – Казань, 1985. – 184 с. 3. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. – М.: Учпедгиз, 2009. – 784 с. 4. Виноградов В.В. К истории лексики русского литературного языка / В.В. Виноградов // Русская речь. Новая серия. Вып. I. – Л.: Academia, 2011. – С. 90 – 118. 5. Винокур Г. О. Культура языка / Г. О. Винокур. – М.: Лабиринт, 2006. – 256 с. 6. Дементьев А.А. Заметки по русскому словообразованию / А.А. Дементьев // Учен.записки Куйбышевского гос. пед. ин-та им. В.В. Куйбышева. Вып. 13. – Куйбышев: ОГИЗ Куйбышевское изд-во, 2015. – С. 233 – 255. 7. Евсеева И.В. Современный русский язык. Вопросы морфемики и словообразования: Учебное пособие / И.В. Евсеева. – Красноярск, 2007. – 83с. 8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. / Т.Ф. Ефремова. ? М.: Рус. яз. 2000. ? 1209 с. 9. Жданова Е.А. Особенности именного префиксального словообразования в русском языке ХХ века / Е.А. Жданова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание, 2010. – С. 57 – 61. 10. Зверев А.Д. Словообразование в современных восточнославянских языках / А.Д. Зверев. – М.: Высш. шк., 2013. – 206 с. 11. Земская Е.А Словообразование как деятельность / Е.А. Земская. ? М.: Флинта; Наука, 2011. ? 324с. 12. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. Пособие / Е.А. Земская. – М.: Флинта: Наука, 2005. 13. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. / Е.А. Земская. – М.: Просвещение, 2013. – 304 с. 14. Казанская Э.В. Именная конфиксация в ее отношении к суффиксации / Э.В. Казанская // Именное словообразование русского языка. – Казань: Издательство Казанского университета, 1976 –118с. 15. Котелова Н.З. Банк русских неологизмов. Новые слова и словари новых слов / Н.З. Котелова. – Л.: Наука, 1983 С. – 158 – 170. 16. Кубрякова Е.С. Аффикс / Е.С. Кубрякова, Ю.Г. Панкрац // Большой энциклопедический словарь «Языкознание». – Москва: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1998 – 116 с. 17. Левицкая А.Д. Динамика словообразовательных процессов: глагольные префиксация и конфиксация / А.Д. Левицкая // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание, 2012. – С. 150 –153. 18. Лопатин В.В., Улуханов И.С. О принципах словообразовательного анализа и классификации морфов / В.В. Лопатин, И.С. Улуханов // Русский язык в национальной школе 1969. – №5 ? С. 12 – 13. 19. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов / В.Н.Немченко. – М.: Высш. шк., 1984. – 256 с. 20. Марков В.М. Замечания о конфиксальных образованиях в языке поэтических произведений М.В. Ломоносова / В.М. Марков // Очерки по истории русского языка и литературы ХVIII века. – Казань: Издательство Казанского университета, 1967. С. – 60–72. 21. Марков В.М., Николаев Г.А. Об основных направлениях изучения русского словообразования (1957 – 1972 гг.) / В.М. Марков, Г.А. Николаев // Вопросы теории и истории русского словообразования. – Казань: Издательство Казанского университета, 1972. – С. 3 – 10. 22. Маркова Э.В. К типологии русских морфем (прерывистые морфемы) / Э.В. Маркова // II Международные Бодуэновские чтения: Казанская лингвистическая школа: традиции и современность (Казань, 11 – 13 декабря 2003г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общей редакцией К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. – Т. 1. – С. 93 – 94. 23. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учеб. для филол. спец. вузов.– 3 изд., испр. / Ю.С.Маслов. – М.: Высш. шк., 1997. – 273 с. 24. Мельчук И.А. О внутренней флексии в индоевропейских и семитских языках / И.А. Мельчук // Вопросы языкознания. – 1963. – №4. – С. 33 – 34. 25. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке: Учеб. Пособие / АИ. Моисеев. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987. – 206 с. 26. Нефляшева Н.А. Новообразования в газетно-публицистическом стиле / Н.А. Нефляшева. – Москва: Просвет, 1998. – 163 с. 27. Николаев Г.А. Русское историческое словообразование / Г.А. Николаев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. – 152 с. 28. Николаев Г.А. Структура русского слова: Учебное пособие / Г.А.Николаев. ? Казань: Изд-во Казанск.гос.ун-та, 2008. ? 56 с. 29. Николаев Г.А. Лекции по русскому словообразованию: учебное пособие / Г.А. Николаев. ? Казань: Казанский государственный университет, 2009. ? 186 с. 30. Потиха З.А. Современное русское словообразование / З.А. Потиха. – М.: Просвещение, 1970. – 384 с. 31. Плунгян В.А. Общая морфология: Введение в проблематику: Учебное пособие. Изд. 2-е, исправленное / В.А. Плунгян. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 384 с. 32. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика / А.Н. Тихонов. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 704 с. 33. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология) / А.Н. Тихонов. – М.: Цитадель-трейд, 2002. – 463 с. 34. Улуханов И.С. Словообразование путем замены морфем / И.С. Улуханов // Русская речь. – М., 1974. – №5. – С 74 – 80. 35. Хожикулова О.А. Эволюция словообразовательной формы конфиксальных существительных и прилагательных / О.А.Хожикулова // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки, 2006. – С. 182 – 188. 36. Марков В.М. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки / В.М.Марков. – Казань, 2006. – С. 182 – 187. 37. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию / Н.М. Шанский. – М., 1968. – 245 с. 38. Шанский Н.М. Тихонов А.Н. Современный русский язык: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Н.М. Шанский, А. Н. Тихонов. – М.: Просвещение, 1987. – 256 с. 39. Шапошников В.Н. Русская речь: Современная Россия в языковом отображении / В.Н. Шапошников. ? М.: МААП, 1998. ? 243 с. 40. Ширшов И.А. Множественность словообразовательной мотивации в современном русском языке / И.А. Ширшов. – Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1981. – 117 с. 41. Циганенко Г.П. Состав слова и словообразование в русском языке / Г.П. Циганенко. – Киев, 1978. – 152 с. 42. Юркина И.А. Активные процессы в современном русском словообразовании: (На материале словарей новых слов): диссертация кандидата филологических наук: 10.02.01 / Гос. ун-т. ?Казань, 1991. ? 147 с. 43. Юшманов Н.В. Грамматика литературного арабского языка / Н.В. Юшманов. – Л., 2018. – 160 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФИКСАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 1.1. Понятие конфиксальных структур в теории языкознания Термин «конфикс» (от лат. confixum – совместно взятое) был введен в научный оборот в 1928 г. Н.В. Юшмановым применительно к семитским языкам для обозначения «прерывистой формообразовательной морфемы» [Юшманов 2018]. В литературе по морфемике и словообразованию вопрос о статусе прерывистых аффиксальных сегментов решается неоднозначно. Одни ученые называют их «морфемами» [Марков 1967], другие – «комбинациями префикса» и «постфикса» [Кубрякова, Панкрац 1998; Плунгян 2003], третьи – «единым деривационным целым» [Шанский, Тихонов 1987], четвертые – «аффиксальными сегментами» [Маслов 1997]. Представленные точки зрения, по сути своей, сводятся лишь к двум: 1) конфикс – это самостоятельная двуэлементная морфема, следовательно конфикс – объект морфемики; 2) конфикс – комплексный словообразовательный формант, представляющий собой единицу деривационной системы. Остановимся на этих точках зрения более подробно. В.М. Марков рассматривает «конфикс как двуаффиксную морфему, выполняющую те же функции, что и суффикс, и префикс, то есть служащую материалом единичного акта морфологического словопроизводства» [Марков 1967: 60]. Конфикс, согласно В.М.Маркову и другим исследователям, идущим за ним, – это «единая двуэлементная словообразующая морфема» [Марков 1972: 60]. «В процессе словопроизводства она осложняет производящую основу одновременно в пре- и постпозиции: снег – под-снеж-ник (конфикс под…ник), дом – бездомный (конфикс без…н(ый)), весенний – по-весенн-ему (конфикс по…ему), левый – с-лев-а (конфикс с…а)» и т.п. [Николаев 2009: 69].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 71 страница
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg