Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

inna_lina92 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.04.2019
Потребность современного общества в интеллектуально развитых молодых людях с разным стилем познавательной деятельности в обществе актуальна. Стиль мышления является одним из проявлений индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности человека, который влияет на успеваемость в обучении.
Введение

Актуальность исследования. В условиях современного российского общества проблема интеллектуально активной личности, готовой эффективно и нестандартно решать профессиональные, а также свои жизненные проблемы и задачи, имеет большую значимость, как на индивидуальном, так и на общественном уровне. В связи с этим в психологии возрастает интерес к проблеме личностных особенностей учащейся молодежи, к ее интеллектуальной компетентности, личностным ресурсам, выступающим показателем квалифицированности кадров. Социум требует от молодого поколения информационной грамотности по многим сферам и направлениям, для успешного и безопасного сосуществования в мире. Человек должен быть активным, обладать оригинальным и творческим мышлением, с развитым социальным интеллектом, а так же ему должны быть свойственны различные стили интеллектуальной деятельности. Стили интеллектуальной деятельности связаны с управлением и разрешением многообразного рода задач, своеобразием способов принятия решений и их реализации, переработки и выдачи информации вся эта многофункциональность проявляется в стилях мышления. Наблюдаемое в последнее время изменение парадигмы образования, связанное с акцентом на исследовательских методах, увеличении самостоятельной работы, побуждает расширить исследования по проблеме стилей мышления в студенческом периоде, выявить особенности проявления стиля мышления, определить взаимосвязь стилей мышления с успеваемостью студентов. Представляется очевидным, что без такого знания эффективность образовательного процесса на важнейшей стадии формирования личности, такой как студенческий возраст, которая связанна так же со знаниями педагогов особенностей стиля мышления субъектов образовательного пространства, а так же самих участников учебного процесса - учащихся, закономерностей их развития в данном периоде, гендерных различий в развитии стиля мышления, будет снижена. Эти вопросы являются особенно востребованными для студентов юношеского возраста, на который приходится наибольший удельный вес в организации интеллектуальных форм деятельности, в развитии мышления и креативности. Таким образом, проведенный анализ исследования по данной теме позволяет предположить, что выявление особенностей стиля мышления в юношеском возрасте, успешности, и самого влияния стиля на успеваемость при обучении представляет значительный научный и практический интерес и требует теоретической и эмпирической разработки. Обзор на тему стили мышления производился согласно исследованиям когнитивных стилей, в рамках которых рассматривались стилевые особенности мышления (Р. В. Гарднер, Дж. Каган, Дж. С. Клейн, В. А. Колга, Дж. A. Келли, А. В. Либин, Г. A. Уиткин, М. А. Холодная, П. Хольцман, И. П. Шкуратова, и др.). Были изучены когнитивные стили, раскрывающие различные характеристики мышления, например, такие как скорость принятия решений – импульсивность/рефлексивность (Каган) самостоятельность решения – полезависимость/поленезависимость ( Уиткин, 1974), количество критериев при определении сходства между объектами – понятийная дифференцированность (Гарднер) и т.д. Но несмотря на то что, в психологии на протяжении достаточно длительное периода времени обсуждается вопрос о стилях мышления и влиянии их на деятельность человека, данная проблематика и по сей день остается мало изученной и чрезвычайно востребовательной. На сегодняшний день, в частности, практически отсутствуют сведения, по которым возможно проследить взаимодействие и влияние стилей мышления, деятельности на успеваемость обучающихся. В связи с этим можно говорить, что малая изученность данного предметного поля, дефицит исследований по данной проблеме, носит высокий уровень её социальной востребованности и обусловили актуальность изучаемой проблемы. Основная причина столь пристального внимания к этому вопросу заключается в понимании нами, как стили мышления, которыми обладают современные студенты, отражаются на академической успеваемости. В данной работе мы изучаем различные стили мышления как важный фактор успешности в обучении студентов. Объект исследования: стиль мышления студентов. Предмет исследования: взаимосвязь стилей мышления и академической успеваемости студентов ВУЗА. Цель исследования: выявить взаимосвязь стилей мышления и академической успеваемости студентов. Гипотеза исследования заключается в том, что существует взаимосвязь между стилями мышления и успеваемостью у студентов, в частности студенты, обладающие управленческим, практическим и инициативным стилем мышления успешны в учебе и имеют высокую академическую успеваемость. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ психологических подходов к проблеме стиля мышления. 2. Рассмотреть понятие академической успеваемости. 3. Выявить взаимосвязь стилей мышления и академической успеваемости студентов. 4. Разработать рекомендации для студентов с разными стилями мышления. Методологическую основу исследования составляют концепции зарубежной психологии, где исследованию стилей мышления посвящены работы Дж. Брунера, Р. Брэмсона и А. Харрисона, Р. Дж. Стенберга. В отечественной психологии к проблеме стилей мышления относятся работы, связаные с именами таких ученых, как А. Алексеев, А. К. Белоусова, Г. А. Берулава, Л. А. Громова, Л. Н. Собчик. Изучалось также влияние межполушарной асимметрии на стиль мышления - работы Н. Н. Брагиной, Т. А. Доброхотовой, Д. Данивина, Р. Зенхаузена, С. Спрингера, Г. Дейча. В то же время только немногие исследователи обращались к изучению возрастных особенностей стиля мышления: выявлены стилевые особенности детей младшего школьного возраста в работах Г.А. Берулавы, соотнесены стили мышления со стадиями интеллектуального развития в студенческом возрасте - Li-F. Zhang. Методы исследования подбирались в соответствии с целями и задачами. Производился теоретический анализ литературы, диагностический метод с помощью следующих методик: «Методика стиль мышления» (А. К. Белоусова), «Опросник стилей деятельности» (П. Хони, А. Мэмфорд), «Опросник имплицитных теорий и целей обучения» (Двек), «Шкала академической мотивации» (Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин). Для решения поставленных задач были использованы математико-статистические методы обработки данных, включающие в себя вычисление описательных статистик, критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, критерия Стьюдента для независимых выборок, критерия Манна-Уитни, линейную корреляцию Пирсона, ранговую корреляцию Спирмена. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21. База исследования. В исследовании приняли участие 82 студента Астраханского государственного университета в возрасте от 20 до 25 лет с пяти факультетов: психологии, геолого-географического, исторического, бизнеса и экономики, физико - технического. Положения, выносимые на защиту. 1. Стиль мышления связан с управлением и разрешением различного спектра задач, своеобразием способов принятия решений и их реализации, переработки и выдачи информации. Стиль мышления рассматривается как определенное соединение функций, направленных на производство и развитие новообразований, которое обеспечивает избирательность и направленность мыслительной деятельности человека. 2. Понятие академической успеваемости это степень успешности усвоения информации учащимся, а так же соответствие и единство возможностей учащихся и того, что от них требуется. Академическая успешность, как педагогическая категория, включает в себя два важных аспекта: результативность учебной деятельности и эффективность, используемых им способов достижения учебных целей; субъективную удовлетворенность учащегося процессом и результатами учения, т.е. переживание своей успешности. 3. Существует взаимосвязь между стилями мышления и успеваемостью у юношей и девушек. Преобладающие стили мышления у девушек это критический, теоретический и рефлексирующий стили мышления, у юношей - управленческий, инициативный, деятельностный. Студенты, обладающие практическим стилем мышления наиболее успешны в учебе, студенты с критическим стилем имеют низкий показатель средней академической успеваемости, по сравнению со студентами, обладающими управленческим, инициативным и практическим стилем мышления. Академическая успеваемость у девушек выше, чем у юношей, девушки имеют более хорошие показатели в учебе и в освоении знаний. Показатель средней арифметической успеваемости у девушек выше, чем у юношей. 4. Для развития стилей мышления у студентов необходимы определённые условия и критерии, которые помогут студентам понять и осознать, какими методами и приемами следует пользоваться для повышения эффективности мыслительной деятельности и развития в положительном русле относительно учебного процесса своего стиля мышления для улучшения своих учебных показателей. Для развития инициативного стиля мышления необходимо стимулировать у студентов познавательную активность посредством организации занятий, предполагающих обнаружение противоречий, генерацию идей, прогнозирование, всяческую инициацию мыслительного процесса в целом. Развитию критического стиля мышления будут способствовать занятия, базирующиеся на различных формах занятий, направленных на анализ информации, ее отбор и селекцию. Для развития управленческого стиля мышления необходима активизация мыслительной деятельности, направленной на координацию и управление деятельностью других людей и т.д. Для развития практического стиля мышления необходимо ориентировать образовательный процесс на прикладное воплощение полученных знаний и достижение конкретных результатов через организацию практико - ориентированных занятий. Научная новизна. Были расширены представления о проявлении различных стилей мышления, об особенностях академической успеваемости, а так же выявлено влияние стилей на академическую успеваемость у студентов разного биологического пола. Теоретическая значимость исследования. Систематизированы и конкретизированы представления о стилях мышления: на основе теоретического анализа психологической литературы определено содержание феномена стиль мышления. Рассмотрено понятие академическая успеваемость, выявлены факторы, влияющие на обучение студентов в ВУЗе. Проанализировано влияние стилей мышления на успеваемость в юношеском возрасте. Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут использоваться педагогами и психологами в школе, преподавателями в ВУЗах, в работе психологических служб, психологических центрах. В консультативной работе с абитуриентами для улучшения академической успеваемости студентов. В разработке и реализации форм предъявления учебного материала и контроля его освоения, основанных на включении стилей мышления, которые являются по предмету у студентов. Апробация и внедрение результатов. Основные положения работы докладывались в ходе публикации научной статьи «Стили мышления современных студентов» в «Весенних психолого - педагогических чтениях», посвящённых памяти почетного профессора АГУ А. В. Буровой 19 апреля 2017г. (г. Астрахань) и научной статьи «Анализ стилей мышления современных студентов» в «Весенних психолого - педагогический чтениях», посвящённых памяти почетного профессора АГУ А. В. Буровой 19 апреля 2018г. (г. Астрахань). Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводах по главам, 5 рисунков, 3 таблиц, библиографический список из 71 наименования, 1 приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ИЗУЧЕНИЕ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10 1.1. Понятие стилей мышления в отечественной и зарубежной литературе 10 1.2. Подходы в изучении академической успеваемости в психолого - педагогической литературе 29 1.3. Влияние стилей мышления на успеваемость студентов 39 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 48 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 50 2.1. Методы и организация исследования 50 2.2. Анализ результатов исследования 57 2.3. Рекомендации по оптимизации успеваемости студентов 69 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80 ПРИЛОЖЕНИЕ 86
Список литературы

1. Абакумова И.В. Когнитивный стиль студента как фактор успешности его обучения : Абакумова И. В., Шкуратова И. П. / Когнитивные стили. Таллинн, 1986. С. 120 - 123. 2. Агафонова Е. А. О формировании и развитии критического стиля мышления у студентов на занятиях по иностранному языку в техническом вузе : Молодой ученый. 2012. №3. С. 337 - 339. 3. Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно. СПБ. : Аугустинавичюте А. Дуальная природа человека (рукопись), 1993. -352с. 4. Антонова Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. 5. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Анцыферова Л. И. / Психологический журнал / Ред. Брушлинский А. В., Александров И. О., Чеснокова И. И. - Том 15 № 1, 1994. с. 3-19. 6. Афонькина Ю. А. Становление профессиональной направленности в развитии человека. Мурманск: МГПИ, 2001. 180 с. 7. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создавать. М. : 2012. 169 с. 8. Белоусова А. К. Стиль мышления: психодиагностика и возрастная психология / Белоусова А. К., Пищик В. И., Синченко Т. Ю., Молохина Г. А. Ростов н / Д : Из - во ЮРГИ, 2007. ? 9. Берулава Г. А. К проблеме стилевых особенностей мышления / Берулава Г. А. / Современные проблемы психологии мышления. - Ежегодник, вып. 2. М. : 2001. 10. Бирина О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. С. 438 - 443. 11. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М. - Борн М. 1963. 12. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М. : Медицина. 1998. 240с. 13. Бэндлер Р., Гриндер Д. Семейная терапия. / Пер. с англ. Ю. С. Уокер. М. - Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. 160 с. 14. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психически процессов. М. : Академия, 1998. 585с. 15. Вэттен Д., Камерон К. Развитие навыков менеджмента. СПб.: Нева, 2004. 16. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М. : Университет, 2000. 330с. 17. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М. : Вильямс, 2007. 512 с. 18. Гордеева Т. О., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. C. 642-668. 19. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. СПб. : Речь , 2010. 416с. 20. Давыдов В.В. Деятельностная теория мышления. М. : Научный мир, 2005. 240с. 21. Данилов М. А. Дидактика / Есипов Б. П., Данилов М. А. ; под ред. Есипова Б. П. М.: Изд - во Акад. пед. наук, 2011, с. 503 - 516. 22. Дилтс Р. НЛП: навыки аффективного лидерства. — СПб. : Питер, 2003. с. 224 23. Дорфман Л. Я. Концепция метаиндивидуального мира: современное состояние / Дорфман Л. Я. / Психология. Журнал высшей школы экономики. 2006. Т. №3. С. 3 - 34. 24. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1999. 208с. 25. Забрамная С., Костенкова Ю. Неуспеваемость как она есть// Школьный психолог. 2004. № 45. с. 27-30. 26. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. М. : Издательство АСВ, 2004. 27. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М. 2012. с. 6. 28. Карпович, Т. Н. Психологические и социальные особенности учащегося XXI века [Электронный ресурс] / Т. Н. Карпович. Профессиональное образование : электронный научный портал. 2015. Режим доступа: ripo.unibel.by/assets/masterstvo_online/docs/1/uchash21v_karpovich.pdf 29. Копысова Л. А. Психолого-педагогические основы развития мотивации профессиональной деятельности обучающихся в вузах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология, социология и педагогика. 2010. № 2. С. 305 - 310. 30. Кочергина Е. В., Най Дж. В. К., Орел Е. А. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов [Электронный ресурс]. URL: https://lia.hse.ru/data/2012/10/10/1247121299/ Nye_Orel_Kochergina_2012.pdf (дата обращения: 20.03.2017). 31. Кравец А. С. Стиль мышления как понятие и реальный научный феномен / А. С. Кравец / Воронеж. : ВГУ, 1981. С. 3-36. 32. Крамаренко В. Ю., Никитин В. Е., Андреев Г. Г. Интеллект человека. Воронеж, Изд-во Воронежского ун-та, 1990. 184с. 33. Кречмер Э. Строение тела и характер: Психология индивидуальных различий: М. : Изд-во МГУ, 1982. с. 219 - 247. 34. Крукович Е. И. Когнитивные стили и стили мышления / Крукович Е. И. // Ростов н/Д: ЮРГИ. 2002. С. 46 - 66. 35. Ларионова И. А. Галагузов А. Н., Галагузова М. А. Социально-педагогические задачи / М.: Владос, 2008. 91 c. 36. Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Екатеринбург, 1996. 28 с. 37. Леонтьев А. А. Деятельный ум. М.: Смысл, 2001. 392с. 38. Либин А. В. Дифференциальная психология: Учеб. пособие. / Либин А. В. М . : Смысл; Per Se, 2008. с. 549. 39. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М. : Педагогика, 1995. 94 с. 40. Лысенко В. М. Диалектический метод познания как основа формирования диалектико-материалистического стиля мышления / В. М. Лысенко // Бивол // Филос. пробл. соврем, естествознания: Вестник Киевского университета. Вып. 63. Киев, 1987. С. 26 - 33. 41. Малютина, Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском возрасте / Малютина Т. В. // Омский научный вестник. 2014. № 2 (126). С. 129–133. 42. Марченко А. В., Борзилова Н. С. Личностные особенности студентов с разной академической успеваемостью // Молодой ученый. 2016. № 24. С. 292 - 296. URL https://moluch.ru/archive/128/35583/.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ИЗУЧЕНИЕ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Понятие стилей мышления в отечественной и зарубежной литературе В условиях общественных и экономических преобразований современного российского общества развитие интеллектуальных качеств специалистов в различных профессиональных сферах рассматривается как одна из приоритетных задач, обеспечивающих профессиональное и личностное развитие человека. Интеллектуальные качества приобретают особую значимость для специалистов, поскольку от уровня сформированности мышления и стиля мышления во многом зависит успеваемость в обучении, а в дальнейшем и карьерный рост и успешность профессиональной деятельности специалистов. Увеличивается спрос на активных и ответственных, а так же развитых интеллектуально людей, которые обладают высокими притязаниями, а так же знают особенности своего стиля мышления и умеют пользоваться данными преимуществами в соответствии с конкретными ситуациями и задачами. Большинство работ по проблеме стилей мышления связано с именами зарубежных психологов, таких как Р. М. Брэмсон Р. Дж. Стернберг А. Ф. Харрисон и многие другие. В отечественной психологии особый вклад в исследования этого направления внесли фундаментальные труды А. К. Белоусова, А. А. Алексеев, М. А. Холодная, О. А. Халифаева, а также работы таких исследователей, как Г. А. Молохина, В.И. Пищик, Л.Н. Собчик и др. Попробуем последовательно разобраться в том, что стилем и стилями мышления, а так же какие типы стилей существуют. Понятие стиль мышления ввёл в 1935 г. Л. Флек, который рассматривал его как основу, обеспечивающую мышление сообщества учёных в рамках определённого стандарта, и тем самым позволяющую достичь взаимопонимания этому коллективу: «Можно определить стиль мышления как направленное наблюдение вместе с соответствующей ментальной и предметной ассимиляцией воспринимаемого. Для него характерны общие проблемы, которыми занимается коллектив, общие суждения, принимаемые за очевидные, общий метод, используемый как познавательное средство. Стилю мышления могут соответствовать технический и литературный стили, свойственные данной системе научного знания» (Флек, 1999).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 84 страницы
10000 руб.
Дипломная работа, Психология, 66 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg