Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ФИНАНСЫ

Исследование механизмов финансирования инновационных процессов.

natalya1980er 4350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 145 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.04.2019
Цель исследования - сформулировать принципы формирования финансового обеспечения инвестиционной политики государства, определить ее основные финансовые инструменты, способствующие активизации инвестиционной деятельности в стране в условиях перехода к инновационной экономике, а также выявить инвестиционные ориентиры инновационной модели развития экономики России. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: 1. Определить роль, принципы и границы участия государства в инвестиционной сфере в условиях трансформации российской экономики в инновационную. 2. Определить применяемые в России основные финансово- инвестиционные инструменты и методы, воздействующие на активизацию инвестиционной деятельности. 3. Сформулировать предложения по активизации финансовых инструментов и механизмов, направленных на обеспечение инвестиционной деятельности в сфере инновационных производств; Объектом исследования выступает деятельность государства и используемые им финансовые механизмы в инвестиционной сфере, начиная с первых шагов по созданию в России рыночной экономики до начала процесса трансформации экспортно-сырьевой российской экономики в инновационную.
Введение

Актуальность темы исследования: трансформация российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития соответствует объективным требованиям повышения ее конкурентоспособности (в том числе и финансового сектора экономики) и исходит из содержательных задач развития на основе научно-технического прогресса, кардинального повышения ее эффективности и социальной ориентированности. Вместе с тем такой вариант предполагает значительно более сложную модель управления финансовыми потоками, как для государства, так и для частного бизнеса, что связано, прежде всего, со значительными инвестиционными и капитальными вложениями в высокотехнологичные общественно-значимые инновационные проекты. Чтобы обеспечить такой объем финансирования инвестиций государству необходимо принять и осуществить комплекс взаимосвязанных административных, экономических, институциональных и правовых мер и мероприятий в области финансового регулирования на федеральном и региональном уровне, направленных, прежде всего, на увеличение притока частного капитала в российскую экономику. Т.е, необходима комплексная политика в сфере финансирования инвестиций, цель и направления которой отвечали бы требованиям инновационной модели развития. В этом аспекте государственная инвестиционная политика представляет собой систему взаимосвязанных финансовых мер, мероприятий и инструментов, применяемых с целью развития и поддержания инвестиционной деятельности в стране, привлечения частных инвестиций, создания максимально благоприятной конкурентной среды для активизации инвестиционной деятельности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях экономики. При этом следует подчеркнуть, что национальная инвестиционная политика это определенная форма политических, экономических и социальных отношений между государством и частным бизнесом в отношении вложения финансовых средств в общественно- значимые инновационные проекты. Главным субъектом этой финансовой политики, способным согласовать интересы государства и частного бизнеса, выступает именно государство. Это требует применения комплексного финансово-инвестиционного инструмента обеспечивающего взаимодействие государственного и частного секторов в инвестиционной сфере, создание адекватной ему экономической, организационной и правовой базы. Финансовая политика государства в области инноваций, выступающая как составная часть мероприятий, тесно связана с общеэкономической и политической ситуацией в стране. Следовательно, проблемы ее формирования и реализации в период трансформации экспортно-сырьевой экономики России в инновационную, занимают важное место в системе развития общественных и воспроизводственных отношений. Необходимость комплексного рассмотрения проблем финансовой обеспеченности инвестиционной политики в сфере инновационных производств, углубленная методологическая и методическая проработка предложений для их решения и определили актуальность настоящего исследования.
Содержание

Введение 2 1. Роль и значение инвестиционной политики в условиях перехода к инновационной экономике. 5 1.1. Место и роль государства в финансировании инвестиционной деятельности (теоретический аспект). 5 1.2. Анализ действующей инвестиционной политики в Российской Федерации. 23 1.3. Финансирование инвестиций в инновационные виды деятельности как объект инвестиционной политики РФ 30 2. Основные инструменты финансового обеспечения инвестиционной политики в Российской Федерации 47 2.1. Основные задачи и сущность финансово-инвестиционной политики. 47 2.2. Принципы формирования финансово-инвестиционной политики 64 2.3. Основные финансовые модели и инструменты инвестиционной политики. 70 3. Совершенствование механизмов финансирования инвестиционных процессов в условиях перехода к инновационной экономике. 84 3.1. Ориентиры финансирования инвестиционной политики в условиях перехода к инновационной экономике. 84 3.2. Формирование инвестиционной политики в целях активизации финансирования инновационной деятельности. 107 3.3. Совершенствование основных финансовых инструментов инновационного развития. 116 Заключение 132 Список использованных источников: 145
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации 2. Федеральный закон Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. №63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». 3. Минфин России. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. 4. Минэкономразвития России. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2015-2016 гг. 5. Постановление Правительства РФ «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» №594 от 26 июня 2000 г. (с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ №Б42 от 25 декабря 2009 г.) // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч. 2). Ст. 5506. 6. Центральный Банк России. Отчеты о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2015 г. 7. Заключение Счетной палаты Российской Федерации по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2007 г., представленному в форме проекта федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за 2007-2012 годы». Счетная палата Российской Федерации, httр://www.асh.gоv.ru. 8. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период до 2020 г.» 9. Аганбегян А. Экономика России на распутье... Выбор посткризисного пространства. АСT Издательство, 2015 10. Барышева А.B. Балдин К.В. Инновации. Дашков и К. 2012 г. 11. Бухгалтерский учет и отчетность в промышленности: практикум ФУАинформ, 2015 12. Варнавский В. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы методологии // Вестник ИЭ РАН. №3. 2014. 13. Варнавский В. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы методологии // Вестник ИЭ РАН. №4. 2014. 14. Велиева И., Волков С. Частичное выздоровление. Ж-л Эксперт № 37 2015 г. 15. Велихов Е.П. Промышленность, инновации, образование и наука в России Издательство "Наука", 2014 16. Государственно-частное партнерство как форма отношений власти и бизнеса в России // httр://lоbbуing.ru/indех.рЬр?аг11с1е_1ё=2359&Ппк_1ё=16 17. Журавлев С., Ивантер А. Как банки, ЦБ и заемщики проводят кредитные каникулы. Ж-л Эксперт №7 2015 г. 18. Ивантер А. Идея на вырост. Ж-л Эксперт № 58 2015 г. 19. Иванова С. Недалеко уехали. //. Ведомости, приложение «Форум», 25.05.2016. 20. Колесникова К.И. Частно-государственное партнерство: опыт зарубежных стран и перспективы для России // Научный вестник УрАГС. 21. Кроливецкая В.Э. Тихомирова Е.В. Банки в системе инвестиционного финансирования реального сектора экономики России. Деньги и кредит, 11/2013 г. 22. Кругман П. Возвращение Великой депрессии? - М: Экономика, 2014. 23. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. - 2014. - 1. 24. Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие Кнорус, 2016 25. Николь Т. Инфраструктура. Миссия выполнима.// Ведомости, приложение «Форум», 25.05.2016. 26. Основные показатели транспортной деятельности в России - 2015 г. Стат. сб. - М.: Росстат, 2016. 27. Пармененков К.Н Согласование процессов конкуренции и монополизации, как механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий промышленности. Инфра-М, 2015 г. 28. Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. - М., 2009. 29. Путин В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 30. Пономарева В.А. Влияние финансового кризиса на кредитование банками реального сектора экономики. Вопросы экономики, № 6 2015 31. Рогова О. Вопросы устойчивости экономики и кредитной активности. /Финансовая политика/ Российский экономический журнал № 3, 2014 г. 32. Ромаш М. В., Шевчук В. И. Финансирование и кредитование инвестиций. Минск: «Книжный дом», «Мисанта», 2009. 33. Российская экономика: тенденции и перспективы. Проспект ,2015 34. Стратегический ответ России на вызовы нового века. Под общей редакцией академика Л.Абалкина. // М., из-во «Экзамен». 2009 35. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. - М: Национальный общественно-научный фонд, 2008. 36. Тавасиев А.M., Т. Ю. Мазурина, В. П. Бычков; под ред. А. М. Тавасиева Банковское кредитование. Издательство: ИНФРА-М, 2016 37. Тавасиев А.M. Банковское кредитование: учебник ИНФРА-М, 2015 38. Транспорт России - 2015 год.. Стат. сб. - М., Росстат. 2016. 39. Улюкаев А., Данилова Е. Российский банковский сектор в условиях нестабильности на мировом финансовом рынке: проблемы и перспективы. Вопросы экономики №3 2015 г. 40. Финансовый кризис в России и в мире. Проспект ,2015 41.Раkkаlа Р., dе Jоng W., Аijо J. Intеrnаtiоnаl оvеrviеw оf innоvаtivе соntrасting рrасtiсеs fоr rоаds. Finnish Rоаd Аdministrаtiоn, 2012 42.Rоubini N., Sеtsеr B. Will thе Brеttоn Wооds 2 Rеgimе Unrаvеl Sооn? Thе Risk оf а Hаrd Lаnding in 2010-2011 // fоr thе Sуmроsium оn thе "Rеvivеd Brеttоn Wооds Sуstеm: А Nеw Раrаdigm fоr Аsiаn Dеvеlорmеnt?". - 2010 43.httр://www.gоvеrnmеnt.ru/ - Официальный Интернет-портал Правительства России 44.httр://minfin.ru/ru/ - Официальный сайт Министерства финансов России 45.httр://есоnоmу.gоv.ru - Официальный сайт Министерства экономического развития России. 46.www.mintrаns.ru - Официальный сайт Министерства транспорта России 47.httр://сbr.ru/ - Официальный сайт Центрального банка России 48.httр://nаlоg.ru/ - Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. 49.www.sbrf.ru - Официальный сайт Сбербанка России. 50.www.vеb.ru - Официальный сайт Внешэкономбанка. 51.www.vtb.ru - Официальный сайт Внешторгбанка. 52.httр://fср.есоnоmу.gоv.ru/ - Сайт федеральных целевых программ Правительства России. 53.httр://www.асh.gоv.ru.- Официальный сайт Счетной Палаты РФ 54.В работе использовались данные Росстата, Росстроя а так же данные
Отрывок из работы

1.1. Место и роль государства в финансировании инвестиционной деятельности (теоретический аспект). Финансово-инвестиционная деятельность государства является главным генератором и регулятором экономического роста. Государство выступает генератором среды позволяющей гармонизировать уровень потребления и сбережения, сбережения и инвестиций, сбалансировать доходность и риск инвестиций. Мировой опыт показывает, что реализация модели инновационного развития национальной экономики требует: - значительных финансовых ресурсов, способных быть преобразованными в инвестиции; - создание государством совместно с частным бизнесом эффективной финансовой системы, призванной стимулировать и обеспечивать непрерывность финансирования инновационной деятельности и оптимальное использование инвестиционных ресурсов; - осуществление в комплексе с экономическими преобразованиями, политических, финансовых, организационно-управленческих, технологических, социальных и прочих мер. В связи с этим важно значительно усилить роль государства в активизации инвестиционной деятельности в стране. При этом под активизацией инвестиционной деятельности понимается повышение степени интенсивности процессов финансового инвестирования в рамках страны, учитывая потенциальные возможности национальной экономической системы. Государство выступает как законодатель, кредитор и регулятор инвестиционного процесса. От государства зависит создание определенных гарантий по защите инвестиций и других условий благоприятного инвестиционного климата, способствующего привлечению в развитие страны финансовых инвестиций и инноваций отечественных и зарубежных компаний, частного капитала среднего и малого бизнеса и физических лиц. Стратегия модернизации экономики и трансформации её модели в инновационную парадигму должна включать в себя элементы мобилизации частного и государственного капитала, а также методы стимулирования притока иностранного капитала и барьеры, препятствующие оттоку капитала, в том числе в офшорные зоны. Согласно мнению сторонников теории государственного регулирования и последователей кейнсианского учения, в том числе Дж. Стиглица и П. Кругмана рынок сам по себе не способен создать условий для модернизации и перевода экономики страны на инновационный путь. Через механизм купли-продажи невозможно обеспечить реализацию всего многообразия интересов, связанных с модернизацией экономики. По оценкам ряда исследователей, мнение которых разделяет и автор, стратегия инновационного развития российской экономики должна включать в себя реиндустриализацию, восстановление прикладной и фундаментальной науки, структурную перестройку экономики, восстановление на новой технологической основе конкурентоспособности несырьевых секторов экономики: микробиологию, модернизацию топливно-энергетического комплекса, создание высокотехнологичные производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Для решения этих задач требуется концентрация финансовых ресурсов на перспективных направлениях. Неокейнсианской теорией предполагается, что основную роль в данном процессе должно сыграть государство, призванное опираться на более широкое понимание экономической эффективности, чем то, которым руководствуются хозяйствующие субъекты. Таким образом, на данном этапе перед государством стоят глобальные задачи - трансформировать финансовую систему таким образом, чтобы она позволила осуществить модернизацию экономики и перевести ее на инновационный путь развития. Анализ сложившейся ситуации показывает, что трансформация социализма, перевод плановой экономики на рыночные отношения не дали ожидаемых результатов. Переход от плановой к рыночной модели развития экономики в целом и финансовой системы в частности предусматривал интенсификацию притока иностранных инвестиций в российскую экономику и рост инвестиционной составляющей в потенциале экономического развития. Фактические результаты внедрения рыночной экономики, напротив, привели к снижению инвестиционной привлекательности страны, спровоцировали отток капитала, в том числе за счет аккумуляции капитала российского происхождения в офшорных зонах, приостановке процесса воспроизводства материальных и нематериальных активов, что значительно снизило потенциал национальной экономики. Частично приведенные утверждения отображаются в динамике сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса России, (см. рис. 1.1) Рис. 1.1 Динамика счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса РФ Источник ЦБ РФ По расчетам ученых Института ИМЭМО РАН экономика России оказалась отброшенной на 35-40 лет назад и находится на уровне западных экономик конца 60-х годов прошлого столетия. Производство высокотехнологичной продукции за годы реформирования сократилось почти в 2 раза, с 30% до 18%, а доля России по этой продукции на мировом рынке составляет менее 0,5%, доля США - 36%, Японии - 30%, Германии - 16%, Китай - 6%. Сегодня только 8-10% промышленной продукции России ото вечает международным требованиям . Экономика России утратила способность создавать внутренние ресурсы для модернизации и воспроизводства. Располагая мощным финансово-инвестиционным потенциалом и всеми необходимыми ресурсами, экономика России не обрела тенденций устойчивого роста, наоборот, в стране утвердилась устойчивая тенденция снижения уровня промышленного производства. Таблица 1.1.1 Динамика индекса производства Российской Федерации Год Промышленное производство, % Добыча полезных ископаемых, % Обрабатывающие производства, % 2000 95,4 97,3 94,2 2001 92,4 97 89,7 2002 101 100,2 102 2003 95,2 97,7 93,8 2004 108,9 104 112,8 2005 108,7 106,4 110,9 2006 102,9 106 102 2007 103,1 106,8 101,1 2008 108,9 108,7 110,3 2009 108 106,8 110,5 2010 105,1 101,4 107,6 2011 106,3 102,8 108,4 2012 106,8 103,3 110,5 2013 100,6 100,4 100,5 2014 90,7 99,4 84,8 2015 108,2 103,6 111,8 Источник: Росстат За годы реформирования экономика страны так и осталась ориентированной на сырьевой экспорт (преимущественно нефти и газа). При этом структурный перекос российской экономики заключается в том, что экспортируются сырьевые товары и низкой степенью переработки, а импортируется продукции с большей добавленной стоимостью. В совокупности сложившийся дисбаланс ставит под угрозу конкурентоспособность российских товаров и, как следствие, делает сырьевую модель развития экономики тупиковой. Реализация сырьевой модели развития экономики страны привела к перераспределению финансовых инвестиций между секторами экономики. Из-за резкого спада инвестиций в несырьевые отрасли, многие из них пришли в упадок - это машиностроение, станкостроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиастроение, микробиология и др. Обратим внимание на заявление о том, что без модернизации экономика не выживет и на то, какие меры по модернизации предпринимает правительство. Если проанализировать сложившую ситуацию, можно увидеть, что деньги на модернизацию есть. По состоянию на 1 июля 2012 года Россия имела международные резервы в сумме $514,3 млрд. По мнению А. Кудрина расходование международных резервов Центрального банка может спровоцировать виток инфляции, а устойчивое развитие финансовой системы России возможно только при заданном уровне инфляции. В противовес описанному выше мнению, существуют иная точка зрения, которой придерживается и автор: инфляция носит во многом спекулятивный характер и расходование международных резервов может принести пользу экономике при наличии соответствующей финансовой инфраструктуры и развитого фондового рынка. В инфляции имеются такие составляющие как рост корпоративных цен на топливо, газ, электроэнергию, где государство имеет свою долю, также управляет административными инструментами и может влиять на рост цен, тарифов на услуги и соответственно на инфляцию, пресекать картельный сговор о ценах. Определенные меры в этом направлении эпизодически принимаются, но не системные. Заметим, что в большинстве нефтедобывающих стран добычей нефти и газа занимаются государственные компании и цены на топливо на внутреннем рынке невысокие или просто символичные. Примером могут являться Объединенные Арабские Эмираты, где цена за 1 литр бензина, по своим свойствам близкому к российскому стандарту Аи-98 (Премиум), в пересчете на российскую валюту составляет 3 (три) рубля. Поэтому и инфляция здесь низкая, что является привлекательным для инвесторов. В год кризиса государство не оказало должной помощи из финансового резерва реальному сектору экономики. На кредитование реального сектора экономики (на пополнение оборотных средств) из резерва было выделено лишь $5 млрд. - это менее трети потребности и то, с задержкой выплаты на полгода. По этой причине была парализована работа 70 тысяч предприятий, и это одна из причин того, что спад ВВП в России в год кризиса оказался среди стран «двадцатки» самым высоким -7,9%. Известно, что в кризис в большинстве стран были выделены дополнительные средства для кредитования реального сектора экономики, что позволило смягчить удар кризиса и даже избежать спада ВВП. Например, Китай выделил на эти цели дополнительно $590 млрд., кроме того на льготных условиях выдавались кредиты населению, что повысило потребительский спрос на внутреннем рынке. Несмотря на кризис, здесь был обеспечен рост ВВП в год на 8,7%. Казахстан, благодаря выделению дополнительных средств для кредитования реального сектора экономики также добился, хотя и небольшого, но роста ВВП. У правительства есть и другие немалые резервы пополнения инвестиционного капитала и увеличения бюджета - это принятие мер по сокращению бегства капитала за рубеж, использование для инвестиций денег резервного фонда, отмены плоской шкалы налогов на доходы, установления государственной монополии на спирт и табак, использования целевой эмиссии, которая составляет лишь 40% от ВВП, в странах ЕС -100%, а в Китае -150% и инфляция здесь ниже, чем у нас. По оценке ученого ИМЭМО РАН д.э.н. Б. Хейфеца от 2/5 до 4/5 доходов уводятся от налогов через офшорные зоны. Более подробно об этих и других резервных источниках финансирования инвестиций будет сказано в следующих параграфах диссертации. Слова министра Минэкономразвития о том, что без модернизации экономика не выживет, подтверждают, что ключевой проблемой, от которой зависит возрождение экономики и перевод ее на инновационный путь развития является модернизация - понятие более широкое, чем только модернизация экономики. Модернизация экономики - это техническое переоснащение и внедрение современных технологий в производство в сырьевых и не сырьевых отраслях, создание наукоемких производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечивающих устойчивое развитие экономики. Под финансовой модернизацией следует понимать трансформацию финансовой системы таким образом, чтобы эффективно удовлетворить потребности в инвестиционных ресурсах модернизации экономики и не менее эффективно распределить доходы модернизированной экономики. Теоретические основы модернизации разработали известные американские ученые Сеймур Мартин Липсет и Самуэль Хантингтон. Они обрисовали ее главные цели и критерии, с которыми следует соизмерять свои силы: - первый критерий - доля населения с высшим образованием; - второй критерий - открытость в области международной торговли и туризма; - третий критерий - главный, это уровень экономического развития. По данным Международного валютного фонда Россия по объему ВВП на душу населения занимает 46 место - это средний показатель среди стран мира и Россия имеет уровень развития, показывающий, что модернизации в России возможна. В связи с этим возникает вопрос, возможно ли практическое осуществление задач модернизации? Проводимое под эгидой Правительства Российской Федерации масштабное исследование проблем модернизации российской экономики выявило её основные проблемы: 1. последствия «монетаристкого погрома» финансовой системы страны. Из российской экономики выведено от 1,5 до 2-х триллионов долларов, что неблагоприятным образом сказалось на её развитии; 2. сырьевой, самый неэффективный, тип экономики, роль которого растет, тогда, как экономика в целом падает. Из чего возникает вывод - в России сложилась технология экономического управления, которая сдерживает экономическое развития страны; 3. существенные разрывы в уровне регионального развития. По мнению автора, прошедшие годы показали, что в процессе реформирования экономики была допущена стратегическая ошибка, без исправления которой под вопросом проведение модернизации и построение инновационной экономики. Это отказ государства от управления топливно - энергетическим комплексом (ТЭК) и передача его частным компаниям, разрешение на установление свободных цен на топливо, электроэнергию, другие энергоносители. Данные обстоятельства прямым образом отразились на уровне инфляции, росте цены длинных (долгосрочных) финансовых ресурсов, что негативно повлияло на состояние экономики в целом и уровень предпринимательской активности, сокращение инвестиций, к непомерному расслоению общества по доходам и сокращению доходов основной массы населения. Так, можно сравнить рост тарифов и услуг на примере Москвы. По наблюдениям автора, только за 2006-2014 гг. тарифы возросли на электричество и газ в 4 раза, горячей воды в 8 раз, отопления в 6 раз, холодной воды в 5 раз. В 2015 услуги ЖКХ еще выросли на 25%, тарифы на электроэнергию - на 20%, цены на лекарства увеличились на 30-40%. К сожалению, модернизация так и не стала понятной народу и общенациональной идеей и превратилась в вялотекущий процесс. Не разработана эффективная программа модернизации, не определены источники финансирования, не мобилизован частный капитал, без инвестиций которого невозможно выполнить необходимый объем модернизации и построить инновационную экономику. Создание коммерческого инновационного центра «Сколково», которому отводится роль генератора модернизации, не решает всех проблем. Центру определены 5 направлений, технологии которых он будет развивать, но потребности российской экономики куда более разнообразны. Более того, в данных условиях возникла ситуация, которая во многом устраивает сложившуюся финансово-олигархическую систему. Монополисты не заинтересованы в модернизации, от которой они многое могут потерять. Они получают сверхприбыли без лишних затрат и их это устраивает. Банки также не заинтересованы в кредитовании затрат на производство и модернизацию. Они без риска получают более высокие прибыли от финансовых спекуляций. Таким образом, можно резюмировать, что крупный бизнес пока не видит финансовой мотивации на участие в модернизации национальной экономики. Идеи модернизации получили широкое распространение в академических кругах и они объективно нуждаются в поддержке государства. На сегодня нет единой стратегии осуществления модернизации, существуют две спорных позиции видения этого важнейшего для страны процесса. С одной стороны - это позиция правительства, которое по прежнему делает ставку на сырьевую экономику пытаясь создать «энергетическую державу», причем в самой примитивной ее форме, без строительства и создания высокотехнологичных перерабатывающих производств в сфере неф- те и газопереработки, что ведет к образованию дисбалансов производства и потребления и в конечном итоге к разрушению национальной промышленности и сельского хозяйства, а также поглощению финансовой системы страны транснациональными структурами; В не сырьевых отраслях правительство делает ставку на развитие перспективных или конкурентоспособных отраслей - это ядерная энергетика, космическая техника, нанотехнологии и др. Эту позицию поддерживают ученые, занятые в сфере высоких технологий, как академик РАН Е.Велихов, членкор РАН Б.Кузыка. При этом, бюджетная политика государства не предусматривает участие в финансировании предприятий, которые используют устаревшие технологии и не обеспечивают выполнение требований по экологии. Однако, учитывая, что изношенность основных фондов в промышленности достигла 80% и продолжает нарастать, а нужных средств на обновление нет, и государство в этом не помогает, то окажется, что остановке подлежат большинство промышленных предприятий. С другой стороны - это специалисты и экономисты отраслей, на их стороне ученые, академики РАН Р. Нигматулин, В. Полторович, Е. Примаков, Л.Абалкин, членкор РАН С. Глазьев, директор Института экономики членкор РАН Р.Гринберг, директор Центра исследований постиндустриального общества д.э.н. В.Иноземцев и другие, которые считают, что «модернизация нужна всюду, где производство не сворачивается...Речь должна идти о широкомасштабной программе перевооружения всех отраслей». Эти ученые считают, что перепрыгнуть к инновационной экономике через индустриальную экономику, которая у нас разрушена, является утопией. Надо проводить реиндустриализацию сопровождающуюся трансформацией финансовой системы. Они также считают бессмысленным внедрение вне реальной экономики затратных нанотехнологий, для внедрения которых не созданы условия. Позиция этой стороны выглядит предпочтительнее, она в большей мере отвечает задачам возрождения промышленности и экономики. Переход к рыночной экономике в России изменил условия инвестирования в социально-экономическое развитие страны. Государство непосредственно инвестирует в жизнеобеспечивающие сектора экономики, социальную сферу и стратегические отрасли. Преобладающей долей инвестиций, от которых зависит экономическое и социальное развитие общества, становятся инвестиции частного сектора и физических лиц. Важной задачей государства является регулирование инвестиционного процесса с целью создания благоприятных условий для участия в этом процессе частных инвесторов. С этой задачей государство пока не справляется. Не случайно образовалось массовое бегство капитала за рубеж. По официальным данным ЦБ России отток капитала в январе - мае 2012 года составил 46,5 млрд. долларов, что составляет ориентировочно 10% от международных резервов. Создать мотивационные барьеры для ограничения утечки капитала является одной из первостепенных задач правительства. От него также зависит решение проблемы мобилизации в модернизацию и инновации сбережений населения. Таким образом, без участия государства, без его организующей роли и ресурсов, софинансирования мероприятий по модернизации экономики и внедрения инноваций, включая разработки фундаментальной науки, без привлечения на эти цели частного капитала, инвестиции которого должны быть преобладающими, не обеспечить финансами мероприятия по модернизации и не осуществить перевод экономики на инновационный путь. На сегодняшний день, когда не созданы условия по привлечению частных инвесторов, крайне ограничены инвестиции из-за рубежа, государству необходимо создать благоприятные условия для привлечения средств на модернизацию, а не только накапливать их в качестве финансовых резервов. Для поиска решений по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций на модернизацию экономики России предлагается найти четкое определение понятия инвестиций. В соответствии с действующим законодательством под инвестициями понимаются «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и(или) иной деятельности в целях получения прибыли и(или) достижения иного полезного эффекта», под инвестиционной деятельностью понимается «вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и(или) достижения иного полезного эффекта». В практике понятие инвестиций означает вложение капитала с целью его увеличения. То есть это означает - вложить сегодня рубль своих денег, в надежде получить завтра больше. Вложение денег связано с определенным риском - сможет ли инвестор через определенное время получить ожидаемую прибыль. Фактор риска сдерживает приток инвестиций. Создание климата доверия для инвестора зависит правительства, которое имеет возможность регулировать инвестиционный процесс и создавать благоприятный режим для деятельности частных инвесторов путем лизинговых, кредитных, налоговых и иных льгот. Как показывает мировой исторический опыт, регулирующие функции присущи любому государству. Это и принятие законов, нормативных актов, постановлений и инструкций, призванных упорядочить отношения между всеми участниками рыночной системы, включая и участников финансово - кредитной и инвестиционной деятельности. Посредством этих функций регулируются взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков и других финансовых институтов, товарных и фондовых бирж, бирж труда; устанавливаются правила обращения ценных бумаг и т.п. Регулирование этих взаимоотношений преследует цель - предупредить возможность появления в национальной экономике кризисных явлений. Роль государства в инвестиционной сфере определяется, прежде всего, участием инвестиций в обеспечении экономического роста национальной экономики и всех хозяйствующих субъектов, в укрепления финансовых, производственных и других связей между ними, в целях развития инвестиционной деятельности в стране. Инновационное развитие экономики - это процесс, затрагивающий и объединяющий все сектора и сферы национальной экономики - производство, науку, образование, культуру и т.п. В ходе этого процесса должна ре- реализовываться вся цепочка; идея - технология - производство готового продукта/услуги - реализация готового продукта/услуги на рынке. Следовательно, формирование и реализация инвестиционной политики, выполняет функцию поддержки и развития деятельности частных инвесторов в инновационном процессе. Немалую роль в регулировании экономических процессов и инвестиционной деятельности играют инструменты косвенного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, которое может быть направлено на: - стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями; - стимулирование экспорта и импорта товаров, капитала и рабочей силы; - формирование цены на некоторые специфические товары, на общий уровень цен в целях его стабилизации; - поддержку устойчивого экономического роста; - перераспределение доходов и др. Косвенное вмешательство, использует различные инструменты, относящиеся, главным образом, к сфере фискальной политики, распределяя и перераспределяя государственные доходы (прежде всего от налогов) и расходы, а также к сфере кредитно-денежной политики, осуществляя регулирование денежной массы в обращении и совершенствование кредитной сферы. С помощью этих инструментов происходит воздействие на хозяйствующие субъекты с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. Например, путем применения системы налогообложения, маневрированием ссудным капиталом и процентными ставками, выделением из бюджета инвестиций (капитальных вложений), дотациями государственных закупок и т.п. Рыночная система не исключает планирование развития хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, корпораций), регионов и даже национального хозяйства в целом. В ряде случаев, применение механизмов административного воздействия не только допустимо, но и необходимо. Например, осуществление контроля за кредитными ставками, бонусами и др. В любом административном инструменте, который использует государство, присутствует и экономическая цель, ее применение косвенно сказывается на поведении участников в экономической деятельности. Например, контроль над ценами, создает для деятельности хозяйствующих субъектов особый экономический режим, вынуждая их тем самым, пересматривать производственные программы, искать новые источники инвестиций, и т.п. Взаимозависимость инвестиционной активности и экономического роста тем или иным образом рассматривается практически всеми школами и направлениями мировой экономической мысли - «меркантилистами», «физиократами», «маржиналистами», представителями классической политэкономии и шведской школы, «неолибералистами», «Кейнсианцами» и «Неокейнсианцами», как представителями современной инвестиционной теории (П. Самуэлсон, Г. Марковиц, М. Миллер, Ф. Модильяни, У. Шарп, Д. Тобин).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg