Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Социальная и психологическая готовность к труду выпускников СПО.

natalya1980er 1325 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.04.2019
Цель исследования: выявить социально-психологическую готовность к труду выпускников Якутского педагогического колледжа им. С.Ф. Гоголева. Задачи: ? раскрыть сущность понятия социальной и психологической готовности к труду; ? рассмотреть подходы к социальной и психологической готовности к труду; ? провести и проанализировать результаты эмпирического исследования по изучению социально-психологических установок и профессиональной мотивации выпускников выступило предположение о том, что выпускники СПО социально и психологически не готовы к труду. Предмет исследования: социальная и психологическая готовность к труду выпускников СПО Объект исследования: выпускники СПО Методы и методики исследования: 1. Анализ научной литературы. 2. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкиной). 3. Мотивация профессиональной деятельности (К. Замфир в модификации А.А. Реана). Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы для диагностики социально-психологической готовности к труду студентов высших профессиональных образовательных учреждений, для чтения лекций педагогам-психологам в рамках курсов повышения квалификации, при подготовке студентов педагогических специальностей.
Введение

Актуальность курсовой работы. Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования. Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, общенациональных и личностных компонентов. В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста. В зависимости от определения психологической готовности, различными авторами выделяются её структура, главные составляющие, строятся пути его формирования. В отечественной и зарубежной психологии недостаточно разработана проблема социальной и психологической готовности человека к труду, хотя имеется определенный потенциал теоретических и практических исследований конкретных форм готовности: установки (Д. Н. Узнадзе и др.), готовности личности к трудовой деятельности (К. К. Платонов, Л. А. Кандыбович и др.), предстартовому состоянию в спорте (А. И. Пуни, Ф. Генов и др.), готовности к выполнению боевой задачи (М. И. Дьяченко и др.), состоянию бдительности оператора (Л. С. Нерсесян и др.). Большинство авторов объясняли готовность к труду через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей. Наиболее инвариантным по отношению к спектру профессий из выделенных компонентов нам представляется мотивационный компонент т. к.: «Проблемы мотивации невозможно решать без анализа социальных норм, ценностей, без анализа общественных условий, противоречий общества, места личности в нем». Личность свое место в жизни, в обществе реализует по-своему, т.к. смысл жизни, потребности и ценности различных людей не совпадают. Для большинства основным механизмом реализации смысло-жизненных ориентации является профессиональная деятельность.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ТРУДУ……………………………6 1.1. Сущность понятия социальной и психологической готовности……………..6 1.2.Подходы к изучению социальной и психологической готовности к труду……………………………………………………………………………...12 Выводы по первой главе………………………………………………………...17 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ТРУДУ ВЫПУСКНИКОВ ЯКУТСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА………………………….19 2.1. Организация и проведение исследования…………………………………19 2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования……………………………………………………………………..23 Выводы по второй главе………………………………………………………...34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………40 ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………45
Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания // Книга / Б.Г.Ананьев. - СПб.: Питер, 2001.- 272 с. 2. Асеев, В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. / В.Г.Асеев.- М.: Мысль, 2000. - 23с. 3. Асмолов, А. Г. Психология личности // Учебник / А.Г.Асмолов - М.: Издво МГУ, 2003. - 367 с. 4. Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста.// Науч.-метод. Сборник. / В.И. Байденко, Б. Оскарсон- М., 2007.- 190 с. 5. Бережковская, Е.Л. Психология раннего студенческого возраста // Монография / Е.Л. Бережковская - М.: Проспект, 2014.- 192 с. 6. Бойченко, Г.Н. Психология и педагогика // курс лекций / Г.Н. Бойченко, Л.И. Кундозерова - М.: Интуит НОУ, 2016. - 279 с. 7. Бордовская, Н.В. Педагогика // Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Издательство «Питер», 2006.- 304 с. 8. Вербицкий, А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации /А.А. Вербицкий, Т.А. Платонова.- М.:2001.- 14с. 9. Видяпина, В.И. Менеджмент в XXI веке // сборник научных трудов, статей и учебных материалов / В.И. Видяпина- М.: Палеотип,2005. - 644 с. 10. Гаврилова, С.В., Иванова- Швец Л.Н. Организация труда педагога // учебное пособие / С.В. Гаврилова, Л.Н. Иванова- Швец- М.: Евразийский открытый институт, 2010. - 224 с. 11. Горбенко, И.А., Курсовая работа по психологии // учебно- метод. пособие / И.А. Горбенко, Е.Л. Медведева.- М.: Прометей, 2011.- 48 с. 12. Гребенюк, О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средник и проф-тех училищ. /О.С. Гребенюк.- М., 2003. - 280с. 13. Дружинин, В.Н. Психология // Учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин- СПб: Издат. Дом «Питер» , 2001- 547 с. 14. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.- Мн.: БГУ, 2012г - 182 с. 15. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы // учеб. пособие / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович.- Мн.: Харвест, 2006- 416 с. 16. Ермаков, В.А. Гуманистическая психология личности // учебное пособие / В.А. Ермаков.М.: Евразийский открытый институт, 2011.- 126 с. 17. Жог, В.И. Н.С. Методология организационной психологии // учеб. пособие / В.И. Жог, Л.В. Тарабакина, В.С. Бабиева- М.: Прометей, 2013г.- 160 с. 18. Захарова, Т.И. Мотивация трудовой деятельности // учебно - методическое пособие / Т.И. Захарова, С.В. Гаврилова - М.: Евразийский открытый институт, 2010.- 264 с. 19. Кравченко, А.И. Общая психология // учеб. пособие/ А.И. Кравченко- М.: Проспект, 2011.-430 с. 20. Кравченко, А.И. Психология и педагогика // Учебник / А.И. КравченкоМ.: Проспект, 2011.- 400 с. 21. Крутецкий, В.А. Психология/ В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1986. - 39с. 22. Куприна, О.А. Общая психология // Хрестоматия / О.А. Куприна- М.: Евразийский открытый институт , 2011- 255 с. 23. Кучерявенко, И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый.- 2011.- №12. Т.2.- С. 60-62. 24. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. /А.Н.Леонтьев. М., 2001.¬ 350с. 25. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев.- М., 2005. - 352с. 26. Лукинова, Н.Г. Самостоятельная работа как средство и условие развития познавательной деятельности студента // Дисс. ...канд. Пед. наук. Ставрополь, 2003.-177с. 27. Майерс, Д. Дж. Социальная психология, /Д.Дж.Майерс. 7-е изд., 2002.¬ 285с. 28. Макарова, К.В., Таллина О.А. Психология человека // учеб. пособие / К.В. Макарова, О.А. Таллина- М.: Прометей, 2011.- 160 с. 29. Макогон, И.К. Психология. Краткий курс // Учебное пособие / И.К. Макогон- М.: Проспект, 2014.- 112 с. 30. Малягина, Н.А. Психология управления // Хрестоматия / Н.А. МалягинаМ.: Евразийский открытый институт, 2011- 215 с. 31. Манухина, С.Ю. Психология труда // учебно- методическое пособие / С.Ю. Манухина - М.: Евразийский открытый институт, 2011.- 275 с. 32. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя./А.К.Маркова. - М.: Просвещение,2008. - 96 с. 33. Морозюк, С.Н. Рефераты и контрольные работы по психологии: Технология работы, требования, темы, литература: методические рекомендации для самостоятельной работы студентов // учебно - методическое пособие / С.Н. Морозюк - М.: Прометей, 2013. -56 с. 34. Немов, Р.С. Психология // учебник / Р.С. Немов- М.: Кно Рус,2016- 717 с. 35. Немов, Р.С. Психология: словарь- справочник // Словарь / Р.С. Немов - М.: ВЛАДОС, 2003- 304 с. 36. Одинцова, Л.А. «Реализация профессиональной подготовки учителя математики в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования»/Л.А. Одинцова, С.В. Завицкая. - М.: изд. БГПУ Белгород, 2000.-268с. 37. Олпорт, Г. Личность в психологии./Г.Олпорт. СПб.:Изд-во Ювента, 2009. -306 с. 38. Павелко, Н.Н.,. Психология и педагогика // учеб. пособие для бакалавров / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов- М.: Кно Рус, 2016г. - 495 с. 39. Платонов, Ю.П. «Профессионально-педагогическая направленность мастера производственного обучения», /Ю.П. Платонов. Л, 2000.-380с. 40. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. Психология. // Словарь / под ред. A.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Издво политической литературы, 2000. - 238с. 41. Райкова, Е.Ю. Содержание и формы психологического консультирования // Е.Ю.Райкова. Психология обучения и воспитания. Ученые записи кафедры психологии. Сборник статей. Том 2.- Самара- 2005.-250с. 42. Рогов, М. Г. Системно-деятельностный подход исследованию ценностномотивационной сферы личности в процессе ее профессионализации.// М.Г. Рогов Системные исследования в общей и прикладной психологии. Сборник научных трудов/институт управления, 2000. - 32с. 43. Рогов, Е.И. Психология человека (Азбука психологии) // Научнопопулярное издание / Е.И. Рогов- М.: ВЛАДОС, 2009- 320 с. 44. Рофе, А.И. Рынок труда // учебник для бакалавров / А.И. Рофе - М.: КноРус, 2016- 259 с. 45. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. // Учебное пособие / С.Л.Рубинштейн М., 2000 .-712с. 46. Санжаева, Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности. / Р.Д. Санжаева. // Дис. к-ра психол. наук. - Новосибирск, 1997.- 347 с. 47. Сарычев, С.В. Педагогическая психология // Учебник / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов- СПб.: Питер, 2006.- 224 с. 48. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности // уч. пособие / С.Д. Смирнов - М.: Издат. Центр «Академия», 2003- 304с. 49. Согалаев, В.В «Педагогические условия формирования готовности курсантов ВУЗа к воспитательной деятельности» // Дис. канд. пед. наук. / B.В. Согалаев. - Челябинск, 2004. - 268с. 50. Тертель, А.Л. Психология в вопросах и ответах // учеб. пособие / А.Л. Тертель- М.: Проспект, 2011.- 173 с. 51. Тертель, А.Л. Психология. Шпаргалка // учебное пособие / А.Л. Тертель - М.: Проспект, 2010.- 62с. 52. Узнадзе, Д. Н. Психология установки. // Учебное пособие / Д.Н.Узнадзе. - СПб.: Питер, «Психология-классика». 2001.- 416 с. 53. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология.// Книга / П.Н. Шихирев. М., 2000- 448 с. 54. Ухтомский, А.А. Избранные труды. // Учебное пособие / А.А. Ухтомский.- М.: Наука, 2000.- 100с. 55. Шапиро, С.А. Основы трудовой мотивации // учебное пособие для бакалавров / С.А. Шапиро - М.: КноРус, 2016.- 272 с.
Отрывок из работы

1.1. Сущность понятия социальной и психологической готовности Между понятиями «готовность» и «социальная и психологическая готовность», существует родовидовое отношение, поэтому, чтобы выявить сущность категории «социально и психологическая готовность», необходимо исходить из категории «готовность». Изучение общей проблемы готовности к труду началось в 50-е годы ХХ века в связи с необходимостью профессионального обучения людей различным видам труда. Готовность - это условие успешного выполнения профессиональной деятельности, которая должна формироваться и совершенствоваться человеком. Понятие «готовности» к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни Б. Г. Ананьев определяет как «проявление способностей» [1]. В литературе рассматриваются различные аспекты понятия «готовность». К.К. Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией личности, в структуре готовности выделяет кроме моральной готовности, психологическую и профессиональную [24]. Данное понятие он рассматривает как особое психическое состояние, обеспечивающее высокую дееспособность, или как «психическое состояние, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности, образуя функциональный уровень, на фоне которого развиваются процессы, необходимые для обеспечения результативности профессиональной деятельности». По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [14], готовность - это настрой личности на определенное поведение, установка на активные действия, приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности. В.А. Крутецкий, определяет «готовность» как пригодность к деятельности, выражающуюся в активном положительном отношении к ней, склонности заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность [24]. В понятие «готовность» В.А. Крутецкий вкладывает также наличие определенного запаса знаний, умений, навыков в соответствующей области. Подчеркивая важность личностного подхода к изучению состояния готовности, П.А. Рудик рассматривает готовность как сложное психологическое образование и выделяет в ней роль познавательных психических процессов, отражающих важнейшие стороны выполняемой деятельности, эмоциональных компонентов, которые могут как усиливать, так и ослаблять активность человека, волевых компонентов, способствующих совершению эффективных действий по достижению цели, а также мотивов поведения [50]. Л.В. Кондрашова считает, что готовность к деятельности предполагает образование таких необходимых отношений, установок, свойств и качеств личности, которые обеспечивают будущему специалисту возможность сознательно и добросовестно, со знанием дела приступить и творчески выполнить свои профессиональные функции и обязанности [14]. Как видно из вышеприведенных и других нам известных определений понятия «готовность» различные исследователи раскрывают отдельные признаки рассматриваемого понятия. В данных определениях присутствуют такие понятия как «настрой», «установка», «приспособление», «психическое состояние», «свойство, качество», «склонность», которые усложняют понимание сущности этого понятия. В рамках данного исследования было принято следующее определение «готовности к профессиональной деятельности» [12]. Готовность к профессиональной деятельности - это способность субъекта результативно выполнять свои профессиональные функции. Понятие «способность» в данном контексте имеет разностороннюю функциональную значимость, зависящую от вида деятельности. Многие исследователи отождествляют понятие «готовность» с такими понятиями как «установка», «социально-психологическая установка». Относительно «готовности» достаточно подробно было сказано выше. Возникает необходимость рассмотрения категорий «установка» и «социально-психологическая установка» и развести их сферу действия. Имеются различные представления понятия установки и социальной установки - аттитюда. Набор определений, раскрывающих содержание этих понятий, схож: «готовность», «предрасположенность», «направленность». Как известно, проблема установки была специальным предметом в школе Узнадзе. По Д.Н. Узнадзе, «установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» Установка в контексте концепции Д.Н. Узнадзе более всего касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека. Понимание Д.Н. Узнадзе установки как бессознательного исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Д.Н. Узнадзе понимал установку как более широкое явление, чем готовность [58]. Готовность определялась им как существенный признак установки. С другой стороны, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович разводят эти два понятия с точки зрения конкретно-психологической природы феноменов, которые данные дефиниции обозначают. Установка, с их точки зрения, является лишь формой готовности. Традиции изучения социально-психологических установок сложились в западной социальной психологии, в которой для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который в литературе на русском языке переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского (без перевода) «аттитюд». Для термина «установка» в том смысле, который ему придавался в школе Д. Н. Узнадзе, существует другое обозначение в английском языке – «set». В психологическом словаре под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского дается определение установки как «готовности, предрасположенности субъекта, возникающей при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающей устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту» [25]. В словаре социально-психологических понятий под редакцией Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова это понятие раскрывается следующим образом: «Установка социальная - готовность к определенному виду социальной активности, ориентация на какую-либо ценность, отношение к чему-либо или кому-либо» [13]. Данной проблеме в отечественных и зарубежных исследованиях уделяют большое внимание Л.А. Надирашвили, А.Г. Асмолов, Г.М. Андреева, В.А. Ядов, П. Н. Шихирев, В. С. Магун, Г. Олпорт, К. Обуховский, Д. Майерс и другие. Исторически первичными были определения аттитюда через его функции, а именно как регулятора поведения, деятельности человека. Рассмотрев семнадцать различных дефиниций, Г. Олпорт пришел к выводу, что существует «единая нить, проходящая через все эти отличающиеся друг от друга определения. Так или иначе, каждое из них рассматривает в качестве существенной характеристики аттитюда готовность к реакции. Аттитюд - это нечто зарождающееся, подготовительное, начальное, нежели явное, завершенное. Это не поведение, а его предпосылка» [23]. Д. Майерс установку рассматривает как «благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении» [20]. Развивая подход к установке с точки зрения теории деятельности, А.Г. Асмолов описывает установку в качестве «стабилизатора деятельности» или «фактора энергии поведения», что является указанием на ее функцию [3]. П.Н. Шихирев предлагает выделение трех структурных компонентов социальной установки: аффективный (общее чувство симпатии или антипатии относительно какого-либо реального или символического объекта), когнитивный (осознание аффективного компонента, выражающееся в мнении или убеждении относительно данного объекта) и, наконец, поведенческий (вербальная реакция, как выражение осознанного аффективного компонента или невербальная реакция, то есть реальные действия, направленные на данный объект) [33]. А.Г. Асмолов, рассматривает установочную регуляцию деятельности, выделяя операциональный, целевой, смысловой уровни. Под операциональной установкой им понимается «готовность к осуществлению определенного способа действия, который возникает в ситуации разрешения задачи на основе учета условий наличной ситуации и предвосхищения этих условий, опирающейся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях» [3]. Под целевой установкой автор понимает «готовность субъекта совершить, прежде всего, то, что сообразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принятия определенной задачи» [3]. По его мнению, ведущим уровнем установочной регуляции деятельности является уровень смысловых установок, который «актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности» [3]. Маркова А.К. определяет, что профессионализация, включающая в себя в том числе и психологическую готовность, как многоканальный процесс идет сразу по нескольким направлениям. У нее через обучение и воспитание формируется мотивационная и операциональная сферы. Психологическую готовность к профессиональной деятельности в таком случае характеризует динамика изменений в мотивационной сфере личности, формирования в ней профессионально значимых установок, изменение ценностно - смысловой структуры мировосприятия личности [21]. Согалаев В.В. отмечает, что в структуру социально и психологической готовности входят мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлексивный компоненты [31]. Проблема социальной и психологической готовности к чему-либо актуальна для личности во все периоды ее развития. По мнению Е.А. Климова, «в ходе развития ребенка, а именно к концу дошкольного возраста, возникает своеобразная потребность в ответственной деятельности, деятельности по заданию. Это важный симптом психологической готовности ребенка к учению в школе». «Готовить учащихся к жизни - это в любом случае готовить их к трудовой деятельности в одной из ее областей», «сфер» [12]. В числе структурных составляющих деятельности человека одним из основных является фактор психологической готовности. Психологическая готовность человека к труду как бы аккумулирует в себе, все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия. Социально-психологическая готовность к труду является обязательным условием не только её начала, но и эффективного решения. 1.2.Подходы к изучению социально - психологической готовности к труду Состояние социально - психологической готовности к труду следует понимать как сложное, целенаправленное проявление личности. Оно имеет динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости. Стремясь удовлетворить свои потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней активности (биологической, физиологической и психической) реализует определённую цель и достигает результата. Готовность человека к труду рассматривалась по-разному, в зависимости от специфики структуры профессиональной деятельности. Большинство авторов объясняли готовность через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей; направленность личности на выполнение определенных действий (Р.А. Гаспарян, Е.Г. Козлов, Л.С. Нерсесян, А.Ц. Пуни и др.). Готовность изучалась и как определенный уровень развития личности (Я.Л. Коломинский) [14]. Проблему готовности принято рассматривать в связи с тремя основными этапами становления, формирования личности человека: начало обучения в общеобразовательной школе, начало получения профессионального образования (профессиональное самоопределение) и самостоятельная профессиональная деятельность (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, И. Шванцар, Г. Вицлак). Согласно общепринятой периодизации, по Б.Г. Ананьеву, студенческий возраст выделяется в качестве отдельного периода, включающего позднюю юность (17-18 лет) и раннюю зрелость. Студенческий возраст рассматривается как одна из самостоятельных и первых стадий возрастной периодизации ранней взрослости (20-40 лет) [1]. А.А. Вербицкий и Т.А. Платонова считают, что «усвоенные в обучении знания, умения и навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной» это позволяет говорить о том, что во время обучения в СПО у студентов формируется основа трудовой, профессиональной деятельности, а именно - готовности к ней [8]. В труде проявляются и развиваются разнообразные потребности, способности, мышление, характер и другие стороны личности. Процесс труда складывается из нескольких составных: 1) осознания поставленной задачи; 2) выработки плана предстоящих действий; 3) применения средств и приёмов деятельности; 4) регулирования действий в соответствии с поставленной целью; 5) сличения полученных результатов с исходными условиями. В анализе состояния проблемы готовности личности к деятельности показали, что это особое психическое состояние и относительно устойчивая характеристика личности. Несмотря на многообразие направлений, изучающих формы готовности, все сходятся на том, что это предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом [11]. В.И. Байденко и Б. Оскарссон говоря о социально-психологической готовности к профессиональной деятельности, используют понятие «базовые навыки» как «личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни. Для индивида в условиях развитой рыночной экономики существует прямое соответствие между уровнями имеющихся базовых навыков и возможностью получения занятости». В перечень базовых навыков в соответствии с определением авторы включают: ? коммуникативные навыки и способности; ? творчество; ? способность к аналитическому мышлению; ? способность к креатическому мышлению; ? приспособляемость; ? способность работать в команде; ? способность работать самостоятельно; ? самосознание и самооценка [4]. Изучению состояния готовности к труду большое внимание уделялось в работах А.А. Ухтомского, М.И. Виноградова, Б.Ф. Ломова, В.Н. Пушкина и др. Различные авторы по-разному именовали социально-психологическую готовность. Обобщенные ее характеристики они обозначали близкими, но не идентичными понятиями: «бдительность», «боеготовность», «мобилизационная готовность», «настроенность». А.А. Ухтомский (1951) назвал готовность к деятельности «оперативным покоем», механизм которого опирается на подвижность «нервных приборов», обеспечивающих переход от «оперативного покоя» к срочному действию [33]. Под психологической готовностью традиционно понимают психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве (К.К. Платонов, М.А. Котик, В.А. Сосновский, Р.Д. Санжаева, Л.И. Захарова) [23]. Формирование готовности к труду включает не только профессиональную, технологическую подготовленность, вооружение участников труда определенными знаниями, умениями и навыками, но и формирование готовности к коллективной трудовой деятельности. Ведь нередко встречаются люди, знающие свое дело и даже желающие работать, но не умеющие наладить положительные эмоциональные отношения с товарищами по работе. В таких случаях профессиональная квалификация зачастую утрачивает свою ценность, так как эти люди либо не могут раскрыться в работе полностью, либо результаты их деятельности неадекватно оцениваются другими членами коллектива. Здесь можно говорить об отсутствии социально-психологической готовности к труду, которая рассматривается нами как определенный уровень развития личности, предполагающий сформированность целостной системы ценностно-ориентационных и коммуникативных качеств, обеспечивающих оптимальное функционирование личности в трудовом коллективе. Для того чтобы трудиться эффективно, нужно не только знать свою работу и иметь соответствующие практические умения и навыки, но и обладать знаниями о том, как можно организовать деятельность совместно с другими людьми, а также иметь определенные умения и навыки коммуникативного характера (например, умения оказать помощь партнеру, принять помощь с его стороны, адекватно оценить результаты своей работы и работы своих товарищей, оптимально решить спорные вопросы) [31]. Одним из признаков является коммуникативно-организационная основа деятельности, представляющая собой ряд организационных задач, решение которых необходимо для осуществления совместной деятельности и по поводу решения которых участники вступают в общение между собой. Для осуществления совместного трудового процесса нужно решить, что именно делать, каким способом, договориться о распределении инструментов и материалов, контролировать правильность выполнения отдельных действий и операций, оптимально разрешать спорные вопросы. Таким образом, наличие в трудовой, учебной и игровой деятельностях сходной коммуникативно-организационной основы показывает один из путей формирования социально-психологической готовности к труду на ранних этапах онтогенеза [7]. Любая деятельность человека характеризуется наличием нескольких побуждающих мотивов, обусловленных соответствующими потребностями и организованных в определенную иерархическую структуру. Например, направленность на учебную или профессиональную деятельность может быть вызвана самыми разными потребностями: познавательными, социальными, утилитарными. Базовые потребности могут быть наиболее сильными и значимыми мотивами различных видов деятельности. Актуальные потребности могут быть вторыми по силе и степени значимости мотивами деятельности после базовых. Потребности, не являющиеся базовыми или актуальными, наименее значимы и мотивируют к деятельности в гораздо меньшей степени [24].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 99 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Психология, 41 страница
1025 руб.
Дипломная работа, Психология, 89 страниц
2225 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg