Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Анализ теоретических основ инновационной деятельности образовательной организации.

natalya1980er 1575 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.04.2019
Объект исследования: подготовка детских коллективов по военно-прикладным видам спорта. Предмет исследования: процесс разработки инновационных приемов подготовки детских коллективов по военно-прикладным видам спорта. Проблема, цель, объект, предмет исследования обусловили решение ряда взаимосвязанных задач: • раскрыть теоретические основы инновационной деятельности образовательной организации; • исследовать планирование инновационной деятельности ГБПОУ «Воробьевы горы» Центра военно-патриотического воспитания. • разработать инновационную программу дополнительного образования для подготовки детских коллективов для участия в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта. Теоретико-методологической основой исследования послужили результаты научных исследований, посвященные проблемам инновационной деятельности образовательной организации, а также нормативно-правовые документы Российской Федерации. Методология исследования основывается на использовании системного и комплексного подходов, структурного, логического, статистического и сравнительного анализов. Для решения поставленных задач использовался комплекс общенаучных методов исследования: - теоретические – анализ управленческой, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, моделирование системы инновационной деятельности образовательной организации на основе данных, полученных в ходе теоретического изучения проблемы; - эмпирические – наблюдение, беседы, анкетирование, направленные на изучение опыта образовательных учреждений по исследуемой проблеме; - статистические методы обработки данных – качественный и количественный анализ. Исследование осуществлялось в три этапа: Поисковый: осуществлялся анализ состояния проблемы исследования в специальной литературе, изучалась инновационная практика, разрабатывался научный аппарат. Теоретико-прикладной: изучалась совокупность условий инновационной деятельности образовательной организации. Обобщающий: обрабатывались результаты исследования, уточнялись теоретические выводы. Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем практические рекомендации и выявленные условия инновационной деятельности образовательной организации могут быть использованы в работе образовательных учреждений. Структура выпускной аттестационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение

Актуальность исследования проблемы инновационных приемов подготовки детских коллективов для участия в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта обусловлена потребностью обновления содержания образования, достижения его нового качества на основе выдвигаемых инициатив по приоритетным направлениям. Модернизация образования не только интенсифицирует инновационную деятельность педагогических коллективов и творчески мыслящих педагогов, но и обусловливает появление потребностей в обновлении форм и методов распространения передового опыта. Сегодня это понятие включает в себя процессы представления, передачи и научно-методического сопровождения работы по освоению передового опыта на различных уровнях. Руководители образовательных учреждений получают огромное количество директив, планов, программ развития – это основные принципы образовательной политики в России, определенные в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ до 2025. Их развивает Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, но разработка и реализация стратегического плана образовательного учреждения – это вид деятельности, в котором педагогическая команда образовательного учреждения может продемонстрировать свою эффективность и поддержать свой имидж. Развитие инновационной деятельности в образовании представлено в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Р. Акофф, И. Ансофф, И.В. Бестужева-Лады, А.В. Брушлинского, Э.Д. Днепрова, В.И. Загвязинского, О.Е. Лебедева, В.Ю. Кричевского и др., в которых подчеркивается нарастание изменений в образовательных системах школы, отмечается принципиальная непредсказуемость детального прогнозирования их развития, что требует управленческого анализа деятельности образовательного учреждения. Основываясь на анализе управленческих, педагогических и психологических исследований по изучаемой проблеме, нами было установлено противоречие между объективной потребностью в развитии инновационной деятельности образовательной организации уровнем практической разработанности данной проблемы. Это обусловило выбор темы исследования, проблема которого обозначена следующим образом: разработка инновационных приемов подготовки детских коллективов для участия в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Анализ теоретических основ инновационной деятельности образовательной организации 6 1.1. Инновационная деятельность образовательной организации как одно из направлений менеджмента образования 6 1.2. Инновационная деятельность образовательной организации: опыт и оценка перспектив 18 Глава 2. Планирование инновационной деятельности ГБПОУ «Воробьевы горы» Центра военно-патриотического воспитания 36 2.1. Анализ инновационной деятельности ГБПОУ «Воробьевы горы» Центра военно-патриотического воспитания 36 2.2. Планирование инновационных приемов подготовки воспитанников для участия в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта 43 2.3 Реализация планов участия в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта и предложения по совершенствованию планирования 52 Заключение 57 Список использованной литературы 60
Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Российская газета, № 303, 31.12.2012 2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" // Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, N 17, ст. 2058 3. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 12, 22.03.2010 4. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 9, 28.02.2011 5. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" // Российская газета, N 139, 21.06.2012 6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" // Российская газета, N 285, 18.12.2013 7. Приказ Минобрнауки России от 01.11.2012 N 881 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции" // Российская газета, N 53, 13.03.2013 8. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки"» // Собрание законодательства РФ, 12.05.2014, N 19, ст. 2469 9. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 N 1244-р (ред. от 08.09.2010) «О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы» (вместе с "Планом мероприятий по реализации концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" // Собрание законодательства РФ, 01.09.2008, N 35, ст. 4069. 10. Артемова И. В. Критерии эффективности работы сотрудников образовательных учреждений. // Советник в сфере образования, 2013, N 5 11. Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономическии? аспект / Г.А. Балыхин. –М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2013. 12. Боумен, К. Стратегия на практике. СПб.: Питер, 2012 13. Буров В. П. Формирование комплекса дополнительных образовательных услуг в детском саду. // Руководитель автономного учреждения, 2010, N 3 14. Виханскии? О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2014. 15. Дударева Л. П. Инновации в высшем образовании: к вопросу о точном значении термина / Л. П. Дударева / / Совет ректоров. - 2008. - N 6. - С. 23-24 16. Емелин Н.М., Артамонов Ю.Н., Мелихов В.О. Аналитический обзор деятельности научно-образовательных центров национальной нанотехнологической сети. М.: Российские нанотехнологии, 2011. Т. 6. No1-2. 17. Емелин Н.М., Артамонов Ю.Н., Мелихов В.О., Карулин В.П., Пьянков В.В. Комплексный анализ и оценка устойчивости системы научно-образовательных центров национальной нанотехнологической сети России. М.: Российские нанотехнологии, 2011. Т. 6. No9-10. 18. Ефимцева, Т. В. Проблемы правового определения понятия инновационной деятельности / Т. В. Ефимцева / / Государство и право. - 2012. - N 12. - С. 91-95. 19. Епишева О., Маи?ер В. Управленческая компетентность вузовского руководителя. // Высшее образование в России. 2005, №8 20. Ефремов, В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. М.: Финпресс, 2013 21. Жигалов Д., Канивец А.Оценка деятельности автономных и бюджетных учреждений. М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. 22. Жданкин, Н. А. Какие инновации нужны России сегодня / Н. А. Жданкин / / Менеджментсегодня. - 2012. - N 3. - С. 138-148. 23. Железнов И. Инновационная деятельность: препятствия и стимулы развития / И. Железнов, С. Александрова / / Человек и труд. - 2006. - N 12. - С. 62-64 24. Заи?цев, Л.Г. Стратегическии? менеджмент / Л.Г. Заи?цев, М.И. Соколова. М.: Экономистъ, 2014 25. Ивасенко А. Г. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, А. О. Сизова. - М.: КноРус, 2009. – 416 с. 26. Инновации: учебное пособие / А. В. Барышева, [и др.] . - 2-е изд. - М.: Дашков и К', 2008. – 381 с. 27. Клюев А. К., Корунов С. М. Стратегии вузовского развития (по материалам пилотного семинара-проекта, Университетское управление: практика и анализ. 2003. №3, с. 43–50. 28. Кэмпбел, Д. Стратегическии? менеджмент / Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон. М.: Проспект, 2010 29. Лазарев В. С. Управление инновациями в школе. - М.: Центр педагогического образования, 2008. 30. Ларионов И.К. Стратегия социального управления: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 31. Мануйленко В. В. Сущность инноваций, инновационного процесса в ретроспективе и в современных условиях / В. В. Мануйленко, А. А. Мищенко / / Финансы и кредит. - 2012. - N 41. - С. 21-31. 32. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 2009 33. Олекс О.П. Управление развитием образования: организационно- педагогическии? аспект/ О.А. Олекс. – Минск: РИВШ, 2006 34. Образовательные услуги – дополнительный финансовый источник / Т. Осипова // Научно-методический журнал «Директор школы». – 2006. – No4. С.91. 35. Зернова И. Основные направления государственного регулирования образовательной деятельности. // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение, 2014, N 1 36. Педагогика нуждается в обновлении. // Руководитель бюджетной организации, 2012, N 6 37. Пеньков Б. Социальная модернизация – основа инновационного развития // Государственная служба. - 2012. - N 2. - С. 33-37 38. Поляков А.В. Конфликтная компетентность руководителя образовательного учреждения. // Педагогическая мастерская. 2005, №4 39. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании.- М., 2007 40. Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический план развития школы в условиях изменений. – ООО «Миралл», 2005. 41. Томпсон, А.А. Стратегическии? менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. М., 2010 42. Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании.- М., 2005 43. Тодосийчук А. Организация инновационной деятельности в образовании // Образование в документах. - 2008. - N 16. - С. 18-24
Отрывок из работы

1.1 Инновационная деятельность образовательной организации как одно из направлений менеджмента образования Понятия, выражающие содержание и специфику инно¬вационных преобразований в обществе, начали входить в употребление еще в XIX в. Одним из первых среди этих понятий было “нововведение”. Первоначально значение термина “нововведение” связывали с изменениями, вызван¬ными спонтанными взаимодействиями различных культур. Затем в начале XX в. этот термин стал использоваться в эко¬номической науке. Именно от него произошел термин “ин¬новация”. Принято считать, что в современном толковании термин “инновация” (от англ. innovation – “нововведение”, или, более точно, “введение чего-либо нового”) ввел в на¬учный обиход Й. Шумпетер. Под инновацией он понимал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. В современной литературе отсутствует однозначное тол¬кование инновации: существуют широкий и узкий подходы к ее определению. В общем понимании под нововведением подразумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках данного подхода инновация рас¬сматривается либо как результат творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существен¬ным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего, но устаревшего. В узком смысле нововведение – новое техни¬ческое решение, осуществленное на практике. Таким образом, инновацией можно считать существен¬ное изменение в любой области общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике. Главной особенностью инно¬вации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды, или, иначе говоря, получение ее от практического использования. В условиях рынка признаком нововведения считается его потребительская новизна. При этом продукция (услуга) должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), а не обладать глобальной новизной (быть новой для всех). Инновационная деятельность – вид деятельности по производству поисковых, фундаменталь¬ных и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в хозяйственный оборот для реализации в виде инновационного продукта. Это единый в рамках государственного и частного секторов комплексный научно-технологический, организационный, финансовый, инвестиционный, производственный и маркетинговый про¬цесс, посредством которого идеи и технологии трансфор¬мируются в инновационные продукты (услуги) и процессы (методы), имеющие коммерческую ценность (коммерческий спрос и коммерческое использование на рынке), а также в новые направления использования существующих иннова¬ционных продуктов и услуг, в формирование инновацион¬ных рынков. В частности, к инновационной деятельности относятся: • выполнение научно-исследовательских, опытно-конст¬рукторских или технологических работ по созданию инно¬вационного продукта; • комплексное научно-технологическое, индикативное планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое обеспечение работ по созданию инно-вационного продукта; • технологическое переоснащение и подготовка производ¬ства для выпуска инновационного продукта (услуги), техно¬логии; • проведение испытаний и освоение потребителем иннова¬ционного продукта; • управление процессами коммерциализации технологий; • деятельность по продвижению инновационного продукта на внутренний и мировой рынки, включая правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности, использован¬ных в продукте; • создание и развитие инновационной инфраструктуры. Следовательно, инновационной деятельностью призна¬ются научные, технологические, организационные, финан¬совые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью. Некоторые виды инновационной деятельности являются таковыми сами по себе, другие не обладают этим свойством, но тоже необходимы для осуществления инноваций. Вопрос заключается в том, включаются ли в понятие инновацион¬ной деятельности научные исследования и разработки, не связанные напрямую с подготовкой какой-либо конкретной инновации. Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы, происходящие в образовательных учреждениях (ОУ). Предназначение инновационных процессов - развитие школы как педагогической системы и особой социальной организации, достижение качественно новых, более высоких результатов образования, повышение конкурентноспособности ОУ. Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В. И. Загвязинский). Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т. И. Шамова). В сфере образования инновации также служат одним из источников экономического роста страны, поскольку делают более производительным труд каждого отдельного человека и повышают способность к восприятию и использованию на практике инноваций, то есть кадры работают не только производительнее, с использованием более сложных средств труда, но и лучше распоряжаются ресурсами. Более того, инновационное развитие экономики невозможно без высококвалифицированных кадров, которые генерируют новые идеи и осуществляют их реализацию. [4,67] Основными объектами инновационных процессов в образовании являются: содержание и структура образования, технологии учебно-воспитательных процессов, методы и средства обучения и воспитания, организационно-экономические механизмы управления. К основным направлениям инновационных процессов в образовании относятся: обеспечение современных условий организации образовательного процесса, в том числе на основе использования новейших информационных технологий, обеспечение для учащихся широких возможностей для совместной, сетевой, проектной деятельности и учебно-профессиональной коммуникации с молодыми исследователями, включение их в проекты и исследования, реализуемые вузами, в том числе через финансовую поддержку конкретных проектов и образовательных программ. К примеру, в федеральных и национальных исследовательских университетах эта работа осуществляется в рамках программ стратегического развития. [4,67] Под инновационной деятельностью в образовании понимается деятель-ность, направленная на научные исследования и внедрение их результа¬тов и разработок в образовательные учреждения, освоение ими образцов новой образовательной практики и формирование культуры инноваций. В ходе осуществления инновационной деятельности происходит отработ¬ка организационно-экономических механизмов управления системой об-разования, обновление содержания и форм образовательного процесса в результате введения в образовательную практику объектов интеллектуаль¬ной собственности, в частности объектов авторского права разработчиков новых образовательных (педагогических) технологий. [4,67] Решение задач повышения интеллектуального потенциала общества требует мобилизации внутренних резервов всей системы образования, разработки и внедрения новых методик и технологий обучения, направ-ленных на достижение возможно большего эффекта при наименьших материальных затратах. Инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению современных или осовремененных новшеств (теорий, методик, технологий и т. п.). Это процесс преобразования научного знания в инновацию, процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу; процесс мотивированный, целенаправленный, сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, в режим развития. Под управлением инновационным процессом в общеобразовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой школой работы. (Сидоров С.В.) Управленческий процесс эффективен, если он соответствует логике реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме, если руководители ОУ, принимающие решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать, управлять рисками. Ученые считают (Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Н.П.Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты: • работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности; • работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям; • работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе; • совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов; • осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов; • осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности; • осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности. Выбор инновационной стратегии — одна из важнейших проблем управления нововведениями. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что стратегии нововведений, выбираемые организацией, лежат в основе успеха ее деятельности. Инновационная стратегия — целенаправленная деятельность по определению важнейших направлений, выбору приоритетов, перспектив развития организации и выработке требуемого для их достижения комплекса мероприятий. Она детерминирована политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными и местными особенностями и может меняться в зависимости от состояния образовательной системы и социума (С. А. Репин). В стратегии преобразований образовательного пространства излагаются общие установки, в которых находят отражение концептуальные подходы к управлению развитием образовательной системы. Поташник М.М., Лазарев В.С. выделяют следующие основные группы стратегий развития школы: Стратегию локальных изменений, предполагающую улучшение, обновление отдельных участков жизнедеятельности школы, достижение частных результатов (например, освоение новых методик преподавания по отдельным предметам). Стратегию модульных изменений, которая ориентирует на осуществление нескольких комплексных изменений. Совокупность изменений образует модуль, в котором может возникать необходимость координации действий многих исполнителей. Данная стратегия охватывает многие участки жизнедеятельности школы, следовательно, вовлекает в инновационный процесс значительную часть педагогического коллектива, усложняет управление, требует большей ресурсообеспеченности (кадровой, материальной, информационной), чем предыдущая. Стратегию системных изменений, которая предусматривает «полную реконструкцию ОУ, затрагивает все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологии и т. д.), все структуры, связи, звенья, участки». Она осуществляется либо при изменении статуса школы, либо как путь радикального обновления школы, находящейся в состоянии глубокого кризиса, стагнации. Позволяет осуществить глубокие изменения, целостную систему преобразований, упорядочить инновационный процесс в масштабе всей школы, вовлечь в системные изменения весь педагогический коллектив. Чем более мощным стратегическим и системным ресурсом обладает инновация, тем труднее учесть ее последствия в управлении ОУ. Ведь инновационный процесс – это процесс вероятностный, а поэтому характеризующийся повышенной непределенностью и рисками, неприменимостью жесткого целеполагания, низкой предсказуемостью результатов и, следовательно, проблематичной и вероятностной отдачей. Данные свойства важно учитывать в управлении. В процессе перевода образовательного учреждения в режим развития выделяют следующие этапы: 1. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения, т.е. наличие своего рода «идейного вдохновителя» и «генератора» будущих идей. 2. Формирование команды, подразумевающей не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации. 3. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности. 4. Проблемный анализ школы, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего ОУ. 5. Выработка проектной идеи развития школы. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса. 6. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации. 7. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий. Осознание необходимости изменений в содержании образования и в принци¬пах организации образовательной деятельности характерно для большинства стран мирового сообщества. Активная политика государства, ориентированная на дости¬жение социально-экономического прогресса, является основой развития эконо¬мики. Ее реализация зависит от многих факторов, среди которых приоритетное значение имеют наличие научно-технологической, материально-технической, ре¬сурсной базы, достаточно развитой инфраструктуры и квалифицированных кадров, способных к дальнейшему совершенствованию профессионального мастерства в со-ответствии с изменяющимися потребностями общества. Таким образом, демократизация общественного устройства страны, гуманизация человеческих отношений, поддержка творчества учителей и педагогических коллективов, широкое общественно-педагогическое движение в поддержку школьных реформ на муниципальном и региональном уровне актуализировали необходимость нового типа управления, отвечающего потребностям саморазвивающейся образовательной системы в новых общественно-политических и социально-экономических условиях – стратегического управления. Укрупненно инновационный процесс в образовании включает следую-щие стадии: научные исследования — экспериментальная работа — ос¬воение и тиражирование новшеств в образовательной практике (учеб¬но-воспитательном процессе). Базисом инновационного процесса являются научные исследования и разработки. Научные разработки в области образования осуществляются в специализированных НИИ и вузах. На этой стадии исследуются про¬блемы выявления закономерностей развития обучения и воспитания, разрабатываются информационные модели (проекты) будущих образо-вательных (педагогических) новшеств. На второй стадии осуществляет¬ся проектирование образовательных (педагогических) новшеств, их экс-периментальная апробация в учебно-воспитательном процессе. На за-ключительной, третьей, стадии осуществляется освоение и последующее тиражирование (распространение) новшеств. Объектами инновационных процессов в образовании являются: новые формы и методы в обучении, образовательные стандарты, методичес¬кие рекомендации, новые педагогические технологии, их научно-мето¬дическое сопровождение, включая подготовку нормативных документов, в том числе концепций, программ, положений, руководств, методик, регламентов, прогнозов, паспортов, учебно-воспитательных мероприя¬тий, информационных материалов, предназначенных к широкому рас-пространению; разработку и создание аттестованных программных, ин-формационных и коммуникационных комплексов. Развитие инновационных процессов характеризуется последовательной передачей и преобразованием результатов на разных стадиях инноваци¬онного цикла. В таблице дана классификация основных стадий во вза¬имосвязи с составом исполнителей и ожидаемыми результатами инно¬вационного процесса в образовании.[4,67] Таблица 1 Основные стадии, исполнители и результаты инновационного процесса Основные стадии инновационного процесса Основные исполнители работ Основные результаты выполнения работы Научные исследования и разработки Академические и отраслевые НИИ, вузы Новые знания (научные теории, законы, гипотезы, концепции), научно-технические знания (технологии, методы, способы, алгоритмы и т.п.), информаци-онная модель образовательного (педагогического) новшества Опытно-эксперименталь¬ная работа Отраслевые НИИ, экспери¬ментальные пло¬щадки на базе образовательных учреждений Опытный образец образовательного (педагогичес¬кого) новшества Освоение и тиражирова¬ние Образовательные учреждения Образовательное (педагогическое) новшество Обеспечение целостности и непрерывности инновационных процессов тре¬бует формирования на разных уровнях управления образованием инно-вационных систем. Формирование национальной инновационной систе¬мы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства. Она должна обеспечить объединение усилий госу¬дарственных органов управления всех уровней, научных и образователь¬ных организаций, предпринимательского сектора экономики в интере¬сах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны. Для активизации инновационной деятельности в образовании, обеспе-чения целостности и непрерывности инновационных процессов необхо¬димо сформировать на федеральном уровне национальную инновацион¬ную систему; в федеральных органах исполнительной власти, имеющих подведомственные учреждения образования, — отраслевые инноваци¬онные системы; в субъектах РФ — территориально-отраслевые иннова¬ционные системы со своей спецификой, своим набором приоритетов и механизмов их реализации. Они должны стать неотъемлемой частью на¬циональной инновационной системы. Основными элементами инновационной системы в образовании долж¬ны быть: - среднесрочное и долгосрочное прогнозирование научно-техноло-гического и инновационного развития образования с учетом про¬гнозов развития технологически сопряженных отраслей экономи¬ки; формирование перечня научно-инновационных приоритетов; - развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей внед¬рение и распространение результатов научных исследований и раз¬работок в образовательную практику; - формирование организационно-экономического механизма реали¬зации приоритетов инновационного развития образования (целевые инновационные программы, бюджетные и внебюджетные иннова¬ционные фонды, кредитование инновационных проектов и др.). Основное требование к инновационной системе должно заключаться в ее способности обеспечить целостность и непрерывность инновацион¬ных процессов в образовании в условиях нарастающей интеллектуали¬зации факторов производства и ускорения темпов научно-техническо¬го прогресса. Инновационная система призвана обеспечить целенаправленное и ско-ординированное развитие научных и образовательных организаций, тех-нологически сопряженных организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности участвующих в реализации сов-местных инновационных проектов. Взаимодействие всех элементов ин-новационной системы управления образованием постоянно совершенс¬твуется за счет применения современных информационных технологий создания баз данных, оперативного сбора, обработки и распространения статистической, библиографической, фактографической и иной инфор¬мации, аналитико-синтетической обработки информации, прогнозиро¬вания, мониторинга и маркетинга образовательных услуг. Инновационное развитие образования возможно только при высокой степени интеграции с наукой и производством, привлечением обучающихся к научным ис¬следованиям, участием их в решении прикладных задач, широким внед¬рением накопленных знаний в учебный процесс, использованием новых информационных и педагогических технологий, компьютерных средств. Инновационная образовательная деятельность в широком смысле обес-печивает совершенствование и углубление интеграции образовательно¬го процесса с фундаментальными, прикладными научными исследова¬ниями и практическими задачами. Для эффективного решения задач выбора инновационных проектов в области образования необходимо осуществить их классификацию. Предлагается следующая классификация инновационных проектов в области образования: продуктные (разработка и внедрение новых видов образовательных услуг, новых направлений подготовки и переподготов¬ки кадров); технологические (разработка и внедрение нового содержа¬ния образования, образовательных (педагогических) технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания, систем оценки качества об¬разования); информационные (разработка и внедрение новых инфор¬мационных технологий обучения и воспитания); организационно-эко¬номические (разработка новых методов и моделей управления образо¬ванием, организационных структур, новых форм взаимодействия госу¬дарства и образовательных учреждений, науки и образования, социаль¬ного партнерства образовательных учреждений и работодателей, разра¬ботка и апробация новых механизмов финансирования образовательных учреждений, оплаты труда педагогических работников и др.). Несмотря на продолжающиеся реформы в социально-культурной сфере, ряд вопросов по финансированию автономных и бюджетных образовательных учреждении? остается нерешенным. 1.2. Инновационная деятельность образовательной организации: опыт и оценка перспектив Российское образование развивается в русле общемировых тенденций. Документы последних лет: Концепция модернизации российского образования, направлены на модернизацию обучения и воспитания, целью которой является устойчивое развитие системы образования. В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к инновации: • требование гуманизации образовательного процесса; • высокий уровень требований к качеству образования и развития детей; • ориентация на культурнонравственные ценности; • конкурентные отношения между образовательными учреждениями. Любое образовательное учреждение проходит три этапа обновления: - становление (при создании нового ОУ, и нового коллектива, или при обновлении большей части коллектива); - функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий); - развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиям ОУ, потребностями личности воспитанников и общества). Развивающиеся ОУ, работающие в поисковом режиме, значительно отличаются от тех ОУ, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Эти признаки отличия накладывают определенный отпечаток на целостную систему управления. Педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме работы не позволяют достичь новых желаемых результатов при работе в инновационном режиме. Основным субъектом инновационной деятельности, осуществляемой в образовательном учреждении, является педагог. Объектом управления в ОУ является учебно-воспитательный процесс. В развивающемся ОУ предметом управления становятся его цели, содержание, методы и формы. Объектом практически любого инновационного процесса становятся дети. Задача исследователей и руководителей ОУ – свести отклонения от прогнозируемого результата до минимума. Поэтому каждый инновационный процесс в ОУ подлежит управлению. Инновации, новшества и нововведения в цикле своего развития имеют определенные жизненные стадии: - зарождение идеи; - целеполагание; - разработка идеи нового; - реализация нового; - распространение; - рутинизация (отмирание). Жизненные стадии инноваций тесно связаны со стадиями развития коллектива, осваивающего новое. Поташник выделяет пять путей появленияинноваций в образовательном учреждении: 1.Разработка собственного опыта; 2.Использование чужого опыта; 3.Апробация научных разработок; 4.Эксперимент; 5.Путь проб и ошибок. В условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределения всех участников учебно-воспитательного процесса, как педагога, так и воспитанника. Это отражается на характере взаимоотношений людей. Коллектив, вступающий в инновационный процесс, проходит, как правило несколько стадий своего развития: робость кликушество стабилизация «сотрудничество»зрелый коллектив. Последние две стадии – стадии высокого осознания коллективом инновационного процесса. Они характеризуются прохождением каждой личностью всех этапов рефлексии.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 82 страницы
2050 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 83 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg