Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

«Женское образование в России конца XIX– начала XX века»

darya.koteneva.98 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.04.2019
В работе расскрывается история становления женского образования в России конца XIX– начала XX века. Работа защищалась на историческом факультете, педагогического ВУЗа в январе 2019 года. Защищена на «отлично».
Введение

Актуальность. На рубеже XIX – начала XX века проявились с особой яркостью и масштабностью последствия реформ и модернизационных процессов. Одним из следствий реформ в социальной сфере было межсословное и межполовое в российском обществе. Сословные перегородки становились более условными, началась горизонтальная и вертикальная мобильность населения, которая ускорялась и усложнялась миграции населения, обусловленного экономическими факторами. Эти внешние проявления изменений в социальной сфере, в отношениях, были невозможны без ломки поведенческих стереотипов, создания традиций, новых ценностных установок, новых идеалов. В следствие этого и разных сословий были вовлечены в эти процессы. Шла очевидная трансформация женского мира, отражая тем кардинальную перестройку общества. Вопросы места и роли женщины в новой российского общества были на одном из первых мест. Ключевое значение в этих вопросов имело женское общее и профессиональное образование. Образование давало женщине ту которая позволяла ей претендовать, на новые социальные роли, наиболее место в жизни общества. Это касалось всех сторонжизниженщины: занятий, общественно-политическойсферы,досуга, творчества и семьи. Именно история женского образования изменения,которыепроисходили в обществе, особенно в культуре, тогда как образование,имевшеедлительнуюисторию, меньше подвержено влиянию общественнойжизни. Таким тема становления системы женскогообразованияявляетсяактуальной.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3 РАЗДЕЛI. Изменение в системе начального и среднего женского образования во второй половине XIX – начале ХХ века ………………..……………..…11 РАЗДЕЛII. Развитие высшего женского образования в конце XIX – начале ХХ века……………………………………….…………………………………..26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….44
Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. ИСТОЧНИКИ: Высшие Женские курсы в Санкт-Петербурге: Краткая историческая записка. 1878 – 1903. – СПб., 1903. – С. 49-55. /[Электронный ресурс] URL: // http://www.library.spbu.ru/dcol/jsp/RcWebImageViewer.jsp;jsessionid=ACD17D39757CB95AF499BFEE3BDC747B?doc_id=3e13a903-5f34-4943-b32f-bda915f3ca96/libspbgu/00000002/00000043(Дата обращения 10.12.2018). Герье В.И. Проект Устава высших курсов // Владимир Иванович Герье и Московские Высшие Женские курсы: мемуары и документы. – М.: 1997. – 158 с. гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения 1858–1905 гг. – СПб.: народного просвещения, 1905.– 139 с./[Электронный ресурс] URL: // https://www.runivers.ru/bookreader/book460676/#page/1/mode/1up(Дата обращения 29.11.2018). Законы о женщинах: (Сборник всех постановлений действующего законодательства, относящегося до лиц женского пола) / Изд. Я.А. Кантонович. – СПб., 1899. – 272 с./[Электронный ресурс] URL: // http://elib.shpl.ru/ru/nodes/11312-kantorovich-ya-a-zakony-o-zhenschinah-sbornik-vseh-postanovleniy-deystvuyuschego-zakonodatelstva-otnosyaschihsya-do-lits-zhenskogo-pola-spb-1899(Дата обращения 07.11.2018). Санкт-Петербургские Высшие женские курсы за 25 лет. 1878-1903. Очерки и материалы. – СПб., 1903. – 182 с. /[Электронный ресурс] URL: // https://dlib.rsl.ru/viewer/01003715597#?page=1(Дата обращения 10.12.2018). Список окончивших курс на Санкт-Петербургских высших женских курсах: 1882-1889 и 1893-1911 гг. – СПб.: б.и., 1911. – 205 с./[Электронный ресурс] URL: // https://dlib.rsl.ru/viewer/01004005326#?page=1(Дата обращения 10.12.2018). Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений. – СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1875. – 624 с./[Электронный ресурс] URL: // https://azbyka.ru/deti/ushinskij-sobranie-sochinenij-v-11-tomah(Дата обращения 10.12.2018). Чернышевский, Н. Г. Избранные педагогические высказывания / Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов; Сост. канд. пед. наук Н. Н. Разумовский; Акад. пед. наук РСФСР. – Москва; Ленинград: Изд-во Акад. пед.наук РСФСР, 1949 (М.: 16-я тип. треста «Полиграфкнига»). – 352 с. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические высказывания. – М., 1936. – 459 с./[Электронный ресурс] URL: // http://padaread.com/?book=183082(Дата обращения 29.11.2018). ЛИТЕРАТУРА: Вахромеева О.Б. Проблема взаимопомощи и финансирования на Бестужевских курсах. – СПб.: Изд-во 1997. – 155 с. В. И. История римского народа: Курс лекций, читанных ординар. проф. В. И. Герье на Моск. высш. жен. курсах в 1887 г. / В. И. Предисл. В. Л. Матросов; Ввод. ст. А. В. Лубков и др.; Подгот. текста и коммент. А. В. Юдин; Редкол.: В. Л. Матросов и др. — М.: Просвещение, 2002. – 349 с. Герье В.И. развития исторической науки. Изд. 2. – М.: Либроком, 2011. – 114 с. Герье В.И. Теория и практика женского образования // Вестник Европы [т. 2], кн. 4, апрель. - М. М. Стасюлевича, СПб, 1877. – С. 469-916. /[Электронный ресурс] URL: // https://www.prlib.ru/item/323358(Дата обращения 10.12.2018). Днепров Э.Д., Усачева Р.Ф. Среднее женское образование в России. – М.: Дрофа, 2009. – 272 с. Зимин И.В., Журавлев А.А. СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова: Этапы пути: Возникновение женского медицинского образования в России и создание Женского медицинского (XVIII – начало XX вв.). – СПб., 2012. – 387 с. Зимин И.В. Подготовка медицинских кадров в России: - начало XX вв.) – СПб: Изд-во СПбГМУ, 2004. – 367 с. Каптерев П.Ф. Об общественных задачах // Русская школа. – 1892. – № 2. – С. 58-72./[Электронный ресурс] URL: // http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=kapterev_izbrannye-pedagogicheskie-sochineniya_1982(Дата обращения 28.10.2018). Ковалева Е.Н. Женский вопрос в России 50 - 60-х гг. XIX в // Проблемы истории русского общественного движения и исторические науки. – М., 1981. Ковалева М.Д. Женщины в медицине: монография. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – 214 с. Колесникова В.Л. Женшина духовного сословия второй половины XIX – начала XX столетия (на примере Курской и Тамбовской губерний): Автореф. дисс.. к. ист. наук. – Воронеж, 2007 /[Электронный ресурс] URL: // http://www.dissercat.com/content/zhenshchina-dukhovnogo-sosloviya-vtoroi-poloviny-xix-nachala-xx-stoletiya-istoricheskii-port(Дата обращения 30.10.2018). Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003. – 608 с. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. – М.: 1971.– 366 с. Михайлов M.Л. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе// Современник. 1860. - I-IV. Т. LXXX. - № 4,5,8. /[Электронный ресурс] URL: // http://www.a-z.ru/women/texts/mihailrdd.htm(Дата обращения 20.10.2018). Москалева М.Ю. К вопросу о концепции женского образования в России во второй половине XIX - начале XX // Женщины в отечественной науке и образовании: сб. науч. статей / отв. ред. А.И. Евстратова. – Иваново: Ивановский гос. 1997. – С. 28-30. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения –1902 гг.). – СПб, 1902. – 456 с. /[Электронный ресурс] URL: // https://www.runivers.ru/bookreader/book452059/#page/1/mode/1up (Дата обращения 20.10.2018). Санкт-Петербургские Высшие женские (Бестужевские) курсы. 1878 – 1918: Сборник статей. Изд. 1-е. Л.: университет, 1965. – 289 с. Семенов Д.Д. Епархиальные женские училища за существования // Русская школа. – 1893. – №10-12. – 320 с./[Электронный ресурс] URL: // https://sheba.spb.ru/shkola/ped-semenov-1953.htm(Дата обращения 10.12.2018). Семенов Д.Д. Избранные педагогические сочинения.– М. : Изд-во Акад. пед. наук 1953. – 400 с./[Электронный ресурс] URL: // https://sheba.spb.ru/shkola/ped-semenov-1953.htm(Дата обращения 10.12.2018). Стоюнин В.Я. Образования русской женщины // Исторический вестник. – 1883. Т.12. №4. – С.151-152./[Электронный ресурс] URL: // http://elib.gnpbu.ru/text/stoyunin_pedagogicheskie-sochineniya_1892/go,2;fs,1/(Дата обращения 29.11.2018). Тишкин Г.А. Женский вопрос в России в 50-60 гг. XIX в. – Л.,1984. Г.А. Петербургский университет и начало высшего женского образования в России // по истории Ленинградского университета. T.IV. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. – С.15-32. Тыркова-Вильямс А.В. То, чего больше не будет. – Возрождение, 1954. – 267 с. Федосова Э. П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России (1878-1918). – М., 1980./[Электронный ресурс] URL: // http://padaread.com/?book=49280&pg=2(Дата обращения 20.10.2018). Хорошилова Л.Б. Женское образование и воспитание // Очерки русской культуры XIX в. в 6-ти томах. Т.З. – М.: Изд. МГУ, 2001. Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. – СПб, 2002.
Отрывок из работы

РАЗДЕЛ I. ИЗМЕНЕНИЕ В СИСТЕМЕ И СРЕДНЕГО ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯВОВТОРОЙ ПОЛОВИНЕХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА Женское образование - самостоятельная образования, возникшаявсвязи с неравноправным общественным положением женщины. Онобылоключевым в достижении между женщинами имужчинами. Сдревнихвремёнсчиталосьибылонормойкаквобщественноммнении, так и в европейских странах, что внешний мир принадлежитмужчине,а – хранительница домашнего очага. Эта установказадавалацелостную культурную модель, всеобщий образ, как и всеемуподобные, помогал как-то упорядочить жизнь, восприниматьпереживаемые выстраивать линию поведения, придавая смысл хаотичнойизапутаннойдействительности. прежде всего, нужны были солдаты, плательщикиподатей,женщины, с государственной зрения, должны были бытьхорошимиматерями, давать крепких, здоровых граждан, считалось,чтообразованиеистремлениекзнаниямкрамольнымпорывом,которыймогиспортить характер женщины. Именно по этим причинам к обучениюотносились неоднозначно, даже негативно, что обусловило появлениерядавэтойобласти.Проблемастановиласьвсеболееактуальнойпомеревовлечения в процесс все большего количестваженщин. Средняя школа женского образования прошла несколько развития. Первый этап – первоначальное развитие и становление отдельныхучреждений образования. Второй этап охватывал первую четверть ХIХстолетия.На смену концепции Екатерины IIприходит направленность на подготовку женских институтов«женыи матери семейства», внедряла супруга покойного Павла I.Этопревращало институт в профессиональные учебные заведения.Третийэтап развития среднего женского образования во второй четвертиXIXпроходил в русле николаевских преобразовательных реформ, встремленииединообразия и вся, ужесточением правительственного контролянадобразованием. Эволюция женского образования в «эпохойвеликихреформ», которая являлась четвертым этапом. В этот период врезультате женской школы происходит окончательноескладываниесистемы среднего образования, которое вступает в новыйжизненныйцикл. Пятый этап среднего образования – это неудачныепопытки контрреформирования женской школы, свертывание ее развития.Бурным средней женской школы отмечается шестой этап, когдазановоона нетолькозанялановое место, ноивсвоемразвитии другие звенья, в частности мужскую среднюю школу. В истории российского образования вторая XIXвека – начало XXвекаимеет ключевое значение. Серьезный импульс вмодернизации и трансформации российского общества, в том числе вобластиобразования, либеральные преобразования пореформенногопериода.Именно в этот период была сформирована отсутствующая системаженского образования. Образование женщин на всех ступенях развития играло большую роль и было предметом пристального внимания.Повполне справедливым утверждениям Н.Г. и Н.А.Добролюбова,полная доступность образования для женщины предполагалаликвидацию положения женщины в обществе и семье. Они были убеждены,чтовзгляднаженщину,какнанизшее,неполноценное,неспособноекумственной деятельности и к активному участию в общественнойжизни, с мужчиной, есть грубое извращениедействительности. Начало женскому образованию положено в конце 1850-х гг., когданазрела крайняя необходимость в открытых всесословныхженскихучебных заведений. Мысль о подобном типе учебных заведенийодновременно и в Ведомстве учреждений императрицы Марии, ивМинистерстве Народного Просвещения. Так Н.А. Вышнеградского была организация преподавательскихкурсов, представлявших завершение процессагимназий. Курсы были первым шагом на пути женщин к высшемуобразованию. Пoего планам заведение должно было состоятьподпокровительством императрицы Марии и именоватьсяеёименем - Мариинское женское училище, подчиняясь главномусовету. руководство училищем вверялось, согласнопредназначениюгосудареву,особомупопечителю,адлянепосредственногозаобучением девиц назначались начальник и главная надзирательницасутверждения назначение же прочего педагогическогоперсоналаутверждалосьпопечителем. К учебе допускались абсолютно всех независимых состояний.Наборскладывался в 250 учениц, однако допускалось и наибольшее еслибыли средства для открытия параллельныхклассов. Учебный курс в себя: русский язык, Закон Божий,словесность,историю,естествознание,арифметику,геометрию,французскийинемецкий языки, начала педагогики, чистописание, пение,женскиехозяйственные рукоделия, танцы и рукоделие. Иностранные языки ибылинеобязательнымипредметами, и за ихобучениевносиласьдополнительная плата.Особой критике подвергалась преподаванияЗаконаБожия.Приэтомвсебезисключенияпедагогибылисолидарнывчто этот объект необходимо сохранить в школьной программе послеего пересмотра, освободив от формализма и приблизивпреподаваниек возрастным особенностям восприятия учащихся. Еще в то времязаявили о необходимости расширить учебную программу за счет такихкак граждановедение, этика, эстетическое-воспитание. С цельюслаженногоформирования развития ребенка значимость физическогоитрудового воспитания, которому отводилось в гимназиях неглавноеместо.Нелюбовь к Закона Божьего была типичным явлением школьнойжизни. Известная либерального движения А. Тыркова вспоминала освоемопытеизученияпредметавгимназии: «Ядажеглавныхмолитвневыучилаивынеслаизшколыглупое,отрицаниетекстовиихтолкований его раздражало, что какая-то третьеклассница с косичкамивопросы,которыеонсчитаетдерзкими.Онставилмнеплохиеотметки,читал язвительные наставления о невежественной гордыне ума и вседальше отгонял меня, школьницу, от православия. К несчастью,законоучителей было губительное множество. Их официальное,холодное,прямолинейное отношение к отчуждало от религии молодежь, и безтогозараженную безверием XIXвека». Вышнеградский и педагоги - Д.Д. Семенов, В.Я. Стоюнин, К.П.Петров,позже - И. Рашевкий, А.Н. Страннолюбский, стремились датьсерьезное образование и развить их умственныеспособности.Большоезначение они предавали наукам. Гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии имели 7-летнийкурсобучения. По окончании получали аттестатдомашнейучительницы, а получившие награду (медаль или — аттестатдомашнейнаставницы и право без экзаменов поступать на платные курсы.Знания оценивались по двенадцатибалльнoй системе.Женскиегимназииведомства императрицы Марии были учебными заведениями,причемплата за обучение превышала плату в гимназиях. Управление женской гимназией или прогимназией находилось в ведениидвух пoпечительного и педагогического. Их функциираспределялисьследующимобразом: - попечительный совет создавался для содействияразвитиюили прогимназий со стороны общества, ближайшего социальногоокружения; Непосредственное управление или прогимназиейвверялосьначальнице, которая избрана попечительным советом. Начальницаутверждается в должности Министром Народного просвещения, аначальницапрогимназии – попечителем учебногоокруга.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, История, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, История, 28 страниц
200 руб.
Курсовая работа, История, 22 страницы
264 руб.
Курсовая работа, История, 51 страница
390 руб.
Курсовая работа, История, 29 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg