Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Личностные факторы выбора копинг стратегии в подростковом возрасте

inna_lina92 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.04.2019
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены особенности личностных факторов выбора копинг-стратегии в подростковом возрасте. В теоретической части исследования рассмотрены такие аспекты изучаемой темы как психологический анализ понятия копинг-стратегии личности, психологические особенности развития личности и проявлений психологической защиты в подростковом возрасте, психолого-педагогические средства формирования копинг-стратегий у подростков
Введение

На сегодняшний день все большую актуальность приобретает изучение проблемы совладания личности с разного рода стрессогенными ситуациями современной жизни. Особое значение данные вопросы приобретают в подростковом возрасте с его неопределенностью, необходимостью ориентироваться и принимать верные решения, совершать жизненные выборы. Задачи подросткового возраста являются достаточно сложными, вызывающими различные эмоциональные переживания вследствие противоречивых внутренних тенденций относительно личностного самоопределения. Длительные эмоциональные и физические нагрузки и связанное с ними переутомление в совокупности с определенными личностными особенностями могут стать причиной нарушений психоэмоционального состояния подростков. В этом отношении важным аспектом исследования выступают процессы преодоления школьниками стрессовых факторов. В психологической науке данный феномен принято обозначать как совладающее (копинг) поведение, выраженное в определенных стратегиях. Основная функция копинг-стратегий состоит в эффективной адаптации личности к требованиям сложной жизненной ситуации. Проблема копинг-поведения личности представлена в работах зарубежных (Р. Лазарус, С. Фолкман, Ч. Карвер, Э. Фрайденберг, Е. Льюис и др.) и отечественных ученых (Е.А. Белан, Л.И. Дементий, Т.Л. Крюкова, Н.М. Лыкова и др.). Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы выпускной квалификационной работы. Цель работы – теоретически изучить и проверить эмпирическим путем особенности влияния личностных факторов выбора копинг-стратегии в подростковом возрасте. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между самоотношением подростков и выбором ими копинг-стратегий; особенности корреляционных взаимосвязей копинг-стратегий и выраженность самоотношения будут строиться по определенным закономерностям; структура копинг-поведения и личностных факторов подростков с разным уровнем выраженности самоотношения отличается. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме копинг-стратегий поведения и акцентуаций характера. 2. Методологически и методически обосновать проведение исследования. 3. Изучить проблему личностных факторов выбора копинг- стратегий у подростков. 4. Сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования. 5. Изучить различия в копинг-стратегиях школьников с разным самоотношением. 6. Выявить и охарактеризовать специфику взаимосвязей копинг - стратегий школьников с разным самоотношением. 7. Проанализировать структуру взаимосвязей копинг-стратегий подростков с разным самоотношением. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в установлении связей между особенностями совладающего поведения и выраженностью самоотношения. Практическая значимость работы: зная о том, какие личностные факторы влияют на выбор копинг-стратегий поведения, мы можем рекомендовать методический материал данного исследования психологам, педагогам с целью применения полученных данных в коррекционной работе с учащимися подросткового возраста. Участники исследования учащиеся 6, 7, 10 – х классов МБОУ СОШ №3 им. Героя Советского Союза Борисова В.А. г. Лобня. Количество испытуемых составило 81 человек. Методы исследования – анализ литературы по проблеме исследования, психодиагностические методики (изучения способов совладания у подростков с помощью методики Р. Лазаруса и С. Фолкман; тест-опросник особенностей самоотношения В.В. Столина); методы статистической обработки данных (корреляционный анализ Спирмена). Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Совладание с трудными жизненными ситуациями в подростковом возрасте: копинг-стратегии, механизмы, факторы 6 1.1. Психологический анализ понятия копинг-стратегии личности 6 1.2. Психологические особенности развития личности и проявлений психологической защиты в подростковом возрасте 17 1.3. Психолого-педагогические средства формирования копинг-стратегий у подростков 27 Глава 2. Эмпирическое исследование личностных факторов выбора копинг-стратегии в подростковом возрасте 33 2.1. Характеристика выборки и основные этапы исследования 33 2.2. Общая характеристика диагностических методик и статистических методов, использованных в работе 34 2.3. Результаты анализа личностных факторов выбора копинг-стратегии в подростковом возрасте 42 2.4. Сравнительный анализ копинг-стратегий в группах подростков 49 Заключение 54 Список использованной литературы 56
Список литературы

1. Абабков, В.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика [Текст]/ В.А. Абабков, Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова. – СПб.: Речь, 2012. – 192 с. 2. Айзенк, Г. Структура личности [Текст] / Г. Айзенк. – СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. – 464 с. 3. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 134 с. 4. Андреева Е. Н. Самоотношение подростков // Психология современного подростка. — СПб.: Речь, 2005. — С. 27–37. 5. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова. – М., 2009. – 130 с. 6. Барлас, Т.В. Особенности психической адаптации к мегаполису и копинг-стратегий у студентов [Текст] / Т.В. Барлас // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М.?В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – С. 12-13. 7. Белан, Е.А. Психология совладающего поведения [Текст] / Е.А. Белан. – Краснодар, 2012. – 82 с. 8. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2010. – 528 с. 9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Л.И. Божович / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2012. – 400 с. 10. Болотин Ю. Е., Чугунова К. А., Якунина Е. В. Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 688-690. 11. Водопьянова,Н.Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2013. – 336 с. 12. Ганнушкин, Г.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика [Текст] / Г.Б. Ганнушкин.– М: Медицинская книга, 2007. – 320 с. 13. Григорьева, Н.Н. Психофизиология профессиональной деятельности [Текст] / Н.Н. Григорьева. – СПб.: Питер, 2012. – 432 с. 14. Дементий, Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения [Текст] / Л.И. Дементий // Журнал прикладной психологии. – 2008. – №1. – С. 20-25. 15. Деткова, И.В. Отношение к учебной деятельности акцентуированных подростков [Текст] / И.В. Деткова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2007. – №3. – С. 1-6. 16. Жилина, Е.В. Генотипические и средовые детерминанты акцентуаций характера [Текст] / Е.В. Жилина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – №60. – С. 369-377. 17. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса [Текст] / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Академический Проект, 2012. – 943 с. 18. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя[Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2012. – 252 с. 19. Коржова, Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации [Текст] / Е.Ю. Коржова / Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2012. – С. 279-285. 20. .Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография[Текст] / Т.Л. Крюкова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 296 с. 21. Крюкова, Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения [Текст] / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. – 2010. – №2. – С. 5-15. 22. Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг – шкалы[Текст] / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Авантитул, 2012. – 60 с. 23. Кузнецова, С.А. Изучение копинг стратегий и осмысленности жизни у студентов вуза с разными миграционными установками [Текст] / С.А. Кузнецова, М.Н. Климов // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М.?В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – С. 35-37. 24. Лазурский, А.Ф. Программа исследования личности[Текст] / А.Ф. Лазурский. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 36 с. 25. Лапкина, Е.В. К проблеме взаимосвязи защитного и совладающего поведения взрослой личности [Текст] / Е.В. Лапкина // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М.?В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – С. 37-39. 26. Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст] К. Леонгард. – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2013. – 311 с. 27. Леонова, А.Б. Комплексная стратегия анализа стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / [Текст] А.Б. Леонова // Психологический журнал. – 2009. – №2. –С. 86-92. 28. Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций[Текст] / А.В. Либин. – 2 изд., переработанное. – М.: Смысл, 2010. – С. 431-450. 29. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. – СПб.: Речь, 2012. – 256 с. 30. Лукьянова, М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования [Текст] / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина / Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. – Ульяновск: ИПКПРО, 2008. – 64 с. 31. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова. – М., 2008. – 96 с. 32. Лыкова, Н.М. Теории стресса и копинга [Текст] /Н.М. Лыкова. – М., 2010. – 120 с. 33. Марютина, Т.М. Психофизиология [Текст] / Т.М. Марютина, И.М. Кондаков. – М., 2012. – 400 с. 34. Моросанова, В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека [Текст] / В.И. Моросанова, Е.М. Коноз / Вопросы психологии. – 2009. – №2. – С. 118-128. 35. Мудрик, А.В. Социализация человека [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2012. – 304 с. 36. .Никольская, И.М. Совладающее поведение в защитной системе человека [Текст] / И.М. Никольская // Психология совладающего поведения: материалы Международной научно-практической конференции /отв. ред.: Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. – 426 с. 37. Останина, Н.В. Походы к классификации копинг-поведения в научной литературе [Текст] / Н.В. Останина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. №70-2. С. 127-131. 38. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет) [Текст] // Психология человека от рождения до смерти. Под. Ред. А.А. Реана. – СПб., 2009. – 656с. 39. Прихидько, А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы [Текст] / А.И. Прихидько // Психологические исследования, 2009. №4. С. 10-14. 40. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности [Текст] / А.О. Прохоров.– М.: ПЕР СЭ, 2012. – 110 с. 41. Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Международная научно-практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г. : в 2 т. [Текст] / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В.??Сапоровская, С.А. Хазова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – 302 с. 42. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2012. – 656 с.. 43. Рассказова, Е.И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований [Текст] / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева// Психологические исследования, 2011. №3. С. 17-20. 44. .Рукавишникова, А.В. Девиантное поведение личности, 2012 [Текст] / А.В. Рукавишникова // Фестиваль педагогических идей [Электронный документ] http://festival.1september.ru/articles/531559/ 45. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / С. Селье.– М.: Прогресс, 1979. – 132 с. 46. Сирота, Н.А. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике [Текст] / Н.А. Сирота, В. М. Ялтонский, И.И. Хажилина, Н.С. Видерман – М.: Генезис, 2001.– 216с. 47. Титаренко, Т.М. Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничности развития личности учащихся [Текст] / Т.М. Титаренко // Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. – Киев, 2009. – С. 7-10. 4 48. Фельдштейн, Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии, 2009. №6. С. 12-16. 49. .Топчий, М.В. Стресс как объект научной рефлексии. Монография [Текст] / М.В. Топчий, Т.М. Чурилова. – Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009. – 312 с. 50. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2012. – 490 с. 51. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М.: «Педагогика Пресс», 1993, — 140 с. Хекхаузен, X. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения [Текст] / Х. Хекхаузен // Психология социальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. и общ.ред. Н. В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2013. – С. 58-91. 52. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с. 53. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. [Текст]/ Э. Эриксон. – М.: Флинта, 2009. – 342с. 54. Ялтонский, В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: диссерт. д-ра мед.наук: [Текст] / В.М. Ялтонский. – СПб., 1995. – 398с.
Отрывок из работы

Глава 1. Совладание с трудными жизненными ситуациями в подростковом возрасте: копинг-стратегии, механизмы, факторы 1.1. Психологический анализ понятия копинг-стратегии личности В зарубежной психологии проблема совладания личности со стрессовыми ситуациями нашла отражение в понятиях «копинг-стресс» (означающем усилие, направленное на предотвращение, устранение или ослабление воздействия стрессора), и «копинг-поведение» (характеризующее способы выхода человека из стрессовой ситуации) (Нартова-Бочавер, 2009). Р. Лазарус, С. Фолкман рассматривают сущность копинга как совокупность когнитивных и поведенческих усилий по совладанию как с внешними, так и с внутренними требованиями, которые расцениваются как угрожающие ресурсам личности. В целом, копинг-поведение предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления жизненных проблем. Это направленная форма поведения на приспособление к различным обстоятельствам. С точки зрения Ч. Карвера, предназначение «coping» заключается в том, чтобы лучше адаптировать человека к требованиям ситуации. Таким образом, «копинг» – это стремление к решению проблем, которое предпринимает человек, если требования имеют огромное значение для его самочувствия, так как эти требования активизируют адаптивные механизмы (Нартова-Бочавер, 2009). Н. Эйзенберг и Р. Фабес выделяют три вида эмоциональной регуляции: 1) регуляция эмоций (эмоционально-ориентированный копинг), то есть процесс управления эмоциональными состояниями; 2) регуляция поведения (то, как человек выражает эмоции и действует); 3) регуляция контекста, который вызвал эмоции (проблемно- ориентированный копинг) (Рассказова, Гордеева, 2011).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg