Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСКУССТВО

Пляска «У пучымыш» (на материале марийского народного танца)

inna_lina92 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 103 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.04.2019
Народная хореография марийцев находится в процессе освоения и изучения. Результатом выпускной квалификационной работы стало иссле¬дование историко-этнографических основ танцевальной культуры марийского народа, постановка и апробация пляски «У пучымыш» в образовательном учреждении.
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время происходит процесс слияния культур различных народов, приводящий к единообразию. Отсюда возникает необходимость пропаганды утерянных ценностей в современном обществе, что значительно улучшит национальное самосознание нашей страны. Сегодняшняя реальность – это так называемый «национальный парадокс», сочетающий национальную духовную культуру и рост национальной идентичности. Возрастает интерес людей не только к истории своего народа, культуре, традициям и языку, но и к их возрождению(В.С. Соловьёв, 1999, С. 101-102). Научное сообщество республики Марий-Эл обращает особое внимание на сохранение культурного наследия народа мари. Проходит большое количество конференций, затрагивающих историко-культурное наследие марийского народа в современных условиях. Значимость данных конференций состоит в том, что в современном мире в условиях глобализации сохранение культурного и языкового разнообразия стало одной из приоритетных задач российского общества. Язык и духовное наследие народа мари, являясь важнейшей частью российского национального достояния всемирной значимости, находятся на грани исчезновения(mari-el.gov.ru). Шкалина Галина Евгеньевна, доктор культурологии, описывает, что все это чрезвычайно актуально потому, что наиболее значимой тенденцией современного общества является нежелание быть поглощенным чужой культурой и опасение потерять связь с собственной корневой традицией. Давно замечено, что культурные ценности являются основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека. Утрата любого элемента культурного наследия является невосполнимой потерей и ведет к духовному обеднению всей человеческой цивилизации(Г.Е. Шкалина, 2000, С. 53). Профессиональная идентификация включает в себя не только знания своего этноса, но и интерес к малым народам, который возникает с уникальностью их культуры. Изучая историю марийского народного танца, мы можем устранить недостатки, касающиеся оживления традиционной этнической культуры. В данном исследовании мы рассматриваем марийское хореографическое искусство как национальное достояние, которое можно расценивать как сокровищницу мировой культуры(Н.А. Макарова, 2011, С. 34). С помощью постановочно-репетиционной работы над пляской «У пучымыш» мы сможем возродить интерес любого зрителя не только к марийскому хореографическому искусству, но и к их традиционной культуре. Возродить интерес к малым народам России. Анализ научных источников выявил противоречия между: – потребностью сохранения марийской хореографии и недостаточной изученностью художественной культуры народа мари; – необходимостью сценической интерпретации народных танцев мари и недостаточной разработанностью методических основ репетиционно-постановочной работы. Данные противоречия определили проблему исследования . Проблема исследования: каковы историко-этнографические и методические основы создания и постановки пляски «У пучымыш»? Объект исследования: художественная культура марийского народа. Предмет исследования: сценическая постановка пляски «У пучымыш» на материале марийского народного танца Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что хореографической композиция «У пучымыш» будет образно-выразительна и эмоционально экспрессивна, если в процессе ее создания и сценической постановки будут: ? учтены исторические, этнографические и культурологические основы марийской хореографии; ? подобран соответствующий контингент исполнителей; ? реализована системность в постановочно-репетиционной работе; ? использованы эффективные методы обучения исполнителей; ? грамотно представлены композиционные основы такой формы народного танца как пляска. Цель исследования: выделить историко-этнографические, культурологические, методические и организационное основы обеспечения образной выразительности и эмоциональной экспрессии пляски «У пучымыш» на материале марийского народного танца. Задачи исследования: ? выявить историко-культурные характерные черты марийского народа; ? определить особенности музыкального наследия и народной хореографии в традиционной культуре марийского народа; ? обосновать особенности хореографической постановки «У пучымыш»; ? осуществить постановку и раскрыть композиционные основы пляски «У пучымыш» на материале марийских танцев. Теоретическая значимость исследовательской работы заключается: ? в обобщение и обогащение знаний в области традиционной культуры марийского народа; ? в обосновании композиционных и лексических особенностей хореографической композиции «У пучымыш». Практическая значимость исследовательской работы заключается: ? в определении и осуществлении этапов постановочно-репетиционной работы над пляской «У пучымыш»; ? в использовании музыкального и лексического материала в вос-становлении народных традиций, обновлении и расширении танцевального репертуара. База исследования: В постановочной работе над пляской «У пучымыш» участвовало 10 студентов хореографического отделения факультета искусств ГБОУ ВО Ставропольского государственного педагогического института. Апробация результатов исследования дипломной работы: Результаты исследования были внедрены в учебный процесс образцовой детской студии народной музыки, песни и танца «Степные зарницы» на базе ГБУ ДО «Краевой Центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А.Гагарина».
Содержание

Введение………………………………………………..……………..…. 3 1. Традиционная культура как основа марийского народного хореографического творчества………………………………………………..7 1.1. Историко-этнографические особенности народа мари……………………..……….….........................................................7 1.2. Особенности национальной культуры марийского народа………....10 1.3. Марийский национальный костюм………………………….….……..12 1.4. Хореографическое искусство народа мари…….……………..............18 2. Методы исследования и организация условий создания пляски «У пучымыш»…………… ……………………….......….…....30 2.1. Методы исследования условий создания Пляски «У пучымыш»………………………………………………....30 2.2. Этапы создания пляски «У пучымыш» и организация постановочно-репетиционной работы……………………………..…35 3. Композиционные основы пляски «У пучымыш»………….………...38 3.1. Идейно-тематическая основа……………………….………………....38 3.2. Сюжетная основа пляски «У пучымыш»………………..…...……….41 3.3. Форма хореографической композиции……………………….....……44 3.4. Хореографическая композиция пляски «У пучымыш»……...............48 3.5. Хореографический текст пляски «У пучымыш»…….....…….............51 3.6. Характеристика хореографического образа…………………………....88 Выводы…………………………………………………………..….......92 Заключение…………………………………….....................………….96 Список использованных источников……………………………….98 Приложение……….…...........................................................................103
Список литературы

1. Акцорин В. Марийский танец. – Йошкар-Ола: Ончыко, 1982. – 87-89 с. 2. Архипов Г.И. Марийцы 9-11 вв. К вопросу о происхождении народа. Йошкар-Ола, 1973. – с. 3. Астаханов Р. Методология исследования. – М.: Либроком, 2013. – 192с. 4. Бахтин А.Г. Марийский край, очерки по истории. ? Йошкар-Ола: Мар-ГУ, 2012. – 60 с. 5. Бирючева О.В. В танце жизнь. Марийская правда. – Йошкар-Ола, 1995. – 4, 45, 95 с. 6. Блауберг И.В., Проблема целостности и системный подход. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 448 с. 7. Бой А. Д. Последние язычники Европы: В центре России, на левом берегу Волги, между Казанью и Нижним Новгородом, народ мари хранит свою культуру и религию, основанную на вере в силу природы. Йошкар-Ола, 2010. – 123 с. 8. Богатырев П.Г., Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство, 1971. – 63, 238 с. 9. Брыляков А.В., Халапсин В.Б. Преображённая земля (о Марийском крае). М.: Советская Россия, 1963. – 10 с. 10. Бухвостова Л.В., Щекотихина С.А., Мастерство хореографа: учебное пособие. – Орел: Орловский гос. институт искусств и культуры, 2005. – 21, 143 с. 11. Васильева В.М. История танца мари. – Йошкар-Ола: Вестник, 1986. – 73 с. 12. Васильева В. М. История Марийской АССР. Т. 1. С древнейших времён до Великой Октябрьской социалистической революции. – Йошкар-Ола: Марийс. науч.-исслед. ин-т яз., лит. и истории им., 1986. – 13 с. 13. Владыкин В.Е. Марийцы//Удмуртская Республика: Энциклопедия. – Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2000. – 64-95, 131-133 с. 14. Герасимов О.М. Очерки по народной хореографии мари. ? Министерство культуры и межнациональных отношений РМЭ: Республиканский центр народного творчества, 2001. – 104, 156-158 с. 15. Дмитриева Т.В. Исполнительские искусства мари. – Йошкар-Ола: Калык Усталык, 2000. – 51 с. 16. Егоров Ф.Е. Материал по истории народа мари. Козьмодемьянск, 1929. – 35 с. 17. Есаулов И.Г. Хореодраматургия. Искусство балетмейстера. – Ижевск: Удмуртский университет, 2000. – 16, 141-142, 320с. 18. Загвязинский В.И. Методы исследования. – М., 2005. – 35, 91, 132 с. 19. Заднепровская А.Ю. Марийские украшения. ? Йошкар-Ола, 1981. – 103 с. 20. Зарипов Р.С., Драматургия и композиция танца. Взгляд из зрительного зала. – Новосибирск, 2008. – 41, 344с. 21. Захаров Р.В. Сочинение танца. – М.: Искусство, 1989. – 45 с. 22. Захаров Р.В., Записки балетмейстера. – М., 1976. – 76-79, 85 с. 23. Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. – М. 1983. – 135, 237с. 24. Ионин С. Марийцы. – М.: Голос-Пресс, 2010. – 8 с. 25. Казимова М.А. Мифоязыческие представления народа мари. – Вестник Чувашского университета, 2008. – 143 с. 26. Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981. – 47-48, 89 с. 27. Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.: Изд-во МГИК, 1994. – 6 с. 28. Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. – М., 1978. – 59 с. 29. Козлова К. И., Пронь Л. Г. Марийцы // Уральская историческая энциклопедия. – Екатеринбург: Институт истории и археологии Уро РАН, Академкнига, 2004. – 59 с. 30. Крюкова Т.А. Марийская вышивка. – Йошкар-Ола: Марий тур, 1991. – 31, 38с. 31. Кузнецов С.К. Остатки язычества у черемис // Журн. Министерства народного просвещения. Т. 21. 1885. – 91 с. 32. Макарова Н.А. История развития марийского танцевального искусства XX в. Молодой ученый. – 2011. ? №7. – 34 с. 33. Марчук Г.И. Горизонты научного поиска. – Москва, 2014. – 224 с. 34. Матвеев Г. Б. Марийцы // Чувашская энциклопедия: в 4 т. Т. 3 – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. – 45 с. 35. Матвеев Г. Б. Марийцы // Народы России: Энциклопедия. – М., 1994. – 229-231с. 36. Меджитова Э.Д. Марийское народное искусство. ? Йошкар-Ола, 1985. – 118, 206 с. 37. Мелехов А.В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца : учебное пособие. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. – 14-17, 23, 56с. 38. Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мари. – Саранск, 1998. – 1-7 с. 39. Мурашко М.П. Танцы марийского края. ? Марийское книжное изда¬тельство Йошкар-Ола, 1995. – 30, 91-93, 96-98 с. 40. Мурашко М.П. Танцы Марий Эл. ? Марийское книжное издательство Йошкар-Ола, 1981. – 26-28, 56, 104-106 с. 41. Мурашко М.П., Русская пляска : учебное пособие. – М., 2010. – 139 с. 42. Молотова Т.А. Некоторые особенности национальной одежды марийцев. ? Йошкар-Ола, 1998. – 80, 85, 95с. 43. Молотова Т.А. Марийская религия и культура. ? Йошкар-Ола, 1998. – 67-68 с.
Отрывок из работы

Раздел 1. Традиционная культура как основа марийского народного хореографического творчества 1.1.Историко-этнографические особенности народа мари Самоназвание народа — «мари», «мары» восходит к значению «человек», «мужчина», «муж». Устаревшим русским названием народа мари является «черемисы». Марийцы – коренное население Республики Марий Эл. Сегодня на всей территории Российской Федерации проживает 670 тысяч мари, из которых 324,3 тысячи – в Республике Марий Эл. Остальная часть рассредоточена в основном в Волго-Камском бассейне: Башкортостане – более 105 тыс., Кировской области – 44, 5 тыс., в Свердловской области – 31 тыс., в Татарстане – 19 тыс., в Удмуртии – 9,5 тыс., Нижегородской области - 8 тыс(К.И. Козлова, 2004, С. 5). Мари подразделяются на 3 основные субэтнические группы: горные, луговые и восточные. Горные Марийцы населяют правобережье Волги, луговые – Ветлужско-Вятское междуречье, восточные Марийцы живут к востоку от реки Вятка, главным образом на территории Башкирии, куда переселились в XVI-XVIII веках. Около 77 % марийцев владеют марийским языком финно-угорской группы, 97 % владеют русским языком. Широко распространено марийско-русское двуязычие. Выделяются наречия: горное, луговое, восточное и северо-западное. Письменность у марийцев – на основе кириллицы(Ф.Е. Егоров, 1929, С. 35). Первое письменное упоминание о марийцах встречается у готского историка Иордана в VI веке. Упоминаются они и в «Повести временных лет». Ядром формировавшегося в первом тысячелетии нашей эры в Волго-Вятском междуречье древне-марийского этноса были финно-угорские племена. Большую роль в становлении и развитии этноса играли тесные этнокультурные связи с тюркскими народами (волжско-камскими болгарами, чувашами, татарами). Особенно заметно культурно-бытовое сходство с чувашами(А.Г. Бахтин, 2012, С. 60).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg