Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА СУРГУТА

inna_lina92 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.04.2019
На сегодняшний день во многом ситуация на рынке труда зависит от того, насколько школьники и учащаяся молодежь правильно сориентированы в профессиональном плане. Профориентация – это совокупность психологических и педагогических мер комплекса информации различного рода, устремленная на принятие определенных решений по приобретению той или иной специальности (профессии). Программа сегодняшней профориентации старшеклассников не только вырабатывают систему представлений о мире профессий, но и позволяют им развить уверенность в собственных силах в процессе выбора личностных целей в значимой деятельности, способов и средств достижения установленных целей, возможности производить собственным действиям реальную самооценку.
Введение

Профориентация является социально-профессиональной ориентацией и психологической поддержкой одновременно, которая современному подростку просто необходима. Выбор профессии - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение. Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. В современных условиях возрастают требования к каждому человеку как специалисту в определенном виде деятельности. Как показывает практика, почти во всех видах деятельности одного старания и желания недостаточно. Успешность во многом зависит от наличия у человека способностей и склонностей к этому роду деятельности, от его профессиональной направленности. Актуальность темы заключается в том, что выбор профессии можно рассматривать как важную ветвь в жизни молодых людей, так как от этого зависит весь последующий его образ жизни. Исследования профессиональных ориентаций молодежи в последние годы приобретает большую научно-практическую значимость, особенно в контексте дисбаланса профессиональной структуры подготовки кадров и потребностей рынка труда. Подобные проблемы весьма актуальны на региональном уровне. По данным сургутского центра занятости населения на сегодняшний день на территории города осуществляют деятельность 13278 организаций и 11300 индивидуальных предпринимателей. В структуре кадровой потребности преобладают рабочие профессии: штукатур, рабочий зеленого хозяйства, облицовщик-плиточник, отделочник железобетонных изделий, водитель автомобиля, продавец непродовольственных товаров, каменщик, маляр, электрогазосварщик, уборщик производственных и служебных помещений, монтажник, пожарный, повар, плотник, электромонтажник и т.д. В то же время экономические и юридические специальности сохраняют популярность среди молодежи. Складывающееся таким образом противоречие между потребностями рынка труда и потребностями учащейся молодежи повышает актуальность изучения проблем, связанных с социальными аспектами формирования профессиональных ориентаций этой социальной группы. Следовательно, вопросы профессиональной ориентации т.е. системы мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии, приобретают все большую актуальность. Цель исследования заключается в выявлении ключевых факторов профессиональных ориентаций старших школьников города Сургута. Задачи исследования: 1) охарактеризовать сущность и компоненты профессиональной ориентации; 2) описать субъективно – объективные факторы, которые влияют на профессиональные ориентации учащейся молодежи; 3) раскрыть степень влияния объективно – субъективных факторов сквозь призму мнений старших школьников; 4) выявить, какие факторы являются первостепенными и каков их характер. Объект исследования: старшие школьники г. Сургута. Предмет исследования: профессиональная и ценностно – мотивационная сфера школьников как основа для формирования у них профессиональной ориентации. Степень теоретической разработанности темы исследования. Изучению проблем профессиональной ориентации в различных общественно-исторических условиях уделялось пристальное внимание. Целый ряд теоретических работ по данной проблематике предложен отечественными и зарубежными исследователями. Проблематика профессиональной ориентации была и остается актуальной для отечественной и зарубежной социологии. Исследованиям профессиональной ориентации и самоопределению посвящены работы Е. А. Климова, Д. Л. Константиновского, Н. С. Пряжникова, Г. А. Чередниченко, С. Н. Чистяковой, В. И. Чупрова, В. Н. Шубкина, О.А. Махаева, А.М Гендина, Л.А. Йовайше, А.М Тамицкий, Э.Ф. Зеер и другие. Современный этап социологического изучения проблем профориентации начался в конце 50-х годов. В 70-80-х годах появилось значительное число работ, в которых вопросы профориентации молодежи рассматриваются всесторонне. Но наличие большого количества работ еще не является доказательством того, что все основные проблемы в этой области исследованы и решены. В большинстве публикаций на данную тему отмечается необходимость их дальнейшего социологического изучения. Методы исследования: изучение социологической, психолого-педагогической литературы, нормативных документов и обобщение опыта по проблеме исследования; использование теоретических и эмпирических методов исследования: структурно-функциональный метод, качественный метод исследования - фокус-группа, интервью, количественный - анкетирование. Источники, использованные в работе: монографии, научные статьи, диссертации, учебные пособия, посвященные вопросам профессиональной ориентации. Рабочая гипотеза исследования: 1. Девушки, в отличие от юношей более осознанно подходят к выбору учебного заведения. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут представлять собой теоретическую основу для разработки программ формирования и развития профориентационных работ на местном уровне. Материалы исследования могут быть использованы в практической работе образовательных организаций, занимающихся профориентационной работой, а также в преподавании курса «социология образования». Апробация работы. Результаты научно-исследовательской работы были представлены на ежегодной студенческой научной конференции СурГПУ «Студенчество в научном поиске» (г.Сургут, 2016), на III внутрифакультетской студенческой научно-практической конференции «Молодежь в мире науки» СурГПУ (г. Сургут, 2016), на V Всероссийском социологическом конгрессе (г. Екатеринбург, 2016). Структура и объем работы определены логикой и последовательностью решения поставленных задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные научно-теоретических предпосылок по теме курсовой работы, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, гипотезы, практическая значимость работы. Общий объем работы составляет __ страницы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………….………………….……..………………3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………….7 1.1. Сущность и компоненты профессиональной ориентации.…………………………………………………………........……….7 1.2. Ориентация на профессиональную деятельность учащейся молодежи: основные факторы …………………….….……..………...………..20 Вывод по первой главе................................................................................31 Список использованной литературы……………………….….………...34
Список литературы

1. Алмазова, О.В. Профориентация в системе социального волонтерства [Текст] / О.В. Алмазова, Н.С. Пряжников, С.М. Чурбанова, // Национальный психологический журнал. – 2017. – №1 (25). – С.45-55. 2. Бобровская, О.А. Профессиональная ориентация как социальное явление [Текст] / О.А. Бобровская, Г.А. Дорофеева, Е.Н. Бобровская, // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2366–2370. 3. Болдина, М.А. Контекстный подход как базовый в выборе методов обучения специалиста нового типа [Текст] / М.А. Болдина // Социально-экономические явления и процессы. – Тамбов. – 2017. – № 11. – С. 237-243. 4. Болдина, М.А. Формирование профессиональной компетентности специалиста как управляемый процесс становления его профессионализма [Текст] / М.А. Болдина // Социально-экономические явления и процессы. – Тамбов. – 2011. – № 1-2. – С. 317-321. 5. Вайсбург, А.А. Школьники выбирают рабочие профессии [Текст] / А.А. Вайсбург. – М.: Знание, 1983. – 96 с. 6. Волкова, Л.М. Методики определения степени эффективности организации профориентационной работы со старшеклассниками [Текст] / Л.М. Волкова, Л.С. Козыренцева. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 103 с. 7. Гендин, А.М. Профориентация школьников [Текст] / А.М. Гендин, М.И. Сергеев // Социологические исследования. – 1996. – № 8. – С. 66-71. 8. Горшков, М.К. Прикладная социология: методология и методы [Текст]: учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 416 с. 9. Деева, Е.В. Сущность и условия процесса формирования социальной успешности юношей средствами социально-педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования [Текст] / Е.В. Деева // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов. – 2006. – № 3-1. – С. 317-319. 10. Демиденко, Р. Этапы и задачи профориентационной работы в школе с учетом психологических и возрастных особенностей школьников [Электронный ресурс] / Р. Демиденко, В. Омарова. – URL: http://oldconf.neasmo.org.ua/node/2596 (дата обращения 10.01.2018). 11. Зборовский, Г.Е. Социология профессионального образования [Текст] / Г.Е. Зборовский. Екатеринбург, Издательство Уральского государственного педагогического университета. – 1994. – 188 с. 12. Зеер, Э.Ф. Профориентология. Теория и практика [Текст]: учеб. пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Фонд «Мир», 2008. – 192 с. 13. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст]: учебное пособие для студентов вузов // Э.Ф. Зеер – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с. 14. Йовайше, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / Л.А. Йовайше. – М.: Ресей, 1989. – 195 с. 15. Какие профессии самые востребованные в Сургуте? Информация о городском рынке труда [Электронный ресурс]: Про-Сургут Информационный портал. ООО "Медиа Холдинг Сибирь" . – URL: http:// pro-surgut.ru/news/eksperty/Kakie_professii_samye_vostrebovannye_v_Surgute_Informatsiya_o_rynke_truda_goroda.html (дата обращения 03.02.2017). 16. Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации [Текст] / Е.А. Климов. - М.: 1986. – 80 с. 17. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с. 18. Козыренцева, Л.С. Профессия моих родителей [Текст] / авт.-сост. Л.С. Козыренцева, Л.М. Волкова. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 128 с. 19. Константиновский, Д.Л. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования [Текст] / Д.Л. Константиновский, Е.С. Попова // Социол. исслед. – 2015. – N 11. – С.37-48. 20. Константиновский, Д.Л. Самоопределение или адаптация? [Текст] / Д.Л. Константиновский // Мир России. – 2003. – Т. XII. – № 2. – С. 123-143. 21. Костева, А.С. Факторы профессионального самоопределения: психолого-педагогические аспекты [Текст] / А.С. Костева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 26-30. 22. Лупандин, В. Н. Социология молодёжи [Текст]: учебное пособие / В. Н. Лупандин; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Гос. ун-т - учебно-научно-производственный комплекс". – Орел: Госун-т – УНПК, 2011. – 235 с. 23. Махаева, О.А. Я выбираю профессию: комплексная программа активного самоопределения школьников [Текст] / О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. – М.: УЦ Перспектива, 2006. – 52 с. 24. Новейший социологический словарь [Текст]: словарь / под ред. А.А. Грицанова, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькина, Г.Н. Соколовой, О.В. Терещенко. — Минск: Книжный дом, 2010. – 1312 с. 25. Орлова, Н.О. Профессиональная ориентация учащейся молодежи Архангельской области [Текст] / Н.К. Зайцева, Н.О. Орлова // Социологические науки. – 2014. – № 11. часть 3. – С.104-107. 26. Пинский, А. А. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием [Текст] / А. А. Пинский, С. С. Кравцов, А.М. Водянский, А.Г. Каспржак. – М.: ВШЭ, 2003. – 27 с. 27. Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии: Материалы III Всероссийской конференции «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии» (21–22 октября 2015, г. Москва) / Составители В.И. Блинов, И.С. Сергеев. – М.: Федеральный институт развития образования, 2015. – Вып. V. – 248 с. Сергеев, И.С. Профессиональная ориентация и сопровождение профессионального самоопределения: иллюзия тождества [Текст] / И.С. Сергеев, О.Г. Кондратьева // Социологический журнал. – 2014. – №12. – С. 12-16. 28. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Электронный ресурс ]: учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК. – 2003. – 400 с. – URL: http://www.journal.60parallel.org/ru/journal/2007/23/191 (дата обращения 31.10.2017). 29. Социологический словарь [Текст]: словарь. – Екатеринбург: Норма, 2008. – 608 с. 30. Социология: Энциклопедия [Текст] / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом. – 2003. – 1312 с. 31. Тамицкий, А.М. Профессиональное самоопределение молодежи: к вопросу о предмете исследования [Текст] / Н.О. Орлова, А.М. Тамицкий // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – № 8 (27). – С. 53. 32. Чередниченко, Г.А. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства) [Текст] / В.Н. Шубкин, Г.А. Чередниченко. – М.: Мысль, 1985. – 240 с. 33. Чистякова, С.Н. Педагогическая поддержка выбора профессиональной карьеры учащегося [Текст] / С. Н. Чистякова, Л. Ю. Грачева // Педагогика. – 2014. – № 10. – С. 8-17. 34. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения [Текст] / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев // Дополнительное образование. – 2004. – №11. – С. 8-13.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Сущность и компоненты профессиональной ориентации. В нашей стране за последние несколько лет произошли серьезные изменения в социально-экономической сфере, которые привели к тому, что профессиональное самоопределение старшеклассников происходит в других условиях. Появилась безработица, в вузах исчезла обязательная система распределения выпускников. В связи с чем школьники вынуждены уделять огромное внимание своему профессиональному будущему и выбору профессии. Возникла необходимость планирования карьеры, и данный процесс следует начать еще со школы. Школьники в системе профориентации выступают как субъекты деятельности, у которых в процессе жизненного пути должны выработаться определенные отношения к тому, для чего они живут. Другими словами, в процессе личностного самоопределения формируется смысл жизни. На этапе своего взросления индивид обязательно сформирует избирательное отношение к трудовой деятельности. Причем, формирование дифференцированного отношения к отдельным видам трудовой деятельности - это сложный процесс становления, проходящий несколько этапов, результатом которого и является профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение личности начинается с момента, когда человек задумывается впервые о будущей деятельности, пытаясь этим определить объем знаний и круг своих интересов, необходимых для достижения цели. Во многом ситуация на рынке труда сегодня зависит от того, насколько школьники и учащаяся молодежь правильно сориентированы в профессиональном плане.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 102 страницы
500 руб.
Дипломная работа, Социология, 75 страниц
1875 руб.
Дипломная работа, Социология, 54 страницы
1350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg