Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование эмоционально-личностной сферы обучающихся на уровне начального общего образования посредством проведения тренингов социально-реабилитационной направленности

inna_lina92 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.04.2019
Формирование эмоционально-личностной сферы обучающегося на уровне начального общего образования происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности: игры, обучения, труда. Постоянное расширение эмоционального опыта ребенка, глубины и модальности переживаний в значительной степени определяют направленность формирующейся личности. Со временем обучающийся начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится среди сверстников, боясь их осуждения. В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости – возрастает умение владеть своими чувствами. В этот возрастной период у обучающегося активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию. Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития обучающегося, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации. Но при этом обучающийся на уровне начального общего образования находится в большой эмоциональной зависимости от других значимых взрослых.
Введение

Гармоничное развитие личности обучающегося возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. В сложной структуре психики эмоциональная сфера является регулирующей системой, выполняет охранную функцию. Характер эмоционального реагирования, общий профиль эмоциональной сферы выступают наиболее важными показателями эмоционально-личностного развития обучающегося на уровне начального общего образования. Мир детства, психическое и физическое здоровье каждого ребенка тесно связаны с особенностями социально-экономической ситуации в современной России. Изменения в экономической, политической, социальной структуре привели к проблемам семейного воспитания как социального института. В России большое количество детей, находящихся в зоне социального риска. По данным официальной статистики около 25 тысяч несовершеннолетних разыскиваются полицией. За последние 3 года рост социального сиротства составил от 25 до 30 % в год. Для решения проблемы помощи детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, требуется оперативное реагирование всех социальных сфер. В стране создана система государственных учреждений по профилактике беспризорности и безнадзорности, включающая социальные приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи семьи и детям. В отечественной психологии и педагогике имеется ряд исследований о психическом развитии детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (интернаты, детские дома, вспомогательные школы-интернаты, специали-зированные учреждения). Однако, влияние условий социально-реабилитационных учреждений на все сферы личностного развития недоста-точно исследовано и описано в литературе. В этой связи важной проблемой является оказание психологической по-мощи детям, находящимся в социально-реабилитационных организациях. Первая трудность, с которой сталкиваются сотрудники социально-реабилитационных организаций, – это состояние психического здоровья детей. Наблюдения за детьми позволяют сделать вывод о том, что наиболее деструктивному влиянию подвергается их эмоциональная сфера. Это происходит потому, что дети имеют негативный опыт отношений в семье (часто неблагополучной), что приводят к нарушениям в эмоциональной сфере детей. Центральный фактор неблагополучного, невротического развития – недостаточное удовлетворение аффективных потребностей, то есть эмоциональная депривация. Для таких обучающихся характерны такие качества, как повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Поэтому обучающимся на уровне начального общего образования, чье развитие проходит в условиях неблагоприятного социального окружения, необходимо обеспечить психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах школьного обучения. Под психолого-педагогическим сопровождением понимается система коррекционно-развивающей работы с обучающимися по развитию эмоционально-личностной сферы. Исходя из вышесказанного, мы считаем тему выпускной квалификационной работы «Формирование эмоционально-личностной сферы обучающихся на уровне начального общего образования посредством проведения тренингов социально-реабилитационной направленности» весьма актуальной. Цель исследования – изучить особенности формирования эмоционально-личностной сферы обучающихся на уровне начального общего образования, провести опытно-практическую работу по ее коррекции посредством проведения тренингов социально-реабилитационной направленности. Объект исследования – процесс формирования эмоционально-личностной сферы обучающихся на уровне начального общего образования. Предмет исследования – тренинги социально-реабилитационной направ-ленности как одно из средств коррекции эмоционально-личностной сферы обучающихся. Объект и предмет позволяют определить гипотезу исследования о том, что процесс формирования эмоционально-личностной сферы обучающихся на уровне начального общего образования будет иметь положительную динамику развития при следующих психолого-педагогических условиях: – если обучающиеся будут систематически обучаться разнообразным способам выражения эмоций и приемам саморегуляции посредствам проведе-ния тренингов социально-реабилитационной направленности; – если в работе будут выстраиваться субъект – субъектные отношения между обучаемым и обучающимся, между обучающимся и обучающимся; – если будут учитываться возрастные психологические особенности раз-вития младшего школьного возраста. Задачи исследования: – изучить основные теоретические подходы особенностей формирования эмоционально-личностной сферы обучающихся на уровне начального общего образования в психолого-педагогической литературе; – изучить возрастные психологические особенности младшего школьного возраста и факторы, влияющие на эмоционально-личностное развитие обучающегося на уровне начального общего образования; – изучить опыт педагогов, работающих в реабилитационном центре по оптимизации процесса формирования эмоционально-личностной сферы обу-чающихся на уровне начального общего образования. – разработать методические рекомендации педагогам по формированию эмоционально-личностной сферы посредством проведения тренингов социально-реабилитационной направленности. Теоретической основой нашего исследования послужили работы таких ученых как М. К. Бардышевской, Ю. В. Васильковой, Л. С. Выготского, М. А. Галагузовой, И. В. Дубровиной, А. В. Запорожца, А. И. Захаровой, Г. И. Камаевой, В. В. Крутецкого, В. С.Мухиной, Н. П. Майоровой, Р. В.Овчаровой, М. М. Плоткина, С.Л. Рубинштейна и других. Методы исследования: эмпирические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; опытно-практическая работа; тестирование); методы обработки полученных данных (количественный и качественный анализ). Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников.
Содержание

Введение.………………………………………………………………………5 1. Теоретические основы формирования эмоционально-личностной сферы обучающихся на уровне начального общего образова-ния..…………………………………………………………………………8 1.1 Развитие и виды нарушений эмоционально-личностной сферы обу-чающихся на уровне начального общего образования в научной и методиче-ской литературе.. .……………………..………………………………….8 1.2 Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста.…...……………………..………………………………………………….14 1.3 Возможности тренингов социально-реабилитационной направленно-сти в формировании эмоциально-личностной сферы обучающихся на уровне начального общего образовании………………………………………19 2. Опытно-практическая работа по формированию эмоционально-личностной сферы обучающихся на уровне начального общего образования посредством проведения тренингов социально-реабилитационной направленно-сти……………………………………………………………………..27 2.1 Аналитическая работа по формированию эмоционально-личностной сферы обучающихся посредством проведения тренингов социально-реабилитационной направленности….……………………………………………28 2.2 Диагностика уровня сформированности эмоционально-личностной сферы обучающихся на уровне начального общего образования в социально-реабилитационном центре «Радуга» города Бузулука... ..……………………….33 2.3 Методические рекомендации педагогам по формированию эмоцио-нально-личностной сферы посредством проведения тренингов социально-реабилитационной направленности…………………………………..40 Заключение...………………………………………………………………....57 Список использованных источников....…………………………………….59 Приложение А (обязательное) Проекты занятий по формированию эмо-ционально-личностной сферы…………………………………………………63 Приложение Б (рекомендуемое) Авторские методики измерения уровня сформированности эмоционально-личностной сферы обучающихся на уровне начального общего образования…………………………………………………72 Приложение В Базовые категории интерпретации детских историй мето-дики (ДРИ) Д. Гарднера………………………………………………………76 Приложение Г Кинезиологические упражнения для снятия стресса.……86
Список литературы

1. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. / Б. Г.Ананьев – Т. 2. – 1980 – ISBN 5-89502-586-2 2. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов – Москва: ПЕР СЭ, 2001.– ISBN 5-469-00130-X: 3000 3. Багдасарова, С. К. Психология и педагогика / С.К. Багдасарова, С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. – Москва: ИКЦ Март, 2006. – ISBN 978-5-241-00492-5 4. Бардиер, Г. Л., Никольская И. М. Что касается меня...: Сомнения и переживания младших школьников / Г.Л. Бардиер, И.М. Никольская – Санкт-петербург: Речь, 2005. – ISBN 5-9268-0378-0 5. Берк, Л. Развитие ребенка/ Л.Берк. – Санкт-Петербург: Питер, 2006 – ISBN 5-314-00040-7 6. Божович, Л.И. Личность, и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008 – ISBN 978-5-91180-846-4 7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности в детском воз-расте / Л.И.Боживич. – М.: МПСИ, 2004 – ISBN 5-89502-210-3. 8. Брязгунов, И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперак-тивностью у детей. Мед. Практика/ И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова – М., М., 2002 – ISBN 5-89939-026-3 9. Вачков, И. Основы технологии группового тренинга. Психотехни-ки. / И. Вачков. – М., 2000 – ISBN 5-86894-274-4 10. Венгер, А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2005 – ISBN 978-5-305-00 017-7 11. Выготский, Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. - Т.4. / Л.С.Выготский. – М.: Союз, 2006 – ISBN: 5-87852-043-5 12. Гордеева, А.В. Реабилитационная педагогика в образовательном процессе / А.В. Гордеева – И: "Академический Проект, Парадигма" 2005– ISBN 5-8291-0508-X, 5-902833-02-7 13. Горлова, Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002 РГБ ОД, 61:02-19/180-0 14. Дружинин, В.Н. Психология ХХI века / В.Н. Дружинин. – М.: ИН-ФРА- 2002 – ISBN: 5-9292-0030-0 15. Данилюк, Л.Г. Воспитание эмоциональной отзывчивости на уроках чтения / Л.Г. Данилюк // Начальная школа. - 2007. - № 1. - С. 10. 16. Журавлев, А.Н. Социальная психология: Учебник / А.Н.Журавлев, В.А.Соснин, Е.А.Красникова. – М.: ИНФРА-М, 2004 – ISBN 5-8199-0021-9 – ISBN 17. Игумнов, С.А. Психология детей шестилетнего возраста / С.А.Игумнов. - Мн: Паритет, 2005 – ISBN 5-2220-5429-2 18. Изард, К.Е. Психология эмоций / К.Е. Изард. - СПб.: Питер, 2000 – ISBN 978-5-314-00067-0 19. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова Е.В. Никифорова. - Москва : Академия. – 2017 – ISBN 978-80-7526-216-5 20. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2001 – ISBN 5-318-00236-6 21. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009 – ISBN 978-5-388-00269-3 22. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г. М. Кождаспирова А.Ю. Коджаспиров. - Москва: Академия, 2003 – ISBN 5-7695-0445-5 23. Козлова, С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру / С.А.Козлова. - М.: Линка–Пресс, 2000 – ISBN 5-392-00075-4 24. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патоло-гии, психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, С.А.Игумнов. – СПб: Питер, 2004 ¬– ISBN 5-94723-808-Х 25. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С.Кон. - М.: Политиздат, 1984 26. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-ое изд. — СПб.: Питер, 2010 – ISBN 5-94723-187-5 27. Крылов, А.А. Социальная психология / А.А.Крылов, М.А.Захаров. - М.: ПБОЮП. 2001 – ISBN: 5-98032-301-5 28. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника/ Л.В. Кузнецова – М., 1988 – ISBN 5-09-000298-3 29. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей/ Н.Л. Кряжева - М.: Аспект-Пресс, 2010 – ISBN: 978-80- 7526- 217-2 30. Курносова, С. А. Взаимосвязанное развитие эмоциональной отзывчивости школьника и учителя - основа гуманистического воспитания / С. А . Курносова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2009. - № 2. - С. 60-70 31. Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Вы-пуск 1. Какой Я? Методическое руководство / Е.Н. Лебеденко. – М.: Книголюб, 2005 – ISBN: 5-93927-045-Х
Отрывок из работы

1. Теоретические основы формирования эмоционально-личностной сферы обучающихся на уровне начального общего образования 1.1. Развитие и виды нарушения эмоционально-личностной сферы обучающихся на уровне начального общего образования и в научной и методической литературе Эмоциональная сфера – это процесс, отражающий личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Понимание эмоций и чувств также – важный пункт в формировании растущего человека [3]. По мнению В. С. Мухиной в младшем школьном возрасте обучающихся происходит перестройка мотивационно-потребностной сферы. Особую значи-мость приобретает стремление к самоутверждению и притязание на призна-ние со стороны учителей, родителей и сверстников в связи с учебной деятель-ностью, ее успешностью. Таким образом, учебная деятельность становится главной деятельностью обучающегося на уровне начального общего образования [40]. По словам В. Н. Дружинина центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста – это ориентация на группу сверстников. Огромное значение для развития личности обучающегося на уровне начального общего образования приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками [14]. О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в возрасте от 9 до 10 лет обучающиеся значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается обучающимися очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций. В целом, мотивация развивается в направлении осознанности, приобретает произвольный характер. Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности. Ответственность как способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам, по мнению В. С. Мухиной, должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов обучающегося на уровне начального общего образования [40]. В младшем школьном возрасте наиболее усиленно развивает-ся самосознание: обучающийся начинает понимать, что он представляет собой индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям: он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая понятия, знания, идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. И в то же время обучающийся переживает свою уникальность, стремится утвердить себя среди взрослых и сверстников. В учебной деятельности обучающегося на уровне начального общего образования складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg