Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СМИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ СУРГПУ

inna_lina92 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.04.2019
1. Таким образом СМИ — это сетевой (т. е. функционирующий по принципу сети) социальный институт, направленный, помимо производства и распространения информации, на регуляцию взаимодействия, а также установление и поддержание социальных связей между людьми, на выработку конкретных ценностей в пользовательской среде. Характер данного социального института, охватывает пользовательскую аудиторию. Подход к новым медиа как к социальному институту с важным набором функций (не только сбор, обработка и распространение информации, но и социальное взаимодействие).
Введение

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что информационное общество - это отдельный мир, отдельная вселенная, которая управляет нашими мыслями, пытается подстроить под себя наше сознание и обеспечить себе дальнейшую материальную базу в виде нынешней аудитории. Большинство исследований современности, прямо или косвенно относящиеся к теме средств массовой информации, посвящены проблемам повышения эффективности СМИ, увеличению роли СМИ в жизни общества, их влиянию на мировоззрение отдельного человека и целого социума. Однако почти никто не задумывается о том, что прежде чем что-либо усовершенствовать нужно сначала изучить это в мельчайших деталях, поняв все тенденции и закономерности данного явления. Исходя из этих фактов, тему, касающуюся роли СМИ в общественной жизни, следует считать актуальной, так как роль данного социального института в жизни отдельных граждан высока. Особенно актуально рассмотрение данной проблематики на подрастающем поколении, ведь для молодежи на сегодняшний день СМИ может выступать одним из определяющих факторов их социализации. Большинство исследований современности, прямо или косвенно относящиеся к теме средств массовой информации, посвящены проблемам повышения эффективности СМИ, увеличению роли СМИ в жизни общества, их влиянию на мировоззрение отдельного человека и целого социума. Однако почти никто не задумывается о том, что прежде чем что-либо усовершенствовать нужно сначала изучить это в мельчайших деталях, поняв все тенденции и закономерности данного явления. Данная работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы. Основной транслятор социального опыта, деятельность средств массовой информации в процессе социализации очень важна. А.Р. Тузиков утверждает, что СМИ «в состоянии в значительной степени программировать массовое сознание, ежедневно предлагая не только повестку дня (о чем думать и на что обратить внимание), но и задавая схемы интерпретации обсуждаемых событий» . В условиях современного информационного общества развитие медиасистемы идет стремительными темпами. Многообразие видов СМИ, новые технологии в области массовых коммуникаций усиливают их влияние, способствуют проникновению во все сферы жизни социума. Следовательно, актуальность проблематики определяется необходимостью выявления степени воздействия СМИ на разные возрастные группы молодежи. Сегодня коммерциализация средств массовой информации приводит к преобладанию на телеэкранах и страницах периодической печати негативной информации и рекламы. В то же время существуют общеобразовательные программы, помогающие молодежи расширить свой кругозор, продолжают выходить и молодежные издания, публикующие материалы на животрепещущие для молодого поколения проблемы. В этих условиях необходимо понять, какие ценностные ориентации у молодежи формируют разные виды современных средств массовой информации, чтобы получить возможность оптимально использовать их потенциал. Объект исследования – студенческая молодежь города Сургута. Предмет исследования – роль и значение СМИ как социального института для студенческой молодежи города Сургута. Цель работы – определить характер отношения студенческой молодежи города Сургута к СМИ как социальному институту. Задачи: 1. Выделить характерные признаки, функции и модели реализации СМИ как социального института. 2. Определить место СМИ как социального института в процессе социализации современной молодежи. 3. Проанализировать на основе вторичных социологических данных специфику отношения российской молодежи к СМИ. 4. Выявить тематические предпочтения и характер обращения к СМИ студенческой молодежи города Сургута. 5. Определить степень доверия к СМИ и их значимость для студенческой молодежи города Сургута. Степень научной разработанности проблемы. Проблемы деятельности средств массовой информации, их влияние на аудиторию привлекали внимание зарубежных ученых на протяжении всего двадцатого века и рассматривались под углом зрения разных наук: социологии, политологии, психологии, лингвистики, философии. Э. Дэннис отмечает, что «концепция «власти прессы» была аксиомой,что пресса и другие средства информации могут влиять на мнения и управлять людьми, верили еще давно» . Американские ученые Г. Лассуэл и В. Липпман, а также немецкий исследователь Т.Адорно в 20-30-е годы XX века говорили о безграничном влиянии средств массовой информации на общественное мнение и поведение людей. В 40-60-х гг. XX в. под влиянием ряда эмпирических исследований уверенность во всемогуществе прессы сменилась более сдержанным отношением к ее возможностям воздействия на массовую аудиторию. Основоположниками теории «минимального эффекта» являются П. Лазарсфельд и Р. Мертон. Б. Берельсон исходит из того, что массовая коммуникация в своих действиях ориентируется на потребности (ожидания) аудитории и этот факт в какой-то мере определяет содержание сообщений. С начала 70-х гг. XX в. начинается новый этап в исследовании средств массовой информации, длящийся до настоящего времени. Одним из ярких представителей этого периода является канадский социолог и культуролог М. Маклюэн, исследующий средства массовой информации и их взаимосвязь с характером общества, в котором они распространены. Дискуссии о средствах массовой информации переходного периода занимали значительное место в исследовательской литературе на протяжении всего последнего десятилетия. В настоящее время проблема информационного воздействия на массовую аудиторию приобретает все более и более масштабный характер. Это объясняется тем, что «современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений» . Исследованию структуры современных средств массовой информации посвящены труды A.A. Грабельникова, Я.Н. Засурского, C.B. Коновченко, Е.П. Прохорова, социальной роли телевидения в современном обществе - работы В.В. Егорова, М.М. Назарова, В.А. Саруханова и других. Влияние средств массовой информации на формирование массового сознания и общественного мнения проанализированы в работах исследователей В.М. Березина, М.А. Василика, A.A. Грабельникова, Б.А. Грушина, Г.Г. Почепцова и других. В работах С.Г. Кара-Мурзы анализируются основные приемы манипулирования сознанием человека средствами массовой информации. Эмпирическая база исследования составили: 1. Результаты социологического исследования, проведенного автором с 2017 по 2018 гг., «Роль и значение СМИ как социального института для студентов СурГПУ». Было проведено: анкетирование студентов бакалавра очной формы обучения СурГПУ, объем выборки составил 333 человека. 2. Результаты социологического исследования, проведенный автором в 2017 – 2018 гг. методом полуформализованного интервью с участием студентов СурГПУ в возрасте от 18 до 23 лет, количество опрошенных составило 18 человек. 3. Вторичный анализ значительного массива данных социологических исследований, посвящённый роли СМИ в молодежной среде. Ведущими социологическими центрами страны, в том числе Левала-Центром, ВЦИОМ, Институтом социологии РАН. Методы и методология исследования: изучение социологической, психологической литературы, нормативных документов и обобщение опыта по проблеме исследования; использование теоретических (сравнение, анализ и синтез, метод восхождения от абстрактного к конкретному, систематизация) и эмпирических (наблюдение, опрос, метод анализа документов) методов исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования могут найти применение при разработке молодежной политики, в учебно-педагогической, научно-методической деятельности; они могут быть использованы различными государственными органами и общественными организациями, в том числе средствами массовой информации при планировании и совершенствовании работы с молодежью, при разработке целевых программ ее развития. Апробация работы. Автор участвовал и докладывал отдельные положения и результаты исследования на научных конференциях: III студенческой научно-практической конференции «Молодежь в мире науки» (Сургут, СурГПУ, 2015 г.), V студенческой научно-практической конференции «Молодежь в мире науки» (Сургут, СурГПУ, 2017 г.) Структура и объем работы определен логикой и последовательностью решения поставленных задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Общий объем работы составляет 74 страниц.
Содержание

Введение………………………………………………………………………... ГЛАВА I. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ………………………………………………………………………….... 1.1. Характерные признаки, функции и модели реализации СМИ как социального института…………………………………………………………….. 1.2. СМИ как социального института в процессе социализации современной молодежи ……………………...…………………………….................................... Вывод по первой главе…………………………………………………………… ГЛАВА II. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРАМАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СУРГПУ……………………..……… 2.1 Тематические предпочтения и характер обращения к СМИ студенческой молодежи города Сургута.………………………………………………………… 2.2. Степень доверия к СМИ и их значимость для студенческой молодежи города Сургута……………………………………………………………………... Вывод по второй главе……………………..…………………………………….. Заключение……………………………………………………………………… Список использованной литературы …………………....................................... Приложение……………………………………………………………………
Список литературы

1. Адорно, Т. Диалектика просвещения [Текст]: монография / Т. Адорно, М. Хоркхаймер. - СПб.: Медиум, Ювента, 1997 - 312 с. 2. Березин, В.М. Сущность и реальность массовых коммуникаций [Текст]: учеб. – метод. Пособие / В.М Березин. - Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002. – 183с. 3. Бондарева, Л. С. Американские СМИ о российско-американских отношениях: эволюция представлений о современной России [Текст]/ Л.С Бондорева // Власть. - 2006. - №12. - С. 110-114. 4. Брик, Л.В. Анализ эффективности воздействия СМИ на формирование социально-позитивных ориентаций молодежи [Электронный ресурс] / Л.В Брик. Режим доступа : http://vestnik.mstu.edu.ru/v11_1_n30/articles/28_brik.pdf , свободный. – Загл.с экрана. Дата обращения : 18.04.2018 5. Бурдье, П. О телевидении и журналистике [Текст] / Пьер Бурдье ; перевод с фр. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», институт экспериментальной социологии, 2008. - 160с. 6. Вартанова, Е.Р. Современные теории СМИ [Текст]: учеб. – метод, пособие. / Е.Р Вартанова М.: Ф-т журн. МГУ, 2015 – 114 с. 7. Василик, M.A. Основы теории коммуникации [Текст]: учеб. для вузов / М.А Василик.- М.: 2003. – 124 с. 8. Влияние СМИ на формирование общественного мнение [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dnp.ru, свободный.- Загл.с экрана 9. Воробьев, Ю.Л. Коммуникативное взаимодействие гражданского общества и структур публичной власти как управленческий процесс [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. 22.00.08 / Ю.Л Воробьев; М.: ННОУ МГУ., 2008 – 341 л. 10. Грабельников А.А. Борьба прессы за читателя Грабельников В.А. Борьба прессы за читателя / А.А Грабельников// Вестник МУ. - 2005. - №5. - С.3-4. 11. Грабельников, A.A. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества[Текст]: автореф.дис…докт. истор,наук / А.А Грабельников. - М., 2010. - 349с. 12. Грабельников, A.A. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества [Текст]: учеб. для вузов / А.А Грабельников -М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2008. – 208-209 с. 13. Грабельников, A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: Итоги и перспективы [Текст]: учеб.для вузов / А.А Грабельников - М.: Изд-во «РИП- холдинг», 2012. 14. Грабельников, A.A. Средства массовой информации постсоветской России [Текст]: миография. -М.: Изд-во «РГБ», 2008. - 178с. 15. Грушин, Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования [Текст]: монография. - М.: ¬Политиздат, 1987. - 367с. Дата обращения 21.05.2018 16. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования[Текст]: учеб. для студ. вузов, обуч. / В.И Добреньков.- МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 767 с. 17. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Текст]:- М., 2001. - С.249-250. // Глобальная информатизация и безопасность России. 18. Дэннис, Э., Мэррилл, Д. Беседы о масс-медиа [Текст]: монография / национальный институт прессы / Э. Дэнис, Д. Мэррилл - М., 2002. – 137с. 19. Журавлева, Л.А. «Наркотизирующее» влияние СМИ на формирование поведения молодежи [Текст] /Л.А Журавлева // Молодёжь науки. - 2009. №12.- С.43-59. 20. Запесоцкий, A.C. Молодежь в современном мире [Текст]: учеб.для вузов / А.С Запесоцкий. - СПб., 2000. - С.32- 33. 21. Засурский, И.И. Масс-медиа 2-й республики [Текст]: уеб.для вузов / И.И Засурский. - М.: Изд-во «Аспект- Пресс», 1999.-297с. 22. Засурский, И.И. Постсоциалистические СМИ в глобальном, региональном и национальном контекста. К вопросу о переходном периоде [Текст]/ И.И Засурский// Вестник МУ. – 2001. - №4. - 2001. - С.4-14. 23. Засурский, И.И. Система СМИ России [Текст]: уче.для вузов/И.И Засурский. - М.:Академия, 2003. -11 с. 24. Кадырова Г.Р. Влияние СМИ на ценностные ориентации молодежи [Текст]: монография.- Екб.: Издат-во УрФУ , 2008. – 134 с. 25. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием [Текст]: монография. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 832с. 26. Комаров, М.С. О понятии социального института. Введение в социологию [Текст] : учеб.для вуза / М.С Комаров. М.: Инфа, 2013 – 184 с. 27. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания. -М., 2006.-С13-14. 28. Кравченко, С.А Словарь новейшей социологической лексики[Текст]: терминологический словарь / С.А Кравченко. – М.: МГИМО-Университет, 2011. — 248 с. 29. Лазарсфельд, П. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие [Текст]: монография / П. Лазарсфельд, Р. Мертон. //под. ред. Назаров Н.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М.: Изд-во «Центр Полиграф», 2007. - 138-149 с. 30. Липпман, У. Общественное мнение [Текст] учеб.- метод, пособие / У. Лимппан - М.: Инт-т Фонда «Общественное мнение», 2004. - 382с. 31. Маклюэн, Г.М. Понимание медиа, внешние расширения человека [Текст]: монография - М.: Канон-пресс, 2003. – 462 с. 32. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация [Текст] : учебник/ Г.Маркузе. Пер. с англ., А.А. Юдина. – М.: ООО "Издательство ACT", 2002. – 104 с. 33. Медиапотребление сегодня [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116026, свободный.- Загл.с экрана. Дата обращения: 02.06.2018 34. Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований [Текст]: уче.для вузов / М.М Назаров. - М.: УРСС, 2003. - 339с. 35. Назаров, М.М. Массовая коммуникация и виртуализация социального пространства в современном обществе [Текст] / М.М Назаров, В.Я Медикова // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - №1 - 235-247 с . 36. Назаров, М.М. Массовые коммуникации и общество. Введение в теорию исследования [Текст]: учеб .для вузов – М.М Назаров - М.: Авенти Плюс, 2004. – 173 с. 37. Осипов, Г.В. История социологии в Западной Европе и США [Текст] :учеб.для / Г. В. Осипов. — М.: НОРМА , 2010. — 576 с. 38. Осипов,Л.Н. Социологический словарь [Текст]: терминологический словарь / Л.Н Осипов, Л.Н Москвичев. — М. : Норма, 2012. — 115 с. 39. Пименова, О.И. К вопросу о целевой аудитории глянцевых журналов // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований: материалы [Текст]: монография / О.И Пименова.- Пермь, ПГТУ, 2010.- 292 с . 40. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации [Текст]: учеб. для вузов / Г.Г.Почепцов. – Изд-во: Рефл-бук, 2001. - 656с. 41. Пресса в обществе. Оценки журналистов и социологов. Документы. - М., 2011. -С.359. 42. Прохоров Е.П. Журналистика - «4-я власть»? [Текст] / Е.П Прохоров // Вестник МГУ. - 2005. - №2. - С. 43-45. 43. Прохоров Е.П. Журналистика - власть. Но какая? .Законодательство и практика средств массовой информации. Ежемесячный бюллетень центра права и средств массовой информации [Текст] / Е.П Прохоров – Вестник МГУ. – 2000.- № 7. - С. 11-43. 44. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия [Текст]: учеб. –метод, пособие / Е. П Прохоров. - М.: Изд-во «РИП- ХОЛДИНГ», 2001. -2 16с. 45. Резник А.П. Социально-нравственная ответственность СМИ перед современным обществом [Текст] / А.П Резников// Социальная, нравственная и юридическая ответственность СМИ в реформируемом обществе. - Краснодар, 2000. - С.45-48.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СРЕДСТВА МАСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 1.1. Характерные признаки, функции и модели реализации СМИ как социального института Институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью интересов социологической науки. Он находился в поле зрения мыслителей, с именами которых связывается ее становление (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др. Институциональный подход О. Конта к изучению социальных явлений вытекал из философии позитивного метода, когда одним из объектов анализа социолога выступал механизм обеспечения в обществе солидарности и согласия. «Для новой философии порядок всегда составляет условие прогресса и обратно, прогресс является необходимой целью порядка» . О. Конт рассматривал основные социальные институты (семью, государство, религию) с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых при этом функций. Свое продолжение институциональный расклад к изучению социальных явлений получил в трудах английского социолога XIX в. Г. Спенсера. Он первым предложил термин «социальный институт», изучил и описал 6 типов социальных институтов: промышленный, профессиональный, политический, обрядовый, церковный, домашний. Обсуждение социальных институтов в активном ключе продолжил Э. Дюркгейм, придерживавшийся идеи о позитивности общественных институтов, которые выступают важным средством самореализации человека.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 102 страницы
500 руб.
Дипломная работа, Социология, 75 страниц
1875 руб.
Дипломная работа, Социология, 54 страницы
1350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg