Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МАШИНОСТРОЕНИЕ

Теоретические основы инновационной деятельности транспортных предприятий.

natalya1980er 1950 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2019
Актуальность данного вопроса прошла апробацию на таких конференциях как: - Образование. Транспорт. Инновации. Строительство сборник научных трудов национальной научно-практической конференции; - Будущее науки – 2018 Сборник научных статей 6-й Международной молодёжной научной конференции. В 4-х томах; - Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции;
Введение

Разумное ведение своей хозяйственной деятельности – залог получения положительного результата предприятием. Это важно, потому что основная цель коммерческих предприятий, наряду с удовлетворением общественных потребностей, получение прибыли. Современная экономическая ситуация в Российской Федерации в целом и в сфере транспорта в частности вынуждает предприятия отрасли всё более тщательно подходить к анализу своей деятельности и искать новые подходы к оптимизации и улучшению получаемых показателей. Диверсификация предлагаемых услуг, сокращение расходов на штат управленческого состава и многие другие, более классические способы улучшения показателей деятельности, понемногу начинают терять свою актуальность. В настоящее время и на государственном уровне, и на уровне хозяйствующих субъектов большую привлекательность приобретает, так называемая, инновационная деятельность. Инновации могут затрагивать различные аспекты осуществления деятельности предприятий, позволяя на выходе получить более существенный скачок в улучшении и оптимизации тех или иных показателей. Внедрение инноваций на предприятиях транспорта является одним из способов повышения эффективности функционирования. При анализе деятельности предприятия финансовые и экономические показатели играют важную роль. Таким образом, ведение инновационной деятельности для предприятий становится приоритетной задачей. Различные вопросы, касающиеся инноваций и инновационной деятельности, не раз освещались разными учёными. Так, в ходе написания диссертации нами были рассмотрены работы как зарубежных ученых (Й. Шумпетер, Э. Дандон, У. Баумоль), так разработки российских учёных в данной области (В.Г. Медынский, П.Н. Завлин, А.Г. Ивасенко, А. В. Сурин, Ю.П. Анисимов, Р.А. Долженко, О. П. Захарова, Т.А. Тумина, С.Д. Ильенкова, С.Ю. Ягудин, Л.М. Гохберг, Н.И. Смородинова). Однако, не смотря на неоднократную попытку осветить тот или иной вопрос, касающийся инноваций, актуальность проблематики экономического обоснования инновационной деятельности остаётся до конца не раскрытой. Что в свою очередь вновь порождает публикации и исследования по данной тематике. Учитывая всё вышесказанное, цель нашей магистерской диссертации заключается в разработке механизмов и этапов внедрения инноваций на транспортных предприятиях и апробация её на примере внедрения «ПК АвтоПлан» на АО «ОмскТИСИЗ». Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 1) изучить теоретические основы инновационной деятельности транспортных предприятий с учетом существующих методик внедрения инноваций; 2) проанализировать инновационные возможности АО «ОмскТИСИЗ», с целью дальнейшего внедрения инноваций; 3) исследовать показатели для экономического обоснования внедряемых инноваций на предприятии и, разработав методику внедрения «ПК АвтоПлан» в деятельность предприятия. Научная новизна исследования заключена: - в разработке механизма внедрения инновации на АО «ОмскТИСИЗ»; - в составлении алгоритма внедрения данной методики; - определении эффективности инновации. Объектом исследования выступает инновационная деятельность транспортного подразделения предприятия, а предметом – методики её внедрения.
Содержание

Введение 3 1 Теоретические основы инновационной деятельности транспортных предприятий 5 1.1 Анализ экономической категории инноваций 5 1.2 Основные направления внедрения инновации на транспорте 19 1.3 Способы внедрения инновации 27 2. Анализ внедряемых инноваций в деятельность АО «ОмскТИСИЗ» 34 2.1. Анализ деятельности транспортного подразделения предприятия 34 2.2. Сравнительный анализ внедряемых инновационных проектов 48 2.3. Анализ внедряемых инноваций в деятельность транспортного подразделения предприятия 55 3. Разработка механизма внедрения «ПК АвтоПлан» в систему транспортных подразделений (на примере АО «ОмскТИСИЗ») 62 3.1 Разработка этапов внедрения инноваций в транспортном подразделении АО «ОмскТИСИЗ» 62 3.2 Разработка механизмов внедрения инновации в транспортном подразделении 67 Заключение 71 Список использованной литературы 73 Приложение А 80 Приложение Б 81
Список литературы

1 Инновация. Понятие инновации // CATBACK.RU: Справочник для экономистов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.catback.ru/articles/theory/venture/innovation.htm, свободный. – Заглавие с экрана (дата обращения: 15.09.2018). 2 Профатилов, Д.А. Инновационный проект: дискуссия в области в области понятийного аппарата / Д.А. Профатилов // Вектор науки ТГУ, 2014. - № 3 (29) – С. 218-222 3 Флешлер, А.А. О понятии и сущности инноваций: исторический ракурс / А.А. Флешлер // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент, 2014. - № 1. – С. 110-117. 4 Румянцева, Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. – 4-е изд. - М.:ИНФРА-М, 2016. – 882 с. 5 Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 512 с. 6 Страхов, М.В. Инновационное развитие организации: концептуальные модели и критерии оценки эффективности / М.В. Страхов // Апробация, 2015. – № 9 (36). – С. 50-52. 7 Инновация // Энциклопедия Экономиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/innovaciya.html , свободный. – Заглавие с экрана (дата обращения: 20.09.2018). 8 Овчаренко, Я.Э. Некоторые вопросы теории инновации и инновационных процессов // Электронный журнал: наука, техника и образование. 2015. – № 1 (1). – С. 104-118. 9 Краснова, Н.А. Клиентоориентированный подход в управлении жизненным циклом инновационного продукта / Н.А. Краснова, Е. М. Сартакова // Вестник ВУиТ, 2015. – №1 (33). – С.59-66 10 Голубев, А.А. Жизненный цикл инновации и ресурсное обеспечение инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 2-2. – С. 414. 11 Функции инновации // Студопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/12_244439_funktsii-innovatsii.html, свободный. – Заглавие с экрана (дата обращения: 20.09.2018). 12 Каширин, А.В. Принципы анализа эффективности инноваций с учетом делокализации инновационных эффектов / А.В. Каширин, А.Ю. Глебанова // Вклад современных молодых ученых в науку будущего: сборник трудов Международной молодежной мультидисциплинарной научно-практической конференции. (под общей редакцией О. П. Чигишевой.) – Международный исследовательский центр "Научное сотрудничество", 2015. – С. 145-154 13 Баумоль, У. Микротеория инновационного предпринимательства / пер. с англ. Ю. Каптуревского / под ред. Т. Дробышевской. – М. : Изд-во Института Гайдара, 2013. – 432с. 14 О. Ф. Масленкова Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебное пособие – Издательство: «КноРус», 2017. – С. 288. 15 Козин, Э.Ф. Этапы и методы оценки эффективности инновационных проектов: структурные взаимосвязи // Инновации, 2012. - № 12. – С.86-89. 16 Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: учебник – М.: ИНФРА-М, 2017. – 295 с. 17 Ивасенко, А.Г. Управление проектами. – Новосибирск: Изд-во СГГА, 2012. – 198 с. 18 Анисимов, Ю.П. Экономическая устойчивость предприятия в условиях активной инновационной деятельности / Ю.П. Анисимов, А.В. Булгакова // ЭКОНОМИНФО, 2017. – С. 50-53. 19 Долженко, Р.А. Оценка эффективности инновационных предложений в организации // Труд и социальные отношения, 2013. – № 6. – С. 22-31 20 Оценка экономической эффективности инноваций // Студопедия [Электронный ресурс]. – Режим работы: https://studopedia.ru/3_71728_otsenka-ekonomicheskoy-effektivnosti-innovatsiy.html, свободный. – Заглавие с экрана (дата обращения 12.09.2018). 21 Захаров, С.В. Критерии и показатели финансовой эффективности оценки работы малых инновационных предприятий // Вестник Иркутского государственного технического университета, 2015. – № 2 (97). – С. 250-253. 22 Гонин, В. Н., Кашурников, А. Н., Ханчук, Н. Н. Методические подходы оценки эффективности инновационной деятельности в экономических системах // Вестник БГУ, 2014. – №2. – С.6-12 23 Минько, Э. В. Оценка эффективности коммерческих проектов: учебное пособие / Э.В. Минько, О.В. Завьялов, А.Э. Минько. – Издательский дом «Питер», 2012. – С. 368. 24 Инновационный менеджмент: учебное пособие / коллектив авторов; под общ. ред. проф. С.Д. Ильенковой. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 392. 25 Джурабаева, Г.К., Панарин, И.И., Джурабаев, К.Т. Предпосылки развития управления инновационной деятельностью // Организатор производства. 2015. – № 1. – С. 96-103. 26 Смородинов, Р. В., Смородинова, Н. И. Показатели оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов наукоемких производств // Вестник СибГАУ, 2014. – № 5(57). – С. 295–298. 27 Бирюков, В.В., Романенко, Е.В. Малое и среднее предпринимательство в условиях модернизации российской экономики / В.В. Бирюков, Е.В. Романенко // Вестник СибАДИ, 2015. – № 2(42). – С. 158-165. 28 Лукоянов , И.В. Инновационная политика России: история и современность // Интернет -журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, No 3 (2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/118EVN316.pdf, свободный. – Заглавие с экрана (дата обращения 20.09.2018) 29 Храмцова, Н.А. Проблемы в области инноваций и пути их решения в России / Н.А. Храмцова, Г.С. Матвиенко // Фундаментальные и прикладные науки – основа современной инновационной системы: материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Омск: СибАДИ, 2015. – С. 324-330 30 Инновационная Россия – 2020 // Инновации в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://innovation.gov.ru/ru/taxonomy/term/586, свободный. – Заглавие с экрана (дата обращения 20.09.2018). 31 Андриянова, Т.В. Государственная поддержка инновационного развития транспортных предприятий // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых: материалы Международной научно-практической конференции. – Омск: СибАДИ, 2016. – С. 699-704. 32 Бекниязова, Д.С. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности // Сибирский торгово-экономический журнал, 2016. –№1 (22). – С.44-46 33 О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон № 127-ФЗ от 23.08.1996 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/, свободный. – Заглавие с экрана (дата обращения 24.09.2018). 34 Сафронов Н.А. Экономика предприятия: учебник / Н.А. Сафронов. – М.: Экономистъ, 2015. – 265 с. 35 Финансовый менеджмент: учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 527 с. 36 Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учебник / А.Т.Зуб, О.Д. Волкогонова – М.: Форум, Инфа –М., 2015. – 415 с. 37 Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент: учебник / А.Н. Фомичев. – М.: Дашков и К, 2014 – 468 с. 38 Лебедев В.Г. Управление затратами на предприятии: учебник / В.Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова, В.П. Кустарев, Г.А. Краюхин. – 5е изд. – С.-П.: Питер, 2016. – 592 с. 39 Теоретические основы управления затратами // Центр управления финансами – Режим доступа: http://center-yf.ru/data/economy/Teoreticheskie-osnovy-upravleniya-zatratami.php, свободный. – Заглавие с экрана (дата обращения: 24.09.2018). 40 Якупов И. Ф. Основные принципы и методы управления затратами на производство продукции / И. Ф. Якупов // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 131-134. 41 Бюджетирование // Центр управления финансами – Режим доступа: http://center-yf.ru/data/economy/Byudzhetirovanie.php, свободный. – Заглавие с экрана (дата обращения: 25.09.2018). 42 Воронова Е.Ю. Управленческий учет: учебник / Е.Ю. Воронова. – М.: Юрайт, 2015. – 551 с. 43 Полянский, С.Н., Лапшин, В.Ю. Анализ инструментов инновационной политики России / С.Н. Полянский, В.Ю. Лапшин // Национальная Ассоциация Ученых, 2015. – № 2-2 (7). – С. 30-32. 44 Емельянова Н.В., Романенко Е.В. Государственная поддержка инновационного развития субъектов предпринимательства в сфере транспорта // Образование. Транспорт. Инновации. Строительство сборник научных трудов национальной научно-практической конференции. – Омск: СибАДИ, 2018. – С. 521-525. 45 Емельянова Н.В. Классификация инновационных предприятий: современные подходы // Будущее науки – 2018 Сборник научных статей 6-й Международной молодёжной научной конференции. В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. – С. 99-102. 46 Золотарёв И.С., Емельянова Н.В., Черникова А.Е. Способы внедрения инновации // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Казань: НИЦ «Аэтерна», 2018. – С. 91-93. 47 Золотарёв И.С., Емельянова Н.В., Черникова А.Е. Оценка эффективности внедрения инноваций // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Казань: НИЦ «Аэтерна», 2018. – С. 93-95. 48 SWOT-анализ: правила и примеры составления // Журнал «Генеральный Директор» – профессиональный журнал руководителя [Электронный ресурс]. – Режим работы https://www.gd.ru/articles/8078-swot-analiz, свободный. – Заглавие с экрана (дата обращения: 26.09.2018) 49 PEST-анализ // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим работы https://ru.wikipedia.org/wiki/PEST-анализ, свободный. – Заглавие с экрана (дата обращения: 26.09.2018). 50 Данелян, Т.Я. Формальные методы экспертных оценок // Статистика и экономика. 2015. – №1. – С.183-187 51 Топ-5 инновационных российских приложений 52 [Электронный ресурс]. – Режим работы http://www.gde.kg/news/20040-eksperty-nazvali-top-5-innovacionnyh-rossiyskih-prilozheniy.html/, свободный. – Заглавие с экрана (дата обращения: 27.09.2018). 53 Роботизированный программный комплекс нового поколения, для автоматизации автотранспортного предприятия [Электронный ресурс]. – Режим работы http://avtoplan.ru/soft.html/, свободный. – Заглавие с экрана (дата обращения: 29.09.2018).
Отрывок из работы

1.1 Анализ экономической категории «инноваций» Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В процессе совершенствования традиционных укладов жизни стали изучаться закономерности технических, технологических, организационных, экономических и других инноваций. В настоящее время отмечается тенденция, что во всех аспектах всё большую роль приобретают экономические вопросы, связанные с внедрением инноваций. Австрийский экономист Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» ввел в научный оборот термин «инновация» и впервые рассмотрел вопросы значимости инноваций в развитии организаций, дав полное описание инновационного процесса. В частности, Шумпетер выделил пять изменений в развитии, связанных с инновациями: • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства; • внедрение продукции с новыми свойствами; • использование нового сырья; • новаторские изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении; • появление новых рынков сбыта. По этим позициям, согласно Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций факторов производства», «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития». Тем самым, Шумпетер обозначил особую роль экономического аспекта инновации в рамках производственной функции. Он отмечает, что «производственная функция описывает количественное изменение продукта и воздействующих на него факторов. Если вместо суммы факторов мы изменим форму функции, то получим инновацию». Определение Шумпетера не является исчерпывающим по всем аспектам инновации. Так, в экономической литературе, как отечественной, так и зарубежной, существует множество трактовок понятия инновация, что свидетельствует об отсутствии общепризнанной терминологии в этой области. Зачастую авторы вкладывают в понятие инновация разный смысл, исходя из того, что концентрируют своё внимание на отдельных аспектах инновации. Так, Б. Твисс рассматривает инновацию не столько с экономической точки зрения, сколько стехнологической и говорит о том, что инновационный продукт определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности». Более широкое толкование этого термина дает Оксфордский толковый словарь. В нем усиливается стратегический аспект в связи с тем, что инноватор или компания должны получить преимущество перед конкурентами. При этом затрагивается и стратегия внедрения самой инновации. В данном случае стратегии связаны с выпуском новой продукции, ориентированной на сформировавшийся спрос и с разработкой технологических новшеств, создающих новые рынки. Все эти наиболее ярко выраженные аспекты инновации представлены в определении, которое сформулировано в «Концепции инновационной политики РФ на 1998-2005 гг.», в которой инновация определена как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Таким образом, инновация является многоаспектным явлением. При этом инновация рассматривается как явление (продукт) и как процесс. В этой связи важным является рассмотрение таких понятий, как новшество и нововведение, которые тесно связаны с инновацией. Такие авторы, как А.И. Пригожин, Н.Л. Маренков, считают, что термин «инновация» является синонимом «нововведения» и «новшества» и может использоваться наряду с ними. По мнению авторов данной статьи, между этими понятиями есть существенные смысловые различия, которые необходимо отметить [1]. Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, то есть продуктов инновационной деятельности . Таким образом, новшество более характерно для инновации как продукта. Нововведение означает, что новшество используется. Нововведение более характерно для инновации как процесса. С момента появления на рынке новшества, оно приобретает новое качество и требует переосмысления самого процесса внедрения этого новшества. В этом смысле инновационным становится сам процесс внедрения новшества, а критерием качества этого процесса может считаться его требуемая эффективность [2]. Именно поэтому авторы работы, посвященной инновациям, выразили это понятие в виде формулы: Инновация = Новшество + Достигнутая эффективность. Вместе с тем, следует отметить, что в этой трактовке не отражено влияние эффективности нововведения как такового, то есть эффективности продвижения этого новшества. В результате получается парадоксальная ситуация, в которой новшество само по себе имеет очевидные потребительские нужды, но испытывает трудности, связанные с внедрением этого новшества. То есть трудности связаны с нововведениями. В итоге, возникает потребность в изменении этой формулы, то есть трансформировать её к виду: Инновация = Новшество + Эффективность новшества + Эффективность нововведения, то есть эффективность продвижения этого новшества. Такой подход к определению инновации подчёркивается в работах многих ведущих экономистов, но явно не выводится. Так, например, во многих работах эффективность новшества выражается в дополнительной выгоде, которую получает инноватор. Эта выгода рассматривается, в основном, относительно новшества. В связи с этим в экономической литературе появился термин «инновационная рента». Здесь в этом термине отражается, прежде всего, достигнутая эффективность самого новшества. При этом считается, что основными свойствами инновации являются: научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость. Все эти свойства в равной мере важны для определения и существования категории «инновация». Коммерциализация по отношению к инновации в этом случае выступает как потенциальное свойство, без которого она становится простым новшеством. Кроме того, в статье Волынкиной М.В. «Правовая сущность термина «Инновация» проводится подробное исследование и формулируется авторский вариант термина «инновация», отражающий правовой характер отношений в сфере инноваций. Правовая сущность здесь подчёркивает то, что рассматривается как эффективность самого новшества, так и эффективность его внедрения. В этой связи возможно сделать ряд важных для дальнейших исследований выводов. Во-первых, специфическим содержанием инновации являются качественные изменения, которые приводят к улучшению, усовершенствованию или появлению нового продукта или процесса. Во-вторых, эффект, который должна обеспечивать инновация, может быть техническим, экономическим, социальным и экологическим. Поэтому существенно расширяется диапазон возможных показателей эффективности инноваций, что даёт дополнительные возможности в принятии обоснованных управленческих решений при реализации инновационных проектов. В-третьих, при определении общей эффективности новшества необходимо учитывать как эффективность новшества, так и эффективность его продвижения, то есть эффективность нововведения в целом. С учётом всего многообразия аспектов к определению сущности инновации могут быть выделены, по крайней мере, две наиболее значимые точки зрения, которые выражены в соответствующих подходах к анализу инновации. Авторы данной статьи придерживаются особенной, синтетической точки зрения, в которой инновация определена положением на континууме продукт – процесс [3]. Первая точка зрения ориентирована на процесс, поэтому её можно рассматривать как динамическую характеристику инновации. Этой точки зрения придерживаются Б. Твисс, Б. Санто, К.Г. Галстян. Вторая же точка зрения определяет инновацию как продукт и поэтому может рассматриваться как статическая характеристика инновации. Сторонники этой точки зрения – Р.А. Фатхутдинов, А.М. Медынский, А.Е. Яковлев. Немецкий ученый Г. Менш, используя основную идею И.А. Шумпетера, предложил свою классификацию понятий инноваций, в зависимости от степени значимости. В основе классификации лежит три основных вида инноваций: 1) Базисные – образование новых отраслей и рынков, значительные изменения в сфере: управления, культуры, общественных услугах. Менц Г. рассматривает цикличность и темы экономического роста как факторы воспроизводства базисных инноваций. 2) Улучшающие – модификация базисных инноваций, и их максимальная адаптация к изменяющимся условиям деятельности. Преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно- технического цикла. 3) Псевдонововведения – минимальные изменения, не связанные с инновационным развитием, направлены на частичное улучшение6 устаревших видов техники и технологий [1]. По мнению Г. Менша, ухудшение финансового состояния отдельного хозяйствующего субъекта стимулирует к внедрению инноваций. Уменьшение прибыли в старых отраслях промышленоости способствует к инвестированию в новые технологии и товары. Американский экономист Б. Твисс в своих трудах предполагал рассматривать инновации как процесс, в котором новая идея или изобретение приобретает экономическое содержание. При этом единственный в своем роде процесс, который объединяет экономику, управление, науку и технику. Он заключался в получении новизны и длился от зарождения идеи до ее дальнейшей коммерческой реализации, который охватывает комплекс отношений, производство, потребление. Венгерский экономист Б. Санто рассматривал инновацию как общественно - экономический процесс, который путем практического внедрения идей и изобретений приводит к созданию и использованию лучших по свойствам, функциям технологий, изделий, процессов. В случае, когда инновация ориентирована на скорейшее получение экономического эффекта, наиболее важным критерием ее эффективности использования выступает полученная прибыль. Помимо этого инновация рассматривается как экономически важный фактор, имеющий в первую очередь значение в повышении производительности труда и увеличении числа рабочих мест в организации. Следуя этой трактовке можно видеть, что инновация выступает не только в качестве фактора повышения экономической эффективности, но и в той же степени затрагивает интеллектуальную и духовную сферу жизни современного общества [3]. В словаре С.И. Ожигова понятие «инновации» отсутствует, но отражен термин «новации». «Новации – нечто новое, новшества» [4]. Большой вклад в исследование инноваций внес российский ученый Н.Д. Кондратьев. По его мнению, переход от одного цикла к другому основаны на расширении запаса капитальных благ, создающие условия массового внедрения накопившихся изобретений. При этом изменение экономической жизни общества связаны с научно-техническими новациями. Определённое количество исследователей рассматривает понятие инновации как результат, к числу которых относится Р.А. Фатхутдинов, который предложил определять инновацию как конечный результат внедрения и использования новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического и других эффектов. Исходя из этого новшество, представляет собой оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в различных сферах деятельности по повышению эффективности деятельности. Новшество можно рассматривать в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, управленческий или производственный цикл. И.Н. Молчанов рассматривает инновацию как «результат научного труда, направленный на совершенствование общественной практики и предназначенный для непосредственной реализации в общественном производстве». М.В. Волынкина представила следующий подход, согласно которому инновации - «это совокупность экономических отношений и их правовых форм, возникающих при осуществлении инновационной деятельности, в значительной мере обременённой интеллектуальным компонентом». Исходя из международных стандартов понятие инновации (нововведение) представляет собой итоговый результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта деятельности, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, или в новом подходе к социальным услугам. Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation». Дословный перевод с английского языка означает «введение новации» или, в российском понимании этого понятия, - «введение новшеств». Под нововведением осознаётся новое знание, новые идеи, новые обычаи, новые методы, новые изобретения. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс воспроизведения новшества, в результате этого нововведение означает, что новшество используется [5]. Резюмируя вышесказанное, в литературе отражаются различные определения понятия «инновации», каждое из которых имеет право на существование. Трактовка понятий, представленная различными авторами, отражена в таблице 1. Таблица 1 - Трактовка понятия «инновации», представленная различными авторами Определение Автор 1 2 «Инновация – новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом». Й. Шумпетер «Инновация – общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновации ориентированы на экономическую прибыль, её появление на рынке может принести добавочный капитал. Б.Санто «Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта». Фатхутдинов Р.А. Продолжение табл. 1 1 2 «Инновация представляет собой создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект для задействовавших их хозяйствующих субъектов». Степаненко Д.М. «Инновацией – объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Медынский В.Г. «Инновация (нововведение) - это результат практического или научно-технического освоения новшества». Авсянников Н.М. «Инновация – результат научного труда, направленный на совершенствование общественной практики и предназначенный для непосредственной реализации в общественном производстве». Молчанов И.Н. «Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности». Райзберг Б.А. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б. «Инновация – получение больших экономических результатов за счет внедрения новшеств; суть прогрессивной стратегии развития организации государства в противовес бюрократическому типу развития». Румянцева Е.Е. «Инновация - это совокупность экономических отношений и их правовых форм, возникающих при осуществлении инновационной деятельности, в значительной мере обременённой интеллектуальным компонентом». Волынкина М.В. «Инновация – результат научного труда, направленный на совершенствование общественной практики и предназначенный для непосредственной реализации в общественном производстве». Молчанов И.Н. «Инновация – комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества». В.Я.Горфинкеля Е.М.Купрякова Проанализировав представленные определения понятия «инновации» можно выделить основные подходы: • инновации как процесс; • инновации как система; • инновации как изменения; • инновации как результат. Исходя из представленных определений, можно сделать вывод, инновация как экономическая категория обладает рядом черт: - основана на использовании результатов интеллектуальной деятельности человека, интеллектуальная деятельность носит творческий характер с целью разработки новизны; - положительного эффекта: экономического, технического, социального и т.д. Сущность инноваций проявляется в базовых функциях. Согласно воспроизводственной функции, инновации представляют собой источник финансирования расширенного воспроизводства. Инвестиционная основана на получении прибыли от реализации новаций с целью финансирования как всех инвестиций, так и конкретного вида инноваций. Полученная прибыль способствует внедрению новых инноваций, что лежит в основе стимулирующей функции. Инновация представляет результат комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, внедрения, распространения новшества, направленного на удовлетворение определенной потребности. При этом идея, в ходе процесса приобретает экономическое содержание, новшество становится товаром и выступает объектом на рынке. Исходя из этого, инновации должны давать возможность получить дополнительные уникальные конкурентные преимущества, направленные на получение экономического эффекта. Проанализировав различные аспекты инновации, можно сделать вывод о том, что большинство ученых рассматривают преимущественно статическую характеристику инновации, а не динамическую. А ведь именно динамическая характеристика инновации является теоретическим основанием для усиления веса таких составляющих инноваций, которые отражены в её технологическом, техническом, социальном, организационном и стратегическом аспектах. В этой связи, поскольку диапазон показателей эффективности инноваций в понимании данной статьи существенно расширяется, то это должно найти отражение в процессах формирования инновационного потенциала и в структуре самого инновационного потенциала организации. Особенности различения этих процессов и структур будут определяться той совокупностью показателей эффективности инноваций, которая обладает актуальной значимостью в конкретной организации. Так, например, для одних организаций значимыми могут быть только экономические показатели эффективности инноваций, для других – только технологические, для третьих – и то, и другое вместе. В итоге, и структура инновационного потенциала будет формироваться исходя из этой совокупности показателей. В конечном счёте, одни авторы делают акцент на ресурсное обеспечение инновационных проектов, финансово-экономические и организационно-технические аспекты деятельности организации, другие – во главу угла ставят корпоративный дух, политику организации по отношению к нововведениям [6]. Подавляющее большинство авторов выделяет процесс реализации инновационных инициатив и выхода новаций на рынок как важнейшую отличительную черту именно инновационного потенциала в отличии, например, от научно-технического потенциала. Тем самым подчеркивается, что инновационный потенциал, его высокий уровень – средство достижения прибыли, при этом являются не экстенсивными, а интенсивными методами. В этой связи, с понятием инновационный потенциал тесным образом связаны понятия инновационная восприимчивость и научный потенциал. Инновационная восприимчивость трактуется в научной литературе как способность создавать и применять пионерные технологические новшества, либо готовность и способность того или иного предприятия (организации) осуществить впервые и воспроизвести (воспринять) новацию. Однако данное определение не содержит упоминания о способности организации создавать и применять продуктовые и организационные новшества, в определении делается упор на воспроизводство «чужих» новаций. Инновационная восприимчивость организации зависит от различных внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относится наличие благоприятных экономических, организационных, психологических, кадровых и технических условий для инноваций. Важным звеном в поддержке инновационных инициатив в организации является и информационный аспект, то есть место взаимодействия информации о нововведениях в системе принятия решений в организации. Существенную роль играют внешние факторы, связанные с развитостью рыночных отношений, состоянием финансово-экономической системы, социально-экономическими и политическими факторами, наличием или отсутствием благоприятного инновационного климата и поддержки со стороны государства, позиционированием организаций в отрасли, характеристики самой отрасли, развитостью соответствующей инфраструктуры местоположения организации. Таким образом, инновационная восприимчивость есть составная часть инновационного потенциала, отражающая способность организации реализовать и применять новации. Научный потенциал также как и инновационная восприимчивость является характеристикой организации. Некоторые источники считают научный потенциал исходной базой для инноваций, а высокий его уровень выделяют как одну из ключевых характеристик преуспевающих организаций. Высокий научный потенциал, а значит, наличие в организации достаточного количества научных и высококвалифицированных инженерных кадров есть условие для успешной генерации или воспроизведения новаций [6].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Ответы на вопросы, Государственное и муниципальное управление, 15 страниц
150 руб.
Решение задач, Право и юриспруденция, 14 страниц
350 руб.
Реферат, Деньги, 23 страницы
230 руб.
Курсовая работа, Финансы, 33 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg