Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

inna_lina92 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2019
Анализ научной литературы по направлению исследования показал, что сегодня существует необходимость во внедрении специальных упражнений для детей с нарушением слуха, которые, учитывая их компенсаторные функции, позволяют повысить доступность основных движений, а также создают условия комфортной среды для коррекции их физического и психического развития. Результаты констатирующего эксперимента показали, что школьники с нарушением слуха отличаются относительно слышащих сверстников: Похожая тенденция в показателях физического здоровья наблюдается у подростков 12-14 лет - низкими показателями физической подготовленности. Наблюдается значимая разница (p<0,05) между показателями в тестировании быстроты, гибкости, равновесия, двигательной координации, скоростно-силовых способностей, однако показатели динамической силы и выносливости достоверно незначимы (р>0,05).
Введение

Актуальность. По данным Всемирной организации здравоохранения (2016), более 360 миллионов человек страдают от частичной или полной потери слуха, из них 32 миллиона - дети в возрасте до 15 лет. Несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет, особенно среди детей и подростков. Наблюдаемая тенденция вызывает беспокойство педагогов, потому что полное или частичное отсутствие слуха препятствует общему развитию ребенка и его социальной адаптации. В связи с этим практически значимыми являются ранняя диагностика и развитие системы учебно-воспитательной работы с данной категорией детей. В сложившейся ситуации эффективным направлением деятельности в развитии ребенка с патологией слуха выступает своевременная педагогическая коррекция, в том числе и посредством адаптивной физической культуры. Из литературных источников известно, что нарушение слуха препятствует развитию физической подготовленности детей. Н.Г. Байкина, Л.В. Шапкова, 2007; Т.С. Голозубец, 2005; С.А. Калмыков, 2007, С.П. Евсеев 2016 и др., изучающие особенности физической подготовленности глухих и слабослышащих, указывают на отставание физических качеств, координационных, силовых, скоростных и скоростно-силовых способностей [3, 40,12,23, 24,17]. Исследования, посвященные анализу показателей физического развития и уровня здоровья школьников с нарушением слуха, свидетельствуют об отклонениях в опорно-двигательном аппарате, нарушении осанки, плоскостопии, отставании в росто-весовых показателях, окружности грудной клетки и жизненной емкости легких, низких показателей кардио-респираторной системы, наличии сопутствующих заболеваний и слабом развитии общего физического здоровья [7]. Кроме этого, Р.М. Боскис (2004) обращает внимание на недостаточную разработанность организационного и содержательного обеспечения адаптивного физического воспитания слабослышащих школьников в соответствии с возрастными и сенсорными особенностями. Исследования школьников с нарушением слуха, выполненные И.Ю. Горской (2003), показали, что наиболее благоприятным для них (чувствительным для педагогических воздействий) периодом развития физических качеств является возраст от 8 до 14 лет. Поскольку нарушения слуха обусловливают качественное своеобразие физического и психического развития детей и среднего школьного возраста, то это должно выражаться в особенностях организации процесса адаптивного физического воспитания школьников с нарушением слуха, а также учитываться при разработке и реализации его содержательного обеспечения. Такие разработки должны создавать комфортную среду для коррекции физического и психического развития воспитанников. Исходя из направления выпускной квалификационной работы, мы осуществили формулировку следующей гипотезы: повышение эффективности частных методик адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха возможно, если: ? уточнить особенности их физического и психического развития; ? организовать выполнение упражнений в рамках процесса адаптивного физического воспитания с преимущественным использованием методов обеспечения наглядности и при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Объект исследования: частные методики адаптивной физической культуры для детей с нарушениями слуха. Предмет исследования: влияние занятий адаптивной физической культурой на состояние физического здоровья и физическую подготовленность детей нарушениями слуха. Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка, апробация и определение эффективности программы реабилитации детей с нарушением слуха средствами адаптивной физической культуры. Для достижения цели мы решали следующие задачи исследования: 1. проанализировать методические особенности адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха; 2. оценить состояние физического здоровья и физической подготовленности детей среднего школьного возраста с нарушением слуха; 3. разработать и научно обосновать содержательное обеспечение программы адаптивной физической культуры (урочной и внеурочной форм занятий) детей среднего школьного возраста с нарушением слуха. В теоретическом плане мы руководствовались: теоретико-методическими основами влияния средств физической культуры и спорта на социальное и физическое развитие человека (Н.М. Амосов, И.В. Муравов, 1985; В.К. Бальсевич, 1988; Л.И. Лубышева, 2011 и др.); теоретическими представлениями об особенностях физического воспитания в школе (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2003; Ю.Ф. Курамшин, 2010 и др.); теоретическими положениями, раскрывающими сущность социально-педагогической и физической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках адаптивной физической культуры (Л.С. Выготский, 1934; А.А. Дмитриев, 2002; И.Ю. Горская, 2003; Л.В. Шапкова, 2009; С.П. Евсеев, 2005, 2014, 2016 и др.); теорией, раскрывающей особенности организации и содержания адаптивного физического воспитания детей и подростков дошкольного и школьного возраста с нарушением слуха (Байкина Н.Г., 1992; Т.С. Голозубец, 2005; С.А. Калмыков, 2007; Л.Д. Хода, 2008; Е.А. Осколкова, 2008; А.Л. Крамаренко, 2009; Я.В. Калинчева, 2012 и др.); теоретическими и методическими основами улучшения социальной адаптации глухих и слабослышащих школьников (Л.В. Тигранова, 1991; И.П. Воропаева, 1993; Н.И. Козлов, 1999; Л.Д. Хода, 2008 и др.). Методы исследования: в процессе проведения исследования использовались следующие методы: анализ научной, методической литературы и обобщение данных по проблеме исследования; изучение медицинских карт учащихся; наблюдение; эксперимент; антропометрия; тестирование; статистические методы обработки экспериментальных данных. База исследования: Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Южская коррекционная школа-интернат», г. Южа, Ивановская область.
Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Теоретико-методические основы адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха…………………………………….. 7 1.1. Воздействие патологии слуха на уровень физического и психического развития детей……………………………………………….. 7 1.2. Особенности физической подготовленности детей с нарушением слуха…………………………………………………………………………… 16 1.3. Методические основы адаптивной физической культуры для детей с нарушением слуха……………………………………………………………. 24 Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности частных методик адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха…………………………………………………………………………… 35 2.1. Методы исследования и организация эффективности частных методик адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха в общеобразовательной школе ………………………………………………... 35 2.2. Содержание программы по адаптивной физической культуре для детей с нарушениями слуха………………………………………………….. 41 2.3. Эффективность программы по адаптивной физической культуре детей с нарушением слуха …………………………………………………... 53 Заключение…………………………………………………………………….. 64 Список литературы……………………………………………………………. 65 Приложения……………………………………………………………………. 72
Список литературы

1. Абдулкеримов, Х. Т. Состояние функции равновесия у больных с различными формами сенсоневральной тугоухости / Х. Т. Абдулкеримов, К. И. Родионова, Л. Н. Суворкина // Российская оториноларингология. - 2008. - № 3. - С. 176-178. 2. Астафьева, В. М. Социальная адаптация детей с нарушением слуха на основе верботонального метода / В. М. Астафьева. - М. : АПКиПРО, 2000. - 100 с. 3. Байкина, Н. Г. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков / Н. Г. Байкина, А. В. Мутьев, Я. В. Крет // Адаптивная физическая культура. - 2002. - № 4. - С. 14-19. 4. Белик, Е. С. Музыка против глухоты : опыт индивидуальных занятий музыкой с неслышащими детьми по программе детской музыкальной школы / Е. Белик. - М., 2000. - 160 с. 5. Белова, О. А. Психофизиологические характеристики учащихся, депривированных по слуху / О. А. Белова // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 3. - С. 35-39. 6. Бессарабов, Н. С. Особенности проведения уроков по баскетболу с глухими детьми в возрасте 11-12 лет / Н. С. Бессарабов, В. Б. Горбуля // Теория и практика физической культуры. - 2007.- № 5. - С. 50-54. 7. Бетелева, Т. Г. Нейрофизиологический анализ обработки сенсорной информации на непроизвольном уровне / Т. Г. Бетелева, Д. А. Фарбер // XXX Всероссийское совещание по проблемам высшей нервной деятельности, посвященное 150-летию со дня рождения И. П. Павлова. - СПб., 2000. - С. 293¬299. 8. Богданова, Т. Г. Динамика интеллектуального развития детей с нарушениями слуха / Т. Г. Богданова, Ю. Е. Щурова // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 46-55. 9. Богомильский, М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : учеб. пособие / М. Р. Богомильский, О. С. Орлова. - М. : Авторская академия, товарищество научных изданий КМК, 2008. - 399 с. 10. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. - М. : Советский спорт, 2004. - 304 с. 11. Головчиц, Л. А. Теоретические и методические подходы к дошкольному воспитанию и обучению детей с недостатками слуха при комплексных нарушениях развития : моногр. / Л. А. Головчиц. - М. : МОСУ, 2006. - 155 с. 12. Голозубец, Т. С. Методика адаптивного физического воспитания глухих детей младшего школьного возраста с использованием креативных средств физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / Т. С. Голозубец - Хабаровск, 2005. - 172 с. 13. Горская, И. Ю. Теоретическое и экспериментальное обоснование методики совершенствования базовых координационных способностей у школьников с нарушением слуха / И. Ю. Горская, Н. В. Рудковская // Состояние и проблемы совершенствования физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями : материалы науч.-практ. конф. - Омск, 2003. - С. 121-134. 14. Добрынина, Л. А. Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей : дис. . канд. пед. наук / Л. А. Добрынина. - Хабаровск, 2002. - 180 с. 15. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник. В 2 т. Т. 1. Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общей ред. проф. С. П. Евсеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Советский порт, 2005. - 296 с. 16. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения : учебное пособие / [С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева, Е. Б. Ладыгина и др]. - М. : Советский спорт, 2014. - 304 с. 17. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих деятельность по направлению 49.03.02- «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» / С. П. Евсеев. - М. : «Спорт», 2016. - 614 с. 18. Жигарева, Н. П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты : учеб.-практ. пособие / Н. П. Жигарева. - М. : Дашков и К, 2012. - 208 с. 19. Зотова, Ф. Р. Современные методы исследований адаптации школьников к учебной и физической нагрузкам : учеб. пособие / Ф. Р. Зотова, Т. Г. Кириллова. - Набережные Челны : КамГИФК, 2002. - 115 с. 20. Игнатьев, М. А. Бадминтон как одно из средств улучшения двигательных возможностей школьников с нарушением слуха : автореф. дис. . канд. пед. наук / М. А. Игнатьев. - Чебоксары, 2002. - 22 с. 21. Калинчева, Я. В. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на показатели статического равновесия и быстроты реакции слабослышащих школьников 12-15 лет / Я. В. Калинчева // Вестник Тамбовского университета. - 2011. - № 9. - С. 63-66. 22. Калинчева, Я. В. Коррекция двигательных и функциональных нарушений слабослышащих детей 12-15 лет в процессе занятий оздоровительной аэробикой : дис. ... канд. пед. наук / Я. В. Калинчева. - Тамбов, 2012. - 214 с. 23. Калмыков, С. А. Методика коррекции и развития силы и гибкости детей среднего школьного возраста в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. А. Калмыков - Тамбов, 2007. - 26 с. 24. Калмыков, С. А. Приемы и методы, используемые при обучении глухих детей на уроках физической культуры / С. А. Калмыков // Вестник ТГУ. - 2007. - Вып. 7(51). - С. 219-222. 25. Карташов, К. И. Объективная оценка функции равновесия у больных с сенсоневральной тугоухостью / К. И. Карташова, Х. Т. Абдулкеримов, Ж. А. Рамазанова // Российская оториноларингология. - 2009. - № 2. - С. 85-88. 26. Королев, С. А. Методика воспитания двигательно-координационных способностей глухих и слабослышащих детей в специальных дошкольных учреждениях : дис. ... канд. пед. наук / С. А. Королев. - М., 2004. - 146 с. 27. Королева, И. В. Дети с нарушением слуха : книга для родителей и педагогов / И. В. Королева, П. А. Янн. - СПб. : КАРО, 2015. - 240 с. 28. Косованова, Л. В. Скрининг-диагностика здоровья глухих школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в специальных (коррекционных) учреждениях I, II вида : учеб.-метод. пособие / Л. В. Косованова, М. М. Мельникова, А. А. Айзман. - Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2003. - 240 с. 29. Крамаренко, А. Л. Физические и психологические особенности развития глухих детей младшего школьного возраста / А. Л. Крамаренко // Современные проблемы физической культуры и спорта. - 2005. - № 4 - С. 94-95. 30. Крамаренко, А. Л. Соматическая реабилитация детей с нарушением слуха средствами аудиовизуального воздействия / А. Л. Крамаренко, В. А. Замараев, М. И. Радивоз // Неврология и психиатрия. - 2008. - № 8. - С. 30-34. 31. Кривицкая, Е. И. Особенности двигательных способностей глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста / Е. И. Кривицкая // Инновационные решения актуальных проблем физической культуры и спортивной тренировки. - Смоленск, 2008. - С. 181-187. 32. Латчук, В. Н. Комплексный подход в процессе профессионального обучения детей инвалидов : метод. пособие / В. Н. Латчук, С. Н. Фалько, Е. А. Осколкова. - М. : АПКиППРО, 2005. - 104 с. 33. Матвеева, Г. А. Аэробика в условиях коррекционной школы II вида (для слабослышащих) / Г. А. Матвеева // Спорт в школе. Приложение к газете «Первое сентября». - 2006. - № 1. - С. 8-12.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методические основы адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха 1.1. Воздействие патологии слуха на уровень физического и психического развития детей Дети растут и развиваются неравномерно. Периоды интенсивных ростовых процессов сменяются их торможением, периоды вытягивания чередуются с периодами остановки роста. На протяжении индивидуального развития организма происходят постоянные, закономерные изменения и размеров тела, и функциональных характеристик органов и систем. В результате изменений на каждом этапе онтогенеза формируются специфичные для каждого этапа свойства отдельных систем и организма в целом. Учет этих свойств необходим при планировании и проведении как педагогических, так и гигиенических, оздоровительных и спортивных мероприятий [11]. Необходимость исследования и анализа показателей физического развития детей и подростков заключается в оценке общего состояния и формирования организма. Становление и формирование физического развития складывается из таких факторов, как режим дня, питания, двигательной активности, пребывание на свежем воздухе и др. Негативное воздействие на физическое развитие оказывают различные заболевания, врожденные и приобретенные патологии. При поражении функции слуха выявляются следующие закономерности физического развития: неравномерность темпов роста и развития, отставание в формировании и развитии отдельных органов и систем, обусловленность роста и развития половыми особенностями детей, генетическими и средовыми факторами [5].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 51 страница
550 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 46 страниц
490 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 84 страницы
850 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 45 страниц
490 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg