Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

inna_lina92 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2019
Одним из основных показателей становления личности обучающегося является интерес к истории родного края, уровень сформированности которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его формировании, до сих пор остается открытым. При рассмотрении данного процесса мы опирались на теоретические положения психологии и педагогики, раскрывающие сущность и основные характеристики интереса, его значение.
Введение

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения, Закон Российской Федерации « Об образовании», Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России в качестве одного из приоритетных направлений работы современной школы определяет духовно-нравственное развитие обучающихся, одним из аспектов которого является формирование интереса к истории родного края. Опираясь на Национальную Доктрину образования в Российской федерации, одной из задач в системе образования, является обеспечение исторической преемственности поколений. Какие бы изменения не происходили в обществе, формировать у обучающихся интерес к истории родного края необходимо всегда. В работах Н. В. Виноградовой и др., доказано, что важно формировать потребность изучать родной край, его особенности, историю, достопримечательности, так как только доступный краеведческий материал является базой для формирования интереса к истории родного края. В исследованиях Н. Г. Морозовой, Л. И. Божович, Г. И. Щукиной доказано, что эффективность усвоения изучаемого материала зависит от уровня сформированности интереса обучающихся. Особая роль в формирования интереса отводится детям младшего школьного возраста. По утверждению Л. В. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, именно младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка, так как в этот период происходит становление учебной деятельности, в частности интереса. Исследования, выполненные за последние годы, свидетельствуют о том, что ученые уделяют внимание проблеме формирования интереса у детей младшего школьного возраста (Г. В. Алябушева, М. А. Пастушкова, П. И. Семенова, М. А. Шевцова и др.), но относительно предмета «Окружающий мир» она не нашла должного отражения в исследованиях, поэтому тема нашего исследования является актуальной. Одним из ведущих форм организации занятий для формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету «Окружающий мир» являются экскурсии. Работы ученых (И. П. Подласый, В. В. Голубков, Б. В. Емельянов и др.) посвящены реализации возможностей экскурсий для совершенствования педагогического процесса и формирования интереса. Так Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и др., рассматривали экскурсию как средство сенсорного развития. Сенсорные способности являются фундаментом умственного развития детей младшего школьного возраста и его необходимо постоянно укреплять. В том числе и на уроках в образовательном учреждении. Таким образом, все вышеизложенное позволяет выделить следующее противоречие: между необходимостью применять экскурсии на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста и недостаточно разработанными условиями для осуществления данного процесса. Названные противоречия подтверждают актуальность данного исследования и предоставляют возможность сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста посредством экскурсий на уроках по предмету «Окружающий мир». Важность теоретического обоснования и практического решения обозначенной проблемы определила выбор темы исследования: «Формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста посредством экскурсий на уроках по предмету «Окружающий мир». Цель исследования – теоретическое обоснование и практическое обеспечение процесса формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста посредством экскурсий на уроках по предмету «Окружающий мир». Объект исследования – процесс формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – экскурсия как средство формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету «Окружающий мир». Задачи: 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста. 2. Рассмотреть многообразие методов и приемов формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету "Окружающий мир". 3. Рассмотреть экскурсии как средство формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету «Окружающий мир». 4. Провести диагностику сформированности интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста. 5. Разработать методические рекомендации педагогам начальной школы по формированию интереса к истории родного края посредством экскурсий на уроках по предмету «Окружающий мир». В ходе исследования использовались следующие методы: анализ психолого – педагогической литературы по исследуемой проблеме, опрос, анкетирование, методики и педагогический эксперимент. База исследования: опытно – экспериментальная работа проводилась в МБОУ СОШ №3 г. Сургута. Теоретическая значимость работы: раскрывается сущность понятия «формирование интереса к истории родного края»; рассматриваются разнообразные методы и приемы формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету «Окружающий мир»; определяется роль экскурсий в процессе формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста; выделяются ряд условий организации экскурсий в процессе формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста. Практическая значимость работы: исходя из результатов опытно –исследовательской работы выявлен исходный уровень сформированности интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста; на основе результатов исследования, нами разработан сценарий виртуальной экскурсии для детей младшего школьного возраста для проведения на уроке по предмету «Окружающий мир». Содержащиеся в работе теоретические и методические рекомендации могут быть использованы в работе учителя начальных классов, для формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста посредством экскурсий на уроках по предмету «Окружающий мир». Структура данной выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основная часть в свою очередь делится на две главы. В первой главе даны теоретические основы исследования, уточняются понятия «родной край», «интерес», «экскурсии», «виртуальные экскурсии». Рассматриваются особенности использования экскурсий для формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету «Окружающий мир». Во второй главе представлены методики и результаты опытно – экспериментальной работы, разработка и проведение сценария виртуальной экскурсии для формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету «Окружающий мир». Список литературы состоит из отобранных источников. В работе представлено приложений, таблиц и рисунков.
Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 1 Глава. Теоретические основы формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста посредством экскурсий на уроках по предмету «Окружающий мир»……………………………………7 1.1. Формирование интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста……………………………………..………………………...7 1.2. Методы и формы формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету "Окружающий мир……………...……………………….…………………………………….….18 1.3. Экскурсия как средство формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету «Окружающий мир»……………………………………………………...……22 Выводы по 1 главе…………………………………………………..…..30 2 Глава. Опытно – исследовательская работа по формированию интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста посредством экскурсий на уроках «Окружающего мира»…………………….32 2.1. Выявление исходного уровня сформированности интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету "Окружающий мир"..........................................................................32 2.2. Разработка и проведение виртуальной экскурсии на уроках по предмету «Окружающий мир», направленной на формирование интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста………….…..43 Выводы по 2 главе………………………………………………...…...….46 Заключение……………………………………………………………….48 Список литературы………………………………………………..………54 Приложение………......................................................................................54
Список литературы

1. Александрова, Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса [Текст] / Обучение в школе. – М. : 2011. – № 10. – 21–23 с. 2. Амонашвили, Ш. А. Размышление о гуманной педагогике [Текст] / Ш. А. Амонашвили. — М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1997. — 495 с. 3. Ананьев, Б. Г. Познавательная потребность и интересы [Текст] / Б. Г. Ананьев. – М. : Учен. зап. ЛГУ: Филос. науки. — Вып. 16. —№ 265. — 42 с. 4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – М. : СПб., 2003. — 284 с. 5. Беляев, М. Ф. Основные положения психологии интереса [Текст] / М. Ф. Беляев – М. : Учен. зап. Иркутского ГПИ. — Иркутск, 1950. — Вып. V. 6. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] / Л. И. Божович. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. — № 73. 7. Болотова, С. А. Роль исторического краеведения в патриотическом воспитании младших школьников [Текст] / С. А. Болотова // Образование и духовное развитие ребенка в XXI веке [Текст] /: сб. науч.-метод. материалов / сост. и науч. ред. О. А. Куренина. — М., 2007. — 202 с. 8. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков,В. Зин-ченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 671 с. 9. Вершинин, Н. Я. Воспитание у младших школьников любви к истории родного края [Текст] // Начальная школа. – М.: 2000.-№10. – 9 с. 10. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1992. — Т. 2. — 199 с. 11. Выготский, Jl. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. 12. Горчинская, А. А. Методика «Познавательная активность младшего школьника» [Текст] // В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» [Текст] / – СПб.: Речь, 2008. – 170 с. 13. Горчинская, А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности [Текст] /. – М.: Дисс . канд. пед. наук. Челябинск, 2003. – 165 с. 14. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] /. – М.: Пашков дом, 2009. – 234 с. 15. Доронина, Н. Н., Чернова, О. А. Познавательная активность детей младшего школьного возраста [Текст] / Молодой ученый. –М. : — 2018. — №4. — 175-177 с. 16.Ефимов, В. Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В. Ф. Ефимов // Начальная школа. – М. : — 2012. — №?2. — С. 37?42 с. 17. Згурская, Т. В. Формирование познавательных потребностей младших школьников [Текст] /. – М : автореф. дис. . канд. пед. наук / Т. В. Згурская. — Новокузнецк, 2009.— 22 с. 18. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности [Текст] / А. Г. Здравомы-слов. —М., 1996. – 167 с. 19. Ильин, В. С. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников [Текст] / В. С. Ильин. — Ростов н/Д, 1981. — 223 с. 20. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: уч.пособие [Текст] / . М : – СПб: 2005, 223 с. 21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 245 с. 22. Хвотикова, П.Н. Начальная школа – основа знаний [Текст] /. – М. : 2016 – 481 с. 23. Щербаков, А.М. Краеведческая работа в школе [Текст] /. М. : Учпедгиз, 1969. – 178 с. 24. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1998. — 209 с. 25. Щукина, Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. — М. : 1982.— 281 с. 25. Щукина, Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. — М.: 1981. — 175 с. 26. Щукина, Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения [Текст] / Г. И. Щукина. — М.: Учпед., 1972. — 232 с. 27. Щукина, Г.И. Интерес [Текст] /. В кн.: Педагогика. М.: Просвещение, 1988. – 235 с. 28. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание [Текст] / Н. Е. Щуркова. — М., 2004. —127 с. 29. Экономическая энциклопедия [Текст] / науч. ред. Совет изд-ва «Экономика»: Ин-т экономики РАН; гл. ред. JL И. Абалкин. — М.: ОАО «Изд-во "Экономика"», 2002. — 1050 с. 30. Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М.: Тривола, 2004. —165 с. 31. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко; АПН СССР. — М.: Педагогика, 1999 — 556 с. 32. Юркевич, В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности [Текст] . / Вопр. психологии. – М.: — 1990. — № 2. — С. 53—93.
Отрывок из работы

1 Глава. Теоретические основы формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету "Окружающий мир" 1.1.Формирование интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста В разные времена в обществе формируются свои, присущие только данной эпохе ценности. Интерес к истории родного края, к своему народу, к его традициям - это основа любого общества. Сухомлинский писал: «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины ». Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения, Закон Российской Федерации « Об образовании», Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в качестве одного из приоритетных направлений работы современной школы определяет духовно-нравственное развитие обучающихся, одним из аспектов которого является формирование интереса к истории родного края. Анализ литературы по проблеме исследования позволяет утверждать, что четкого определение понятия «родной край» не сформулировано. Край, по Т. Ф. Ефремовой и С. И. Ожегову – «это страна, область, местность». Изучением родного края занимается такая наука как краеведение. Краеведение всегда есть «краелюбие». В толковом словаре В. И. Даля: «Краеведение — это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей — преимущественно местными школами». Именно краеведение тесно связывает воспитание с жизнью и историей края. Академик Д. С. Лихачёв считал краеведение «самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности». «…Всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою Родину значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому», — писал В. Г. Белинский. О необходимости самого широкого использования педагогами местного (краеведческого) материала писал ещё в 18 веке просветитель и педагог Я. А. Коменский. На особое значение краеведения при формировании педагогом личности в различное время обращали внимание Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег. В России вопрос использования местного краеведческого материала в педагогическом процессе впервые поднял М. В. Ломоносов. Гений Ломоносова понимал педагогическую ценность, которая заложена в ознакомлении учащихся со своей малой родиной. Позже эту идею в разное время развили и обосновали Н. И. Новиков, В. Ф. Зуев, Ф. И. Янкович.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 55 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 79 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg