Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие творческих способностей у детей подросткового возраста

inna_lina92 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 104 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2019
Подростки используют свои развивающиеся умения в процессе интеллектуальных и моральных поисков в отношении их самих, их семей и мира в целом. Благодаря росту творческого потенциала и активному развитию творческих способностей они значительно расширяют пределы своего мышления и обогащают его содержание. Они анализируют как реальные, так и возможные варианты использования своих талантов и способностей.
Введение

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. В сложной и богатой, полной поисков и препятствий человеческой жизни решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, результаты социальной жизни, которые определяют весь облик личности. Отношение социального и биологического в формировании и поведении личности оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека. Подростковый возраст является особым, критическим периодом. Наличие проблем и трудностей - одна из основных характеристик подросткового возраста. Это глобальные вопросы о смысле жизни, своем месте в ней, и повседневные переживания, касающиеся взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, собственной внешности и особенностей личности, поведения досуга и перспектив самореализации. Именно в этом возрасте идет активный процесс формирования личности, ее усложнение, возникает необходимость развития у подростков способности самим вырабатывать мнения, оценки явлений и событий, умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Вместо узкого набора способностей, приобретенных ранее, становится важным, и даже сверх важным, весь набор возможностей личности, вся ее самобытность в сфере досуга и в саморазвитии, которая поможет наиболее полно выразить себя, объединиться с тем, кто разделяет твои мысли и стремления. Комплексный подход к воспитанию охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам формирования и развития личности. К таковым следует отнести роль самодеятельного творчества, в том числе музыкального, в развитии потенциальных возможностей и способностей детей и подростков. С возрождением клубов и студий авторской песни, возможности реализации творческих способностей каждого талантливого человека неизмеримо выросли, поскольку потребность выразить свои чувства, мысли и настроения часто проявляются в собственном сочинении песен или оригинальном исполнении песен других авторов. Сегодня молодые люди воспитываются на богатейшем материале авторской песни. Это творчество, по оценке многих специалистов, активно способствует плодотворному формированию личности, ее морально-нравственному, познавательному и эстетическому развитию. Творения современных бардов, как и песни народные, проходят строгий естественный отбор обществом и временем, когда помнят и исполняют лишь самые лучшие. Множество определений дается произведениям этого жанра: авторская, самодеятельная, гитарная, студенческая, туристическая, песенная поэзия, бардовская песня; и каждое из них отражает какую-то особую грань этого явления. Поэтому уже сегодня можно говорить об авторской песне как о явлении, рассматривая его в разных аспектах: социальном, историческом, общекультурном, искусствоведческом. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ориентация педагогики на взросление подростка, состоит в его дальнейшем развитии, которое определяется компетентностью в преодолении проблем и трудностей, стрессовых нагрузок и способностью быть творческим и конструктивным, когда готовых решений нет. В связи с этим, особое внимание уделяется выявлению сущности развивающего и личностно-ориентированного обучения как концептуальной основы деятельности педагогов в процессе воспитания, способствующего развитию творческих способностей. Теоретический анализ показывает, что интерес к данной проблеме не ослабевает, а, наоборот, становится более глубоким и осмысленным. Способность - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. Так, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями сложное синкретическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек неб бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются. Теоретическое исследование проблемы потребностей подросткового возраста показало, что стремление к самоутверждению, поиску своего места в мире, творческой самореализации, входят в противоречие с ориентированностью современного образования на получение исключительно знаниевых основ. Столкновение интересов в дальнейшем получении образования и потребностей в личностном развитии требуют решения данной проблемы посредством досуговой деятельности. Актуальность и практическая значимость проблемы для педагогической науки и практики обусловили выбор темы дипломного исследования: "Развитие творческих способностей подростков в условиях клуба авторской песни". Актуальность. Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с лавинообразно увеличивающимся объемом информации, которой вынужден оперировать современный специалист в любой области, и процессом интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого творческого уровня развития мышления. Именно в этом возрасте идет активный процесс формирования личности, ее усложнение, возникает необходимость развития у подростков способности самим вырабатывать мнения, оценки явлений и событий, умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Вместо узкого набора способностей, приобретенных ранее, становится важным, и даже сверх важным, весь набор возможностей личности, вся ее самобытность в сфере досуга и в саморазвитии, которая поможет наиболее полно выразить себя, объединиться с тем, кто разделяет твои мысли и стремления. Для систематичного и целенаправленного развития креативных способностей учащихся основной школы необходимо включать в учебный процесс задания творческого характера. Как было выявлено на теоретическом этапе исследования, учебник, являясь средством достижения целей образования, не ставит своей целью развитие творческого потенциала школьников и, следовательно, то количество учебных творческих заданий, которое предложено авторами учебников, является недостаточным для активного развития креативных способностей подростков. Поэтому учителю для реализации развивающей функции в учебном процессе и развития творческих способностей школьников, в частности, необходимо разработать систему заданий, включающую учащихся в различную творческую деятельность, направленную на развитие всех компонентов креативных способностей. Для того чтобы разработанная система творческих заданий эффективно функционировала в учебном процессе, учителю, перед её разработкой, важно знать уровень развития творческих способностей учащихся, то есть какие из компонентов творческих способностей требуют развития, а какие из них находятся на высоком уровне развития. В декабре 2015 года президент РФ В. В. Путин в своём выступлении на заседании госсовета указал на необходимость разработки и внедрения системы ранней диагностики детской одарённости в школе. Диагностика является элементом научной организации труда учителя, позволяет приблизиться к пониманию обучения как управления познавательной деятельностью учащихся. Цель дипломного исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путём проверить психолого-педагогические условия организации музыкально-ориентированной досуговой деятельности подростков, направленной на развитие творческих способностей. Объект дипломного исследования: процесс развития творческих способностей подростков в условиях дополнительного образования Предмет дипломного исследования: совокупность психолого-педагогических условий и средств развития творческих способностей подростков в процессе занятий в клубе авторской песни. Гипотеза исследования заключается в предположении, что развитие творческих способностей подростков в процессе занятий в клубе авторской песни будут успешными при следующих психолого-педагогических условиях: соблюдении принципов личностно-ориентированного взаимодействия педагога и воспитанников; организации творческой среды, которая включает инструментальное обеспечение, продукты творческой деятельности подростков, в разнообразных формах деятельности стимулирующих и побуждающих к музыкально - словесному творчеству; реализации модели развития творческих способностей подростков на основе принципов гуманного взаимодействия, сотворчества, развития инициативы, действенности. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи: 1. Определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и оценить ее состояние в практике, изучив педагогический опыт работы в школах и студиях авторской песни. 2. Охарактеризовать психолого-физиологические особенности процесса развития творческих способностей в подростковом возрасте. 3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей подростков. 4. Изучить влияние индивидуально-личностных качеств на творческое развитие в подростковом возрасте в рамках клуба авторской песни. 5. Разработать и апробировать на практике модель развития творческих способностей подростков в условиях клуба авторской песни. Общей методологической основой исследования являются: философские труды И. Бродского, П.С. Гуревича, М. Дюфрена, В. Харчевой, В. Лаврененко и др. основы возрастной педагогики и психологии, изложенные в работах Э. Эриксона, А.С. Белкина, Л.С. Выготского, B. C. Мухиной, Р.С. Немова, Л.Ф. Обуховой, психолого-педагогические идеи в области теории развития творческих способностей С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, Д.Е. Богоявленской, Е.Н. Николаевой, Л.А. Регуш, О. Зельц, Н.В. Рождественской, А.В. Толшина, Д. Гилфорда, Д. Тумрилца, Р. Мея, А.Н. Леонтьева, Н.М. Полуэктова, И.П. Калошина, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского и др. концепции личностно-деятельностного подхода в обучении и воспитании П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, теории развития способностей Л.А. Баренбойма, П.П. Блонского, A. M. Матюшкина, С.М. Мальцева, В.Г. Ражникова, Б.М. Теплова, Г. Кеетмана, В. Келлера, К. Роджерса, Б. Хазельбаха, У. Юнгмайра, концепции креативной педагогики и психологии В.А. Жилина, Е.Л. Гайера, Дж.П. Гилфорда, М. Делласа, Л. Кемплера, П. Эдварде. труды в области исследования феномена авторской песни Д. Соколова, В. Климовича, Л. Беленького, Р. Шипова и т.д. Частная методология исследования представлена работами, обобщающими опыт работы школ и студий авторской песни, В. Ланцберга, С. Цывкиной и В. Цивкина, А. Костромина, Т. Мельник, А. Батуева, Д. Дихтера и Г. Крыловой, Б. Полеводы, Д. Матюшина, М. Петровой. В процессе решения цели и задач дипломной работы использовался комплекс методов исследования: 1.Анализ литературы по проблеме исследования. 2.Обобщение передового педагогического опыта. 3.Анализ собственного опыта. 4.Методы эмпирического исследования (наблюдение). 5.Проведение опытно-экспериментальной работы: констатирующий, формирующий и контрольный педагогический эксперимент. 6.Методы математической статистики. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается совокупностью теоретических и эмпирических методов исследования, а также апробацией и внедрением полученных результатов в практику педагогической деятельности. Диплом состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-7 1. Научно-теоретические основы проблемы развития творческих способностей подростков………………………………………………………..8 1.1 Развитие творческих способностей личности как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………….8-14 1.2 Психолого-педагогические и возрастные особенности развития творческих способностей в подростковом и юношеского возрастах…..14-20 1.3 Авторская песня как средство развития творческой личности………20-41 Вывод по первой главе…………………………………………………….42-43 2. Опыт средней общеобразовательной школы по организации внеклассной работы…………………………………………………………………………..44 2.1 Анализ деятельности средней общеобразовательной школы по развитию творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы…44-62 2.2 Рекомендации по развитию творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы……………………………………….……..62-68 Вывод по 2 главе………………………………………….…………………68-69 Заключение…………………………………………………………………..70-72 Список использованных источников……………………….……………..73-75 Приложение…………………………………………………..…………….76-104
Список литературы

Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М.: Наука, 2015. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2016. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М.: Просвещение, 2016. Брушлинский А.В. Деятельность подростка. – М., 2016. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М., 2017. Выготский Л.С. Педагогика подростка. – М.: Профит, 2015. Гаганов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации. – М., 2016. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей №4 за 2017 г. Гальперин П.Е. Введение в психологию. – М.: МГУ 2016. Гликман И.З. Воспитание и образование, №2 за 2016 г. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. - СПб.: Питер, 2016. Данилов Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. –- М., 2015. Дебесс М. Подросток. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2015. Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2015. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа. \\ Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. – М.: Просвещение, 2015. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М., 2015. Козловский О.В. Открой в себе гения. – Донецк, 2015. Кон И.С. Психология ранней юности – М.: Просвещение, 2016 Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 2017. Левин В. Нестандартный ребенок. – М., 2016.
Отрывок из работы

1. Научно-теоретические основы проблемы развития творческих способностей подростков 1.1 Развитие творческих способностей личности как психолого-педагогическая проблема Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим. Согласно такому пониманию, не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие. Некоторые исследователи, напротив, сужают термин "творчество", включая в него только познавательную деятельность, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Есть более расширенное определение, в соответствии с которым в центре проблематики творчества находятся не познавательные процессы и не личностные качества, а сущностные проблемы бытия человека в мире, его открытость новым возможностям. С этой позиции, весь мир культуры - продукт творчества человека. Все предметы обыденной жизни некогда появились в воображении их создателей, а теперь стали кристаллизованным, или реализованным, воображением. Огромные пирамиды, величественные храмы, стройные здания, дороги и мосты, дамбы и аэропорты и даже простые табуретки сначала возникли в чьем-то сознании как возможные. Творческая деятельность начинается с мечты, поскольку новое сначала надо обозначить, представить, назвать, поэтому творчество делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. [6, с.32] творческая способность подросток песня Вслед за О. Зельцем Л.С. Выготский выделял два типа деятельности человека: - репродуктивную деятельность, при которой человек в той или иной мере повторяет созданные или выработанные ранее приемы; творческую деятельность, при которой человек создает то, чего еще никогда не существовало до него. К сожалению творчество, как наиболее человеческая деятельность пока наименее осмыслено. В целях уточнения основного направления в развитии творческих способностей старших дошкольников следует вычленить профильную для нашего исследования составляющую - творчество. Еще древнегреческие ученые стремились развивать в своих учениках творческое мышление, предпринимали попытки осмыслить отличие творческих начал человеческого поведения от нетворческих. Но "когда обнаружилось, что экономика нации, государств находится во всевозрастающей зависимости от их интеллектуально-творческих ресурсов, потребность в изучении закономерностей и фактов творческого мышления приобрела необычайную остроту" [3, с.32]. Гуманисты всех эпох оценивали роль творчества в формировании личности чрезвычайно глубоко. "Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психологическому складу", - утверждал Б.В. Асафьев. [6, с.225].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg