Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Экспрессивные характеристики социального поведения в разноэтнических группах.

natalya1980er 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2019
Цель исследования: выявить экспрессивные характеристики социального поведения в разноэтнических группах. Объектом исследования: социальное поведение в разноэтнических группах. Предмет исследования: экспрессивные характеристики как устойчивые особенности социального поведения в разноэтнических группах. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что социальное поведение личности обусловлено культурно специфичными вариациями и интенсивностью проявления экспрессивности в разноэтнических группах. Задачи исследования: 1) На основе теоретического анализа психологической и философской литературы определить содержание понятия «социальное поведение». 2) Определить характиристики экспрессивного социального поведения в разноэтнических группах. 3) Выявить особенности проявления экспрессивных характеристики социального поведения в разноэтнических группах. Методологической основой исследования являются: принцип развития психики в деятельности (А.Н. Леонтьев); принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); принцип системного и целостного подхода к изучению личности (Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков, В.М. Бехтерев, Б.Ф. Ломов); принцип личностно-ориентированной направленности (К.А. Абульханова, Л.И. Божович, Е.И. Исаев, В.Н. Мясищев, В.И. Слободчиков), «Социальная психология» Г.Н.Андреева, «Экспрессивное поведение» Лабунская В.А концепция социализации и индивидуализации (А.В. Дмитриева, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский). Были использованы теоретические положения исследований в области изучения ценностей личности (Н.А. Журавлева, Г. Олпорт, В.Б. Ольшанский, М. Рокич, В.П. Тугаринов, Ш. Шварц), основные идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл). Методы исследования. -теоретические (анализ и систематизция концептуальных подходов в психологии и педагогике к изучению проблемы экспессивных характеристик социального поведения в разноэтнических группах); -эмпирические (наблюдение, тестирование) методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А.М.Кузнецова); методика - опросник Т.Лири диагностика межличностных отношений; методика перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности (Л.Е. Бачина, А.Е. Ольшанникова). - математические (методы математической статистики) - логические (интерпретация и анализ полученных данных) База исследования. В исследовании принимали участие 60 респондентов, которые были разделены на группы по национальному признаку. Исследование проводилось на базе «Симферопольской академической гимназии». Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений, включает 7 таблиц и 4 рисунка. Общий объем работы составляет 79 страниц.
Введение

Актуальность исследования. Современное общество стремительно меняется, и этот процесс отражается не только на психологическом уровне развития, но так, же ведёт к изменению общественных отношений. Быстрыми темпами происходит социальная дифференциация. Подобные изменения требуют внимательного рассмотрения проблемы социального поведения представителей различных социальных слоёв и этнических групп. Ценностные ориентации в контексте проблем регуляции и прогнозирования социального поведения рассматриваются в исследованиях В.А. Ядова, О.С. Дейнеки, В.А. Хащенко, Э.Г. Черновой, Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой, И.Р. Алтуниной, Ю.П. Платонова, В.А. Бобневой и других ученых; динамика ценностных ориентации исследовалась А.Л. Журавлевым, Н.А. Журавлевой, Ю.Ю. Колягиным, В.А. Ядовым, А.Ф. Лазурским, В.Н. Мясищевым, А.Г. Ковалевым и другими. В работах Ш.А. Амонашвили, А.А. Деркача, И.В. Дубровиной, М.И. Бобневой, К.П. Платонова, Е.В. Шороховой подчеркивается необходимость целенаправленного формирования ценностных ориентаций, развитие толерантного отношения в разноэтнических группах. Роль этничности в общественных процессах, отношение к культуре, языку и традиционному образу жизни были рассмотрены в таких научных работах как: В.Ю. Хотинец, B.C. Мухина, Н.М. Лебедева, A.M. Гуревич, Г.В. Палаткина и др. В условиях новых темпов жизни, углубления взаимосвязи различных культур и этносов становится чрезвычайно актуальным изучение психологических особенностей социального поведения в разноэтнических группах. В связи с этим в качестве проблемы исследования выступает противоречие между потребностью психологической теории и практики в изучении проявления экспрессивных характеристик социального поведения в разноэтнических группах и недостаточная изученность данной проблемы в научной литературе. Названное противоречие и определило тему исследования «Экспрессивные характеристики социального поведения в разноэтнических группах».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения экспрессивных характеристик социального поведения в разноэтнических группах………………………………………………………………………………….6 1.1.Теоретическая разработка проблемы социального поведения зарубежными и отечественнымипсихологами…………………………………………………………..6 1.2. Основные параметры экспрессивного репертуара в социальном поведении личности………………………………………………………………………………..32 Выводы по первоглаве………………………………………………………………...40 ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование проявления экспрессивных характеристик социального поведения в разноэтнических группах …………………………………………………………………………………………..42 2.1.Организация и методика исследования проявления экспрессивных характеристик социального поведения в разноэтничеких группах…………………………………………………………………………………42 2.2. Психологический анализ социального поведения в разноэтнических группах…………………………………………………………………………………49 2.3.Особенности проявления экспрессивного поведения в разноэтнических группах…………………………………………………………………………………59 Выводыповторой главе………………………………………………………………..63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..5 СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..66 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………70
Список литературы

1. Абульханова – Славская К.А. Деятельность и психология личности/ К.А. Абульханова – Славская. – М.,1980 с. 56 2. Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения: учеб пособие / И.А Алтунина.; Моск. Психол-социал. ин-т, гл. ред. Д.И. Фельдштейн, редкол. А.Г. Асмолов и др.. М.: Изд во Моск. Психол. – социал. Инта, 2006. – 130 с. 3. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. М.; Шалва Амонашвили, книга 3,М.: Амрита, 2012. – 230 с. 4.Андреева Г.М. Социальная психология./ Г.М. Андреева– М.: Аспект Пресс, 1996 с. 44 5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев — СПб.: Питер, 2001. — с.288 6. Барабанщиков В.А. Экспрессии лица и их восприятие./ В.А. Барабанщиков М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 341 с. 7. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая //Изд-е 3-е, испр. и доп. – М.: Аспект Пресс. – 2012 – с. 475 8. Бехтерев В.М. Объективная психология./ В.М Бехтерев. М.,1991[154] 9. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком./ А.А Бодалев М., 1982. С. 16—32. 10. Бобнева М.И. психологические механизмы регуляции социальног поведения. / М.И. Бобнева М.; Наука, - 1979. – 339с. 11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л. И. Божович — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. — (Мастера психологии). — Библиогр.: с. 386-389. 12. Гуревич A.M. Дифференциальная психология и психодиагностика./ A.M.Гуревич СПб.: Питер, 2008. – 336 с. 13. Дейнеки О.С. Экономическая психология./ О.С. Дейнеки. Иркутск: Изд-во БГУ ЭП, 2003. – 281 с. 14. Деркач А.А. Психология профессиональной деятельности. Под общ. ред. А.А.Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 342 с. 15.Дмитриева А.В. Управление персоналом и профессиональным развитием Современные наукоемкие технологии./ А.В. Дмитриева – 2006. - № 4. – с. 50-51. 19. 16. Дубровина И.В. Психология./ И.В. Дубровина М., Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с. 17.Журавлева Н.А. Психологические типы ценностных ориентаций личности в современном российском обще-стве / Н.А. Журавлева С. 72–81. 33. 18. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности./ А.Л. Журавлев Издательство «Институт психологии РАН». Москва – 2005. 19. Иконникова С.Н. История культурологических теорий/ С.Н. Иконникова 2-е издание, дополненное и переработанное. 2005. 20. Исаев Е.И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров. / Е.И Исаев — Москва: Юрайт, 2012. — 347с. 21. Ковалев А.Г. Психология личности./ А.Г. Ковалев Второе издание, исправленное и дополненное. Москва: Издательство «Просвещение». 1965. 289 с. 22. Лабунская В.А социально-перцептивный подход / В.А. Лабунская. – Ростов-на-Дону : Издательcтво Ростовского госуниверситета, 1986. – 136 с. – 7,90 усл. печ. л 23. Лазурский А.Ф. Классификация личностей./ А.Ф. Лазурский М., Пг., 1923. – Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии / А.Ф. Лазурский Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. С. 472-491. 24.ЛебедеваН.М.Введение в этническую и кросскультурную психологию./ Н.М Лебедева. М., 1998 25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. – М., 1975. с. 245 26. Лисовский В.Т. Социология молодёжи./ В.Т .Лисовский СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. — 361 с. 27. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б. Ф. Ломов // Проблема общения в психологии. – М., 1981. – С. 3–23. 28. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-e изд. Пер. с англ. Автор: Маслоу Абрахам Издательство: СПб. - с. 79 29. Мухина B.C. Возрастная психология./ B.C Мухина// Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 608 с. 30. Мясищев В.Н. Психология отношений./ В.Н. Мясищев М.: МПСИ, 2005. — 158 с. 31. Олпорт Г. Личность в психологии./ Г. Олпорт М.: КСП+; СПб: Ювента. При участии психологического центра “Ленато”, СПб, 1998. С. 103—112. 32. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР : в 2 т. / В.Б. Ольшанский М., 1966. Т. 1. С. 471. 33. Палаткина Г.В. Этнопедагогика. / Г.В. Палаткина Учебное пособие. – Астрахань: Астраханский университет, 2008. — 270 с. 34. Платонов К.К. Сущность деятельности. Формирование действий. / Платонов К.К. //О системе психологии – М.: Мысль, 1972 с. 243 35. Платонов, Ю.П. Введение в этническую психологию: учебное пособие/ Платонов, Ю.П. // — СПб.: Изд-во СпбГУ, 1995.– С. 109 36.Платонов, Ю.П. Введение в социальную психологию/ Ю.П. Платонов учебное пособие. СПб.: СПбГИПСР, 2007.– С. 109 37. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология / Л. Г. Почебут //Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2012. — с.336 38. Роджерс К. Взгляд на психотерапию./ К. Роджерс// Становление человека. М.: «Прогресс», 1994 - с. 213 39. Рокич М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. СПБ – с. 58 40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн //СПб.: Питер, 2004. -713 е.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)– С. 109 41. Методы психологической диагностики. / Л.Н. Собчик // Вып. 3.Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод. Руководство. М., 1990.— с.352 42.Слободчиков В.И. Психология человека./ В.И. Слободчиков// Введение в психологию субъективности. … Слободчиков В.И. ,ИсаевЕ.И.С48 43. Тугаринов В.П. Избранные философские труды./ В.П. Тугаринов Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.—344 с. 44. Франкл В. ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА Москва, Прогресс, 1990 г. – с.87 45. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. // – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. –C.193-197 46. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен. В кн./ Дж. Хоманс Современная социальная психология на Западе (тексты). //Дж. Хоманс. // М., 1985.–с.351 47. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание./ В.Ю. Хотинец СПб.: Алетейя, 2000. – 240 с. 48. Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности./ Р.М. Шамионов.Учебное пособие. — Саратов: Наука, 2009. — 186 с. 49. Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности. … Автор методики – Шалом Шварц (1992), адаптация Карандашева В.Н. (Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. 50. Шорохова, В.В. Социальное поведение личности и его регуляция / в кн. Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002.–с.351 51.Шорохова, Е.В., Бобнева, М.И. Социальная психология личности. / Е.В. Шорохова, М.И. Бобнева. // М., 1979 с.235 52. Диспозиционная теория регуляция социального поведения личности В.А. Ядова.
Отрывок из работы

1.1.Теоретическая разработка проблемы социального поведения зарубежными и отечественными психологами Поведение личности включает поступки, проявляющиеся внешне, в определенной последовательности действия индивидов, которая, так или иначе, затрагивает интересы других людей, их групп, всего общества. При включении в общение с другими людьми поступок приобретает личностный смысл, становится социальным. Отсюда, любое проявление человеческого поведения также является в своей основе социальным. В настоящее время проблемами социального поведения личности интересуются многие исследователи – психологи, интересующиеся причинами поведения человека и человеческих сообществ. Необходимо отметить, что социальное поведение человека изменяется в течение всей его жизни, в зависимости от культуры, религии, среды обитания и личного мировоззрения. Социальное поведение – это особая форма проявления активности человека в обществе. Исследуя социальное поведение, следует разделять его от массового поведения [10] так как оно имеет свои особенности проявления действий, которые не относятся по своим последствиям к социуму, или не обусловлены социальным фактором, но стоит заметить, что и то, и другое имеет социальные предпосылки и детерминанты. Рассмотрим некоторые поведенческие аспекты личности человека в социуме, а так же факторы участия личности в социальных группах. Следует отметить, что имеются определённые различия между обычным поведением человека, и поведением в группе. По мнению Т.Шибутани, «простое присутствие другого человека, даже совершенно постороннего, безусловно, изменяет поведение любой социализированной личности» [84]. Исследования социальных психологов показали, что многомерное влияние на поведение отдельного человека не только того, имеются ли явные свидетели реализуемого поведения, и каковы их характеристики, но и того, какие установки есть у личности и в каких обстоятельствах и ситуациях они актуализируются. Очень хорошо это наблюдается в исследованиях, которые связаны с этническим или классовым фактором. В (Таблице 1) представлены основные концепции, в которых проработка проблемы социального поведения позволяет нам выделить совокупность общепринятых представлений, и послужит общеметодологическим ориентиром в организации нашего исследования. Таблица 1 Основные теоретические концепции изучения социального поведения. № Автор концепции Основные компоненты концепции 1 Р.М. Шамионов. Психология социального поведения личности. 2 Е.В. Шорохова. Проблема психологии личности. 3 Ю.П. Платонова Социальная психология поведения. 4 Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая Разновидности социального поведения 5 Э. Фромм Теория личности. 6 Б. Скиннер, Дж. Хоманс Поведенческая теория личности. 7 Б. Ф. Ломов Ценностные ориентации. Социальное поведение является не просто производным от социальной среды или сферы личности, а социальным феноменом, в котором есть своё специфическое пространство, а также своя логика существования. На основе данной трактовки социального поведения есть два суждения: 1) социальное поведение как актуализированный способ, выражающийся в действиях и поступках; 2) социальное поведение, с одной стороны, это действие человека по определённой причине или необходимости, с другой, поступки, определяющие личность и её свободу. Этой двойственностью определяется сложность управления социальным поведением (Р.М. Шамионов) [186]. По мнению Е.В.Шороховой, поведение – это форма связи, взаимодействия организма с окружающими условиями. Источником поведения являются потребности. Поведение человека определяется своеобразием жизнедеятельности – социальная среда, человек в этом взаимодействии выступает как личность, представляющая собой социальное явление [356]. По своему значению социальное поведение предполагает уровень социализированности – усвоения норм этого поведения, формирование способности управлять им, иметь собственное отношение к воспринимаемому социальному поведению другого человека или группы, умение соотносить собственное поведение с поведением другого и меняющейся социальной ситуации. Таким образом, в изучение социального поведения личности включают и собственно объективное течение поведения, его фиксируемые характеристики и механизмы, а также влияние поведения одного на других людей, их поведение, но еще больше – социально-психологические факторы, условия лежащие в его основе, – межгрупповые отношения, стереотипы и мораль, нравственность, влияние средств массовой информации и т.д., а также нормы, ценности, роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации – все то, что относят, как правило, к внутренним инстанциям личности. Однако, как известно, предвидение и прогнозирование социального поведения личности – весьма затруднительно. И дело не только в том, что психологическое знание еще не дает возможности более или менее полно утверждать, что именно следует ожидать от конкретного человека в данный момент времени в данной конкретной ситуации, но в том, что личность – весьма многомерное явление. Вместе с тем, знание о некоторых закономерностях социального поведения в наиболее типичных ситуациях весьма значимо и позволит в определенной степени быть готовым к нему. В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; приспособление человека к социальным условиям своего существования. Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения — естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер. «Естественное» поведение, индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно этим целям. Поэтому перед индивидом не стоит вопрос о соответствии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. «Естественное» поведение индивида социально не регламентируется, поэтому оно, как правило, аморально или «бесцеремонно». Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов. Ритуальное поведение («церемонное») — индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм — от этикета до церемонии — настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы, и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости своего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей. У социального поведения множество разновидностей. Говоря об объективных последствиях социального поведения, в первую очередь говорят об адекватном или неадекватном поведении. Адекватное поведение – это поведение, которое соответствует требованиям ситуации и ожиданиям людей, делится на конформное поведение, ответственное, помогающее, правильное и синтонное поведение. Неадекватное поведение – противоречит всяческим нормам и морали общества, к ним относят виктимное поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, демонстративное поведение, конфликтное поведение и ошибочное поведение. Конфликтное поведение – порождающее напряжённость и конфликты. Несколько иную классификацию видов социального поведения предложила Е.В. Шорохова. В зависимости от социальной структуры общества ею выделяются: классовое поведение, поведение социальных слоев, этническое и другие виды поведения. Структура социального поведения, представленная в работах Ю.П. Платонова, включает в себя поведенческий акт, действие, поступок, деяние. Каждый из этих элементов имеет свое специфическое психологическое содержание. По мнению автора, целью социального поведения личности является преобразование окружающей действительности, осуществление социальных изменений в обществе, личностных «переустройств» человека.[12] Такие исследователи как: Е.В.Шорохова, В.А. Бобнева, Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая, В.А. Ядов, Ш.Шварц, М.Рокич и другие, выделяют такие регуляторы социального поведения, которые подразделяются на внутренние (психологические) и внешние (социальные); позитивные (определяющие просоциальное поведение) и негативные (определяющие асоциальное, антисоциальное поведение); общечеловеческие (традиция, язык, ритуалы и т.д.). Социально-психологические явления (этносы, классы, группы, социально-психологический климат и т.д.), социально-психологические феномены (стереотипы, вкусы, молва и т.д.) и личностные (позиция, статус, установка, социальные нормы и т.д.). Одним из наиболее интересных, действующих на разных уровнях – в обществе и социальных группах, – а также присущих личности внутренних психологических регуляторов социального поведения являются нормы и ценности. Шорохова Е.В. разделяет социальное поведение по основанию субъективности на: общественное, массовое, этническое и другие виды поведения. По параметру активности/пассивности может быть выделено адаптационное, стереотипное, поведение по оказанию помощи другим людям. По способу выражения выделяются вербальное, невербальное, коммуникативное, разумное и другие виды поведения. По времени существования поведение может быть импульсивным, вариабельным, длительно осуществляемым [23]. Как уже говорилось, социальное поведение имеет свои формы и виды, если рассматривать поведение в социуме, по способу выражения можно выделить несколько видов поведения: вербальное, невербальное и эмоциональное. К вербальному поведению можно отнести речь, которую мы передаём с помощью слов, что вполне приемлемо в обществе. К невербальному поведению, по мнению В.А. Лабунской, можно отнести «несловесную речь», которая проявляется в жестах, мимике, интонации, с которой производится речь [90]. Такие немало важные факторы имеют большое значение в процессе коммуникации. Невербальное поведение неотделимо от личности. В нем не просто выражаются какие-то ее психические состояния, особенности темперамента или отношения к другому, но и представлены психологические особенности, присущие конкретной личности. Поэтому невербальное поведение индивидуально и неповторимо настолько, насколько индивидуальна и неповторима личность во всех своих переживаниях. Именно поэтому появляются трудности, связанные с его интерпретацией и точностью понимания в общении. Невербальное поведение, в отличие от невербальных коммуникаций, — это не просто средство информации, средство, улучшающее ориентировку одного человека в другом, не просто внешнее сопровождение психических явлений. Если и можно говорить о невербальном поведении как инструменте познания внутреннего мира человека, то только потому, что оно и есть часть этого мира, форма его существования. Невербальное поведение — это не маска, которую можно снять или надеть, это сама личность во всех ее проявлениях. Эмоциональное поведение – это реакция человека в преддверии наступающей ситуации, то есть положительное или отрицательное проявление. Эмоция является механизмом закрепления положительного и отрицательного опыта. Возникая при достижении или не достижении цели, эмоции являются положительным или отрицательным подкреплением поведения. Эмоции могут проявляться активно и пассивно. Страх проявляется активно (убегание) и пассивно (замирают от страха). Радость может быть бурная и тихая. Рассердившись, человек может горячиться, а может лишь нахмуриться. В гневе человек может буйствовать, или же никак не проявит своего гнева («все кипит внутри»). Если взглянуть на зарубежную психологию, то мы увидим, что Э.Фромм счёл окружающую социальную среду основной детерминантой поведения индивида. Фромм Э. вводит термин «социальное бессознательное», подразумевая под ним психический опыт, общий для всех членов данного общества, но у большинства из них не попадающий на уровень сознания, так как это вытесняется специальным по своей природе социальным механизмом, принадлежащим обществу, а не индивиду [106]. Также вводится понятие «Социальный характер». Это стиль поведения воспитанный и приемлемый обществом и неосознаваемый индивидом. Иной вариант предлагает бихевиоризм (Б. Скиннер, Дж. Хоманс), рассматривающий поведение как систему реакций на различные стимулы. цит. Скиннер Б. выделяет три типа поведения: оперантное, условно-рефлекторное, и безусловно-рефлекторное [351,24]. Оперантные реакции представляют собой форму адаптации организма к окружающей среде. Они активны и произвольны. Последние два вида реакций вызываются воздействием соответствующих стимулов. Скиннер Б. обозначает термином «технологии поведения» целенаправленный манипуляционный контроль одних групп людей над другими, связанный с установлением оптимального для определенных социальных целей режима подкрепления. Хоманс Дж. считает, что если дополнить теорию представлением о взаимном характере стимулирования в отношениях между людьми, то можно интерпретировать социальное поведение с помощью поведенческой парадигмы Скиннера. Он отмечает, что отношения индивидов между собой всегда представляют взаимовыгодный обмен деятельностью, услугами, это взаимное использование подкреплений [351]. Теорию обмена Хоманс Дж. кратко сформулировал в нескольких постулатах: ? постулат депривации — чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем меньше он ценит последующее вознаграждение; ? постулат успеха — с наибольшей вероятностью воспроизводятся те действия, которые чаше всего встречают социальное одобрение; ? постулат стимула — сходные стимулы, связанные с вознаграждением, с большой степенью вероятности вызывают сходное поведение; ? двойной постулат агрессии-одобрения — отсутствие ожидаемого вознаграждения или неожиданное наказание делает вероятным агрессивное поведение, а неожиданное вознаграждение или отсутствие ожидаемого наказания приводит к повышению ценности вознаграждаемого поступка и способствует его более вероятному воспроизведению. ? постулат ценности — вероятность воспроизведения действия зависит от того, насколько ценным представляется человеку результат этого действия; Изучив теоретические представления о социальном поведении личности, необходимо выделить и классификацию его детерминант, к ним относятся : - внутренние (психологические): ценностные ориентации, установки, система ценностных смыслов, мотивов, психологические особенности личности. - внешние (социальные): социальные, групповые, индивидуальные нормы и ценности культуры и субкультуры, где человеку предписывается в той или иной ситуации определенный тип поведения. - позитивные (определяющие просоциальное поведение) - негативные (определяющие асоциальное, антисоциальное поведение); - общечеловеческие (традиция, язык, ритуалы и т.д.), - социально-психологические явления (этносы, классы, группы, социально-психологический климат и т.д.), - социально-психологические феномены (стереотипы, вкусы, молва и т.д.) - личностные (позиция, статус, установка, социальные нормы и т.д.). Далее рассмотрим подробнее особенности психологических детерминант социального поведения. Нами теоретически определено, что такими особенностями являются: социально-психологическая адаптация, стили и типы поведения в межличностном взаимодействии, социальная креативность. В Таблице 2 представлены основные концепции, рассматривающие психологические детерминанты социального поведения. Таблица 2 Основные теоретические концепции изучения особенностей психологических детерминант социального поведения № Авторы концепции Основные компоненты концепции 1 В.В. Гриценко Социально-психологическую адаптацию. 2 А. Налчаджян Социальная адаптация 3 Альфред Адлер Жизненный стиль. 4 Карен Хорни Основные ориентации в отношениях с другими людьми. 5 Н. А. Тюрьмина Механизмы креативности. 6 А. А. Попель Структура социальной креативности. На примере изучения адаптации переселенцев в новой социокультурной среде В. В. Гриценко определил социально-психологическую адаптацию как непростой и рассматриваемый с нескольких сторон процесс взаимодействия субъектов разных культур, в результате чего проистекает формирование новой положительной социальной идентичности. Процесс развития личностного потенциала мигрантов происходит по мере их активного включения в различные виды деятельности (в профессиональную деятельность), систему межличностных отношений, социокультурную и социально-политическую жизнь, нахождение условий для реализации потребностей в самоуважении и самоактуализации личности. Сочетание устойчивости с изменчивостью, выполняемое на уровне способов взаимодействия организма со средой на уровне механизмов адаптации и является сущностью социально-психологической адаптации. Автором была предложена идея, производить анализ данного феномена на двух уровнях: групповом и личностном. На групповом уровне анализа выделяются факторы, оказывающие влияющие на выбор и реализацию приезжими различных стратегий адаптации в условиях кризиса идентичности. В частности: установки на сохранение своего культурного своеобразия, обусловленного длительным проживанием, прежде всего, в чуждо этническом окружении, и установки на налаживание самых широких взаимоотношений с коренным населением принимающей территории и тем самым приобретение положительной социальной идентичности, адекватной изменившимся социокультурным, экономическим и политическим условиям жизни в обществе. На личностном уровне анализируется влияние на выбор и реализацию стратегий адаптации ценностно-смысловой структуры личности, выраженной в виде конкретных показателей: стремление к раскрытию своего потенциала, удовлетворенность профессиональной деятельностью, осуществлением смысла жизни, а также факторов эмоциональной устойчивости и локуса контроля личности. В качестве основных функции можно выделить следующие: формирование средств, определение условий и форм для развития личности в новой социокультурной среде. Автором подчеркивается значимость исследования социальной идентичности, ценностно-смысловых структур личности для выявления эффективности адаптационного процесса. С другой стороны А. Налчаджян определяет социальную адаптацию как состояние отношений личности и группы [31]. При этом личность без длительных внешних и внутренних конфликтов может продуктивно выполнять свою ведущую деятельность, удовлетворять свои социогенные потребности, а также придерживается тех ролевых ожиданий, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и способна свободно выражать свои творческие способности. В связи с этим А. Налчаджян выделяет нормальную, девиантную и патологическую виды адаптации. Личность с нормальной адаптацией может устойчиво существовать в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений структуры её личности и одновременно без нарушения норм той социальной группы, в которой протекает активность субъекта. Автор считает, что эта адаптация может быть трёх видов: защитной, незащитной и смешанная. В защитной адаптации проявляется действие основных защитных механизмов личности (агрессии, рационализации, регрессии, проекции и других). Проявление того или другого механизма защиты зависит не только от того, насколько сложной является ситуация, но также от психологического состояния личности от её особенностей и внутренних условий. Незащитная адаптация происходит, когда личность оказывается в проблемной ситуации, не вызывающею фрустрацию, и требующей от неё принятия рациональных решений. Эти процессы проходят при помощи механизмов целеполагания, познавательных операций, разных форм социальной уступчивости, социально-психологических процессов и групповых решений и т. п. Смешанная адаптация происходит, когда личность частично находится в состоянии фрустрации, но стоит перед конструктивными задачами, связанными с её социальными ролями. Тогда могут проявляться одновременно или в какой-либо последовательности либо защитные, либо когнитивные механизмы. От удачного смешения и применения разных видов адаптации и зависит то насколько человек быстро и умело справится с задачей стоящей перед ним. Девиантная адаптация – данный вид процессов социальной адаптации, обеспечивает удовлетворение потребностей индивида в социальной группе при условии, что ролевые ожидания остальных участников данного процесса не оправдываются таким поведением. Разделяют два типа девиантной адаптации: неконформистская и новаторская. Неконформистская адаптация – это процессы, с помощью которых субъект преодолевает внутригрупповой конфликт способами, являющимися необычными для членов данной группы и впоследствии может оказываться в проблемных отношениях с нормами принятыми в группе и их субъектами, которые испытывают длительную фрустрацию, связанную с реализацией этого вида адаптации. Это может повлиять на то, что человек будет либо исключён из социального окружения, либо вокруг него создастся зона длительного напряжения и даже конфликтов. Новаторская адаптация – обычно используется творческими личностями, которым тесно в социальных рамках и которая изменяет окружение в соответствии с убеждениями, её принадлежащими. Данные личности для достижения этих изменений должны обладать высокой степенью активности, при этом устойчивостью к воздействиям данного окружения, собственно высокой личностной силой, и личным потенциалом. Патологическая адаптация – этот социально-психический процесс, частично или полностью выполняемый с помощью патологических механизмов и форм поведения, приводящие к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов. Патологизирующее поведение, однако, может быть и адаптивным тогда, когда в группе ожидается именно такое поведение, т.е. когда группа имеет патологизированные нормы. Оно может быть адаптивным в том случае, если группа имеет патологизированные нормы и имеет соответствующие ролевые ожидания. Свой успешный характер адаптация носит при сохранении устойчивости объекта, приобретении новых качеств в результате изменения и развития механизмов адаптации, при этом в качестве особенностей социальной адаптации выделяют активное участие сознания, активное изменение результатов адаптации в соответствии с условиями социального окружения. Ввел в психологию понятие жизненного стиля А. Адлер, рассматривая его как уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивида [49]. По мнению А. Адлера, жизненный стиль формируется у ребенка уже в возрасте 4 или 5 лет и настолько прочно закрепляется, что впоследствии почти не поддается серьезным изменениям и становится главным стержнем поведения человека. Также автор вывел, что каждый человек в этой жизни будет поставлен перед тремя проблемами, которых невозможно избежать: 1. проблема нахождения профессионального занятия позволяющего выжить в мире; 2. проблема нахождения дружественных и сотрудничающих связей; 3. проблема продолжения и развития любовной жизни. На основании того, как решаются три главные жизненные задачи, Адлер ввел классификацию жизненных стилей, с той оговоркой, что это не предполагает рассматривать людей, как типы, из-за присущего каждому человеку его индивидуального стиля жизни. В качестве переменных в этой типологии выступают: социальный интерес (проявляющийся в сотрудничестве с другими людьми ради успеха общего для всех), и степень активности (определенный уровень энергии, с помощью которого человек может решать свои проблемы в жизни и который может изменяться у разных людей от невменяемой активности до вялости и апатии). Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом. Эти два измерения позволяют выделить следующие типы жизненных установок: • управляющий тип — люди активны, напористы и самоуверенны, но у них небольшой социальный интерес и их поведение не выражает заботы о других, они решают жизненные задачи в агрессивной и даже антисоциальной манере; • берущий тип — люди с такой жизненной установкой паразитируют во внешнем мире, удовлетворяя большую часть своих потребностей и желаний за счет других. Не обладают социальным интересом, но, действуя с низкой степенью активности, маловероятно, что они могут причинить вред другим; • избегающий тип — они пассивны, характерно социально-бесполезное поведение, не обладают ни достаточным уровнем социального интереса, ни активностью, и потому не могут сами решить собственные проблемы;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 65 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Социология, 76 страниц
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg