1.1 Понятие и характеристика термина «жизнь»
Одним из наиболее очевидных естественных прав человека является право на жизнь и личную неприкосновенность. Безусловно, что человечество с самого зарождения беспокоил вопрос личной и коллективной безопасности. И, конечно же, проблема умышленного лишения жизни одним человеком другого требовала принятия определенных мер социальной защиты. Запрет на убийство получил законодательное закрепление, а исполнение наказания предписывалось осуществлять представителями самого общества. Основой общественного отношения, обеспечивающей безопасность жизни, является право человека на жизнь.
Например, в легенде о Каине и Авеле, изложенной в древнейшем письменном источнике - Ветхом завете описывается сцена убийства, Авеля, совершенного Каином и последующее его наказание в виде проклятия. То есть изначально представления об убийстве сводились в религиозную и морально-нравственную сферы, а наказание за совершение убийство рассматривалось как сфера деятельности Божественных сил.
Проблема жизни человека изучается представителями разных наук: генетики, физиологии, психологии, социологии, философии. Такой разносторонний подход до сих пор не привел к единому и универсальному пониманию вопроса. Основная причина этого кроется в том, что до сих пор изучение жизни человека осуществлялось разрозненно. Так, жизнь в самом широком понимании представляет собой одну из форм существования материи, закономерно возникающую при определенных условиях в процессе ее развития.
Однако, помимо этого общефилософского подхода к определению понятия «жизнь», имеются и иные, учитывающие специфику ее проявлений в том или ином аспекте. Ф. Энгельс, например, определял жизнь как «способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения». Ф. Энгельс, сознавая неполноту своего определения, писал: «Наша дефиниция жизни, разумеется, весьма недостаточна, поскольку она далека от того, чтобы охватить все явления жизни, а, напротив, ограничивается самыми общими и самыми простыми среди них. Чтобы получить действительно исчерпывающее представление о жизни, нам пришлось бы проследить все формы ее проявления, от самой низшей до наивысшей». Получается, что ни одна из наук не ставит своей целью дать всеобъемлющую характеристику жизни человека, поскольку ни одна из них не располагает такой возможностью.
Давая характеристику жизни, необходимо, во-первых, сказать, что жизнь - это постоянно и непрерывно функционирующий процесс, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся.
Во-вторых, жизнь человека - это высшая ступень развития живых систем. В течение всего периода развития у человека формировались высшие психические функции (например, сознание, мышление). Социальная природа человека (труд, сознание, мышление, речь и другие специфические атрибуты человека) в ходе эволюции сделала биологическую жизнь более жизнеспособной, обогатила ее новым качеством.
В-третьих, жизнь - это открыто протекающий процесс, т.е. процесс, взаимосвязанный с окружающей средой, который имеет активный, преобразующий характер.
Все вышеперечисленные качества свойственны живой системе высшей -степени сложности, каковой является человек. Р. Оуэн под человеком понимал «организованное существо или животное, обладающее известными физическими, умственными и нравственными свойствами и способностями и обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим. Человек - это живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне сознательной психики и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями». Это определение - результат обобщающего анализа многочисленных научных работ философского направления. Оно исходит из биологической природы человека и его социальной сущности.
По мере развития человеческого общества табу на убийство приобрело форму закона, обязательного для всех членов сообщества. Запрет на убийство получил законодательное закрепление, а исполнение наказания предписывалось осуществлять представителями самого общества. Как мы уже отмечали, основой общественного отношения, обеспечивающей безопасность жизни, является право человека на жизнь.
Это право закреплено в ст. 20 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует его каждому человеку. При этом постулируется примат права на жизнь, что в последующем находит свое отражение в других нормативных правовых актах и, в первую очередь в уголовном законе, Особенная часть которого начинается с нормы, регулирующей уголовно-правовую охрану жизни от умышленного посягательства (ст. 105 УК РФ).
Таким образом, вышеприведенные толкования позволяют дать следующее определение жизни. Жизнь - это самостоятельно возникающий, саморегулирующийся, протекающий во времени социально-интегрированный, взаимосвязанный с окружающей средой процесс, осуществляющийся на основе многоуровневой белковой системы высшей степени сложности (человек).
Это определение раскрывает и охватывает основные, наиболее существенные качества, присущие столь сложной категории. Для права данное определение ценно тем, что оно четко устанавливает, что жизнь - это естественный феномен, констатирует в жизни человека взаимосвязь природного и общественного начал, а также подчеркивает, что жизнь - это процесс, протекающий во времени, а стало быть, имеющий свои пределы - начало и конец.
1.2 Проблема определения начала и конца жизни в праве
Проблема время начала жизни и её окончания в отечественной науке уголовного права является одной из самых дискуссионных. Сложность определения связана с различием понимания момента начала жизни и момента её окончания. Это связано с тем, что процесс рождения, так же как протекание жизни и в последующем смерть, как правило, не являются мгновенными актами, а представляют из себя относительно длительные процессы.
Помимо этого, критерии, по которым можно судить о наступлении данных событий (рождении и смерти), тесно связаны с достижениями медицины и науки, а также уровнем развития общественных отношений, что делает их весьма переменчивыми. В отечественной юридической литературе относительно начала уголовно-правовой охраны человеческой жизни излагаются различные позиции, которые, на наш взгляд, можно объединить в два основных подхода. Так, по мнению М. Д. Шаргородского, если преступление было направлено против еще не родившегося (плода), деяние рассматривается не как убийство, а как аборт, ибо началом самостоятельной жизни младенца следует считать наступление дыхания. Данная позиция не лишена недостатков. Например, ребенок может родиться с патологией дыхания и для его спасения понадобятся мероприятия по искусственной вентиляции легких. Исходя из буквального восприятия названной позиции, представляется, что такой ребенок не является живым. Видимо, понимая данную проблему М.Д. Шаргородский, сделал определенную оговорку, отметив, что если умышленное лишение ребенка жизни произошло во время родов, иногда возможно квалифицировать это как убийство, если часть тела ребенка находится уже вне утробы матери (например, размозжение уже появившейся наружу головки). По другому решил эту проблему Е.В. Бондаренко, отметивший, что начальным моментом отсчета жизни человека следует признать - рождение младенца с признаками сердцебиения, однако веских аргументов своей позиции ими представлено не было. В целом, рассматриваемый подход развил А.Н. Красиков, отметивший, что начальным моментом жизни человека следует считать момент, когда констатируется полное изгнание или извлечение плода из организма беременной, т. е. когда плод отделился от утробы роженицы, за исключением пуповины, которая не перерезана, и у плода имеются дыхание или сердцебиение, пульсация пуповины либо произвольные движения мускулатуры. Свою точку зрения Красиков обосновывал действующим приказом Минздрава РФ и постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 4 декабря 1992 г. «О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения критерии живорождения и мертворождения», а также разработанной на его основе инструкции «Об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода». В целом, как мы видим, данный подход по своей сути следует рассматривать как узкий, поскольку он определяет специальные признаки начала жизни, в целом характеризующиеся возможностью самостоятельного функционирования организма новорожденного. Интересно отметить, что в настоящее время медицинские критерии рождения регламентируются Приказом Минсоцразвития России №1687н от 27 декабря 2011 года, согласно которого моментом рождения ребенка признается момент отделения плода от организма матери посредством родов. В настоящее время представители узкого подхода при определении начала жизни руководствуются данными критериями.
При этом указанный Приказ, по нашему мнению, помимо четких критериев живорождения (момент отделения плода от организма матери посредством родов при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах) или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при наличии у новорожденного признаков живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента)), устанавливает и противоречивые критерии.
Так, критерием рождения признается также случай, когда плод отделился от организма матери посредством родов при сроке беременности менее 22 недель или масса тела ребенка при рождении менее 500 грамм, или в случае, если масса тела при рождении неизвестна, длина тела ребенка менее 25 см, - при продолжительности жизни более 168 часов после рождения (7 суток). Исходя из буквального толкования данного положения, можно предположить, что ребенок, проживший менее 160 часов – не может считаться живорожденным.
В связи с этим, полагаем, что данный узкий подход в определении момента начала жизни, является довольно спорным Представители другого подхода к определению момента начала жизни более широко рассматривали данную проблему. Убийством следует признавать не только убийство новорожденного после отделения плода от утробы матери и начала самостоятельной жизни ребенка, но и убийство, совершенное во время родов, когда рождающийся ребенок еще не начал самостоятельной внеутробной жизни. Интересно, что С.В. Бородин подвергал резкой критики мнение А.Н. Красикова вполне справедливо, на наш взгляд, подчеркивая, что рекомендации Минздрава могут иметь значение для решения отдельных юридических вопросов, связанных, например, с решением вопроса степени причиненного вреда здоровью, но не для решения рассматриваемого вопроса, который является предметом ведения уголовного закона и доктрины уголовного права. Соглашаясь с подобной позицией, отметим, что жизнь человека – понятие не только медицинское, но и социальное, поскольку её возникновение влияет на общественные отношения как на государственном уровне, так и на уровне микросреды (например, отношения между новорожденным, его матерью и отцом) и при определении объекта убийства его нельзя сводить только к биологическому процессу.
Началом жизни является не просто начало родов, а тот момент, когда плод становится виден из утробы матери (и, соответственно, становится таким образом сам по себе доступен преступным посягательствам). Именно с этого момента всякие попытки умертвить ребенка, следует рассматривать как убийство. Косвенно данную позицию, подтверждает и то, что в соответствии с предписаниями ст. 106 УК РФ жизнь является объектом уголовно-правовой охраны не только с момента отделения плода от тела матери, но и сам по себе момент родов.
Кроме этого, следует упомянуть и то обстоятельство, что плод на определенном этапе своего развития, даже в случае принудительного его извлечения из утробы матери, может быть полностью жизнеспособным, поэтому данную проблему оставляем неразрешенной и требующей дальнейшего исследования. Более однозначным является вопрос о наступлении смерти.
Традиционно в науке уголовного права считается, что моментом окончания жизни является биологическая смерть, связанной с возникновением необратимого распада клеток коры головного мозга. При этом различаются клиническая и биологическая смерть. Клиническая смерть - обратимый процесс. Протекает несколько минут. Она связывается с прекращением сердцебиения и подачей крови в организм. Вслед за клинической смертью наступает биологическая. Она начинается со спонтанного разрушения клеток головного мозга, следующего после прекращения притока в них крови, то есть после прекращения обмена веществ в мозговом веществе. Смерть констатируется, как правило, судебно-медицинским или медицинским персоналом.
Убийство считается оконченным с момента наступления биологической смерти. В целом, следует согласиться с определением М.И. Ковалева, отметившего, что смерть представляет из себя полное и необратимое прекращение деятельности коры головного мозга, обусловленное гибелью его клеток и констатируемое комплексом выработанных современной медициной средств и способов, с очевидностью и несомненностью доказывающих ее наступление. Стоит отметить, что смерть мозга может быть полной и частичной. Частичная означает прекращение функционирования коры головного мозга, наступающее в результате временного кислородного голодания; при полной — поражен и мозговой ствол, среди прочего управляющий дыханием. У таких пациентов жизнедеятельность поддерживается только с помощью искусственного дыхания.