Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Принципы экологического образования младших школьников.

natalya1980er 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2019
Объект исследования – процесс экологического образования младших школьников в учебно-воспитательной деятельности. Предметы исследования: - содержание работы учителя по экологическому образованию. - учебно-познавательная деятельность младших школьников на уроках экологического цикла. Цель данной курсовой работы – разработка эффективных мероприятий для применения их на уроках экологического цикла. Для реализации данной цели поставлены следующие задачи: - рассмотреть вклад отечественных и зарубежных педагогов в развитие проблемы экологического образования; - проанализировать развитие взглядов на проблему экологического образования в XX веке; - раскрыть сущность, цели, методы и формы экологического образования; проанализировать методы и формы экологического образования в некоторых учебных заведениях нашего времени; выбрать наиболее эффективные методы экологического образования младших школьников для практического применения на уроках. При работе над курсовой была изучена следующая литература: - классическая - произведения Коменского Я.А., Ушинского К.Д., Сухомлинского В.А. - она раскрывает взгляды известных педагогов на воспитание ребенка средствами природы и в гармонии с ней; - современная - это статьи педагогов-практиков и ученых-практиков из журнала "Начальная школа" - Плешакова А.А., Кириллова З.А., Лола В.Л., Миронов А.В. и других (в статьях говорится об опыте экологического образования младших школьников), использовались многие другие статьи из журналов.
Введение

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое образование надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования. Экологическое образование очень важно в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей Республике. Поэтому данная тема – актуальна.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Тенденции развития экологического образования в истори...………………5 1.2 Принципы, методы и приемы экологического образования младших школьников………………………………………………………………………13 1.3 Содержание экологического образования…………………………………17 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1 Урок как форма организации экологического образования младших школьников………………………………………………………………………22 2.2 Внеурочная форма организации экологического образования младших школьников………………………………………………………………………25 2.3 Внеклассная форма организации экологического образования младших школьников………………………………………………………………………27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....37
Список литературы

Отрывок из работы

1.1 Тенденции развития экологического образования в истории Отношение человека к природе изучали педагоги в своих трудах задолго до нашего века. В XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Через все педагогические сочинения Коменского, проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека.[20, с.31] Он указывает, что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что необходимо исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях. Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными “основоположениями”, законами природы. Яркие примеры сравнения человека с живой природой можно увидеть в “Великой дидактике”. “ …плодоносное дерево (яблоня, груша, виноградная лоза) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как и дикое растение принесет и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым”.[31, с.88] В связи с этим опять можно вспомнить принцип природосообразности. В “Великой дидактике” Коменский выдвинул такие основоположения: - природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке; - всякое свое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным; - природа не делает скачков, а идет вперед постепенно; - начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца; - и др. Я.А. Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое. Коменский вывел дидактические принципы, обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновывается принципы постепенности и обучение от общего к частному. Уже в те времена Коменским было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, об их неотделимости друг от друга. Принцип современного антропоцентризма основан на понимании того факта, что дальнейшее развитие человечества может состояться только совместно с дальнейшим развитием природы, ее многообразием и богатством. В такой формулировке принцип антропоцентризма практически эквивалентен утверждениям классической педагогики и восходит к Песталоцци, Монтеню, Руссо, утверждавшим, что цель воспитания -развитие симпатии к другим людям и любовь к природе. Воззрения классической педагогики обладали высокой степенью экологичности. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали такие великие педагоги, как Ж.-Ж.Руссо (1762 год), Г.Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф.Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольдт, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Ж.-Ж.Руссо считал, что воспитание ребенка должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.[19, с.12] Г.Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью образования и воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил. Русские просветители: В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский выступали против бездушного отношения к природе, подчеркивали влияние полноценных знаний о природе на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе. Эти знания предлагалось ввести в систему начального образования. Важный совет педагогам оставил великий русский педагог К.Д. Ушинский. Проявляя заботу о развитии логического мышления детей, он считал необходимым в этом важном вопросе на первое место поставить природу. Он считал систему образования в России с ее классической, античной направленностью прадедовской ветошью, от которой пора отказаться и начать создавать школу на новой основе. Содержание образования должно включать изучение природы. Природу Ушинский называл одним из "великих наставников человечества", не только потому, что логика природы наиболее доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и воспитательного значения. Логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К.Д.Ушинский призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы ... так мало оценено в педагогике". В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок. Во второй части "Детского мира", в отдел I, который называется "Из природы", Ушинский дает систематизацию животных и растений, описывает отдельных животных (строение, способ выведения потомства, безопасность или опасность для человека). В этой книге повествуется о насекомых, морских животных, деревьях, ягодах, цветах, зерновых культурах, пальмах, грибах и проводится классификация растений. Данный отдел заканчивается рассказом о сотворении мира. Здесь Ушинский снова обращается к логике природы: "Животное веселилось, не требуя красоты, искало только пищи и, пожирая премудрые создания божии, не подозревала, сколько премудростей в каждой, самой маленькой травинке". Идеи К.Д. Ушинского о воспитании средствами природы в дальнейшем разрабатывались многими педагогами-натуралистами. Как видим, проблемой экологического образования педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина "экологическое образование". Развитие взглядов на проблему экологического образования. Идеи педагогов прошлого о воспитательной ценности общения ребенка с природой развили и обобщили русский педагог А.Я.Герд, геолог, основоположник московской научной школы А.П.Павлов многие другие педагоги - натуралисты. Они создали ряд оригинальных пособий по методике естествознания, в которых обосновывалась организация учебной деятельности школьников с учетом взаимосвязи научных знаний и чувственного восприятия природных объектов и явлений. Например, в 1902 году была введена программа по природоведению составленная профессором Лесного института Д.Н.Кайгородовым. В ней предлагалось изучать природу по "общежитиям" (сад, поле, река, луг, лес). Учащиеся должны были изучать растительный мир и неорганическую среду во взаимосвязи, только по сезонам (впервые вводится принцип сезонности) и только на экскурсиях в природу, (так как природу надо изучать живую, красивую, настоящую, а не засушенную в гербариях и коллекциях. Воспитательная цель учебника - познание закона изумительной целесообразности в природе и того "Великого разума", которым "все создается и управляется в природе и во всей Вселенной". Последователь Д.Н.Кайгородова - русский педагог-естественник В.В.Половцев в работе "Основы общей методики естествознания."(1907 год) предложил ввести "биологический метод" изучения естествознания. Суть его заключается в том, что в процессе ознакомления с явлениями природы должны вскрываться доступные учащимся данного возраста связи и отношения, которые существуют в природе и доступны непосредственному наблюдению. Половцев настаивал, что образ жизни должен изучаться в связи со средой обитания. При изучении природы нельзя ограничиваться простым описанием предметов, необходимо вскрывать связи и отношения между предметами. Внедрение в школьное естествознание "биологического метода" можно считать зарождением экологического образования и воспитания учащихся. Несмотря на данные достижения в дореволюционной школе формировалось у учеников созерцательное отношение к природе. И в первые годы советской власти учителям пришлось преодолевать этот недостаток воспитания и образования. В советской школе передовые учителя старались использовать то лучшее, что создали классики педагогики.[20,62] Процессу изучения природы и общению учащихся с нею придается новый деятельностный характер. Советский педагог Н.К.Крупская подчеркивала, что формирование отношений к реальной действительности, в том числе к природной среде, протекает в процессе деятельности по охране природы. Этому положению соответствовало массовое развитие юннатского движения в нашей стране. В советской школе природоохранительное образование развивалось по двум направлениям: одно из них связано с изучением вопросов охраны природы на уроках и экскурсиях, другое – во внеклассной и внешкольной деятельности. В 1924 году Наркомпрос ставил задачу изучение края и привитие навыков по охране природы края, для этого был использован исследовательский метод. Предполагалось выяснять влияние производства на окружающую среду при помощи экскурсий, в живом уголке школы. Но, как известно, в 30-е годы началась индустриализация страны. Все люди ощущали гордость при виде мощных дымящихся заводских труб. В эти годы у учеников воспитывалось потребительское отношение к природе. Изучалось: сколько спичек можно сделать из одного дерева, для чего людям нужны леса, поля, реки и другие подобные вопросы. С 1945 года по 1962 год природоведение велось методом объяснительного чтения: дети просто отрабатывали технику чтения, читая статьи о природе и ее охрану. Такой подход привел к тому, что несколько поколений было воспитано в духе потребительского отношения к природе, равнодушия к природе. Но и в то время были педагоги, строящие воспитание на принципе связи обучения с природой. Большое наследие в области воспитания младших школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры,- говорил Сухомлинский.- Мир, окружающий ребенка, это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе ... " В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами." Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки." Так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии "спустя рукава", не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать, что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами. Сухомлинский отмечает: "Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово - не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать" . Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. В.А.Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. "Меня поражало,- говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности." Сухомлинский предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать "птичьи" и "звериную" лечебницы, садить деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами. 1.2 Принципы, методы и приемы экологического образования младших школьников Построение системы экологического образования с начала 90-х годов базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как С.Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина. Учеными были разработаны специфические принципы экологического образования, которые наряду с широко действующими в дидактике составили основу экологического образования: •принцип единства познания-переживания-действия; •принцип систематичности и непрерывности; •принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения; •принцип междисциплинарности. Становление экологически воспитанного человека в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство научных знаний о взаимосвязи природных и социальных факторов среды и того её чувственного восприятия, которое пробуждает нравственно-эстетические переживания и стремление внести практический вклад в её улучшение. Этот принцип ориентирует педагогов на сочетание рационального познания природы и места в ней человека с чувственно-эмоциональным воздействием на ученика как непосредственного общения с окружающей природной средой. Недооценка этого принципа, считает И.Д.Зверев, приводит либо к чистому интеллектуализму, либо к бездоказательной мечтательности, либо к расчетливому «узкому» практицизму.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg