Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

natalya1980er 516 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2019
Цель: изучение пальчиковых игр на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Объект исследования: развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет. Предмет исследования: пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей 4-5 лет. Гипотеза исследования: предполагается, что пальчиковая игра будет являться эффективным средством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а именно будетспособствовать развитию памяти, воображения, речевых и сенсомоторных функций; выступитновым способом взаимодействия ребёнка с окружающим миром через игровую деятельность. Задачи: 1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме. 2. Раскрыть роль мелкой моторики в развитии ребёнка 3.Охарактеризовать роль пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. 4.Провести экспериментальное исследование эффективности пальчиковых игр как средства развития детей 4-5 лет. 5. Подобрать пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. В ходе проведения исследования применялисьтакие методы, как теоретический анализ психолого-педагогической литературы; теоретический анализ материалов научных исследований; изучение и обобщение педагогического опыта; диагностирование; наблюдение. Методологические основы исследования: Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как Н.А.Бернштейн, В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Н.А.Козленко, М.О.Гуревич, А.А.Леонтьев, М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина, С.Г.Шевченко, У.В.Ульенкова, О.Н.Усанова, М.М.Безруких, С.П.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, Т.П.Хризман, М.Н.Звонарева, Д.Сели, М.Монтессори и др. Методы исследования: 1) теоретические – анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация; 2) эмпирические – эксперимент, наблюдение, анализ документации, диагностические методы. Практическая значимость исследования: материал опытно-исследовательской работы могут быть использованы в работе воспитателей, и могут быть подобраны, учитывая возраст детей и их индивидуальные способности. База исследования: МБДОУ Детский сад №6 Республики Башкортостан, участниками исследования являются дети 4-5 лет в количестве 17 человек. По структуре работа состоитиз введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики - одно из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как это требует сложных координированных движений рук. Техника письма предполагает работу мелких мышц и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребёнка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребёнка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. О развитии мелкой моторики в последнее время немало написано книг и методических пособий. И это не случайно. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Мелкая моторика начинает формироваться на первом году жизни и имеет большое значение на развитие ребёнка. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. Развивать мелкую моторику ребёнка можно различными способами, в том числе и при помощи пальчиковых игр.
Содержание

Введение 1. теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 1.1 Роль мелкой моторики в развитии ребёнка 1.2 Психофизические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 1.3 Психологические особенности детей 4-5 лет 2. РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1 Понятие и сущность пальчиковых игр 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР 3.1 Диагностика развития мелкой моторики детей 4-5 лет
Список литературы

Отрывок из работы

1.1 Роль мелкой моторики в развитии ребёнка Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваютсятакие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребёнку понадобятсяточные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Еще в середине прошлоговека было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. [12, С.49] Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику [16, с.19]. Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированныхдействий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моториканачинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляютсянавыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребёнок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразнымии сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеихрук [22, с.46]. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависитпочерк человека. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этомможет быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка Там же.. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребёнка, и тем самым стимулируясоответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.[14, с.11] В монографии А.Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», посвященной проблемам нейропсихологии, рассматриваетсяфункции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в частности упоминаетсяоб их тесной взаимосвязи: «Так, в заднем отделе периферического поляслуховой коры обособляется специальный участок для анализа и синтеза рецептивных элементов устной речи - фонем (так называемый «центр Вернике»), в периферических полях зрительной коры - участок, позволяющий реализовать анализ и синтез зрительныхэлементов рецептивной речи; в расположенных по соседству с кожно-кинестетической зоной участках нижних отделов теменной области, непосредственно примыкающих к чувствительным «центрам» руки, губ, языка, гортани, осуществляетсяанализ и синтез кожно-кине-сгетическихрецепций, лежащих в основе артикуляции; в определенном отделе периферии двигательной зоны коры (нижние отделы лремоторнойзоны) протекают нейродинамические процессы, связанные с преобразованием членораздельных звуков устной речи в сложные последовательные синтезы (так называемый «центр Брока»);в другом отделе премоторнойзоны, примыкающем к двигательным «центрам» руки (в заднем отделе средней лобной извилины), локализуется программирование и осуществление сложных систем последовательных движений и двигательных навыков».[24, с.81] Если у ребёнка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребёнок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.)[13, с.15] Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности. Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. [19, с.27] В предметной деятельности происходит развитие восприятия Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия.[10, с.94] Таким образом, мы можемпостроить следующую цепочку развития: мелкая моторика - речь - восприятие. Можно проиллюстрировать данное утверждение следующими примерами: если ребёнку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребёнок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребёнок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоящей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребёнок ощупывалрешетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае - он больше интересовался пересечением перекладин. То есть, вначале ребёнок использует свои пальцы для ощупывания предмета, чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребёнок получит, тем полнее сможет описать его словесно. Затем, используя опять-таки мелкомоторныенавыки, ребёнок изображает предмет на бумаге, рисует его, Этоспособствует более полному восприятию предмета, выделение его из ряда других, обоснование его отличительных признаков, запоминание их, то есть происходит формирование еще и мышления, и памяти ребёнка. Подтверждение данного тезиса мы можем найти в работах ученых-психологов. Например, по словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». То естьэто и мышление, и память, и внимание.[10, с.103] Следовательно, нашу цепочку можно дополнить: мелкая моторика - речь - восприятие - высшие психические функции (мышление, память, внимание). О чудесных свойствах мелкой моторикизнали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаютсязабавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» [11, с.17] А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частьюполушарий головного мозга. [11, с.18] Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. [35, с.28] Познание окружающего мира малышом начинаетсяс «живого созерцания», с сенсорных процессов -- ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому чтоосязание - одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторныхфункций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваютсяособенно активно. Мария Монтессориговорила, чтокаждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий [35, с.32]Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим факторомдля коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяеттакже формирование у ребёнка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребёнок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребёнок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятсяосновным источником познания ребёнком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребёнок приходитк пониманию причинных связей. Чем старше становитсяребёнок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисуетживотных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнениивсех этих действий газа помогают рукам. По мнению Монтессорис помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребёнок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребёнка, а следовательно развитие мелкомоторныхфункций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом. Таким образом, мелкая моторика рук связана с формированием всех психических процессов, а также формирует самостоятельность ребёнка, а следовательно развиваетмелкомоторныефункции, координацию движений, концентрацию внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно и для формирования личности человека в целом. 1.2 Психофизические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учитсяхватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т.д. К двум годам он уже способенрисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятсяболее разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук [16, с.79]. Ребёнок, нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с не специфической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, котораяпонимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. В сознательную деятельность включаетсявторая сигнальная система - речь, которая совершенствует деятельность и развитие ребёнка [13, с.79]. Известно, чтопервые поведенческие реакции ребёнка в раннем онтогенезе, как и все его последующее психофизическое развитие, в дошкольном возрасте во многом определяются своевременным поэтапным становлением как двигательной, так и речевой функциональной системы, каждая из которых характеризуется определенными закономерностями развития на каждом возрастном этапе нормального онтогенеза. Внешнее выражение активного функционирования этих двух систем как рази предстает в виде тех или иных двигательных и речевых реакций, носящих вначале непроизвольный характер, а затем обретающих все большую произвольность в силу их социальной обусловленности. Развитие движений в онтогенезе определяетсяанатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней. Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов (новейших органов моторики - пирамидной моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий) заканчивается к 2 - 2,5 годам [8, с.64]. Об этомже пишет Н.А. Бернштейн: «Естественный онтогенез моторикискладывается из двух резко разновременных фаз. Первой фазой является анатомическое дозреваниецентрально-нервных субстратов, которое заканчивается к 2-2,5 годам. Вторая же фаза, переходящая иногда далеко за пределы возраста полового созревания, - это фаза функционального дозревания и налаживания работы координационныхуровней. В этой фазе развитие моторики не всегда идет прямо прогрессивно: в некоторые моменты и по отношению к некоторым классам движений (т.е. уровням) могутпроисходить временные остановки и даже регрессы, создающие сложные колебания пропорций и равновесия междукоординационнымиуровнями» [36, с.73]. Развитие движений, соответствующих каждому уровню, становится возможнымв онтогенезе по мере морфофункционального созревания отделов головного мозга, обеспечивающих эти движения. Наряду с этим, как подчеркиваетН.А.Бернштейн, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребёнка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которыеставит перед ребёнком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребёнка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонкихдвижений кистей и пальцев рук [39, с.44]. По данным Е.П. Ильина дети рождаются с рядом готовых двигательных рефлексов, которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания: - рефлекс «поиска груди»: если погладить ребёнка по щеке около уголкарта, он повернет голову в сторону поглаживающей его руки; - сосательный рефлекс: движениягубами для схватывания соска матери; - рефлекс шагания - если ребёнка держать вертикально так, чтобы его ступни касались твердой поверхности, и передвигать его над ней, он производит ногами движения, похожие на ходьбу; - хватательный рефлекс - ребёнок крепко схватываетлюбой предмет, коснувшийся его ладони; при этом он может держаться на весу целую минуту. - шейно-тонический рефлекс - при повороте в сторону головы лежащего на спине ребёнка он принимает позу, похожуюна позу фехтовальщика; - рефлекс Моро - если голове ребёнка придать некоторое ускорение, например, слегка подтолкнуть подушку под его головой, он быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы, как будто бы, падая, хочет за что-то ухватиться [8, с.37]. К 4 месяцам некоторые из этих безусловных рефлексов исчезают (например, рефлекс шагания) или превращаются в условные рефлексы. В первые 3 месяца жизни ребёнок выполняет активныенепроизвольные (так называемые массивные) движения. На 6-м месяце тонус и координация активности мышц-антагонистов становятся благоприятными для осуществления произвольных движений. В 4 месяца ребёнок можетпереворачиваться с живота на спину и обратно. Приблизительно в этом возрастев поведении младенца начинает появляться определенная осмысленность, свидетельствующая о наступлении нового этапа в развитии психомоторики - появления произвольных движений [17, с.72]. В возрасте 4-5 месяцев рука ребёнка начинает выполнять роль манипуляторного органа. Ребёнок может обхватывать одну руку другой, схватить рукой ногу, разглядывать ее или обследовать ртом. Взаимодействие со своим телом дает ребёнку информацию для построения схемы тела. В этом же возрасте ребёнокначинает тянуться к предметам, хватает их, машет ими, стучит, бросает их. Развивается зрительно-моторная координация, т.е. осуществление двигательных действий под контролем зрения. Все это становится возможным лишь при определенном уровне регуляции зрительной функции, котораяв течение первых месяцев жизни ребёнка развивается независимо от двигательной. В возрасте 4-6 месяцев развивается произвольное управление движениями глаз, чтосвязано с функционированием лобного глазодвигательного центра. Произвольное прослеживание, обеспечивающее получение пространственной зрительной информации детьми этого возраста, осуществляется скачкообразными движениями глаз и лишь на 2-м году жизни переходитв плавное прослеживание. В возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно-двигательной системы, обеспечивающей возможностьуправления произвольными движениями в пространстве [8, с.67]. Примерно в 7-8 месяцев младенцы начинают располагать кисти рук таким образом, чтобы им было проще ухватить предмет. Например, пытаясьсхватить длинный тонкий прут, дети располагают свои пальцы перпендикулярно пруту, что наиболее удобно для хватания. Улучшение управления каждой рукой в отдельности на протяжении младенчества сопровождаетсявозрастающей координацией рук. Эти многочисленные изменения в дотягиваниии хватании хорошо иллюстрируются тем, какдети учатся есть. Р. Кайл приводит следующие примеры: шестимесячным детям часто дают кусочки еды, такие как разрезанный банан или зеленые бобы. Дети могут легко брать в руку подобные продукты, но донести их до рта не так просто. Рука с зажатым в нем вкуснымкусочком может подняться к щеке, затем передвинуться к уголку губ и, наконец, добраться до рта. Задача выполнена, но лишь со многими отклонениями от цели. Координация глаз-рука быстро улучшается, так что довольно скоро различные по размеру, форме и структуре продукты попадаютпрямо в рот [9, с.19].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 15 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Психология, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Психология, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Психология, 23 страницы
276 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg