Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Развитие словаря в процессе ознакомления с окружающим миром.

natalya1980er 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2019
Цель: выявление развитие словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. Основными задачами данной курсовой работы являются: 1. Изучить особенности развития словаря детей дошкольного возраста. 2. Определить содержание словарной работы в детском саду. 3. Определить содержание работы по ознакомлению с окружающим миром. Объектом исследования является процесс развития словаря дошкольников. Предмет исследования составляют особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ознакомления с окружающим миром. Актуальностью данной курсовой работы является то, что занимаясь развитием словарного запаса детей дошкольного возраста важно найти верное направление и правильно расставить акценты. Практическая значимость исследования. Большую часть дети развивают свой словарный запас, знакомясь с окружающим миром. Невозможно развить речь ребенка, не включая ее в ту или иную деятельность. Изучая окружающий мир, дети усваивают точные названия предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Речь совершенствуется, обогащается. Проводя занятия, экскурсии и наблюдения с детьми дошкольного возраста нужно учесть их разнообразие и содержательность. А рядом с ребенком были взрослые с богатой правильной речью и желанием общаться с детьми. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Её общий объем составил 37 страниц. Во введении я обосновала актуальность курсовой работы, указала цели и задачи, которые поставила для изучения данной темы. В первой главе «Изучение особенностей развития словаря детей дошкольного возраста» - изучены общие понятия речи и рассмотрен процесс развития словаря. Во второй главе «Организация работы с детьми по развитию речи»- рассмотрена организация развития речи и словарного запаса в Дошкольных Образовательных Учреждениях. В заключении подведены итоги рассмотренной темы о развитии словарного запаса путем ознакомления с окружающим миром.
Введение

Речь – уникальная форма общения. У детей, у которых речь еще не установлена обычно не понимают друг друга и не могут наладить содержательного общения. Слово является основой общения. Для свободного общения(устно или же письменно) нужно иметь достаточно большой словарный запас. Не владея речью, ребенок не может быть полноценно развит, и своевременно подготовлен к школе. Большой словарный запас позволяет перестраивать всю психологическую жизнь дошкольника. Наблюдения воспитателей в детских садах позволяют выявить серьезные недостатки, связанные с освоением словаря. Причин тому много, одна из них – не достаточно богатая языковая среда. Исследования ученых (Е.Богина, М.Злаковского и др.) показывают, что на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста большое влияние оказывают состояние здоровья, перенесенные заболевания. При развитии болезни, интоксикации понижается возбудимость коры головного мозга и раньше всех затормаживаются филогенетические наиболее молодые ее функции – речевые рефлексы. В среднем часто подверженные заболеваниям дети на много чаще испытывают сложности в общении как друг с другом, так и со взрослыми.
Содержание

Введение. 3 Глава 1.Изучение особенностей развития словаря детей дошкольного возраста 5 1.1.Теоретические основы развития словарного запаса 5 1.2.Функциональное направление развития словаря. 11 1.3.Развитие словарного запаса в детском саду 12 Глава 2. Организация работы с детьми по развитию речи. 19 2.1.Методика и технологии по развитию словаря дошкольников. 19 2.2.Состояние работы по развитию словаря старших дошкольников в практике ДОУ 28 Заключение. 34 Список литературы и источников: 36
Список литературы

1. В начале было воспитание Миллер А. [Электронный ресурс]/ Миллер А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2014.— 296 c. 2. Занятия с детьми 5–6 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром [Электронный ресурс] / А.В. Никитина. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2011. — 176 c. 3. Игры со словами для развития речи [Электронный ресурс] : картотека игр для детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов, воспитателей и внимательных родителей / Р.А. Кирьянова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2010. — 176 c. 4. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников: Учебник / Антипова Ж.В., Давидович Л.Р., Дианова О.Н. и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 313 с. 5. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 400 с. 6. Общая педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000)/ А.М. Столяренко— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 479 c. 7. Обследование речи и других высших психических функций у детей дошкольного и школьного возраста, Автор: Разуваева Елена Валерьевна, Нагорнова Татьяна Викторовна, Козлова Марианна Вадимовна, Издательство: Изд. В. Секачев, 2017 г.- 44 стр. 8. Общение с природой начинается с детства: Монография/Николаева С.Н. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 215 с. 9. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика : учебник / А.Н. Ходусов. — М. : ИНФРА-М, 2016. — 400 с. 10. Речевое развитие детей 2–8 лет [Электронный ресурс] : методики. Учебно-игровые материалы / Л.Н. Засорина, Н.Н. Беляковская, Н.Ш. Макарова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2013. — 144 c. 11. Ребенок и социум. Нравственное воспитание и развитие дошкольников Хабибулина И.З. [Электронный ресурс]/ И.З. Хабибулина— Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны, Казань: Набережночелнинский государственный педагогический университет, РИЦ, 2010.— 161 c. 12. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста: Учебно-методическое пособие/Т.А.Титова, О.В.Елецкая, М.В.Матвеева и др. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015 - 192с. 13. Семейное воспитание и социальная работа Холостова Е.И. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 292 c. 14. Система экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие/С.Н.Николаева, 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с. 15. Теория и практика развития речи дошкольника/О.С. Ушакова – М., 2008. 16. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / О.М. Газина, В.Г. Фокина. — Электрон. текстовые данные. — М. : Прометей, 2013. — 254 c.
Отрывок из работы

1.1.Теоретические основы развития словарного запаса. Язык и речь И. П. Павлов называл «чрезвычайной прибавкой на уровне человека». Если бы не было бы языка, то были бы нарушены механизмы и нормы трех основных видов деятельности человека-это общение, познание и труд. Несмотря на труды ученых (физиологов, психологов, языковедов, дефектологов, логопедов, неврологов и др.), механизмы речи до сих пор не объяснены наукой. Книга М. М. Кольцовой (1973) «Ребенок учится говорит» до сих пор актуальна среди специалистов и родителей. Ученый- физиолог павловской школы впервые за 20 лет попробовала просто рассказать о формировании детской речи чтобы понять ее сущность. Работа М.М.Кольцовой и в дальнейшем продолжит свое изучение и публикации. Первые три года жизни ребенка очень важные для развития речи, поэтому особенность серьёзно должна проводиться работа по развитию речи ребенка в этот период. В этом возрасте легче поддается развитию, из за естественного развития нервной системы. Если же развитие словарного запаса из-за чего-нибудь перебивается, то в более позднем возрасте компенсируется не в полном размере С двух лет слово ребенком воспринимается иначе, раскрываются иные стороны психической жизни. Совсем другую роль играет речь для ребенка в установлении контактов в обществе. Способность к речи и словесному мышлению имеет собственную предысторию в развитии животного мира (филогенез). У варварских людей словесная речь смешивалась с жестикуляторной речью. Овладение орудиями труда приводило к исследованию тонких перемещений пальцев руки и усложнению постройки мозга: увеличению его массы сравнительно массы тела, наибольшему развитию полушарий, особо лобных частей, выходу в свет речевых зон. И. П. Павлов именовал мозг органом устройства к находящейся вокруг среде. Строение и работа мозга достаточно превосходно выучены наукой. Отличительный энтузиазм для становления речи предполагают немалые полушария мозга. В них совершается работа сознания, появляются думы, чувства. К двухлетнему возрасту у малыша как правило заканчивается созревание нервных клеток и разделение коры на слои в речевых зонах. Замедленность же формирования речевой функции (на протяжении нескольких лет) связана с медлительным созреванием мозга ребенка. Правое и левое полушария мозга у человека имеют различную «специализацию»: правое обслуживает образное мышление, а левое — отвлеченное, словесное мышление. Исследование закономерностей взаимодействия обоих полушарий у здорового человека, и еще развитие его у ребят остается злободневным для педагогики и психологии. При рождении у малыша не выявляется асимметрии полушарий. Но к двухлетнему возрасту становление речевых областей в левом полушарии достигает высочайшей степени. Установлено, что все 3 речевые области коры великих полушарий мозга действуют слаженно, готовы замещать друг друга. Они пребывают в левом полушарии мозга. Правое полушарие также может «научиться» править речью, это наблюдается у левшей, также при поражениях левого полушария мозга (родовые травмы и прочие повреждения). При нормальной речи, верном речевом акте потребуется высочайшая точность согласованности работы полушарий мозга. Речевые механизмы срабатывают автоматом, на уровне подсознания. Расстройства речи (заикание и прочие) образуются в случаях, когда данные автоматизмы не выработаны или же сломаны. В тех случаях приходится творить их под контролированием сознания. В претворении в жизнь речевого акта участвуют как врожденные (безусловные), так и произведенные (условные) рефлексы. Конкретно последние обеспечивают осознание словечек. Сознание есть итог Немаленького количества символических связей меж почти всеми областями мозга в обоих полушариях. Словесная речь как 2-ая сигнальная система опирается на сенсорику 1 сигнальной системы. При данном надо принимать во внимание как прямые, так и обратные взаимосвязи. Нервные импульсы идут от центра к периферии (от мозга к речевым мышцам) и обратно — от мускул к мозгу. Двигательный и слуховой контроль отмечается у ребят, когда еще не отработан словесный шаблон, тяжело выговаривается слово. Сущность слова и речи не сводится исключительно к звуковой сигнальной системе. Слова обобщают большое количество конкретных раздражителей. Младенец переносит слова на новейшие объекты (ср. слово «мама»), тогда и оно получает обобщающее значение, становится понятием. Как обобщающий сигнал слово обозначает не 1 предмет, а большое количество сходных по особым симптомам предметов. Заучивание звукоподражательной реакции еще не аттестат понимания слова. Развитие 2-ой сигнальной системы при ее содействии с 1 развивается по-всякому у ребят и совершеннолетних. По соответствию 2-ух сигнальных систем вполне возможно распознавать типы нервной работы. И. П. Павлов выделял 3 типа: «мыслительный» (характеризуется условной слабостью 1 сигнальной системы), «художественный» (отличается сравнительно крепкой 1 сигнальной системой) и средний, гармоничный (сила двух сигнальных систем превосходно уравновешена; встречается редко). На составление вида психики великое действие оказывает среда воспитания, условия жизни. В раннем детстве превалирует 1-ая сигнальная система, 2-ая сигнальная система начинает развиваться со 2 года и накладывает след на все конкретные чувства, поведение ребенка. Ощутимым увлечением опекунов и педагогов в наше время считается рвение к «раннему развитию» ребят, в отличительные черты умственному. В ДОУ немало усилий тратится на тогда, чтоб уяснить больше познаний ребятам, сформировать системы понятий. Другими словами, работа ориентирована на тренировку 2 сигнальной системы, т. е. на составление «мыслительного типа» нервной системы. Меж тем не стоит забывать, но даже это подчеркивал И. П. Павлов, что это обедненный вид, так как вследствие беспомощности конкретных чувств жизнь таковых людей лишена радости общения с природой и искусством. Вполне возможно надеяться, что парадокс деток «индиго» встает непосредственно в условиях нарушения гармонии эмоционального и абстрактного словесного мышления. Внимание к сенсорному воспитанию, развитию слухового, визуального, зрительно-пространственного восприятия находящегося вокруг — долговечная, природосообразная база для следующего становления 2-ой сигнальной системы. Развитие речемыслительной работы, внутренней речи до сих пор имеет немало «белых пятен», как и феноменология языка в целом. В период тех. прогресса и пришествия информационных технологий постоянно ускоряются и усложняются приемы коммуникации и информационного обмена в сообществе. Меняется и сам метод общения: имиджу со звуковым языком усиливаются позиции письменной речи, Сети интернет. Встает опасность разрушения целостности аналитико-синтетических устройств речи и сознания, перегрузка левополушарной активности мозга вызывает сбои в состоянии самочувствия детей. Необыкновенным противовесом таковым направленностям становится закрепление развивающих способностей речи, составление умений называния, ассоциативных связей на слово, усвоения связной, фразовой речи — это золотой запас эффективного единого становления малыша, база обычного физического и умственного его взросления. Язык обеспечивает саморегуляцию организма, самоорганизацию и самовыживание в изменяющемся мире. Слово — ценная единица языка. Словами и их сочетаниями классифицируются точные предметы и явления, их показатели, деяния и состояния. Так как мышление осуществляется в словах, а идея выражается в речи (в форме предложений), тогда ребёнок старается высказать собственные идеи, стремления, необходимости при помощи словечек, т. е. языка. Ежели у малыша несчастный словарный запас, тогда он не имеет возможности точно и понятно сформулировать собственные идеи. Его речь не понятна находящимся вокруг. У ребёнка обнаруживается комплекс неполноценности, порой злость или же, напротив, замкнутость. Чем богаче словарь, тем больше возможности точно высказать идея и донести ее до слушателя (собеседника).В процессе овладения словарным некоторым запасом вполне возможно выделить 2 взаимосвязанные стороны — доброкачественную и количественную. Количественный подъем словаря, предписывает Д. Б. Эльконин, присутствует в прямой зависимости от критерий жизни и воспитания деток, персональные отличия тут более великоваты, чем в некоторой другой сфере психического становления. По этим В. Логиновой, к трём годам в словаре ребёнка насчитывается 1200 словечек (против 400—600, которыми обладал ребёнок этого возраста полста лет назад), а интенсивный словарь шестилетнего ребёнка достигает 3000—3500 словечек (против 2000—2500). Высококачественная сторона овладения словарём касается процесса усвоения детками семантики словечек. Процесс овладения словарём узко связан с овладением понятиями. В первую очередь ребята дошкольного возраста овладевают наименованиями наглядно представленных либо легкодоступных их работы групп предметов, явлений, достоинств, параметров, взаимоотношений. Это разъясняется наглядно-действенным и наглядно-образным нравом мышления дошкольников. По данной же первопричине в словаре дошкольника практически отсутствуют отвлеченные понятия. Смысловым содержанием слова дошкольник овладевает со временем, по мере становления познавательных возможностей. Для ребёнка конца первого — начала 2 года жизни слово обозначает лишь 1 определённый предмет. Тут слово эквивалентно эмоциональному виду предмета. К концу 2 года жизни слово для ребят обозначает группу однородных предметов. Осознание ценности слова в данный период шире, совместно с тем оно наименее конкретно. Ребята 4 лет начинают усваивать простые антонимы (большой — маленький; скверной — хороший; Нечистые ручки, промыл — и они чистые). Применение синонимов и антонимов может помочь детям распознавать и уточнять ценности слов. В словаре четырёхлетнего ребёнка части речи представлены по-разному: существительные — в пределах 50%; глаголы — в пределах 30%; прилагательные — в пределах 12%; наречия, союзы, поводы, междометия, частички — в пределах 8%. На 5-ом году жизни детки без ошибок именуют окружающие предметы и действа, словесно обозначают их качества и характеристики, воздействия и функции. Они стараются энергично воспользоваться видовыми и родовыми понятиями при помощи слов-обобщений. Это соединено с расширением жизненного опыта ребёнка и круга его общения. В течение 5-ого года жизни словарь дошкольника растет на 600—800 словечек. В данный период главная работа воспитателя по раскрытию многозначности слова, обеспечивающая настоящее языковое и речевое становление ребёнка, способствующая формированию высококачественной стороны ребяческой лексики. В одно и тоже время с многозначностью словечек ребята осваивают синонимы и антонимы. 1.2.Функциональное направление развития словаря. Функциональное направление занимается вопросами формирования навыков владения языком в его коммуникативной функции, т.е. развитие связной речи, речевого общения. Фактором, определяющим речевое развитие детей, является язык и речь. Если рассмотреть диалог двух и более людей с целью достижения общих результатов, то можно утверждать, что общение- это обязательное условие в формировании общего интеллекта человека. Общение возникает с момента рождения человека и постепенно развивается в течение жизни, проходя несколько этапов. М.И. Лисиной были выделены этапы генезиса общения ребенка с взрослым, так называемые формы общения. Ситуативно-личностная форма занимает самый короткий отрезок – это от рождения до шести месяцев. В ее основе лежит потребность ребенка в удовлетворении первичных органических нужд. В это время у него появляется потребность в доброжелательном внимании взрослых. Экспрессивно-мимические- до шести месяцев, ситуативно-деловая- с шести месяцев до трех лет, внеситуативно- познавательная-с третьего года жизни. Основными мотивами общения детей в возрасте от трех до пяти лет являются познавательные мотивы, а средством общения — речь. Внеситуативно- личностная форма- с пяти лет до семи. К этому направлению относятся исследования Г.Я. Кудриной, О.С. Ушаковой, Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой и др. Эти ученые определили, что при формировании у детей навыков составления монологических высказываний внимание нужно уделять не только таким критериям связности, как логичность и последовательность, но и осознанию ребенком структурной организации текстов, возможностей использования средств связи между предложениями и частями высказывания. При грамотно организованной работе дети смогут правильно структурировать тексты в зависимости от способа передачи информации в высказывании (описание, повествование, рассуждение и контаминированный текст), соблюдать свойственные им типы связи между частями высказывания или отдельными предложениями текста, например цепная и параллельная связи. Исследователи установили, что развернутая монологическая речь самого ребенка формируется от способности строить диалог ребенка со взрослым. 1.3.Развитие словарного запаса в детском саду. Общеизвестно, то что сильные темпы освоения родным языком, характерные для 1-ый 5 лет существования человека, в последующем замедляются, речевые мастерства улучшаются несущественно, а формирование отдельных с их и совсем задерживается. По этой причине из числа многочисленных значимых проблем обучения и преподавания ребенка старшего дошкольного года (5–6 года) в младенческом саду освоение близким стилем, формирование выступления и речевого общения — один с основных. Данная единая цель складывается с строя специализированных, индивидуальных проблем: развивать голосовую цивилизацию выступления, удобрять, фиксировать и стимулировать лексикон, улучшать грамматическую точность выступления, создавать складную разговор (диалогическую и монологическую), развивать заинтересованность к образному тексту, подготавливать к учебе грамоте. К старшему дошкольному году уже есть определенный словарный запас, по этой причине в лексикографической труде основной целью является — конкретизирование словарного запаса и стимуляция словаря, а кроме того его восполнение используя прилагательные, глаголы, текстов с схожим и обратным смыслом (синонимов и антонимов). Присутствие регулярном пополнении лексикографического резерва ребенка верными и живыми орудиями преподаватель обязан сформировать требование с целью перехода их с бездейственного словаря в интенсивный.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Языкознание и филология, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 28 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 32 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg