Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

inna_lina92 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2019
В данной работе была рассмотрена тема об условиях развития эмпатии у студентов ВУЗа психолого-педагогического направления в образовательном процессе. Нами было проанализировано формирование научных взглядов о феномене «эмпатия» в зарубежной и отечественной психологии, рассмотрен процесс развития эмпатии и его характерные черты в юношеском возрасте, на теоретическом уровне аргументированы условия развития эмпатии у студентов психолого-педагогического направления, реализованы условия и тренинги, обеспечивающие развитие эмпатии у студентов вуза психолого-педагогического направления в образовательном процессе, а также проанализированы результаты, сформулированы выводы.
Введение

Проблема повышения значимости эмпатии в личностном развитии давно стала предметом научного исследования в психологии. Это связано с тем обстоя-тельством, что эмпатия как психологический феномен оказывает значительное воздействие на всю личность в целом, увеличивает мотивацию и продуктивность деятельности и расширяет понимание об ее эффективности. В особенности актуальна данная проблема в профессиональном становлении студентов психологов и психологов-педагогов, так как непосредственно в этот период продолжают совершенствоваться эмпатийные отношения к человеку, и мотивируется профессиональное самоопределение. Без практического овладения такой психической реальностью как эмпатия, невозможно достижение эффективности в профессиональной психолого-педагогической деятельности. А так же остро стоит проблема межличностного взаимодействия для современного молодого поколения и социальной ситуации развития, когда отказ от «живого» взаимодействия с людьми в пользу «интернет-общения» становится реальностью. О появлении понятия «эмпатия» и о том, какое значение в него вкладывают, написано большое количество научных трудов, однако проникнуть в суть данного феномена, в сущность явления пока остается задачей, которую психологическая наука пытается разрешить. Эмпатия считается ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде обуславливается как умение индивида эмоционально откликаться на переживания других людей. Она подразумевает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, представление его переживаний, мыслей и чувств. Понятие "эмпатия" как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX столетия, где в философских дисциплинах (этика, эстетика) ей был тождественен смысловой эквивалент "симпатия". Эмпатия как эффективный механизм общения и эмоционального отклика появилась уже на ранних периодах появления психической жизни, от простых рефлекторных реакций до высших личностных форм. Способность содействовать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе было необходимо для выживания первобытных обществ. Выражение эмпатии прослеживается уже на первых этапах онтогенеза: по-ведение младенца, который, к примеру, расплакался в ответ на сильный плач ле-жащего рядом «товарища», показывает один из первых видов эмпатийного реагирования – недифференцированное, когда ребенок по сути еще не способен отделить собственное эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого. Доказано, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта. Главная концепция гуманизма заключается в том, что человек считается наивысшей ценностью. По мере того, как личность все основательнее познает се-бя, собственную неповторимость, она становиться более чувствительной и спо-собной принять уникальность других. Таким образом, развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его основных признаков. Эмпатия помогает человеку чувственно реагировать на чувства другого человека, соединиться с миром людей и не ощущать одиночества. Эмпатия как коммуникативное свойство личности студента способствует разрешению глубоких человеческих вопросов и открывает новые возможности с целью наиболее результативного влияния на личность в общении. Она считается одним из регуляторов взаимоотношений между людьми. Выражается в желании проявлять поддержку и помощь другим людям. Ведёт к развитию гуманистиче-ских ценностей личности студента. Таким образом, анализ работ педагогической и психологической направленности, анализ реальной практики работы высшей школы дает возможность установаить, что вопрос развития эмпатического потенциала студента психолого-педагогического профиля до сих пор находятся на стадии осмысления и обобщения. Потребность последующего наиболее углубленного изучения данной проблемы в нынешних социально-экономических условиях неоспорима. Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие эмпатии в образовательном процессе у студентов вуза психолого-педагогического направления. Объект исследования: образовательный процесс. Предмет исследования: развитие эмпатии у студентов вуза психолого-педагогического направления. Гипотеза: уровень эмпатии у студентов вуза психолого-педагогического направления будет успешным: • Если теоретически глубже изучить понятие «эмпатия»; • если в образовательном процессе в рамках специального модуля учебной дисциплины «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» реализовать программу тренинга студентов, предусматривающую рефлексивные упражнения. Задачи исследования: • Изучить понятие «эмпатия» и раскрыть его в различных аспектах ее проявления; • Дать характеристику эмпатии и раскрыть структуру этого феноме-на на основе анализа зарубежной и отечественной литературы по психоло-гии; • Рассмотреть теоретический анализ о наличии у человека эмпатиче-ских способностей; • Экспериментальным путем проверить уровень эмпатии в образовательном процессе у студентов вуза психолого-педагогического направления; • Проанализировать результаты, сформулировать выводы и разработать методические рекомендации, направленные на развитие эмпатии у студентов психолого-педагогического направления. Этапы исследования: • Поисково-подготовительный: определение темы исследования, па-раметров введения, поиск литературы. • Экспериментальный: сбор фактических данных, реализация стратегии исследования, формирующий эксперимент. • Заключительный: обработка результатов исследования, анализ, систематизация, формулировка выводов, оформление исследования. База исследования: Челябинский государственный университет, факультет психологии и педагогики. Методы исследования: анализ и обобщение изучаемой литературы; наблюдение; тестирование; моделирующий эксперимент; методы математической обработки экспериментальных данных. Практическая значимость исследования. Прикладное значение настоящего исследования заключается в возможности использования его результатов в работе со студентами высших учебных заведений, а также с целью формирования и развития эмпатии у студентов. Характеристика выборки: 30 студентов 4 курса в возрасте 20-21 года. Исследуемые были разделены на 2 группы: контрольная – 2 юноши и 13 девушек (всего 15 человек) и экспериментальная – 1 юноша и 14 девушек (всего 15 человек).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ 8 1.1.Развитие научных представлений о феномене «эмпатия» в зарубежной и отечественной психологии 8 1.2.Структура эмпатических способностей 14 1.3.Роль эмпатии в образовательном процессе у студентов ВУЗа 21 Выводы по 1 главе 24 ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 25 2.1. Организация и методы экспериментального исследования 25 2.2. Реализация тренинга, обеспечивающего развитие эмпатии у студентов ВУЗа психолого-педагогического направления в образовательном процессе 30 2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 34 Выводы по 2 главе 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40 ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Список литературы

1 Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г.С. Абрамова – М.: Социальная культура, 2014. – 340 с. 2 Алик, Т. А. Опыт диагностики в психологии и педагогике: монография / Т.А. Алик, Л.Д. Гиссен, В.Н. Оксень. – Алма – Ата: Звезда, 2011. – 201 с. 3 Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: уч. пособие в 2-х т. / Б.Г. Ананьев. – М.: Мир, 2013. – 332 с. 4 Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: уч. пособие / И.П. Андриади. – М.: Академия, 1999. – 160 с. 5 Бабушкин, Г.Д. Влияние психологической готовности на внутрисредовое общение/ Г.Д. Бабушкин, А.П. Шумилин, А.И. Чикуров, А.Н. Соколов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – Москва: Просвещение, 2012. – 207 с. 6 Бадулин, В.Д. Конфликтология: учебное пособие / В.Д. Бадулин, А.И. Петкевич – М.: Культура социальная и здоровье, 2013. – 278 с. 7 Белинович, В.В. Педагогическая деятельность: монография / В.В. Белинович – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 201 с. 8 Бурлачук, Л.Ф. Словарь – справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – Киев: Здоровье, 2014. – 171 с. 9 Варфоломеева, О. В. Основы психологии учебной деятельности: уч. Пособие / О.В. Варфоломеева. – Симферополь: Таврия, 2014. – 209 с. 10 Веккер, Л.М. Психические процессы: монография / Л.М. Веккер. – М.: Сток, 2013. – 317 с. 11 Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология: монография / Б.М. Величковский. – М.: МПИ, 2013. – 129 с. 12 Войтов, А.Г. Основные положения волонтерской деятельности: учебное пособие / А.Г. Войтов. – М.: Мир, 2013. – 161 с. 13 Гагаева, Т.М. Психология педагогической деятельности: учебник / Т.М. Гагаева. – М.: Искра 2011. – 271 с. 14 Гогунов, Е.Н. Психология в воспитании и образовании: учебное пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2012. – 301 с. 15 Годик, М.А. Контроль диагностических данных в психологии: моногра-фия / М.А. Годик. – М.: ФиС, 2013. – 172 с. 16 Гомезо, М.В. Атлас по психологии: Информационно – методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гомезо, И.А. Домашненко. – М.: Российское педагогическое агентство, 2013. – 129 с. 17 Горбунов, Г.Д. Психология и педагогика: учебник / Г.Д. Горбунов, Е.Н. Гогунов. – М.: Академия, 2012. – 210 с. 18 Гриндлер, К. Развитие эмпатии, толерантности: монография / К. Гринд-лер, Х. Пальке, Х. Хеммо; пер. с нем. И. Андреев – М.: МФС, 2012. – 192 с. 19 Зайцева, Т.М. Теория межличностных коммуникаций: монография / Т.М Зайцева – М.: Наука, 2011. – 356 с. 20 Захаров, Е. Н. Энциклопедия возрастная психология: учебное пособие / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. – М.: Лептос, 2012. – 403 с. 21 Ильин, Е.П. Психология: учебное пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 346 с. 22 Кузнецов, В.С. Теория педагогической деятельности: учебник / В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов. – М.: Академия, 2014. – 255 с. 23 Куликов, Л.М. Конфликты в школе: системность, адаптация, здоровье: монография / Л.М. Куликов. – М.: ФОН, 2013. – 182 с. 24 Лабораторный практикум по общей и социальной психологии / под ре-дакцией В.П. Роминых. – Чебоксары: Хроника, 2013. – 92 с. 25 Левин, В.С. Педагогические параметры межличностных отношений: учебное пособие / В.С. Левин. – Малаховка: МПИ, 2011. – 145 с. 26 Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т./ А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2015. – 179 с. 27 Лукацкий, М.А. Психология: учебник / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013. – 322 с. 28 Марищук, К.В. Психодиагностика: учебное пособие / К.В. Марищук. – М.: ЭКСМО, 2014. – 318 с. 29 Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2011. – 288 с. 30 Новиков, Б. И. Педагогический проект в рамках ВУЗа: монография / Б.И. Новиков. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с. 31 Подготовка к профессиональной деятельности студентов: монография / под ред. В.И. Козловского, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФС, 2014. – 172 с. 32 Попов, А.Л. Возрастная психология: учебное пособие / А.Л. Попов. – М.: АСТ Харвест, 2012. – 304 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ 1.1.Развитие научных представлений о феномене «эмпатия» в зарубежной и отечественной психологии В рамках единой проблемы эмпатии в современной психологии рассматри-вается всякое проявление эмоциональной активности ребенка, по существу яв-ляющееся сопереживанием, сочувствием, внутренним содействием. Под эмпатией, в узком смысле слова, понимается как способность человека понимать мир переживаний другого, либо как способность соучаствовать в эмо-циональной жизни другого. Как известно, в качестве объекта эмпатии рассматри-вается другой человек, однако в ряде исследований в качестве объекта эмпатии выступает нейтральный предмет, природа или образ искусства, антропоморфизи-рованные наблюдателем в процессе восприятия. Понятие эмпатии причисляют и к чисто рефлексивным (осознаваемым) процессам понимания, и к явлениям чувственного познания, а в некоторых случаях замечают в эмпатии признаки и того, и другого. Хроника развития понятия эмпатии взбирает к этическому понятию симпа-тии (А. Смит, Спенсер, Шопенгауэр) и понятию вчувствования (Фишер, Лотце, Липпс). Понятие симпатии существовало еще в древнегреческой философии и трак-товалось у стоиков как духовная объективная совокупность абсолютно всех предметов, в силу которой люди сострадают друг другу. В этических системах Смита (1895), Спенсера (1876), Шопенгауэра (1896) симпатия подразумевается как естественное свойство человеческой души сочувствовать, сострадать другому человеку, стабилизирующее взаимоотношения между людьми, как основе совести, справедливости и альтруизма.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg