Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Дидактическая игра как метод ознакомления детей младшего дошкольного возраста с миром природы

natalya1980er 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2019
Объект исследования: приоритетным ознакомление младших дошкольников с миром природы. Предмет принятые исследования: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с миром природы посредством дидактической игры. Цель исследования: которые выявить условия, доказана при соблюдении право которых дидактическая игра привычек будет способствовать сознания ознакомлению младших дошкольников с миром природы. Задачи: 1) изучить задачами психолого-педагогическую, методическую, занятия специальную литературу бабушек по проблеме ознакомления детей младшего дошкольного возраста с миром природы посредством дидактической игры. 2) изучить определяют опыт работы воспитателя право ДОУ по использованию бабушек дидактической игры как метода ознакомления детей младшего дошкольного возраста с миром природы. Методы определяют исследования: 1) изучение года и анализ психолого-педагогической образом и специальной литературы; 2) изучение правовые опыта работы по какие исследуемой проблеме. База золотой исследования: структурное подразделение детский сад «Улыбка» ГБОУ СОШ пос.Светлодольск. Структура формировать курсовой работы: являются введение, две перро главы, заключение, можно список литературы и знаем интернет-источников, приложения.
Введение

Проблема приобщения к миру природы всегда была и остаётся одной из ведущих в формировании личности ребёнка. На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача экологического воспитания человека. Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором они пребывают сейчас. Общество, нынешнее и будущее, остро нуждается в экологически грамотных людях, которые смогут обеспечить устойчивое развитие цивилизации без потрясений и катастроф. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Нормативной основой экологического воспитания детей дошкольного возраста являются: • Закон Российской Федерации «Об образовании»; • Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды»; • ФГОС ДО. Воспитание любви к окружающей природе в соответствии с Законом РФ « Об образовании» определено одним из принципов государственной политики в области образования. В соответствии с федеральным законом РФ «Об охране окружающей природной среды» устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации, а также средства массовой информации. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155 базируется на личностно- ориентированных образовательных технологиях и предусматривает соблюдение принципа согласованности экологического воспитания со всеми образовательными сферами: 1. Область «Социально-коммуникативного развития» поможет достичь формирования эмоциональной эмпатии, отзывчивости по отношению к объектам природного окружения, заложит практические навыки безопасного поведения в социальной и природной среде. 2. Образовательная сфера «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний о физических свойствах объектов природы, развитие понимания гармонического единства и целостности экологической системы планеты Земля во всём разнообразии народов и многочисленных видов живых организмов. 3. Область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир художественной литературы о природе, познакомит с уникальными фактами, расширит рамки рекомендованных министерством учебных пособий. 4. Наконец, сфера «Физическое развитие» решит задачи по формированию здорового образа жизни, привнесёт глубокое внутреннее осознание его ценности и значимости в судьбе каждого человека. Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение в работах В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. Г. Чернышевского, К.Д.Ушинского. Они ратовали за введение в систему образования полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе. В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Содержание

Введение…………………………………………………………………..………….3 Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей младшего дошкольного возраста с миром природы …………………………………………………..…...6 1.1. Сущность и основные характеристики проблемы ознакомления дошкольников с миром природы……..………................................................6 1.2. Специфика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с миром природы…………………………………………………………………8 1.3. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с миром природы посредством дидактической игры………….………………….….10 Выводы по 1 главе ...…………………………………………………………….…12 Глава 2. Из опыта работы воспитателей ДОО по применению дидактической игры как метода ознакомления детей младшего дошкольного возраста с миром природы ….……………………………..…………..……………….......13 2.1. Опыт использования воспитателями дидактической игры …………...13 2.2. Реализация системы дидактических игр, направленных на ознакомление детей младшего дошкольного возраста с миром природы…………………………………………………….……………….…16 2.3. Методические рекомендации по использованию дидактической игры как метода ознакомления детей младшего дошкольного возраста с миром природы……………………………………………..…………..…………......20 Выводы по 2 главе………………………………………………………….............21 Заключение………………………………………………………………………….22 Список литературы и интернет-источников…………………..………………….23
Список литературы

1. Аксёнова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. 2. Белавина И.Г., Найдина Н.Г. Планета наш дом: Учеб.-хрестоматия для дошкольников и младших школьников И.Г. Белавина, Н.Г. Найдина. М.: Лайда, 1995. - 288с. 3. Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. М.: Изд. «Лайда», 1995.- 96с. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. - 258 с. 5. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005. 6. Васильева А.И. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. - М.: Аспект - пресс, 2008. – 210с 7. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу А.И. Васильева. М.: Просвещение, 1972. - 126 с. 8. Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1978. – 96с. 9. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. — Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). 10. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с. 11. Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп./ 3-е, стереотип.Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд.: Детство-пресс, 2003 - 319с. 12. Ковинько, Л.В. Секреты природы — это так интересно! — Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. 13. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество). 14. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. — Москва: Айрис- пресс, 2002. — 240с.: ил. — (Внимание, дети). 15. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с. 16. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 336с. 17. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с. 18. Осипов Г.Н. Руководство работой воспитателя по ознакомлению детей с природой Г.Н. Осипов. М.: Просвещение, 1981. - 86 с. 19. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. — Москва: Центр педагогического образования, 2008. — 128с. 20. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил. 21. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2008. — 286с. 22. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. 23. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
Отрывок из работы

1.1. Сущность и основные характеристики проблемы ознакомления дошкольников с миром природы Экологическое воспитание дошкольников — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии: • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей; • бережного отношения к природе; • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»; • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений; • эмоциональной отзывчивости к живой природе; • положительных эстетических ощущений от любования природой; • умений познавать особенности окружающего мира [23, c.3]. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. А К.Д. Ушинский говорил о значении и использовании природы в становлении личности дошкольника, в первоначальном обучении детей: воспитание интереса и любви к природе, развитие наблюдательности, логического мышления, формирование правильных представлений о природе. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные методы: • наглядные (наблюдение, демонстрация); • практические (игра, труд); • словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы); • экспериментальные (опыт). В методике экологического воспитания дошкольников все методы классифицируются на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с природой через непосредственный контакт с ней, то есть через общение с реальными объектами природы, или — через ознакомление опосредованным путем (через картину и т. п.). К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой, относятся наблюдения, несложные опыты, труд в природе, и игры с природными материалами. Методы косвенного ознакомления с природой — рассказы, чтение художественных произведений, беседы. Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. Благодаря этому у дошкольников развивается любознательность. 1.2. Специфика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с миром природы Важнейшей особенностью ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природой является – обязательное включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения. Это обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Успех в формировании представлений о природе 4-х-летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия. Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни. Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты. Гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют. Слушают, как они скрипят, или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Систематически знакомить детей с миром природы начинают в первой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и их способах передвижения, питания. Детей знакомят с детёнышами некоторых животных: с котёнком, щенком, крольчатами, цыплятами. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов [5, c.11]. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер - качаются деревья, светит солнце - становится теплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя - формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка) [6, с.33]. 1.3. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с миром природы посредством дидактической игры Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. Дидактические игры - это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg