Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Живая природа урбанизированной среды как фактор формирования культурно-экологической компетенции школьников

inna_lina92 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2019
В соответствии с поставленными во введении целью и задачами в работе рассмотрены: основные понятия и компоненты живой природы урбанизированной среды, рассмотрены труды ученых и методистов, которые внесли вклад в формировании культурно-экологической компетенции школьников. Также нами были проанализированы особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС и формирование культурно-экологической компетенции учащихся на различных возрастных этапах, рассмотрены пути совершенствования формирования экологической культуры на уроках географии. Также была проведена экспериментальная работа обучающихся по формированию культурно-экологической компетенции в изучении географии, что позволило сделать следующие выводы.
Введение

В настоящее время экологическое образование и формирование культурно-экологической компетенции школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Несомненно, экологическое воспитание очень тесно связано с социаль-ным воспитанием, а оно, в свою очередь с образованием, просвещением, обу-чением и самообразованием ребенка. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования является то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Ц.А. Сластенин отмечает, что «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации».[39, с. 351] Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. В настоящее время предельно остро встает проблема всеобщего экологического образования и воспитания. С методологической точки зрения экологическое воспитание, наиболее соответствующее целям и человеческим ценностям, должно занимать лидирующее положение среди других образовательных областей. Именно экологическое воспитание является на настоящий момент наиболее современным. Так, Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2016 года, в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, 2017 год объявлен Годом экологии в России Осознание учащимися школ экологических проблем является важным аспектом современного времени. Применив систему целенаправленного влияния на личность по формированию чувств гражданского долга и моральной ответственности за состояние природной среды, бережного отношения к окружающей действительности и природным ресурсам ? будет являться важнейшей мерой в преодолении экологической проблемы. Экологическая культура становится сегодня более значимой, является одной из важных проблем человека и социума. Экологическую культуру можно отнести к системе знаний, умений, ценностей и к чувству ответственности за принимаемые решения по отношению к природе. Основные компоненты культурно-экологической компетенции школьника выражены в экологических знаниях, экологическом мышлении, экологически оправданном поведении и в чувстве любви к природе. Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как И.А. Воронин, Е.Е. Дмитриева, В.В. Зеньковский, А.С. Крымов, Е.Н. Лабутин, Б.В. Никольский, В.П. Соловьев, И.Т. Мостов, З.А. Хусаинов, В.А. Якушев. Реализация компетентностного подхода, сопряженного с экологической культурой и культурой устойчивого развития, усиливает культурологический, экогуманистический, творческо-деятельностный, векторы развития экологиче-ского образования. Компетентностный подход также способствует формированию творческой самостоятельности в оценке универсальной ценности городской флоры и фауны, всестороннем познании природы городов, готовности к активному личному участию в природоохранных мероприятиях в рамках различных коммуникативных форм деятельности. Вместе с тем, обладая высоким потенциалом для формирования экологической компетентности, живая природа урбанизированной среды мегаполисов пока не входит в число приоритетных образовательных объектов, ее развивающие возможности используются не в полной мере. Актуальность заключается в том, что формирование культурно-экологической компетенции школьников в рамках экологического воспитания и образования детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического со-стояния, в котором они пребывают сейчас. Цель: определить роль живой природы урбанизированной среды в фор-мировании культурно-экологической компетенции школьников. Достижение цели может быть обусловлено решением следующих задач: - рассмотреть основные термины живой природы и урбанизированной среды; - проанализировать вклад ученых и методистов в формировании культурно-экологической компетенции школьников; - рассмотреть особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС; - разработать методические рекомендации по формированию культурно - экологической компетентности школьников. Объект изучения: живая природа урбанизированной среды. Предмет изучения: процесс формирования культурно-экологической компетенции школьников. При проведении исследования использовались следующие методы: ком-плексный и системный подход, метод научного анализа, метод научного синтеза и обобщения, метод моделирования, абстрактно-логические, экономические, статистические и экономико-математические методы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, за-ключения, списка использованной литературы. Теоретическая значимость Практическая значимость
Содержание

Введение……………………………………………………………………….3 1. Эколого-географическая характеристика урбанизированной среды.. 1.1. Основные понятия урбанизированной среды……………………………. 1.2. Компоненты живой природы урбанизированной среды………………… 2. Формирование культурно-экологической компетенции школьников….. 2.1. Вклад ученых и методистов в формировании культурно-экологической компетенции школьников……………………………………………………….. 2.2. Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС……… 2.3. Формирование экологической компетентности на различных возрастных этапах………………………………………………………………………………. 3. Результаты экспериментальной работы обучающихся по формированию культурно – экологической компетенции в изучении геогра-фии…………………………………………………………………………. 3.1. Определение уровня культурно-экологической компетенции учащихся …………………………………………. 3.2. Разработка программы для элективного курса «Мир живой природы урбанизированной среды родного города» и апробирование его в эксперимен-те…………………………………………………………………………... 3.3. Определение результативности экспериментальной работы……… Заключение…………………………………………………………………………. Список использованных источников……………………………………………… Приложения…………………………………………………………………………..
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с измен. и дополнен. от 05.02.16г.) // Собрание законодательства. - Информ.- правов. система «Кон-сультант-Плюс». – Версия от 15.07.16 г. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373,с.9. 3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., № 3266-1. 4. Алексеев, Н.А. Личностно–ориентированное обучение в школе / Н.А. Алексеев. – Ростов–на–Дону: Издательство Феникс, 2006. – 332 с. 5. Алексеев, С.В. Экология: Учеб.пособие для учащихся 9-го кл. общеобразоват. учрежд. разных типов / С.В. Алексеев. – СПб.: СМИО Пресс, 1999. – 320 с. 6. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философ-ско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика – 2005. – № 4. – С. 19 - 27. 7. Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии: Учеб.для студентов высш. учеб. заведений / Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева / Под ред. Н.Д. Андреевой. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 208 с. 8. Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компе-тентностному подходу/ Р.М. Баскаев // Инновации в образовании. – 2007. – №1. – С. 10-15. 9. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / А.С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192с. 10. Беспалько, В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия / В.П. Беспалько // Педагогика. – 1993. – №5. – С. 16–25. 11. Благосклонов, К.Н. Авифауна большого города и возможности её преобразования / К.Н. Благосклонов // Экология, география и охрана птиц. – Л.: Зоол. ин–т АН СССР, 1980. – С. 144 – 155. 12. Боголюбов, А.С. Методика изучения антропогенного влияния биоценозов / А.С. Боголюбов. – М.: «Экосистема». – 1998. 13. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга–приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с. (http://www.umo.msu.ru/docs/18.pdf) 14. Вахрушев, А.А. Птицы в городе / А.А. Вахрушев, А.Н. Швецов // Семья и школа. – 1974 – № 10. – С.60–61. 15. Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций / Под ред. Н.М. Мамедова. – М.: СТУПЕНИ, 2002. – 240с. 16. Величковский, Б.Г. Здоровье человека и окружающая среда: Учеб.пособие 17. Винокурова, Н.Ф. Общекультурная компетентность в географическом образовании: теоретико-методологические аспекты и практика реализации / Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова // География и экология в школе XXI века. – 2008. – №3. – С. 47-52. 18. Винокурова, Н.Ф. Школьное геоэкологическое образование: Методическое пособие / Под ред. Н.Ф. Винокуровой. – Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. - 120 с. 19. Володина, Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению / Ю.А. Володина // Психологическая наука и образование. – 2008. – №2. – С. 80–85. 20. Гагарин, А.В. Воспитание природой / А.В. Гагарин // Биология в школе. – 2003. – №3.– С. 16–20. 20.Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с. 21.Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность: теория и практика / О состоянии и перспективах экологического образования и просве-щения в России // Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач: Сб. материалов Всероссийской конференции.- М.:, 2007 22.Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с. 23. Город – экосистема / Э.А. Лихачёва, Д.А. Тимофеев, М.П. Жидков и др. – М.: ИГРАН, 1996. – 336 с. 24.Горшков, В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни / В.Г. Горшков. - М.:ВИНИТИ, 1995. – 470с. 25.Горышина, Т.К. Растение в городе / Т.К. Горышина. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. – 152 с. 26.В.В.Дружинин, Е.М.Клемяшова, А.Л.Кураков, В.А.Самкова и др..- М.:ИАЭП; Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014 27.Ермаков, Д.С. Формирование экологической компетенции учащихся. Монография / Д.С. Ермаков. – М.: РУДН, 2008. – 159 с. 28.Животные – биоиндикаторы индустриальных загрязнений / Я. Богач, Ф. Седлачек, З. Швецова, Д.А. Криволуцкий // Журнал общей биологии. – 1988. – №5. 29.Захлебный, А.Н. Экологическая компетенция как новый планируемый ре-зультат экологического образования / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. – №7. – С.11-15 30.Иванова, Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. ( http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.) 31. Камерилова, Г.С. Урбоэкология: научное направление и учебная дисциплина: монография / Г.С. Камерилова – Н.Новгород: НГПУ, 2000. – 223 с. 32.Кобылянский, В.А. Формирование экологической культуры и проблемы образования / В.А. Кобылянский. – Педагогика. – 2001. – №1. – С. 32-41. 33.Колякина, Н.Н. Птицы как показатель состояния среды на урбанизированной территории / Н.Н. Колякина // Материалы Международной научной конференции «Зоологические исследования регионов России и сопредельных территорий» / Под ред. В.А. Зрянина. – Нижний Новгород: Изд–во НГПУ, 2002. – С. 122 – 123. 34.Леднёв, В.С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В.С. Леднёв, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. – 384 с. 35.Лобачук, И.Н. Формирование экологической компетентности и ответствен-ности учеников старших классов / И.Н. Лобачук // Актуальные вопросы совре-менной психологии и педагогики: Сборник докладов международной научной заочной конференции. Том 1. Педагогические науки. Кн. 1 / Отв. ред. А.В. Горбенко. – Липецк: Издательский центр «Де-факто», 2010. – С. 46–.Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения / Под ред. А. Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2004. – 458 с. 36.Николина, В.В. Экологическая культура будущего учителя / В.В. Николина // Методология и теоретические основы эколого-педагогического образования / Под.ред. Н.Д. Андреевой, Г.С. Камериловой. – Н. Новгород; СПб.: 2002. – С. 49-50. 37.Николина, В.В. Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: Учебное пособие / В.В. Николина, Г.П. Шалфицкая. – Н.Новгород: Изд–во Волгл–Вятской академии гос. службы, 2002. – 72 с. 38.Новые педагогические и информационные технологии в системе образова-ния: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с. 39.Папуткова, Г.А. Компетентностно-ориентированное образование как инно-вационная образовательная парадигма / Современные эколого-образовательные стратегии: Коллективная монография / Под ред. Г.С. Камериловой, Н.Д. Андреевой.-Н.Н.: НГПУ, 2013, С. 62-78. 40.Петров, К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «экология и природопользование» и др. спец. / К.М. Петров. – 2–е изд., стереотип. – СПб.: Химия, 1997. – 351 с. 41.Самкова, В.А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников / В.А. Самкова // Биология в школе. – 2002. – № 42. Хомич, В.А. Экология городской среды: учеб.пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Городское строительство и хозяйство" направления подготовки "Строительство" / В.А. Хомич. - М.: АСВ, 2006. - 240 с. 43.Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 58-64. 44.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 256с. 45.Ясвин, В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте / В.А. Ясвин // Вопросы психологии. - 1995. - №4. - С. 19-28. 46.Киселева Е. В., Советова Т. М. Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 560-562. — URL https://moluch.ru/archive/137/38508/ (дата обращения: 16.06.2018 47.Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 г.// Система ГАРАНТ: URL:http://base.garant.ru/70169264/#ixzz4OBZf6AGW]. 48.Формирование комфортной городской среды. — URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/about/building/priority_projects/formirovanie-komfortnoj-gorodskoj-sredy/(Дата обращения 9.08.2017) Концепция модернизации российского образования до 2010 // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – №1. – С. 3–16.
Отрывок из работы

1.Эколого-географическая характеристика урбанизированной среды 1.1. Основные понятия урбанизированной среды В XX веке Земля стала планетой больших городов. Рост городского населения, необычайно усилившийся в последние десятилетия, во много раз превышает общий рост населения земного шара. Бурный рост населения мира сопровождался развитием процесса урбанизации. Процесс урбанизации можно рассматривать в двух аспектах. Урбаниза-ция в узком понимании означает рост городов, особенно больших, увеличение доли городского населения; в широком значении – исторический процесс повышения роли городов, городского образа жизни и городской культуры в развитии общества. Несмотря на длительную историю городской жизни, сам термин урбани-зация появился только во второй половине XIX века, в России – в середине XX века. Более регулярно этот термин начал использоваться в советской научной литературе с конца 60 – х годов прошлого столетия, при этом часто само явление оценивалось негативно. Обобщающее определение процесса урбанизации можно дать по Ю.Л. Пивоварову. Урбанизация (от лат. urbanus - городской, urbz - город) – это исторический процесс повышения роли городов, городского образа жизни и городской культуры в развитии общества, связанной с пространственной концентрацией деятельности в сравнительно немногочисленных центрах и ареалах преимущественного социально-экономического развития. [29, с. 223] Несмотря на свой глобальный контекст, урбанизация является конкретно-историческим феноменом с ярко выраженными различиями между континентами, странами и отдельными регионами. В общем виде в пространственно-временном аспекте можно выделить следующую последовательность ее проявления: Западная Европа – Северная Америка – Австралия – Восточная Европа – Латинская Америка – Азия – Африка. Современные тенденции урбанизации противоречивы: в разных странах и даже регионах одной страны – нередко противоположны по содержанию и количественным характеристикам (в развивающихся странах сохраняются прежние тенденции роста, в развитых странах происходит небольшой рост или даже сокращение количественных показателей). [23, с. 336]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg