1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с измен. и дополнен. от 05.02.16г.) // Собрание законодательства. - Информ.- правов. система «Кон-сультант-Плюс». – Версия от 15.07.16 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373,с.9.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., № 3266-1.
4. Алексеев, Н.А. Личностно–ориентированное обучение в школе / Н.А. Алексеев. – Ростов–на–Дону: Издательство Феникс, 2006. – 332 с.
5. Алексеев, С.В. Экология: Учеб.пособие для учащихся 9-го кл. общеобразоват. учрежд. разных типов / С.В. Алексеев. – СПб.: СМИО Пресс, 1999. – 320 с.
6. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философ-ско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика – 2005. – № 4. – С. 19 - 27.
7. Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии: Учеб.для студентов высш. учеб. заведений / Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева / Под ред. Н.Д. Андреевой. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 208 с.
8. Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компе-тентностному подходу/ Р.М. Баскаев // Инновации в образовании. – 2007. – №1. – С. 10-15.
9. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / А.С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192с.
10. Беспалько, В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия / В.П. Беспалько // Педагогика. – 1993. – №5. – С. 16–25.
11. Благосклонов, К.Н. Авифауна большого города и возможности её преобразования / К.Н. Благосклонов // Экология, география и охрана птиц. – Л.: Зоол. ин–т АН СССР, 1980. – С. 144 – 155.
12. Боголюбов, А.С. Методика изучения антропогенного влияния биоценозов / А.С. Боголюбов. – М.: «Экосистема». – 1998.
13. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга–приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с. (http://www.umo.msu.ru/docs/18.pdf)
14. Вахрушев, А.А. Птицы в городе / А.А. Вахрушев, А.Н. Швецов // Семья и школа. – 1974 – № 10. – С.60–61.
15. Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций / Под ред. Н.М. Мамедова. – М.: СТУПЕНИ, 2002. – 240с.
16. Величковский, Б.Г. Здоровье человека и окружающая среда: Учеб.пособие
17. Винокурова, Н.Ф. Общекультурная компетентность в географическом образовании: теоретико-методологические аспекты и практика реализации / Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова // География и экология в школе XXI века. – 2008. – №3. – С. 47-52.
18. Винокурова, Н.Ф. Школьное геоэкологическое образование: Методическое пособие / Под ред. Н.Ф. Винокуровой. – Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. - 120 с.
19. Володина, Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению / Ю.А. Володина // Психологическая наука и образование. – 2008. – №2. – С. 80–85.
20. Гагарин, А.В. Воспитание природой / А.В. Гагарин // Биология в школе. – 2003. – №3.– С. 16–20.
20.Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
21.Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность: теория и практика / О состоянии и перспективах экологического образования и просве-щения в России // Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач: Сб. материалов Всероссийской конференции.- М.:, 2007
22.Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
23. Город – экосистема / Э.А. Лихачёва, Д.А. Тимофеев, М.П. Жидков и др. – М.: ИГРАН, 1996. – 336 с.
24.Горшков, В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни / В.Г. Горшков. - М.:ВИНИТИ, 1995. – 470с.
25.Горышина, Т.К. Растение в городе / Т.К. Горышина. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. – 152 с.
26.В.В.Дружинин, Е.М.Клемяшова, А.Л.Кураков, В.А.Самкова и др..- М.:ИАЭП; Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014
27.Ермаков, Д.С. Формирование экологической компетенции учащихся. Монография / Д.С. Ермаков. – М.: РУДН, 2008. – 159 с.
28.Животные – биоиндикаторы индустриальных загрязнений / Я. Богач, Ф. Седлачек, З. Швецова, Д.А. Криволуцкий // Журнал общей биологии. – 1988. – №5.
29.Захлебный, А.Н. Экологическая компетенция как новый планируемый ре-зультат экологического образования / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. – №7. – С.11-15
30.Иванова, Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. ( http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.)
31. Камерилова, Г.С. Урбоэкология: научное направление и учебная дисциплина: монография / Г.С. Камерилова – Н.Новгород: НГПУ, 2000. – 223 с.
32.Кобылянский, В.А. Формирование экологической культуры и проблемы образования / В.А. Кобылянский. – Педагогика. – 2001. – №1. – С. 32-41.
33.Колякина, Н.Н. Птицы как показатель состояния среды на урбанизированной территории / Н.Н. Колякина // Материалы Международной научной конференции «Зоологические исследования регионов России и сопредельных территорий» / Под ред. В.А. Зрянина. – Нижний Новгород: Изд–во НГПУ, 2002. – С. 122 – 123.
34.Леднёв, В.С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В.С. Леднёв, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. – 384 с.
35.Лобачук, И.Н. Формирование экологической компетентности и ответствен-ности учеников старших классов / И.Н. Лобачук // Актуальные вопросы совре-менной психологии и педагогики: Сборник докладов международной научной заочной конференции. Том 1. Педагогические науки. Кн. 1 / Отв. ред. А.В. Горбенко. – Липецк: Издательский центр «Де-факто», 2010. – С. 46–.Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения / Под ред. А. Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2004. – 458 с.
36.Николина, В.В. Экологическая культура будущего учителя / В.В. Николина // Методология и теоретические основы эколого-педагогического образования / Под.ред. Н.Д. Андреевой, Г.С. Камериловой. – Н. Новгород; СПб.: 2002. – С. 49-50.
37.Николина, В.В. Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: Учебное пособие / В.В. Николина, Г.П. Шалфицкая. – Н.Новгород: Изд–во Волгл–Вятской академии гос. службы, 2002. – 72 с.
38.Новые педагогические и информационные технологии в системе образова-ния: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
39.Папуткова, Г.А. Компетентностно-ориентированное образование как инно-вационная образовательная парадигма / Современные эколого-образовательные стратегии: Коллективная монография / Под ред. Г.С. Камериловой, Н.Д. Андреевой.-Н.Н.: НГПУ, 2013, С. 62-78.
40.Петров, К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «экология и природопользование» и др. спец. / К.М. Петров. – 2–е изд., стереотип. – СПб.: Химия, 1997. – 351 с.
41.Самкова, В.А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников / В.А. Самкова // Биология в школе. – 2002. – № 42. Хомич, В.А. Экология городской среды: учеб.пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Городское строительство и хозяйство" направления подготовки "Строительство" / В.А. Хомич. - М.: АСВ, 2006. - 240 с.
43.Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 58-64.
44.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 256с.
45.Ясвин, В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте / В.А. Ясвин // Вопросы психологии. - 1995. - №4. - С. 19-28.
46.Киселева Е. В., Советова Т. М. Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 560-562. — URL https://moluch.ru/archive/137/38508/ (дата обращения: 16.06.2018
47.Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 г.// Система ГАРАНТ: URL:http://base.garant.ru/70169264/#ixzz4OBZf6AGW]. 48.Формирование комфортной городской среды. — URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/about/building/priority_projects/formirovanie-komfortnoj-gorodskoj-sredy/(Дата обращения 9.08.2017)
Концепция модернизации российского образования до 2010 // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – №1. – С. 3–16.