Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОБРАЗ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО БРАЧНОГО ПАРТНЕРА У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

inna_lina92 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2019
Образ потенциального брачного партнера – конструкт, который можно изучать при помощи его дифференциации на внешние характеристики, личностные и деловые качества. Актуальность подобных исследований будет сохраняться в дальнейшем, так как взаимоотношения являются неотъемлемым аспектом взаимодействия людей в социуме.
Введение

Тема данного исследования непосредственно связана с современными вопросами взаимоотношения людей в постиндустриальном обществе. За постоянным развитием социума следуют изменения в представлении людей об образе семьи, распределению обязанностей в быту и образу желаемого партнера в браке. Приведем в качестве примера наблюдение автора публикаций по психологии Л. Б. Шнейдер: «Если с момента существования брака… значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функции, то к настоящему моменту повсеместно усиливаются психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки» . Ожидания от будущих отношений непосредственно связаны с теми осознаваемыми или неосознаваемыми представлениями, с которым человек накапливает в течение жизни. Важно отметить, что данные представления и ожидания, являясь результатом межличностного взаимодействия и субъективного опыта, служат для планирования и прогнозирования человеком будущего супружеского сценария. Затронутый в данном исследовании период юности – период завершения профессиональной и личностной идентичности. С одной стороны, представления о качествах предполагаемого брачного партнера в данном периоде уже могут иметь отчетливый характер, так как человек уже приобрел опыт построения взаимоотношений в семейной системе и подростковый опыт интимно-личностных отношений со сверстниками. С другой стороны, в большинстве случаев, представления юношей и девушек о брачном партнере еще не успели пройти проверку реальным супружеским опытом. Какие проблемы могут быть связаны с ожиданиями о будущих отношениях? Создание семьи и брака связано с реализацией различных потребностей каждого из партнеров. Неопытность, личностные особенности и отсутствие понимания собственных потребностей и ожиданий партнера может являться причиной несоответствия ожиданий и получаемого результата от совместной жизни. Проблема несоответствия «ожидаемого» и «получаемого» в отношениях является одной из ведущих причин расторжения «юношеских» браков. Д. И. Фельдштейн в своих исследованиях отмечает потерю контакта родителей со своими детьми. Взрослые стали меньше и меньше времени стали отводить воспитанию детей и совместным времяпрепровождением с ними. В результате, подрастающее поколение получает не только меньше поддержки со стороны взрослых, но и понимания о том, как к ним относятся и какие требования существуют. Следствием этого является потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность [34; 154]. В конечном итоге, подростку и юноше представляется более трудной задачей осознать и сформировать образ своего «Я», однозначные требования к себе и к будущему партнеру. Кризис идентичности подросткового возраста пролонгируется на более поздний срок, еще сильнее задерживая личностное самоопределение и развитие. Опыт семейного сценария и особенности прохождения через каждый предыдущий этап развития прямо или косвенно отражаются на принимаемых юношей решениях уже во взрослом мире, где «цена» каждого самостоятельного выбора еще более высока. Объект исследования: представление человека о потенциальном брачном партнере. Предмет исследования: представление студентов обоих полов возрастом от 19 до 21 года психологического и строительного факультета о потенциальном брачном партнере противоположного пола. Цель исследования: изучить психологические особенности представлений о будущем брачном партнере у современных студентов психологических и строительного факультета. Гипотеза 1: по результатам опросника «Ваш будущий брачный партнер – какой он?», у студентов психологических факультетов обоих полов среднее значение процента встречаемости Личностных качеств будет больше, чем у мужчин и женщин строительных факультетов. Гипотеза основана на предположении, что студенты-психологи будут более сконцентрированы на описании личностных качеств из-за изначальной гуманитарно-психологической направленности обучения, в процессе которого происходит изучение и дифференциация представления об особенностях личности и ее качествах. Нулевая гипотеза (Н01): средние значения процента встречаемости Личностных качеств среди мужчин и женщин психологических и строительных факультетов будут равны. Альтернативная гипотеза (Н11): средние значения процента встречаемости Личностных качеств среди мужчин и женщин психологических и строительных факультетов будут различны. Гипотеза 2: среднее значение процента встречаемости Деловых качеств среди женщин психологического и строительного факультетов будет больше, чем у мужчин психологического и строительного факультетов. Гипотеза основана на предположении о том, что женщины будут ожидать от мужчин исполнения деловых и финансовых обязанностей в отношениях, основываясь на представленных в обществе гендерных стереотипах. Экспериментальные задачи: 1) Проведение исследований при помощи методических материалов с целью выявления индивидуальных характеристик представлений юношей и девушек, образующих образ брачного партнера; 2) Интерпретация полученных данных после проведения исследований при помощи «ключа» методики; 3) Проверка гипотез при помощи программы статистической обработки «SPSS Statistics 17.0»; 4) Формулировка выводов о проведенной экспериментальной работе с анализом результатов проверки гипотез. Методика исследования: опросник «Ваш будущий брачный партнер – какой он?». Выборка исследования: студенты 3-4 курсов факультетов «психология» РГГУ и МГПУ, и студентов факультета «строительство» МГСУ. Общая численность – 80 человек обоих полов в возрасте от 19 до 21 года. ?
Содержание

Оглавление 2 Актуальность исследования. 3 1. Период юности в психологических исследованиях. 5 1.1. Социальная ситуация развития и задачи юношеского возраста. 5 1.2. Психологические особенности периода юности. 14 1.2. Особенности мотивации выбора супруга 22 в юношеском возрасте. 22 2. Социальная роль и «социальный пол». 29 2.1. Пол как совокупность биологического и социального. 29 2.2. Теории половой идентификации 34 2.3. Гендерно-ролевая социализация 36 2.4. Гендерная идентичность 39 2.5. Вывод 48 3. Изучение представления о потенциальном брачном партнере. 49 3.1. Цель и задачи исследования. 49 3.2. Методические материалы исследования. 51 3.3. Описание проведения исследования. 52 3.4. Анализ исследования и обсуждение результатов. 53 3.5. Проверка Гипотезы 1. 55 3.6. Проверка Гипотезы 2. 57 3.7. Вывод. 59 4. Заключение. 61 5. Материалы исследования. 63 Опросник «Распределение ролей в семье». 63 6. Список литературы 67
Список литературы

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 240 с. ISBN: 5-211-01029-9. 2. Александрова Ю.В. Возрастная психология. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей: рабочий учебник / Ю. В. Александрова – М. : Современный гуманитарный университет, 1999. - 66 с. 3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. / Г. М. Андреева. ? 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с. ISBN: 5-7567-0274-1 4. Аткинсон Р. Введение в психологию / Р. Аткинсон ; пер. с англ. А. И. Назаров, Н. Ю. Спомиор – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 ISBN: 5-93878-097-7 5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. / П. Бергер, Т. Лукман ; пер. с англ. Е. Руткевич — М.: «Медиум», 1995. — 323 с. ISBN: 5-85691-036-2 6. Бадентэр Э. Мужская сущность / Э. Бадентэр ; Пер. с франц. И. Ю. Крупичевой, Е.Б. Шевченко. — М. : АО «Изд-во «Новости»», 1995. — 304 с. ISBN: 5-7020-0945-2 7. Берн Э. Гендерная психология / Э. Берн ; пер. с англ. С. Рысева и др. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. – 318 с. ISBN: 978-5-93878-520-5 8. Бронзино Л. Ю., Витковская М. И. Гендерная идентичность на фоне классического и пост- модернистского феминизма / Л. Ю. Бронзино, М. И. Витковская // Социологический журнал (4), 2013. ISSN: 1562-2495 9. Вейнингер Отто. Пол и характер : принципиальное исследование / Отто Вейнингер. – М. : Акад. проект, 2012. - 389 с. 10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с. 11. Риккер Ю. О. Гендерная идентичность: философско-антропологические аспекты анализа / Ю. О. Риккер // материалы II международной заочной научно-практической конференции (21 ноября 2012 г.) – Новосибирск : «СибАК», 2012. – 76 с. ISBN 978-5-4379-0172-4 12. Градусова Л. В. Гендерная педагогика: учеб. пособие / Л. В. Градусова – М.: Флинта; 2011. – 190 с. ISBN 978 5 9765 1022 7 13. Грошев И.В. Гендерные образы рекламы / И.В.Грошев // Вопросы психологии (6) – М. : Педагогика, 2000. – С. 38 - 45. 14. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с. ISBN: 5-94723-290-1 15. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2003. - 544 с. ISBN: 978-5-49807-453-5. 16. Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин – СПб. : Питер, 2010. – 688 с. ISBN: 978-5-49807-453-5 17. Ильин Е. П. Психология взрослости. / Е. П. Ильин – СПб.: Питер, 2012. – 544 с. ISBN: 978-5-459- 00762-6 18. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии / В.Е. Каган – М. : Педагогика, 1991. – 256 с. ISBN: 5-7155-0424-4 19. Коваль Н.А. Психология семьи и семейной дизадаптивности : учеб. пособие / Н. А. Коваль, Е. А. Калинина – Тамбов : ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. – 351 с. 20. Кон И. С. Вкус запретного плода: сексология для всех /И. С. Кон. – М.: Семья и школа, 1997. – 464с. 21. Бережная А. М., Котова И. Б. Эмпирические исследование содержания представлений о брачном партнере у студентов педагогических вузов / А. М. Бережная, И. Б. Котова // Российский психологический журнал Том 4 № 3, 2007. – С. 8–20. 22. Бережная А. М., Лукьяненко Е. С. Особенности представлений о брачном партнере у современных девушек / А. М. Бережная, Е. С. Лукьяненко // Российский психологический журнал Том 13 № 1, 2016. – С. 29-39. 23. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с. ISBN: 5-94723-187-5 24. Луковцева А. К. Психология и педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / А. К. Луковцева. — М.: КДУ, 2008. — 192 с. ISBN 978-5-98227-369-7 25. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. – 497 с. 26. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс ; пер. с англ. Замчук З. С. – СПб: Питер, 2015. – 800 с. ISBN 978-5-4237-0138-3 27. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с. — ISBN: 5-93878-086-1. 28. Мудрик А. В. Социализация человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / болА. В. Мудрик – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с. ISBN: 5-7695-3170-3 29. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения / Т. Нельсон ; пер. с англ. Комаров С., Боричев А. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.— 384 с. ISBN 5-93878-013-6 30. Пиаже Ж. Психология интеллекта: Пер. с фр. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с. 31. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с. ISBN 5-318-00567-5 32. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография / Е.Л. Солдатова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 267 с. ISBN: 978-5-696-03755-4 33. Тулузакова М. В. Социокультурные образцы феминного и маскулинного и проблема гендерного равенства / М. В. Тулузакова // Вестник Тихоокеанского гос. эконом. ун-та, 2009. №4. – С. 105-118. 34. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. / Д. И. Фельдштейн – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 192 с. ISBN: 5-87977-018-4 35. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности / Фрейд З. - Минск. : Белорус. сов. энциклопедия, 1990. - 164 с. ISBN: 5-85700-067-Х 36. Чудновская Е.Л., «Вечная Женственность» как вечная тема в современной визуальной культуре / Е. Л. Чудновская // Культурологические исследования (6) – СПб: Астерион, 2006. – С 142-148 37. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко – М. : Гардарики, 2005 – 349 с. ISBN: 5-8297-0176-6 38. Шихи Г. Возрастные кризисы / Г. Шихи – СПб. : Ювента, 1999. – 346 с. ISBN: 5-87399-108-1 39. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. / Л. Б. Шнейдер – М. : Академический проект, 2006. – 768 с. ISBN: 5-8291-0543-4 40. Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис / Э.Эриксон ; Пер. с англ. А. В. Толстых, А. М. Прихожан и т.д. – М. : Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с. ISBN: 5-01-004479-X 41. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / К. Г. Юнг ; Пер. с нем. Т.А. Ребеко, А. К. Судаков и др. – М.: Канон, 2014. – 336 с. ISBN: 5-88373-025-6
Отрывок из работы

1. Период юности в психологических исследованиях. 1.1. Социальная ситуация развития и задачи юношеского возраста. В юношеском возрасте осуществляется социальная ориентация личности путем осознания себя частью определенной социальной общности: класса, группы и т.д. На основе мировоззренческого поиска идентичности выбирается желаемое социальное положение, образ себя в будущем и пути достижения желаемого положения. Важное значение также приобретает достижение половой идентичности и освоение половых ролей в виде норм социального поведения, статуса, неписанных прав и обязанностей для каждого пола, исходя из ожиданий общества. На основе половых ролей усваивается полоролевое поведение, как результат тесного взаимодействия биологических, психологических и психосоциальных факторов. Д.П. Аузубель и Д. Кирк скомпилировали основные признаки полоролевого поведения: персонифицированное усвоение полового поведения, рост интереса к противоположному полу и выделяются вторичные половые атрибуты (отличительная одежда и аксессуары). Доктор психологических наук Е.Л. Солдатова, исследуя динамику системы отношений в кризис перехода к ранней взрослости, опирается на теоритическую модель трех ключевых фаз обозначенного периода: • Первая фаза названа «предкритической», так как в ней у субъекта возникает скрытое противоречия между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития – между средой и внутренними переживаниями, а также открытием идеального образа будущего, который кажется доступным и легко достижимым. Так как социальная позиция еще не определена и неоднозначна, юноша стремится к самостоятельности и сепарации, оставаясь при этом в рамках некоторых детских и родительских привязанностей. • Вторая фаза, «собственно критическая», связана с тремя основными линиями развития взрослого периода: «Развитие личностной идентичности, профессиональное становление и развитие семейных отношений. Она характеризуется стремлением личности немедленно опробовать идеальную форму – идеальный образ собственного будущего» . Так как мечты далеко не всегда совпадают с объективными условиями, происходит самый пик конфликта между реальностью и «идеалом». Обостряются экзистенциальные вопросы по поводу правильности выбора профессионального пути. • Последняя «посткритическая» фаза обозначается возможностью перехода в период взрослости путем формирования психологической готовности и разрешением противоречий предыдущих фаз. Происходит интеграция новой внутренней социальной позиции профессиональной и семейной идентичности, что способствует переходу в период взрослости. • Профессор Х. Решмидт отмечает важные изменения во взаимоотношении с родителями, которые происходят в процессе взросления человека. Развитие критического мышления, когнитивных и эмоциональных функций способствуют тому, что человек обесценивает, подвергает сомнению и критике ценностные установки родителей. В результате, обостряются конфликты и противоречия между поколениями. Также свой вклад вносит и общение юноши со сверстниками: «Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения» .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg