Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь детско-родительских отношений и познавательной активности подростка

inna_lina92 280 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.04.2019
Познавательная активность и мотивация достижения — исключительно важные аспекты личностного развития подростка, напрямую влияющие на успешность его обучения в школе и университетах, а также самоопределение в плане будущей профессии и увлечений. Именно поэтому исследования этой проблемы крайне важны для понимания и решения проблем, с которыми сталкиваются подростки на этапе взросления и перехода к самостоятельной жизни. В нашем исследовании мы изучили связь особенностей детско-родительских отношений с выраженностью этих аспектов личности подростков и подтвердили гипотезу о том, что такая связь действительно существует.
Введение

Актуальность исследования. В силу разных исторических причин в современном постсоветском пространстве до сих пор широко и глубоко укоренилось воспитание, основанное на сильном давлении на ребенка, существенном ограничении его свободы, в условиях повышенной тревожности родителей за детей. Это, в свою очередь, не может не отражаться на характере ребенка, его поведении, развитии его личности. Среди прочего, это, подозреваем, может отражаться и на таком аспекте развития личности ребенка, как его познавательная активность. Кроме того, что проблема познавательной активности ребенка во все времена сохраняет свою самодостаточную ценность, зависимость развития этого аспекта личности подростка от условий его воспитания имеет особую актуальность в контексте современного состояния семьи, которое самое по себе является предметом многочисленных современных психологических исследований. Проблемой познавательной активности занимались такие ученые как М. И. Лисина, Д. Б. Богоявленская, Н. Г. Морозова, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Г. И. Щукина, Л. Н. Клименко и другие. Несмотря на наличие целого ряда исследований, в которых рассматриваются разные аспекты, связанные с познавательной активностью, эта тема остается не до конца раскрытой. Большинство работ направлено на процесс формирования познавательной активности в дошкольном возрасте. В моей работе исследуется уже сформировавшийся навык познавательной активности у детей в подростковом возрасте и влияние детско-родительских отношений на ее активность. Целью исследования является проверка наличия взаимосвязи между условиями воспитания подростка в семье и уровнем его познавательной активности. Объектом исследования являются познавательная активность детей в подростковом возрасте (13-15 лет) и детско-родительские отношения; факторы, влияющие на уровень познавательной активности. Предмет исследования: Влияние детско-родительских отношений на познавательную активность у подростков. Гипотеза: мы предполагаем, что воспитание подростка в более свободной среде положительно влияет на развитие его познавательной активности. И наоборот, если жизнь ребенка регламентирована, слишком размерена или подвержена чрезмерному контролю, то любознательность подростка предположительно снижается. Задачи исследования: 1. Изучение познавательной активности учащихся; 2. Изучение детско-родительских отношений; 3. Поиск взаимосвязи детско-родительских отношений и познавательной активности подростков; 4. Статистическая обработка результатов исследования; 5. Анализ и описание взаимосвязей между выделенными переменными по результатам статистической обработки; Основные методы исследования: 1. Метод анализа и синтеза теоретического материала. 2. Диагностические методики: a. Методика И.М. Марковской — опросник "Взаимодействие родитель-ребенок" (ВРР). Ориентирована на подростков (13-16 лет) и его родителей. b. Методика А.Д. Андреевой — диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева. 3. Метод математической статистики Экспериментальная база исследования: 54 подростка (учащиеся седьмых, восьмых и девятых классов в возрасте 13-15 лет) и их родители.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3 Глава I. Теоретические основы взаимосвязи детско-родительских отношений и развития познавательной активности у подростков……….…5 1.1 Познавательная активность. Подходы и классификация……………………...6 1.2 Понятие детско-родительских отношений. Виды и классификация………………………………………………………………….…..16 1.3 Вывод по главе I………………………………………………………………...22 Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и познавательной активности подростка………………………..23 2.1 Программа исследования…………………………………………………..…23 2.2 Описательная статистика……………………………………………………..28 2.3 Результаты корреляционного анализа……………………………………......33 2.4 Анализ рассогласований в методике И.М. Марковской…………………….37 Список литературы……………………………………………………………….44 Заключение………………………………………………………………………...43
Список литературы

1. Адлер А. Воспитание детей взаимодействие полов / А.Адлер. – Ростов н/Д, 1998. – 256 с. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. / Ананьев Б.Г. и др. 3-е изд. - СПб.: Питер., 2001. - 282с. 3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995. 4. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. 5. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь / М.И. Буянов. - М.: Знание, 1984 6. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя / Под ред. А.А. Бодалёва. М., 1981. 7. Гарбузов В. И. От младенца до подростка. – М.,1996 8. Драгунова Т. В. Подросток. – М.: Знание,1976 9. Ковалев, А.Г. Личность воспитывает себя. - М.: Политиздат, 1983. 10. Кон И. С. Какими они себя видят. – М.: Знание,1976 11. Лесгафт П.Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение». М.: «Педагогика», 2001 12. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4 13. Лисина М.И. Современная психология: перекличка идей - Культурно-историческая психология - 2009. № 2 14. Лийк К. Влияние домашней среды на развитие ребенка. - Таллинн,2006 15. Лесгафт П.Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение». М.: «Педагогика», 2001 16. Матвеева Л. Практическая психология для родителей. – М., 1995 17. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей / Н.Г. Морозова. - М.: Просвещение, 1969. - 264 с. 18. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – Москва; НПО МОДЭК, 2005.-550с. 19. Прихожан А.М., Диагностика личностного развития детей подросткового возраста 20. Прихожан А.М., Журнал «Школьный психолог» №43/2003 21. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб., 2004 22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. - М.: Педагогика, 1989. 23. Фромм Э. Искусство любить/ Эрих Фромм. – М.: АСТ, 2010. -- 220 24. Хаваш, О., Подросток. Проблемы воспитания детей в семье. 1977 25. Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психол. Журн., 2014. 26. Шамова Т.А. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – С. 209. 27. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1971. – С. 123–127. 28. Шнайдер, Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов 2 изд, 2006.-- 768 с. 29. Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психол. журн., 2014. 30. Яремчук М.В. Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и в отношениях любви у старших подростков, 2016
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы взаимосвязи детско-родительских отношений и развития познавательной активности у подростков Несмотря на пристальное внимание к вопросу познавательной активности на протяжении многих десятилетний, он сохраняет свою актуальность для науки психологии и педагогики и по сей день. В научных исследованиях ряда отечественных и зарубежных ученых и психологов-практиков (таких, например, как М.И. Лисина, А. Прихожан, Г.И. Щукина, Т.И. Шалова, Л.И. Божевич, Ю.Б. Гиппенрейтер и многие другие) подчеркивается необходимость развития у личности познавательной активности. Что важно, авторы отмечают принципиальную возможность развития у ребенка познавательной активности (в отличие от некоторых других характеристик личности, которые трудно поддаются развитию и на протяжении жизни сохранятся в практически неизменном состоянии). Хотя, конечно, данное утверждение может показаться весьма спорным обобщением, многие учителя отмечают высокий уровень нежелания (резистентности) школьников учиться и низкий уровень интереса к новым знаниям. Одной из основных причин неуспеваемости у подростков является слабое владение умениями планировать, организовывать познавательные действия. В наше время родители стараются все чаще ограждать детей от трудностей, тем самым подавляя их интерес к различным сферам жизнедеятельности. Делая это из добрых побуждений, родители нарушают естественный процесс обучения и получения опыта. Воспитатель, лишающий ребенка свободы действий, убивает естественные силы его развития [М. Монтессори]. Каждый психически здоровый человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, в процессе взросления он развивает свои познавательные возможности, учится ими управлять. «Демотивированность основной массы учащихся, потеря интереса к познанию в целом, снижение показателей обученности – вот основные проблемы современного образования. Если у школьника не воспитаны познавательные интересы, если он учится по внешнему принуждению и не видит общественного смысла в своей учебной действительности, его знания оказываются формальными, чуждыми его личности и сознанию» [3].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg