Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Информационно - коммуникативные технологии как средство экономического воспитания дошкольников

natalya1980er 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2019
Актуальность нашего исследования состоит в том, что приобщение детей дошкольного возраста к экономике, первоначальное экономическое воспитание следует рассматривать как один из факторов экономической социализации, оказывающей огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становления личности ребенка. Процесс экономического воспитания дошкольников становится более успешным и эффективным при использовании ИКТ в качестве средства в познавательной деятельности дошкольника. Однако на сегодняшний день ДОО не удовлетворяют потребности времени в полной мере. Сложившаяся ситуация связана с недостаточным развитием и применением ИКТ (в частности, экономическое воспитание) в образовательной среде детского сада (тогда как на других ступенях образования данные технологии активно используются). На сегодняшний день использование современных ИКТ в педагогическом процессе дошкольной организации не теряет своей актуальности. Есть приверженцы и противники внедрения ИКТ в силу возрастной специфики детей и спорных вопросов о вреде и пользе компьютеров. Но в условиях реализации ФГОС ДО, прописывающим необходимость грамотной своевременной обработки информации в век информационных технологий, начиная с начальной ступени образования - дошкольной, призывает к пересмотру консервативных взглядов на возможности применения ИКТ в образовательном процессе воспитателями при работе с детьми. Большой вклад в разработку идеи использования ИКТ в процессе обучения, воспитания и развития дошкольников в России внесли Д. Л. Баландин, К. Ю. Белая, Н. Е. Веракса, Э. М. Дорофеева, И. И. Комарова, Т. С. Комарова, Е. Б. Соловьева, А. В. Туликов, В. В. Фаныгина и др. Но сегодня отсутствует системный, планомерный и единообразный подход к реализации ИКТ непосредственно в дошкольных образовательных организациях [10, с. 45]. Вопросами использования информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как В. Агеев, Г. Александров, П. Гальперин, Т. Гордиенко, Н. Горбунова, С. Девидсон, А. Егоров, Г. Кедрова, Г. Кедрович, И. Лернер, Е. Машбиц, М. Нечаев, А. Петровский, О. Смирнова, Н. Талызина, А. Тихомиров и многие другие. В работах этих авторов показано, что внедрение компьютерных технологий в практику обучения является одной из форм повышения эффективности педагогического процесса [51, с. 156]. В теории и практике использования ИКТ как средства экономического воспитания дошкольников обнаруживаются некоторые противоречия: - между современными теоретическими подходами использования ИКТ в экономическом воспитании дошкольников и недостаточным уровнем их практической реализации в работе ДОО; - между новыми требованиями к гуманизации и информатизации дошкольного образования и существующими традиционными методиками развития ребенка в системе ДОО; Проблема исследования : каковы возможности информационно - коммуникативных технологий в экономическом воспитании дошкольников в условиях Ведомственной ДОО «Пограничник» Службы в селе Даурия. Обозначенные противоречия и проблема обусловили выбор темы исследования «Информационно - коммуникативные технологии как средство экономического воспитания дошкольников». Цель исследования: теоретическое и практическое исследование возможностей использования информационно - коммуникативных технологий в экономическом воспитании дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Объект исследования - экономическое воспитание дошкольников. Предмет исследования: информационно-коммуникативные технологии как средство экономического воспитания дошкольников. В соответствии с целью были определены следующие задачи: 1. Охарактеризовать сущность и виды информационно - коммуникативных технологий. 2. Рассмотреть особенности экономического воспитания дошкольников. 3. Рассмотреть организацию экономического воспитания дошкольников посредством информационно - коммуникативных технологий. 4. Подобрать диагностический материал, адекватный цели исследования и провести первичную диагностику уровней экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. Проследить представленность уровней у детей экспериментальной группы. 5. Разработать и реализовать Программу использования информационно - коммуникативных технологий в экономическом воспитании дошкольников. 6. Провести анализ эффективности реализованной Программы посредством вторичной диагностики детей экспериментальной группы. Гипотеза исследования: процесс экономического воспитания дошкольников посредством ИКТ будет эффективен, если: - педагог обладает определенными знаниями и навыками использования современных информационно-коммуникативных средств в процессе экономического воспитания дошкольников посредством их целенаправленного применения в пяти предметных областях согласно ФГОС ДО в форме мультимедийных учебников, сетевых образовательных ресурсов, мультимедийных энциклопедий, аудиовизуальных и мультипликационных фильмов, мультимедийных презентаций с воспроизведением на компьютерах; - в качестве критериев экономической воспитанности применены показатели сформированности элементарных знаний о потребностях человека и способах их удовлетворения; товарно - денежных отношениях и процессе купли - продажи; о производстве и средствах производства; об организации домашнего хозяйства и видах собственности; - на основе психолого-педагогической диагностики выявлены и описаны исходный и итоговый уровни экономической воспитанности дошкольников экспериментальной группы, прослежена их положительная динамика. Методы исследования: анализ психолого - педагогической литературы, наблюдение за поведением и деятельностью дошкольников, количественный и качественный анализ полученных данных, изучение и анализ педагогической документации, беседа, диагностика экономической воспитанности дошкольников на основе методики исследования элементарных экономических знаний у детей дошкольного возраста Л. Н. Галкиной. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определена роль и место ИКТ в экономическом воспитании дошкольников; показана целесообразность использования ИКТ в экономическом воспитании дошкольников; рассмотрено соединение современных технологий (ИКТ) с традиционными средствами экономического воспитания дошкольников; раскрыто содержание и характеристика ИКТ, обеспечивающие формирование у детей личностной и интеллектуальной готовности к простейшей экономической деятельности. Практическая значимость исследования: использование ИКТ в ДОО обусловлено требованиями современного общества и времени; материал выпускной квалификационной работы может быть использован в работе воспитателей ДОО; материал исследования может быть использован для подготовки студентов; использование ИКТ как средства экономического воспитания дошкольников внедрено в практику дошкольной организации. Новизна исследования: выполнено комплексное исследование процесса использования ИКТ как средства экономического воспитания дошкольников; конкретизировано понятие «информационно - коммуникативные технологии»; обоснована роль ИКТ как средства экономического воспитания дошкольников. База исследования: Ведомственная Дошкольная Образовательная Организация «Пограничник» Службы в селе Даурия. Апробация работы: семинары, педсоветы, мастер - классы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.
Введение

В настоящее время нам трудно представить любую образовательную организацию, где бы не использовались информационно - коммуникативные технологии (далее ИКТ). ИКТ в образовании - это комплекс учебно - методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. Под ИКТ мы подразумеваем использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, т.е. всего того, что открывает широкие возможности для познавательного развития. Современные реалии таковы, что зачастую дети знакомятся с компьютером ещё до прихода в дошкольную образовательную организацию (далее ДОО). Компьютер стал необходимым не только атрибутом жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. В связи с этим использование ИКТ как средства экономического воспитания дошкольников в образовательном процессе ДОО в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является необходимым [1]. Это связано с тем, что одним из приоритетных направлений современного образования является экономическое воспитание, начиная с дошкольного возраста. Приобщение детей дошкольного возраста к экономике, первоначальное экономическое воспитание следует рассматривать как один из факторов экономической социализации, оказывающей огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становления личности ребенка. Экономическое воспитание способствует социализации ребенка, т.е. облегчает способность ребенка входить в мир взрослых, гармонично включаться в систему сложившихся в обществе социально - экономических отношений. Использование ИКТ как средства экономического воспитания дошкольников должно существенным образом ускорить передачу знаний и опыта. Потенциал ИКТ в экономическом воспитании дошкольников открывает следующие возможности: совершенствование методов отбора содержания образования в процессе экономического воспитания дошкольников; внесение изменений в содержание образовательного процесса в ДОО; повышение эффективности обучения, его индивидуализации и дифференциации, организации новых форм взаимодействия в процессе экономического воспитания дошкольников.
Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3 Глава I. Теоретические основы использования информационно - коммуникативных технологий в экономическом воспитании дошкольников ... 9 1.1. Сущность и виды информационно - коммуникативных технологий ………………………………………………………………. 9 1.2. Особенности экономического воспитания дошкольников ………… 18 1.3. Организация экономического воспитания дошкольников посредством информационно - коммуникативных технологий …… 26 Выводы по 1 главе ………………………………………………………………... 32 Глава II. Практические аспекты использования информационно - коммуникативных технологий в экономическом воспитании дошкольников .. 35 2.1. Первичная диагностика уровней экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста …………………………………… 35 2.2. Организация работы по использованию информационно - коммуникативных технологий в экономическом воспитании дошкольников ………………………………………………... 43 2.3. Выводы об эффективности использования информационно - коммуникативных технологий в экономическом воспитании дошкольников (результаты вторичной диагностики) …………………… 50 Выводы по 2 главе ……………………………………………………………….. 57 Заключение ………………………………………………………………………. 59 Список используемых источников ……………………………………………... 64 Приложение
Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета - Федеральный выпуск № 6241(265). 2013. 25 ноября. 2. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраст: учебно - методическое пособие. Челябинск: Изд - во Челяб. гос. пед. Ун - та, 2015. 89 с. 3. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб.: Питер, 2013. 464 с. 4. Пащенко О. И. Информационные технологии в образовании: Учебно - методическое пособие. Нижневартовск: Изд - во Нижневарт. гос. ун - та, 2013. 227 с. 5. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов. М.: Просвещение, 1996. 144 с. 6. Троицкая Е. А. Психолого - педагогические основы проектирования информационных систем в образовании: учеб. пособие. Ч. 2 Методические аспекты организации учебного процесса средствами информационно - коммуникационных технологий. Владимир: Изд - во ВлГУ, 2015. 127 с. 7. Аблитарова А. Р., Саганджиева Э. Ш. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 36 - 39. 8. Афонина Ю. В., Ханова Т. Г. Использование игр - презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников // Перспективы науки и образования. 2017. № 6. С. 66 - 69. 9. Бадмаева С. В. Экономическая социализация людей разного возраста в современных условиях // Экономическая психология в современном мире: сборник научных статей. М.: Экон - информ, 2012. С. 9 - 29. 10. Бардашова Г. А., Кормильцева М. В. Опыт внедрения информационно - коммуникационных технологий в образовательную среду ДОУ // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. 45 - 48. 11. Барминова О. Е., Говорушенко Д. А. Инновационные технологии в образовании // Информационно - инновационные технологии в педагогике, психологии и образовании: сборник статей Международной научно - практической конференции (1 ноября 2017 г., г. Волгоград). В 2 ч. Ч.1. Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 24 - 26. 12. Барсукова Л. С., Беляева И. Гусева М. А. Основы экономического образования старших дошкольников в интерактивных развивающих играх // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 1. С. 56-67. 13. Батенова Ю. В. Структурно - функциональная модель интеллектуально - личностного развития дошкольников в современном информационном пространстве // Педагогика и психология образования. 2017. № 2. С. 120 - 131. 14. Бахарева Г. В. Что такое педагогическая технология? (консультация для воспитателей) // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно - практических конференций. Вып. 4. М.: АСОУ, 2015. С. 867 - 870. 15. Беляева Н. Л. Отражение экономических представлений в играх детей дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2008. Т. 14. № 2. С. 124 - 128. 16. Беляева Н. Л. Педагогическое руководство формированием экономических представлений у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 2. С. 16 - 19. 17. Бондаренко А. А. ИКТ в организации работы ДОУ // Сборник материалов Ежегодной международной научно - практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. С. 439 - 440. 18. Брюховецкая О. В. Возможности использования информационно - коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения // Современные образовательные технологии в практической деятельности специалистов в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО: Материалы региональной научно - практической конференции (21 апреля 2016 г. г. Томск). Томск: ТГПК, 2016. С. 32 - 35. 19. Васильева О. В., Гоношилова В. В., Руппель Н. В. Использование компьютерных технологий в работе педагога - психолога, учителя - логопеда и воспитателя ДОУ с детьми с разными образовательными потребностями в контексте реализации принципов индивидуализации ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога // Молодой ученый. 2017. № 47.1. С. 22 - 25. 20. Галкина Л.Н. Ценностные аспекты экономического образования детей дошкольного возраста // Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодежи: сб. научных трудов. Челябинск: Изд - во Челяб. гос. пед. ун - та, 2009. С. 88 - 89. 21. Ганеева А. С., Зайцева О. В., Пичугина Н. П., Чекрыжова Е. А., Тымицкая Е. В. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании // Молодой ученый. 2016. № 26. С. 635 - 637. 22. Герасимова Н. А. Личностно - ориентированный подход к экономическому воспитанию старших дошкольников в поликультурной образовательной среде // Региональный подход к поликультурному образованию детей и молодёжи: материалы Всероссийской научно - практической конференции в рамках V Открытого Регионального научно - методического Симпозиума «Наш мир - мир детства» 21 апреля 2016 года / Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. С. 315 - 318. 23. Голубева Е. В., Истратова О. Н. Возрастные закономерности формирования экономического сознания у детей и подростков // Известия Южного федерального университета. 2013. № 10. С. 184 - 194. 24. Гридин Е. Г., Иванников А. Д., Булгаков М. В., Чиннова И. И., Сигалов А. В. Система федеральных образовательных порталов: 3 года в интернет // Открытое образование. 2005. № 1. С. 35 - 54. 25. Гумерова Л. С. Модельный подход к организации экономического воспитания дошкольников в условиях ДОУ // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 1. С. 44 - 54. 26. Дандыль А. А. Применение информационно - коммуникационных технологий в ДОУ как способ стимулирования самостоятельной поисковой деятельности детей // Сборник материалов Ежегодной международной научно - практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. С. 551 - 552. 27. Дворская Н. И. Использование современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки - Веди, 2015. С. 47 - 51. 28. Евстюничева С. А. Педагогические условия экономического воспитания дошкольников // Детский сад. Всё для воспитателя! 2016. № 2. С. 8 - 13. 29. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Теоретические подходы в экономическом воспитании // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 108 - 111. 30. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 821 - 823. 31. Иванова А. А. Информационные технологии в дошкольном образовании // Информационные и инновационные технологии в образовании / Сборник материалов региональной научно - практической конференции Таганрогского института имени А. П. Чехова. Таганрог, 1 - 2 ноября 2016 г. Таганрог: Изд - во Таганрогского института имени А. П. Чехова, 2016. С. 15 - 16. 32. Ивашкина А. Е. Финансовое воспитание детей в семье (Консультация для родителей воспитанников 4 - 7 лет) // Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков / Сборник методических разработок. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2016. С. 118 - 123. 33. Карпова С. В. Иванова В. С. Теоретические вопросы экономического воспитания детей дошкольного возраста // Гаудеамус. 2017. № 2. С. 24 - 30. 34. Коновалова Н. В. Применение ИКТ в дошкольном образовании // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 721 - 724. 35. Коржаева М. А., Селиверстова В. П. Банк электронных образовательных ресурсов как современное средство повышения качества образовательной деятельности дошкольной образовательной организации // Научный поиск. 2015. № 3.5. С. 4 - 5. 36. Кротова Т. В., Дмитриев Ю. А., Калинина Т. В. Мультимедийные технологии в современном дошкольном образовании // Сборник материалов Ежегодной международной научно - практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. С. 689 - 691. 37. Кубракова А. В. Мультипликационные фильмы как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста // XIX Всероссийская студенческая научно - практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей (г. Нижневартовск, 4 - 5 апреля 2017 года). Нижневартовск: Изд - во Нижневарт. гос. ун - та, 2017. С. 239 - 241. 38. Лежнина М. В. Электронные образовательные ресурсы в развитии детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 3. С. 183 - 185. 39. Мишанина В. И., Трофимова М. А. Информационно - коммуникационные технологии как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации // Научный поиск. 2015. № 3.5. С. 8 - 9. 40. Москалёва Н. Н. Формирование компетенций детей дошкольного возраста в процессе экономического воспитания в семье // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 158 - 161. 41. Немирич А.А. Дошкольное медиа образование в России: анализ мнений экспертов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 3. С. 25 - 33. 42. Никулина Т. В. Интеграция информационно - коммуникационных технологий в дошкольное образование // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. № 3. С. 138 - 142. 43. Погосян Л. Ю. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки // Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков / Сборник методических разработок. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2016. С. 98 - 100. 44. Прокашева Н. Н. Становление информационно - образовательной системы ДОУ с применением медиаресурсов. Опыт работы «с нуля» // Ресурсы педагогического сообщества в глобальном информационном пространстве // Сборник материалов первой Всероссийской научно - практической конференции. Киров: ИРО Кировской области, 2014. С. 64 - 74. 45. Ревнивцева Р. М. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 67 - 69. 46. Сидякина Е. А. Историко - педагогический анализ проблем формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста в России и зарубежом // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4. С. 272 - 275. 47. Сизякова Н. Н. Использование электронных презентаций в образовательном процессе ДОУ // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). М.: Буки-Веди, 2017. С. 64 - 66. 48. Ставцева Ю. Г. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении // Гаудеамус. 2015. № 1. С. 132 - 137. 49. Трегубова Т. Е. Применение ИКТ в образовательном процессе ДОУ // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VI Междунар. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2015 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 287 - 289. 50. Торопова Н. Д. Дошкольная педагогика в системе образования на современном этапе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. С. 115 - 117. 51. Усеинова Э. В. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. 2018. № 2. С. 156 - 158. 52. Феденева Е. М. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 35.2. С. 75 - 77. 53. Ханова Т. Г. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1. С. 25 - 30. 54. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39 - 41. 55. Безырганян М.А. Использование ИКТ технологий при работе с детьми дошкольного возраста // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1. URL: http://psychology.snauka.ru (дата обращения: 01. 06. 2018). 56. Галкина Л. Н. К вопросу об экономическом образовании дошкольников // Начальная школа плюс: до и после. 2007. № 11. URL:http://school2100.com (дата обращения: 29. 05. 2018). 57. Куликова Е. А., Белинова Н. В. Особенности использования ИКТ в дошкольном образовании // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. № 1. URL:https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 30. 05.2018). 58. Никифорова М. А. Программа «Экономическое образование дошкольников в развивающих компьютерных играх». URL:http://educontest.net (дата обращения: 28. 05. 2018).
Отрывок из работы

1.1. Сущность и виды информационно - коммуникативных технологий В настоящее время в системе образования на смену традиционным технологиям приходят новые технологии обучения и воспитания дошкольников. ИКТ является одной из таких технологий. В связи с этим педагогу дошкольного образования необходимо уметь широко использовать возможности данной технологии. Таким образом, эффективная организация образовательного процесса с использованием ИКТ невозможна без соответствующей квалификации педагога и соответствующего уровня его информационной компетентности. Использование ИКТ способствует повышению уровня квалификации педагога, расширяет его творческие способности [18, с. 34]. В современных условиях ИКТ занимают свою нишу в образовательном пространстве дошкольных образовательных организаций (ДОО). Сегодня ИКТ позволяет показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес; в доступной форме, ярко, образно, преподнести материал, что соответствует наглядно - образному мышлению детей дошкольного возраста; привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией; развивать у дошкольников исследовательские способности, познавательную активность, навыки и таланты; поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей [45, с. 68]. В результате развивающая среда ДОО насыщается различными демонстрационными устройствами и механизмами, проводятся мини - опыты и совместные исследования. Дошкольники приобщаются к скорости современного мира, на основе передаваемых знаний происходит формирование интересов. Образность и динамичность предлагаемых заданий при использовании ИКТ дают возможность творчески реализовывать замысел, а также развивать научно - техническое творчество. Однако условием использования ИКТ является не передача знаний, а формирование и использование естественного для дошкольников стремления к познанию. В условиях использования ИКТ проявляется активное включение обучаемых в процесс поиска истины. Общение, возникающее при этом между педагогом и воспитанником, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса. Условием использования ИКТ является рождающееся от успеха желание действовать [26, с. 551]. К основным направлениям развития ИКТ в ДОО мы относим: 1. Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. 2. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность дошкольников и участвовать им в освоении новых знаний. 3. Разработка технологии с включением ИКТ, которая базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). 4. ИКТ как средство автоматизированной системы управления [48, с. 135]. На наш взгляд, применение ИКТ в ДОО включает следующие мероприятия: разработка концептуальных основ создания программно - методических средств воспитания и развития детей в условиях информатизации образования; создание цифровых образовательных ресурсов, предназначенных для формирования общих умственных способностей детей, развития отдельных психических свойств, для компьютерной поддержки разделов программы воспитания и развития дошкольников в учреждениях образования; исследования и разработка компьютеризированных методов диагностики психофизиологического развития детей, их общих и специальных способностей; исследования и разработка частных компьютерных методик, предназначенных для работы логопеда, и другие [4, с . 124]. Активное проникновение ИКТ в повседневную жизнь поставило важные вопросы перед образовательным процессом в ДОО. ИКТ, воздействуя на способы осуществления мыслительной деятельности, проявляются в приёмах предоставления информации, исследования различных проблем, принятии решений и др. Использование ИКТ стало структурной единицей организации образовательного процесса с детьми. Суть реализации, которой заключается в гармоничном соединении ИКТ с традиционными средствами развития ребенка, формами и методами организации педагогического процесса, направленного на реализацию программно-методических задач дошкольного образования [17, с. 439]. Применение ИКТ в контексте образования часто рассматривают в двух аспектах: как средство обмена информацией и как средство создания чего - либо. Оба аспекта (информационный и конструкционный) важны, но без логики построения знаний в учебном процессе невозможно обучение дошкольников. ИКТ необходимо рассматривать в сбалансированном смысле, охватывающем информационный и конструкционный аспект, как ассортимент компьютерных и цифровых образовательных ресурсов, инструментов коммуникации и т. д [42, с. 138]. Исходя из того, что ИКТ прочно внедряются в образовательный процесс, для формирования у современного дошкольника качеств и умений педагог вынужден изучать возможности использования и внедрения ИКТ в свою профессиональную деятельность. Особенность ИКТ состоит в их универсальности, они являются инструментом, который применяется во всех отраслях знаний: гуманитарной, естественнонаучной, социально - экономической. Инновационный характер развития ИКТ влияет и на другие отрасли знаний, формирующих мировоззрение педагога ДО, который, совершенствуя дидактическое и методическое представление знаний, повышая способность к восприятию и порождению знаний, тем самым, вносит инновационный элемент во всестороннее развитие личности [11, с. 25]. В условиях ДОО необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику. Все это может обеспечить ИКТ с ее возможностями. Использование ИКТ позволит сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для ребенка, но и для педагога [19, с. 25]. В сущности, использование ИКТ в образовательном процессе даёт нам следующее: дошкольники становятся более активны на занятиях; улучшается память, мышление, умение рассуждать, думать; у дошкольников развиваются познавательные способности, интеллект; прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему; повышается мотивация к процессу обучения; родители получают возможность видеть процесс работы с детьми, а так же динамику в развитии; родители становятся более заинтересованными во взаимодействии со специалистами; педагоги минимизируют временные и материальные затраты, повышают уровень владения средствами ИКТ. Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательного процесса в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями (в нашем случае, информационно - коммуникативными). Овладение ИКТ включает в себя ряд задач и особенностей. Задачи: стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ; сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Особенности использования ИКТ: исследовательский характер; лёгкость для самостоятельных занятий детей; развитие широкого спектра навыков и представлений; возрастное соответствие; занимательность [21, с. 635]. Особенности ИКТ в работе современного педагога: подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация); подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья; оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения; создание презентаций в программе Рower Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний [21, с. 636]. Использование ИКТ в дошкольной образовательной организации ведёт за собой оптимизацию и повышение качества образования, формирование устойчивой положительной мотивации дошкольников в образовательном процессе. Таким образом, ДОО ставит перед собой следующие задачи: - создать информационно - коммуникативную среду; - использовать ИКТ в образовательном процессе с детьми, а также в процессе взаимодействия ДОО с родителями; - использовать ИКТ в организации методической работы с педагогическими кадрами [57]. В дошкольном образовании используют следующие виды ИКТ: ресурсы федеральных образовательных порталов в системе образования Российской Федерации; учебные электронные издания на CD; ресурсы, разработанные педагогами (презентации); телевизор, видео, DVD; мультимедийный проектор и проекционный экран; интерактивная доска; интерактивное оборудование в совокупности с электронными образовательными ресурсами [34, с. 723]. Рассмотрим некоторые представленные виды ИКТ. 1. Ресурсы федеральных образовательных порталов в системе образования Российской Федерации. Вся информация на порталах доступна через Интернет. Построена система порталов на современных информационно - технологических принципах, как единой базы знаний. Осуществляется поддержание высококвалифицированной редакционной политики во всех узлах сбора и обработки информации. Происходит предоставление максимально удобных средств для подготовки и публикации материалов, обеспечения редакторской деятельности. Обеспечивается свободный и неограниченный доступ ко всей публикуемой в образовательной среде информации [24, с. 37]. В настоящий момент система образовательных порталов имеет распределённую структуру: - портал “Российское образование”, выполняет функции координатора и модератора процесса информационного обмена, обеспечивает взаимодействие в системе порталов и выполняет общесистемные функции по сбору и поиску образовательных ресурсов, по публикации актуальной нормативной, справочной и новостной информации для системы российского образования в целом; - предметные и специализированные порталы, ориентированные на обслуживание четко очерченного круга пользователей, обеспечивающие свою целевую аудиторию полным набором материалов по профильной тематике или сфере деятельности и материалами для всех уровней образования. Все порталы имеют возможность в полной мере пользоваться общезначимой справочной информацией, располагающейся на портале “Российское образование”, его средствами поиска и другими сервисами [24, с. 38]. Например, Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru; Российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru; Федеральный портал по дополнительному образованию детей www.vidod.edu.ru. Благодаря внедрению компьютерной техники в дошкольные учреждения, у педагогов появилась возможность использовать в педагогическом процессе электронные образовательные ресурсы с целью улучшения организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышения ее качества. 2. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Так называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Современным и эффективным для воспроизведения ЭОР является компьютер. Мы полагаем, что для повышения качества педагогического процесса могут использоваться такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, электронные учебники, обучающие программы и другие. В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого - педагогическим и санитарно - гигиеническим требованиям [38, с. 183]. На наш взгляд, компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Возможности, сетевых электронных ресурсов, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования (дополнительная информация, которой по каким - либо причинам нет в печатном издании; разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы)). 3. Наиболее доступной и часто применяемой в системе дошкольного образования является мультимедийная презентация. Однако, педагоги ДОО и родители детей неоднозначно оценивают эффективность использования мультимедийных средств в образовании дошкольников [36, с. 690]. Достоинства мультимедийных презентаций педагоги видят в представлении знаний в определенном контексте, повышении мотивации к обучению, а в качестве недостатков называются факторы, неблагоприятно влияющие на физическое и психическое состояние ребенка. Похожая точка зрения высказывается и родителями. Электронные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Эта наглядность дает возможность воспитателю выстроить объяснение в процессе образовательной деятельности логично, научно, с использованием видеоматериала. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу [47, с. 64]. Итак, под средствами современных ИКТ понимают программные, программно - аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможности доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных) [6, с. 15]. К средствам современных ИКТ относят ЭВМ, ПЭВМ, локальные вычислительные сети, устройства ввода - вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды) [6, с. 15]. Как мы видим, в системе образования на смену традиционным технологиям приходят новые технологии обучения и воспитания дошкольников. ИКТ является одной из таких технологий. ИКТ открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей образовательного процесса в ДОО. Применение ИКТ в контексте образования часто рассматривают в двух аспектах: как средство обмена информацией и как средство создания чего - либо. ИКТ представляет собой совокупность составляющих. К видам ИКТ относят: ресурсы федеральных образовательных порталов в системе образования Российской Федерации (информация на порталах доступна через Интернет); электронные образовательные ресурсы (ЭОР); мультимедийную презентацию. 1.2. Особенности экономического воспитания дошкольников Наблюдения за детьми дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально - экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста [54, с. 39]. Следует различить понятия «экономическое воспитание» и «экономическое образование». На наш взгляд, экономическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование заинтересованного отношения у детей к экономическим знаниям, умениям, к труду, его результатам, ко времени, к природной среде, к денежным средствам и т.д. и выявление этого отношения в конкретной деятельности, которая представляет собой способ участия в экономической жизни общества. В свою очередь экономическое образование представляет собой педагогический адаптированный социальный опыт человечества в области экономики, который включает в себя определенную систему знаний, способов деятельности, опыт их осуществления, культуру общения в процессе экономической деятельности, выработку экономического мировоззрения [2, с. 10]. Результаты многочисленных отечественных и зарубежных исследований в области экономического воспитания детей дошкольного возраста, подтвержденные практикой образовательной работы, свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представления формируются у детей, начиная с четырех лет. К семи годам дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как: «деньги», «стоимость», «услуга», «качество», «реклама», «рынок», «богатство», «бедность» и др [33, с. 24]. Главный ориентир в экономическом воспитании ребенка - личный пример членов семьи. Важны беседы по дороге в детский сад, организация личного пространства ребенка - его комнаты, стола, игрового уголка, выбор отношения к ошибкам ребенка и реакции на них. Найденные и проверенные средства - великое достояние семьи [40, с. 160].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Информационные технологии, 49 страниц
490 руб.
Дипломная работа, Информационные технологии, 73 страницы
1825 руб.
Дипломная работа, Информационные технологии, 29 страниц
725 руб.
Дипломная работа, Информационные технологии, 77 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Информационные технологии, 49 страниц
5555 руб.
Дипломная работа, Информационные технологии, 71 страница
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg