Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретическое обоснование проблем взаимосвязи адаптации детей младшего школьного возраста с успешностью учебной деятельности.

natalya1980er 1275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2019
Актуальность исследования определяется тем, что обучение в школе представляет собой один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Проблема адаптации младших школьников к условиям требований образовательного учреждения в настоящее время приобретает все большую значимость и нуждается в детальном изучении в теории и практике. Объектом исследования – дети младшего школьного возраста. Предмет исследования – изучение адаптации, адаптационных характеристик, успешности учебной деятельности, младшего школьного возраста. Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи адаптационных характеристик детей младшего школьного возраста и успешности учебной деятельности. В соответствии с поставленной целью, нами обозначены следующие задачи: - изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования адаптации детей младшего школьного возраста; - составить программу эмпирического изучения проблемы взаимосвязи адаптации и успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста; - сформировать выборку детей младшего школьного возраста с условиями изучения успешности учебной деятельности; - провести эмпирическое исследование и осуществить сбор эмпирического материала по проблеме исследования; - осуществить обработку, анализ и интерпретацию результатов изучения взаимосвязи адаптации и успешности учебной деятельности; - сделать выводы взаимосвязи адаптации и успешности учебной деятельности; - оформить заключение по результатам изучения взаимосвязи адаптации и успешности учебной деятельности. Организация исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Выльгортская СОШ № 1». В экспериментальном исследовании участвовали 100 учащихся, обучающихся в 3 и 4 классах. Гипотеза исследования состоит в том, что существует взаимосвязь адаптации детей младшего школьного возраста и успешности учебной деятельности. Теоретическая значимость работы обуславливается во взаимосвязи адаптационных характеристик детей младшего школьного возраста и успешной учебной деятельности. Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что полученные результаты можно использовать педагогам и школьным психологам для разработки индивидуальных и групповых программ. Полученные эмпирические данные, позволяют сформулировать рекомендации для родителей и педагогов по эффективному взаимодействию с младшими школьниками. В нашей работе для решения поставленных задач использовалась совокупность методов исследования: - теоретические - анализ состояния проблемы исследования; анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; - эмпирические – эксперимент, наблюдение; - методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: описательная статистика, интерпретация результатов. Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. В работе представлено 10 таблиц, 2 диаграммы, список литературы содержит 84 источника.
Введение

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в школу. Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. Адаптация представляет собой не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. Адаптация в начальной школе – это достаточно сложный период в жизни ребенка. В этот период школьник осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, также изменяется социальное окружение и уклад жизни ребенка. Для успешной адаптации к школе каждый ребенок должен достичь определенного уровня интеллектуального и эмоционально - волевого развития. Изучение процесса адаптации охватывает значительный спектр исследований в общем комплексе научных разработок: взаимосвязь готовности ребенка к обучению в школе с характером его адаптации (А. В. Петровский, Н. И. Гуткина, Р. А. Захаров, Л. М. Ковалева, Н. Н. Тарасенко и др.); формирование системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде (И. В. Дубровина, Р. В. Овчарова и др.); связь требований учебной деятельности со сменой форм общения (Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А.Цукерман, К. Н. Поливанова, В. В. Рубцов, А. З. Зак и др.); взаимосвязь игровой и учебной деятельности на этапе адаптации (Н. П. Аникеева, Ю. П. Азаров, Ш. А. Амонашвили, М. Я. Басов, Л. С. Выготский и др.). Некоторые ученые определяют адаптацию как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности (И. В. Дубровина, Р. В. Овчарова, Н. И. Гуткина).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. теоретическое обоснование проблем взаимосвязи адаптации детей младшего школьного возраста с успешностью учебной деятельности 6 1.1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста 6 1.2. Сущность понятия «адаптация» в психологической науке 11 1.3. Адаптация детей младшего школьного возраста в условиях учебной деятельности 13 1.4. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте 17 1.5. Обзор психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме адаптации детей младшего школьного возраста 22 Выводы по главе 26 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АДАПТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Программа исследования 29 2.2. Анализ результатов исследования 30 Выводы по главе 489 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Список литературы

Отрывок из работы

1.1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста Младший школьный возраст – период усвоения и накопления знаний, чему благоприятствуют доверчивое подчинение авторитету взрослого, повышенная восприимчивость, внимательность. У детей младшего школьного возраста очень велика направленность на внешний мир: они запоминают факты, явления в подробностях, долго находятся во власти яркого факта и образа, их переживания ярки, непосредственны. При этом они не проявляют стремления проникнуть вглубь явления, установить его причину и связи с другими явлениями. [14, с. 117] Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний и приобретение опыта деятельности. Овладевая навыками письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение – овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений. [83, с. 118] По мнению Д. Б. Эльконина, учебная деятельность включает в себя учебную задачу, учебные действия, действие контроля, действие оценки. В младшем школьном возрасте каждый ее структурный элемент имеет ряд специфических особенностей. Учебная задача чаще всего задается учителем, школьником принимается, учебные действия также организуются взрослым, имеют общий характер для группы детей. [84, с. 36] В учебной деятельности деятельности развиваются логическое мышление ребенка и высшие формы его восприятия и памяти. В младшем школьном возрасте особо важно интеллектуальное развитие. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Согласно отечественной психологической теории, источником развития личности являются ее потребности. К семилетнему возрасту дети имеют достаточно выраженные потребности – в игре, в движениях, во внешних впечатлениях, в познании нового, в самооценке, в одобрении взрослых. Развитие потребностей идет в направлении доминирования духовных потребностей над материальными, в направлении доминирования потребностей «для других» вместо «для себя», в их большей осознанности и самоуправляемости. [76, с. 72]Актуальные потребности переплетаются с импульсивной активностью, отражая готовность действовать без промедления. Наиболее важными для младших школьников являются мотивы, связанные с миром взрослых и с новыми видами деятельности – дидактическими играми, учением, консультированием и т.д. В частности, это мотивы, связанные с установлением положительных взаимоотношений со взрослыми (они делают детей чувствительными к оценке взрослых, побуждают выполнять их требования), а также мотивы личных достижений (самолюбие, самоутверждение), которые проявляются в притязании на главные роли, в стремлении иметь успех. [12, с. 119] Уровень личностного развития определяется и психическими новообразованиями, выступающими как проявления взрослости. К ним относятся: ? произвольность психических процессов и действий (как усиление волевой регуляции всех психических процессов); ? внутренний план действий (как прогностическая способность, проявляющаяся в умении планировать и выполнять действия «про себя»); ? соподчинение мотивов деятельности (как доминирование мотива «надо» над мотивом «хочу»; ? рефлексия (как способность анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности); ? самосознание (как проявление новой внутренней позиции школьника) и его продукт – самооценка. [41, с. 438] Центральной регулирующей функцией самосознания является осознание своего желания и действия как способа осуществления этого желания. Эта функция проявляется при формулировании ребенком цели своего поступка, способности ее сохранить и практически реализовать. Поступки и действия детей этого возраста могут мотивироваться достаточно осознанно какой-либо из пяти сфер: 1. Установлением эффективного межличностного взаимодействия. 2. Общением. 3. Деятельностью. 4. Нормативным отношением к деятельности. 5. Реально-практическим функционированием. [51, с. 95] Наиболее низкий уровень осознания себя проявляют дети с ценностью реально-практического функционирования (выполнение поручений, помощь взрослым), соответственно – самый высокий уровень развития самосознания проявляют дети, мотивированные ценностью установления эффективного межличностного взаимодействия. Следует работать над осознанием ребенком его потребностей, не поощрять привычное функционирование – исполнительство, приучать контролировать соответствие выбранных средств реализуемому намерению. Одним из главных факторов, характеризующих психологические особенности детей младшего школьного возраста, является динамика общения детей. [81, с. 119] Так, специфическими чертами общения младших школьников со взрослыми являются подчинение поведения и действий ребенка определенным нормам и правилам; опора не на наличную ситуацию, а на все то содержание, которое задает ее контекст; понимание позиции взрослого и условного смысла его вопросов. Все эти черты необходимы ребенку для принятия учебной задачи. Общая тенденция в развитии общения со взрослыми в том, что оно становится произвольным, ориентируется на определенные, сознательно принятые задачи, нормы и правила. Общение со сверстниками очень важно, потому что тесно связано с учебными действиями, и только соответствующий уровень общения со сверстниками позволит адекватно действовать в условиях обучения в школе. Взаимоотношения младших школьников во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности. Оценка учителя принимается как характеристика личности. Поэтому для младших школьников типично позитивное отношение к хорошо успевающим детям. К третьему классу изменяется отношение к слову учителя, взаимоотношения с одноклассниками становятся более тесными, зависят от личных привязанностей. [40, с. 15]Дети болезненно реагируют на замечания, сделанные при сверстниках. Личные отношения становятся основой образования малых групп, в них появляются лидеры, складываются особые нормы поведения, интересы. Лидерами, как правило, становятся веселые, живые, общительные или спокойные доброжелательны дети. По мнению психологов, устойчивый социометрический статус младшего школьника в группе сверстников – залог положительных качеств взрослого человека. В целом тип общения определяется как кооперативно – соревновательный, то есть устойчиво удерживается отношение к партнеру как к сопернику по совместной игре. Это тот минимальный уровень развития общения и взаимодействия детей, который дает возможность построения новой ведущей деятельности. Общение требует соответствующих умений. Для формирования у детей коммуникативных умений рекомендуются следующие приемы: ? игры с предметным содержанием; ? введение в игру детей «болельщиков»; ? игры со взрослыми, показывающими образец взаимодействия на правах равных партнеров; ? введение в группу «дирижера» игры, учитывающего позиции всех играющих; ? исполнение ребенком двух ролей со взаимно противоположными интересами. Все эти приемы содержатся в играх с правилами. Правило игры становится внутренним правилом для ребенка и переходит во внутренний план действий. [68 , с. 84] В плане эмоционально-волевого развития ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Общая тенденция развития чувств – их большая осознанность и сдержанность. Изменения в эмоциональной сфере определяются процессом и результатом учебной деятельности, оценкой учителя и отношением окружающих, связанными с успешностью учения. Сама учебная деятельность требует сдержанности в чувствах, замены моторных эмоциональных реакций речевыми. Речевая и интонационная выразительность заметно развивается к третьему классу. [10, с. 260] В младшем школьном возрасте интенсивно развиваются высшие чувства, особенно нравственные – чувство товарищества, ответственности. Ответственность может принимать крайние формы – чтобы выполнить поручение учителя, дети могут поднять на ноги всю семью. Однако младшие школьники могут проявлять разный уровень развития нравственных чувств: ? высокий уровень (в отношении всех окружающих); ? средний уровень (в отношении друзей, близких); ? низкий уровень (нравственные чувства проявляются редко). [56, с. 132] Учение требует действий в соответствии с требованиями школы, результатом чего является произвольность как личностное новообразование. В процессе учения формируются как волевые действия, так и волевые качества. Основными являются выдержка (умение подчиняться требованиям, сохранять статичное положение в течение урока), самостоятельность (инициирование собственных действий), настойчивость (умение добиваться поставленной цели, доводить начатое до конца). Таким образом, проведенный анализ психологических особенностей развития детей младшего школьного возраста показал, что в этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей, внутренний план действий, произвольность, самоконтроль. [6, с. 18] Ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания мук совести. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные и т.д. Это максимально благоприятный для воспитательных воздействий период детства. Его характеризуют доверчивое подчинение авторитету взрослого, повышенная восприимчивость, внимательность. Возраст восприимчив и впечатлителен, что обеспечивает динамичное когнитивное и личностное развитие ребенка. 1.2. Сущность понятия «адаптация» в психологической науке Традиционно адаптацией называют процесс приспособления строения и функций организмов к условиям существования. Понятие «адаптация» имеет широкий спектр обозначений в различных областях науки. Корни знаний уходят к постижению сущности человека (как индивидуальности). Термин «адаптация», впервые примененный Н. Аубертом, Б.Ф. Вериго и разработанный позднее Э. Эдрианом, А. А. Ухтомским как параметр приспособления к среде, понимался и понимается в науке по-разному. Адаптация как процесс и адаптированность как свойство личности неразрывно связаны с информационными процессами, происходящими сегодня в природе, обществе, техносфере. Степень исследования проблемы адаптации в различных областях научных знаний достаточно обширна. Кроме того, проблемы адаптации широко исследуются в педагогической науке на уровне общеобразовательных школ и системы дополнительного образования детей. В педагогической науке адаптация представляет собой явление, которое характеризует наибольшую приспособленность человека к условиям обучения и воспитания. Педагогическая адаптация свидетельствует о том, что условия, в которых находится человек, для него наиболее оптимальны с позиции обучения и воспитания. [52, с. 21] Каждый человек зависит от окружающих его людей, поэтому адаптация оказывает огромное влияние на становление его личности. Социальная адаптация является целостной структурой, которая имеет свои определённые проблемы, решение которых приведёт человека к возможности развиваться и изменяться. Современное представление об адаптации основывается на работах Селье Г, Анохина П. К. , Александровского Ю. А., Бере¬зина Ф. Б. и других исследователей. Несмотря на наличие многочисленных определений данного феномена, адаптация рассматривается в них либо как процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, либо как результат приспо¬собления к среде и достижение равновесия в системе «организм - среда», либо как свойство организма. В зависимости от того, какие признаки, наследственные или приобретенные, обеспечивают эффективное приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды, принято выделять генотипическую и фенотипическую адаптацию. [1, с. 53] Генотипичсская адаптация представляет собой не сформированную адаптацию, а возможность ее реализации на основе генетических признаков. В течение жизни человека реализуются только те адаптационные реакции, которые были жизненно необходимы. Если соответствующий фактор не по- действовал, механизм остается несформированным. Фенотипическую адаптацию можно определить как «развивающийся в течение жизни процесс, в результате которого организм приобретает отсут¬ствовавшую ранее устойчивость к определенным факторам внешней среды и, таким образом, получает возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью, решать задачи, ранее не решаемые». Фенотипическая адаптация нередко сопровождается глубокими струк-турными изменениями организма, которые наслаиваются на наследственные признаки, формируя В совокупности с ними индивидуальный облик личности – фенотип. [38, c. 61] По мнению Н. Н. Соколовой, адаптация может рассматриваться с биологических пози¬ций как процесс, направленный на формирование гомеостатического состояния, которое характеризовалось бы максимальной эффективностью физиологических функций. Этот «процесс нормализации деятельности механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды, основных физиологических констант», получил название физической адаптации. [77, c. 17] Отдельные функциональные показатели детей 7-10 лет значимо отли-чаются oт таковых у лиц более старшего возраста. Например, приспособле-ние к физической деятельности в условиях дефицита времени протекает у них медленнее, чем у подростков и юношей. Младшие школьники более склонны к нерациональным действиям. Функциональные возможности кардиореспираторной системы девочек, обучающихся в младших классах, значительно ниже, чем у мальчиков. Об этом свидетельствуют достоверные различия значений показателя мак¬симального потребления кислорода. [20, с. 79] В «чистом» виде физическая и психическая адаптации не существуют. Эти процессы, как правило, взаимосвязаны. Так, психическая адаптация непременно сопровождается изменением физиологических показателей, например, при блокаде актуальных потребностей отмечается повышение уровня артериаль¬ного давления, увеличение частоты сердечных сокращений и т. д. Помимо физической и психической адаптации принято выделять соци¬альную адаптацию - «процесс изменения социальных, социально психологических, морально-психологических, экономических и демографи¬ческих отношений между людьми, приспособление к социальной среде». 1.3. Адаптация детей младшего школьного возраста в условиях учебной деятельности Каждый возрастной период в жизни человека определяется совокупностью многих факторов, выступающих и в качестве его показателей. Д. Б. Эльконин называет три основных показателя, фактора, обусловливающих как саморазвитие, так и его периоды. Определенный возраст в жизни ребенка, или соответствующий период его развития - это относительно замкнутый период, значение которого Определяется, прежде всего, его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития. Каждый возраст, или период, характеризуется следующими показателями: 1. Определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок в данный период. 2. Основным или ведущим типом деятельности. 3. Основными психическими новообразованиями. [81, c. 118] Значение каждого возрастного периода определяется его местом в общем цикле развития ребенка. В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые. Адаптация детей младшего школьного возраста представляет собой «процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой». [9, с. 67] Выделяют две группы показателей эффективности школьной адаптации: 1. Группа объективных показателей - успешность учебной деятельности, определяемую но текущей и итоговой успеваемости: - дисциплинированность в виде усвоения к соблюдения учащимися школьных норм поведения; - отсутствие выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности; - успешность социальных контактов е учителем и одноклассниками. 2. Группа субъективных показателей - удовлетворенность школьников процессом обучения, которая проявляется: - в отсутствии эмоционального напряжения; - в стойкой мотивации к учебной деятельности; - в показателях функционирования основных систем организма. Вместе с тем, в образовательном процессе, как правило, используются формальные критерия школьной адаптации (успеваемость к дисциплинированность), что не обеспечивает надежного выявления уровня адаптированости ребенка и прогноза его дальнейшего движения. Под адаптацией первоклассников к процессу обучения понимается психологическая перестройка, происходящая в сознании и поведении детей с началом школьного обучения. Педагогическая адаптация к школьному обучению может быть представлена и как процесс, и как результат этого процесса, направленного на усвоение новой для ребенка учебной деятельности. Процесс педагогической адаптации ребенка к новой форме жизнедеятельности не происходит впервые, так как большинство детей дошкольного возраста посещают детские дошкольные учреждения, где они также проходят процесс адаптации, психологической и физической, к новым для них условиям режима.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg