Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ЛИТЕРАТУРА

Эпос как род литературы и его жанровая система.

natalya1980er 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2019
Реферат на тему :"Эпос как род литературы и его жанровая система."
Введение

Введение Понятие о литературных родах началось с античности. Но что стало отправной точкой, с которой становилось формирование теории о трёх родах? Началом принято считать работу «Об искусстве поэзии» Аристотеля (IV век до нашей эры). При всей относительности границ, отделяющих один поэтический род от другого, при всей сложной системе взаимных переходов, все художественные произведения представляют тот или иной поэ¬тический род – эпос, литературу или драму. Различают три рода художественной литературы: • эпический (от греческого – «Epos», повествование),; • лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи); • драматический (от греческого - «Drama», действие). Каждый из этих родов искусства отличается по манере отра¬жения действительности, по способу выражения авторского созда¬ния и характеру воздействия на читателя. Поэтому при единстве методических принципов в их изучении методика работы над эпосом, лирикой и драмой различна. Качественная определённость поэти¬ческих родов, специфичность содержания каждого из них, самый принцип художественного претворения жизненного материала, доступ¬ного эпосу лирике и драме, раньше всего открывается художником сло¬ва. «Самый замысел уже как бы внутри себя несёт в зародыше художест¬венные возможности эпоса, лирики или драмы. Поэтому естественно, что постижение законов поэтического рода необходимо читателю, особенно учителю-словеснику, который стремится проникнуть в художественный мир произведения».
Содержание

Введение…………………………………………………………………….……2 Эпос как род литературы…………………………………………………….. Форма эпического повествования……………………………………………… Список литературы…………………………………………………………….
Список литературы

Отрывок из работы

2. Эпос как род литературы. а) особенности эпического рода литературы. Эпос (греч. еpos – слово, повествование, рассказ) – литературный род, выделяемый наряду с лирикой и драмой. Эпос, как и драма, воспроизводит действие, развертывающееся в пространстве и времени, ход событий в жизни персонажей. Специфическая же черта эпоса – в организующей роли повествователя: носитель речи сообщает о событиях и их подробностях как о чем-то происшедшем и воспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда к расхождениям. Наиболее точное определение эпосу дал В.Г.Белинский: «эпическая поэзия есть по преимуществу поэзия объективная внешняя, как в отношении к самой себе, так и к поэту и его читателю. В эпической поэзии выражается созерцание мира и жизни, как сущих по себе и пребывающих в совершенном равновесии к самим себе и созерцаемому их поэту или читателю». От объективности эпического повествования говорит и И.А.Гуляев: «В эпическом произведении внешние обстоятельства определяют поведение действующих лиц, их настоящее и будущее».[16] Повествовательный пласт эпического произведения взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. Эпическое повествование то становится самодавлеющим, на время отстраняя высказывания героев, то проникается их духом в несобственно-прямой речи; то обрамляет реплики персонажей, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино все в нем изображенное. Поэтому черты эпоса во многом определяются свойствами повествования. Эпическое повествование ведется от лица названного повествователем, своего рода посредником между изображаемым и слушателями, свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах «рассказывания» обычно отсутствуют. Вместе с тем повествователь может «сгущаться» в конкретное лицо, становясь рассказчиком. Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создает сценические эпизоды, то есть картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев, либо – в эпизодах описательных, обзорных, «панорамных» - говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах. Арсенал литературно-изобразительных средств эпос использует в полном его объеме, что придает образам иллюзию пластичной объемности и зрительно-слуховой достоверности. Эпос не настаивает на условности воссоздаваемого. Здесь условно не столько само изображенное, сколько «изображающий», то есть повествователь, которому часто свойственно абсолютное знание о происшедшем в его мельчайших подробностях. Эпическая форма опирается на различного типа сюжетные построения. В одних случаях динамика событий явлена открыто и развернуто, в других – изображение хода событий как бы тонет в описаниях, психологических характеристиках, рассуждениях. Объем текста эпического произведения, которое может быть как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен – от рассказов-миниатюр до пространных эпопей и романов. Эпос может сосредоточить в себе такое количество характеров и событий, которое не доступно другим родам литературы и видам искусства. При этом повествовательная форма в состоянии воссоздать характеры сложные, противоречивые, многогранные, находящиеся в становлении. Со словом «эпос» связано представление о показе жизни в ее целостности, о раскрытии сущности целой эпохи и масштабности творческого акта. Сфера эпических жанров не ограничена какими-либо типами переживаний и мироощущений. В природе эпоса – универсально-широкое использование познавательно-идеологических возможностей литературы и искусства в целом. Итак, основные черты эпических произведений - воспроизведение внешних по отношению к автору явлений действительности в объективном ходе событий, повествовательность и сюжетность. При изучении эпоса как рода литературы необходимо познакомить учеников с этими чертами. Это особенно важно при разграничении родов и жанров литературы. б) своеобразие жанров эпоса. Трудности встающие при анализе эпических произведений, возникают уже при определении жанра сочинения. Серьезную ошибку допустит тот, кто станет рассматривать рассказ или повесть, предъявляя к ним требования, которым может соответствовать лишь роман. Одна из методических задач учителя – познакомить учащихся с жанровым своеобразием эпических произведений и научить применять эти знания при анализе произведений. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся и этапы литературного образования в школе. В V – VI классах изучение жанров литературных произведений (сказка, легенда, миф, летопись, былина, басня, рассказ, повесть, баллада, поэма) служит прояснению авторской поэзии. Работа в VII – VIII классах направлена на систематизацию представлений о родах и жанрах литературы, в круг изучения входят такие жанры как: роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла. Теория литературы в старших классах помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Жанры эпоса делятся на большие (эпопея, роман), средние (житие, повесть) и малые (сказка, басня, притча, новелла, рассказ, очерк, эссе).[17] Некоторые формы прозы относятся и к лирико-эпическим жанрам. Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. И объем произведения играет не последнюю роль в выборе пути анализа. Это обусловлено ограниченностью во времени и насыщенностью школьной программы. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений М.А.Рыбникова: «Методические приемы диктуются природой произведения… Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое произведение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельным ученикам, эпилог рассказывает классу сам учитель. Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали»[18] Небольшие по объему эпические произведения, как правило, читаются и разбираются целостно в классе. Но одно дело сказка и басня, другое – былина, баллада, короткий рассказ. Разбор сказки в основном подготовлен уже выразительным чтением, практическим усвоением ее текста (устные и письменные пересказы, наблюдения над языком). «В басне внимательно рассматривается ее прямой смысл, то, как баснописцем обрисованы персонажи, будь то звери, растения, будь то люди. Басня прочитывается так, чтобы она вызвала улыбку или смех, чтобы ее «веселое лукавство» (Пушкин), ее ирония дошли до юных слушателей. Пусть школьники наслаждаются умением Крылова двумя-тремя строками обозначить характер персонажа, его манеру выражать мысли».[19] Можно привлечь свидетельства современников о том, что Крылов читал свои басни с намеренной лукавой простотой, рассчитанной прежде всего на то, чтобы слушатель воспринял живые картины, самих «героев» басни, вдоволь посмеялся над ними или посочувствовал им. Только после этого переходят к переносному, аллегорическому смыслу басни, вдумываются в ее мораль. Басню пересказывают, читают в лицах, инсценируют. Младшие школьники могут иллюстрировать басни. Обсуждаются случаи из жизни, к которым можно было бы приложить мораль басни. Басня выучивается школьниками наизусть или запоминаются меткие басенные выражения. Такая работа связана с развитием речи учащихся. При анализе былин уместно комментированное чтение, так как они сложны по содержанию и языку. В процессе медленного чтения былины об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике учащиеся с помощью учителя составляют план ее, закрепляют навыки простого плана, узнают о плане сложном. Учитель поясняет то, что сами дети «открыть» еще не могут, рисует картины, имеющие познавательное значение. Одновременно ведутся наблюдения над языком былины: повторения, постоянные эпитеты, гиперболы и т.п. При этом даются необходимые лексические и фразеологические пояснения. В итоге усвоения текста ведется беседа, помогающая понять обобщающий смысл былины: кто изображен в Илье Муромце, какие подвиги он совершает, какие качества народного богатыря он обнаруживает. На грани двух родов литературы находится поэма, изучение которой для школьников представляет немалые трудности. С рассказом и повестью поэму роднит наличие в ней сюжета. С выяснения сюжетной основы поэму целесообразнее всего и начинать о ней беседу. Из-за авторских отступления, исповеди героя, сюжет ослабляется. Поэтому от общего взгляда на сюжет поэму словесник переходит к наблюдениям над ее композицией. Выясняется и записывается ее план. Но нельзя забывать и о выразительном чтении. Изучение больших по объему произведений потребует и больше времени, но именно при изучении таких произведений более всего следует избегать неумеренного растягивания и детализации анализа. В повести Гоголя «Тарас Бульба» из десяти глав ее особенно трудны три главы, в которых рассказано в встречи Тараса с сыновьями и объезде в Сечь, О сечи, ее порядках и нравах, о запорожцах в битве под Дубно, о Тарасе в роли полководца, о героизме Остапа и смерти Андрия. Эти главы учащиеся должны уметь пересказать, наиболее важные отрывки из них читаются в классе. Остальные главы пересказываются очень кратко, в нескольких предложениях (что изображено в них, какое значение они имеют для понимания содержания произведения). «В разборе крупных произведений надо идти от целого и общего к частным эпизодам, особенно важным для понимания произведения. Целостный разбор повести «Тарас Бульба» может занять два-три урока. Здесь могут быть поставлены примерно следующие вопросы и задания, помогающие раскрыть основное и главное в произведении: 1) время и люди, изображенные в повести; 2) что общего у героев произведения, кто из них особенно выделяется; 3) каков Тарас Бульба, как он проявляет себя в домашнем быту, в Запорожской Сечи, в битвах с польскими панами, в поисках Остапа, в последнем эпизоде; 4) как изобразил писатель запорожских казаков в бою под Дубно, как сражаются и умирают они, чем похожи они на былинных богатырей; 5) сыновья Тараса Остап и Андрий, история Остапа и история Андрия: оценка характеров и поступков Остапа и Андрия. Далее учитель может обратиться к особенно значимым деталям, отображающим мастерство писателя»[20]. Необходимо учитывать и исторический характер жанровых определений, и авторское к ним отношение. Нельзя понять, почему А.С.Пушкин назвал свою книгу «Повести Белкина», не зная, что в прошлом те произведения, которые мы ныне называем рассказами, именовались повестями (из-за особой объективированной формы подачи событий). Не менее сложным является разграничение жанров внутри малой эпической формы, поскольку границы между рассказом и очерком весьма условны, а многие современные советские литературоведы отказываются признавать разницу между рассказом и новеллой. Но это не должно привести к отказу от точного определения жанра. Задача и состоит в том, чтобы охарактеризовать своеобразие произведения писателя с учетом и традиций и новаторства. «Без учета жанровых особенностей трудно раскрыть и содержание анализируемого произведения, так как близкая проблематика по-разному раскрывается в романе и рассказе. Так, например, и в рассказе А.Серафимовича «Бомбы» и в романе М.Горького «Мать» изображается рост революционного сознания женщины из рабочей среды. Однако сами жанры, избранные авторами этих произведений, представляют для них неравные возможности и в масштабности изображения образа героини. В «Бомбах» Серафимович сосредоточил свое внимание лишь на изображении переломных моментов в судьбе Марьи. Роман М.Горького не исчерпывается темой духовного роста Ниловны. В нем показаны и вовлечение рабочей молодежи в революционную борьбу, связь революционной интеллигенции, несущей социал-демократические идеи, с пролетарским движением и другие жизненные явления».[21] Но жанровые различия не должны снимать при изучении того общего, что составляет существо эпического рода литературы, - его повествовательности и способности охватить жизнь в ее объективной полноте. 3. Общие задачи над эпическим произведением в современной школе. Естественно, что на разных этапах обучения в поле зрения учащихся будут не все компоненты, да и вообще полнота анализа больших эпических произведений в школе непостижима. Поэтому важно в каждом случае искать основные линии, доминанты анализа, через которые бы ученик шел к пониманию идейно-художественного смысла произведения на доступном для его возраста уровне. На уроках литературы, посвященных эпическим произведениям, много читают вслух. Это особое искусство, так как прозаическое произведение многоголосно: кроме голоса автора-повествователя, звучат голоса героев, иной раз очень непохожие. Проза обладает своим ритмом, который надо уловить и передать, следуя членению речи на такты. Повествовательное произведение, особенно большое, отличается богатством интонационных решений. Спокойное авторское изложение сменяется лиризмом описаний, драматизмом сцен, пронизывается комизмом и так далее. Проза позволяет прибегать и чтению по лицам, причем выделяется читающий за автора. Выразительное чтение помогает усилить сопереживание и эмоциональное восприятие произведения. Особенно важно первичное чтение. В первичном чтении художественных произведений закладываются основы понимания их: самостоятельная оценка героев, их характеров, мыслей, чувств, поступков. Как правило, эпическое произведение, особенно крупное, прочитывается учащимися полностью до уроков по нему в классе. Перечитывание эпического произведения сопровождается пересказыванием отдельных страниц, выделением истории того или иного героя, сопоставительным пересказыванием эпизодов. Это делается ради решения того вопроса, который поставлен в начале работы над произведением. От класса к классу пересказывание и досказывание произведения или его эпизодов все в большей степени обогащается суждениями о героях, оценками их поступков, элементами их характеристики. Старшеклассники должны уметь углубляться в подтекст произведения, раскрывать его глубокий смысл, сравнивать героя с героем, произведение с произведением. Все же одно чтение, рассчитанное только на непосредственное эмоционально-эстетическое восприятие, далеко не всегда раскрывает школьникам познавательную и воспитательную сущность литературного произведения. Нужен также и анализ, которые не подавляя эмоционально-эстетического впечатления, поднимал бы его на более высокую ступень понимания. При анализе произведения ставится цель донести до учащихся его объективный смысл, помочь им войти в мир художественного произведения, осознать авторское отношение к изображаемому. Не менее важно стимулировать личностный подход к проблемам, поставленным автором, иначе литература не окажет воспитательного воздействия на подростков и юношей. Приступая к анализу произведения учитель обдумывает три основных вопроса: 1. Цель и содержание разбора; 2. Организация работы (разработка материала по урокам, система знаний); 3. Методика вовлечения учеников в эмоционально-познавательную деятельность. Именно в анализе литературных произведений открываются многообразные возможности связывать их с современной жизнью, показывать в них не только отражение в прошлой действительности, но и то, что живо перекликается с характерами и поведением современных людей. В школе плодотворен историко-функциональных подход, когда при истолковании произведения принимается во внимание жизнь его в читательском сознании разных эпох. При выборе трактовки произведения учитывается и психологический аспект – необходимость вызывать интерес учащихся, и потребность в активном соучастии при работе с текстом. Независимо от того, какой путь разбора будет принят в качестве основного, эпическое произведение должно изучаться целостно, как художественное единство, в неразрывности содержания и формы. Связать и сюжет, и другие элементы композиции, и образы, и приемы изображения, которыми пользуется писатель, с проблемами, которые волнуют его, и выбрать для решения этого наиболее оптимальный методический вариант – задача учителя. При этом важно, чтобы каждая «клеточка», каждый структурный элемент произведения был понят не в его замкнутости, а в соотнесенности с общим замыслом. Можно назвать несколько условий, соблюдение которых ослабляет впечатление раздробленности анализа: 1) нужно стремиться попеременно фокусировать внимание школьников на элементах образной системы в процессе постепенного «движения в тексте»; 2) необходимо избегать схематизма, отвлеченности. Анализ постоянно должен сопровождаться синтезом, не ограничиваться логически-понятийными выводами, а оживлять конкретно-образные представления школьников; 3) надо создавать условия для появления и сохранения эмоциональных реакций учащихся в процессе разбора; 4) необходимо избегать избыточности анализа, то есть слишком подробного обилия сведений, что трудно усваивается учащимися, при этом главное остается без внимания; 5) однообразие методов и приемов ведет к схематизму, вызывает равнодушное отношение детей к прочитанному. Различия в подходе к эпическим произведениям в разных классах связаны с возрастом и познавательными возможностями учащихся. Но нельзя даже с младшими подростками сводить работу над текстом к пересказу, составлению планов и разговору только о событийной стороне. Анализ в любом классе должен быть содержательным. Итак, различия в работе над эпическим произведением зависит от жанра, возраста школьников, ступеней обучения, но общей особенностью является необходимость группировать художественный текст вокруг определенных проблем и рассматривать все компоненты образной системы в их взаимосвязи. 4. Особенности анализа эпического произведения. а) тема и идея произведения. «Как и всякое художественное явление, эпическое произведение можно анализировать с разных точек зрения: изучить творческую историю, рассмотреть соотношение жизненного материала и художественного сюжета, выяснить значение заглавия и эпиграфа в связи с общим замыслом, рассмотреть систему образов, своеобразие композиции в целом или особенности некоторых композиционных принципов, своеобразие сюжета и другое. Но при изучении внимание учащихся неизбежно будет концентрироваться на тех компонентах художественного текста, которые существенных для эпического рода. В школьных условиях ими обычно оказываются: 1. Тема, проблематика, сюжет. Рассматривая их, учащиеся осмысливают произведение кА эстетическую реальность, как преображенную действительность. 2. Образы героев (знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов). 3. Автор как творец, как создатель особого художественного мира данного произведения»[22]. При характеристике тематики эпических произведений обычно ограничиваются общими формулировками. Так, рассматривая советское искусство Великой Отечественной воны, не без оснований выделяют как ведущую тему борьбы народа против фашистских захватчиков. Однако при анализе отдельного произведения необходимо более конкретно определить своеобразие основных жизненных явлений, изображенных художником. «Если, к примеру, мы обратимся к таким книгам, как «Они сражались за Родину» М.Шолохова и «Молодая гвардия» А.Фадеева, то обнаружим, что в каждой из них по-своему раскрывается битва советских патриотов. Основной темой фадеевского романа является изображение борьбы комсомольцев-подпольщиков Краснодона против гитлеровских оккупантов. В первом же томе «Они сражались за Родину» выявлены стойкость, мужество, вера в победу советских солдат».[23] Нужно помнить, что главная тема и идея произведения органически связаны с другими темами и идеями. В многоплановом романе Л.Леонова «Русский лес»можно выявить основную тему, которая определена автором в самом заглавии, - тему русского леса. С темой защиты русского леса в романе связна тема борьбы Вихрова за бережное отношение к народному богатству против хищнического истребления «зеленого друга». Леонов органически связывает изображение борьбы в науке за сохранение богатств родины с борьбой против фашистских оккупантов, посягнувших на Отчизну. Пример с романом Леонова свидетельствует о важности при определении основной темы произведения самого заглавия его. Не случайно классики в процессе работы долго и упорно искали название, наиболее точно определяющее основную тему или идею произведения. («Хамелеон» А.П.Чехова, «Душечка» Н.Островского). Даже в том случае, когда в названии книги указывается ее центральные герои («Журбины» В.Кочетова, «Доктор Вера» Б.Полевого), или время («18-й год» – второй том трилогии А.Толстого «Хождение по мукам»), или место действия («Волоколамское шоссе» А.Бека), писатель тем самым подчеркивает определяющее значение их в идейной концепции произведения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg