Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации

natalya1980er 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2019
Данная курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается правовое регулирование деятельности российского парламента, история его образования, функции Федерального Собрания Российской Федерации. Во второй главе описывается организация деятельности Федерального Собрания Российской Федерации. При написании данной курсовой работы использованы различные источники, среди которых Конституция Российской Федерации, различные нормативно-правовые акты, учебник по конституционному праву России под редакцией А.Н. Кокотов, учебное пособие по праву под редакцией М.Н. Марченко, учебник по дисциплине парламентское право России под редакцией О.Н. Булаков, Ю.Ю.Бойко, Е.В Коврякова и многое другое. Предметом данной курсовой работы является рассмотрение сущности и основных черт парламента Российской Федерации - Федерального собрания Российской Федерации. Целями данной курсовой работы являются: • характеристика Федерального собрания с точки зрения его структуры и принципов построения; • определение основных полномочий федерального собрания и порядка его формирования; • рассмотрение функций Федерального Собрания Российской Федерации. Задачи данной курсовой работы: • исследование российского парламента; • анализ положения Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации; • характеристика функций Федерального Собрания; • анализ организации деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.
Введение

Конституцией Российской Федерации провозглашается, что Россия – это правовое государство. Основным отличительным признаком правового государства является верховенство закона и превалирование принципов права. В системе конституционно-правовых отношений центральное место занимают парламент и парламентские процедуры. Как организационно-правовые основы деятельности парламента, так и процесс создания правовых норм не могут быть произвольными, субъективными, они должны базироваться на принятых и закрепленных конституционно правилах, которые государство обязано соблюдать. В действующей Конституции РФ формированию, структуре и функциям Федерального Собрания посвящена 5 глава. Само расположение ее в Конституции Российской Федерации - вслед за главой "Президент Российской Федерации" и перед главой "Правительство Российской Федерации" - указывает на значение представительной и законодательной власти, ее первостепенное место в системе разделения властей. Законотворческая деятельность, будучи основной формой правотворчества, присуща многим органам государственной власти, поскольку они осуществляют деятельность, связанную как с реализацией правовых норм, так и с их созданием. Причем к законотворчеству, как справедливо обратил внимание Президент РФ, следует активнее привлекать представителей негосударственных формирований, Общественной палаты 1. Становление системы законодательства потребовало решения целого ряда вопросов как теоретического, так и прикладного характера. Была выявлена потребность разграничения правотворческих полномочий между федеративным Центром и регионами, а также научного осмысления вопросов соотношения регионального и федерального законодательства и многих других проблем. Конституция Российской Федерации наделила субъекты Российской Федерации правом осуществлять собственное законодательное регулирование. В связи с тем, что региональное законодательство существует лишь несколько лет, актуальной является проблема разработки унифицированной процедуры его создания и обеспечения его надлежащего качества. Тема парламента и законотворчества актуальна сегодня, как никогда, - перед государством стоит задача укрепления его правовой основы. В отличие от других органов государственной власти, Федеральное Собрание РФ — это сложный, многофункциональный механизм, имеющий различные связи и отношения с иными государственными и общественными институтами, что и определяет его специфические особенности в формировании, функционировании и внутреннем устройстве. В связи с этим, изучение порядка формирования, структуры Федерального Собрания РФ, основных принципов его деятельности, особенностей функционирования его структурных элементов представляется актуальным на современном этапе развития российского общества.
Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3 1. Правовое регулирование деятельности российского парламента……………….6 1.1. Определение понятия «парламент»…………………………………………...6 1.2. История образования российского парламента………………………………7 1.3. Правовое регулирование деятельности российского парламента…..............9 1.4.Функции Федерального Собрания Российской Федерации (контрольная, законотворческая, представительная)………………………………………………..11 2. Организация деятельности Федерального Собрания Российской Федерации………………………………………………………………………..........20 2.1. Структура российского парламента………………………………………....20 2.2. Характеристика деятельности Совета Федерации Федерального Собрания ……………………………………………………………………………….23 2.3. Характеристика деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации……………………………………………............28 Заключение …………………………………………………………………………....34 Список использованной литературы ………………………………………………..37
Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 04.08.2014. № 31. Ст. 4398. 2. Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 1. Ст. 7. 3. "Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный) (3-е издание, исправленное и дополненное) (Садовникова Г.Д.) 4. Нормативные акты о Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 года // Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 801. 5. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О военном положении" 6. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О чрезвычайном положении" Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "О парламентском контроле" 7. Федеральный закон от 05.08.2000 N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" 8. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 9. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О военном положении" 10. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О чрезвычайном положении" 11. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О выборах Президента Российской Федерации" 12.Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 27.10.2015) "О Счетной палате Российской Федерации" 13. Федеральный закон о Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 года // Собрание законодательства РФ. 2002. N 7. Ст. 635. 14. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 26.02.2016) "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 15. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 года // Российская газета. 2008. 6 ноября. С. 3 - 4. II) Основная и специальная литература 1. Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. М., 2009. С.432 2. Авакьян С.А. Совет Федерации: эволюция и перспективы // Федерализм. 2003. N 1. С. 128 - 133. 3. Богданова Н.А. Парламентское право в системе конституционного права. Парламентские процедуры: процедуры России и зарубежный опыт. Материалы научной конференции, Москва, 21 - 23 марта 2002 г. / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2003. 4. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000 г. 5. Парламентское право России. Учебное пособие / А.С. Автономов, А.П. Любимов, Т.С. Румянцева, И.М. Степанов и др.; Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М., 1999. 392 с. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ): ст.11 6. Авакьян С.А. Кокотов А.Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура // Правоведение. 2001. N 1. С. 54 - 56. 7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М., 2007. 784 с 8. Марченко М.Н. Источники права: Учебное пособие. М., 2005. 9. Иванов С.А. Федеральный закон и нормативный указ Президента России: проблемы взаимоотношений и пути их совершенствования // Государство и право. 2003. N 2. 10. Парламентское право России: Учебник / Под ред. О.Н. Булакова. С. 188 - 190. 11. Фадеев В.И. Как формировать Совет Федерации? Журнал о выборах. 2007. N 1 12. Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Совет Федерации: модернизация или консервация (размышления) / Конституционное и муниципальное право. 2012. N 3. С. 35 - 36. 13. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. В 2-х т. М.: Юрист, 2005: [Рецензия] / В.А. Кряжков, А.Н. Кокотов // Государство и право. 2006. N 7. С. 118 - 120. 14. Авакьян С.А. Общественный фактор в законотворчестве: некоторые проблемы и предложения // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 3.С.123 15. Безруков А.В., Пунтус С.А. Федеральное Собрание Российской Федерации: Учебное пособие. Красноярск, 2008.С. 69 16. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии / Р.Ф. Васильев. М., 2000. С. 320 17. Колюшин Е.И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 4. С. 7 - 14. 18. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М., 2003.С. 536 19. Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. М., 2001.С. 112
Отрывок из работы

1.1 Определение понятия парламент Ключевое место в системе парламентского права занимают органы законодательной власти. Основным законодательным органом в системе парламентского права является парламент. По общему правилу парламент рассматривается в литературе как коллегиальный представительный орган государственной власти, состоящий из одной или нескольких палат, основной задачей которого является разработка и принятие законов в интересах населения и государства. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94) , Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Парламент выступает как переходный мостик от гражданского общества к государству, выражает интересы человека и государства, состоит из народных представителей. Именно система представительных органов обеспечивает тесное переплетение интересов общества и государства, позволяет им эффективно взаимодействовать и интегрироваться. В конституционном праве довольно прочно утвердилось представление о том, что парламент выражает всеобщую волю народа. Концепцию народного представительства в самых общих чертах можно раскрыть через следующие тезисы: • парламент учреждается конституцией; • народ как носитель суверенитета уполномочивает парламент осуществлять законодательную власть; • парламент формируется свободными выборами, которые являются высшим непосредственным выражением власти народа; • член парламента представляет интересы всей нации. С понятием парламента как государственно-правового института тесно связано понятие парламентаризма. Это - взаимосвязанные, но не равнозначные понятия. Парламентаризм как особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанной на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка - более широкое понятие. Парламентаризм невозможен без парламента. В то же время парламент формально может существовать без важнейших элементов парламентаризма: верховенства парламента, представительности, разделения властей. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В российской Конституции не содержится положения о том, что Федеральное Собрание является высшим и единственным органом законодательной власти1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума функционирует как нижняя палата парламента, представляющая общенациональные интересы. Совет Федерации представляет интересы субъектов Российской Федерации и является верхней палатой парламента. 1.2. История образования российского парламента Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. В России первое представительное учреждение парламентского типа было создано в 1906 году. Нижней палатой первого российского парламента стала Государственная Дума, а верхней - Государственный Совет. Государственная Дума и Государственный Совет со временем получили равные законодательные права2. Всего до революции было 4 состава Государственной Думы, которая имела некоторые законодательные функции. Однако дореволюционные Думы дискредитировали себя в процессе развития политической борьбы между создаваемыми партиями, а также царизмом и в большинстве своем были распущены. Но стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавших тогда Основных законов полномочий, противоречивших принципу разделения властей, и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами народного представительства. Политическая доктрина того периода допускала разделение функций органов управления, но полностью отрицала разделение властей. На деле же Советы занимали подчиненное положение, уступив приоритет органам партийно-политического руководства обществом и государством. Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988 - 1990 гг. была учреждена двухэтажная парламентская система, включавшая Съезд народных депутатов и формируемый им двухпалатный Верховный Совет1. Тем самым до принятия Конституции 1993 г. в Российской Федерации существовал двухпалатный высший представительный орган государственной власти - Верховный Совет РСФСР, две его палаты назывались Совет Республики и Совет Национальностей, которые различались лишь порядком формирования2. Однако на деле парламент функционировал как однопалатный орган, поскольку основная часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами и весьма серьезную роль играли для всего Верховного Совета Председатель Президиума Верховного Совета и Президиум Верховного Совета. После осуществления конституционной реформы в конце 1993 г. органы советской власти прекратили свою работу как на общегосударственном уровне (Съезд, Верховный Совет), так и в большинстве субъектов Федерации. В стране произошли известные конституционные преобразования, оценки которых не имеют единства в литературе . В России на федеральном уровне действует единственный законодательный двухпалатный орган - Федеральное Собрание России, на региональном уровне функционируют законодательные (представительные) органы субъектов РФ. 1.3. Правовое регулирование деятельности российского парламента В статье 94 Конституции РФ указано, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статья 11 Конституции РФ закрепляет Федеральное Собрание как один из органов государственной власти: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Эта статья помещена в главу 1 Конституции РФ, для которой предусмотрен усложненный порядок изменения – пересмотр, что обеспечивает прочное положение Федерального Собрания в системе государственных органов. Глава 5 Конституции посвящена Федеральному Собранию. В ней закрепляются основные положения, касающиеся деятельности Федерального Собрания, его структура, полномочия и порядок формирования палат, статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а так же законодательный процесс в Российской Федерации. «Конституционное закрепление основ организации и деятельности парламента РФ имеет большое значение для развития российского парламентаризма. Достаточно высокий статус парламента и имеющиеся у него «сдержки и противовесы» по отношению к Президенту, исполнительной и судебной властям, позволяют ему обеспечивать стабильное функционирование демократических институтов власти в Российской Федерации» . Кроме основного закона существуют другие нормативные акты, регламентирующие деятельность Федерального Собрания: Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ и другие. В них развиваются положения Конституции. Палаты Федерального Собрания принимают регламенты, в которых детализируется внутренний распорядок, структура палат, организация их деятельности. Регламент изначально создается как вспомогательный акт, закрепляющий процедурные правила реализации парламентом конституционно закрепленных полномочий. Значение этих актов особенно высоко из-за отсутствия специального закона о российском парламенте. Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации представляют собой универсальные нормативные акты, регулирующие весьма широкий спектр внутренней жизни палат - от порядка формирования органов палат до порядка осуществления законодательных процедур и решения иных вопросов, с которыми приходится сталкиваться парламентариям в процессе своей работы. Этим обусловливается практическая значимость данного вида нормативных актов . Регламент Совета Федерации принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года (последние изменения и дополнения внесены постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2008 года). Регламент Государственной Думы принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года (последние изменения внесены постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2008 года). Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими присущими всем органам власти принципами: • законность (следование действующему законодательству); • демократизм (доступность для граждан); • федерализм (учет федеративного устройства РФ); • гуманизм, приоритет прав и свобод человека и гражданина; • самостоятельное осуществление полномочий; • независимость от других органов власти; • невмешательство в работу других органов власти; • взаимодействие с другими органами власти в пределах компетенции; • профессионализм, компетентность. Эти и другие основополагающие принципы Федеральное Собрание должно соблюдать при осуществлении своих функций. Рассмотрев данную главу мы узнали, что представляет собой правовое регулировании деятельности парламента, узнали об истории развития парламента России. 1.4 функции Федерального Собрания Российской Федерации • Представительная Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания определяет совокупность юридических норм (институтов), содержащихся в Конституции РФ, регламентах палат парламента и других законодательных актах, характеризующих его место и роль в системе органов государственной власти. Кроме того, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что формой государства является представительная, то есть опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. В литературе обоснованно доказывается, что представительная функция является приоритетной, поскольку, во-первых, реализуется как через законодательную сферу, так и посредством иных сторон деятельности парламента; во-вторых, представительские полномочия заставляют рассматривать активность парламента как способ реализации коллективного права народа на власть (ст. 3 Конституции РФ); в-третьих, представительство реализуется в весьма усложненной законодательной процедуре, которая нацелена на выработку компромиссного решения и обусловлена снятием социального напряжения и легитимацией государственного аппарата; в-четвертых, представительство как центральная функция парламента должно быть обеспечено в повседневной деятельности последнего и выражать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства. Представительный характер Федерального Собрания РФ заключается в том, что парламентаризм является одной из основных форм осуществления народовластия через органы государственной власти. Государственная Дума, состоящая из 450 депутатов и избираемая на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании, выражает интересы всех граждан вне зависимости от места их проживания на территории страны. Совет Федерации, в который входят два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти, призван выражать федеративный характер Российского государства, специфику региональных интересов. Важнейший признак парламента - это представительность, поскольку он осуществляет свои полномочия, вступая в отношения представительства. Обратим внимание еще на два важных признака парламента - он является высшим и единственным органом законодательной власти. Среди признаков современного парламента в демократическом государстве выделяют: • верховный орган государства; • созданный на основе того или иного способа представительства народа; • выражающий его суверенную волю; • принимающий акты высокой юридической силы - законы; • формирующий некоторые государственные органы и участвующий в назначении ряда высших должностных лиц; • осуществляющий контроль за деятельностью исполнительных органов государственной власти.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 56 страниц
672 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 19 страниц
228 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
648 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg