Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Этапы образования СССР.

natalya1980er 260 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2019
Проводя политическую реформу в стране партийное руководство страны не было готово к тому, что процесс преобразований пойдет совсем не в том направлении. "Перестройка" оказала неоднозначное воздействие на общественные процессы внутри СССР. В СССР начал стремительно набирать процесс обострения межнациональных отношений, в ряде случаев перераставший в этнические войны. Обострению межнациональных конфликтов на территории СССР способствовали резкий спад экономики, ослабление роли КПСС, переход власти на местах в руки местных национальных элит, межконфессиональные и этнокультурные противоречия. Кульминацией межнациональных конфликтов стал "парад суверенитетов", к которому 12 июня 1990 г. присоединилась и РСФСР, что в конечном счете привело к тому, что в декабре 1991 г. СССР, как субъект международного права, прекратил свое существование. Это означало, что "перестройка" потерпела крах, и страна вступила в новую фазу исторического развития.
Введение

Глубочайший за последние несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных образований. Работа по собиранию земель (большевики, взяв власть, теперь вынужденно стали собирателями русских земель) велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали важнее военных побед. Процесс образования СССР проходил под непосредственным руководством и при участии центральных партийных органов. По предложению Политбюро ЦК была создана комиссия для подготовки к очередному Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик – первой Конституции союзного государства. Она состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В период "перестройки" были сформулированы принципы нового политического мышления, на которых стала строиться внешняя политика страны и в основе которых был приоритет общечеловеческих ценностей. "Перестройка" внесла в жизнь страны новые свободы, права и возможность: плюрализм в политике и свободную экономику, свободу вероисповедания и многопартийность, демократические выборы, отмену цензуры и др. Даже если они не реализованы в полной мере, движение в этом направлении, начатое "перестройкой", невозможно остановить.
Содержание

Введение 2 1. Этапы образования СССР 3 2. Формы объединения республик СССР 5 3. Принятие Декларации и Договора об образовании СССР 6 4. Разработка и принятие Конституции СССР 8 5. Замыслы и реальность. Перестройка СССР. Её причины и цели 11 6. Основные реформы, проведенные в ходе перестройки 14 7. Результаты перестройки. Кризис власти и распад СССР 16 8. Заключение 20 9. Библиографический список литературы 22 10. Приложения
Список литературы

1. История государства и права. – М.: Юрайт-М, 2001. 2. Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т. 1 3. История Коммунистической партии Советского Союза. Учебник. – М.: Госполитиздат, 1963. 4. История СССР: Эпоха социализма. Учебное пособие для ист. фак. пед. ин-тов / С. А. Сераев, С. Ф. Найда, В. И. Погудин, Ф. В. Носов; под ред. С. А. Сераева. – М.: Просвещение, 1983. 5. Исаев И. А. История государства и права России: учебник. – М.: Юристъ, 2000. 6. Микоян А. И. В начале двадцатых… - М.: Политиздат, 1975. 7. Недавний А. Л. Органы государственного управления в СССР. Для ун-тов марксизма-ленинизма. – М.: Мысль, 1967. 8. Словарь исторических терминов. СПб: Лита, 1998.-469 с. 9. Верт Н. История советского государства. 1900--1991: Пер. с фр. -- М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992. -480 с. 10. Новейшая история России.1914-2011:Учебное пособие для бакалавров/ Под.ред.М.В.Ходякова.-6-е изд. испр .и доп.-М.:Издательство Юрайт, 2013.-541 . 11. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987. 12. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. М., 2001. 13. Соловьев С.М. Об истории новой России. М., 2006. 14. Информация с интернета.
Отрывок из работы

1.Этапы образования СССР Процесс образования СССР проходил под непосредственным руководством и при участии центральных партийных органов. Условно его можно разделить на 4 этапа. I-й этап - октябрь 1917 - январь 1918 г. В это время происходило создание национально-государственных образований, объединительные тенденции были слабы и выражались, главным образом, в декларациях. Так, например, в основу Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918г.) были положены принцип равенства всех наций и народностей и признание права наций на самоопределение, что способствовало объединительным процессам. Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья. II-й этап - приходился на годы гражданской войны. Был создан военно-политический союз Советских республик, который был закреплен постановлением ВЦИК от 1.07.1919. «О военном союзе Советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии». В 1919 г. ВЦИК РСФСР при участии представителей советских республик издал декрет «Об объединении Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Признавая независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые и железнодорожные организации. В сложных условиях войны удалось создать единую военную организацию республик. III-й этап - 1920 - середина 1922 г. - происходит сближение государственных и хозяйственных связей в рамках централизма коммунистической партии. Шесть советских социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР и две народные советские республики: Бухарская (бывшее Бухарское ханство) и Хорезмская (бывшее Хивинское Ханство) продолжали сближение уже в условиях мира. Укреплялись экономические и политические связи. Вот некоторые факты: в конце 1920 - начале 1921 г. правительство РСФСР выделило Армянской ССР денежную ссуду в 3 млрд. руб., направило эшелон с товарами первой необходимости: 325 тыс. пуд. зерна, 5 тыс. пуд. сахара; из Азербайджанской ССР в Армению было послано 50 вагонов хлеба, 36 тыс. пуд. нефти; в 1920 г. в составе РСФСР были провозглашены автономные республики: Туркестанская и Киргизская, всего в состав РСФСР входили 8 автономных республик и 5 автономных областей; в 1920-21 гг. между РСФСР и др. республиками были заключены договоры о военно-хозяйственном союзе; в 1922 г. на Генуэзской конференции делегация РСФСР представляла все советские республики; в марте 1922 г. Грузия, Армения и Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической Федерации Советских Республик (ЗСФСР). IV-й этап - со второй половины 1922 г. - подготовка формального объединения в одно союзное государство. Этот этап будет подробно рассмотрен в следующее разделе. 2. Формы объединения республик СССР В августе 1922 г. По предложению Политбюро ЦК была создана комиссия для подготовки к очередному Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. По вопросу создания единого государства наметились две главные тенденции. 1. И.В. Сталин считал необходимым создание единого государства в рамках национально-территориальных автономий. 2. В.И. Ленин считал, что в основу единого государства должен быть положен союз суверенных республик, т.е. независимых государств. Сталинская резолюция получила название проекта автономизации. ВЦИК и СНК РСФСР становились высшими органами государственной власти в новом государстве, а большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР. Проект Сталина был разослан для обсуждения в ЦК компартий республик. Его одобрили ЦК КП Азербайджана и Армении. Против выступил ЦК КП Грузии, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности. ЦК КП Белоруссии высказался за сохранение существующего положения. ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины. На заседании комиссии 23 и 24 сентября 1922 г. (под председательством В. Молотова) принимается проект Сталина. Ознакомившись с материалами комиссии, Ленин встречается с вызванным в Горки Сталиным и убеждает его изменить параграф 1 проекта. В тот же день Ленин пишет для членов Политбюро письмо «Об образовании СССР», в котором подчеркивает, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и «вместе и наравне с ними» войти в новый союз. Надо полагать, что такая формула, при всей демагогичности политики большевиков, была единственно приемлемой, возможной к реализации без новой гражданской войны. В конце сентября Ленин беседует с председателем СНК Грузии П. Мдивани, с членами ЦК КП Грузии. Он, считавший вопрос «архиважным», убеждается, что Сталин имеет устремление торопиться. Поэтому Ленин советует проявить максимум осторожности и терпимости в решении национального вопроса в Закавказье. Однако Сталин был недоволен ленинской критикой. Болезненно самолюбивый и обидчивый генеральный секретарь заявил, что позиция Ленина означает «национальный либерализм», по-прежнему Сталин полагал, что ВЦИК РСФСР должен стать высшим органом в новом союзе. Тем не менее, понимая, что в результате вмешательства Ленина комиссия не примет его предложений, Сталин переработал свой проект и указал, что новая резолюция - лишь «несколько измененная, более точна я формулировка» старой, которая «в основе правильная и безусловно приемлемая». 6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию Ленина и принял на ее основе новую резолюцию. П. Мдивани на Пленуме настаивал на том, чтобы Грузия входила в СССР не через Закавказскую Федерацию, а непосредственно. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора. Утвердить его должен был Союзный съезд Советов, открытие которого назначили на 30 декабря. Съезд утвердил Декларацию об образовании СССР и одобрил в основном проект союзного договора. 3. Принятие Декларации и Договора об образовании СССР 29 декабря 1922 года в Москве собралась конференция представителей полномочных делегаций Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. Они обсудили и одобрили проекты Декларации и Договора об образовании СССР, а также порядок работы I Всесоюзного съезда Советов. 30 декабря 1922 года открылся I Всесоюзный съезд Советов. В работе съезда приняли участие более двух тысяч делегатов. Съезд открыл старейший делегат, член Президиума ВЦИК Петр Гермогенович Смидович, участник трех российских революций, член партии с 1898 г. В. И. Ленин, не присутствовавший на съезде из-за болезни, был избран его почётным председателем. Рабочим председателем съезда стал М. И. Калинин. Он предоставил слово для доклада об образовании СССР И. В. Сталину, который огласил Декларацию и Договор об образовании СССР, одобренный накануне делегациями четырёх объединяющихся республик. Затем слово было предоставлено М. В. Фрунзе, который предложил принять Декларацию и Договор за основу, поручив ЦИК СССР передать эти документы для дополнительного обсуждения ЦИК союзных республик, с тем чтобы, учтя их поправки и предложения, разработать окончательный текст основного закона союзного государства и внести его на утверждение II Всесоюзного съезда Советов. Предложение было принято. В Декларации перечислялись три причины создания Союза ССР – экономическая, военная и идеологическая: "Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик. Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспевание, и свободу национального развития народов". В ней говорилось: "...что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и могущим возникнуть в будущем... новое союзное государство явится... новым решительным шагом по пути объединения трудящихся в Мировую Социалистическую Советскую Республику". В Договоре об образовании СССР подчеркивалось, что независимые советские республики РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР добровольно и на равноправных началах вступают в государственный союз и передают ряд своих полномочий верховным органам центральной государственной власти. Договор определял сферу полномочий Союза Советских Социалистических Республик, предусматривал формирование общесоюзных органов государственной власти. Народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, по военным и морским делам, путей сообщения, почты и телеграфа теперь становились общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного хозяйства, продовольствия, труда и рабоче-крестьянской инспекции создавались как союзно-республиканские. Республиканскими же оставались комиссариаты земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, юстиции, т.е. те, что имеют прямое отношение к особенностям быта, нравам, специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре народов. В заключительной 26-й статье было записано, что "за каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза". В Договоре вместе с тем не было никаких указаний на сроки его существования и на возможность отмены. Затем съезд избрал верховный орган Союза ССР – Центральный Исполнительный Комитет СССР, в состав которого вошёл 371 депутат от всех объединяющихся республик. Председателями ЦИК были избраны М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков и Н. Н. Нариманов. 4. Разработка и принятие Конституции СССР Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик – первой Конституции союзного государства. 27 апреля 1923 года Президиум ЦИК СССР первого созыва образовал Конституционную комиссию в составе представителей всех союзных республик для завершения подготовки сводного проекта Конституции СССР. 6 июля 1923 года вторая сессия ЦИК СССР решила утвердить и немедленно ввести в действие Конституцию СССР, а текст её внести на окончательное утверждение II съезда Советов СССР. Сессия ЦИК СССР избрала первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным. 31 января 1924 года Конституция СССР была единогласно утверждена II Всесоюзным съездом Советов. Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор состоял из 72 статей и подразделялся на 11 глав: 1. О предметах ведения верховной власти СССР 2. О суверенных правах Союзных Республик и о Союзном гражданстве 3. О съезде Советов СССР 4. О ЦИК СССР 5. О Президиуме ЦИК СССР 6. О СНК СССР 7. О Верховном суде СССР 8. О народных комиссариатах СССР 9. Об ОГПУ 10. О Союзных Республиках 11. О гербе, флаге и столице СССР. По своему содержанию первая Конституция СССР была весьма своеобразна. В ней отсутствовали характеристики общественного устройства, главы о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Утверждение и изменение основных начал Конституции находилось в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. Суверенитет союзных республик ограничивался лишь в пределах, указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. За союзной республикой было сохранено право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов и от губернских съездов Советов. В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных и автономных республик, автономных областей. ЦИК работал в сессионном режиме. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Высшим исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, возглавлявшим всю систему органов государственного управления, был Совет Народных комиссаров СССР. В него входили: Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик; Заместители Председателя, Народный комиссар по иностранным делам, Народный комиссар по военным и морским делам, Народный комиссар внешней торговли, Народный комиссар путей сообщения, Народный комиссар почт и телеграфов, Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции, Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства, Народный комиссар труда, Народный комиссар продовольствия, Народный комиссар финансов. В пределах своих полномочий СНК СССР издавал декреты, постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории СССР. СНК был подотчётен съезду Советов и ЦИК СССР. Органы власти союзных республик строились примерно так же, как и органы СССР. Конституция предусматривала создание Верховного Суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного надзора.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, История, 18 страниц
250 руб.
Контрольная работа, История, 19 страниц
150 руб.
Контрольная работа, История, 17 страниц
150 руб.
Контрольная работа, История, 20 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg