Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Теоретико-методологические основы изучения социальной работы с детьми сиротами.

natalya1980er 2940 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 98 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2019
Целью магистерского исследования выступает социологический анализ системы социальной защиты детей-сирот в качестве особого направления социальной политики, а также теоретическое обоснование модели социальной работы с данной категорией населения. Достижение указанной цели исследования потребовало решения следующих задач: - выявления комплексности социальной проблемы и специфики социальной защиты сирот; - социологического анализа структуры, основных тенденций организационного развития системы социальной защиты и правовой защищенности детей, оставшихся без попечения родителей, - логико-семантического анализа соотношения ключевых для данной проблемы понятий: социальная политика, социальная защита, социальная работа, социальный статус и социальное настроение, - выявления аттитюдов сирот к собственным социальным проблемам, анализ их личностных, поведенческих, ценностных ориентаций, - анализа соответствия современного российского законодательства в отношении социальной защиты сирот и его практической реализации, - разработки практических рекомендаций по координации деятельности центральных, региональных, местных органов власти, социальных служб в сфере социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Объектом исследования выступает система социальной защиты сирот как направление социальной политики в условиях становления института социальной работы. Предмет исследования - деятельность института социальной работы с сиротами и пути построения эффективной модели ее реализации. Методы исследования: контент-анализ документов (архивных документов, правовых документов по социальной защите детей-сирот, газетных и журнальных публикаций); метод свободного интервью; анкетирование, опрос - при выявлении уровня профессиональной компетенции социальных педагогов, инспекторов по охране прав детства, а также исследовании личностных, поведенческих, ценностных установок самих сирот, их мотивации к профессиональному самоопределению и трудовой деятельности. Гипотеза исследования. Социальная защита сирот в России может стать более эффективной, если будут разработаны новые стратегии социальной политики, формы социальной защиты, технологии социальной работы, прежде всего, через их профессиональное образование и активную занятость. Все это может стать реальной основой преодоления социального исключения сирот и способствовать устойчивости их социального статуса. Научная новизна диссертации состоит в следующем: - по-новому раскрыта социальная проблема сиротства как комплексная статусная дезадаптация; - впервые специально анализируется проблематика социальной защиты сирот с целью построения единой организационной системы социальной работы с социальным статусом данной категории граждан; - проведено авторское исследование механизма социальной защиты детей-сирот в условиях становления института социальной работы; - выявлены и проанализированы основные пути, тенденции и перспективы развития системы социальной защиты детей-сирот через статусную реабилитацию; - осуществлена авторская концептуализация понятия «социальная защита сирот», которое выводится за рамки лишь материальной помощи и получает свое раскрытие в более широком социологическом контексте статусно-жизненного пролонгированного сопровождения; - по-новому определены стратегии социальной политики и направления социальной поддержки данной социальной группы, которые отражены в авторской модели социальной работы по профессионально-статусному самоопределению детей-сирот. Практическая значимость работы состоит в том, что обоснованные в ней выводы, сделанные заключения относительно улучшения существующего на данном этапе положения сирот могут быть полезны для выработки целенаправленной политики по этой проблеме в общероссийском масштабе, дают возможность повысить эффективность решений работников социальных служб различного характера (специалистов по социальной работе, социальных педагогов, инспекторов по охране прав детства, директоров и воспитателей детских домов, школ-интернатов и т.п.) в разработке и реализации основных направлений социально-правовой защищенности сирот применительно к быстро меняющимся социальным условиям. Теоретическое содержание работы и эмпирические данные могут быть использованы в учебных курсах факультетов вузов, занятых подготовкой неспециалистов, решивших связать свою будущую профессиональную деятельность с оказанием максимально эффективной помощи и поддержки детям-сиротам. Структура диссертации включает: введение, две главы, заключение и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. Проблема социальной защиты детей-сирот в условиях становления института социальной работы выступает для нашего государства чрезвычайно актуальной, отличается научной новизной и сложностью как в теоретическом, так и практическом отношениях. Данная тематика носит комплексный характер для социологической теории, находится на пересечении ее проблемных полей и теории и практики социальной работы, вбирая в себя вопросы устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения в соответствующие государственные учреждения (как правило, интернатного типа), образования, обеспечения жильем, пенсионных выплат и льгот. Социальная проблема сиротства выявляет социальные противоречия в нашей стране и требует соответствующей артикуляции не только со стороны общества в целом, но и с позиций специального института, призванного заниматься разрешением данной проблемы - института социальной работы, находящегося в условиях становления и развития. Сироты в контексте социальной политики - это, прежде всего, особая социокультурная категория граждан, от восприятия ценности которой со стороны общества, наряду с другими категориями граждан, зависит стабильность и устойчивость развития России. Однако сегодня пока не найдено эффективных методов решения данной проблемы в силу институциального не упорядочения соотношения социальной работы и социальной защиты сирот в общей структуре социальной политики как социологически обоснованной практики. Дело состоит в том, что социальная политика есть результат определенного компромисса политических сил на базе стереотипов общественного сознания, влияющих на выбор социальных приоритетов. Такой компромисс нередко далек от научно обоснованной социологической теории и вытекающей из нее общественной практики. Положение осложняется и тем, что развитие качественно новой, значительно более эффективной системы по социальной поддержке и помощи сиротам осуществляется в условиях становления самого института социальной работы на фоне перехода экономики страны на рыночные отношения, повышения социальной напряженности, конфликтов, усиления социального неравенства и социального исключения. К тому же ещё совсем недавно вопросы социальной защиты детей-сирот в качестве самостоятельной социальной проблемы не рассматривались. Эффективная целостная система социальной работы с детьми-сиротами ещё не вполне разработана. Однако, разнохарактерные вопросы жизнеустройства осиротевших детей, включая обеспечение их условиями жизни, близкими к семейным, проблемы получения полноценного, качественного образования, возможность трудоустройства в современных условиях реформирования российского общества приобретают все более острый социальный, политический, нравственный и социально-психологический характер. Все это обусловливает наиважнейшую по своей сути необходимость специального социологического анализа принципов и приоритетов социальной защиты сирот, систематизации научных представлений о социальной работе с ними. Недостаточная развитость института социальной работы с осиротевшими, низкая эффективность методов этой работы с данной категорией лиц делает сирот практически беззащитными перед многочисленными испытаниями сегодняшней жизни. Данное обстоятельство приводит к социальной дезадаптации этих детей, ослаблению социальной защищенности одних из них, возникновению девиантных, а иногда и делинквентных форм поведения у других. Особую значимость в современных условиях приобретают исследования особенностей социальной адаптации, социальной защиты, социальной поддержки детей-сирот как относительно самостоятельной социальной группы населения. Представление о сиротах как уязвимой социальной группе приводит нередко в нашем обществе к практике социального исключения. Поэтому вопрос о социальной защите детей-сирот, их социальном самочувствии в результате функционирования института социальной работы, обусловленном, прежде всего, состоянием нормативно-правовой базы - достаточно новое направление в отечественной социологии. Решение социальных проблем детей-сирот невозможно без создания необходимой эффективной и реально действующей правовой базы, опирающейся на выводы социологической теории и практики. Мало провозглашать права и свободы человека и закрепить их в законах, нужно добиться материального обеспечения этих прав и свобод, гарантировать неукоснительное выполнение законов всеми членами общества и заинтересованными социальными субъектами помощи сиротам. Анализ социального статуса и социального здоровья детей-сирот актуален в отношении нормативно-ролевых особенностей их поведения, как непосредственно в момент потери родительского попечения, так и в дальнейшем. Сироты оказываются очень чувствительными к стрессу, обусловленному резким изменением их социального статуса, что влияет на их поведение и ценностные ориентации в долговременной перспективе. Практическое разрешение представленной социальной проблемы детерминирует эффективность социальной адаптации сирот на протяжении всего их жизненного пути, а значит влияет на равновесие российского общества в целом. Таким образом, нынешнее российское общество со всей очевидностью поставлено перед объективным фактом необходимости становления эффективной, целостной государственной системы социальной защиты сирот, устойчивого и надежного функционирования института социальной работы по оказанию им должной социальной поддержки и помощи. Необходимыми условиями формирования подобной системы должны стать социологический анализ ее функционирования в качестве существенного, а в ряде случаев -приоритетного элемента социальной политики государства, создание эффективных регламентирующих правовых норм, а также разработка социальных технологий поддержки и помощи детям-сиротам со стороны компетентных специалистов по социальной работе. В перспективе такая направленность социальной политики реально обеспечит эффективную возможность соблюдения прав сирот в сфере социальной защиты, умножит возможности их адаптации в обществе, повысит уверенность в собственных силах. Актуальность представленной работы связана также с необходимостью социологической разработки научно-практических рекомендаций по созданию действенных организационных механизмов реализации прав сирот на социальную защиту, социальную адаптацию, реабилитацию и коррекцию. Степень разработанности проблемы. Общие вопросы социального благополучия все чаще рассматриваются в контексте институциализации социальной работы (Дж.М. Брайсон), феномен социального настроения описан Т.И. Заславской, Ж.Т. Тощенко. Особое значение в целях исследования имеет анализ моделей социальной политики в работах П. Розанваллона. Социальная политика выступает в качестве одного из важнейших элементов в рассмотрении социальной защиты сирот в России, и она, в свою очередь, становится объектом социологического исследования в трудах ряда социологов: С.И.Барзилова, К.С.Гаджиева, И.Б.Гоптаревой, В.И.Жукова, Ю.А.Левады, В.Л.Чепляева, В.Н.Ярской. Вместе с тем, пока не получил достаточного распространения систематический социологический анализ имеющегося опыта сочетания социальных, экономических и нормативно-правовых методов воздействия на факторы социальной защищенности сирот, их социального становления. Поэтому особую актуальность для социологии и социальной политики в период становления института социальной работы приобретает разработка системы социальной интеграции в вопросах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, и устойчивого на этой основе развития системы служб по их социальной защите. Теоретико-методологическим основанием работы выступает ряд классических социологических концепций, которые содержат в себе прежде всего идеи происхождения и сущности социальных институтов и социального порядка. Это взгляды О. Конта на значения важнейшего социального института - семьи в жизненном становлении человека.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социальной работы с детьми сиротами…………………………………………………………………10 1.1. Теоретические подходы к понятию «детское сиротство» ……………...10 1.2. Принципы социальной работы с детьми сиротами……………………...21 1.3. Дети-сироты как объект социальной работы……………………………45 Глава 2. Нормативно-правовые основы социальной работы с детьми-сиротами…………………………………………………………………76 2.1. Законодательство, регулирующее основы социальной работы с детьми-сиротами………………………………………………………………………….76 2.2. Региональный опыт социальной работы с детьми-сиротами (на примере Чеченской Республики) …………………………………………………………81 Заключение……………………………………………………………………….88 Список используемой литературы и источников………………………………94
Список литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). 2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ. 3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. 4. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018). Специальная литература: 5. Антонов А. И. Семья: функции. Структуры, теории семейных изменений // Основы социологии : Курс лекций / А. И. Антонов. - М.,2013. – 450 с. 6. Архангельский В. Н. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации / В. Н. Архангельский // Семья в России. - 2016. - № 3-4. 7. Алексеева Л. С. Проблемы социального сиротства и пути их решения / Л. С. Алексеева. - М., 2016. – 218 с. 8. Алексеева Л. С. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей: содержание и организация деятельности / Л. С. Алексеева. - М., 2017. – 169 с. 9. Алексеева И. А. Дети групп риска // Воспитание детей в неполной семье / Перевод с чешского / Под общ. ред. Н. М. Ершовой. - М., 2015. – 246 с. 10. Бабушкин А. В. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Сб. нормативных актов, судебной и правовой практики / А. В. Бабушкин. - М., 2014. - 126 с. 11. Боголюбова В. С. Социально-педагогическая деятельность по выявлению уровня социальной адаптации детей- сирот подросткового возраста к условиям патронатной семьи. 12. Вопрос о незаконнорожденных / Сорокин В. М. Охрана детства. - СПб., 2013. 13. Васильев А. Ю. Социальное сиротство как явление современного российского общества: Автореф. канд. дис. / А. Ю. Васильев. - Уфа, 2017. – 28 с. 14. Исаков Н. В. По вопросу об отношении государства к общественному призрению. - М., 2014. 15. Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / О. И. Карпухин // Социоло гические исследования. - 2015. - № 3. - С. 124-128. 16. Каптерев П. Ф. О семейном воспитании / П. Ф. Каптерев. - М., 2015. – 244 с. 17. Методические материалы по оценке эффективности работы учреждений социальной профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. - М.: Минтруд России, Департамент по делам детей, женщин и семьи, МГСУ, 2014. 18. Ошанин М. О призрении покинутых детей / М. Ошанин. - Ярославль, 2016. – 256 с. 19. О призрении незаконнорожденных детей / Сост. Н. А. Засецкий. - Казань, 2013. 20. Проблемы семьи и детства в современной России. Департамент проблем семьи, женщин и детей Минсоцзащиты населения РФ. Научно-исследовательский центр социальной защиты детства, семейной и демографической политики. - М.: «Прометей»,2014. - Ч. 1. – 136 с. 21. Петрова А. В. Социальное сиротство как фактор детской преступности в России во второй половине XIX - начале ХХ вв. / А. В. Петрова // Преступность в России: история формирования и возможные перспективы: Матер. 40-й Всероссийской заочной научн. конф. / Под ред. С. Н. Полторака. - СПб.: Нестор, 2016. - С. 37-42. 22. Радецкий И. М. Брошенные дети: Материалы к вопросу о подкидышах. - СПб., 2014. 23. Рыбинский Е. М. Детство в России: реальность и проблемы. - М., 2016. – 152 с. 24. Рыбинский Е. М. Сиротливое детство России. Что делать? Научно-исследовательский институт детства Россий- ского детского фонда. - М., 2017. – 112 с. 25. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д.и.н. проф.Е. И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2014. - С. 342. 26. Саралиева З. М. Семья - клиент социальной работы: Учебное пособие. - Нижний Новгород, 2016. – 287 с. 27. Солодовников В. В. Социология социально-дезадаптированной семьи. – СПб.: Директ, 2017. – 384 с. 28. Смирнова О. А. Организация социальной работы с подростками / О. А. Смирнова // Актуал. проблемы семьи и детства сегодня. - Петрозаводск, 2014. – 273 с. 29. Соловьева О. В. Социальная адаптация детей-сирот к рыночным условиям современного российского общества: Автореф. канд. дис. / О. В. Соловьева. - Саратов, 2017. 30. Трошихина Е. Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности: Автореф. канд. дис. / Е. Г. Трошихина. - СПб., 2017. 31. Филиппова Л. Н. Социальное сиротство в современном Российском обществе (социально-философский анализ): Канд. дис…философ. / Л. Н. Филиппова. - Ростов-на-Дону, 2014. – 123 с. 32. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие / под ред. А.С. Бланкова, И.А. Бурмистрова. – М.: ВНИИ МВД РФ, 2013. – 177 с. 33. Курбаш Е.В. Специфика социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2016. № 1. С. 66. 34. Осипов А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 512 с. 35. Сиврикова Н.В. Технология формирования временной трансспективы в юношеском возрасте // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие 36. Социально-культурная реабилитация: Атлас технологий. – Тюмень: Вектор Бук, 2013. – с. 144 37. Технологии социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие / А.С. Дудкин. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2015. – 40 с. 38. Технология социальной работы: Учеб. пособие. /Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 240 с. 39. Шахманова, А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 192 с. 40. Эверстов А.А. Социальная поддержка детей-сирот. Актуальные проблемы современности. М.: Москва – 2017 г. – 531 с. 41. Яковлев Б.М. Социальная адаптация детей в России. «С-ПРО», 2016 – 288 с.
Отрывок из работы

1.1. Теоретические подходы к понятию «детское сиротство» В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей, - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка. Понятие «социальные сироты» было введено в научный оборот в 1992 году и впервые упоминается во вступлении, открывающем сборник «Проблемы семьи и детства в современной России», где говорится: «…Обострены проблемы жизнедеятельности детей-сирот. Научные исследования, касающиеся жизни детей социальных сирот и вопросов их адаптации и социализации, долгое время проводились в рамках медицины, психологии и педагогики, в то время как социальные аспекты проблемы анализировались недостаточно. Такие понятия как социальная помощь и защита, адаптация и социализация, интеграция, толерантность, социальная дистанция, социальная идентичность входят в тезаурус мировой науки и начинают разрабатываться отечественными авторами, в контексте рассматриваемой проблемы. Социальное сиротство как феномен родительской безответственности должно изучаться и в области социологии детства, исследующей специфические процессы в социуме в отношении детства. Предметом изучения социологии детства являются специфические роли «ребенок» и «взрослый», социальные нормы и предписания, процессы взаимодействия общества и детства, государственная политика в интересах детей. Ежегодно в России без попечения родителей остаются более 50 тыс. детей. В настоящее время их численность составляет около 330 тыс., в том числе более 160 тыс. воспитываются в интернатных учреждениях. Свыше 170 тыс. детей находятся под опекой и попечительством граждан. 90% этих детей являются «социальными сиротами», имеют живых родителей . Что же касается понятия «социальное сиротство», то впервые оно встречается в монографиях Е.М. Рыбинского «Детство России: реальности и проблемы и «Сиротливое детство России. Что делать?» В последние годы в отечественной науке созданы предпосылки для комплексного изучения проблемы социального сиротства на современном этапе развития общества: изучению феномена «социального сиротства» в социологическом, экономическом, историческом аспектах посвящены работы Гурко Т. А., Заяц О. В., Васильева А. Ю., Петровой А. В., Музаевой Ю. А., Мехришвили Л. Л., Соловьевой О. В. и др.; анализ общих подходов к социализации детей-сирот нашел отражение в работах И. Ф. Дементьевой, И. Б. Назаро- вой, Т. Я. Сафоновой, Л. И. Смагиной и других; раннюю диагностику причин социального сиротства и предотвращение увеличения числа детей данной категории рассматривают авторы Е. В. Андрюшина, В. И. Брутман, А. Я. Варга, О. А. Дорожкина, С. Н. Ениколопов, И. П. Каткова, О. И. Лебединская, В. И. Лопатки- на, М. Г. Панкратова, И. Ю. Хамитова и другие; взаимосвязь медицинских, психологических, социологических и педагогических аспектов в процессе адаптации социальных сирот и их социализации изучают С. Н. Крыгина, В. И. Лопаткина, П. Б. Тезенкова, Е. Р. Ярская-Смирнова. Исследования в области истории призрения сирот в России были предприняты ещё в XIX веке М. Д. Ван-Путереном, Н. А. Засецким, И. М. Радецким, М. Ошаниным. Отдельное направление в изучении социальной поддержки сиротства представлено работами, освещающими деятельность благотворительных обществ и учреждений. Особенности взаимодействия государства и общества в сфере призрения сирот рассмотрены в трудах П. И. Георгиевского. Правовое положение детей-сирот охарактеризовано рядом правоведов в связи с вопросом охраны детства. «Социальное сиротство» как явление стало следствием распада традиционной многопоколенной семьи. Совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших практически исключали вероятность того, что, в случае смерти родителей, дети оставались без опеки родственников. По мнению ученых в современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для стран Запада, заключается в кризисе института семьи. Этот кризис проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов, снижении рождаемости. Вторая причина специфическая - критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, отсутствием эффективной социальной политики, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. П. А. Сорокин в 1916 г. сделал вывод о гетерогенности исторической эволюции семьи. В результате которой, наряду с современными формами семьи всегда существуют пережитки прошлых семейных отношений. Ещё в начале XX века П. Сорокин писал о кризисе современной ему семьи, анализировал и перечислял доказательства непрочности супружеского союза: рост числа разводов, сокращение брачности, распространенность внебрачных союзов, падение рождаемости и т.д. Все эти показатели, по П. Сорокину, являются не свидетельством краха семьи как социального института, но изменения его форм. Своеобразным «социальным фоном» - факторами, способствующими этим изменениям, по мнению автора, являются рост индивидуализма, экономические причины, урбанизация, ослабление влияния религии и плотность населения. На наш взгляд, основной и единственной причиной возникновения феномена «социальное сиротство» в России стал кризис общенациональных и семейных ценностей в эпоху социально-экономических потрясений. Основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Социальное сиротство – это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Социологи установили круг причин возникновения социального сиротства сегодня: отказ от детей при рождении, лишение родительских прав из-за полного равнодушия к проблемам детей, их здоровью, воспитанию, порой из-за угрозы для жизни, жестокого обращения, насилия. Подобное наблюдается в семьях алкоголиков, наркоманов, психически недееспособных, а также среди родителей, находящихся в местах заключения, на длительном принудительном лечении. Обычно такие дети признаются сиротами в соответствии с законами РФ, и их ставят на полное государственное обеспечение. Большинство проблем, связанных с определением статуса ребенка как сироты, решается с учетом его возраста, наличия родственников, добровольно желающих принять участие в судьбе ребенка, его воспитании, материальном обеспечении. Скажем, ребенка до 3 лет обычно помещают в дом ребенка. Затем его переводят в дошкольный детский дом, школьный интернат и другие государственные учебные или лечебные учреждения. Полное государственное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, подразумевает предоставление им за время пребывания в соответствующем госучреждении бесплатного питания, обмундирования и общежития или возмещение их полной стоимости при отсутствии хотя бы одного из этих видов обеспечения. Необходимо отметить, что у детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах, очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации. В трудах российских и зарубежных психологов показано, что в условиях детского учреждения интернатного типа формируется совершенно иной, в отличие от условий семейного воспитания, тип личности ребенка. Дети, которые попадают в печальную «сиротскую» статистику, - это дети с серьезными проблемами здоровья, отягощенные алкогольной и наркотической наследственностью, негативным опытом проживания в собственных семьях, асоциальным поведением. Они педагогически запущены, у них нарушена психика, а диагнозы «аутизм», «задержка психического развития», «олигофрения в степени дебильности» не так уж и редки. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: несчастный случай, унесший жизни родителей; отказ родителей воспитывать своего ребенка; изъятие ребенка из семьи по социальным показаниям – в этих случаях ребенок становится социальным сиротой. Многие проблемы проистекают из необычного социального статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, в школе-интернате – он ничейный ребенок. По своей природе дети должны быть обязательно чьими-то, т.е. это дети конкретных людей, связанных с ними кровнородственными узами. Но у сирот утерян статус родственной принадлежности. Биологические родители их бросили, социально приобретенных родителей, способных равноценно их заменить, нет, а у воспитателей детдома есть свои дети. Государство, берущее на себя общественную опеку за ними, не может быть субъектом родственного статуса. В современном обществе есть несколько определений феномена «социальное сиротство». Социальное сиротство, в современных масштабах, - это аномальное явление, результат социальных потрясений в жизни общества, характеризующихся дефицитом общественных и социальных институтов, обеспечивающих соблюдение основных прав и свобод ребенка. Данное определение сводит причины социального сиротства к внешним факторам: смене политического строя, обнищанию, дефициту государственных и общественных институтов, что, на наш взгляд, не является причиной данного явления. Так, после Великой Отечественной войны, периода тяжелейших социально- экономических испытаний послевоенной разрухи, - «социального сиротства» в обществе не возникло. В современной научно-методической литературе социальной педагогики термины «безнадзорность» и «беспризорность» объединяются в понятии «социальное сиротство», т.е. общественное явление, обусловленное наличием в социуме детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. К данной категории относят также детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют необходимой заботы о своих детях. Опираясь на Конвенцию о правах ребенка, ребенок, «который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или, не может оставаться в таком окружении», может быть отнесен к категории «социальный сирота». Данное определение также не может быть взято за основу, так как отражает статусное содержание данного явления, не определяя его причин. «Социальное сиротство» - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). Социальные сироты - это особая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим причинам, т.е. сироты при живых родителях. Мы будем пользоваться следующим определением данного явления, которое, по нашему мнению, определяет не только истинные причины социального сиротства, но и задает вектор предотвращения данного явления. Социальное сиротство-это результат проявления аномии в современном обществе, выразившийся в утрате базовых семейных ценностей, деградации института материнства, влекущий сознательный отказ от рождения детей, утрату родительской ответственности за воспитание детей и воспроизводство модели родительской неуспешности в последующих поколениях. Понятие «социальное сиротство» наиболее распространено при изучении проблем детства, в то время как оно актуально и для других категорий: «социальное сиротство» пожилых людей - брошенных на произвол судьбы своими выросшими детьми. Как правило, в этих семьях основными приоритетами родителей были обеспечение физиологических потребностей детей в еде, одежде, отдыхе, а воспитанию духовных, культурных, общечеловеческих ценностей внимание уделялось не в должной мере. Последствия социального сиротства пожилых людей: - ослабленное здоровье и сниженная сопротивляемость и жизнеспособность; - подверженность социальным страхам, принимающим форму катастрофического сознания; - сокращение и уплощение социальных связей. Эмоционально-психологическое «социальное сиротство» - форма статусного одиночества. Широко известны исследования, в центре внимания, которых находится "конфликт поколений", "разрыв поколений" (Л. Фойер, Т. Парсонс, Ш. Айзенштадт). Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей зависит от совместимости ценностных ориентаций, основных норм жизнедеятельности "отцов" и "детей", от возможности адекватной, успешной социализации молодежи, условий благоприятного взаимодействия со старшими поколениями, соответствия личности требованиям возрастного социального статуса, степени институализации возрастных ролей. За одно поколение семья, семейные роли и семейные ценности, приоритеты претерпели глубокие изменения. В обществе изменилось отношение к институту семьи. Большинство россиян продолжают признавать значение брака, но все же около половины населения допускают, что развод является лучшим выходом для пары, не сумевшей решить свои проблемы. Резкое социальное расслоение общества, безработица, невозможность обеспечить семью, детей необходимыми для полноценного развития средствами, несостоятельность многих мужчин в качестве главы семьи, алкоголизм и суицид, в качестве способов ухода от проблем, падение авторитета отца-главы семьи, резкий дефицит материнской заботы, физического присутствия из-за необходимости содержать всю семью привели к воспитательной несостоятельности большинства семей. Роль родительской семьи, семейных традиций, домашнего очага в формировании личности ребенка рассматривалась в работах философов серебряного века В. В. Розанова, B. C. Соловьева. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других жизненно важных составляющих, что в свою очередь становится одним из источников социального сиротства. «Социальное сиротство» - понятие многоплановое, включающее несколько категорий детей, которые могут быть условно объединены по следующим критериям: 1. по месту пребывания: - интернатные учреждения, (воспитанники домов ребенка, детских домов, приютов и социально-реабилитационных центров, школ- интернатов); - улица (беспризорные дети, дети-беглецы); - семья (безнадзорные дети, жертвы семейного насилия); 2. по протяженности во времени: - временное явление (родители находятся на излечении, в местах лишения свободы, ограничены в родительских правах по социальным показаниям); неограниченные временные рамки (дети, родители которых лишены родительских прав, родители ограниченные в родительских правах по медицинским показаниям); 3. по инициатору прекращения детско-родительских отношений: - родители (дети-подкидыши, отказные дети); - дети (дети-беглецы); - государство (дети, родители которых лишены родительских прав; дети, изъятые у родителей отобранием, как срочной мерой. Общеизвестно, что дети, воспитывающие в домах ребенка с рождения, имеют более низкие показатели психофизического развития, чем дети, поступающие туда в более позднем возрасте из неблагополучных семей. Таким образом, ещё одной составляющей изучения проблемы социального сиротства, являются исследования в области социологии семьи, представленные авторами: М. Л. Аракеловой, Т. А. Гурко, М. Ф. Демен- тьевой, А. Н. Елизаровым, Г. Г. Силласте, Г. И. Осадчей, Е. Р. Смирновой, В. В. Ворсовой, А. Р. Барашко- вой, Л. В. Кузнецовой, М. И. Несмеяновой, С. Ю. Барсуковой, С. В. Кочетковой, О. Г. Исуповой и др. Изучению особенностей общения детей-сирот со сверстниками посвящены работы Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева. В этих трудах уделено внимание общению как основному подтексту «социального присвоения» детьми общественно-исторического опыта человечества. Они считают, что различия в воспитании детей в семье и вне семьи связаны, прежде всего, с разницей в общении с окружающими людьми. Чем младше ребенок, тем большее значение приобретает его общение со старшими, поскольку тем сильнее оно опосредует все остальные связи ребенка с миром. Исследования Н. М. Неупокоевой свидетельствуют, что дети, поступившие в детский дом даже из самой неблагополучной семьи, более коммуникативны и восприимчивы к воздействию взрослых, чем дети, совсем не знающие семьи. Определение термина «детство» дается через характеристику социально-демографической группы детей. В последние годы научный интерес в области социологии детства связан с выявлением тенденций трансформационных изменений детства, прогнозом последствий легитимации и институционализации некоторых форм детства. Доминирует понимание и описание детства как структурной единицы в рамках целостной социальной системы. Непосредственное отношение к исследованию феномена «социального сиротства» имеет и социология воспитания, рассматривающая процессы социализации детей, усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющей ему становиться личностью, способной функционировать в данном обществе. Культура в её главных чертах не наследуется генетически, а передается из поколения в поколение через социализацию. Адаптационная функция социализации позволяет людям реализовывать свои потребности, возможности, способности, вступать во взаимоотношения с другими членами общества, социальными группами, институтами, организациями и обществом в целом. С другой стороны, социализация определяет стабильность самого общества, обеспечивая необходимую преемственность в развитии. Воспитание как часть социализирующего образования может быть определено как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, т.е. процесс приобщения человека к общему и к должному. Наиболее крупными представителями социолого-педагогической мысли конца XIX - начала XX вв. были П. Наторп в Германии, Э. Дюркгейм во Франции и Дж. Дьюи в США. Основной целью воспитания они считали формирование у молодежи осознания своей причастности к обществу, приспособление к окружающим условиям жизни, подготовку к успешному освоению основных социальных ролей. Воспитание называется главным, а подчас и единственным рычагом развития общества. Проблема социального сиротства в современной отечественной науке пока не изучена в институциональном аспекте, работы ряда ученых анализируют причины сиротства, изучают данное явление в исторических, экономических, правовых, психологических, педагогических и других аспектах, но пока нет работ, предлагающих пути выхода из сложившейся в России ситуации с социальным сиротством. 1.2. Принципы социальной работы с детьми сиротами Во всех действиях касающихся детей отправным пунктом должно быть соблюдение интересов ребенка. Это требует полного и детального понимания детей, которым необходима помощь, и поэтому прежде чем принимать любое действие необходимо понимать детей и их потребности рассмотреть возможные для работы средства. Доверительные отношения с ребенком являются основным принципом результативной психологической работы. Многие беспризорные дети сталкиваются с ситуациями которые делают их подозрительными и недоверчивыми. Для того чтобы узнать детей лучше и создать ситуацию, когда они будут принимать информацию совет и поддержку необходимо доверие. Другое направление работы заключается в оказании психотерапевтической помощи. Дети, находящиеся в трудной ситуации особенно нуждаются в чувстве безопасности в эмоциональной поддержке в сохранении чувства контроля. В поддерживающей среде способность восстанавливать душевные и физические силы проявиться быстрее. Важно добавить, что выпускники детских домов школ-интернатов приютов испытывают серьезные трудности психологического плана при включении в иную среду. Следовательно, детям, пришедшим из учреждений интернатного типа необходима поддержка при переходе из довольно упрощенного и глубоко специфического мира детского дома в сложный и трудный мир чтобы найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. В учреждения принимаются дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей — выпускники образовательных учреждений имеющие среднее полное общее образование ст.22 Закона РФ «Об образовании». Дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей пользуются преимуществами при приеме в государственные учреждения НПО и зачисляются на обучение в первоочередном порядке письмо Министерства образования РФ от 070696г. 37212-4 «О порядке приема в учреждения начального профессионального образования». Содержание и обучение детей-сирот в образовательных учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения ст.50 Закона РФ «Об образовании». Работа с детьми-сиротами осуществляется на основе принципа полного государственного обеспечения. Полное государственное обеспечение означает предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей бесплатного питания бесплатного комплекта одежды и обуви бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания ст.1 ФЗ РФ от 21.12.96 г. 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg