Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО: ИСТОЧНИКИ И ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ

inna_lina92 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2019
Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Как система норм, выражающих в религиозной форме волю феодально-религиозной знати, санкционируемых и поддерживаемых теократическим мусульманским государством, мусульманское право в своей основе сложилось в эпоху становления феодального общества в Арабском халифате в VII-X вв. и базируется на исламе. Но несмотря на то, что мусульманское право тесно связано с религией ислама, оно не сливается с ней. Поэтому мусульманское право можно рассматривать в качестве юридического явления, которое относится к правовой, а не религиозной системе, т.е. мусульманское право в узком, собственном смысле. Мусульманское право - это единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи.
Введение

Мусульманское право, берущее свое начало с VII века оказало глубокое влияние на ход развития государства и права целого ряда стран Востока. Это право появилось с возникновением государства раннефеодального типа - Халифата. Из этого следует, что из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом, а связующим звеном является мусульманское право. Мусульманское право – сложное социальное явление, оказавшее глубо-кое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам – являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианст-вом) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко сопри-касается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают му-сульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значи-тельное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и будучи системой норм, воспринималось еще и как универсальная политико-правовая доктрина. В странах, где ислам - государственная религия (а их около 30), из по-ложений Корана исходят многие правовые нормы, законо¬дательство - Ша-риат, на Коране присягают и дают клятвы, нарушение которых признается тягчайшим грехом, преступлением. Изучение Ко¬рана и его толкований явля-ется одним из профилирующих предметов во многих учебных заведениях таких стран, как Пакистан, Иран, Саудовская Аравия. Изучение мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности ак-тивно действовать в новой исторической обстановке. Особую актуальность приобретает анализ того места, которое занимает мусульманское право в правовом развитии зарубежного Востока, а это в свою очередь предполагает изучение его теоретических основ, выявление особенностей его структуры и влияния на современное законодательство. В настоящее время значительный рост интереса к мусульманскому праву, исламу объясняется возрастанием роли мусульманского мира в политике, экономике, культуре. Революционный подъем в Иране, Па¬кистане и других государствах, где господствует ислам, предпо¬лагает углубленное изучение социального феномена мусульманского права. Исламские страны отличаются друг от друга как по социально-экономическим и политическим характеристикам, так и по масштабам и на-правленности влияния ислама и мусульманского права на их государственно-правовое развитие. Важное значение мусульманского права в качестве нормативного регулятора и идейно-политического фактора, заставляет обра-титься к исследованию его специфических черт как самостоятельной правовой системы. В настоящее время мировая интеграция, общность экономических ин-тересов также оказывает воздействие на правовую среду мусульманских го-сударств. Ими признаются многие принципы международного права. Наряду с консервативным шариатом в этих странах широко применяется национальное право, основанное на нормативно-правовых актах, исходящих от государства. Имеют место заимствования из романо-германской и англо-саксонской правовых систем. Однако еще слишком рано говорить об окончательном отмирании принципов древней правовой доктрины мусульман. Под воздействием поли-тических, социальных и иных факторов модернизация время от времени сменяется обратными тенденциями. Фундаментализм возвращает актуальность нормам шариата. Возрождаются шариатские суды. Мусульманское право, как живой организм, подвержено влияниям внешнего воздействия и внутренним импульсам. Очевидно, что Западная цивилизация должна осознавать важность этих процессов и считаться с ними. При написании магистерской работы был изучен ряд литературных ис-точников зарубежных авторов: Мухаммед аль-Худари Век «Основы му-сульманского права» , Мухаммед Юсуф Муса «Особенности мусульманского права» , Субхи Махмассани «Введение в изучение науки Шариата» и другие. Что же касается отечественной литературы, то следует отметить такие работы, как Сюкияйнен Л.Р. «Мусульманское право» , Климович Л.И. «Книга о Коране, его происхождении и мифологии» , Смилянская И.М. «Социально-экономическая структура стран Ближнего и Среднего Востока на рубеже ново-го времени» , но в настоящее время, к сожалению, литературы по данной теме издается очень мало. В работе также нашел свое отражение один из основных источников мусульманского права - Коран . Целью магистерской работы является освещение происхождения ислама, его социальной сути, политико-правовых отношений, обзора основных инсти-тутов мусульманского права. Работа состоит из введе¬ния, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Безусловно, при этом ис-следуются далеко не все аспекты данной проблемы, но это диктует необхо-димость найти справедливый взве¬шенный подход к теме, освещаемой в дан-ной работе.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС ИСЛАМА КАК РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………………………..7 § 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИЗНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………………..7 § 2. ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА…………………………………….. 30 § 3. ШКОЛЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА ………………………………………… 41 § 4. КЛАССИФИКАЦИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА СТРАН ЗАРУБЕЖНОГО ВОСТОКА……………………………………………………………………. 51 ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА … 56 § 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТОВ ПРАВА 56 § 2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ 58 § 3. СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО 63 § 4. ДЕЛИКТНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 74 § 5. СУД И СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС 89 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
Список литературы

Источники и нормативные акты: 1. Коран / Пер. и комментарии В.М. Порохова. – Москва: Норма, 2008. – 783 с. 2. Хадисы, Сунна пророка // Хрестоматия по истории государства и права: История государства и права зарубежных стран. Т.1: Древний Восток. Античный мир. Средние века. / Сост. Ю.А. Иванов, А.В. Кирнос, В.А. Чернышев. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1999. – С. 213-225. 3. Ал-Фикх // Хрестоматия по истории государства и права: История го-сударства и права зарубежных стран. Т.1: Древний Восток. Античный мир. Средние века. / Сост. Ю.А. Иванов, А.В. Кирнос, В.А. Чернышев. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1999. – С. 226-266. Литература: 4. Абдель Азиз Амер. «Тазир» в мусульманском праве / Абдель Азиз Амер. - Каир, 1969. - 201с. 5. Абдель Керим Зейдан. Введение в изучение мусульманского права / Зейдан Абдель Керим. - Багдад, 1966. – 152 с. 6. Арсанукаева М.С. Арабский халифат: Шариат (мусульманское право) / М.С. Арсанукаева. – Москва: Маркетинг, 2002. - 139 с. 7. Агоранян А.С., Ажибекова К.А., Акемамбетов Г.О. Ислам и атеизм в вопросах и ответах / А.С. Агоранян, К.А. Ажибекова, Г.О. Акемамбе-тов. – Ташкент: Изд-во Узбекистан, 1986. – 256 с. 8. Аляутдинов Ш. Ислам в вопросах и ответах / Ш. Аляутдинов. – Мо-сква: Норма, 2004. - 394 c. 9. Аляутдинов Ш. Мусульманское право: Первый и второй уровни / Ш. Аляутдинов. – Москва: Диля, 2010. - 492 с. 10. Аляутдинов Ш. Женщина и ислам / Ш. Аляутдинов. – Москва: Диля, 2011. – 317 с. 11. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама / А. Ахмедов. – Москва: По-литиздат, 1982. – 270 с. 12. Байков Л.И. Преступление и наказание по мусульманскому праву / Л.И. Байков // Шариат: теория и практика: Сб. ст. – Уфа: Изд-во Уфим. гос. ун-та, 2000. - С. 178-184. 13. Барковская Е.Ю. Семейное право и законодательство на мусульманском Востоке / Е.Ю. Барковская // Восток. – 2006. - № 4. – С. 120-130. 14. Беляев Е.А. Образование арабского государства и возникно¬вение ис-лама в VII веке / Е.А. Беляев // Доклады советской делегации на ХХIII Международном конгрессе востоковедов. Серия «Исламоведение». – Москва: Наука, 1954. – С. 3-26. 15. Бизюков С.Н. Вопросы ответственности в мусульманской правовой теории / С.Н. Бизюков // Правоведение. - 1989. - № 6. - С. 80-86. 16. Боамбеков С. Основные ценности ислама – объект охраны шариата / С. Боамбеков // Государство и право. - 2003. - № 25. - С. 92-100. 17. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, на-силие / В.О. Бобровников. – Москва: Восточная литература, 2002. - 368 с. 18. Боголюбов А.С. Пресечение и наказание в мусульманском первые // Ислам: Религия, общество и государство / А.С. Боголюбов. – Москва: Иностранная литература, 1984. – 236 с. 19. Вознесенская Н.Н. Государство и право развивающихся стран / Н.Н. Вознесенская. – Москва: Академия наук СССР, 1976. – 213 с. 20. Волков В. Коран и Сунна / В. Волков // Отечественные записки. - 2003. - № 5. - С. 14-16. 21. Волков В. Шариат / В. Волков // Отечественные записки. - 2003. - №5. – С. 33-34. 22. Дудоров Д.И. Основы мусульманского права. Религиозно-правовые учения мусульманского Востока: Краткий энциклопедический словарь-справочник / Д.И. Дудоров. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2005. - 462 с. 23. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д.Е. Еремеев. – Москва: Политиздат, 1990. – 286 с. 24. Иванов Ю.А. Мусульманское право: вопросы уголовной юстиции / Ю.А. Иванов // Судебная власть и уголовный процесс. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2015. - № 4. - С. 297-303. 25. Иванов Ю.А. Преступления и наказания в мусульманской правовой сис-теме / Ю.А. Иванов // Современные проблемы юридической науки и правоприменительной практики. Сборник научных статей, посвященный 50-летию Юридического факультета БФУ им. И. Канта. – Калининград: Калининград. федерал. ун-т, 2017. – С. 52-60. 26. Ислам: Религия, общество, государство. – Москва: Наука, 1984. - 232 с. 27. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии / Л.И. Климович. – Москва: Политиздат, 1988. – 286 с. 28. Кобальник А. Преступления и наказания в доктрине мусульманского уголовного права / А. Кобальник // Уголовное право. - 2007. – № 1. – С. 25-29. 29. Ланд П. Ислам: религия, культура, история / П. Ланд. – Москва: Дор-линг Киндерсли-АСТ, 2003. - 192 с. 30. Леже Р. Великие правовые системы современности / Р. Леже. – Москва: Волтерс Клувер, 2011. – 529 с. 31. Лукманова Р.Х. Мусульманский брак / Р.Х. Лукманова // Шариат: теория и практика: Сб. ст. – Уфа: Изд-во Уфим. гос. ун-та, 2000. - С. 62-65. 32. Массе А. Ислам: Очерки истории / А. Массе. – Москва: Наука, 1982. - 191 с. 33. Мовсумова Л.Д. Формы наказаний женщин по отдельным видам уго-ловных преступлений в мусульманском законодательстве / Л.Д. Мов-сумова // Право: теория и практика. - 2003. - № 5. - С. 76-82. 34. Мусульманское право: (основные институты): Сб.ст. – Москва: ИГиП СССР, 1984. – 145 с. 35. Мухаммед аль-Вахи. Влияние проявлений материализма на общест-венную преступность / Мухаммед аль-Вахи. - Кувейт, 1970. – 201 с. 36. Мухаммед аль-Худари Бек. Основы мусульманского права / Мухаммед аль-Худари Бек. - Каир, 1938. – 242 с. 37. Мухаммед Мустафа аль-Мараги. «Иджтихад» в исламе / Мухаммед Мустафа аль-Мараги. - Каир, 1959. – 209 с. 38. Мухаммед Фарук Сен-Набхан. Введение в мусульманское право / Му-хаммед Фарук Сен-Набхан. - Кувейт-Бейрут, 1977. – 157 с. 39. Мухаммед Юсуф Муса. Особенности мусульманского права / Мухаммед Юсуф Муса. - Бейрут, 1978. – 117 с. 40. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда / В.Ф. Панова, Ю.Б. Бах-тин. – Москва: Политиздат, 1990. - 495 с. 41. Примак Т.К., Старостина С.А. Договор в мусульманской политико-правовой доктрине / Т.К. Примак, С.А. Старостина // Государство и право. – 2008. - № 9. – С. 73-76. 42. Пучинский В.К., Безбах В.В. Гражданское и семейное право разви-вающихся стран / В.К. Пучинский, В.В. Безбах. – Москва: УДН, 1989. – 208 с. 43. Рамез Ахмед Эль Айядин. Понятие и цели наказания по праву арабских стран / Рамез Ахмед Эль Айядин // Международное публичное и част-ное право. - 2001. - № 4. - С. 57-58. 44. Раянов Ф.М. Юридическая природа мусульманского права / Ф.М. Рая-нов // Шариат: теория и практика: Сб. ст. – Уфа: Изд-во Уфим. гос. ун-та, 2000. - С. 194-197. 45. Садагдар М.И. основы мусульманского права / М.И. Садагдар. – Мо-сква: УДН, 1968. - 154 с. 46. Смилянская И.М. Социально-экономическая структура стран Ближнего Востока на рубеже нового времени / И.М. Смилянская. – Москва: Наука, 1979. - 250 с. 47. Субхи Махмассани. Введение в возрождение науки шариата / Субхи Махмассани. - Бейрут, 1962. - 218 с. 48. Субхи Махмассани. Общая теория обязательств и сделок в мусуль-манском праве / Субхи Махмассани. - Бейрут, 1948. - 179 с. 49. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право / Л.Р. Сюкияйнен. – Москва: Наука, 1986. – 254 с. 50. Сюкияйнен Л.Р. Шариатское правосудие: теоретические основы и практика / Л.Р. Сюкияйнен // Отечественные записки. - 2003. - № 2. – С. 63-67. 51. Сюкияйнен Л. Р. Диалог цивилизаций и мусульманское право / Л.Р. Сюкияйнен // Московский юридический форум «Глобализация, госу-дарство, право, ХХI век». – Москва: Наука, 2004. - С. 136-137. 52. Фильштинский И.М. История арабов и халифата / И.М. Фильштин-ский. – Москва: Муравий, 2008. – 349 с. 53. Хайзаров М.С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском халифате в VII-ХIII вв. / М.С. Хайзаров // Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. – Москва: Издательство восточной литературы, 1982. - С. 31-39. 54. Цмай В.В. Вакф как институт мусульманского гражданского права: история и современность / В.В. Цмай // История государства и права. – 2009. - № 12. – С. 39-43. 55. Шарль Р. Мусульманское право / Р. Шарль. – Москва: Издательство иностранной литературы, 1959. – 215 с. 56. Ivanov Yury. Crime and punishment in muslim criminal doctrine / Yury Ivanov // http://www.law.muni.cz/ sborniky/ cofola2010 / files/ sankce / Ivanov_ Yury_ 1575_.pdf. 57. Lippman M. Islamic Criminal Law. - Boston, 1989. - 111 p. 58. Terril Richard J. World Criminal Justice Systems: A survey, 7 th edition. - Atlanta, 2009. - 831 p.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС ИСЛАМА КАК РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ §1. Предпосылки возникновения религиозно-правовой системы Многие религии мира имеют свои священные книги, которые почитаются верующими. У христиан - Библия, включающая Ветхий и Новый заветы, у индусов - Веды, у зароастрийцев - Авеста. В этих книгах, как правило, содержатся сказания о боге и о богах, по-сланниках и пророках, о загробном царстве, рае и аде, как и кем сотворен мир, земля, человек, описаны как общие, так и опре¬деленные поступки ве-рующих. Проповедники всегда и везде утверждают, что только их вера пра-вильная, богоугодная, а остальные - непра¬вильные и значение их священных книг неправильно. Наука же под¬ходит ко всем религиям объективно, без предвзятости. Также она относится и к Корану - священной книге относи-тельно молодых рели¬гий - ислама. Ислам - это одна из трех мировых религий. По численности он занимает второе место в мире после христианства. Ислам возник на Аравийском по-луострове в западной части области Хиджаз в начале VII века нашей эры, в период разложения патриархально-общинного строя и образования классо-вого арабского государства. В переводе с арабского языка слово «ислам» оз-начает «покорность», а его после¬дователи «муслим», от которого и происхо-дит слово «мусульмане». Учение ислама изложено в священной книге мусульман - Коране. По преданию, Коран был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через архан-гела Джабраила. Естественно, что создание столь крупного про¬изведения, как Коран, хотя и приводящего при ближайшем ознакомлении впечатление сборника высказываний, проповедей, сказаний и правовых норм, как правило, тематически и хронологически не систематизиро¬ванных, было делом непро-стым, да еще у народа, не имевшего до этого столь обширных письменно за-фиксированных религиозных и светских сочинений . Изучение истории и источников ислама началось во второй половине XIX века. Западные исламоведы внесли в это определенный вклад, что же касается отечественных авторов, то эта тема начала изучаться лишь в середине XX столетия. Из истории мы знаем, что большинство населения Аравийского полу-острова вело кочевой образ жизни и занималось скотоводством и только в отдельных местах, где имелись благоприятные условия, занимались поле-водством. На юге Аравийского полуострова в первом тысячелетии до нашей эры образовалось рабовладельческое государство. В других частях полуост-рова сложились родоплеменные отношения, ко¬торые просуществовали до V-VI веков. Разложение патриархально-родового строя и формирование классового общества началось в Хиджазе, а потом уже в смежных с ним об-ластях Аравийского полуострова.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 87 страниц
850 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 97 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg