Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое регулирование государственного управления в сфере реализации права на свободу совести и вероисповедания в РФ.

natalya1980er 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.03.2019
Объект выпускной квалификационной работы правоотношения в сфере реализации личных прав, свободы совести и вероисповедания гражданина РФ. Предмет выпускной квалификационной работы – законодательство в сфере реализации личных прав свободы совести и вероисповедания гражданина РФ Целью выпускной квалификационной работы выступает полный анализ нормативной регулировки отношений, которые связанны с реализацией личных прав и свобод человека и гражданина. Чтобы достичь представленной цели, необходимо постановить и решить следующие задачи: – дать характеристику понятие личных прав свободы совести и вероисповедания гражданина, в том числе международных стандартов в области прав человека; – изучить разновидность личных прав свободы совести и вероисповедания гражданина, также их защитные механизмы; – изучить особенность реализации личных прав свободы совести и вероисповедания гражданина в Российской Федерации. – проанализировать систему законодательства о праве на свободу совести и вероисповедания в России – рассмотреть юридические процедуры реализации конституционного права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания – раскрыть гарантии осуществления конституционного права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания – выявить существующие проблемы реализации в Российской Федерации личных прав свободы совести и вероисповедания граждан; Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы. Содержащиеся в работе теоретический анализ, положения и выводы, определения ряда актуальных понятий могут оказаться полезными для дальнейших исследований в области борьбы с религиозным экстремизмом и улучшения правовых регламентаций религиозных организаций. Методологическая основа выпускной квалификационной работы основана на совокупности общенаучных, частных и специальных методов познания. В работе были использованы общенаучные методы: диалектический, системный анализ, применялись логический, системный, сравнительно-правовой методы исследования. Апробация результатов исследования: вопросы рассматриваемые вопросы в выпускной квалификационной работе, затрагивались автором при проведении II молодежного юридического форума «Правовая система и вызовы современности» 19-21 октября 2017 года в Уфе. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа представлена из введения, двух глав, включающих шесть параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Свобода совести в последние время стала неотъемлемой частью жизни современного мира. Свобода совести справедливо характеризуется современными исследователями как одна из важнейших свобод. Вместе с тем и в наше время свобода совести остается одной из самых неоднозначно понимаемых и вызывающих споры проблем. Свобода совести - естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода совести - более широкое понятие, чем свобода вероисповедания. На последнее обстоятельство хотелось бы обратить особое внимание в связи с участившимися в последнее время подменами понятия «свобода совести» понятием «свобода вероисповеданий». Чётко разграничивает понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания» А. В. Пчелинцев. Он подчеркивает, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания… как родовое и видовое понятие, как общие и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свобода отправления религиозных обрядов. Проводя необходимую границу между свободой совести и свободой вероисповедания, следует четко отметить, что в международных и европейских документах, касающихся прав человека и основных свобод, понятие «свобода совести» редко употребляется изолированно. Обычно речь идет о свободе мысли, совести и религии. В этой связи, проблема взаимодействия государства и религии остается одной из наиболее сложных в философии права. В истории любого государства церковь всегда принимала активное участие в его построении. История государственно-церковных отношений в России полна противоречий. В различные периоды тесное сотрудничество сменялось конфликтами и взаимными претензиями. Религиозность населения в современном Российском государстве формируется под влиянием различных факторов. Роль религиозных норм в качестве регулятора общественных отношений на различных этапах формирования российской государственности менялась. Но при всех изменениях религия являлась, является и будет являться традиционным институтом, сохраняющим и транслирующим базовые нравственные принципы общественной жизни. Нормы права, так же как и религиозные нормы, определяют правила поведения людей в обществе: что можно и необходимо делать, что запрещено делать и какое наказание может быть применено за нарушение этих норм. Основным фактором проникновения норм религии и норм права в общество являлся установившийся тип взаимоотношений между государством и религией. Государство – властная структура, которая обладает суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабах страны, определять отношения с внешним миром. Основные элементы общественного устройства, закрепленные Конституцией, регулируют отношения между гражданином и государством, их взаимные права и обязанности, отношение государства к общественным институтам и явлениям, одним из которых является религия. Говоря о самой религии, стоит добавить что она представляет мировоззрение и мироощущение, определяет основные критерии добра и зла, формирует ценностный взгляд на мир, который является целостным пониманием истоков и смысла существования всего мира и каждого человека. Религия также формирует убеждения многих людей, их взгляды на самих себя, свое место в мире, отношение к происходящему, придает духовность общественным отношениям. Такое влияние религии сказывается на государстве. Государство и религия всегда были взаимосвязаны, их взаимоотношения влияют на общество и способствуют как личному, так и общественному благу. Поэтому изучение особенностей этих взаимоотношений является необходимым и актуальным. На современном этапе развития российского социума наблюдается расширение спектра конфессионального пространства. Конфессиональное поле страны постепенно формировалось под воздействием политических, экономических, исторических, этнических и других факторов. Изменение конфессионального поля актуализирует исследование государственно-церковных отношений. Очень важным является мирное сосуществование всех конфессий, оно невозможно без конфессионального диалога. И основную роль социального регулятора данных отношений должно брать на себя государство. Свобода совести и вероисповедания является одним из основных прав человека и гражданина. Необходимо отметить, что реализация этого права в современных условиях приобретает особенное значение, так как социальный статус религии существенно изменился, ее роль в жизни общества усиливается. В условиях возрастающего общественного интереса к религии как важнейшему социокультурному явлению, с одной стороны, декларируется отделение религиозных объединений от государства, с другой – усиливается сотрудничество государственных институтов с религиозными объединениями. Последние получили возможность свободно осуществлять свою вероучительную, социальную, общественно-политическую и хозяйственно-экономическую деятельность. На всех уровнях государственной власти прорабатываются новые формы взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями в различных сферах общественной жизни. Поэтому тема настоящей курсовой работы является актуальной. Цель работы состоит в исследовании особенностей и теоретико-правовых основ государственного управления в сфере реализации права на свободу совести и вероисповедания.
Содержание

Введение 3 1 Теоретико-правовые основы государственного управления в сфере реализации права на свободу совести и вероисповедания 8 1.1 Понятие свободы совести и вероисповедания в истории взаимоотношений государства и церкви 8 1.2 Понятие и система государственного управления в сфере реализации права на свободу совести и вероисповедания 26 1.3 Система законодательства Российской Федерации о свободе совести и вероисповедания 32 2 Проблемы правотворческой и правоприменительной форм государственного управления в сфере реализации права на свободу совести и вероисповедания 47 2.1 Особенности правотворческой формы государственного управления в сфере реализации права на свободу совести и вероисповедания 47 2.2 Особенности правоприменительной формы государственного управления в сфере реализации права на свободу совести и вероисповедания 56 2.3 Актуальные проблемы совершенствования действующего законодательства Российской Федерации о свободе совести и вероисповедания 63 Заключение 70 Список использованных источников 75
Список литературы

1. Европейская конвенция по правам человека. // [Электронный ресурс]. URL:http://www.echr.ru/documents/doc/2440800/2440800-001.htm (дата обращения: 08.08.2018). 1.2. Нормативные правовые акты и иные официальные документы РФ 2. Конституция Российской Федерации : принята все-нар. голосованием 12 дек. 1993 г. Российская газета. 1993. 25 декабря. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрании законодательства Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №25, ст. 2954. 4. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1, от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 8.07.2015 г.) // Российская газета. 1998. № 148-149, 6 августа. 5. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2, от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 13.07.2015 г.) // Российская газета. 2000. № 153-154, 10 августа. 6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 13.07.2015 г.) // Собрании законодательства Российской Федерации. 1996. 17 июня. №25, ст. 2954. 7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 13.07.2015 г.) // Российская газета. 2001. №256, 31 декабря. 8. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 1997 г. №2, ст. 198. 9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 13.07.2015 г.) // Российская газета. 2001. №249, 22 декабря. 10. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Российская газета. 1992. №248, 17 ноября. 11. Федеральный закон от 12.06.2008 N 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан // Собрание законодательства РФ. 2008. №24, 6 июня. ст. 2253. 12. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание законодательства РФ. 1997. №39, 29 сентября. ст. 4465. 13. Федеральный закон от 13.07.2015 N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание законодательства РФ. 2015, N29 (часть I), 20 июля. ст. 4387. 14. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. №31, 2 августа. ст. 3215. 15. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. 1992. №248, 17 ноября. 16. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. От 13 июля 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (часть I), 31 декабря. ст. 7598. 17. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Российская газета. №162, 2004. 31 июля. 18. Постановление Правительства от 15 июля 2006 г. № 438 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 30, 24 июля. ст.3400. 19. Приказ Минюста РФ от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религоведческой экспертизе» // Российская газета. 2009. № 43.,13 марта. 20. Закон РТ от 4 августа 2012 г. N 64-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Республика Татарстан [Электронный ресурс]. URL:http://base.garant.ru/34593245 (дата обращения: 08.08.2018). 21. Закон РТ от 14 июля 1999 г. N 2279 "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Республика Татарстан [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/8106812/ (дата обращения: 08.08.2018). 22. О религиозных объединениях : постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 8 апр. 1929 г. [Электронный ресурс]. URL:http://russia.bestpra-vo.ru/ussr/data04/tex16632.htm (дата обращения: 08.08.2018). II. Материалы практики 21. Решение по делу 5-19/2018 22.01.2018, Судебный участок №55 Губахинского муниципального района // Сайт Правосудие [Электронный ресурс]. URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-55-gubaxinskogo-municipalnogo-rajona-s/act-241044966/ (дата обращения: 08.08.2018). 22. Решение по делу 12-14/2018 (12-440/2017;) (18.01.2018, Ленинский районный суд г. Астрахани (Астраханская область)) // Сайт Правосудие [Электронный ресурс]. URL:https://rospravosudie.com/court-leninskij-rajonnyj-sud-g-astraxani-astraxanskaya-oblast-s/act-580113176/ (дата обращения: 08.08.2018). 23. Решение по делу 5-1193/2017 (26.12.2017, Судебный участок №46 г.Находка) // Сайт Правосудие [Электронный ресурс]. URL:https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-46-g-naxodka-s/act-240625382/ (дата обращения: 08.08.2018). 24. Решение по делу 33а-1465/2017 (03.03.2017, Ярославский областной суд (Ярославская область)) // Сайт Правосудие [Электронный ресурс]. URL:https://rospravosudie.com/court-yaroslavskij-oblastnoj-sud-yaroslavskaya-oblast-s/act-554193597/ (дата обращения: 08.08.2018). 25. Решение по делу 2а-1-308/2017 ~ М-1-195/2017 // Сайт Правосудие [Электронный ресурс]. URL:https://rospravosudie.com/court-livenskij-rajonnyj-sud-orlovskaya-oblast-s/act-561568363/ (дата обращения: 08.08.2018). 26. Решение по делу 2а-9528/2016 ~ М-8686/2016 // Сайт Правосудие [Электронный ресурс]. URL:https://rospravosudie.com/court-petropavlovsk-kamchatskij-gorodskoj-sud-kamchatskij-kraj-s/act-562468082/ (дата обращения: 08.08.2018). III. Специальная литература 27. Авакьян С.А. Государственно-правовые институты: понятие и формирование (применительно к деятельности Советов) // Советское государство и право. 1977. № 2. С. 19–27. 28. Авакьян С.А. Конституционное право России : учеб. курс. М. : Юристъ, 2006. 778 с. 29. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник МГУ. Сер. 11: Право. 2015. № 1. 30. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2017. №1. С.3-22. 31. Агапов А.Б. Церковь и исполнительная власть // Государство и право.2017. №4. С.19-25. 32. Алексеевский А. Религиозная безопасность России: термины и определения // [Электронный ресурс]. URL: http://stolica.narod.ru/ define/alex.html (дата обращения: 08.08.2018). 33. Алпатова В.В. Принципы и механизмы реализации государственно-конституционной политики в современной России (на примере Уральского региона): автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2016. 34. Аринин Е.И. Религия вчера, сегодня, завтра: Курс лекций по истории религии.- Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 2013. Вып.1. 172с. 35. Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Изменения российского уголовного закона и их уголовно-политическая оценка // Государство и право. 2012. № 8. С. 35 - 45. 36. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / 11-е изд., перераб. и доп. М. : НОРМА, 2015.768 с. 37. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: БЕК, 2017. 38. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2015. №12. С.80-91. 39. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Право и власть. 2013. №2. С.35-45. 40. Бырдин Е.Н. Причины юридического неравенства в Российском государстве // Юрист. 2014. №10. С.2-6. 41. Васильев С. Новые подходы к понятию безопасности России // [Электронный ресурс]. URL: http://www.nasled.ru/pressa/ obozrev/N0399/309.HTM (дата обращения: 08.08.2018). 42. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. -М.: ИНФРА-НОРМА, 2017. 304с. 43. Волкова Н.С. Общественная безопасность и законодательство о правах человека // Журнал российского права. 2015. №2. С.93-100. 44. Володина Н.В. Государственное регулирование вопросов свободы совести // Конституционное и муниципальное право. 2014. №2. С. 17-20. 45. Володина Н.В. Отношения государства и религиозных объединений: опыт правового регулирования. СПб.: Изд-во юрид. ин-та, 2012. 46. Губин М.Ю. Мусульманский религиозный платок в России: конституционно-правовой взгляд // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 11. С. 29-34. 47. Данилов А.А. Политические перемены в Российской Федерации начала 1990-х годов: современные дискуссии // История современной России: проблемы, документы, факты (1985-1999): мат-лы междунар. конф. (25 ноября 2012 г.). М.: Фонд современной истории, Изд-во МГУ, 2013. 48. Дозорцев П.Н. Развитие светской государственности в России: история и современность. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 2017. 49. Зорькин В.Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 3-14. 50. Иванюк О.А. Свобода совести и свобода вероисповедания: соотношение понятий и границы законодательного регулирования // Журнал российского права. 2010. № 9. С. 46-58. 51. Карпович В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации : учеб. / 2-е изд., перераб. и доп. М. : Новая правовая культура, 2002. 959 с. 52. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России : учеб. / 5-е. изд., М. : Проспект, 2015. 592 с. 53. Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для бакалавров 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2013. 452 с. 54. Комментарии к Конституции РФ (отв. ред. Л.А. Окуньков). М., 2014. 55. Королева Л.А., Королев А.А., Мельниченко О.В. Русская Православная Церковь в России в конце ХХ века. М.: Инфра-М, 2013. 56. Королева Л.А., Королев А.А., Мельниченко О.В. Русская Православная Церковь в России в конце ХХ века. М.: Инфра-М, 2013. 57. Коряковцев В.В., Питулько К.В. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. СПб. : Питер, 2004. 816 с. 58. Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации : учеб. / 3-е изд., М. : Новая правовая культура, 2009 г. 622 с. 59. Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации : учеб. / 2-е изд., М. : Новая правовая культура. 2009. 593 с. 60. Лапаева В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) // Журнал российского права. 2005. № 7. С. 13-24. 61. Лукашева Е.А. Межнациональные конфликты и права человека // Права человека и межнациональные отношения.1994. С. 44-64. 62. Морозова Л.А. Основы государства и права : пособие для поступающих в юридические вузы. М. : Юристъ, 2000 г. 360 с. 63. Нахушев Р.Б. О правовом положении мусульман в Кабардино-Балкарии: Проблемы реализации законодательства о свободе совести и религиозных объединениях в отношении российских мусульман (Северный Кавказ, Поволжье) // Ислам и право в России: Проблемы реализации законодательства о свободе совести и религиозных объединениях в отношении российских мусульман (Северный Кавказ, Поволжье). Материалы научно-практического семинара, 2004. № 1. С. 95-102. 64. Одинцов М.И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в теократическом обществе: мат-лы меж-дунар. конф. (23-24 марта 2014 г.). М.: Источник жизни, 2015. 65. Окуньков Л.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации : учеб. / 3-е. изд., перераб. и доп. М. : Бек, 1996 г. 635 с. 66. Омарова З.А. Головной убор как реализация права на свободу вероисповедания // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 9-12. 67. Омарова З.А. Проблемы реализации права на свободу вероисповедания в Северо-Кавказском федеральном округе (на примере Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики, Чеченской Республики) // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 9. С. 24-27. 68. Понкин И.В. Светскость государства. М.: Изд-во "Учебно-научный центр довузовского образования", 2014. 69. Пономарев М. В. Борьба с религией как составляющая политической культуры советского общества 1917-1930-х гг. на материалах Нижней Волги // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. Философия, Социология и Социальные технологии. 2017. № 2. С. 215-221. 70. Протоирей Владислав Цыпин. Симфония Церкви и Государства // Православная государственность: 12 писем об империи. СПб.: Изд-во юрид. ин-та, 2013. 71. Симонов В.А. Национальная политика и конституционно-правовое регулирование свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 13. С. 17-22. 72. Снежко О.А. Президент РФ - гарант прав и свобод граждан // Законодательство. 2001. № 8. С. 12-15. 73. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М. : НОРМА, 2005. 319 с. 74. Чиркин В.Е. Конституционное право России : Учеб. М. : Юристъ, 2003г. 447 с.
Отрывок из работы

1.1 Понятие свободы совести и вероисповедания в истории взаимоотношений государства и церкви Рассмотрим, как осуществлялось историческое развитие соотношения свободы совести и вероисповедания. В течение нескольких веков Российское государство объединяло и соединяло в мирном сожительстве различные конфессии. И литература, и искусство, выросшие на православной основе, объединяли разные народы и культуры. Именно потому, что в основе православной веры лежит свободный выбор и личный пример жизни народов, обычаев, а не принуждения. Поэтому не случайным является интерес, который вызывают вопросы, связанные с реализацией свободы совести в современной России. Эти основы изложены в принятой ООН еще в 1948 году Всеобщей декларации и развиты в системе международных пактов и конвенций, подписанных Россией (или до нее СССР), и в самой российской Конституции. Впервые вопрос о свободе совести возник с началом Реформации в Европе. Идеологи Реформации выдвинули тезис, которым фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенство вообще. Британский Билль о правах 1689 года признавал за личностью права иметь свои собственные мнения и убеждения, следовать своим убеждениям, что бы ни советовали окружающие, и т. д. Во Франции принцип свободы совести был впервые провозглашен в статье 10 Декларации прав человека и гражданина, в котором идёт речь о том, что «никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку». Французский Гражданский кодекс 1804 года – кодекс Наполеона вообще не касается религиозных вопросов, демонстрируя таким образом, что государство в своих фундаментальных основах является светским. Первая Конституция США 1787 года не содержала перечня неотчуждаемых прав, поскольку отцы-основатели исходили из того, что естественно принадлежащие человеку права не нуждаются в подтверждении в тексте Основного закона. Их перечисление могло быть воспринято как исчерпывающий перечень прав и свобод, что могло привести к ущемлению прав, не вошедших в перечень. Отсутствие в Конституции перечня федерально закреплённых прав и свобод вызвало критику этого документа. Вновь избранному Конгрессу США в 1789 году были предложены проекты поправок, содержащих положения о политических и личных правах. Десять первых поправок к Конституции США, составивших федеральный Билль о правах, были ратифицированы к концу 1791 года. Были приняты поправки, предусматривавшие свободу вероисповеданий, свободу слова и печати, право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями, неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества и другие права. Всеобщая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А от 10 декабря 1948 года и определила базовые права человека. В статье 18 Декларации указано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов» . М.О. Шахов определяет взаимоотношения государства и религии как «совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений институтов государства, с одной стороны, и институциональных образований конфессий (религиозных объединений, духовно-административных центров, конфессиональных учреждений), с другой стороны. В основе этих взаимоотношений лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и религиозных объединений в жизни общества, об их функциях, о сферах деятельности и компетенции всех субъектов данных отношений» . Историко-правовой подход позволяет всестороннее охарактеризовать политику государства по отношению к религиозным институтам. История Российского государства подтверждает факт системных взаимосвязей религиозных и государственных институтов. Введение христианства (988 г.) изначально преследовало политические цели укрепления центральной власти. Сочетание главенствующей роли княжеской власти в церковном устроении сменялось добровольным самоограничением власти в пользу церкви . Как можно заметить, в Конвенции заложены два основных направления европейского регулирования, связанного со свободой совести. Первое направление заключается в следующем. Защита свободы совести как права любого человека свободно исповедовать любую религию, которое включает в себя такие аспекты, как свободное изменение своих религиозных или иных убеждений; гарантии свободы исповедовать религию, как-то, свобода исповедовать свои убеждения публично или частным порядком, единолично или сообща с другими, через обычные для этого формы – богослужение, учение и отправление обрядов. Вторым основным направлением регулирования является обеспечение толерантности и общественного согласия с тем, чтобы реализация свободы совести одними людьми не ущемляла прав и свобод других людей. Именно для этого в Конвенции заложены нормы о возможном ограничении свободы совести. Это направление развивается и в других европейских документах. Особое место в системе европейского регулирования свободы совести принадлежит Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств 1995 года. Это обстоятельство, безусловно, связано с особым местом, которое занимают отношения с национальными меньшинствами в Европе в поддержании мира и стабильности на континенте. Статья 8 Конвенции традиционно обязывает ее участников «признавать за лицом, принадлежащему к национальному меньшинству, право открыто исповедовать свою религию, а также право создавать религиозные учреждения, организации и ассоциации» . Сегодня европейское право в области прав и свобод человека инкорпорировано в правовую систему ведущего интеграционного объединения современной Европы – Европейского Союза. Поскольку все государства Европейского Союза являются членами Совета Европы, хотя и не все члены Совета Европы входят в Европейский Союз, долгое время ЕС в области прав и свобод человека ограничивался констатацией обязательности норм Совета Европы. Однако в последнее время произошли существенные изменения в этой сфере, и Европейский Союз внес свой определенный вклад в развитие европейских представлений о правах и свободах человека, в том числе свободе совести – в 2000 году была принята Хартия об основных правах. Конечно, степень светскости не везде оказывается одинаковой, но ни одно государство (разумеется, исключая Ватикан) не строит свою внешнюю и внутреннюю политику под непосредственным влиянием той или иной религиозной организации и исходя в первую очередь из её интересов. Религия всё в большей степени становиться частным делом. Об этом свидетельствует, например, отказ депутатов Евро-парламента включить в Конституцию Европейского Союза (одобрена в 2004 г.) упоминание о Боге и христианских корнях цивилизации континента, на чем настаивал Ватикан, ограничившись ссылкой на «культурное, гуманистическое и религиозное наследие Европы». Однако всё сказанное выше, вовсе не означает удаления религиозных организаций из общественной жизни, их дискриминации, как это иногда считается. Светскость государства лишь указывает на существование совершенно определенных реалий, которые теперь оформлены законодательно, в рамках которых религиозные организации через общепринятые демократические процедуры могут высказывать и отстаивать свою точку зрения, предлагать её обществу, при отсутствии стремления получить какие-либо преимущества. Исследователи единодушно констатируют многообразие конкретных форм и путей осуществления взаимоотношений между государством и религиозными организациями. Обычно выделяется: – модель отделения (Франция, Нидерланды, Венгрия, США); – модель государственной церкви (Англия, Греция, Дания, Норвегия, Исландия); – модель сотрудничества (Испания, Италия, Германия, Польша). Вторая модель, безраздельно господствовавшая на протяжении многих столетий, постепенно уходит в прошлое. Свидетельством этому может служить, например, отделение Церкви Швеции от государства (2000 г.), достижение Церковью Англии в последние десятилетие гораздо большей религиозной свободы по сравнению с предыдущим периодом, вплоть до заявлений архиепископа Кентерберийского Р. Уильямса о намерении добиться в перспективе её полной самостоятельности. Первую модель, видимо, следует признать оптимальной, но в ближайшее время пока не осуществимой. Но движение в направлении постепенного перехода к первой модели наблюдается вполне отчетливо. Несмотря на казалось бы в целом благополучную ситуацию с формированием и развитием свободы совести за рубежом, связь между свободой совести и отделением Церкви от государства и там, по-видимому, неоднозначна. С одной стороны, существует положительная корреляция между отделением церкви от государства и обеспечением в этом государстве свободы совести. Например, шариат включает в себя нормы и правовые и религиозные. Так, к примеру, в 2006 году шариатский суд Афганистана приговорил к смертной казни мусульманина, сменившего религию. С другой стороны, отделение церкви от государства не гарантирует свободы совести, а не отделение её не исключает. Так, известны страны с государственной церковью (например, Великобритания и большинство других монархических государств Европы), тем не менее, обеспечивающие своим подданным право исповедовать религию по выбору или не исповедовать никакой. Напротив, в некоторых государствах с отделённой церковью (все коммунистические режимы, Ирак при Саддаме Хусейне) адепты многих религий (при коммунистах – все верующие, при Саддаме Хусейне – шииты) подвергались дискриминации. Всерьёз говорить о проблемах, связанных с реализацией свободы совести применительно к России можно с 988 г. – официальной даты Крещения Руси. Именно с этого времени мы можем говорить о политики «двойного стандарта» в реализации основных принципов свободы совести. Отчасти именно возникшие в это время двоеверие, стало основой для этой неоднозначной политики. До этого момента восточнославянское язычество, в определенной степени имевшее характер государственной идеологии, но не обладавшее эксклюзивистским потенциалом, и другие религии – прежде всего, интенсивно распространяющиеся христианство, достаточно мирно уживались друг с другом. Русь, приняв христианский вариант представлений Византии, еще длительное время оставалась под влиянием языческих воззрений, которые своеобразно включались в православное вероучение. Вместе с византийским вариантом христианства была воспринята и идея подчиненности церкви светским правителям. История оставила немало свидетельств о том, как вмешивались в дела церкви Александр Невский (1220–1263), Дмитрий Донской (1350–1389) и другие князья, направляя ее деятельность на укрепление собственного авторитета и государственной независимости. Формирование государственности на Руси сопровождалось движением к централизации власти и одновременно созданием единой церковной структуры. Различные толкования христианского вероучения порождали многочисленные ереси, с которыми православная церковь вела непримиримую борьбу при поддержке светских правителей. Так, в XIV в. в Новгороде, в XV в. в Пскове широко распространилась ересь стригольников, которые отрицали монашество и мирские заботы церкви. В XV в. заявила о себе жидовствующая ересь, которая получила свое название по основателю жидовину Схарии. Эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на государственную власть в XV–XVI вв. особого успеха не имели. Развитие общественных отношений в период абсолютизации верховной власти в XVIII в. привело к регулированию государственно-церковных отношений с позиций возрастающей роли позитивного права. В этом смысле реформы Петра I открыли новый период в истории взаимоотношений государства и церкви, ставшей в результате частью общего механизма государственного управления. Учрежденный Святейший синод (заменивший собой институт патриаршества), принятый «Регламент, или Устав духовной коллегии» (базовый нормативный правовой акт, определяющий правовое положение Православной церкви в России) утверждали принцип государственного этатизма в духовной сфере. Была создана основа для взаимоотношений государства и религии: 1) император стал источником и носителем высшей власти в православной церкви, а власть церкви – производной от власти государства; 2) император осуществлял свою власть в церкви в рамках государственного законодательства; 3) Священный синод явился органом распорядительной власти императора; 4) церковная организация стала одним из ведомств государственного аппарата. По сути, была установлена государственная власть монарха над церковью . Законодательное закрепление взаимоотношений государства и религии было необходимо для определения не только правового положения церкви, но и ее имущества. В процессе секуляризации церковных земель, церковь лишилась вотчинных прав . Петр I последовательно стремился к превращению церкви в часть государственного управления. В сфере компетенций религиозных институтов оставались лишь идеологические задачи воздействия на правосознание населения. В XVII в. Российское государство переживало период геополитического расширения и включения в сферу своего влияния различных нехристианских народов. Принципы государственно-церковной политики в XVIII в. по отношению к инкорпорируемым в состав государства этносам можно проследить на примере крещения бурят. Иркутская епархия, которая открылась в XVII в., активно распространяла среди них православие. В этот период крещение бурят носило добровольный характер. Процессы христианизации активизировались в целях создания из крещеных народов надежной социальной опоры в общей системе управления. В XIX в. понимание свободы совести дополнялось новыми гранями. В «Настольном словаре», составленном под руководством М. В. Петрашевского, говорится, что веротерпимость – это низшая ступень свободы вероисповедания, которая признает гражданскую равноправность членов всех вероисповеданий . В. В. Берви-Флеровский (1829–1918) выступил за устранение всякого вмешательства политических властей в религиозные вопросы, за отделение церкви от государства: люди должны содержать духовенство за свой счет, и ничто не должно заставлять человека принадлежать к той или иной вере. «Вера должна быть вполне свободное дело совести человека» . Н. П. Огарев требовал осуществления «свободы проповеди вообще, равно для религии и науки». В деле выбора религии или науки не должно быть никакого государственного принуждения, он должен обусловливаться свободным убеждением. Н. П. Огарев выдвинул мысль о том, что «не только чистота науки, но чистота религии, для верующих, требует невмешательства государственной власти в религиозные дела» и что общество должно прийти «к сознанию необходимости свободы, т. е. чистоты, искренности и нескрываемости каждого убеждения». «Признание свободы убеждения равно религиозного и научного» для Н. П. Огарева есть не только правовое требование, но и нравственное. Русские религиозные мыслители и философы, такие, как А. С. Хомяков (1804– 1860), К. С. Аксаков (1817–1860), И. В. Киреевский (1806–1856), B. C. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Д. С. Мережковский, писатели Ф. М. Достоевский (1821–1881), Л. Н. Толстой к др., оценивали негативно сложившийся союз между русской православной церковью и самодержавием, призывали к секуляризации общественных отношений и нравственному возрождению христианства. Например, С. Н. Булгаков писал: «Вековые преступления против Свободы совести тяжелым свинцом лежат на исторической совести русской церкви» . Осмысление содержания свободы совести с учетом специфики условий в России нашло отражение в работах В. И. Ленина. Как уже было сказано, по его мнению, религия является частным делом по отношению к государству, это служит предпосылкой обеспечения подлинной свободы совести. Каждый должен быть свободен исповедовать какую угодно религию или не исповедовать никакой. Необходимо отделение церкви от государства и школы от церкви. Недопустимы никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований. Всякие упоминания о том или ином вероисповедании граждан в официальных документах должны быть устранены. Церковные и религиозные общества должны стать совершенно свободными, независимыми от власти союзами граждан-единомышленников. Февральская революция 1917 г. упразднила самодержавие. В программном документе Временного правительства «Обращение к гражданам», опубликованном 07.03.1917 г., содержались указание на отмену «сословных, вероисповедных и национальных ограничений». 20.06.1917 г. было принято постановление Временного правительства о передаче церковно-приходских школ в ведение министерства народного образования, против которого выступила православная церковь, заявив, что этот акт «причиняет большой вред церкви и ее христианской просветительной деятельности». 14.07.1917 г. появилось постановление Временного правительства «О свободе совести», в котором закреплялся принцип союза церкви и государства.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 58 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 89 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 56 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 78 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg