Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Понятие, отличительные особенности экскурсии в дошкольных учреждениях.

natalya1980er 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.03.2019
Целью курсовой работы является выявить особенности организации экскурсии, определить эффективность педагогического процесса. В связи с этим были поставлены следующие задачи: - провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации экскурсий детей в дошкольных учреждениях; - выявить положительные и отрицательные стороны в проведенных экскурсиях воспитателями; - сделать сравнительный анализ особенностей проведенных экскурсий; - разработать методические рекомендации воспитателям по проведению экскурсий. Гипотеза: многие воспитатели допускают ошибки в построении плана экскурсий и дальнейшем его проведении, из-за чего снижается продуктивность их деятельности. Дети хуже усваивают материал. Объект исследования: поведение воспитателями экскурсий в дошкольных учреждениях. Предмет исследования: экскурсии в дошкольных учреждениях. Структура курсовой работы состоит из: оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы
Введение

Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности; логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интереса, способностей. Реализация развивающей функции в процессе начального обучения обеспечивает развитие свойств высшей нервной деятельности, обеспечивает познавательные и интеллектуальные возможности ребенка. Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, экскурсия, предметно-практическая деятельность. Значительное место в жизни детского сада принадлежит экскурсиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. Однако преобладающая практика такова, что содержание знаний, передаваемых на экскурсиях, подстраивает ребенка преимущественно к задачам обучения в школе. Доминирующий способ проведения экскурсий – прямое воздействие педагога на ребенка, вопросно-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия – сочетается с формальными оценками. Достижения ребенка оцениваются исходя из групповых стандартов. Так как, экскурсия в дошкольных учреждениях является основной формой обучения детей – изучение его организации и проведения является актуальным.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСКУРСИИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 4 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ В ДОУ 19 3.ЗАНЯТИЯ ЭКСКУРСИЙ В ДОУ 25 4.ЗАНЯТИЯ В ДОУ 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Список литературы

1. Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским экскурсиям – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013. – 252 с. 2. Усова А.П., Обучение в детском саду. – М.: «Просвещение», 2015. – 208 с. 3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 4. Колесникова Л. Учение без утомления // Дошкольное образование. – 2014 №5. С.56-60. 5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика (Учебное пособие) М.: 2014, С.416. 6. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2010. 7. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе. Воронеж.: ТЦ «Учитель», 2014. 8. Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е., Антонова А.В. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 9. Программа воспитания и обучения в детском саду. / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. М.: Мозаика – Синтез, 2016. 10. Актуальные проблемы воспитания в практике дошкольного образования. Материалы научно-практической конференции (28 ноября 2006 г.) – КГОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 2» Красноярск, 2014. 11. Айдашева Г.А., Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика. М: Феникс, 2016. 12. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2014. 13. Л. Павлова. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии. // Дошкольное воспитание. – 2015 – №4. С.87-90. 14. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. Получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Паноко (и др.). – Мн.: НИО, 2017, – 304 с. 15. Бондаренко Т.М. Комплексные экскурсии во второй младшей группе детского сады. М.: Учитель, 2014. 16. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина – Как преодолеть трудности в обучении детей Ось-89. 2016. С.272. 17. Тимофеева Н.В., Зотова Ю.В. – Занятие в детском саду: современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 131 с. 18. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста М.: Гном и Д, 2014. – 144 с. 19. Голицына Н.С. Экскурсии в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы. М.: Скрипторий, 2014. 20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2016. 21. Честнова Н.Ю. Настольная книга воспитателя детского сада Изд.: Феникс, 2015 г. С.336. 22. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М.: мозаика-синтез, 2015.
Отрывок из работы

1. ПОНЯТИЕ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСКУРСИИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие, а в школе – урок. Использование занятий и уроков в качестве основной формы обучения детей обосновал Я.А. Коменский. Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме. Ян Амос Коменский в педагогическом труде «Великая дидактика» действительно охарактеризовал классно-урочную систему как «универсальное искусство обучения всех всему», разработал правила организации школы (понятия – школьный год, четверть, каникулы), четкое распределение и содержание всех видов работы, обосновал дидактические принципы обучения детей на уроках . Уже тогда Коменский выдвигал принцип доступности, систематичности и последовательности обучения, концентричности, наглядности, активности и др. Впоследствии дидактические принципы были разработаны основоположником русской педагогики К.Д. Ушинским; на основе достижений физиологии и психологии второй половины XIX в. великий педагог дал научное обоснование дидактических принципов. К.Д. Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на экскурсиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей играя, учение – это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Таким образом, была поднята проблема существования различий между обучением детей на экскурсиях в детском саду и на уроках в начальной школе. Советская педагогика выдвигает следующие дидактические принципы, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста. Принцип развивающего обучения. Чтобы обучение успешно решало стоящие перед ним задачи, оно должно быть развивающим. Идея развивающего обучения была выдвинута видным советским психологом Л.С. Выготским. Суть ее заключается в том, что обучение не должно ориентироваться на уже достигнутый уровень, а всегда опережать его, немного забегать вперед, чтобы ученику необходимо было приложить усилия для овладения новым материалом. В связи с этим Л.С. Выготский определил два уровня умственного развития: первый – это наличный уровень подготовленности, который характеризуется тем, какие задания ученик может выполнять самостоятельно; второй – «зона ближайшего развития» – то, с чем ребенок справляется с небольшой помощью взрослого. Воспитатель, руководствуясь принципом развивающего обучения, дает детям задания на достаточно высоком уровне трудности, чтобы выполнение их требовало некоторого усилия, активной умственной деятельности. Принцип воспитывающего обучения. Советская педагогика четко определила этот принцип, исходя из ленинского положения о партийности школы и обучения. Задача обучения – не просто дать знания, но и сформировать через них правильное отношение к жизни, к окружающей действительности, к труду, к людям. Обучение и воспитание как процессы неразрывны. Определяя содержание экскурсии, воспитатель намечает и воспитательные задачи, которые должны быть в ходе его решены. Например, планируя занятие на тему «Как люди узнают друг о друге», педагог ставит образовательную задачу – уточнить и систематизировать знания детей о том, какими средствами связи пользуются люди, чтобы узнать друг о друге, какие предметы необходимы для того, чтобы написать и отправить письмо. Вместе с воспитателем дети составляют письмо больному товарищу, отбирают для него самые красивые рисунки, проявляя таким образом заботу и внимание. Малыши наблюдают труд няни, узнают, в чем заключается ее работа, как много сил она им отдает; воспитатель стремится вызвать у детей желание помочь няне, бережно относиться к ее труду, т. е. одновременно решаются образовательные и воспитательные задачи. Принцип доступности обучения. Обучение только тогда результативно, когда оно посильно, доступно детям. Доступным должно быть и содержание обучения, и его методы. Впервые принцип доступности был сформулирован Яном Амосом Коменским так: «от близкого к далекому, от простого к сложному, от знакомого к незнакомому». Этот принцип лежит в основе составления учебных программ. Программа для дошкольников предусматривает прежде всего изучение тех предметов и явлений, которые непосредственно окружают ребенка, ознакомление с ними идет от близкого к далекому. Так, вначале дети знакомятся с тем, что находится непосредственно в групповой комнате, затем – в детском саду, в его окрестностях, в родном городе, селе и лишь потом с понятиями «наша Родина», «столица Советского Союза». Принцип доступности предполагает соблюдение меры трудности содержании нового материала, правильное соотношение трудного и легкого. Доступность обучения обеспечивается благодаря опоре на имеющиеся у детей знания, конкретности изложения материала . Принцип систематичности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее полученные. Именно так располагается материал в программе. Этот принцип должен соблюдаться и в практической организации обучения. Воспитатель распределяет изучение программного материала на экскурсии так, чтобы обеспечивалось последовательное усложнение его от экскурсии к экскурсии, связь последующего материала с предшествующим, что способствует уточнению и упрочению знаний. Например, рисованию на тему «Осень в саду» предшествуют наблюдения осенней природы на участке детского сада и в парке, беседы об осени, чтение стихотворений. На основе последовательного накопления знаний об окружающих явлениях воспитатель формирует у детей обобщенные понятия. Так, в течение осени дети ежедневно наблюдают вместе с воспитателем изменения в природе. В обобщающей беседе, которая проводится в конце сезона, воспитатель подводит детей к выводу о характерных особенностях осени, ее отличии от других времен года. В подготовительной к школе группе ребенок должен усвоить определенный круг знаний о труде взрослых: труд на пользу общества – почетное и нужное дело; особо отличившихся в работе отмечают премиями, грамотами, орденами, медалями. Чтобы подготовить детей к пониманию общественной значимости труда, воспитатель начиная с младшей группы последовательно знакомит с доступными их пониманию видами трудовой деятельности взрослых, каждый раз подчеркивая, как важен для людей труд повара, почтальона, строителя, колхозника, учителя и т. д., каким уважением пользуются в нашей стране те, кто добросовестно трудятся. На основании накопленных детьми знаний педагог формирует обобщенное представление о значении труда человека для общества. Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний. Знания прочны тогда, когда они осознаны, осмыслены. Осознание их происходит тем результативнее, чем активнее ребенок ими оперирует; овладение знаниями происходит успешнее, если перед детьми ставятся умственные задачи. При исследовании вопросов обучения был проведен такой эксперимент. Детям давались два типа инструкций – указаний, как они должны действовать. Первый тип условно назывался диктантным: дошкольникам как бы диктовалась последовательность действий. Каждое новое действие называлось после того, как было выполнено предыдущее. Второй тип инструкции условно назывался целостным: задача ставилась перед детьми сразу, целиком. Практика показала, что при целостной инструкции дети действуют самостоятельнее, увереннее, хотя и забывают иногда последовательность операций. Дробление же процесса на мелкие операции в случае диктантной инструкции вызывает чисто механическое выполнение действий; дети при этом могут совершать довольно сложную работу, но не развиваются умственно. Целостная инструкция дает ребенку большую свободу действий, предлагает более трудную в умственном отношении задачу. Это способствует развитию активности ребенка, его большей самостоятельности . Широко используется в детском саду прием сравнения. В процессе наблюдения педагог учит детей выделять характерные особенности внешнего вида предметов, живых объектов, находить сходство и отличие между ними. Вначале такое сравнение возможно только при одновременном рассматривании двух предметов или живых объектов, а позднее дошкольники могут находить сходство или отличие при рассматривании только одного предмета на основе представления о сравниваемом с ним . Сравнительные наблюдения позволяют сделать заключение не только о внешнем сходстве или различии, но и установить некоторые закономерности, вытекающие из них. Например, при сравнении стрекозы и бабочки дети устанавливают, что их внешний вид зависит от способов питания: «У бабочки есть хоботок, а у стрекозы нет, потому что бабочка пьет сок, а стрекоза ловит на лету мух». Для активизации детей в процессе обучения могут быть рекомендованы разные приемы. Прежде всего надо предоставлять возможность быть активными в ходе занятий именно тем дошкольникам, которые мало проявляют себя. Так, в рассказах по картинке, по плану, по образцу, в решении задач надо, чтобы сначала высказались эти дети. Вызов для ответа не должен превращаться в общение воспитателя только с одним ребенком. Следует, давая задачу одному из детей, заинтересовать ею всю группу; в процессе рассказа, наблюдения надо отмечать то, что важно для всех малышей, над чем им также надо потрудиться. Тогда дети будут относиться к тому, что делает или говорит каждый из них, как к своему делу. Поэтому нужно также уметь обратить их внимание на то, что говорит или делает тот или иной ребенок. Постепенно все дети становятся активными, но для этого необходимо педагогически целесообразно организовать их жизнь в коллективе, руководить ею. Принцип наглядности имеет особенно важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Выдвинутый еще Коменским, этот принцип был сформулирован так: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами». Принцип индивидуального подхода к детям. Дети различаются разным уровнем гибкости мыслительной деятельности – одни быстро находят ответы, другим нужно основательно подумать, чтобы прийти к правильному заключению; разным темпом усвоения знаний – один быстро схватывает и запоминает, другим нужна длительная работа и повторения, чтобы усвоить новый материал. В разном темпе формируются и навыки: один ребенок выполняет действия автоматически после десятка повторений, у других это число повторений удваивается и утраивается, и только тогда действие становится автоматизированным. Воспитатель организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей. Если бы он занимался со всеми дошкольниками одинаково, то одни успешно справлялись бы с материалом, а другие постепенно все более и более отставали бы. Неправильно, если педагог в своей работе опирается только на детей, знающих материал, тех, кто всегда поднимает руку; тогда активно работают одни и те же ребята, а какая-то часть остается пассивной. Не успевая мыслью за активными детьми, они постепенно отстают в развитии и усвоении знаний. Дифференцированный подход в обучении требует от воспитателя определенной гибкости: дать более сложное задание сильному ребенку, поставить перед ним более трудный вопрос, поручить больший объем работы – это будет поддерживать его интерес к экскурсии; в то же время добиваться, чтобы все дети выполнили поставленные перед ними задачи, спросить и тех, кто не поднимает руку; оказывать своевременную помощь более слабым, подбирать им индивидуальные задания в пределах их индивидуальной «зоны ближайшего развития», задавать им доступные вопросы, дать почувствовать, что они тоже способны усвоить материал. Руководствуясь дидактическими принципами, воспитатель достигает лучших результатов в обучении детей. Содержание обучения детей дошкольного возраста определено «Программой воспитания в детском саду».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg