ПОНЯТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Железнодорожный транспорт — один из видов транспорта общего поль-зования. Он находится в ведении Российской Федерации и пред- стаива-ет собой единый производственно-технологический комплекс с входя-щими в него предприятиями и учреждениями производствен¬ного и социального назначения,
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной си-стемы Российской Федерации. Он во взаимодействии с другими вида¬ми транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать по-требности в перевозках грузов, формирование рынка перевозок и свя-занных с ними услуг, эффективное развитие предпринимательской де-ятельности.
Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок гру-зов на рынке транспортных услуг достигает 60 %.
Производственно-технологический комплекс железнодорожного транс порта представляет собой сложную инфраструктуру, в основе ко-торой лежит сеть железных дорог, непосредственно обеспечивающих по-требности в перевозках. В настоящее время сеть железных дорог на территории Российской Федерации состоит из:
— Восточно-Сибирской железной дороги;
— Горьковской железной дороги;
— Дальневосточной железной дороги;
— Забайкальской железной дороги;
— Западно-Сибирской железной дороги;
— Калининградской железной дороги;
— Красноярской железной дороги;
— Куйбышевской железной дороги;
— Московской железной дороги;
— Октябрьской железной дорога;
— Приволжской железной дороги;
— Сахалинской железной дороги;
— Свердловской железной дороги;
— Северной железной дороги;
— Северо-Кавказской железной дороги;
— Юго-Восточной железной дороги;
— Южно-Уральской железной дороги,
Общая протяженность железнодорожных дорог России составля¬ет 86,2 тыс. км (по состоянию на 1998 г — данные МПС).
Железные дороги имеют в своем составе железнодорожные пути. Же-лезнодорожные пути общего пользования — железнодорожные линии, на которых расположены железнодорожные станции, открытые для вы-полнения соответствующих операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, производству маневровой работы. Железнодорожная станция может быть разделена на места общего и не общего пользования. Места обшего пользования — крытые и от-крытые склады, а также участки, специально выделенные на террито¬рии железнодорожной станции, принадлежащие железной дороге и ис-пользуемые для выполнения операции по погрузке, выгрузке, сорти-ровке, хранению грузов. Места необщего пользования — крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на терри-тории железнодорожной станции, не принадлежащие железной дороге или сданные ею в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов. Места необщего пользования могут рас-полагаться и вне железнодорожной станции.
Железнодорожные пути, в свою очередь, включают железнодорож-ные подъездные пути, примыкающие к железнодорожным путям обще¬го пользования и предназначенные для обслуживания определенных грузоотправителей, грузополучателей.[1]
Контейнеры. Термины и определения. Классификация.
Грузовой контейнер - единица транспортного оборудования много-кратного при¬менения, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов без проме¬жуточных перегрузок, удобная для механизированной загрузки и разгрузки, погрузки и выгрузки, внутренним объемом, равным 1 м3 и более.
Крупнотоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которою равна 10 т и более.
Среднетоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого не менее 3 т, но не более 10 т.
Малотоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого менее 3 т.
Универсальный контейнер - грузовой контейнер для штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и тарно-штучных грузов.
Специализированный контейнер - грузовой контейнер для грузов ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов.
Групповой контейнер - специализированный контейнер для группы грузов, однородных по физико-химическим свойствам и условиям перевозки.
Индивидуальный контейнер - специализированный контейнер для отдельного вида груза, имеющего специфические свойства.
Закрытый контейнер - грузовой контейнер, конструкция которого включает основные элементы в сплошном исполнении с плотно закры-вающимися дверьми и/или люками и обеспечивает защиту внутреннего пространства от воздействия внешней среды. Закрытый контейнер может иметь съемную или раскрывающуюся крышу или стенки.
Открытый контейнер - грузовой контейнер, в конструкции которого не предусмотрены один или несколько основных элементов: крыша, торцевые или боковые стенки или их части. Открытые места в таком контейнере, при необходимости, допускается закрывать брезентом, синтетической пленкой или другими материалами.
Контейнер-цистерна - специализированный контейнер, состоящий из каркас (рамных элементов), цистерны или цистерн, укомплектованный арматурой и другими устройствами, с выгрузкой груза как под действием силы тяжести, так и под давлением, и предназначенный для перевозки сжиженных газов, жидких или сыпучих грузов.
Цистерна - прочный непроницаемый сосуд, имеющий люк (люки) для осмотра и отверстия для арматуры и средств контроля. Цистерны, предназначенные для транспортирования криогенных продуктов, могут не иметь люков для осмотра.
Отсек - герметичная секция цистерны, образованная стенками, дни-щами и/ил непроницаемыми перегородками.
Контейнер для перевозки навалочных грузов без давления - контейнер, используемый для транспортировки и хранения навалочных и насыпных грузов и оборудованный устройствами для их погрузки/выгрузки под действием силы тяжести.
Контейнер для перевозки навалочных грузов без давления типа «бокс» - контейнер прямоугольной конструкции, с дверным проемом как минимум на одной торце¬вой стенке и выгрузкой под действием силы тяжести. Допускается использование такого контейнера в качестве универсального.
Контейнер для перевозки насыпных грузов без давления типа «хоппер» - контей¬нер без дверных проемов, имеющий устройства для выгрузки, расположенные в горизонтальной плоскости.
Контейнер-платформа - контейнер, имеющий только основание с иолом, снаб¬женное, кроме нижних угловых фитингов, верхними угловыми фитингами.
Контейнер-платформа с неполным верхом и нескладывающимися торцами - контейнер, имеющий основание с полом и нескладывающиеся торцевые стенки, снабженные верхними угловыми фитингами (верхние продольные балки отсутству¬ют).
Контейнер-платформа с неполным верхом и складывающимися тор-цами - контейнер, имеющий основание с полом и складывающиеся тор-цевые стенки, снабженные верхними угловыми фитингами (верхние продольные балки отсутствуют).
Контейнер-платформа с полным верхом - контейнер, имеющий основание с полом, верхние продольные балки и торцы, снабженные верхними угловыми фи- I мигами, крышу или открытый верх.
Изотермический контейнер - специализированный контейнер, стенки, пол, кры¬ша и двери которого покрыты или изготовлены из теплоизоляционного материала, ограничивающего теплообмен между внутренним объемом контейнера и окружаю¬щей средой.
Термоизолированный контейнер - изотермический контейнер, не имеющий оборудования для охлаждения и/или отопления.
Рефрижераторный контейнер с расходуемым хладоносителем – изотермический контейнер, использующий источник холода (например, лед, сухой лед с регу¬лируемой или нерегулируемой возгонкой, сжиженные газы с регулируемым или нерегулируемым испарением) и не требующий наружного энергоснабжения.
Рефрижераторный контейнер с машинным охлаждением — изотер-мический контейнер, имеющий холодильное оборудование (например, механический ком¬прессор, абсорбционную установку и т. п.).
Отапливаемый контейнер - изотермический контейнер, имеющий отопитель¬ную установку.
Рефрижераторный и отапливаемый контейнер — изотермический контейнер, имеющий холодильную установку или расходуемый хладо-носитель и отопитель¬ную установку.
Мягкий контейнер — грузовой контейнер, способный изменять свою форму и габаритные размеры в период его загрузки и разгрузки.
Максимальная масса брутто грузового контейнера. Масса брутто контейнера – сумма собственной массы грузового контейнера и допу-стимой массы груза, который может быть загружен в грузовой контей-нер. [1]
Вне зависимости от назначения контейнера все виды стандартизиро-ваны по нескольким параметрам: габаритные размеры, масса брутто, размеры присоединения, по конструкции приспособлений присоедине-ния к автоплощадке и к захватывающим механизмам погрузки – разгрузки. [2]
Классификация контейнеров.
В соответствии со стандартом ISO 830 под грузовым контейнером понимается предмет транспортного оборудования:
- имеющий постоянный характер и в силу этого достаточно проч-ный, чтобы быть пригодным для многократного использования;
- специальной конструкции, позволяющей осуществлять перевозку грузов од ним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов;
- снабженный приспособлениями, позволяющими осуществлять его перегрузку, в частности передачу с одною вида транспорта на другой;
- изготовленный таким образом, чтобы максимально облегчить процессы его загрузки/разгрузки.
Контейнеры классифицируются по четырем основным признакам: назначению конструкции, величине массы брутто и нетто, сфере обра-щения.
По назначению контейнеры подразделяются на универсальные, предназначенные для перевозки тарно-штучных грузов, и специализи-рованные, предназначенные для перевозки сыпучих материалов, жид-ких, рефрижераторных, газообразных и других грузов.
По конструкции контейнеры делятся на крытые и открытые, водонепроницаемые и негерметизированные, металлические и из полимерных материалов с металлическим каркасом и г.д.
По величине массы брутто и нетто контейнеры подразделяются в соответствии с рекомендованными ISO (Международной организацией но стандартизации) фиксированными величинами. Наиболее распространенными являются: контейнеры массой 30 и 20 т, с неизменной шириной 8 футов (2,438 м). Высота контейнеров различна; 8 футов (2,438 м), 8,5 футов (2,59 м). В настоящее время эксплуатируются контейнеры высотой 9 футов (2,74 м) и 9,5 футов (2,896 м). Для перевозки тяжелых грузов, не подверженных порче при любых погодных условиях применяются контейнеры без крыши высотой, равной 0,5 стандартной, а также контейнеры-платформы - флеты (flats) - для укладывания на них габаритных грузов. Длина контейнеров: 40, 30, 20 и 10 футов.
При расчетах рекомендуется пользоваться данными контейнера «IC» - ТЭУ размерами по длине 20 футов (6,06 м) грузоподъемностью около 18 т и «IА» размером по длине 40 футов (12,19 м - ФЭУ) грузоподъемностью около 26 т высотой (оба) 2,44 м. Типоразмерный ряд основных параметров контейнеров представлен в таблице 1.
По сфере обращения контейнеры делятся на международные, магистральные допущенные к перевозке на одном или нескольких видах транспорта внутри одной государства, внутризаводские.
Независимо от классификации контейнеры стандартизированы но массе брутто габаритам, размерам, а также по конструкции присоединительных устройств подвижному составу и к захватным органам погрузочно-разгрузочных машин. Стандартизация грузовых контейнеров позволяет использовать их с минимальными затратами труда и времени в смешанных перевозках.
Наибольшее применение получили грузовые контейнеры стандарта ISO. В ISO. В ISO стандартизацией контейнеров и соответствующего оборудования занимается «Тех¬нический комитет по контейнерам 104», в России - «Технический комитет ТК-246 Контейнеры» (на базе института ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ).
Классификация контейнеров по назначению.
По назначению, т. е. по видам грузов, контейнеры подразделяются на универсальные и специализированные.
Универсальные контейнеры - это общее определение, применимое для всех типов контейнеров, предназначенных для перевозки широкой номенклатуры, укрупненные грузовые единицы и тарно – штучные грузы. Такой контейнер не рассчитан на перевозку молочной продукции, мясной химических товаров и др.
Универсальные контейнеры, перевозимые на подвижном составе всех основных видов транспорта, в зависимости от массы брутто подразделяются на три катего¬рии:
крупнотоннажные массой брутто 10т и выше; среднетоннажные массой брутто от 3 до 10т; малотоннажные массой брутто менее 3 т.
Типы и основные размеры крупнотоннажных универсальных контей-неров регламентированны стандартом ISO 668 «Грузовые контейнеры. Наружные размеры и максимальная масса брутто». На международных транспортных линиях используются универсальные крупнотоннажные контейнеры типа 1А, 1АА массой брутто 30 т, 1C, 1СС - 20 т, 1D - 10т (табл. 1, 2).
В обиходе, в том числе и в договорах на перевозку грузов в контейнерах используется обозначение типов контейнеров по длине в футах - 20-футовый (20'), тиной примерно 6 м, 40-фуговый (40'), длиной 12 м.
Для внутренних перевозок и в странах СНГ чаще всего используются
среднетоннажные универсальные контейнеры двух типоразмеров: мас-сой брутто 3 т (УУК-3) и 5 т (УУК-5), а также малотоннажные массой брутто 0.625 т (АУК-0,625), 1,25 т (АУК-1,25) (табл. 3).
Размеры и другие параметры универсальных среднетоннажных кон-тейнеров были определены государственными стандартами СССР (ГОСТ), которые действуют в настоящее время, но только в части сред-нетоннажных контейнеров – ГОСТ 18477 (Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры). Такие среднетоннажные контейнеры являются собственностью только железных дорог СНГ и стран Балтии (кроме Эстонии). Надзор за их эксплуатацией выполняют железные дороги, а маркировочные номера присваивает соответствующая структу¬ра ОАО «РЖД». Для среднетоннажных контейнеров нет единого общероссийского регистрационного и надзорного органа.
Регион обращения среднетоннажных контейнеров ограничен про-странством бывшего СССР, также они могут направляться (только мас-сой брутто 5 т) КНДР и КНР. Эксплуатационные расходы на 1 т перевозимого груза в средне тоннажных контейнерах выше, чем в крупнотоннажных. По этим причинам доля перевозок грузов в среднетоннажных контейнерах неуклонно снижается.
Контейнерные перевозки в перспективе связываются с использованием только крупнотоннажных контейнеров стандарта ISO, регион обращения которых неограничен. В этой связи ОАО «РЖД» намерено ежегодно пополнять парк 20' контейнеров на 7 тыс., а 40' - на 1 тыс. (из 180 тыс. контейнеров, которыми располагаем «РЖД», крупнотоннажные составляют 44 тыс.).
Основные характеристики универсальных контейнеров междуна-родного класса серии 1
Типо –раз-мер Дли-на в фу-тах Масса брут-то, т
R Габаритные размеры, мм
Дли-на
L Шири-на
В Высо-та
Н
1ААА 40 30,48 12192 2438 2896
1АА 40 30,48 12192 2438 2591
1А 40 30,48 12192 2438 2438
1 АХ2 40 30,48 12192 2438 < 2438
1ВВВ 30 25,4 9125 2438 2896
1ВВ 30 25,4 9125 2438 2591
1В 30 25,4 9125 2438 2438
1ВХ2 30 25,4 9125 2438 < 2438
1СС 20 24,0 6058 2438 2591
1С 20 24,0 6058 2438 2438
1СХ2 20 24,0 6058 2438 < 2438
1D 10 10,16 2991 2438 2438
1DХ2 10 10,16 2991 2438 < 2438
Внугренние размеры, мм, не менее Расстояние между цен-трами от-верстий в угловых фитингах, мм Размеры торцевого дверного проема за-крытого контейнера, мм, не ме-нее Внутрен-ний объ-ем, м3 , не ме-нее
Длина
1 Ширина
b Высота
h Длина
S Ширина
P Ширина Высота
11998 2330 2566 11985 2259
11998 2330 2350 11985 2259 2286 2261 65,6
11998 2330 2197 11985 2259 2286 2134 61,3
1 1998 2330 <2197 11985 2259 2286 - -
8931 2330 2566 8918 2259
8931 2330 2350 8918 2259 2286 2261 48,9
8931 2330 2197 8918 2259 2286 - -
8931 2330 <2197 '8918 2259 2286 - -
5867 2330 2350 5853 2259 2286 2261 32,1
5867 2330 2197 5853 2259 2286 2134 30,0
5867 2330 <2197 5853 2259 2286' - -
2802 2330 2197 2787 2259 2286 2134 14,3
2802 2330 <2197 2787 2259 2286 - -
По существующему стандарту в габаритных размерах допустимы отклонения по высоте и ширине до 5 мм, по длине – от 5 до 10 мм в зависимости от типоразмера контейнера; в размерах расстояний между центрами отверстий угловых фитингов также допустимо отклонение по длине ±4,5 –6,5 мм, по ширине – ± 4мм.
Внутренние размеры контейнеров различных линий
Параметр
Владелец Тип 20' контейнера
стандарт -
ный уси-лен -
ный рефриже -
раторный с
от-кры-тым вер-хом
флет
standart up-graded refrig-erated open top flat rack
Длина внутренняя
MSC 5,900 м 5,900 м 5,425 м 5,894 м 5,620 м
Container-ships 5,891 м - - 5,880 м -
OOCL 5,930 м 5.900 м 5,447 м 5,902 м 5,727 м
Maersk Sealand 5,898 м - 5,440 м 5,893 м 5,935 м
Mitsui O.S.K. Lines 5,926 м 5,899 м 5,486 м 5,910 м 5,948 м
Ширина внутренняя
MSC 2,350 м 2,311 м 2,275 м 2,311 м 2,200 м
Container-ships 2,340 м - - 2,282 м -
OOCL 2,345 м 2,352 м 2,286 м 2,240 м 2,240 м
Maersk Sealand 2,350 м - 2,294 м 2,346 м 2,398 м
Mitsui O.S.K. Lines 2,349 м 2,352 м 2,270 м 2,346 м 2,260 м
Высота внутренняя
MSC 2,393 м 2,280 м 2,260 м 2,354 м 2,233 м
Container-ships 2,390 м - - 2,252 м -
OOCL 2,409 м 2,390 м 2,144 м 2,352 м 2,170 м
Maersk Sealand 2,390 м - 2,237 м 2,353 м 2,327 м
Mitsui O.S.K. Lines 2,382 м 2,386 м 2,234 м 2,361 м 2,266 м
Ширина двери
MSC 2,342 м 2,286 м 2,258 м 2,286 м -
Container-ships 2,312 м - - 2,270 м -
OOCL 2,340 м 2,340 м 2,268 м 2,335 м -
Maersk Sealand 2,340 м - 2,286 м 2,338 м -
Mitsui O.S.K. Lines 2,343 м 2,340 м 2,270 м 2,334 м -
Высота двери
MSC 2,280 м 2,280 м 2,216 м 2,184 м -
Container-ships 2,260 м - - 2,170м -
OOCL 2,310 м 2,280 м 2,215 м 2,240 м -
Maersk Sealand 2,280 м - 2,238 м 2,273 м -
Mitsui O.S.K. Lines 2,279 м 2,272 м 2.198 м 2,280 м -
Грузоподъ-емность
MSC 21,770 т 28,180 т 20,800 т 21,600 т 21,470 т
Container-ships 28.000 т - - 21,800 т -
OOCL 18,620 т 21,700 т 20,990 т 21.560 т 27,530 т
Maersk Sealand 24,800 т - 24,250 т 28,280 т 21,440 т
Mitsui O.S.K. Lines 22,210 т 21.780 т 21.250 т 21.850т 21,220 т
Параметр
Владелец Тип 40' контейнера
стандарт -
ный высокий ре-фриже -
ра-торный с
открытым верхом
флет плат -форма 45'
standart higt cube re-friger-ated open top flat rack
Длина внут-ренняя
MSC 12,036 м 12,036 м 11,493 м 12,028 м 12,080 м 12,180 м
Container-ships 12,020 м 12,100 м - 12,040 м - - 13,630 м
OOCL 12,027 м 13,583 м 11,571 м 12,021 м 12,032 м 12,192 м 13,583 м
Maersk Sealand 12,035 м 12,030 м 11,577 м 12,056 м 12,080 м 11,823 м 13,556 м
Mitsui O.S.K. Lines 12,033 м 12,033 м 11,669 м 12,044 м 12,065 м 12,192 м 13,576 м
Ширина внутренняя
MSC 2,350 м 2,270 м 2,350 м 2,348 м '2,400 м 2,350 м
Container-ships 2,442 м - 2,332 м - - 2,420 м 2,442 м
OOCL 2,345 м 2,290 м 2,350 м 2,240 м 2,438 м 2,345 м 2,345 м
Maersk Sealand 2,350 м 2,294 м 2,347 м 2,420 м 2,197 м 2,352 м 2,350 м
Mitsui O.S.K. Lines 2,352 м 2,286 м 2,346 м 2,256 м 2,438 м 2,345 м 2,352 м
Высота внутренняя
MSC 2,392 м 2,697 м 2,197 м 2,345 м 2,103 м 1,950 м*
Container-ships 2,390 м 2,682 м - 2,362 м - - 2,690 м
OOCL 2,379 м 2,687 м 2.434 м 2,330 м 2,034 м - 2,687 м
Maersk Sealand 2,393 м 2.690 м 2,210 м 2,379 м 2,103 м - 2,695 м
Mitsui O.S.K. Lines 2,386 м 2,691 м 2,508 м 2,361 м 1,970 м - 2,686 м
Ширина две-ри
MSC 2,340 м 2,338 м 2,282 м 2,341 м
Container-ships 2,360 м 2,394 м - 2,312 м - - 2,400 м
OOCL 2,339 м 2,343 м 2,290 м 2,338 м - - 2,343 м
Maersk Sealand 2,339 м 2,340 м 2,286 м 2,343 м - - 2,340 м
Mitsui O.S.K. Lines 2,340 м 2,340 м 2,286 м 2,334 м - - 2,343 м
Высота две-ри
MSC 2,280 м 2,585 м 2.155м 2,274 м
Container-ships 2,260 м 2,582 м - 2,253 м - - 2,580 м
OOCL 2,271 м 2,585 м 2,475 м 2,234 м - - 2.585 м
Maersk Sealand 2,274 м 2,579 м 2,238 м 2,279 м - - 2,579 м
Mitsui O.S.K. Lines 2,272 м 2,577 м 2,437 м 2,280 м - - 2,585 м
Грузоподъ-емность
MSC 26,780 т 26.510 т 25,580 т 26,630 т 39,000 т 39,200 т
Container-ships 29,479 т 26,130 т - 26.580 т - - 25,490 т
OOCL 28,010 т 26,500 т 27,620 т 31,570 т 39,470 т 22,000 т 26,500 т
Maersk Sealand 28.800 т 28,570 т 28.550 т 28.700 т 25,000 г 39,580 т 27.910 т
Mitsui O.S.K. Lines 26,740 т 26,560 т 25,880 т 26,700 т 25,480 т 50,000 т 26.530 т
Контеймеры универсальные
(среднетоннажные и малотоннажные)
Типораз-меры
(обо-значения)
кон-тейнеров Масса, т Размеры, мм
брутто собст¬
венная
(тара) габарит-ные внутрен-ние дверных
проемов
длина ширина длина ширина длина ширина
УУК-5 5,0 0,95 2100 2650 1950 2510 1952 2100
УУК-5У 5,0 0,75 2100 1325 1980 1225 1225 2100
УУК-2,5 (3) 2.5(3) 0,5 2100 1325 1980 1232 1224 2150
ДУК-1,25 1,25 0,36 1800 1050 1710 960 960 1775
ЛУК-0,625 0.625 0,26 1150 1000 1070 910 910 1500
Типы и характеристики специализированных контейнеров
Специализированные контейнеры предназначены для перевозки скоро-портящихся, жидких, сыпучих, газообразных и других видов грузов.
К таким контейнерам относятся:
— изотермические контейнеры
— контейнеры – цистерны
— контейнеры для навалочных грузов
— контейнеры для других видов грузов
Специализированные контейнеры (СК) предназначены для перевозки различными видами транспорта грузов ограниченной номенклатуры, однородных по своим физико-химическим свойствам и условиям перевозки, или отдельных видов тарно-штучных, сыпучих и жидких грузов, требующих особых условий перевозки. В таких контейнерах перевозятся различные грузы, в том числе металлы, удобрения, продовольственные, химические, строительные и другие грузы.
По назначению специализированные контейнеры подразделяются на индивидуальные (предназначенные для определенного вида грузов) и групповые (предназначенные для перевозки группы грузов, однородных по своим свойствам, условиям перевозки, перегрузки и хранения).
По конструкции специализированные контейнеры можно разделить на три типа жесткие, мягкие и комбинированные. Специализированные контейнеры жесткой конструкции изготавливаются композитными или цельнометаллическими из стали и, в некоторых случаях, из сплавов алюминия.
В зависимости от массы брутто специализированные контейнеры можно разделить на три группы: мало-, средне- и крупнотоннажные.
Большую группу специализированных контейнеров составляют изо-термические контейнеры различных типов.
Изотермические контейнеры подразделяются на:
- термоизолированные контейнеры
- рефрижераторные контейнеры с расходуемым хладоносителем
- рефрижераторные контейнеры с машинным охлаждением
- отапливаемые контейнеры
- рефрижераторные и отапливаемые контейнеры
Такие контейнеры имеют теплоизолированные стенки, двери, пол и крышу, что обеспечивает ограничение теплообмена между внутренним пространством контей¬нера и внешней средой.
Контейнеры для скоропортящихся грузов, в которых поддерживается посто- янная температура, изготавливают закрытыми с дверью в одной из торцевых стенок. Со стороны другой торцевой стенки располагается отсек для оборудования.
Внутренняя поверхность контейнера выполняется по возможности гладкой, чтобы не допускать скопления влаги; стойкой к воздействию пара и мою¬щих средств, а также для возможности свободного доступа при мойке обычным методом. Для циркуляции воздуха на пол укладывается решетка, допускающая въезд в контейнер погрузчика с грузом. Контейнеры для перевозки мяса в тушах (полутушах, четвертинах) могут быть оборудованы продольными тельферами с и передвижными крюками. В нижней части контейнеры оборудуются дренажной системой.
Контейнеры-цистерны или танк-контейнеры (кодовое обозначение по типу контейнера 70-79) предназначены для перевозки различных наливных, в т. ч. химических грузов, сжиженных газов и сыпучих грузов. Они изготавливаются по требованию заказчика или предлагаются на рынок отечественными и зарубежными предприятиями-изготовителями. Конструкции танк контейнеров различны, но все они должны соответствовать международным и национальным стандартам.
В соответствии со стандартами ISO контейнеры-цистерны делятся на классы. Наиболее общий класс – ИМО 1 для перевозки опасных химических грузов . Класс – ИМО 2 охватывает контейнеры-цистерны для относительно опасных грузов, ИМО 5 – газообразных грузов, ИМО 0 – пищевых продуктов и неопасных химических грузов, ИМО 7 – для перевозки криогенных (низкотемпературных) веществ.