Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Диагностика и развитие мышления школьников в учебной и внеучебной деятельности

inna_lina92 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.03.2019
Курсовая работа была посвящена проблеме развития у младших школьников мышления на занятиях учебной и внеучебной деятельностях. В ходе исследования установлено, что проблема формирования исследовательских умений в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики.
Введение

Проблема развития мышления младших школьников традиционно считалась одной из самых актуальных. От уровня развития мышления, учащихся напрямую зависит успешность их обучения. Высокий уровень развития мышления чаще всего обеспечивает им в дальнейшем освоение многих профессий. Мышление связано с такими психическими процессами и свойствами как речь, память. Следовательно, развивая мышление, мы обеспечиваем и общее развитие учащихся. Вопросами изучения и развития мышления младших школьников занимались Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Немов Р.С., Никольская И.Л., Рогов Е.И., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Михайлова М.А. В наше время изучение развития мышления ребенка представляет собой большой теоретический и практический интерес. В обстоятельствах существования нового социума растет необходимость в автономных личностях, которые способны быстро приспосабливаться к меняющейся картине мира, креативно приступать к урегулированию вопросов. Нынешнему обучающемуся в будущем придётся стать субъектом общественного и нравственного изменения государства, что запрашивает от него автономности в процессе получения актуальных навыков в учебных заведениях и в дельнейшей жизни. Во ФГОС НОО отмечено, что на данный момент нужно уделить особое участие в формировании у обучающихся не только глубинных знаний, но и универсальных учебных умений, компетенций, действий и личностных качеств. Это запрашивает разработку в обучающей деятельности нужных учебных условий для подключения учащихся младших классов в динамичную познавательную деятельность, в частности, развитие всех форм мышления, которая может быть организована как в учебной, так и в внеучебной (кружковой) деятельности. В учебно-исследовательской деятельности ученик при взаимодействии с преподавателем учится продуктивно действовать в актуальных школьных и житейских обстоятельствах, присваивает умение получать из индивидуальной практики новые умения, развивает навыки поисковой деятельности. Исследовательская деятельность всегда опирается на детскую любознательность, а значит, помогает удовлетворить образовательные потребности школьников. В этой деятельности обучающийся занимает активную позицию, следовательно, здесь создаются условия для реализации его субъектной роли. Учебно-исследовательская деятельность будет успешной, если младшие школьники владеют исследовательскими умениями. В психологии и педагогике эти умения относят к сложным. Поэтому задача учителя начальных классов, используя возможности образовательного процесса, в частности внеурочной деятельности, создать условия для их формирования. Проблема: мышление младших школьников необходимо развивать. Противоречие: в настоящее время требуется не только развивать мышление младших школьников, но и важно развивать исследовательские умения обучающихся, так как они связаны с развитием мышления. Поэтому темой нашего исследования будет: Психолого-педагогические условия диагностики и развития мышления младших школьников. Объект исследования: развитие мышления у младших школьников. Предмет исследования: способы развития мышления младших школьников в учебной и внеучебной деятельности. Цель исследования: изучение способов диагностики и развития мышления у младших школьников в учебной и внеучебной деятельности. Задачи исследования: • Охарактеризовать мышление младших школьников; • Раскрыть понятие внеучебной деятельности и её роль в развитии исследовательских умений обучающихся; • Проанализировать методическую литературу на предмет педагогических технологий, используемых на уроках литературного чтения. • Подобрать методики, упражнения, направленные на развитие мышления младших школьников • Подобрать методики, направленные на развитие исследовательских умений младших школьников Гипотеза: мы исходим из предположения, что если в учебной и внеучебной деятельности младших школьников систематически использовать способы развития мышления, такие как: поиск информационных источников, формирование умений формулировать гипотезы, ставить вопросы и проблемы, а также решать их, то это будет способствовать положительной динамике в развитии мышления и формировании исследовательских умений у младших школьников. Методы исследования: • Эмпирические методы исследования: изучение литературы, изучение процесса и результатов деятельности обучающихся. • Теоретические методы исследования: анализ, синтез, классификация, обобщение. Теоретико-методологическая основа исследования: концепция развития исследовательской деятельности детей (Н.Г.Алексеев, А.В.Леонтович, А.С.Обухов и др.); психологическое обоснование развития исследовательской активности в детском возрасте (А.В.Леонтович, А.Н.Поддьяков, А.И.Савенков и др.); исследования развития познавательной активности школьников (Н.Ф.Талызина, Г.И.Щукина).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЯХ………………………………………………………………….6 1.1. Характеристика мышления младших школьников …………………………6 1.2. Развитие мышления младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности. ……………………………………………………….10 1.3. Способы диагностики мышления младших школьников. ………….….....15 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………..…17 ГЛАВА 2. Диагностика и развития мышления младших классов……………..18 2.1. Обзор методик диагностики и развития мышелния младших классов …18 2.2.Методика формирования исследовательских умений младших классов.. 24 2.3. Приемы технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения……………………………………………………………29 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………………...32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33 Список использованных источников……………………………………………..35
Список литературы

1. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст]/ Н.Г. Алексеев // Исследовательская работа школьников. – Москва, 2011- № 12 – С. 24-34. 2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст]/ Ш.А. Амонашвили -5-е изд., стереотип.. – Москва: Издательский дом Ш. Амонашвили, 2013. – 385с. 3. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей/ Е.С. Белова -3-е изд., стереотип..– Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2010. - 144с. 4. Белошистова, Л. Развитие логического мышления младших школьников / А. В. Белошистая, В. В. Левигас. — М.: Изд-во МПСУ, 2012. — 128 с. 5. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст]/ С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2010. - № 22. – С. 68-74. 6. Борздун, В.Н. Исследовательская деятельность в школе: критерии оценки [Текст]/ В.Н. Борздун // Методист.— 2012. — № 24. — С.48–51. 7. Гладкова, А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности [Текст]/ А.П. Гладкова// История и социльно-образовательная мысль.— 2012. — № 4. — С.91–94. 8. Завьялова, Т.Я. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. — М.: Аркти, 2008. — 56 с. 9. Зуева, С.В. Исследовательские умения учащихся: сущность и классификация умений, критерии и уровни сформированности [Текст]/ С. В. Зуева // Богданович.— 2017.— С. 21. 10. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей) [Электронный ресурс] / Москва; Материал подготовили: А.В. Леонтович – Режим доступа: http://www.researcher.ru. 11. Проектно-исследовательская деятельность учащихся (статья) [Электронный ресурс] / Усть-Удинск; Материал подготовили: С.В. Литвина – Режим доступа: http://dmee.ru/docs/100/index-7150.html. 12. Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника (статья) [Электронный ресурс] / Москва / Материал подготовили: Т.С. Фатеева – Режим доступа: http://vakizdat.ru/konferencii-vakizdat/ocmenu/51-artfateeva.html. 13. Леонтович, А.В. Разговор об исследовательской деятельности: Публицистические статьи и заметки [Текст]/ Под ред. А.С. Обухова//Исследовательская работа школьников, Москва, 2010. – № 5. – С. 93 14. Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии [Текст] / А.В. Леонтович// Народное образование.– №10.– 1999.– С. 152-158. 15. Организация исследовательской деятельности обучающихся: материалы региональной научно-практической Интернет-конференции// ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2012. – С.104 16. Острикова, Е. А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников [Текст]/ Е. А. Острикова // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 358-361 17. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы [Текст]/Н.Ю. Пахомова // Методист. – 2011. – № 12. – С. 45–49. 18. Поддъяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис-я д-ра психолог. наук [Текст]/ А.Н. Поддъяков – Москва, 2001. – 350с. 19. Развитие навыков и умений исследовательской деятельности во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Москва; Материал подготовили: Е.С. Артёмова – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/584172/ 20. Рапацевич, Е.С. Большая современная энциклопедия [Текст]/Е.С. Рапацевич – Современное слово, 2011. – 720 с. 21. Развитие навыков и умений исследовательской деятельности во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Москва; Материал подготовили: Е.С. Артёмова – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/584172/ 22. Рассказова, Ж.В. Исследовательская деятельность учащихся в условиях общеобразовательной школы: функция и виды/ Ж.В. Рассказов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2012. — №6. — С. 246–247 23. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания [Текст]/ А.И. Савенков -2-е изд., стереотип.. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 208с. 24. Савенков, А. И. Учебные исследования в начальной школе [Текст] / А.И. Савенков// Нач. шк. – №12. – 2000. – 101-108с. 25. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И. Савенков – Самара, 2011. – 285с. 26. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]/А.И. Савенков -3-е изд., стереотип..–– Самара: Учебная литература, 2010. – 80 с. 27. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]/ А.И. Савенков – Москва: Ось-89, 2010. – 480 с. 28. Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в школе [Текст]/А.И. Савенков — У-Фактория, 2011. — 86 с. 29. Савенков А.И., Обухов А.С. Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» / Под ред. А.С. Обухова. – Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Библиотека журнала: «Исследователь/ Researcher», 2018. 30. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст]/А.И. Савенков — М.: Сентябрь, 2003. - 204 с. 31. Семёнова, Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников. Дис-я на соискание учен. степ. кандит. педаг. Наук [Текст]/ Н.А. Семёнова – Томск: ГОУ ВПО «Томский гос. пед. университет». – 2010. – 203с. 32. Тяглова, Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии [Текст]/Е.В. Тяглова – Планета, 2010г. – 255 с. 33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Москва – Режим доступа: http://kem-edu.ucoz.ru/index/fgos/0-26/ 34. Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст]/ / И.Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2010. – № 10. – С. 24–29.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЯХ 1.1. Характеристика мышления младших школьников В период младшего школьного возраста в развитии мышления происходит по последовательным стадиям, которые логически связаны между собой. Дело в том, что когда ребенок приходит в школу, у него достаточно хорошо сформировано наглядно - образное мышление, все предметы и образы, которые окружают ребенка, могут быть описаны им словом, обобщенным предложением. Затем, в процессе обучения ребенок овладевает понятиями, и в связи с этим идет стремительное развитие понятийного мышления. Затем, происходит научение ребенка абстрагироваться, а, следовательно, развитие абстрактного - понятийного мышления. Все эти процессы изменения мышления возможны при условии получения новых знаний, усвоения новых понятий и объединения их в систему. А при недостаточном развитии мышления происходит неправильное формирование информации об окружающем мире, что сводится к неэффективности обучения. Дети по своей природе интеллекта, не могут выделить главный смысл текста, запомнить его, без участия взрослого. Таким взрослым в школе выступает педагог, который контролирует и развивает этот процесс. Одной из составляющих мышления являются исследовательские умения. Исследовательские умения – это результат учебной деятельности младших школьников. Учебная деятельность с исследовательским уклоном может проходить как в формате урока, так и в форме игр, экскурсий, квестов. Педагоги и психологи во всем мире занимаются вопросами развития мышления у детей, а в школьном возрасте, в силу пластичночсти психики, закладываются его фундаментальные позиции.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg