Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретические основы проектирования информационно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

natalya1980er 2175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.03.2019
Актуальность и целостность освещения проблемы исследования обусловили выбор темы: «Информационная интерактивная среда дошкольного образования как средство обеспечения качества образовательных услуг». В соответствии с темой были определены объект, предмет, сформулирована цель и гипотеза исследования. Цель исследования состоит в теоретико-методологическом обосновании, разработке проектирования информационно-образовательной среды в дошкольном образованим как средства обеспечения качества образовательных услуг. Объект исследования: является процесс проектирования информационно-образовательной среды в образовательном учреждении. Предмет исследования: особенности проектирования информационно-образовательной среды в МАДОУ Детский сад №25 города Екатеринбург. Гипотеза: если разработать практические рекомендации по усовершенствованию процесс проектирования информационно-образовательной среды в образовательном учреждении в МАДОУ Детский сад №25 города Екатеринбург, то активизируется деятельность участников воспитательно-образовательного процесса в ИОС ДОУ. Цель, объект и предмет исследования определили его задачи: - Выделить и обосновать совокупность положений, определяющих теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы качества образовательных услуг. - Определить свойства и организационную структуру информационной интерактивной среды, разработать подходы к созданию механизма ее управления. - Установить и доказать взаимосвязь между критериями качества образовательных услуг и показателями информационной интерактивной среды. - Разработать, обосновать и внедрить в образовательный процесс дошкольного образования проект информационной интерактивной среды, выявить компоненты, критерии оценки эффективности. Теоретико-методологическая основой исследования явились основные положения компетентностного (В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, М.Г. Минин, Л.Г. Смышляева, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков) и средового подходов. Анализ работ по средовому подходу в воспитании и обучении, рассматривающие среду как фактор формирования, развития и самореализации личности (Н.М. Борытко, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов, И.Д. Фрумин и др.). Идеи информатизации образования (Е.П. Велихов, М.Г. Гельфман, Н.Н. Красовский, В.Э. Меламуд, М.Г. Минин, В.Д. Пароджанов, И.В. Роберт, В.А. Стародубцев и др.); информационный характер и управление информационно-образовательной средой (Ю.Г. Коротенков, О.А. Ильченко, Ж.Н. Зайцева, В.И. Солдаткин, В.В. Гура, Б.П. Сайков). Подходы в смысловом определении понятия «образовательная услуга» (В.С. Потапенко, Е.Д. Липкина, С.А. Зайчикова, Н.Н. Терещенко, В.Н. Зотов, Т.А. Сон, И.Б. Романова, Т.А. Половова, О.С. Баталова, А.М. Стрижов, Р.Н. Джапарова). В ходе опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы: теоретические (анализ философской, социальной, психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по проблеме исследования, научных материалов и публикаций; систематизация, классификация, сравнительный анализ); эмпирические (педагогическое наблюдение); методы математической статистики психолого-педагогического исследования. Научная новизна: Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Практическая значимость: определяется тем, что материалы данной исследовательской работы могут найти применение в деятельности руководителей различных дошкольных образовательных учреждений. Положения, выносимые на защиту: - Охарактеризовать теоретические основы проектирования информационно-образовательной среды в образовательном учреждении. - Проанализировать состояние развития информационно-образовательной среды в МАДОУ Детский сад №25 города Екатеринбург . - Сформулировать предложения по совершенствованию информационно-образовательной среды в МАДОУ Детский сад №25 города Екатеринбург и активизации деятельности участников воспитательно-образовательного процесса в ИОС ДОУ. Структура работы: Работа состоит из введения, где обоснована актуальность темы и сформулированы цель, объект, предмет, задачи и методы исследования; трех глав, где отражены теоретические основы процесса проектирования информационно- образовательной среды в образовательном учреждении, представлены результаты оценки состояния информационно-образовательной среды в МАДОУ Детский сад №25 города Екатеринбург, разработаны практические рекомендации по совершенствованию информационно-образовательной среды в МАДОУ Детский сад №25 города Екатеринбург и активизации деятельности участников воспитательно-образовательного процесса в ИОС ДОУ; заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Существенные изменения в сфере образования, связанные с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и с принятием нового Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», в контексте информатизации образования ориентируют педагогический процесс общеобразовательных организаций на повышение качества образования, открытость и непрерывность, индивидуализированный, компетентностный и средовой подходы, самообразование и самообучение. К общеобразовательной организации, в этой связи, предъявляются требования по созданию новой образовательной среды, которая способствовала бы повышению качества обучения и достижение планируемых (предметных, метапредметных и личностных) результатов обучающихся через применение интерактивных и информационных технологий и управление образовательным процессом дошкольного образования. Анализ работ по информатизации образования на уровне дошкольного образования (Е.П. Велихов, М.Г. Гельфман, Н.Н. Красовский, В.Э. Меламуд, М.Г. Минин, В.Д. Пароджанов, И.В. Роберт, В.А. Стародубцев и др.) доказывает эффективность интеграции педагогических и информационных технологий в образовательный процесс в рамках информационно-образовательной среды современной дошкольного образования. Современный этап информатизации дошкольного образования, связанный с тенденциями и ориентирами российского образования, обусловил необходимость методологического осмысления создания образовательной среды нового формата с заданными параметрами влияния на качество обучения и воспитания. Неотъемлемой частью качества образования в целом, ориентированного, прежде всего, на качество обучения является качество образовательных услуг как важнейший показатель результативности образовательной деятельности дошкольного образования. Следует отметить, что при всем богатстве материала по средовому подходу в решении проблемы качественных образовательных услуг данный подход использовался недостаточно. Необходима систематизация структуры информационно-образовательной среды, механизма управления и функционирования этой средой и способов ее организации, которые должны быть направлены, прежде всего, на удовлетворение образовательных потребностей ее субъектов (педагогов и обучающихся). В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях выявлено и обосновано определение информационно-образовательной среды дошкольного образования, но не рассматривалось использование среды как средства обеспечения качества образовательных услуг. В рамках исследования проблемы определения и моделирования структуры информационной интерактивной среды дошкольного образования, способствующей обеспечению качества образовательных услуг в общеобразовательной школе изучались такие аспекты, как проблемы структурирования образовательной среды (СВ. Климин, Г.А. Ковалев, В.А. Козырев, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин, В.А. Ясвин); вопросы, связанные с процессом возникновения информационно-образовательной среды, ее связи с образовательной средой и иными средами (И.Я. Лернер, Л.Л. Редько, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская, В.В. Гура, Ю.А. Шрейдер, С.С. Кашлев, Е.В. Бондаревская, Н.О. Гафаурова); «интерактивные среды» с точки зрения технологизации процесса обучения (А.А. Балаев, А.К. Быков, А.А. Вербицкий, Л.К. Гейхман, Ю.Н. Емельянова, М.В. Кларина, Т.С. Панина, И.В. Роберт, Г.К. Селевко и др.). Учебная деятельность, в ходе которой происходит развитие и социализация ребенка, осуществляется во многих средах, каждая из которых является своеобразным срезом с человеческой деятельности и акцентирует различные ее аспекты. Одной из таких сред является информационно-образовательная среда. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения — это пространство сетевого взаимодействия всех участников учебного процесса, в котором происходит развитие ребенка-дошкольника. ИОС насыщенно субъектами - носителями информационных культур, информационными объектами - образовательным контентом различной природы и структурными практиками - фиксируемыми способами человеческого поведения в этой среде. Информационно-образовательная среда - это продукт деятельности, преследующей образовательные цели и задачи, в которой присутствуют как объекты, привнесенные в нее планомерно и целенаправленно, так и объекты, появившиеся в ней в результате нецеленаправленного поведения, в силу следования за модой или привычки. С одной стороны, ИОС учреждения представляет собой экосистему, в которую объединены личные информационные среды ее участников - администраторов, педагогов, воспитанников, родителей. С другой - в ИОС явно можно выделить ядро, то, что самым непосредственным образом связано с обеспечением образовательной деятельности, и периферию - информационные ресурсы, людей - носителей знаний и культуры, события и многое другое, находящееся за пределами детского сада, и всего того, что служит контекстом образовательной и управленческой деятельности. Проблема исследования: Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информатизация – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки, и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Теоретические основы проектирования информационно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения 9 1.1 Понятие и сущность информационно-образовательной среды в психолого- педагогической литературе 9 1.2 Проектирование информационно-образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении 21 1.3 Проект информационно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения 26 Глава 2 Опытно-поисковая работа по совершенствованию информационно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения 32 2.1 Анализ информационно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения 32 2.2 Организационно-методическое обеспечение проекта информационно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения 43 2.3 Характеристика изменений информационно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения 51 Заключение 65 Список использованной литературы 67 Приложения 74
Список литературы

1. Закон РФ от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» 2. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996г. №3 Ст. 150. 3. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства РФ. 1995г. №8 Ст.609. 4. Федеральный закон от 29.12.2015 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». 5. Об утверждение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва. 6. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. — М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2016. 7. Атанасян С.Л., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза // Информационная образовательная среда. Теория и практика. Бюллетень Центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО. — М.: ИСМО РАО, 2017. — Вып. 2. — С. 5—14. 8. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук / Г.Ю. Беляев. – М., 2010. – 157 с. 9. Богозов, Н.З., Психологический словарь / Н.З. Богозов, И.Г. Гозман, Г.В. Сахаров ; под ред. Н.Ф. Добрынина, С.Е. Советова. – Магадан, 1965. –292 с. 10. Богомолова, О.Б. Искусство презентации / О.Б. Богомолова - М., 2010. 11. Богомолова, О.Б. Культура клавиатурного письма / О.Б. Богомолова - М., 2016. 12. Будникова Г.А. Вдовина Е.А., Ли И.Г. Методические рекомендации по созданию школьного сайта: Учебно-методическое пособие для учителей. — Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2018. 13. Водопьян Г.М., Уваров А.Ю. О построении модели процесса информатизации школы. — М.: Издатель, 2016. 14. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. - М., 1998. 15. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. — Томск: ТМЛ-Пресс, 2018. — 286 с. 16. Дубцова М. В. Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 58-62. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9774/ (дата обращения: 29.10.2018). 17. Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2016 г. N 753/23-16 "Об информатизации дошкольного образования в России". 18. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании - Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. РФ, 2014. 19. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2016. 20. Колодинская, В.И. Информатика и информационные технологии дошколятам / В.И. Колодинская - М., 2018. 21. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова - М., 2016. 22. Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации. 23. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. — М.: Академия АйТи, 2016. 24. Кравцов, С.С. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников / С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина // Информатика. - 2016. - №12. 25. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М. : Народное образование, 2010. 26. Кукушин, В.С. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов /В.С. Кукушин. – М. : Ростов н/Д : МарТ, 2016. –224 с. 27. Медведникова Л. Ф. Алгоритм разработки образовательной программы ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2016.- № 12. — С. 16–25. 28. Мясоедова Е.А., Томилина Н.В. Реструктуризация сети образовательных учреждений: Методические рекомендации по формированию территориальных целевых программ с комментариями и приложениями / Под общ. ред. Н.В. Томилиной. — Астрахань: АИПКП, 2016. 29. Немов, Р.С. Психология : словарь-справочник. В 2 ч. Ч. 2 / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. –352 с. 30. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Е С. Полат. М., 2010. 31. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов ; под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М. : Оникс : Мир и образование, 2017. –640 с. 32. Осипова, Т.А. Социально-личностное самоопределение учащихся в условиях художественно-эстетической среды : дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Осипова. – Тюмень, 2016. –188 с 33. Панов, В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие / В.И. Панов // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 30-44. 34. Педагогика. – 2017. – No4. – С. 39-44. 35. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий : учебное пособие для учебных заведений профтехобразования / К.К. Платонов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высш. шк., 2017. – 174 с. 36. Рабинович, П.Д. Практикум по интерактивным технологиям: методическое пособие / П.Д. Рабинович - М., 2016. 37. Распоряжение правительства РФ от 08.12.2014 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». 38. Ресурс Интернет: Андреева А.Д. Психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях. URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2016-06%202/Andreeva.pdf. 14.03.2015. 39. Ресурс Интернет: Проект. Концепция единой информационной образовательной среды в Российской Федерации. URL: http://raec.ru/upload/files/eios_conception.pdf. 14.03.2015. 40. Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. 2014. № 5. 41. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков - М., 2015. 42. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования № 5. 1997. 43. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры/ В.И. Слободчиков // Новые ценности образования. –М., 2017. – Вып. 7. – С. 183. 44. Солдаткин В.И. Re: «О деталях» Концепции ИОС ОО РФ // Internet: http://plany.sssu.ru/phorum/ 45. Социологический энциклопедический словарь. – М. : М-Норма, 2015. – 480 с. 46. Социология : энциклопедия. – Минск : Книжный дом, 2016. – 1311 с. 47. Спичко, Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам / Н.А. Спичко // Иностранные языки в школе. – 2017. – No 5. – С. 44- 48. 48. Степанов В.М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук Иркутск, 1999.23 с. 49. Таланчук Н.М. Воспитание синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе. Казань: «Дом Печати», 1998. 135 с. 50. Талызина Н.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М.: Знание, 1997. 237 с. 51. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие школьника / С.В. Тарасов. – СПб. : ЛОИРО, 2016. –139 с. 52. Тезаурус для учителей, психологов и школьников: Новые ценности образования. М., 1995. Вып.1. 53. Тиффин Д., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение: Образование в информационном обществе / Пер. с англ. М.: Информатика и образование, 1999. 312 с. 54. Ткачук А.А. Проектирование педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2016. 22 с. 55. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1997. 142 с. 56. Трофимова Т. Г. Проектное обучение глазами учеников. // Информатика и образование. 2016. №6. С. 75-81. 57. Трубина И.И., Мозолин В.В., Липатов В.В. социализация учащихся в современном информационном обществе // Информатика и образование. 2014. №7. С. 113-116. 58. Уваров А.Ю. Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра. Москва: БИНОМ. Лабораториязнаний, 2014. 59. Уваров А.Ю. Интернет в школе: смена парадигмы // Информатика и образование. 2016. №3. С. 7-13. 60. Урнов В. Школа и компьютеры: нерадостная история многолетнего сосуществования и возможные перспективы // Директор школы. М.: Сентябрь, 2016. №7. С. 12-21. 61. Урсова О.В. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Великий Новгород, 2016. 62. Урсул А.Д. Ноосферная модель науки и образование XXI века. // Социально-политический журнал. М., 1996. №4. С. 68-77. 63. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества. М.: Изд-во ЛУИ, 1993. 275 с. 64. Ушамирская Г.А. Функциональный статус интегрированной системы образования в районе. Введение // Alma mater, 2016. №1. С. 18-25. 65. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды 2016-2018 гг.» // Собрание законодательства РФ. 2016г. №36. Ст. 3578. 66. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2016-2010 годы)» // Собрание законодательства РФ 2026г. №53. Ст.531. 67. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2016. 68. Федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования //Вестник образования России: сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки.- 2014г. №12. С. 28-29. 69. Философия : энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. – М. : Гардарики, 2017. –1072 с. 70. Философский словарь / под ред. М.М.Розенталь. – Изд. 3 -е. – М. : Политиздат, 1975. – 519 с. 71. Шендрик, И.Г. Саморазвитие личности в контексте проектирования образования / И.Г. Шендрик // 72. Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. – М. : АПО, 2015. 73. Ясвин ; под ред. В.И. Панова. – М. : Молодая гвардия, 2017. – 176 с. 74. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2016. 75. Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В.А. 76. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектирова-нию.-2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2017. 366 с. 77. Ясвин В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. 2000. №2. С. 3-14. 78. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М.: Педагогика, 2017. 313 с. 79. Яблонский В.Б., Вайсман О.А. Информационные ресурсы и организационные механизмы в управлении образованием // Информатика и образование. 2014. №7. С. 127-128. 80. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования // Библиотека журнала «Директор школы», 2017, №7. С. 11-14.
Отрывок из работы

1.1 Понятие и сущность информационно-образовательной среды в психолого- педагогической литературе Проблема изучения среды, которая окружает человека на протяжении всей его жизни, имеет важное значение, поскольку это окружение выступает как один из факторов, определяющих его развитие. Понятие «среда» является предметом изучения многих наук – философии, социологии, антропологии, психологии, педагогики и др. В самом общем смысле «среда» понимается как «окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов [6]. В философии понятие «среда» рассматривается в различных аспектах. В узком значении среду трактуют как совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов [15, с.435]. В более широком понимании данное понятие раскрывается в социальном аспекте и определяется как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования [16]. Данный аспект трактовки рассматриваемого понятия представлен и в социологии, оперирующей термином «социальная среда», который трактуется как: «1.Совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. 2.Часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д.» [11, с.338]. При этом подчеркивается, что среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности, особенно микросреда как «интегральная совокупность социальных групп, социальных общностей, а также социальных институтов и социальных организаций, с которыми непосредственно связан индивид в процессе социализации, межличностного общения и деятельности» [12, с.947]. Таким образом, в философии и социологии среда понимается как совокупность различных (природных, экономических, социальных, политических, духовных) условий существования индивида, в которых происходит развитие личности. В психологической науке понятие «среда» также рассматривается в различных аспектах: 1. Характеристика того, что противостоит человеку в окружающем его мире (этот мир в отличие от самого человека и называется средой). 2. То, что отличается от сознания, психики человека, находится вне их [5, с. 237]; - совокупность природных условий; общественно-историческая обстановка. Различаются естественная и социальная среды [2, с. 229]; - совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Различают среду внутреннюю и внешнюю. Во взаимодействии среды и личности изменения личности могут отставать от изменения среды, что создает противоречия, учет которых существен для воспитания и перевоспитания личности [9, с. 141]. Обобщение данных точек зрения позволяет заключить, что с точки зрения психологии понятие «среда» раскрывается через взаимосвязь с понятиями «окружение», «условия», отражающими взаимодействие человека и окружающей среды. Анализ отечественной и зарубежной педагогической литературы показывает, что в понятие «среда» вкладывается различное содержательное наполнение. Впервые его употребил известный педагог П.Ф. Лесгафт, установивший связи определенного типа личностного развития с соответствующим типом педагогической среды. Важность значения среды в воспитании человека подчеркивали К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов и др. Практическое воплощение идеи воспитания средой было осуществлено в деятельности немецких «соседских» интегрированных школ (Нигермайер, Циммер), французской «параллельной дошкольного образования» (Бло, Порше, Ферра), американских «школ без стен» (Уолтер, Уотсон, Хоскен) [4, с.92]. В начале ХХ века в России данная идея также нашла своих приверженцев (А.Г. Калашников; Н.В. Крупенина, С.Т.Шацкий, А.С. Макаренко и др.). В советской дидактике подчеркивалась зависимость обучения от характера общественных отношений, что нашло отражение в принципе связи обучения с жизнью (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко). В конце ХХ века теория среды получила свое дальнейшее развитие. При усилении внимания к педагогическому аспекту данного понятия ведущей в его трактовке стала категория «взаимодействие». Стали выделяться различные виды педагогической среды: природная, предметно-пространственная, эстетическая, образовательная, социально-педагогическая, социокультурная и др. В современной педагогике среда рассматривается как: - условия, в которых протекает жизнь человека, его окружение, совокупность людей, связанных общностью этих условий, обстановки [18, с.1255] - окружающее человека социальное пространство, зону непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия, а также включает в её структуру феномены социальной и личной жизни человека: опыт прошлой жизни, опыт общения, влияние средств массовой информации и т.п. [3]. Итак, в педагогическом аспекте среда понимается как окружение человека, условия, при которых он взаимодействует с этим окружением. Данные условия оказывают определенное влияние на развитие личности и могут активизировать или тормозить данный процесс. Понятие «среда» является родовым по отношению к понятию «образовательная среда», которое получило широкое распространение в современной педагогической науке. Единого мнения по вопросу трактовки данного понятия среди ученых пока не сложилось. С опорой на положения философии и социологии Н.Б. Крылова понимает образовательную среду как часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные процессы и их составляющие и где ребёнок включается в культурные связи с обществом, приобретает опыт самостоятельной культурной деятельности [3]. Развивая данную точку зрения, Н.А. Спичко характеризует образовательную среду как «совокупность психологического, социального и пространственно-предметного факторов, куда входят также материальный фактор и межличностные отношения» [13]. При этом автор отмечает, что все факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды. С чисто педагогической точки зрения рассматривает данное понятие Г.Ю. Беляев, который под образовательной средой понимает «учебно-воспитательную среду конкретного образовательного учреждения, моделируемую педагогической деятельностью педагогов-предметников и управленческого персонала учреждения» [1, с.72]. Однако в большинстве современных исследований (В.И. Панов, С.В. Тарасов, В.А. Ясвин и др.) образовательная среда трактуется с позиции взаимодействия личности с окружающей средой, которая представлена совокупностью различных условий: - совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности. [14., с.4]; - педагогически организованная система условий, влияний и возможностей для удовлетворения иерархического комплекса потребностей личности и трансформации этих потребностей в жизненные ценности, что обеспечивает активную позицию учащихся в образовательном процессе, обусловливает их личностное развитие и саморазвитие» [8, с.41]; - система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [19, с.28]; - система влияний и условий, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей, творческого потенциала, обеспечивающих удовлетворение потребностей учащегося, использование образовательных технологий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся [7, с.85]. Итак, при формулировке определения образовательной среды мы опираемся на точку зрения В.А. Ясвина и рассматриваем данное понятие как совокупность условий, влияний и возможностей, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей обучаемых и обеспечивающих активную позицию обучаемых в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие. Основные характеристики образовательной среды Важно отметить, что образовательная среда формируется осознанно и целенаправленно. На это указывает С.В. Тарасов, отмечая, что психолого-педагогические условия, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, специально организуются [14, с.4]. Данная специально организованная специфическая деятельность проектируется, формируется для самореализации личности, тогда, как считает И.Г. Шендрик, образование правомерно рассматривать как процесс освоения субъектом образовательной среды, представляющей собой совокупность прообразов культуры. Именно непосредственное образовательное окружение, прежде всего содержание и практика образования (как процесса и результата освоения культуры, осмысливания культурных фактов), оказывает формирующее воздействие на человека. Рассматривая проблемы самореализации личности, он видит её решение в необходимости «согласовать внутренние интенции человека и условия, в которых он живет» [17, c.41]. При этом ученый отмечает, что «самореализация возможна при условии, если человек: осознанно верит в жизненную цель, в свое предназначение; осознает свои способности, интересы, способен к взаимодействию с другими людьми; обладает знаниями, умениями, навыками и творческими способностями, позволяющими ему себя полно реализовать в профессиональной деятельности; способен к волевым усилиям» [там же, с.40]. Еще одной характеристикой данного феномена, по мнению В.И. Слободчикова, является взаимодействие различных субъектов, компонентов образовательного процесса: обучающего и обучаемого отдельных институтов, программ, образовательных деятельностей, в результате чего начинают выстраиваться определенные связи и между ними [10. с.183]. Т.А. Осипова с опорой на теорию развивающего образования (В.В.Давыдов и др.) утверждает, что образовательную среду можно характеризовать двумя показателями: насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ её организации) [7, с.80]. Выделяя требования к образовательной среде, В.С. Кукушин считает, что она должна быть: обучающей, развивающей, воспитывающей, информативной, экологичной, эстетичной, диалоговой, гуманной, одухотворяющей [4, с.94]. Обобщая результаты анализа различных точек зрения по вопросу характеристик образовательной среды и признавая правомерность высказанных положений, мы считаем необходимым добавить еще несколько моментов. На наш взгляд, важными характеристиками образовательной среды являются интегративность и вариативность. Интегративность отражает взаимосвязь субъектов образовательного процесса (педагогов, обучаемых, социальных партнеров и других лиц), различных условий (пространственно-временных, психолого-педагогических, социально-педагогических, социокультурых, дидактических и пр.). Взаимосвязь данных составляющих обеспечит целостность и эффективность процесса развития личности. Вариативность образовательной среды означает возможность изменений в ее составе, поиск и определение оптимальных сочетаний разных условий для обеспечения полноценного развития личности обучаемых и реализации их способностей и возможностей. Заканчивая анализ сущности понятия «образовательная среда», отметим, что, присоединяясь к мнению В.А. Ясвина, Т.А. Осиповой, В.И. Панова и др., мы рассматриваем образовательную среду как совокупность условий, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей обучаемых и обеспечивающих активную позицию обучаемых в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие. В качестве основных характеристик образовательной среды как педагогического феномена выступают: целенаправленность, специальная организация специфической педагогической деятельности, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, интегративность и вариативность. Под информационной интерактивной средой мы будем понимать, информационно-образовательную среду, связанную с управлением информационно-технологическим и дидактическим обеспечением, с формированием интерактивной позиции субъектов образовательного процесса (обучающийся, педагог) и удовлетворением их потребностей и интересов в качественных образовательных услугах. Для того чтобы понять, как возникает «интерактивная составляющая» нового понятия информационной интерактивной среды, которая, по нашему мнению, отвечает за формирование интерактивной позиции субъектов в их взаимодействии, рассмотрим вопрос, каким же образом различные среды коррелируют друг с другом: «информационно-образовательная среда» с внутренней «средой дошкольного образования» и внешней «социальной средой»? Чтобы лучше разобраться в механизме взаимодействия и формировании интерактивной позиции субъектов, рассмотрим термин «Интерактивность» (от англ. «interaction» – взаимодействие), который в педагогику вошел из социологического анализа (Т. Парсонс), и связанные с ним явления. Интерактивность в большей степени используется для описания взаимодействия в мире телекоммуникаций, где к явлениям интерактивности относятся компьютерные программы, мультимедийные приложения, электронная почта, «on-line» и «of-line» общения в Интернете, интерактивные опросы голосования, чаты, технологии виртуальной реальности, в том числе и дистанционные технологии и прочее. В 1975 году немецкий исследователь Г. Фриц вводит новый термин «интерактивная педагогика», предметом которой является построение процесса целенаправленного взаимовлияния и взаимодействия участников педагогического процесса [45, c.136-142]. Считается, что от термина «интерактивность» происходит само понятие «интерактивное обучение». В области педагогики понятие «интерактивное обучение» уходит своими корнями в термин «активное обучение». В обобщении опыта активной педагогики соединились лучшие традиции зарубежной (Г. Гегель, А. Дистервег, Д. Дьюи, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребель), достижения русской (Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский) и советской (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) педагогической практики и науки [30]. В период информатизации в образовании и в частности в образовательных организациях произошел и до сих пор происходит, мощный «технологический бум». В общеобразовательных организациях обновляется компьютерное оборудование, программное обеспечение, усложняется сетевое и дистанционное взаимодействие между субъектами образовательных организаций, укрепляется нормативно-правовое регулирование взаимоотношений субъектов образовательного процесса. На наш взгляд, это приводит к двум важным обстоятельствам. С одной стороны, меняется характер взаимодействия субъектов с «ученик-знание-учитель» на «учитель-компьютер-ученик». Новый формат отношений позволяет учителю организовать учебное пространство в режиме непрерывного и системного обучения за счет электронного бучения, которое включает в себя технологии дистанционного обучения (например, Moodle), облачные технологии (Google- технологии), Smart-технологии, не только в классе, на занятии, но и вне стен класса, дошкольного образования. Мы двигаемся от изучения «знаю что» к изучению «знаю где». В этой связи от учителя требуется «научить учить», а от обучающегося – «научиться учиться». С другой стороны, «живое» обучение в режиме реальной доступности меняет характер роли учителя и ученика, их качества и умения, необходимые в 21 веке. Такие качества и умения обучающихся и педагогов, как творческий подход и новаторство, критическое мышление и способность решать проблемы, коммуникабельность и сотрудничество, информационная грамотность, медиаграмотность, грамотность в области информации, коммуникации и технологии (ИКТ), гибкость и способность к адаптации, инициативность и самостоятельность, социальные и кросскультурные качества, продуктивность и вовлеченность, лидерство и ответственность выходят на первый план [34]. Отечественные исследователи (А.А. Балаев, А.К. Быков, А.А. Вербицкий, Л.К. Гейхман, Ю.Н. Емельянова, М.В. Кларина, Т.С. Панина, И.В. Роберт, Г.К. Селевко и др.) отождествляют «интерактивную среду», как правило, с технологизацией процесса обучения (компьютеры, сети, Интернет и т.п.) и не дают четкого представления о взаимосвязях с остальными «средами», не достаточно, на наш взгляд, уделяют внимание взаимоотношениям между субъектами образовательного процесса [130, c.40-43]. Зарубежные авторы предлагают рассматривать интерактивную среду во взаимосвязи с социальной средой, отводя при этом важную роль «школьной среде». F.C. Lunenburg [139] рассматривал интерактивную среду, как часть социальной среды, являясь «внешней средой дошкольного образования» (приложение 1). Автор придавал большое значение школьной среде, которая в значительной степени влияет на характер взаимодействия ученика и учителя, а также родителей и администрации. Модель интерактивной школьной среды F.C. Lunenburg, охватывает полный спектр входных и выходных данных (переменных), направленных на процесс повышения качества образовательных услуг в школе. Удовлетворенность педагога и родителя - это входные переменные. Удовлетворенность обучающегося - это посреднические переменные, направленные на качественный результат (результирующую переменную), которые влияют на успех дошкольного образования и подтверждают его. Восприятие школьного пространства группами (обучающийся, педагог, родитель) являются посредническими переменными - влияющие факторы на результирующую независимую «оценку». Под посреднической переменной в данном контексте следует понимать, переменную, которая связывает две других переменных и некоторым образом воздействует на связь между ними. Анализируя, предложенную модель интерактивной школьной среды, можно выдвинуть следующие утверждения: - Школьная среда и удовлетворенность результатами учеников, педагогов, администрации, родителей различные, но связные понятия. - Школьная среда не определяет эффективность обучения, она только предсказывает его. - Достижения и результаты в обучении являются наиболее соответствующими показателями эффективности работы дошкольного образования в целом. - Результат воздействия среды повышает качество образовательной услуги, в результате которой достижение определенного уровня образовательных результатов обучающихся измеряется числовым и качественным параметром оценки, направленной на удовлетворение образовательных потребностей и интересов участников образовательных отношений. Рассмотрев формулировки различных авторов, мы пришли к выводу, что социальный аспект информационно-образовательной среды, выражающийся во взаимодействии субъектов образовательного процесса (обучающийся, педагог) внутри образовательной организации с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями, обеспечивает интерактивность образовательных субъектов информационной, образовательной и социальной среды. Таким образом, можно сказать о расширении понятия информационно-образовательной среды, включая интерактивный аспект, порождая тем самым новое понятие в педагогике -информационной интерактивной среды. Корреляцию и взаимосвязь интерактивной среды с другими средами можно представить в виде схемы на рисунке 1. Рисунок 1 - Структурная схема интерактивной среды Ключевым компонентом ИИС является обеспечение дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса, в том числе с применением дистанционных технологий, дистанционное взаимодействие с другими образовательными организациями и т.д. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [127] в части 2 статьи 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» и приказ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» от 14 июня 2016 г. № 464 Министерство образования и науки Российской Федерации, предполагает представление информационной образовательной среды в электронной форме. Таким образом, образовательный процесс современной дошкольного образования должен основываться на широком использовании возможностей информационной образовательной среды с применением интерактивного обучения и дистанционных образовательных технологий, для формирования которой требуется активная работа педагогов по подготовке электронных образовательных ресурсов. В то же время недостаточно проработаны принципы создания таких учебно-методических материалов нового поколения. 1.2 Проектирование информационно-образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении Оптимизация развития системы дошкольного образования направляет нас на поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ. Целенаправленной разработке новых методов, освоению ряда инновационных технологий способствует информационно-образовательная среда. Основными идеями создания информационно-образовательной среды дошкольного учреждения являются следующие показатели. Разработка и внедрение в практику модели информационного обеспечения образовательного процесса, которая отражена в Программе развития ДОУ до 2015 года. Оснащение современными средствами информатики. Поиск и апробация новых организационных форм и технологий. Сегодня в отечественной педагогике проектирование трактуется как самостоятельная полифункциональная деятельность, предопределяющая создание новых или преобразование имеющихся условий процесса воспитания и обучения [26, С. 233]. Среди основных функций проектной деятельности принято выделять исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую. Для проектирования также характерна конструктивность, т.е. нацеленность на получение совершенно определенного практически значимого результата на основе прогностического знания. Этим проектная деятельность отличается от простого выявления и описания общих педагогических закономерностей, присущих, например, научно-педагогической деятельности. Проектирование носит рамочный характер по отношению к различным педагогическим контекстам. Это происходит потому, что в силу своей многофункциональности проектная деятельность может быть использована в качестве: - педагогического средства внутри более широкого социально-образовательного контекста, например, формирования корпоративной культуры в рамках обучающейся организации (современного вуза); - средства обучения, играя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности, например реализация личностных, (групповых, профессиональных и др.) проектов; - процедуры в контексте другой деятельности, например управления, соуправления, самоуправления образованием; - формы развития (притом, инновационного) того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления). В контексте проводимого нами исследования заслуживают внимания зарубежные подходы к проектированию, по разному классифицирующие функции управления проектами. Так, Д. Диксон [70, С. 18], обращаясь к проектировочной деятельности, считает необходимым включать в нее элементы изобретательства (творчества): 1) подготовка – накопление знаний и совершенствование мастерства, формулирование задачи; 2) концентрация усилий – упорная работа с целью получения решения; 3) передышка – период умственного отдыха, когда изобретатель отвлекается от решаемой задачи; 4) озарение – получение новой идеи или видоизменение уже известной; 5) доведение работы до конца. Отличается логическими связями между элементами проектирования и психологической направленностью концепция Я. Дитриха [цит. по 70, С. 314], которая сводит весь процесс проектирования к реализации потребности человека в чем-либо, и она состоит из следующих проектировочных действий: создание поля видения для данной потребности проектирования в соответствии с необходимостью ее выявления и степенью определенности; выявление задач, которые необходимо решить в связи с обеспечением удовлетворения потребности проектирования; составление перечня известных или вероятных проблем и подпроблем; определение логических связей между элементами созданного таким образом поля видения и постепенное уточнение совокупности величин, характеризующих удовлетворение потребности проектирования. С точки зрения П. Хилла (цит. по 256), которая, по нашему мнению, тяготеет к психологическому осмыслению динамики проектирования, процесс проектирования должен включать двенадцать этапов: определение потребности > определение цели > научные исследования > формулирование задания > формулирование идей > выработка концепции > анализ > эксперимент > решение > производство > распределение > потребление. Если сделать некоторые обобщения, то не трудно заметить, что взгляды зарубежных авторов не только тяготеют к инженерно-технической ориентации проектирования, но и отличаются выраженностью психологического подхода к самому процессу проектирования. В отечественной педагогике основоположником теории и практики педагогического проектирования считается А. С. Макаренко. Он не принимал стихийности педагогического процесса и потому выдвигал идею разработки «педагогической техники».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg